Скачать бесплатно сестринский уход при гипертонической болезни

Скачать бесплатно сестринский уход при гипертонической болезни thumbnail

Гипертония — это патология сердечно-сосудистой системы. Давление при заболевании значительно превышает норму, и понижается только после приема сильных медикаментов. Правильное лечение в домашних условиях зависит от выполнения рекомендаций врача, а в условиях стационара — от грамотной сестринской помощи.

Сестринский уход

Причины и лечение гипертонии

К основным причинам возникновения заболевания относят:

  • Черепно-мозговые травмы,
  • Курение и употребление алкоголя в больших дозах,
  • Употребление наркотиков,
  • Патологию почек,
  • Гиподинамию,
  • Неправильное питание,
  • Злоупотребление солью и фастфудом,
  • Болезни сердца и сосудов,
  • Наследственность.

Статистика показывает, что во время климакса у женщин особенно часто наблюдается развитие гипертонической болезни.

Опасность же ее в повышенном риске развития гипертонического криза — резкого и значительного повышения АД. Он может привести к инсульту, инфаркту, потере памяти, коме и даже летальному исходу.

Приближение криза можно определить по:

  • Внезапной и сильной головной боли,
  • Головокружению, сопровождающемуся тошнотой и приступами рвоты,
  • Появлению синдрома оглушения сознания,
  • Нарушению речи, координации движения,
  • Судорогам,
  • Нарушению ритма сердечных сокращений, отдышке.

По данным всемирной организации здравоохранения показателем повышенного АД является уровень 140/90 мм.рт.ст. и выше.

Опасность гипертонии

При постановке диагноза возраст больного во внимание не принимается: в одинаковой форме гипертонией болеют и взрослые, и дети. ВОЗ выделяет три фазы ГБ, от которых зависит лечение. Начальная фаза признана обратимой. Повышение уровня кровяного давления связано с наличием неблагоприятных факторов. Устранив их, можно добиться положительной динамики и выздоровления. Вторая фаза требует приема медикаментов для понижения АД. Течение болезни сопровождается гипертоническими кризами, развитием патологий внутренних органов. Третья фаза называется еще склеротической. Для нее характерно стойкое повышенное АД. Когда кровяное давление до критического уровня повышено возможны осложнения: нарушение мозгового кровообращения, сердечная недостаточность, инфаркт миокарда, почечная и легочная недостаточность, кратковременная или полная потеря зрения, памяти.

Лечение гипертонии направлено на стабилизацию давления, а для достижения результата применяют:

  • Антигипертензивные лекарства,
  • Массаж, иглоукалывание, физиотерапию, лечебную физкультуру,
  • Фитотерапию.

Осложнения гипертонической болезни

Если соблюдать рекомендации врача и вести здоровый образ жизни, то симптомы гипертонии минимизируются. Но она может закончиться летально при отсутствии постоянной терапии и самостоятельном лечении, отказе от предписаний врача, нарушении режима. К смертельно опасным осложнениям гипертонической болезни относят:

  • Ишемию сердца,
  • Отеки зрительного нерва,
  • Инсульт,
  • Инфаркт миокарда,
  • Сердечную астму,
  • Поражение почек,
  • Систолическую дисфункцию левого сердечного желудочка.

Симптомы гипертонии

В сочетании с сахарным диабетом или другим заболеванием, разрушающим нейроны, ГБ приводит к развитию хронической почечной недостаточности. Опасность ее в том, что органы перестают выводить токсины из крови. Летальный исход неизбежен при поражении более 90% почек. Если же почки утратили свои функции на 70% и менее, то у человека с артериальной гипертензией диагностируется почечная гипертония. Отличается она наличием постоянного высокого уровня диастолического давления и систолического. В этом случае лечение фокусируется на оздоровлении почек и стабилизацию АД.

Задачи сестринского ухода в лечении ГБ

В сестринском уходе нуждаются пациенты с острой формой заболевания, а также те, кто восстанавливается после гипертонического криза. Обычно помощь оказывается при стационарном лечении, но в частном порядке медсестра может приходить и к амбулаторному больному. Правильно организованный сестринский процесс при артериальной гипертонии нужен для:

  • Проведения медицинских и профилактических процедур,
  • Помощи больным гипертонической болезнью в организации бытовых условий в палате,
  • Наблюдения за самочувствием и оказания необходимой медицинской помощи,
  • Выявления характерных признаков заболевания,
  • Выяснения причин его возникновения и факторов, способствующих повышению кровяного давления.

Важность сестринской помощи при гипертонии изучается в медицинских институтах и колледжах, а чтобы оказание помощи было максимально эффективным — составляется специальный план.

Сестринский уход

Планирование сестринского ухода за больными включает в себя 4 стадии сестринского процесса, и основывается на стандартах сестринской практики. Он рассчитан на работу в сложившейся ситуации, а не с конкретным пациентом. А его цель — получение положительного результата от сестринских вмешательств в решение каждой проблемы больного.

Первая стадия сестринского процесса

На данном этапе важно правильно составить анамнез, который будет включать следующие сведения:

  • Условия работы, характер человека, его образ жизни,
  • Отношения с родными и коллегами,
  • Наличие гипертонии у родственников,
  • Режим и рацион питания,
  • Подверженность вредным привычкам,
  • Название и периодичность приема лекарств,
  • Преобладающий уровень эмоциональной усталости и физического напряжения,
  • Перенесенные ранее, текущие и хронические заболевания,
  • Жалобы пациента.

