Сказка индейцев северной америки откуда пошли болезни и лекарства 3 класс
Этапы урока,
время этапа
Задачи этапа
Методы, приёмы обучения
Формы учебного воздействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД и предметные действия
Мотивационно – целевой этап
Актуализация знаний
Ориентировочный этап
Поисково – исследовательский этап
Рефлексивно – оценочный этап
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес. Организовать самостоятельную форму мировой проблемы и поставленной цели.
Создать доброжелательную обстановку.
Анализируя информацию, сделать выводы.
Организовать работу для достижения цели
Организовать осмысленное восприятие новой информации, анализ.
Осмысление процесса и результата деятельности
Формирование информационного запроса создание проблемной ситуации.
Беседа, отработка умений, анализ, рассуждение.
Беседа, отработка умений.
Работа с текстом сказки,
беседа
Беседа, анализ,
Фронтальная, индивидуальная.
Индивидуальная, фронтальная.
Фронтальная, индивидуальная.
Фронтальная, индивидуальная.
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах по ролям.
Читает стихотворение, предлагает проверку готовности класса, нацеливает учащихся на работу.
Создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу, предлагает задания, задаёт вопросы, загадывает слова, нацеливает на работу, подводит к анализу, формирует представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки.
Задаёт вопросы, вызывает на беседу и сотрудничество, предлагает работу с различным раздаточным материалом.
Задаёт вопросы, предлагает, нацеливает, наталкивает на выводы, учит отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой.
Вызывает на размышление, подводит к итогу урока.
Готовят учебники, рабочие тетради, обдумывают информацию.
Работа с картой мира, отгадывают слова, отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, анализируют.
Анализируют, работают с толковым словарём, учебником, изображениями животных, рассуждают, участвуют в беседе, отвечают на вопросы, размышляют.
Отвечают на вопросы, поставленные учителем и предложенные в учебнике, делают выводы, анализируют.
Делают выводы, подводят итог урока, находят особенности самых древних сказочных сюжетов (историй).
Регулятивные УУД:
— определять цели учебной деятельности.
Познавательные УУД:
— формировать информационный запрос, воспроизводить знания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
— учиться налаживать контакт, умение слушать друг друга и учителя.
Личностные УУД:
— проявлять интерес к новому содержанию.
Регулятивные УУД:
— принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД:
— умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
— умение слушать и слышать.
Личностные УУД:
— внутренняя позиция школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.
Регулятивные УУД:
— планировать, составлять план действий с учётом конечного результата;
— соотносить результат действия с поставленной целью.
Познавательные УУД:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные УУД:
— умение оформлять свои мысли;
— умение сотрудничать со сверстниками.
Личностные УУД:
— соотносить результат действия с поставленной целью.
Регулятивные УУД:
— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Познавательные УУД:
— извлекать необходимую информацию;
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
— формулировать выводы.
Коммуникативные УУД:
— выражать в речи свои мысли и действия;
— вступать в диалог.
Личностные УУД:
— способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
— адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные УУД:
— контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Коммуникативные УУД:
— умение слушать и слышать;
— умение оформлять свои мысли.
Личностные УУД:
— способствовать формированию самооценки на основе критерий успешной учебной деятельности.
Источник
Тема урока: Древние сюжеты сказок о животных.
Сказка «Откуда пошли болезни и лекарства».
Цели: формировать представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки; учить отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать сказку о животных от волшебных сказок; располагать сказки о животных по временному признаку на ленте времени:
1) самая древняя сказочная история;
2) просто древняя;
3) менее древняя сказочная история; находить особенности самых древних сказочных сюжетов (историй):
объяснение причины взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида; находить особенности просто древних сказок (ум и хитрость героя); находить особенности менее древней сказки — ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным; распознавать сказки с бродячими сюжетами и сравнивать «бродячие сказочные истории» разных народов с целью обнаружить в них общие черты: сходство построения самих сказок, событий и характеров героев.
Ход урока
Организационный момент
Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
Новую тему мы начинаем,
Что в ней таится, пока мы не знаем.
Но чтобы название темы узнать,
Надо вам запись расшифровать.
Отгадайте слова.
Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем. (Постигаем.)
Второе слово: синоним слова «тайны». (Секреты.)
Третье слово: художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем расписной». (Сравнение.)
Откройте учебник на с. 64 и проверьте себя. («Постигаем секреты сравнения».)
