Сказка индейцев северной америки откуда пошли болезни и лекарства 3 класс

Сказка индейцев северной америки откуда пошли болезни и лекарства 3 класс thumbnail

    Этапы урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного воздействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД и предметные действия

Мотивационно – целевой этап

Актуализация знаний

Ориентировочный этап

Поисково – исследовательский этап

Рефлексивно – оценочный этап

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес. Организовать самостоятельную форму мировой проблемы и поставленной цели.

Создать доброжелательную обстановку.

Анализируя информацию, сделать выводы.

Организовать работу для достижения цели

Организовать осмысленное восприятие новой информации, анализ.

Осмысление процесса и результата деятельности

Формирование информационного запроса создание проблемной ситуации.

Беседа, отработка умений, анализ, рассуждение.

Беседа, отработка умений.

Работа с текстом сказки,

 беседа

Беседа, анализ,

Фронтальная, индивидуальная.

Индивидуальная, фронтальная.

Фронтальная, индивидуальная.

Фронтальная, индивидуальная.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах по ролям.

Читает стихотворение, предлагает проверку готовности класса, нацеливает учащихся на работу.

Создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу, предлагает задания, задаёт вопросы, загадывает слова, нацеливает на работу, подводит к анализу, формирует представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки.

Задаёт вопросы, вызывает на беседу и сотрудничество, предлагает работу с различным раздаточным материалом.

Задаёт вопросы, предлагает, нацеливает, наталкивает на выводы, учит отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой.

Вызывает на размышление, подводит к итогу урока.

Готовят учебники, рабочие тетради, обдумывают информацию.

Работа с картой мира, отгадывают слова, отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, анализируют.

Анализируют, работают с толковым  словарём, учебником, изображениями животных, рассуждают, участвуют в беседе, отвечают на вопросы, размышляют.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем и предложенные в учебнике, делают выводы, анализируют.

Делают выводы, подводят итог урока, находят особенности самых древних сказочных сюжетов (историй).

Регулятивные УУД:

— определять цели учебной деятельности.

Познавательные УУД:

— формировать информационный запрос, воспроизводить знания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

— учиться налаживать контакт, умение слушать друг друга и учителя.

Личностные УУД:

— проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД:

— принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД:

— умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

— умение слушать и слышать.

Личностные УУД:

— внутренняя позиция школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.

Регулятивные УУД:

— планировать, составлять план действий с учётом конечного результата;

— соотносить результат действия с поставленной целью.

Познавательные УУД:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные УУД:

— умение оформлять свои мысли;

— умение сотрудничать со сверстниками.

Личностные УУД:

— соотносить результат действия с поставленной целью.

Регулятивные УУД:

— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные УУД:

— извлекать необходимую информацию;

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

— формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

— выражать в речи свои мысли и действия;

— вступать в диалог.

Личностные УУД:

— способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

— адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные УУД:

— контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Коммуникативные УУД:

— умение слушать и слышать;

— умение оформлять свои мысли.

Личностные УУД:

— способствовать формированию самооценки на основе критерий успешной учебной деятельности.

Источник

Тема урока: Древние сюжеты сказок о животных.

Сказка «Откуда пошли  болезни и лекарства».

Цели: формировать представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки; учить отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой.

Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать сказку о животных от волшебных сказок; располагать сказки о животных по временному признаку на ленте времени:

1) самая древняя сказочная история;

2) просто древняя;

3) менее древняя сказочная история; находить особенности самых древних сказочных сюжетов (историй):

объяснение причины взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида; находить особенности просто древних сказок (ум и хитрость героя); находить особенности менее древней сказки — ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным; распознавать сказки с бродячими сюжетами и сравнивать «бродячие сказочные истории» разных народов с целью обнаружить в них общие черты: сходство построения самих сказок, событий и характеров героев.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

Новую тему мы начинаем,

Что в ней таится, пока мы не знаем.