Жалобы больного зависят от стадии болезни, возраста и пола, а также многих других факторов.

Самые частые из них:

  • Регулярная головная боль, головокружения, шум в ушах,
  • Потеря ориентации,
  • Быстрая утомляемость,
  • Снижение работоспособности,
  • Вспыльчивость,
  • Плаксивость,
  • Бессонница, реже — постоянная сонливость,
  • Проблемы с памятью,
  • Перебои в работе сердца,
  • Отдышка даже при незначительной нагрузке,
  • Ухудшение зрения,
  • Частое онемение пальцев.

В ходе разговора рекомендуется выяснить ожидаемый результат от ухода и лечения, и выявить опасения пациента. У женщин дополнительно выясняется наличие гинекологических заболеваний: этот фактор необязательно приводит к повышению давления крови. Но исключить влияние этих проблем у пациентки можно только в ходе диагностики. Далее следует осмотр, оценка цвета и состояния кожи, наличие или отсутствие цианоза.

Помощь медсестры

Обязанности медсестры на первом этапе

Роль медсестры не ограничивается только осмотром и беседами. Независимые виды сестринских вмешательств включают работу и с пациентом, и с его семьей. Проводится разъяснительная работа о необходимости здорового питания и правильного образа жизни. Даются рекомендации об изменении условий и взаимоотношений на работе и дома, о необходимости соблюдении режима отдыха и нормального сна. В обязанности также входит:

  1. Обеспечение нормального отдыха, проветривание палаты и предотвращение любых попыток нарушения сна, отвлекать пациента от просмотра телепередач и фильмов,
  2. Обучение несложным способам релаксации,
  3. Информирование пациента о действии препаратов, назначенных врачом, и необходимости четкого соблюдения времени приема препаратов, дозах и их сочетании с приемом пищи,
  4. Разъяснение причин потенциальных осложнений,
  5. Контроль передаваемых родственниками продуктов,
  6. Проведение разъяснительных бесед о вреде для здоровья лишнего веса, вредных привычек, малоподвижного образа жизни,
  7. Обучение пациента или его родственников измерять пульс и давление, распознавать первичные симптомы гипертонического криза, оказанию первой помощи.
Читайте также:  Болезни у детей до года вес

Второй этап сестринского процесса

Медсестра обязана выявить реальные и потенциальные проблемы больного, которые определяются индивидуальными особенностями патогенеза болезни. В обязанности медсестры входит и диагностика по всем жалобам пациента. При гипертоническом заболевании диагностика выявления симптомов строится на анализе жалоб больного, которые могут иметь физиологическую или психологическую основу. Используют их для проведения адекватной доврачебной диагностики:

  • Быстрое утомление, кровотечение из носа и понижение работоспособности являются первыми симптомами АГ,
  • Нарушение ночного сна вызывает дисфункция состояния центральной нервной системы под воздействием гипертонии,
  • Одышка провоцируется отеком легких,
  • Повышенная тревожность связана с неосведомленностью, незнанием о наличии заболевании, неумением оказать себе правильную помощь.

Все проблемы пациента делятся на две группы: настоящие и потенциальный. К первой группе относят проблемы со сном, головные боли, раздражительность и частые перемены настроения, недостаточный отдых, неправильное питание. А к потенциальным проблемам — риск развития гипертонического криза, риск осложнений (нарушение работы сосудистой и дыхательной систем), инфарктов, инсультов, комы.

Медицинская сестра должна знать все симптомы гипертонического криза, оказывать первую помощь больному.

Этапы сестринского процесса

Чаще всего при кризе применяются: Лазикс, Верапамил, Нитроглицерин, Лабеталол, Фуросемид, Клофелин. Основной целью лечения или купирования криза является медленное и стабильное понижение АД, нормализация почечного кровообращения и кровообращения в головном мозге.

Третий этап сестринского процесса

Для подтверждения диагноза АГ лечащий врач назначает диагностические исследования. К ним относят сдачу мочи и крови, рентген легких, УЗИ сердца и почек, ЭКГ, осмотр у окулиста. Медицинская сестра обязана разъяснить пациенту правила сдачи всех анализов, и подготовить больного к процедурам. Правила подготовки:

  • Накануне не разрешается менять привычный для больного рацион,
  • Запрещается давать пациенту мочегонные препараты и новые лекарства,
  • Запрещается давать пациенту крепкие напитки (чай, кофе), алкоголь, острую или жирную пищу.
  • В процессе лечения медсестры контролируют своевременность приема пищи и лекарств, проводят необходимые медицинские и гигиенические процедуры.

При лечебной терапии сестринский процесс заключается в создании благоприятных условий и в разработке задач на день, неделю, курс лечения. При гипертонии этот процесс включает в себя следующие данные:

  • Дату обращения пациента,
  • Проблему,
  • Ожидаемый результат,
  • Перечень медицинских процедур,
  • Реакцию пациента на оказываемую помощь,
  • Дату реализации цели.

Медицинская сестра обязана в срок выполнить задания, и корректировать их при изменении состояния больного.

