Случайна ли болезнь и смерть базарова

Случайна ли болезнь и смерть базарова thumbnail

Hodin

Знаток

(289),
закрыт

8 лет назад

ГАЛИНА

Высший разум

(1916574)

8 лет назад

Иван Сергеевич заглянул в будущее, его герой появился слишком рано, и поэтому в конце романа Базаров умирает.
Он умирает совершенно случайно, заразившись тифом при вскрытии трупа.
Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время,
возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного.
Евгений Васильевич встречает смерть спокойно, «нигилист» остается верен
себе до последней минуты» — это сильный характер…
Да! В России Базаровых было мало, но, увы, «от копеечной свечи… Москва сгорела» . Здесь Базаров сравнивает себя и своих единомышленников с копеечной свечой,
от которой действительно может сгореть целое государство.
Такая сила способна только разрушать, а строить — это не их дело.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Смерть Базарову дала право быть таким, каким, возможно, он был всегда – сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить… Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственную возможную, роковую, трагическую – базаровскую – судьбу.
В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:
“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.

Виктор Купцов

Мыслитель

(5447)

8 лет назад

Не случайны. Он заразился, обрезав палец. То есть у всегда твёрдого человека, на фоне любовных интриг стали появляться душевные перепады. Это изменило его. Твёрдость ослабла, руки дрогнули во время вскрытия и вот итог…

Taтьяна Рыжкова

Гений

(65079)

8 лет назад

Отнюдь. Все в руце автора.. .

Г. Тургенев в данном романе выступил зеркалом. Он видел, что происходит в России. Какие люди появились в обществе. Был даже лично знаком в Михаилом Бакуниным. Но Бакунин был из аристократов, с ним изнеженный и инфантильный Иван Сергеевич мог общаться. А вот резкого и жесткого Базарова он не очень понимал и побаивался. Кроме того, он не принадлежал ни к одному из литературных или общественных движений. Жил своей жизнью. Он не знал, чем будет заниматься Евгений Базаров, когда дачный сезон закончится, и тот вернется в город. Вот он своей авторской волей и убил его.. .

Кстати, в других его романах точно так же, как только повествование приближается к конкретным действиям реолюционера, тот рвет отношения с героиней и либо умирает, либо исчезает со сцены.. .

Это вообще один из самых известных литературных приемов — как только автор заходит в тупик, как только он не знает, что делать с тем или иным персонажем, он «устраивает» либо, дуэль, либо автокатастрофу ( в зависимости от эпохи ).

Таким образом участь Базарова была предрешена еще при задумке романа…

Источник

Иван Сергеевич Тургенев — один из замечательнейших писателей XIX века. В 1860 году в России вышел в свет роман «Отцы и дети»-одно из лучших произведений Тургенева. Он подвел в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым — спорам между либералами и демократами. Написание романа «Отцы и дети» совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи Запада. «Отцы» придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.

Евгений Васильевич Базаров — главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Евгений все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией”.. Для него не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.

Базаров — нигилист. Он не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель — “труд на пользу общества”, его главная задача — “жить для великой цели обновления мира”. Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя, считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл..

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.

Смерть Базарова — досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами — обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Базаров, ничего не может противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. За высказыванием героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.

Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. И тут к герою пришли на помощь силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их Базаров направляет на борьбу со смертью. Отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Базаров становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, — свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это.

Автор сочинения: Вадим

vadim_11@mail..ru

Источник

Виктория З.

30 сентября 2018  · 1,6 K

Читаю и пишу. Иногда разговариваю и слушаю музыку.

Смерть Базарова была неизбежна исходя из логики романа. Это тот случай, когда автору не остается ничего иного, кроме как убить героя. Тем самым он с одной стороны как бы делает из него мученика за свое дело, человека который идет до конца в своих убеждениях, а с другой демонстрирует его, отверженность, оставляет его изгоем в обществе.

