Смена материально ответственного лица при болезни
Причиной смены материально ответственных лиц (МОЛ) может быть увольнение, болезнь, очередной отпуск, перевод на другую работу и другие события.
В общем случае при смене МОЛ необходимо провести инвентаризацию. Однако в некоторых случаях без нее можно обойтись.
В каких случаях инвентаризацию не проводят
В большинстве случаев при смене МОЛ можно обойтись без инвентаризации, если в подразделении установлена коллективная материальная ответственность. Это связано с тем, что при коллективной материальной ответственности инвентаризация обязательна только в следующих ситуациях (пп. «д» п. 8, п. 10 Типовой формы договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, п. 1.6 Методических указаний по инвентаризации):
• смена руководителя коллектива;
• выбытие из состава коллектива более 50% его членов;
• поступление требования о проведении инвентаризации, высказанное одним или несколькими членами коллектива, которое работодатель счел обоснованным.
Поэтому при временном отсутствии одного из МОЛ — членов коллектива инвентаризацию обычно не проводят. А вот при увольнении одного из членов коллектива или при приеме в коллектив нового работника рекомендуем инвентаризацию провести, если выбывающий (принимаемый) работник либо другие члены коллектива настаивают на ее проведении. В противном случае возмещение ущерба может быть затруднено.
Если для работника установлена индивидуальная материальная ответственность, то проведение инвентаризации при каждом временном отсутствии такого работника требует больших временных и трудовых затрат. Чтобы этого избежать, можно на период отпуска МОЛ передать необходимый для обеспечения работы запас ТМЦ другому МОЛ в другом или в этом же структурном подразделении (если есть возможность обособить хранение ТМЦ, вверенных разным МОЛ). Такую передачу оформляют накладными на внутреннее перемещение.
Как оформить передачу ТМЦ при смене МОЛ
Если необходимо назначить новое материально ответственное лицо и передать ему все хранящиеся материальные ценности, то сделайте следующее.
1. Примите на должность, предусматривающую заключение договора о полной индивидуальной материальной ответственности, нового сотрудника, или переведите на такую должность уже работающего сотрудника, или заключите с ним трудовой договор о работе по совместительству, или поручите ему дополнительную работу.
2. Заключите с вновь принятым или уже работающим сотрудником, которому собираетесь передать материальные ценности, договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
3. Издайте приказ о передаче ценностей новому МОЛ.
В приказе укажите причину передачи ценностей (увольнение, отпуск, болезнь прежнего МОЛ и т.п.), сроки передачи, прежнее и новое МОЛ. Ознакомьте с приказом прежнее (при наличии такой возможности) и новое МОЛ под роспись.
Вы можете включить информацию о передаче ценностей непосредственно в кадровые приказы: как в составленные по унифицированным формам (N Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу», N Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу» и др.), так и в самостоятельно разработанные (например, в приказ о возложении обязанностей заболевшего работника на другого работника на время больничного).
Также вы можете совместить приказ о передаче ценностей с приказом о проведении инвентаризации, в том числе составленным по унифицированной форме N ИНВ-22.
4. Распорядитесь о проведении инвентаризации (если оформляете отдельный приказ о проведении инвентаризации).
Проведите инвентаризацию ТМЦ в обычном порядке.
Обратите внимание: инвентаризация по общему правилу проводится в присутствии МОЛ (п. п. 2.8, 2.10 Методических указаний по инвентаризации). Поэтому, если по состоянию здоровья или другим причинам работник не может лично передать числящиеся за ним ценности, их передает новому МОЛ инвентаризационная комиссия. Рекомендуем в таком случае известить прежнее МОЛ о проведении инвентаризации, а его фактическое отсутствие или отказ от участия в инвентаризации зафиксировать в акте.
5. Оформите результаты инвентаризации инвентаризационной описью — можно использовать унифицированную форму N ИНВ-3.
Опись может служить передаточным документом от одного МОЛ к другому: принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества (п. 2.10 Методических указаний по инвентаризации).
Опись составьте в трех экземплярах — для лица, передающего ценности, для лица, принимающего ценности, и для бухгалтерии.
6. Составьте акт приема-передачи ТМЦ, если не используете инвентаризационную опись в качестве передаточного документа.
В организациях общественного питания для этой цели можно применять акт по форме N ОП-18, иным организациям придется разработать форму акта самостоятельно.
Источник
Формирование приказа о смене материально-ответственного лица необходимо в тех случаях, когда в организации возникает потребность переложить финансовую ответственность за имущество предприятия с одного работника на другого.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о смене материально-ответственного лица .docСкачать образец приказа о смене материально-ответственного лица .doc
Материально-ответственные лица
Материально-ответственными могут быть сотрудники компании, занимающие совершенно разные позиции штатного расписания. К ним относятся:
- бухгалтеры;
- завхозы;
- водители;
- кладовщики и т.д.
Иными словами, все те, кто работает с финансовыми потоками предприятия, имеет в своем распоряжении и пользуется в работе товарно-материальными ценностями, являющимися собственностью организации, становятся материально-ответственными лицами.
Материальная ответственность на работников не переходит автоматически: для ее возложения, ровно как и для передачи ее от одного работника другому издаются соответствующие распоряжения.
Кому нельзя доверять
Ответственным с финансовой точки зрения лицом может быть назначен любой сотрудник предприятия, за исключением тех, кто ранее был судим за преступления, связанные с грабежами, кражами, хищениями и служебными злоупотреблениями.