Но чтобы название темы узнать,

Надо вам запись расшифровать.

Отгадайте слова.

Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем. (Постигаем.)

Второе слово: синоним слова «тайны». (Секреты.)

Третье слово: художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем расписной». (Сравнение.)

Откройте учебник на с. 64 и проверьте себя. («Постигаем секреты сравнения».)

(Учитель читает текст на с. 64.)

  • Что же мы будем изучать?

  • Вспомните, что мы знаем о сказках о животных. (В сказках о животных герои — животные; хитрец и проказник — главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних — благородный.)

  • Что предлагает нам Михаил Потапович? (Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.)

  • Прочитайте название первой сказки. («Откуда пошли болезни и лекарства».)

  • Какой народ придумал эту сказку? (Индейцы Северной Америки.)

  • Знаете ли вы, кто такие индейцы? (Индейцы — коренные жители Северной Америки.)

  • Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка.

  • По названию можно ли определить, о чем эта сказка? Прочитаем и узнаем, почему сказка так названа. Вы готовы? Тогда начинаем.

III. Работа по теме урока

  • Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.

77

Узнайте значение слов «бурундук» и «исполосовали» в толковом словаре. (Учитель читает сказку на с. 64—67.)

  • Вам понравилась эта сказочная история? Чем?

  • В какие времена происходят события? Найдите подтверждение в тексте.

  • Когда же дружбе пришел конец? (Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и меньше, и люди стали убивать зверей.)

  • Какой же выход придумали звери? (Собрались на совет, чтобы решить, как наказать людей.)

  • Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.

(.Примерный ответ.

  • Медведи предложили объявить войну.

  • Олени предложили наказывать охотников, которые не просили прощения у убитых животных.

  • Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.

  • Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.)

  • Кто вступился за человека? (Бурундук.)

  • Какова его судьба? (Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.)

  • Посмотрите на изображение бурундука.

(Учитель выставляет рисунок.)

  • Кто решил помочь человеку? (Растения.)

  • Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и прочитайте его. Расскажите своими словами.

  • Какие лекарственные травы вы знаете?

    1. Физкультминутка

    2. Продолжение работы по теме урока

  • Чему же учит эта сказочная история? (Бережно относиться к миру природы.)

Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причины появления у животных некоторых внешних признаков.

  • Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? (Лягушки, бурундука.)

  • Прочитайте, как они это объясняют.

(Чтение текста на с. 67.)

  • Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? (Да, мы нашли объяснение, почему животные имеют такой вид.) А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории? (Происхождение болезней.)

  • Перечитайте и расскажите, как они объясняют причину происхождения болезней.

  1. Рефлексия

  2. Подведение итогов урока

  • Какую тему мы начали изучать?

  • С каким произведением познакомились?

  • Почему эту сказочную историю можно считать самой древней? (В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух животных.)

  • Вернемся к началу нашего урока. Почему же сказка так названа?

Домашнее задание

Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).

Источник

Откуда пошли болезни и лекарства (индейская сказка)

В давние времена все звери и птицы, рыбы и растения жили с людьми в мире и дружбе, но мало-помалу людей становилось всё больше и больше, а бедным зверям оставалось места на земле всё меньше и меньше. Дальше и того хуже: люди придумали лук со стрелами, ножи, копья да рыболовные снасти и принялись охотиться на зверей. У тех, что побольше, брали шкуры и мясо, а живность помельче, лягушек да червей, топтали ногами, не считая. Призадумались звери: как же им быть?