При определении постельного режима для гипертоника рядом с больным должны постоянно находиться либо родственники, либо медсестры. Они помогают ему в обеспечении физиологических потребностей в лежачем положении. Если прописан палатный или полупостельный режим, то больному разрешено посещать туалет, умываться и есть сидя.

Этапы сестринского обследования

Чаще всего гипертоникам назначают диету №10, которая основана на:

  • Небольшой калорийности пищи,
  • Употреблении только растительных жиров,
  • Регулировании выпиваемой в день воды (до 1,5 л),
  • Регулировании дневной порции соли (до 2 г),
  • Приеме продуктов, содержащих магний и калий в больших количествах,
  • Употреблении морской рыбы и морепродуктов.

Четвертый этап сестринского процесса

Этот этап включает в себя медикаментозное лечение. Лекарства назначает лечащий врач исходя из:

  • Наличия первичной или вторичной гипертонии,
  • Стадии болезни,
  • Симптоматики.

Сестринские обязанности заключаются в объяснении особенностей препаратов и побочных явлений. Гипертонику рекомендуется контролировать уровень АД и вести дневник измерения давления. При выписке из стационара для определения рекомендаций по корректировке образа жизни учитываются результаты всего сестринского процесса.

Уход медсестры

Врач анализирует следующие моменты:

  • Наличие прогресса в состоянии больного после проведенного курса лечения,
  • Совпадение фактического результата с ожидаемым,
  • Эффективность сестринского участия.

Пациенту составляют памятку со следующими данными:

  • Время следующего визита,
  • Необходимые исследования и анализы, которые нужно пройти до приема,
  • Перечень действий при возникновении осложнений.

Во время каждого посещения оценивается динамика показателей АД, течение болезни, проявление сопутствующих заболеваний. На основе полученных данных делаются выводы о продолжении лечения. Пациенту могут назначить водолечение или физиотерапию, физкультуру или санаторное лечение. Все эти дополнительные меры приводят к укреплению мышечной ткани, улучшению обмена веществ и деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной системы. Они же улучшают настроение и положительно влияют на состояние нервной системы.

Источник

Ïîíÿòèå ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè (ãèïåðòåíçèè), åå îñíîâíûå âèäû. Ïîêàçàòåëè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è âèäû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè. Êëèíè÷åñêèå äàííûå è äèàãíîñòèêà çàáîëåâàíèÿ. Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç: ñèìïòîìû, íåîòëîæíàÿ ïîìîùü, ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ëåêöèÿ ¹ 13. «Ïðîâåäåíèå ñåñòðèíñêîãî óõîäà ïðè àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè»

Ãèïåðòîíè÷åñêàÿ áîëåçíü (ýññåíöèàëüíàÿ èëè èñòèííàÿ, ãèïåðòåíçèÿ) — çàáîëåâàíèå, îñíîâíûì ïðèçíàêîì êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, îáóñëîâëåííîå íàðóøåíèåì ðåãóëÿöèè òîíóñà ñîñóäîâ è ðàáîòû ñåðäöà, è íå ñâÿçàííîå ñ îðãàíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè êàêèõ-ëèáî îðãàíîâ èëè ñèñòåì îðãàíèçìà.

Âòîðè÷íàÿ (ñèìïòîìàòè÷åñêàÿ) Àà — ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìîì ãðóïïû çàáîëåâàíèé — ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ, ïî÷å÷íûõ, ýíäîêðèííûõ è äð., è îáóñëîâëåíà ïîðàæåíèåì îðãàíîâ è ðàçâèòèåì â íèõ îðãàíè÷åñêîãî ïðîöåññà.

Читайте также:  Сестринский уход при гипертонической болезни курсовая

Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ (ÀÃ) — íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííîå õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ óñòîé÷èâûì ïîâûøåíèåì ñèñòîëè÷åñêîãî (áîëåå 140 ìì ðò.ñò.) è/èëè äèàñòîëè÷åñêîãî (áîëåå 90 ìì ðò.ñò.) àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ (ÀÄ). Åå âûÿâëÿþò ïðèáëèçèòåëüíî ó 30% íàñåëåíèÿ ïëàíåòû, çíà÷èòåëüíî ÷àùå (â 60-70% ñëó÷àåâ) ó ïîæèëûõ è ñòàðûõ ëþäåé. Âûñîêîå ÀÄ ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì ôàêòîðîì ðèñêà ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèé è èõ ëåòàëüíûõ îñëîæíåíèé, ïðè÷åì âåäóùàÿ ðîëü â ïðè÷èíàõ ñìåðòè íàñåëåíèÿ ïðèíàäëåæèò ïîâûøåííîìó ñèñòîëè÷åñêîìó ÀÄ. ãèïåðòîíè÷åñêèé àðòåðèàëüíûé êðèç ïîìîùü

Âûäåëÿþò 2 âèäà ÀÃ: 1) ãèïåðòîíè÷åñêóþ áîëåçíü è âòîðè÷íóþ âñëåäñòâèå çàáîëåâàíèÿ ïî÷åê, æåëåç âíóòðåííåé ñåêðåöèè è äð.; 2) èçîëèðîâàííóþ ñèñòîëè÷åñêóþ. Ïîñëåäíÿÿ âñòðå÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ó ëèö ïîæèëîãî è ñòàð÷åñêîãî âîçðàñòà.

