Скачать инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей

Скачать инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей thumbnail

Скачать бесплатно учебник: Детские инфекционные болезни, Кузьменко Л.Г.Год выпуска: 2009

Автор: Кузьменко Л.Г.

Жанр: Инфекционные болезни

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Исторически сложилось так, что инфекционные заболевания, встречающиеся почти исключительно у детей, называются детскими инфекциями, хотя могут возникать и у взрослых людей. С точки зрения современной медицины это обусловлено, с одной стороны, незрелостью детского организма и, прежде всего, иммунной системы, а с другой — тем, что у детей, переболевших такими инфекциями и выживших после них, формируется прочный (практически пожизненный) иммунитет, предохраняющий их от повторного заражения. Это обеспечивает невосприимчивость взрослых людей к соответствующим микроорганизмам.
Основные успехи в многовековой борьбе человека с инфекционными болезнями почти полностью относятся к XX в. Именно тогда были разработаны лабораторные методы идентификации возбудителей, внедрены в медицинскую практику антибактериальная терапия и вакционопрофилактика. Вместе с тем в значительной мере именно из-за этого произошли изменения в структуре инфекционных болезней. Если в первой половине XX в. ведущая роль принадлежала бактериальным инфекциям, то уже во второй половине этого же столетия и в начале XXI в. стали доминировать вирусные инфекции и болезни, вызываемые другими внутриклеточными микроорганизмами.
Несмотря на достигнутые успехи, в настоящее временя инфекционные болезни по-прежнему являются одной из ведущих причин смертности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) из 55 млн чел., умерших во всем мире в 2000 г., 10 млн чел. погибли от инфекционных заболеваний. Дети чаще всего страдают от инфекционных болезней. В ряде регионов мира именно инфекционные болезни являются основной причиной детской смертности.
В последние годы в России вышел в свет ряд руководств и монографий, достаточно полно отражающих как общие, так специальные вопросы инфекционных болезней у детей. Однако на наш взгляд в учебниках недостаточно отражены некоторые современные аспекты инфекционных болезней у детей, поэтому мы предприняли попытку восполнить этот пробел.
Структура учебника несколько отличается от структуры других учебных изданий по данной тематике. При сохраненном традиционном для отечественной медицинской школы последовательном изложении вопросов этиологии, патогенеза, клинической и лабораторной диагностики, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики отдельных нозологических форм большое внимание уделено синдромальному подходу к диагностике и терапии заболеваний.
Такая структура имеет несколько преимуществ.

  1. Отражены требования клинической практики, поскольку при первой встрече с пациентом врач прежде всего фиксирует внимание на имеющихся у больного симптомах и синдромах.
  2. Несмотря на раскрытие этиологии большинства инфекционных заболеваний, успехи этиологической диагностики заболевания у конкретного больного более скромны. Помимо этого у ряда детей имеет место микст-инфекция. Это нашло отражение в предлагаемых схемах эмпирической этиотропной терапии, которые предусматривают назначение стартового антибиотика на основании эпидемиологических данных о наиболее вероятных возбудителях того или иного заболевания, не дожидаясь результатов исследования, уточняющих этиологию. При отсутствии клинического эффекта в течение 48 — 72 ч и(или) при выявлении возбудителя, не имеющего чувствительности к указанному препарату, лекарственное средство меняют. В практической деятельности такой подход господствует повсеместно, в особенности в условиях слабой лабораторной базы.
  3. Синдромальный подход к диагностике и лечению инфекционных заболеваний имеет методологическое обоснование. Так, приступая к изучению курса инфекционных заболеваний у детей и видя перед собой список из большого количества нозологических форм, студент часто теряется от одного только объема материала. В то же время в инфекционных болезнях существует гораздо больше общего, чем частного. Однако это общее не всегда выявляется при рассмотрении инфекционных заболеваний как нозологических форм. При посиндромном рассмотрении оно становится более заметным.