Сначала совет держали медведи. Решили они объявить человеку войну.
– Чем воюют с нами люди? Луком да стрелами! А если и мы сделаем то же?
Изготовили медведи лук со стрелами. Попробовал один натянуть лук, да запутался в тетиве когтями.
– Когти надо обрезать! – предложил кто-то.
Но медвежий вождь не согласился:
– Длинные когти нужны нам, чтобы лазить по деревьям, без когтей мы умрём с голоду. Видно, не годится нам человеческое оружие.
Ничего не решили медведи и побрели в чащу. А договорись они между собой, мы по сей день только б и делали, что воевали с медведями. А так охотники даже не спрашивают у них разрешения, когда вздумают поохотиться.Откуда пошли болезни и лекарства
Потом держали совет олени во главе со своим вождём Оленёнком и решили наказать тех охотников, кто истребляет оленей без разбора и не просит у них прощения. Они так и заявили индейцам:
– Плохие охотники обязательно заболеют.
И теперь, едва охотник убьёт оленя, вождь Оленёнок, невидимый и быстрый как ветер, тут как тут и тихонько спрашивает убитого оленя:
– Говорил ли тебе охотник слова прощения?
Если да – Оленёнок тотчас уходит; если нет – идёт по следу охотника до самой хижины и насылает на него болезнь.
Вот почему ни один стоящий охотник не убьёт оленя просто так – обязательно попросит у него прощения.
После оленей собрались на совет рыбы и пресмыкающиеся. Немало накопилось у них обид на людей, и решили они посылать людям недобрые сны. Пусть эти сны, словно змеи, обовьются вокруг человека и душат. Или пошлют сны о сырой и тухлой рыбе, чтобы отбить у людей аппетит и уморить голодом.
Вот отчего нам до сих пор иногда снятся рыбы да змеи.
Наконец собрали совет птицы, насекомые и мелкие зверьки, вождём они избрали Гусеницу.
Первой дали слово лягушке.
– Если не остановить человека, – заквакала она, – он всех нас сживёт со света! Поглядите-ка, как он отделал меня! Всё из-за того, что я, видите ли, некрасива на вид! Да от его битья у меня вся спина в синяках!

И лягушка показала всем пятнышки на шкурке.
Потом выступила маленькая птичка:
– Виноват человек! Виноват человек! Он сажает птичек на вертел и жарит! Сажает и жарит!
И только бурундук осмелился сказать доброе слово о человеке. Звери так рассердились, что набросились на бедного бурундука и исполосовали его когтями. Следы царапин он носит на спине и по сей день.
И тогда-то стали зверьки придумывать болезни, всё новые и новые, и навыдумывали столько, что, если бы у них в конце концов не иссякла фантазия, люди уже давно погибли бы.
Гусеница слушала, слушала, и предложения зверей нравились ей всё больше и больше.
– Вот хорошо-то! – проговорила она. – Ведь эти противные людишки стали что-то уж больно здоровыми да толстыми, топают куда попало и вечно наступают на меня!
Тут Гусеница вся задрожала от радости да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом. Так гусеницы ведут себя и сегодня.
А вот растения остались людям друзьями. Когда они услыхали, что задумали звери, то порешили расстроить их недобрые замыслы. Каждое дерево и кустик, каждая травка, все мхи договорились лечить человека.
– Я приду на помощь человеку, когда он позовёт меня, – сказал каждый из них.
Вот так появились на свете лекарства. И если случится, что доктор не знает, какое лекарство прописать больному, духи растений тихонько-тихонько шепнут ему на ухо.

— КОНЕЦ —

Источник

Инфоурок

Литературное чтение
›Презентации›Презентация по литературному чтению на тему «Откуда пошли болезни и лекарства» (3 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Урок литературного чтения в 3 классе

Описание слайда:

Урок литературного чтения в 3 классе

2 слайд

Девиз урока Пусть книги друзьями заходят в дома, читайте всю жизнь, набирайт

Описание слайда:

Девиз урока Пусть книги друзьями заходят в дома, читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

3 слайд

Отгадай название раздела Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем

Описание слайда:

Отгадай название раздела Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем Синоним слова тайна Художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем расписной». 

4 слайд

Раздел №2 Постигаем секреты сравнения Новую тему мы начинаем, Что в ней таит

Описание слайда:

Раздел №2 Постигаем секреты сравнения Новую тему мы начинаем, Что в ней таится, пока мы не знаем.