(Учитель читает текст на с. 64.)
Что же мы будем изучать?
Вспомните, что мы знаем о сказках о животных. (В сказках о животных герои — животные; хитрец и проказник — главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних — благородный.)
Что предлагает нам Михаил Потапович? (Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.)
Прочитайте название первой сказки. («Откуда пошли болезни и лекарства».)
Какой народ придумал эту сказку? (Индейцы Северной Америки.)
Знаете ли вы, кто такие индейцы? (Индейцы — коренные жители Северной Америки.)
Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка.
По названию можно ли определить, о чем эта сказка? Прочитаем и узнаем, почему сказка так названа. Вы готовы? Тогда начинаем.
III. Работа по теме урока
Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.
77
Узнайте значение слов «бурундук» и «исполосовали» в толковом словаре. (Учитель читает сказку на с. 64—67.)
Вам понравилась эта сказочная история? Чем?
В какие времена происходят события? Найдите подтверждение в тексте.
Когда же дружбе пришел конец? (Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и меньше, и люди стали убивать зверей.)
Какой же выход придумали звери? (Собрались на совет, чтобы решить, как наказать людей.)
Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.
(.Примерный ответ.
Медведи предложили объявить войну.
Олени предложили наказывать охотников, которые не просили прощения у убитых животных.
Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.
Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.)
Кто вступился за человека? (Бурундук.)
Какова его судьба? (Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.)
Посмотрите на изображение бурундука.
(Учитель выставляет рисунок.)
Кто решил помочь человеку? (Растения.)
Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и прочитайте его. Расскажите своими словами.
Какие лекарственные травы вы знаете?
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Чему же учит эта сказочная история? (Бережно относиться к миру природы.)
Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причины появления у животных некоторых внешних признаков.
Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? (Лягушки, бурундука.)
Прочитайте, как они это объясняют.
(Чтение текста на с. 67.)
Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? (Да, мы нашли объяснение, почему животные имеют такой вид.) А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории? (Происхождение болезней.)
Перечитайте и расскажите, как они объясняют причину происхождения болезней.
Рефлексия
Подведение итогов урока
Какую тему мы начали изучать?
С каким произведением познакомились?
Почему эту сказочную историю можно считать самой древней? (В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух животных.)
Вернемся к началу нашего урока. Почему же сказка так названа?
Домашнее задание
Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).
Источник
Откуда пошли болезни и лекарства (индейская сказка)
В давние времена все звери и птицы, рыбы и растения жили с людьми в мире и дружбе, но мало-помалу людей становилось всё больше и больше, а бедным зверям оставалось места на земле всё меньше и меньше. Дальше и того хуже: люди придумали лук со стрелами, ножи, копья да рыболовные снасти и принялись охотиться на зверей. У тех, что побольше, брали шкуры и мясо, а живность помельче, лягушек да червей, топтали ногами, не считая. Призадумались звери: как же им быть?
Сначала совет держали медведи. Решили они объявить человеку войну.
– Чем воюют с нами люди? Луком да стрелами! А если и мы сделаем то же?
Изготовили медведи лук со стрелами. Попробовал один натянуть лук, да запутался в тетиве когтями.
– Когти надо обрезать! – предложил кто-то.
Но медвежий вождь не согласился:
– Длинные когти нужны нам, чтобы лазить по деревьям, без когтей мы умрём с голоду. Видно, не годится нам человеческое оружие.
Ничего не решили медведи и побрели в чащу. А договорись они между собой, мы по сей день только б и делали, что воевали с медведями. А так охотники даже не спрашивают у них разрешения, когда вздумают поохотиться.
Потом держали совет олени во главе со своим вождём Оленёнком и решили наказать тех охотников, кто истребляет оленей без разбора и не просит у них прощения. Они так и заявили индейцам:
– Плохие охотники обязательно заболеют.
И теперь, едва охотник убьёт оленя, вождь Оленёнок, невидимый и быстрый как ветер, тут как тут и тихонько спрашивает убитого оленя:
– Говорил ли тебе охотник слова прощения?
Если да – Оленёнок тотчас уходит; если нет – идёт по следу охотника до самой хижины и насылает на него болезнь.
Вот почему ни один стоящий охотник не убьёт оленя просто так – обязательно попросит у него прощения.