Ïîêàçàòåëè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è âèäû àðòåðèàëüíîé ãèïåðòåíçèè

Ïîêàçàòåëüñèñòîëè÷åñêîåäèàñòîëè÷åñêîå

ÀÄ, ìì ðò.ñò.

Îïòèìàëüíîå ÀÄ Ìåíåå 120 Ìåíåå 80

Íîðìàëüíîå ÀÄ Ìåíåå 130 Ìåíåå 85

Ïîâûøåííîå íîðìàëüíîå ÀÄ 130-139 85-89

Àà ïîãðàíè÷íàÿ 140-149 90-94

ÀÃ I ñòàäèè (ìÿãêàÿ) 140-159 90-99

ÀÃ II ñòàäèè (óìåðåííàÿ) 160-179 100-109

ÀÃ III ñòàäèè (òÿæåëàÿ) 180 è áîëåå 110 è áîëåå

Àà èçîëèðîâàííàÿ ñèñòîëè÷åñêàÿ 140 è áîëåå Ìåíåå 90

Ïðè÷èíû è ôàêòîðû ðèñêà:

1. Íàñëåäñòâåííîñòü;

2. Çëîóïîòðåáëåíèå ïîâàðåííîé ñîëüþ;

3. Êóðåíèå;

4. Óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ;

5. Îæèðåíèå;

6. Ñòðåññîâûå ñèòóàöèè;

7. Ãèïîäèíàìèÿ;

8. Àòåðîñêëåðîç;

9. Âîçðàñò;

10. Ýíäîêðèííûå ñäâèãè (êëèìàêñ).

Ôàêòîðû ðèñêà ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè (ÔÐ) , îïðåäåëÿþùèå ñòåïåíü ðèñêà îñëîæíåíèé è íåáëàãîïðèÿòíûõ èñõîäîâ:

Îñíîâíûå:

1. Ìóæ÷èíû ñòàðøå 55 ëåò;

2. Æåíùèíû ñòàðøå 65 ëåò;

3. Êóðåíèå;

4. Õîëåñòåðèí ñûâîðîòêè êðîâè;

5. Ñåìåéíûé àíàìíåç ðàííèõ ÑÑ çàáîëåâàíèé;

6. Ñàõàðíûé äèàáåò.

Êëèíèêà è äèàãíîñòèêà

Áîëüíûõ áåñïîêîÿò ãîëîâíàÿ áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå, øóì â ãîëîâå, «ìåëüêàíèå ìóøåê ïåðåä ãëàçàìè», óõóäøåíèå çðåíèÿ è ñíà, îáùàÿ ñëàáîñòü, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü, øàòêîñòü ïîõîäêè. Áîëè â îáëàñòè ãðóäåé êëåòêè, îäûøêà è ñåðäöåáèåíèå ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå íåðåäêî ñâèäåòåëüñòâóþò î âîçíèêíîâåíèè àòåðîñêëåðîçà êîðîíàðíûõ àðòåðèé è èøåìè÷åñêîé áîëåçíè ñåðäöà (ÈÁÑ).

Ê íàèáîëåå õàðàêòåðíûì â êëèíè÷åñêîì ïëàíå îñîáåííîñòÿì Àà ó ïîæèëûõ è ñòàðûõ ïàöèåíòîâ îòíîñÿò çíà÷èòåëüíóþ åå äàâíîñòü, íåðåäêî ñêðûòîå (ëàòåíòíîå) òå÷åíèå áîëåçíè ñî ñêóäíîé ñóáúåêòèâíîé ñèìïòîìàòèêîé. Ïî ìåðå ïðîãðåññèðîâàíèÿ ïîðàæåíèé ñîñóäîâ ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ (ìîçãà, ñåðäöà, ïî÷åê, ãëàç) è ðàçâèòèÿ èõ ôóíêöèîíàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè ïîÿâëÿþòñÿ ñèìïòîìû ÀÃ.

Ñî÷åòàíèå Àà ñ ñîïóòñòâóþùèìè çàáîëåâàíèÿìè (öåðåáðîâàñêóëÿðíàÿ áîëåçíü, ÈÁÑ, íåôðîïàòèÿ, àòåðîñêëåðîç àîðòû, ñîñóäîâ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé è ñåò÷àòêè ãëàç) ñïîñîáñòâóåò óâåëè÷åíèþ ÷àñòîòû îñëîæíåíèé (èíñóëüò, ÈÌ, ÑÍ è äð.) è óõóäøàåò ïðîãíîç.

Ïðè èçîëèðîâàííîé ñèñòîëè÷åñêîé Àà ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ ïîâûøàåòñÿ, êàê ïðàâèëî, äî 170-180 ìì ðò. ñò. ïðè íîðìàëüíîì äèàñòîëè÷åñêîì ÀÄ. Ïî ñðàâíåíèþ ñ ïåðâè÷íîé ÀÄ ñóáúåêòèâíûå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ ìåíåå âûðàæåíû è ñïåöèôè÷íû. Áîëüíûõ áåñïîêîÿò ãîëîâîêðóæåíèÿ, øóì â ãîëîâå, îäûøêà è ñåðäöåáèåíèå ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, ïëîõîé ñîí è çíà÷èòåëüíî ðåæå — ãîëîâíûå áîëè.