5 слайд

 -Какие сказки про животных мы уже изучали?

Описание слайда:

-Какие сказки про животных мы уже изучали?

6 слайд

 ???????

7 слайд

 Тема урока Откуда пошли болезни и лекарства?

Описание слайда:

Тема урока Откуда пошли болезни и лекарства?

8 слайд

 Цель урока Узнать, откуда…. пошли болезни и лекарства?

Описание слайда:

Цель урока Узнать, откуда…. пошли болезни и лекарства?

9 слайд

 -Какой народ придумал эту сказку? -Знаете ли вы, кто такие индейцы?

Описание слайда:

-Какой народ придумал эту сказку? -Знаете ли вы, кто такие индейцы?

10 слайд

Инде́йцы — название коренного населения Америки. Название возникло от ошибоч

Описание слайда:

Инде́йцы — название коренного населения Америки. Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др.) конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией.

11 слайд

Сказка индейцев северной америки откуда пошли болезни и лекарства 3 класс

12 слайд

Словарная работа Бурундук -… Род грызунов из семейства беличьих. К бурундука

Описание слайда:

Словарная работа Бурундук -… Род грызунов из семейства беличьих. К бурундукам относятся 25 видов, большинство из которых обитает в Северной Америке.

13 слайд

 Словарная работа Исполосовали - … Покрыли какими-либо линиями или полосками

Описание слайда:

Словарная работа Исполосовали — … Покрыли какими-либо линиями или полосками

14 слайд

 Откуда пошли болезни и лекарства?

Описание слайда:

Откуда пошли болезни и лекарства?

15 слайд

 Призадумались звери, как им быть?

Описание слайда:

Призадумались звери, как им быть?

16 слайд

 Что предложили медведи?

Описание слайда:

Что предложили медведи?

17 слайд

 -Что предложили олени?

Описание слайда:

-Что предложили олени?

18 слайд

 -Что предложили рыбы и пресмыкающиеся?

Описание слайда:

-Что предложили рыбы и пресмыкающиеся?

19 слайд

Физминутка Рыбки весело плескались В чистой свеженькой воде. То согнутся, ра

Описание слайда:

Физминутка Рыбки весело плескались В чистой свеженькой воде. То согнутся, разогнутся. То зароются в песке.

20 слайд

 -Что предложили птицы, насекомые и мелкие зверьки?

Описание слайда:

-Что предложили птицы, насекомые и мелкие зверьки?

21 слайд

 -Что предложил бурундук?

Описание слайда:

-Что предложил бурундук?

22 слайд

 -Ваше предположение, чем закончилась история?

Описание слайда:

-Ваше предположение, чем закончилась история?

23 слайд

 ?????? -Какие лекарственные растения вы знаете?

Описание слайда:

?????? -Какие лекарственные растения вы знаете?

24 слайд

 Домашнее задание С. 64-67, пересказ, рассказать о лекарственных растениях

Описание слайда:

Домашнее задание С. 64-67, пересказ, рассказать о лекарственных растениях

25 слайд

?????? Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной А

Описание слайда:

?????? Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки?

26 слайд

-Чему учит эта сказочная история? -Придумайте простые вопросы к сказке Что?

Описание слайда:

-Чему учит эта сказочная история? -Придумайте простые вопросы к сказке Что? Кто? Где? Когда? Как?

27 слайд

Итог урока -Какой раздел начали изучать? -С какой сказкой познакомились? -По

Описание слайда:

Итог урока -Какой раздел начали изучать? -С какой сказкой познакомились? -Почему эту сказочную историю можно считать самой древ­ней?

Выберите книгу со скидкой:

Сказка индейцев северной америки откуда пошли болезни и лекарства 3 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-924474

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

В давние времена все звери и птицы, рыбы и растения жили с людьми в мире и дружбе, но мало-помалу людей становилось все больше и больше, а бедным зверям оставалось места на земле все меньше и меньше. Дальше — и того хуже: люда придумали лук со стрелами, ножи, копья да рыболовные снасти и принялись охотиться на зверей. У тех, что побольше, брали шкуры и мясо, а живность помельче, лягушек да червей топтали ногами не считая.