После оленей собрались на совет рыбы и пресмыкающиеся. Немало накопилось у них обид на людей, и решили они посылать людям недобрые сны. Пусть эти сны, словно змеи, обовьются вокруг человека и душат. Или пошлют сны о сырой и тухлой рыбе, чтобы отбить у людей аппетит и уморить голодом.
Вот отчего нам до сих пор иногда снятся рыбы да змеи.
Наконец собрали совет птицы, насекомые и мелкие зверьки, вождём они избрали Гусеницу.
Первой дали слово лягушке.
– Если не остановить человека, – заквакала она, – он всех нас сживёт со света! Поглядите-ка, как он отделал меня! Всё из-за того, что я, видите ли, некрасива на вид! Да от его битья у меня вся спина в синяках!
И лягушка показала всем пятнышки на шкурке.
Потом выступила маленькая птичка:
– Виноват человек! Виноват человек! Он сажает птичек на вертел и жарит! Сажает и жарит!
И только бурундук осмелился сказать доброе слово о человеке. Звери так рассердились, что набросились на бедного бурундука и исполосовали его когтями. Следы царапин он носит на спине и по сей день.
И тогда-то стали зверьки придумывать болезни, всё новые и новые, и навыдумывали столько, что, если бы у них в конце концов не иссякла фантазия, люди уже давно погибли бы.
Гусеница слушала, слушала, и предложения зверей нравились ей всё больше и больше.
– Вот хорошо-то! – проговорила она. – Ведь эти противные людишки стали что-то уж больно здоровыми да толстыми, топают куда попало и вечно наступают на меня!
Тут Гусеница вся задрожала от радости да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом. Так гусеницы ведут себя и сегодня.
А вот растения остались людям друзьями. Когда они услыхали, что задумали звери, то порешили расстроить их недобрые замыслы. Каждое дерево и кустик, каждая травка, все мхи договорились лечить человека.
– Я приду на помощь человеку, когда он позовёт меня, – сказал каждый из них.
Вот так появились на свете лекарства. И если случится, что доктор не знает, какое лекарство прописать больному, духи растений тихонько-тихонько шепнут ему на ухо.
— КОНЕЦ —
Источник
Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Презентация по литературному чтению на тему «Откуда пошли болезни и лекарства» (3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Урок литературного чтения в 3 классе
2 слайд
Описание слайда:
Девиз урока Пусть книги друзьями заходят в дома, читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
3 слайд
Описание слайда:
Отгадай название раздела Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем Синоним слова тайна Художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем расписной».
4 слайд
Описание слайда:
Раздел №2 Постигаем секреты сравнения Новую тему мы начинаем, Что в ней таится, пока мы не знаем.
5 слайд
Описание слайда:
-Какие сказки про животных мы уже изучали?
6 слайд
7 слайд
Описание слайда:
Тема урока Откуда пошли болезни и лекарства?
8 слайд
Описание слайда:
Цель урока Узнать, откуда…. пошли болезни и лекарства?
9 слайд
Описание слайда:
-Какой народ придумал эту сказку? -Знаете ли вы, кто такие индейцы?
10 слайд
Описание слайда:
Инде́йцы — название коренного населения Америки. Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др.) конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией.
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Словарная работа Бурундук -… Род грызунов из семейства беличьих. К бурундукам относятся 25 видов, большинство из которых обитает в Северной Америке.
13 слайд
Описание слайда:
Словарная работа Исполосовали — … Покрыли какими-либо линиями или полосками
14 слайд
Описание слайда:
Откуда пошли болезни и лекарства?
15 слайд
Описание слайда:
Призадумались звери, как им быть?
16 слайд
Описание слайда:
Что предложили медведи?
17 слайд
Описание слайда:
-Что предложили олени?
18 слайд
Описание слайда:
-Что предложили рыбы и пресмыкающиеся?
19 слайд
Описание слайда:
Физминутка Рыбки весело плескались В чистой свеженькой воде. То согнутся, разогнутся. То зароются в песке.
20 слайд
Описание слайда:
-Что предложили птицы, насекомые и мелкие зверьки?
21 слайд
Описание слайда:
-Что предложил бурундук?
22 слайд
Описание слайда:
-Ваше предположение, чем закончилась история?
23 слайд
Описание слайда:
?????? -Какие лекарственные растения вы знаете?
24 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание С. 64-67, пересказ, рассказать о лекарственных растениях
25 слайд
Описание слайда:
?????? Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки?