Знаете ли вы , что происходит после смерти?

Целитель,философ и просто хороший человек .В ВК Ростик Васильев.Плюс город…

Знаю,но не скажу.Во первых вы мне не поверите,во вторых у каждого у кого был опыт смерти пусть и клинической,есть разные ответы.Все зависит от того во что вы верите при жизни.Есть книга МОУДИ ,в ней собраны все случаи клинической смерти.Есть описание посмертного опыта.Возможно это не станет для вас откровением,но даст пищу для размышлений.Хотя клиническая смерть лишь подобие,нет никого кто бы вернулся из царства мертвых кроме двух.И то это утверждение библии.Когда Лазаря спросили ,что он видел,тот ответил что ничего,тьма и тишина.А Христос воскресший сказал,что победил смерть и вознесься.Никакой конкретики,кроме как дал понять что смерть это тоже сущее,значит живое.Ибо победить то чего нет .нельзя.

Прочитать ещё 15 ответов

Какие причины ухода из жизни Базарова?

Фактически к смерти Базарова привело полученное им в ходе вскрытия тела умершего крестьянина заражение крови. Однако не всё так просто: под его физической смертью кроется и смерть духовная. Осознавая, что принципы, в которые он верил, далеки от истинных жизненных ценностей, он теряет смысл своего существования, что неминуемо ведёт его к гибели.

Прочитать ещё 2 ответа

Какой была бы судьба Базарова, останься он в живых?

Я не думаю, что здесь имеет смысл строить прогноз на основании Базарова как личности — с живыми людьми происходят иногда странные вещи — но если посмотреть на то, как строит сюжет собственно Тургенев, Базаровская судьба, как это ни странно, повторила бы судьбу Павла Петровича Кирсанова.

Они же на самом деле очень похожи, и именно из этой похожести в том числе происходит взаимная неприязнь. Они оба неспособны соединяться с другими людьми. Они оба, вместо того чтобы жить простой жизнью, как живут их самые дорогие ближние — родители Базарова и Николай Петрович с Фенечкой — живут в окружении искусственных принципов и самоограничений. Плюс, оба слишком умны, чтобы спокойно наслаждаться обществом людей, прививших себе эти же принципы на уровне внешней атрибутики. То же, что принципы Павла Петровича отжившие, а Базарова прогрессивные — никак Базарову не поможет.

Базаров мог бы неопределённо долго практиковать медицину в деревне родителей — деятельность несоразмерная его знаниям и таланту — фактически, удалившись от мира так же, как удалился от мира и Павел Петрович. Так он вполне мог бы провести лет десять, периодически выезжая в столицы, ничего там не находя, и уезжая обратно. Его гложило бы чувство недостаточности, нехватки жизни, которое он списывал бы на сентиментальность, и компенсировал ещё более усиленной ловлей лягушек. Он мог бы пробовать путешествовать, но рано или поздно неизменно бы возвращался, поскольку возвращаться ему больше, в общем-то, некуда.

Рано или поздно он похоронил бы родителей, и выяснил, что в деревне его больше ничто не держит.

И тут уже было бы одно из двух: если бы он устал уже к этому моменту от всех своих построений, и ему хватило бы сил измениться, наверное он бы смог, допустим, уехать в Петербург и практиковать там, или заняться наконец наукой, о которой он до этого на самом деле только читал, или осесть в деревне, жениться, и дожить свой век как все нормальные люди. И это была бы простая, не слишком интересная, но довольно счастливая жизнь. К тому же что, как говорят нам цветы на деревенском кладбище, бунтующие сердца временны, а примирение вечно.

Но скорее всего, он не смог бы ни примириться, ни найти себе места. Недаром же он начинает хоронить себя уже в середине романа.

После очередного кризиса, будь то смерть родителей, или ещё какая-нибудь история, он бы просто уехал, или за границу, или в глубинку, читал бы там в газетах про новые достижения науки, общался бы с людьми глупее него, был бы таким же вздорным и спорным, как и в тридцать лет.