Главы по общей инфектологии предваряют изложение частных вопросов инфекционной патологии. Материал по этиологии, патогенезу, диагностике, лечению и профилактике инфекционных болезней детского возраста изложен в соответствии с уровнем достижений современной биологии и медицины. Много внимания уделяется иммунологическим аспектам инфекционных заболеваний у детей. Изменившаяся в конце XX в. структура инфекционных заболеваний потребовала включения в учебник новых нозологических форм.
В рубрике «Дифференциальная диагностика» перечислены только нозологические формы, с которыми следует дифференцировать то или иное заболевание. Провести же дифференциальную диагностику студентам предлагается самостоятельно.
Сведения о некоторых заболеваниях инфекционной этиологии, не относящихся, однако, к числу эпидемических (некоторые внутриутробные инфекции, сепсис новорожденных и детей грудного возраста, острые пневмонии и др.), не приведены, так как их изучают в курсе детских болезней. В то же время в учебник включены основные сведения из предыдущих курсов (микробиологии, иммунологии, патофизиологии и др.).
Номенклатура лекарственных форм представлена в учебнике в Международных непатентованных наименованиях (МНН). Для облегчения усвоения материала в издании есть терминологический словарь.
Надеемся, что учебник «Детские инфекционные болезни» восполнит известный недостаток учебной литературы по детским инфекциям.
Все главы написаны авторами совместно. За помощь в написании подраздела 7.1 благодарим кандидата медицинских наук О. В. Алексееву.
Авторы испытывают чувство искренней признательности исследователям, чьи труды были использованы в процессе работы над учебником, и с благодарностью примут и учтут в дальнейшей работе критические замечания коллег и студентов.

Содержание учебника

«Детские инфекционные болезни»

Общие представления об инфекции и инфекционном процессе

  1. Краткая история изучения инфекционных болезней у детей
  2. Основные понятия, характеризующие инфекционный процесс
  3. Современная структура инфекционной заболеваемости у детей и взрослых
  4. Диагностика детских инфекционных болезней
  5. Классификация детских инфекционных болезней
  6. Профилактика инфекционных болезней

Клиническая патофизиология инфекционного процесса у детей

  1. Типовые патологические процессы при инфекционных заболеваниях
  2. Регуляция инфекционного процесса у детей

Иммунопатологические состояния при детских инфекционных болезнях

  1. Аллергия
  2. Вторичные иммунодефициты
  3. Аутоиммунные процессы

Вакцинопрофилактика инфекционных болезней у детей

  1. Общая характеристика вакцин
  2. Иммунологические основы вакцинации
  3. Вакцинальный процесс
  4. Регуляция вакцинального процесса
  5. Методика вакцинации
  6. Вакцинальные реакции и осложнения
    1. Вакцинальные реакции
    2. Поствакцинальные осложнения
  7. Этические и правовые проблемы вакцинопрофилактики

Основы химиотерапии инфекционных заболеваний у детей

  1. Антибактериальные средства
    1. Общая характеристика антибактериальных средств
    2. Классические антибиотики
    3. Хинолоны и фторхинолоны
    4. Сульфаниламиды и котримоксазол
    5. Группа нитроимидазолов
  2. Противовирусные препараты
    1. Классификация противовирусных препаратов
    2. Противогриппозные препараты
    3. Противогерпетические препараты
    4. Препараты, влияющие на ВИЧ
    5. Препараты широкого спектра действия
  3. Интерфероны
    1. Общая характеристика интерферонов
    2. Клиническая фармакология интерферонов

Синдромы в клинике детских инфекционных болезней

  1. Бронхообструктивный синдром
  2. Гемолитико-уремический синдром
  3. Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови
  4. Синдром дистального колита
  5. Синдром инфекционного мононуклеоза
  6. Синдром инфекционного токсикоза
    1. Общая характеристика инфекционного токсикоза
    2. Нейротоксикоз
    3. Токсикоз с эксикозом
    4. Инфекционно-токсический шок
  7. Синдром крупа
  8. Менингеальный синдром
  9. Синдром острой надпочечниковой недостаточности
  10. Синдром Рея
  11. Энтеритический (гастроэнтеритический) синдром

Бактериальные инфекции

  1. Дифтерия
  2. Иерсиниозная инфекция
  3. Коклюш
  4. Бактериальные менингиты
  5. Менингококковая инфекция
  6. Микоплазменные инфекции
  7. Острые кишечные инфекции бактериальной этиологии
  8. Столбняк
  9. Стрептококковые инфекции

Болезни, вызываемые невирусными внутриклеточными патогенами

  1. Фелиноз
  2. Хламидийные инфекции

Вирусные инфекции

  1. Бешенство
  2. ВИЧ-инфекция
  3. Острые вирусные гепатиты
    1. Основные патофизиологические синдромы вирусных гепатитов
    2. Общая характеристика разных форм острых вирусных гепатитов. Патоморфология
    3. Отдельные формы острых вирусных гепатитов
    4. Диагностика и дифференциальная диагностика острых вирусных гепатитов
    5. Лечение, профилактика и прогноз острых вирусных гепатитов
  4. Герпесвирусные инфекции
  5. Корь
  6. Краснуха
  7. Острые респираторные вирусные инфекции
  8. Парвовирусная инфекция
  9. Паротитная инфекция
  10. Ротавирусная инфекция
  11. Энтеровирусные инфекции
    1. Полиомиелит
    2. Энтеровирусные инфекции (Коксаки и ECHO)

Список литературы

скачать учебник: «Детские инфекционные болезни»

Источник

Инфекционные болезни сопровождают человечество с момента становления его как вида. Широкое распространение инфекционных заболеваний во все времена не только приводило к гибели многих миллионов людей, но и было основной причиной малой продолжительности жизни человека. Современной медицине известно более 6,5 тысяч инфекционных заболеваний и синдромов.