26 слайд
Описание слайда:
-Чему учит эта сказочная история? -Придумайте простые вопросы к сказке Что? Кто? Где? Когда? Как?
27 слайд
Описание слайда:
Итог урока -Какой раздел начали изучать? -С какой сказкой познакомились? -Почему эту сказочную историю можно считать самой древней?
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-924474
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
В давние времена все звери и птицы, рыбы и растения жили с людьми в мире и дружбе, но мало-помалу людей становилось все больше и больше, а бедным зверям оставалось места на земле все меньше и меньше. Дальше — и того хуже: люда придумали лук со стрелами, ножи, копья да рыболовные снасти и принялись охотиться на зверей. У тех, что побольше, брали шкуры и мясо, а живность помельче, лягушек да червей топтали ногами не считая.
Призадумались звери — как же им быть?
Сначала совет держали медведи. Решили они объявить человеку войну.
— Чем воюют с нами люди? Луком да стрелами. А если и мы сделаем то же?
Изготовили медведи лук со стрелами. Попробовал один натянуть лук, да запутался в тетиве когтями.
— Когти надо обрезать! — предложил кто-то. Но медвежий вождь не согласился:
— Длинные когти нужны нам, чтобы лазить по деревьям, без когтей мы умрем с голоду. Видно, не годится нам человеческое оружие.
Ничего не решили медведи и побрели в чащу.
А договорись они между собой, мы по сей день только бы и делали, что воевали с медведями. А так охотники даже не спрашивают у них разрешения, когда вздумают поохотиться.
Потом держали совет олени во главе со своим вождем Олененком и решили наказать тех охотников, кто истребляет оленей без разбора и не просит у них прощения. Они так и заявили индейцам:
— Плохие охотники обязательно заболеют. И теперь, едва охотник убьет оленя, вождь Олененок, невидимый и быстрый как ветер, тут как тут и тихонько спрашивает убитого оленя:
— Говорил ли тебе охотник слова прощения?
Если да — Олененок тотчас уходит, если нет — идет по следу охотника до самой хижины и насылает на него болезнь.
Вот почему ни один стоящий охотник не убьет оленя просто так — обязательно попросит у него прощения.
После оленей собрались на совет рыбы и пресмыкающиеся. Немало накопилось у них обид на людей, и решили они посылать людям недобрые сны. Пусть эти сны, словно змеи, обовьются вокруг человека и душат. Или пошлют сны о сырой и тухлой рыбе, чтобы отбить у людей аппетит и уморить голодом.
Вот отчего нам до сих пор иногда снятся рыбы да змеи.
Наконец собрали совет птицы, насекомые и мелкие зверьки, вождем они избрали Гусеницу.
Первой дали слово лягушке.
— Если не остановить человека, -заквакала она, -он всех нас сживет со света! Поглядите-ка, как он отделал меня! Все из-за того, что я, видите ли, некрасива на вид! Да от его битья у меня вся спина в синяках!
И лягушка показала всем пятнышки на шкурке. Потом выступила маленькая птичка:
— Виноват человек! Виноват человек! Он сажает птичек на вертел и жарит! Сажает и жарит!
И только бурундук осмелился сказать доброе слово о человеке.
Звери так рассердились, что набросились на бедного бурундука и исполосовали его когтями. Следы царапин он носит на спине и по сей день.
И тогда-то стали зверьки придумывать болезни, все новые и новые, и навыдумывали столько, что если бы у них, в конце концов, не иссякла фантазия, люди уже давно погибли бы. Гусеница слушала, слушала, и предложения зверей нравились ей все больше и больше.
— Вот хорошо-то! — проговорила она, — Ведь эти противные людишки стали что-то уж больно здоровыми да толстыми, топают куда попало, и вечно наступают на меня!
Тут Гусеница вся задрожала от радости да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом. Так гусеницы ведут себя и сегодня.
А вот растения остались людям друзьями. Когда они услыхали, что задумали звери, то порешили расстроить их недобрые замыслы. Каждое дерево и кустик, каждая травка, все мхи договорились лечить человека.
— Я приду на помощь человеку, когда он позовет меня, — сказал каждый из них.
Вот так появились на свете лекарства. И если случится, что доктор не знает, какое лекарство прописать больному, духи растений тихонько-тихонько шепнут ему на ухо.
- Следующая сказка → Нэпи и Нип
- Предыдущая сказка → Откуда у койота хитрость
Читать сказку «Откуда пошли болезни и лекарства» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.
Источник