Только было бы ему не тридцать, а пятьдесят, и он был бы не красивым молодым человеком с большим будущим, а крикливым одиноким стариком, и уже не таким прогрессивным, потому что уже тогда было бы понятно, что мир движется совсем не в ту сторону, куда он предполагал, и время Базарова не только не настало, но и типаж его в скором времени будет этому миру уже не нужен.

Прочитать ещё 2 ответа

Источник

Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Испытание смертью. Это последнее испытание Базарову тоже предстоит пройти параллельно своему антагонисту. Несмотря на благополучный исход дуэли, Павел Петрович давно духовно умер. Расставание с Фенечкой разорвало последнюю нить, привязывавшую его к жизни: «Освещенная ярким дневным светом, его красивая исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Уходит из жизни и его противник.

Удивительно настойчивы в романе упоминания об эпидемии, которая не щадит никого и от которой нет спасения. Мы узнаем, что мать Фенечки, Арина, «умерла от холеры». Сразу по приезде Аркадия и Базарова в имение Кирсановых «наступили лучшие дни в году», «погода стояла прекрасная». «Правда, издали грозилась опять холера, – многозначительно оговаривается автор, – но жители ***…губернии успели привыкнуть к ее посещениям». В этот раз холера «выдернула» двоих крестьян из Марьина. Опасности подвергся сам помещик – «с Павлом Петровичем случился довольно сильный припадок». И вновь известие не изумляет, не пугает, не тревожит Базарова. Единственное, что задевает его как врача – отказ от помощи: «Зачем же он не послал за ним?» Даже когда собственный отец хочет поведать «любопытный эпизод чумы в Бессарабии» – Базаров решительно прерывает старика. Герой ведет себя так, словно для него одного холера не представляет никакой опасности. Меж тем эпидемии всегда считались не только крупнейшей из земных невзгод, но и выражением Божьей воли. Любимая басня любимого тургеневского баснописца Крылова начинается словами: «Лютейший бич небес, природы ужас – мор свирепствует в лесах». Но Базаров убежден, что сам строит свою судьбу.

«У каждого человека есть своя судьба! – размышлял писатель. – Как облака сперва слагаются из паров земли, восстают из недр ее, потом отделяются, отчуждаются от нее и несут ей, наконец, благодать или гибель, так около каждого из нас самих образуется <…> род стихии, которая потом разрушительно или спасительно воздействует на нас же <…>. Говоря просто: каждый делает свою судьбу и каждого она делает…» Базаров понимал, что создан для «горькой, терпкой, бобыльей» жизни общественного деятеля, быть может, революционера-агитатора. Он принимал это как свое призвание: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними», «Нам других подавай! нам других ломать надо!» Но как быть теперь, когда прежние идеи подверглись справедливому сомнению, а наука не дала ответа на все вопросы? Чему учить, куда звать?

В «Рудине» проницательный Лежнев заметил, какой кумир всего вернее «действует на молодежь»: «Ей выводы подавай, итоги, хоть неверные, да итоги! <…> Попытайтесь сказать молодежи, что вы не можете дать ей полной истины, потому что сами не владеете ею <…>, молодежь вас и слушать не станет…>. Надобно, чтобы вы сами <…> верили, что обладаете истиной…» А Базаров уже – не верит. Он попробовал было найти истину в разговоре с мужиком, но ничего не получилось. Слишком снисходительно, барски-высокомерно обращается нигилист к народу с просьбой «изложить свои воззрения на жизнь». И мужик подыгрывает барину, представляясь тупым, покорным идиотом. Выходит, не стоит ради такого жизнью жертвовать. Только в разговоре с другом отводит крестьянин душу, обсуждая «шута горохового»: «Известно, барин; разве он что понимает?»