Ãèïåðòîíè÷åñêèéêðèç— âíåçàïíîå, çíà÷èòåëüíîå è òðàíçèòîðíîå (ïðåõîäÿùåå) ïîâûøåíèå ÀÄ â ñî÷åòàíèè ñ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè íàðóøåíèé ñî ñòîðîíû íåðâíîé è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû. Ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ ìîæåòïîâûøàòüñÿ äî 280 ìì ðò. ñò., äèàñòîëè÷åñêîå — äî 160 ìì ðò. ñò. (â ñëó÷àå èçîëèðîâàííîé ñèñòîëè÷åñêîé Àà ïîâûøàåòñÿ òîëüêî ñèñòîëè÷åñêîå ÀÄ). ×àñòûå ïðè÷èíû ãèïåðòîíè÷åñêèõ êðèçîâ — ïñèõîýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå (ñòðåññ), ïîâûøåííàÿ ìåòåî÷óâñòâèòåëüíîñòü, íåàäåêâàòíåå ëå÷åíèå Àà è âíåçàïíàÿ îòìåíà àíòèãèïåðòåíçèâíûõ ïðåïàðàòîâ.

Êðèçàì ñâîéñòâåííû âíåçàïíîå íà÷àëî, èíòåíñèâíûå ãîëîâíûå áîëè äàâÿùåãî, ðàñïèðàþùåãî, ïóëüñèðóþùåãî õàðàêòåðà, íåðåäêî — êðàòêîâðåìåííûå ðàññòðîéñòâà çðåíèÿ — ìåëüêàíèå ìóøåê ïåðåä ãëàçàìè, òóìàí, ïåëåíà, à òàêæå ãîëîâîêðóæåíèÿ, òîøíîòà è ðâîòà. Ïîÿâëÿþòñÿ çàòðóäíåííàÿ ðå÷ü, ñëàáîñòü êîíå÷íîñòåé, èíîãäà — ñóäîðîãè â îòäåëüíûõ ãðóïïàõ ìûøö. Äîïîëíÿþò êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó áîëè â ëåâîé ïîëîâèíå ãðóäíîé êëåòêè äàâÿùåãî èñæèìàþùåãî õàðàêòåðà, ñåðäöåáèåíèå è îäûøêà, Ê òÿæåëûì îñëîæíåíèÿì ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà îòíîñÿò íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ, êðîâîèçëèÿíèå â ñåò÷àòêó ãëàçà ñ ÷àñòè÷íîé èëè ïîëíîé ïîòåðåé çðåíèÿ, ÈÌ è îòåê ëåãêèõ.

Äëÿ ïîæèëûõ íåõàðàêòåðíî âíåçàïíîå íà÷àëî êðèçà, íåðåäêî îí ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî, â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ, è åãî ïîÿâëåíèþ ïðåäøåñòâóþò óñèëåíèå ãîëîâíûõ áîëåé, âîçáóæäåíèå èëè ïîäàâëåííîå íàñòðîåíèå.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü è èíòåíñèâíîñòü êðèçîâ ðàçíàÿ, Íåîñëîæíåííîå èõ òå÷åíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ íåïðîäîëæèòåëüíîé è ïîëíîñòüþ ïðîõîäÿùåé ñèìïòîìàòèêîé, îñëîæíåííîå — äëèòåëüíî ñóùåñòâóþùèìè (â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ, èíîãäà — ñóòîê) è íåðåäêî óñèëèâàþùèìèñÿ êëèíè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè.

Ôèçèêàëüíîå, ëàáîðàòîðíîå è èíñòðóìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèÿ ïîçâîëÿþò èñêëþ÷èòü âòîðè÷íóþ (ñèìïòîìàòè÷åñêóþ) ÀÃ, âûÿâèòü âîçìîæíûå ïîðàæåíèÿ (çàáîëåâàíèÿ) àîðòû è åå êðóïíûõ âåòâåé, ñåðäöà, ãîëîâíîãî ìîçãà, ïî÷åê, ãëàç, à òàêæå îïðåäåëèòü ãðóïïó ðèñêà ðàçâèòèÿ ñåðäå÷íîñîñóäèñòûõ îñëîæíåíèé. Ìåäñåñòðå ñëåäóåò çíàòü è èñïîëüçîâàòü â ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ìåòîäû (íàâûêè) îáúåêòèâíîãî èññëåäîâàíèÿ: èçìåðåíèå è îöåíêó ÀÄ; ïàëüïàöèþ ïóëüñà íà ëó÷åâûõ, ñîííûõ è áåäðåííûõ àðòåðèÿõ; îïðåäåëåíèå ãðàíèö è õàðàêòåðèñòèêó òîíîâ ñåðäöà; âûñëóøèâàíèå øóìà íàä ñîííûìè àðòåðèÿìè ïðè èõ ñóæåíèè è â ïîäëîæå÷íîé îáëàñòè ïðè ñòåíîçå ïî÷å÷íîé àðòåðèè; èçìåðåíèå ðîñòà è ìàññû òåëà. Ïîêàçàíà êîíñóëüòàöèÿ îêóëèñòà äëÿ îñìîòðà ãëàçíîãî äíà è âûÿâëåíèÿ ñâîéñòâåííîé Àà àíãèîðåòèíîïàòèè ñåò÷àòêè.