Инфекционные болезни возникают в результате проникновения в организм человека болезнетворных микроорганизмов. Каждое инфекционное заболевание вызывается специфическим микроорганизмом, свойственным только данной болезни.

Основная защита от возникновения инфекционных заболеваний — профилактика. Виды профилактики делятся на две большие группы — специфическая и неспецифическая. При неспецифических воздействиях происходит влияние на весь организм, на всю иммунную систему, независимо от инфекции. К специфическим воздействиям относится иммунопрофилактика, которая предохраняет человека от конкретной инфекции и создает иммунитет к конкретным инфекционным заболеваниям. Цель вакцинации — выработка организмом антител на ту или иную инфекцию.

До введения плановой вакцинации детей инфекционные болезни были ведущей причиной детской смертности, а эпидемии были частым явлением. 

Иммунопрофилактика в настоящее время — это один из ведущих методов профилактики инфекционных заболеваний, который признан в современном обществе одним из самых высоких достижений медицины и науки.

У людей с хроническими заболеваниями инфекции, от которых можно защититься с помощью иммунизации, протекают значительно тяжелее и приводят к большему числу осложнений. К примеру, более тяжело протекает корь у больных туберкулезом и ВИЧ-инфекцией; коклюш у недоношенных детей; краснуха у больных с сахарным диабетом; грипп у больных с бронхиальной астмой. Ограждать таких детей и взрослых от прививок попросту нелогично.

Иммунопрофилактика в Российской Федерации (как и во многих странах) возведена до ранга государственной политики. Иммунопрофилактика в РФ осуществляется согласно Федеральному закону от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Федеральному закону от 08 декабря 2010 года № 341-ФЗ «О внесении изменения в статью 9 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (которым добавлена в Национальный Календарь прививок иммунизация против гемофильной инфекции).Таким образом, на территории всей Российской Федерации населению проводятся прививки против 11-ти инфекций: против туберкулеза, вирусного гепатита В, коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи, эпидемического паротита, гриппа и гемофильной инфекции.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 51н «Об утверждении Национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» утверждены контингенты, подлежащие прививкам, схемы и сроки иммунизации.

Прививки проводятся детям с рождения. Еще в роддоме новорожденные в первые 24 часа жизни получают первую прививку против вирусного гепатита В, также новорожденному ребенку на 3-7 день жизни проводится вакцинация БЦЖ, предохраняющая от туберкулеза.

Дети в 1 месяц жизни получают вторую прививку против вирусного гепатита В.

Дети в 2 месяца жизни получают третью вакцинацию против вирусного гепатита В.

Дети в 3 месяца получают первую прививку против дифтерии, коклюша и столбняка, первую прививку против полиомиелита и первую прививку против гемофильной инфекции. Иммунизация против полиомиелита проводится инактивированными вакцинами против полиомиелита.

Иммунизация против гемофильной инфекции проводится в соответствии с инструкциями по применению вакцин. Подлежат иммунизации те дети, которые относятся к группам риска:

  • с иммунодефицитными состояниями или анатомическими дефектами, приводящими к резко повышенной опасности заболевания Hib-инфекцией
  • с онкогематологическими заболеваниями и/или длительно получающие иммуносупресивную терапию
  • ВИЧ-инфицированным или рожденным от ВИЧ-инфицированных матерей;
  • находящихся в закрытых ДДУ (дома ребенка, детские дома, специализированные дома-интернаты, (для детей с психоневрологическими заболеваниями и др.), противотуберкулезные санитарно-оздоровительные учреждения

Дети в 4,5 месяца получают вторую вакцинацию против дифтерии, коклюша и столбняка, вторую вакцинацию против полиомиелита (инактивированной полиомиелитной вакциной) и вторую вакцинацию против гемофильной инфекции.

Дети в 6,5 месяцев  получают третью вакцинацию против дифтерии, коклюша и столбняка, третью вакцинацию против гемофильной инфекции, третью вакцинацию против полиомиелита (третья прививки детям этого возраста проводится живыми полиомиелитными вакцинами; дети, находящиеся в закрытых детских учреждениях (дома ребенка, детские дома, специализированные интернаты для детей с психоневрологическими заболеваниями и др.), противотуберкулезные санитарно-оздоровительные учреждения по показаниям вакцинируются трехкратно вакцинами для профилактики полиомиелита (инактивированными) и третью вакцинацию против вирусного гепатита В в соответствии с инструкцией по применению вакцин детям данной возрастной группы, не относящимся к группам риска, получившим первую и вторую вакцинации в 0 и 1 месяц.