Призадумались звери — как же им быть?

Сначала совет держали медведи. Решили они объявить человеку войну.

— Чем воюют с нами люди? Луком да стрелами. А если и мы сделаем то же?

Изготовили медведи лук со стрелами. Попробовал один натянуть лук, да запутался в тетиве когтями.

— Когти надо обрезать! — предложил кто-то. Но медвежий вождь не согласился:

— Длинные когти нужны нам, чтобы лазить по деревьям, без когтей мы умрем с голоду. Видно, не годится нам человеческое оружие.

Ничего не решили медведи и побрели в чащу.

А договорись они между собой, мы по сей день только бы и делали, что воевали с медведями. А так охотники даже не спрашивают у них разрешения, когда вздумают поохотиться.

Потом держали совет олени во главе со своим вождем Олененком и решили наказать тех охотников, кто истребляет оленей без разбора и не просит у них прощения. Они так и заявили индейцам:

— Плохие охотники обязательно заболеют. И теперь, едва охотник убьет оленя, вождь Олененок, невидимый и быстрый как ветер, тут как тут и тихонько спрашивает убитого оленя:

— Говорил ли тебе охотник слова прощения?

Если да — Олененок тотчас уходит, если нет — идет по следу охотника до самой хижины и насылает на него болезнь.

Вот почему ни один стоящий охотник не убьет оленя просто так — обязательно попросит у него прощения.

После оленей собрались на совет рыбы и пресмыкающиеся. Немало накопилось у них обид на людей, и решили они посылать людям недобрые сны. Пусть эти сны, словно змеи, обовьются вокруг человека и душат. Или пошлют сны о сырой и тухлой рыбе, чтобы отбить у людей аппетит и уморить голодом.

Вот отчего нам до сих пор иногда снятся рыбы да змеи.

Наконец собрали совет птицы, насекомые и мелкие зверьки, вождем они избрали Гусеницу.

Первой дали слово лягушке.

— Если не остановить человека, -заквакала она, -он всех нас сживет со света! Поглядите-ка, как он отделал меня! Все из-за того, что я, видите ли, некрасива на вид! Да от его битья у меня вся спина в синяках!

И лягушка показала всем пятнышки на шкурке. Потом выступила маленькая птичка:

— Виноват человек! Виноват человек! Он сажает птичек на вертел и жарит! Сажает и жарит!

И только бурундук осмелился сказать доброе слово о человеке.

Звери так рассердились, что набросились на бедного бурундука и исполосовали его когтями. Следы царапин он носит на спине и по сей день.

И тогда-то стали зверьки придумывать болезни, все новые и новые, и навыдумывали столько, что если бы у них, в конце концов, не иссякла фантазия, люди уже давно погибли бы. Гусеница слушала, слушала, и предложения зверей нравились ей все больше и больше.

— Вот хорошо-то! — проговорила она, — Ведь эти противные людишки стали что-то уж больно здоровыми да толстыми, топают куда попало, и вечно наступают на меня!

Тут Гусеница вся задрожала от радости да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом. Так гусеницы ведут себя и сегодня.

А вот растения остались людям друзьями. Когда они услыхали, что задумали звери, то порешили расстроить их недобрые замыслы. Каждое дерево и кустик, каждая травка, все мхи договорились лечить человека.

— Я приду на помощь человеку, когда он позовет меня, — сказал каждый из них.

Вот так появились на свете лекарства. И если случится, что доктор не знает, какое лекарство прописать больному, духи растений тихонько-тихонько шепнут ему на ухо.

  • Следующая сказка → Нэпи и Нип
  • Предыдущая сказка → Откуда у койота хитрость

Читать сказку «Откуда пошли болезни и лекарства» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

Источник