 ïåðå÷åíü îáÿçàòåëüíûõ èññëåäîâàíèé âõîäÿò: êëèíè÷åñêèé àíàëèç êðîâè ñ ïîäñ÷åòîì òðîìáîöèòîâ; îïðåäåëåíèå êîíöåíòðàöèè õîëåñòåðèíà, ñàõàðà, ýëåêòðîëèòîâ, êðåàòèíèíà â êðîâè; îáùèé àíàëèç ìî÷è; ýëåêòðîêàðäèîãðàôèÿ. Ïî ïîêàçàíèÿì ïðîâîäÿò ÓÇÈ ïî÷åê, âíóòðèâåííóþ óðîãðàôèþ, ðåíîãðàôèþ ñ êàïòîïðèëîì (ïðè ïîäîçðåíèè íà ñòåíîç ïî÷å÷íîé àðòåðèè), àíãèîãðàôèþ ïî÷åê, ýõîêàðäèîãðàôèþ, ñóòî÷íîå ìîíèòîðèðîâàíèå ÀÄ.

Íàðÿäó ñ ïîâûøåíèåì ÀÄ íàèáîëåå âàæíûìè äèàãíîñòè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ñîáñòâåííî ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè (ïåðâè÷íîé ÀÃ) ÿâëÿþòñÿ íàïðÿæåííûé, òâåðäûé ïóëüñ, ðàñøèðåíèå ãðàíèö ñåðäöà âëåâî çà ñ÷åò óâåëè÷åíèÿ ëåâîãî æåëóäî÷êà, ýëåêòðî- è ýõîêàðäèîãðàôè÷åñêèå ïðèçíàêè ãèïåðòðîôèè ëåâîãî æåëóäî÷êà, èçìåíåíèÿ ãëàçíîãî äíà (àíãèîðåòèíîïàòèÿ ñåò÷àòêè) ïðè îòñóòñòâèè ñèìïòîìîâ ïîðàæåíèÿ àîðòû è åå êðóïíûõ âåòâåé. Ïîñëåäóþùåå âîâëå÷åíèå â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, íåðâíîé, ìî÷åâûäåëèòåëüíîé ñèñòåì ñóùåñòâåííî ìîäèôèöèðóåò êëèíè÷åñêèå è ëàáîðàòîðíûå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ.

Читайте также:  Что за болезнь у деми ловато

Ñòàäèÿ I — òðàíçèòîðíàÿ (ôóíêöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâ) — íåóñòîé÷èâîå ïîâûøåíèå ÀÄ.

Ñòàäèÿ II — ñòàáèëüíàÿ — ñòîéêîå ïîâûøåíèå ÀÄ.

Ñòàäèÿ III — ñòàäèÿ èñõîäîâ — ÀÄ ÷àùå âñåãî ïîâûøåíî ñ ïîâðåæäåíèåì äðóãèõ îðãàíîâ è ðàçâèòèåì òÿæåëûõ îñëîæíåíèé.

Ïðîáëåìû ïàöèåíòà.

1.I ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ:

— ãîëîâîêðóæåíèå,

— ðàçäðàæèòåëüíîñòü,

— íåðâîçíîñòü,

— ïëîõîé ñîí,

— ñíèæåíèå ïàìÿòè è óìñòâåííîé

ðàáîòîñïîñîáíîñòè,

— ïîâûøåííàÿ óòîìëÿåìîñòü.

2.II ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ:

— áîëè â îáëàñòè ñåðäöà ïî òèïó

ñòåíîêàðäèè,

— ïåðåáîè,

— îäûøêà ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå,

— òàõèêàðäèÿ,

— íàðóøåíèÿ è èíîãäà ñíèæåíèå çðåíèÿ.

3.III ñòàäèÿ çàáîëåâàíèÿ.

Âîçìîæíû:

— ðàçâèòèå èíôàðêòà ìèîêàðäà,

— íàðóøåíèå ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ,

— ñíèæåíèå çðåíèÿ,

— íàðóøåíèå ôóíêöèé ïî÷åê.

Ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç.

Ôàêòîðû, ïðîâîöèðóþùèå ðàçâèòèå êðèçà:

1. Ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ïåðåíàïðÿæåíèå;

2. Òðàâìû;

3. Ñòðåññ;

4. Íåóìåðåííîå óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ, êóðåíèÿ;

5. Íåäîñòàòî÷íûé ñîí, ïåðåóòîìëåíèå;

6. Êîëåáàíèÿ àòìîñôåðíîãî äàâëåíèÿ.

Êðèç ñîïðîâîæäàåòñÿ:

1. Ðåçêîé ãîëîâíîé áîëüþ;

2. Ãîëîâîêðóæåíèåì;

3. Ñåðäöåáèåíèåì, ïåðåáîè;

4. Ñèëüíûìè áîëÿìè â îáëàñòè ñåðäöà, îäûøêà;

5. Èíîãäà íàðóøåíèåì çðåíèÿ, òîøíîòîé è ðâîòîé;

6. Ïîòåðåé ðàâíîâåñèÿ.