По каким поводам происходит смена материально-ответственных работников
Поводом для смены материально-ответственного лица могут стать самые разные обстоятельства:
- увольнение;
- уход работника на длительный больничный;
- отъезд в командировку или отпуск;
- ненадлежащее обращение с вверенным имуществом, его порча, повреждение, преждевременный износ;
- прочие неблагоприятные факторы.
Форма документа
Стандартная форма приказа о смене материально-ответственного сотрудника на сегодняшний день на законодательном уровне не установлена.
То есть работники предприятий могут писать документ, исходя из собственных представлений о нем и руководствуясь потребностями организации. Единственное, что важно учесть – чтобы структура, состав и стиль приказа соответствовали нормам распорядительной документации.
Кроме того, если внутри компании есть свой шаблон документа, разработанный и утвержденный руководством, то ориентироваться при формировании всех прочих приказов нужно именно на него.
Оформление приказа о смене материально-ответственного лица
Что касается оформления, то тут составители приказа также вольны выбирать: делать его в рукописном варианте или печатном. Только во втором случае приказ надо распечатать. Для распечатки подойдет как простой лист бумаги, так и бланк с нанесенными на него реквизитами и логотипом фирмы.
Приказ делается в одном подлинном экземпляре. При необходимости он ксерокопируется и все дополнительные копии заверяются должным образом и передаются по месту назначения (например, начальникам структурных подразделений предприятия).
Кто должен подписать
Все издаваемые внутри организации приказы всегда идут от имени высшего должностного лица – директора (или работника, временно исполняющего его функции). Поэтому первая подпись, которая должна стоять в документе – его, без этого автографа документ просто-напросто не будет действительным. Кроме того, в бланке распоряжения должны расписаться все указанные в нем сотрудники, в том числе те, кого документ касается напрямую и те, кто несет ответственность за его исполнение.
Печать в приказе нужна только тогда, когда руководство требует ее наличия – в законе указаний на то, чтобы визировать такие распоряжения при помощи штемпельных изделий на сегодня нет.
Учет и регистрация приказа о смене материально-ответственного лица
Выпускаемые на предприятиях распорядительные акты, к которым относится и приказ о смене материально-ответственного лица, подлежат обязательному учету.
Для этого информацию об их издании необходимо фиксировать в специальном документе – журнале (как правило, лежит он или у секретаря или у другого ответственного работника). Сюда достаточно внести название и номер приказа, дату его выпуска. В случае надобности эти данные помогут не только доказать факт создания распоряжения, но и оперативно и без проблем его отыскать
Правила и сроки хранения
Оригинал документа, подписанный всеми заинтересованными лицами, должен храниться с соблюдением определенных норм. После ознакомления с ним всех сотрудников, бланк подшивается в папку к другим таким же бумагам и хранится там на протяжении срока, указанного в российском законодательстве или прописанного в локальных актах компании, в недрах которой он был сформирован.
После того, как срок хранения распоряжения закончится, его можно либо передать в архив организации, либо уничтожить (также с соблюдением установленного регламента).
Образец приказа о смене материально-ответственного лица
Подробное описание приказа о смене материально-ответственного лица не будет полным без примера, ознакомившись с которым вы без труда сформируете собственное распоряжение.
В самом начале бланка, посередине строки, напишите:
- название документа;
- его номер, дату и место (населенный пункт) создания.
После этого переходите к формулировке основной части. Сюда впишите:
- обоснование, т.е. укажите причину, по которой приходится производить смену материально-ответственных работников;
- ссылку на документ, в соответствии с которым проводится эта процедура (это будет основание для написания приказа);
- должность и ФИО работника, на котором ранее лежала материальная ответственность;
- сведения о том, к кому она переходит (аналогичным образом);
- дату, с которой новое материально-ответственное лицо принимает на себя финансовые обязательства;
- указание на передачу товарно-материальных ценностей, а также фиксацию этого мероприятия в соответствующем документе – акте приема-передачи;
- поручение отделу кадров о заключении с новым материально-ответственным работником дополнительного соглашения к трудовому договору;
- фамилию сотрудника, который должен будет следить за выполнением данного приказа.
В заключение собрать необходимые автографы.
Источник
IP/Host: 80.237.110.— Дата регистрации: 05.09.2013 | инвентаризация в отсутствие МОЛ Если материально-ответственное лицо ушло на больничный, и прислало заявление об увольнении. Все 2 недели оно будет сидеть на больничном и на инвентаризацию приходить не собирается. А мы должны по истечении двух недель уволить. Получается, если при инвентаризации будут выявлены недостачи, то мы никак их с МОЛА не заберем, ибо его на инвентаризации не было. Как быть в этой ситуации? Мягкой и пушистой быть нельзя — растащат на воротники! |
#1 |
IP/Host: 193.105.11.— Дата регистрации: 09.02.2015 | Re: инвентаризация в отсутствие МОЛ
31 марта 2015 г. А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с). |
#2 |
IP/Host: 193.105.11.— Дата регистрации: 09.02.2015 | Re: инвентаризация в отсутствие МОЛ
А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с). |
#3 |
IP/Host: 80.237.110.— Дата регистрации: 05.09.2013 | Re: инвентаризация в отсутствие МОЛ Спасибо, Анна Сергеевна! Мягкой и пушистой быть нельзя — растащат на воротники! |
#4 |
IP/Host: 193.105.11.— Дата регистрации: 09.02.2015 | Re: инвентаризация в отсутствие МОЛ пожалуйста. А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с). |
#5 |
Источник