В 12 месяцев дети получают первую прививку (вакцинацию) против кори, эпидемического паротита и краснухи. И четвертую вакцинацию против вирусного гепатита В получают дети, относящимся к группам риска.

В 18 месяцев дети получают первую ревакцинацию против дифтерии, коклюша и столбняка, первую ревакцинацию против полиомиелита  и ревакцинацию против гемофильной инфекции (против гемофильной инфекции ревакцинация проводится однократно детям, привитым на первом году жизни согласно инструкции по применению препарата).

В 20 месяцев дети получают вторую ревакцинацию против полиомиелита (иммунизация проводится живыми вакцинами).

В 6 лет проводится ревакцинация (вторая прививка) против кори, краснухи, эпидемического паротита.

В 6-7 лет вторая ревакцинация против дифтерии и столбняка.

В 7 лет проводится ревакцинация против туберкулеза туберкулиноотрицательным детям (перед решением вопроса об иммунизации против туберкулеза всем детям этой возрастной группы проводится проба Манту и при отрицательном результате этой пробы проводится ревакцинация против туберкулеза).

В 14 лет — третья ревакцинация против дифтерии и столбняка, третья ревакцинация против полиомиелита (живыми вакцинами), ревакцинация против туберкулеза проводится ревакцинация против туберкулеза туберкулиноотрицательным детям (перед решением вопроса об иммунизации против туберкулеза всем детям этой возрастной группы проводится проба Манту и при отрицательном результате этой пробы проводится ревакцинация против туберкулеза).

Прививки против гриппа также проводятся согласно Национальному календарю профилактических прививок. Вакцинация против гриппа проводится ежегодно определенным контингентам лиц, к которым относятся дети с 6 месяцев, учащиеся 1-11 классов, студенты высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений, взрослый, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники  медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.), взрослые старше 60-ти лет.

Взрослые от 18 лет каждые 10 лет получают прививки против дифтерии и столбняка. Прививки проводятся через каждый 10 лет с момента  последней ревакцинации.

Против вирусного гепатита В все дети от 1 года до 18 лет, взрослые от 18 до 55 лет, не привитые ранее подлежат прививкам против вирусного гепатита В. Прививки проводятся в соответствии с инструкциями по применению вакцин детям и взрослым данных возрастных групп по схеме 0-1-6 (1 доза — в момент начала вакцинации, 2 доза через месяц после 1 прививки, 3 доза — через 6 месяцев от начала иммунизации).

Против краснухи подлежат иммунизации дети от 1 года до 18 лет, не болевшие, не привитые против краснухи, привитые однократно и  девушки и женщины 18-25 лет, не болевшие краснухой и не привитые ранее.

Против кори иммунизации подлежат также взрослые до 35- лет, не болевшие корью, не привитые против кори, привитые однократно. Следовательно против кори должны быть привито все население до 35-ти лет: дети с 1 года до 6-ти лет имеют по одной прививки, с 6-ти лет и до 35- ти лет по две прививки против кори. Контактные лица из очагов кори, не болевшие, не привитые и не имеющие сведений о профилактических прививках против кори, однократно привитые прививаются без ограничения возраста.        

Иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок проводится медицинскими иммунобиологическими препаратами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно инструкциям по применению. Прививки проводятся в лечебных учреждениях, осуществляющих иммунизацию,  бесплатно для населения.

Инфекционная заболеваемость продолжает регистрироваться во всем мире — и в развитых и развивающихся странах (инфекционные агенты не выбирают богатые или бедные слои населения). На сегодняшний день очень развит туристический бизнес, проводятся различные  международные спортивные соревнования, конференции, симпозиумы. При проведении таких мероприятий возникает риск распространения инфекционных болезней, что обусловлено тесным контактом участников.

Не имея прививки против кори, краснухи, дифтерии и других инфекционных заболеваний очень большой риск привезти из поездки не только хорошие впечатления, но и инфекционную болезнь.

Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области обращает особое внимание жителей области, что при планировании поездки (даже в сопредельные с Волгоградской областью территории)  необходимо уточнить в поликлиниках по месту жительства, в лечебных учреждениях по месту работы или учебы свой прививочный анамнез и при необходимости провести иммунизацию.

При полном или частичном копировании информационного материала ссылка на сайт Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области обязательна: https://34.rospotrebnadzor.ru/

Источник