Êðèç îñëîæíÿåòñÿ:

1. Èíôàðêòîì ìèîêàðäà;

2. Íàðóøåíèåì ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ (èíñóëüò);

3. Ïðèñòóï ñåðäå÷íîé àñòìû.

Ôèçè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå:

1. Â I ñòàäèè — ìîæíî îïðåäåëèòü ïîâûøåíèå ÀÄ;

2. Âî II ñòàäèè — îòìå÷àåòñÿ ñìåùåíèå ãðàíèöû ñåðäöà âëåâî;

3.  III ñòàäèè — çíà÷èòåëüíîå ïîâûøåíèå ÀÄ.

Íàèáîëåå ÷àñòûìè îñëîæíåíèÿìè (ïîòåíöèàëüíûå ïðîáëåìû) ÿâëÿþòñÿ — ãèïåðòîíè÷åñêèé êðèç, èíñóëüò, èíôàðêò ìèîêàðäà, ïåðâè÷íî-ñìîðùåííàÿ ïî÷êà, êàðäèîñêëåðîç, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.

Ëå÷åíèå.

Ïðè I ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ:

1. Êîíòðîëü ÀÄ;

2. Îòðåãóëèðîâàòüðåæèì òðóäà è îòäûõà, äîñòàòî÷íûé ñîí;

3. Çàíÿòèå ËÔÊ, çàêàëèâàíèå (ïðîõëàäíûé äóø óòðîì è âå÷åðîì);

4. Ïñèõîðåëàêñàöèÿ;

5. Ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêîå ëå÷åíèå.

Çàïðåùàåòñÿ:

1. Êóðåíèå è óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ;

2. Ðàáîòà â íî÷íóþ ñìåíó è ðàáîòà, ñâÿçàííàÿ ñ âîçäåéñòâèåì øóìà, âèáðàöèè, ÷ðåçìåðíûì íàïðÿæåíèåì âíèìàíèÿ.

Îáÿçàòåëüíîå ñîáëþäåíèå äèåòû (äèåòà ¹ 10).Óïîòðåáëåíèå ñâåæåé çåëåíè, îâîùíûõ è ôðóêòîâûõ ñîêîâ, ïðîäóêòîâ, áîãàòûõ êàëèåì, ìîðåïðîäóêòû.

 I ñòàäèè íàçíà÷àþò:

1. Ñåäàòèâíûå ïðåïàðàòû;

2. Ñíîòâîðíûå ïðåïàðàòû (ïî íåîáõîäèìîñòè);

3. Ãèïîòåíçèâíûå ñðåäñòâà.

Âî IIè III ñòàäèÿõ:

1. Ìîíîòåðàïèÿ;

2. Êîìáèíèðîâàíèå ãèïîòåíçèâíûõ ñðåäñòâ (4 ãðóïïû):

— áåòà-àäðåíîáëîêàòîðû,

— äèóðåòèêè,

— àíòàãîíèñòû êàëüöèÿ,

— èíãèáèòîðû àíãèîòåíçèíïðåâðàùàþùåãî ôåðìåíòà.

Êîìáèíèðîâàííàÿ òåðàïèÿ (ïðèìåíåíèå ïðåïàðàòîâ ñ ðàçíûì ìåõàíèçìîì äåéñòâèÿ).

Èñïîëüçóþòñÿ ñëåäóþùèå ãèïîòåíçèâíûå ñðåäñòâà:

— ìî÷åãîííûå (äèóðåòèêè): ãèïîòèàçèä, àðèôîí ðåòàðä è äð.;

— àíòàãîíèñòû êàëüöèÿ (íèôåäèïèí, âåðàïàìèë, äèëòèàçåì, àìëîäèïèí è äð.);

— èíãèáèòîðû àíãèîòåíçèíïðåâðàøàþùåãî ôåðìåíòà (èíãèáèòîðû ÀÏÔ): ýíàëàïðèë, ïåðèíäîïðèë, ëèçèíîïðèë, ðàìèïðèë è äð.;

— b-àäðåíîáëîêàòîðû (ïðîïðàíîëîë, àòåíîëîë, ìåòîïðîëîë, áåòàêñîëîë è äð.);

— áëîêàòîðû ðåöåïòîðîâ àíãèîòåíçèíà II (âàëñàðòàí, èðáåñàðòàí è äð.);

— à-àäðåíîáëîêàòîðû (ïðàçîçèí, äîêàñàçîçèí);

— àíòàãîíèñòû èìèäàçîëèíîâûõ ðåöåïòîðîâ (ìàêñîíèäèí, ðèëìåíèäèí);

— êîìáèíèðîâàííûå ïðåïàðàòû (íîëèïðåë, íîëèïðåë-ôîðòå, ëîãèìàêñ, êîðåíèòåê, òåíîðèê è äð.)

Íåîòëîæíàÿ ïîìîùü ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå

Öåëü — ñíèæåíèå ðåçêî ïîâûøåííîãî ÀÄ, óëó÷øåíèå êðîâîîáðàùåíèÿ â ãîëîâíîì ìîçãå, ïî÷êàõ è äð. îðãàíàõ.

1. Âûçâàòü âðà÷à ÷åðåç ïîñðåäíèêà.