Остается – работа. Помощь отцу в крохотном именьице из нескольких душ крестьян. Можно представить, каким все это ему должно казаться мелким и ничтожным. Базаров совершает ошибку, тоже мелкую и ничтожную – забывает прижечь порез на пальце. Ранку, полученную от анатомирования разлагающегося трупа мужика. «Демократ до мозга костей», Базаров вторгался в жизнь народа смело и самоуверенно <…>, что и обернулось против самого «врачевателя». Так можно ли сказать, что смерть Базарова случайна?

«Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг», – заметил Д.И. Писарев. С этим наблюдением нельзя не согласиться. Смерть Евгения Базарова, в своей постели, в окружении родных, не менее величественна и символична, чем гибель Рудина на баррикаде. С полным человеческим самообладанием, по-врачебному кратко, герой констатирует: «…Дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь…» Пришлось убедиться в своей человеческой уязвимости: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» «Все равно: вилять хвостом не стану», – заявляет Базаров. Хотя «никому до этого дела нет», герой не может себе позволить опуститься – пока «он еще не потерял памяти <…>; он еще боролся».

Близость смерти для него не означает отказ от заветных идей. Таких, как атеистическое неприятие Божьего существования. Когда религиозный Василий Иванович, «опустившись на колени», умоляет сына совершить исповедь и очиститься от грехов, тот внешне беззаботно отвечает: «Спешить еще не к чему…» Он опасается обидеть отца прямым отказом и лишь просит отсрочить обряд: «Ведь и беспамятных причащают… Я подожду». «Когда его соборовали, – рассказывает Тургенев, – когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся и, казалось, при виде священника <…>, кадила, свеч <…> что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице».

Кажется парадоксом, но смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям: «Кто там плачет? …Мать? Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?..» Ласково подтрунивая, он просит пораженного горем Василия Ивановича быть и в этих обстоятельствах философом. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства, но при этом не «рассыропиться», а стать духовно сильнее.

Умирающий Базаров произносит романтические слова, которыми выражает истинные чувства: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Для героя это выражение только любовных переживаний. Но автор в этих словах видит большее. Стоит напомнить, что подобное сравнение приходит на уста Рудину на пороге гибели : «…Уже все кончено, и масла в лампаде нет, и сама лампада разбита, и вот-вот сейчас докурится фитиль…» У Тургенева трагически оборванная жизнь уподобляется лампаде, как в старинном стихотворении:

Пылал полуночной лампадой
Перед святынею добра.

Уходящего из жизни Базарова ранит мысль об его бесполезности, ненужности: «Думал: не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!», «Я нужен России… нет, видно не нужен!.. Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» Уподобляя его Рудину, Тургенев вспоминает общего их литературного «предка», такого же самоотверженного скитальца Дон-Кихота. В своей речи «Гамлет и Дон-Кихот» (1860) автор перечисляет «родовые черты» Дон-Кихотов: «Дон-Кихот энтузиаст, служитель идеи, и потому обвеян ее сиянием», «Он весь живет вне себя, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам». Легко заметить, что эти качества составляют основу базаровского характера. По самому крупному, «донкихотовскому» счету его жизнь прожита недаром. Пусть Дон-Кихоты кажутся смешными. Именно такого склада люди, по мысли писателя, двигают человечество вперед: «Если их не станет, пусть закроется навсегда книга истории: в ней нечего будет читать».

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

  • Знакомство с героем. Основные мотивы романа
  • Образ Базарова. Характеристика главного героя
  • Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Противоречия социальные и идеологические
  • Сюжет и композиция романа
  • Проблема отцов и детей. Родители
  • Анна Сергеевна Одинцова и Базаров
  • Приезд Базарова к родителям
  • Дуэль Базарова и Павла Петровича
  • Герои второго плана. Сатирические образы
  • Сатира в романе
  • Цвета, краски и звуки в романе. Живые и мертвые персонажи
  • Эпилог романа
  • Пушкинское начало

 Перейти к оглавлению книги «Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. Тургенев»

Источник