2. Îáåñïå÷èòü ïàöèåíòó ïîëíûé ôèçè÷åñêèé è äóøåâíûé ïîêîé.

3. Óëîæèòü ïàöèåíòà, ïðèïîäíÿâ ãîëîâíîé êîíåö êðîâàòè.

4. Ïðîâåòðèòü ïàëàòó.

5. Ïðèìåíèòü ãðåëêó ê íîãàì è ðóêàì.

6. Ãîð÷èøíèêè íà èêðîíîæíûå ìûøöû.

7. Õîëîäíûé êîìïðåññ êî ëáó.

8. Ïîä ÿçûê — Êàïîòåí 25 ìã., Êàïòîïðèë 25 ìã.

Èç ãèïîòåíçèâíûõ ïðåïàðàòîâ íàçíà÷àþò:

1. Äèáàçîë — 0,5 % ð-ð 6-10 ìë ñ 10-15 ìë èçîòîíè÷åñêîãî ð-ðà íàòðèÿ õëîðèäà — ÀÄ ñíèæàåòñÿ ÷åðåç 12-20 è ýôôåêò ñîõðàíÿåòñÿ 2-3 ÷àñà;

2. Ôóðîñåìèä — 40 ìã;

3. Ìàãíèÿ ñóëüôàò 25% — 5 ìë;

4. Àìèíàçèí 2,5% — 1 ìë â/ì;

5. Êëîôåëèí — 0,5-1 ìë 0,01% ð-ðà â/ì èëè â/â òóáåðêóëåç æå äîçó âìåñòå ñ 10-15 ìë èçîò. ð-ðà NaCl — ïîñëå ââåäåíèÿ êëîôåëèíà âî èçáåæàíèè ðåçêîãî ïàäåíèÿ ÀÄ ïàöèåíò äîëæåí íàõîäèòüñÿ â ïîñòåëè â òå÷åíèè 2 ÷.

Íåçàâèñèìûå âìåøàòåëüñòâà.

Ìåäñåñòðà äîëæíà ñëåäèòü çà òåì, ÷òîáû ïàöèåíò:

1. Ñîáëþäàë äèåòó, ðåæèì äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè;

2. Ïðàâèëüíî ÷åðåäîâàë äíåâíîé ñîí è ïðîãóëêè;

3. Ðåãóëÿðíî ïðèíèìàë íàçíà÷åííûå ïðåïàðàòû, çíàë î âîçìîæíîì ïîáî÷íîì äåéñòâèè èõ íà îðãàíèçì è ïðè âîçíèêíîâåíèè òàêîâûõ óâåäîìëÿë ìåäñåñòðó è âðà÷à;

4. Êîíòðîëèðîâàòü ÀÄ è îáó÷èòü ïàöèåíòà ñàìîñòîÿòåëüíî èçìåðÿòü ÀÄ;

5. Êîíòðîëèðîâàòü âîäíûé áàëàíñ, äèóðåç;

6. Ñîïðîâîæäàòü ïàöèåíòà ïðè íàëè÷èè ó íåãî ãîëîâîêðóæåíèÿ;

7. Ðàñïîçíàòü ðàçâèòèå îñëîæíåíèÿ (èíôàðêò ìèîêàðäà, èíñóëüò è äð.);

8. Ïðîâîäèòü ïðîôèëàêòèêó ïðîëåæíåé;

9. Îêàçàòü íåîòëîæíóþ äîâðà÷åáíóþ ïîìîùü ïðè îñëîæíåíèÿõ, â òîì ÷èñëå, ïðè ãèïåðòîíè÷åñêîì êðèçå.

Ïðîôèëàêòèêà. Ìåäñåñòðà ñîâìåñòíî ñ âðà÷îì, ïàöèåíòîì è ÷ëåíàìè åãî ñåìüè ó÷àñòâóåò â ìåðîïðèÿòèÿõ ïî ïðåäóïðåæäåíèþ ðàçâèòèÿ (ïåðâè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà) è çàìåäëåíèþ ïðîãðåññèðîâàíèÿ (âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà) ÀÃ. Ñïîñîáû ïåðâè÷íîé è âòîðè÷íîé ïðîôèëàêòèêè ïî÷òè èäåíòè÷íû è èçëîæåíû âûøå ïðè îïèñàíèè íåìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ. Äîïîëíèòåëüíî îòìåòèì, ÷òî ïðåäóïðåæäåíèå ïðîãðåññèðîâàíèÿ Àà âî ìíîãîì çàâèñèò îò æåëàíèÿ è âîçìîæíîñòè ÷åëîâåêà èçìåíèòü ñòèëü æèçíè è ñîáëþäàòü ïðàâèëà çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè, îò ñïîñîáíîñòè ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ óáåäèòü ïàöèåíòà ðåãóëÿðíî è äëèòåëüíî ïðèìåíÿòü ãèïîòåíçèâíûå è äðóãèå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà, îáó÷èòü åãî íàâûêàì ñàìîêîíòðîëÿ óðîâíÿ ÀÄ, îðãàíèçîâàòü åìó ïñèõîëîãè÷åñêóþ, ôèçè÷åñêóþ è ýêîíîìè÷åñêóþ ïîääåðæêó â ñåìüå.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник