Сочинение на тему болезнь и смерть

Сочинение на тему болезнь и смерть thumbnail

Иван Сергеевич Тургенев — один из замечательнейших писателей XIX века. В 1860 году в России вышел в свет роман «Отцы и дети»-одно из лучших произведений Тургенева. Он подвел в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым — спорам между либералами и демократами. Написание романа «Отцы и дети» совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи Запада. «Отцы» придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.

Евгений Васильевич Базаров — главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Евгений все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией”.. Для него не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.

Базаров — нигилист. Он не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель — “труд на пользу общества”, его главная задача — “жить для великой цели обновления мира”. Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя, считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл..

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.

Смерть Базарова — досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами — обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Базаров, ничего не может противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. За высказыванием героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.

Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. И тут к герою пришли на помощь силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их Базаров направляет на борьбу со смертью. Отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Базаров становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, — свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это.

Автор сочинения: Вадим

vadim_11@mail..ru

Источник

Âîçìîæíî, ïî êðàéíåé ìåðå, ìíå òàê êàæåòñÿ, ÷åëîâåê èíîãäà ðàçìûøëÿåò î ñìåðòè. Ýòî ïîíÿòíî, âåäü ñìåðòü ìîæåò ïîäñòåðåãàòü íàñ íà êàæäîì øàãó, à èíîãäà, äàæå õîòèì, ÷òîáû â îäíî÷àñüå ñìåðòü íàñòèãëà íàñ. Ýòî ïðîèñõîäèò â òîò ìèã, êîãäà íàøè ïðîáëåìû, ìûñëè, òÿãîòåþò íàä íàìè. Ñàìîóáèéñòâî â ýòîì ñëó÷àå íå ñàìûé õîðîøèé øàã, âåäü ëó÷øå ðàçðåøèòü ýòè ïðîáëåìû, ÷åì ïðåêðàòèòü ýòó æèçíü. È âñå æå, æèçíü è ñìåðòü ýòî ïðîòèâîïîëîæíîñòè. Êòî-òî äóìàåò, ÷òî ñìåðòü ýòî êîíåö æèçíè, à êòî-òî, ÷òî ýòî íà÷àëî âå÷íîé æèçíè; äðóãèå ñêàæóò, ÷òî ýòî ïðîñòî íåîáðàòèìûé ïðîöåññ, èëè íå÷òî òàêîå, ÷òî äàæå ÿçûê íå ïîâîðà÷èâàåòñÿ ýòî ñêàçàòü. Íî ìûñëè î ñìåðòè ïðåñëåäóþò åñëè íè âñåõ, òî ìíîãèõ.
×òî òàì ïîñëå ñìåðòè? Âåñüìà ñëîæíûé âîïðîñ, îòâåò íà êîòîðûé íèêòî íå çíàåò. Ðåëèãèÿ ãîâîðèò, ÷òî ïîñëå ñìåðòè íà÷èíàåòñÿ æèçíü: àä, ðàé, íèðâàíà, ïåðåðîæäåíèå. Äà, âñå, ÷òî óãîäíî. Íî ñóòü â òîì, ÷òî ïðîöåññ ñòàðåíèÿ, è çàòåì ñìåðòè – íåîáðàòèì. Êîíå÷íî, óìèðàþò íå òîëüêî ñòàðèêè, íî è ìîëîäûå, è äàæå äåòè. Ýòî ìîãóò áûòü áîëåçíè, âîéíû, íåñ÷àñòíûå ñëó÷àè. Ýòî îòÿãîùàåò ó÷àñòü ëþäåé, ÷üè ðîäñòâåííèêè, ëþáèìûå, äåòè, äðóçüÿ óìèðàþò. Îíè, êîíå÷íî, ìîãóò ïðåäñòàâèòü èõ æèçíü â ðàéñêîì ñàäó è ìîëèòüñÿ çà íèõ êàæäûé äåíü â öåðêâè, íî ðàç òàì, ïîñëå æèçíè íà Çåìëå, ÷åëîâåê îáðåòàåò ñ÷àñòüå, âå÷íóþ æèçíü, ëþáîâü è áëàæåíñòâî, ïî÷åìó ñîáðàâøèåñÿ ó ãðîáà ïëà÷óò? ×òî æå ïëîõîãî â òîì, ÷òî ñ ðåëèãèîçíîé òî÷êè çðåíèÿ, ÷åëîâåê âûøåë èç ìèðà, êîòîðûé, ïî ñóòè, íå ÿâëÿåòñÿ èäåàëüíûì? Ïðåäïîëîæèì, ÷òî ÷åëîâåê íåèçëå÷èìî áîëüíîé, îí ìó÷àåòñÿ, è â îäíî÷àñüå îí óìèðàåò. Êîíå÷íî, çäåñü ïàëêà î äâóõ êîíöàõ: ÷åëîâåê, êîòîðûé ñòðàäàåò îò áîëåçíè ñ îäíîé ñòîðîíû, ñ äðóãîé ñòîðîíû ðîäñòâåííèêè èëè äðóçüÿ, êîòîðûå ñ ãîðå÷üþ íàáëþäàþò çà ýòèì. Ðàçóìååòñÿ, çäåñü ïðèñóòñòâóåò òðåòüå ëèöî – ò.å. ÿ. Äëÿ ìåíÿ âàæíî, ÷òî ÷óâñòâóåò óìèðàþùèé, è ÷òî ÷óâñòâóþò îêðóæåíèå óìèðàþùåãî.
Ïî ñóòè, ÷åëîâåê, êîòîðûé óæå çíàåò, ÷òî îí óìðåò, æàëååò î òîì, ÷òî íå âñå óñïåë ñäåëàòü, è ñêîðåå âñåãî î òîì, ÷òî áûëî ñäåëàíî, íî òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ýòî áûëî ÷òî-òî ïëîõîå, èëè íåäîñêàçàííîå, çàáûòîå. Òàêæå, ÷åëîâåê ÿâíî õî÷åò äàëüøå æèòü (åñëè íà ñìåðòíîì îäðå íàõîäèòñÿ ìîëîäîé ÷åëîâåê èëè ìîëîäàÿ äåâóøêà, ðåáåíîê), ïîòîìó ÷òî æèçíü – ýòî ïîñòîÿííîå íàõîæäåíèå â äâèæåíèè, â ñîçíàíèè, â ïîíèìàíèè, â òî âðåìÿ, êàê ñìåðòü ïîíèìàåòñÿ, êàê íåïîäâèæíîå, âå÷íîå îòêëþ÷åíèå îò ïðîèñõîäÿùåãî. Òàêîå ïðåäñòàâèòü íåâîçìîæíî. Óìèðàþùèé âñå áîëüøå è áîëüøå íà÷èíàåò öåíèòü æèçíü, õâàòàòüñÿ çà íåå, íî òàêæå îí ïîíèìàåò, ÷òî îáðå÷åí è âåðíî ïîäõîäèò ê êîíöó.  ýòî âðåìÿ, ÷åëîâåê íàõîäèòñÿ â ñòðåññå, âîçìîæíî â ïñèõîçå, íî ñäåëàòü îí íè÷åãî íå ìîæåò. Äëÿ ýòîãî áûëà ïðèäóìàíà ýâòàíàçèÿ: êàê âûáîð ÷åëîâåêà ìåæäó ñòðàäàíèÿìè è âåðíîé ñìåðòüþ. Ïî ïðàâäå ãîâîðÿ, ïîíÿòü, ÷òî ÷óâñòâóåò óìèðàþùèé ÷åëîâåê – î÷åíü çàòðóäíèòåëüíî, ìû ýòî ìîæåì òîëüêî ïðåäñòàâèòü, èëè æå óâèäåòü, íî ìûñëè ÷åëîâåê íå óìååò ÷èòàòü, è ïîýòîìó íàì îñòàåòñÿ òîëüêî ãàäàòü, è âñå æå, ïîêà ìû ñàìè íå îêàæåìñÿ íà åãî ìåñòå, äëÿ íàñ îñòàíóòñÿ çàãàäêîé ýòè ÷óâñòâà.
Âàæíî îòìåòèòü, ÷òî íàáëþäàþùèå çà ïðîöåññîì ëþäè, ÷üå ñòðàäàíèå íåçàâèñèìî ñâÿçàíî ñî ñêîðîïîñòèæíîé ñìåðòüþ èõ áëèçêîãî ÷åëîâåêà, ÿâëÿåòñÿ ñ îäíîé ñòîðîíû ñîñòðàäàòåëüíîé. Ñòðàäàíèå óìèðàþùåãî ÷åëîâåêà ó íèõ âûçûâàåò æàëîñòü, ÷òî è ïðèâîäèò ê ñëåçàì, è äàæå ê èñòåðèêàì. Îíî è ÿñíî, ÷òî áîëüøå îíè íå ìîãóò ïîìî÷ü åìó, è îñòàåòñÿ òîëüêî æäàòü ñìåðòè. Ýòî ïðîÿâëåíèå ýìïàòèè: ÿâíî, ÷òî êòî-òî ìîæåò ñåáÿ ïðåäñòàâèòü íà ìåñòå ñòðàäàþùåãî. Ïîäðîáíî, ýòîò ñëó÷àé ìîæíî ðàññìîòðåòü â ôèëüìå «Òû íå òû» ðåæèññåðà Äæîðäæà Ê. Âîëüôà, ñíÿòûé ïî îäíîèìåííîìó ðîìàíó Ìèøåëü Óèëäæåí  Â ýòîì  ôèëüìå íàì ïîêàçûâàþò æåíùèíó – Êåéò, îáðå÷åííóþ íà ñìåðòü. Ó íåå ïðîãðåññèðóþùèé àìèîòðîôè÷åñêèé ñêëåðîç; åå ìóæ åé èçìåíÿåò, è â èòîãå, æåíùèíà ïîíèìàåò, ÷òî âèíîâàòà îíà, òàê êàê áîëüøå íå ìîæåò óäîâëåòâîðÿòü åãî ïîòðåáíîñòè. Åé íàíèìàþò ñèäåëêó, ìîëîäóþ äåâóøêó Áýê. Îíè ïðèâÿçûâàþòñÿ äðóã ê äðóãó, íà÷èíàþò äðóæèòü. Çàòåì, ñîñòîÿíèå Êåéò  óõóäøàåòñÿ, è åå îíà îòäàåò ïðàâî ðåøàòü íè ñâîèì ðîäèòåëÿì, êîòîðûå õîòÿò, ÷òîáû òà îñòàëàñü æèâà, íè Ýâàíó, ñ êîòîðûì îíà ïîìèðèëàñü, à èìåííî Áýê â ïîäêëþ÷åíèè àïïàðàòà. Áýê çíàåò, ÷òî äëÿ Êåéò ëó÷øå ñìåðòü, ÷åì áûòü ïîäêëþ÷åííîé ê àïïàðàòó è íå ÷óâñòâîâàòü æèçíü. Çàòåì, Êåéò óìèðàåò.  ýòîé ñèòóàöèè, ÿ äóìàþ, ìîæíî ïîíÿòü Êåéò. Îíà íå â ñèëàõ èñïðàâèòü òî, ÷òî ñëó÷èëîñü. Ìîæíî ïîíÿòü Ýâàíà, êîòîðûé ñèëüíî ëþáèë ñâîþ æåíó, è òåïåðü íå çíàåò, ÷òî åìó áåç íåå äåëàòü. Ìîæíî ïîíÿòü è ðîäèòåëåé, êîòîðûå ïîòåðÿþò ñâîþ åäèíñòâåííóþ äî÷ü. Âàæíî, ÷òî Áýê ñòàëà áëèçêèì ÷åëîâåêîì äëÿ ýòîé íåñ÷àñòíîé æåíùèíû. Îíà (Áýê) ïîíèìàåò âñþ ýòó íîøó, êîòîðàÿ èñïûòûâàåò Êåéò. Ôèëüì òÿæåëî ñìîòðåòü, òàê êàê èñêðåííîñòü àêòåðîâ ïðåâîñõîäíî îòðàæåíà â ðåàëüíîñòè. Îí è âïðàâäó çàñòàâëÿåò çàäóìàòüñÿ íàä òåì, ÷òî ÿ îïèñûâàë âûøå.  êîíå÷íîì èòîãå, ó êàæäîãî ÷åëîâåêà èñõîä îäèí – ñìåðòü, íî ÷òî ïðîèñõîäèò äàëüøå?
 îäèí ìîìåíò, ÿ áûë ñâèäåòåëåì ïîäîáíîãî ðàçâèòèÿ ñîáûòèé, êîòîðûé îïèñûâàëèñü â ôèëüìå. ß, çíàë, ÷òî ìîé äðóã òàêæå îáðå÷åí óìåðåòü â ðàííåì âîçðàñòå. Äèàãíîç ÿ äî ñèõ ïîð íå çíàþ, è ÷åñòíî ãîâîðÿ, äàæå íå õî÷ó çíàòü. Äðóçåé ìîèõ ìîæíî áûëî ïåðåñ÷èòàòü íà ïàëüöàõ, è ñðåäè íèõ áûë îí, êîãî ÿ ñ÷èòàë çà õîðîøåãî äðóãà, êîòîðîìó ìîæíî áûëî îòêðûòü òàéíû, ãîâîðèòü äîëãî ïî äóøàì, ñëóøàòü ìóçûêó è áûòü ñàìèì ñîáîé. Îí áûë íåèäåàëåí, íî äóìàþ, òàêèõ, êàê ìîé ïî÷èâøèé äðó㠖 î÷åíü ìàëî. ß çíàë, ÷òî îí áîëåí, íî íå çíàë, ÷òî íàñòîëüêî ñåðüåçíî. Ãäå-òî, ÷åðåç íåäåëþ, ïîñëå ïîñëåäíåé íàøåé ñ íèì âñòðå÷è, îí óìåð â áîëüíèöå. Ïîñëåäíèé ðàç ÿ åãî âèäåë â çäðàâîì óìå, êðàñèâûì ìîëîäûì ÷åëîâåêîì, ñ ãðàíäèîçíûìè ïëàíàìè íà áóäóùåå. Îí áûë âåñåë, è äàæå âûãëÿäåë î÷åíü ñ÷àñòëèâûì. Íî â ýòîò âå÷åð, êàê îêàçàëîñü, ìû ïîïðîùàëèñü íàâñåãäà. ×óâñòâîâàë ëè ÿ, ÷òî ýòî ïîñëåäíèé íàø ñ íèì ðàçãîâîð? Íåò. ß áûë ïîëîí îïòèìèçìà. ×óâñòâîâàë ëè îí ýòî? ß íå ìîãó çíàòü. ß çíàþ òîëüêî òî, ÷òî ó íåãî íà÷àëèñü æóòêèå áîëè, è, â êîíöå êîíöîâ, åãî íå ñòàëî.
Íàêàíóíå ïîõîðîí, âûøëî òàê, ÷òî ìû âñòðåòèëèñü ñî äâîðîâûìè ðåáÿòàìè è ïîøëè ãóëÿòü. Âñïîìèíàëè íàøåãî äðóãà äîáðûì ñëîâîì, è êîíå÷íî, ìîðàëüíî ãîòîâèëèñü ê ïðîùàíèþ. ß íå õîòåë èäòè íà ïðîùàíèå, ïîòîìó ÷òî ÿ âèäåë ñâîåãî äðóãà æèâûì, à òåïåðü ìíå ïðèäåòñÿ óâèäåòü åãî ìåðòâûì. Ìíå áûëî ñëîæíî ïðåäñòàâèòü ýòó ïðîöåññèþ, õîòÿ, ÿ ïîíèìàë, ÷òî äëÿ ðîäèòåëåé òàêîå ïåðåæèòü åùå õóæå, ÷åì ìíå. ß áîÿëñÿ è íå âåðèë, âîò ÷òî ÿ ÷óâñòâîâàë â ýòîò ìîìåíò, ñèäÿ ó êîñòðà. Çàòåì áûëà íî÷ü, è ÿ ðåøèë, ÷òî íå ïîéäó â öåðêîâü íà îòïåâàíèå è íà ïîìèíêè. Òàê ÿ è ïîñòóïèë.  ñèëó òîãî, ÷òî ìíå áûëî ñëîæíî âèäåòü ïëà÷óùèõ ëþäåé, (à ÿ ïî÷åìó-òî íå ïðîðîíèë è ñëåçèíêè), ÿ ñòîÿë â ñòîðîíå, è áîÿëñÿ äàæå ïîäõîäèòü áëèæå, õîòÿ, ñíà÷àëà ÿ ñòîÿë â ïåðâûõ ðÿäàõ. Ìûñëåííî ÿ ïðîñòèëñÿ ñî ñâîèì äðóãîì, è îòîøåë. Íå çíàþ, êàê âû îòíåñåòåñü ê ìîåìó ïîñòóïêó, íî ïîñëå ïðîùàíèÿ ÿ ïîåõàë íà òðåíèðîâêó, òàê êàê çàíÿòü ñåáÿ íàäî áûëî ÷åì-íèáóäü. Êîíå÷íî, óçíàâ îá ýòîì, ìíîãèå ìåíÿ îñóäèëè. Èìåëè ëè îíè íà ýòî ïðàâî, äóìàþ, ÷òî íåò. Íî îíè çàñòàâèëè ìåíÿ çàäóìàòüñÿ: «ïðàâèëüíî ëè ÿ ïîñòóïèë?», è õî÷ó ñêàçàòü, ÷òî ÿ òàê è íå îòâåòèë íà ýòîò âîïðîñ. Âàæíî, ÷òî ïîìèíàòü àëêîãîëåì ÿ íå ìîã, à ïî ðóññêîé òðàäèöèè, ýòî îäíî èç ïðàâèë. Âäîáàâîê, ìíå õîòåëîñü ïåðåâàðèòü îäíîìó ñëó÷èâøååñÿ. Âñå, ÷òî ïðîèñõîäèëî ýòèì äíåì, äëÿ ìåíÿ áûëî ÷åì-òî íåïîíÿòíûì. Ìíå íå ïåðâûé ðàç äîâåëîñü õîðîíèòü äðóãà, íî ýòîò ñëó÷àé áûë êàêèì-òî îæèäàåìûì, è âïðî÷åì, ìíå áûëî ãðóñòíî îò òîãî, ÷òî îòíûíå, ÿ îñòàëñÿ îäèí. Ñêîðåå âñåãî, âñå ìû îñòàëèñü îäèíîêè, ïîòåðÿâ åãî.  ýòîì ñëó÷àå, â íàñ ïðîÿâëÿëñÿ ýãîèçì, êîòîðûé ñëîæíî îïðàâäàòü. Áîëüøèíñòâî èç êîìïàíèè, è ÿ âìåñòå ñ íèìè, ñìèðèëèñü ñ ïîòåðåé. Òî ëè åùå áóäåò? Íî äàæå ñåé÷àñ, âàæíî òî, ÷òî ìíå íå õâàòàåò ýòîãî äðóãà, èíîãäà. ß âåðþ, ÷òî îí íàõîäèòñÿ â ëó÷øåì ìèðå. Íî âîçâðàùàÿñü ê ñàìîìó íà÷àëó ìîåãî òåêñòà, òîëüêî óìåðøèå çíàþò, ÷òî òàì ïîñëå ñìåðòè. ß è çíàòü íå õî÷ó. ß õî÷ó æèòü, íå çíàÿ è äàæå íå çàäóìûâàÿñü î ñìåðòè. Íî ðàçâå òàê ìîæíî? Íåò. Âñåãäà, ÷åëîâåê äóìàåò î ñìåðòè, ïîòîìó ÷òî ýòî íåîáðàòèìûé ïðîöåññ âñåãî æèâîãî. Âñåìó ïðèõîäèò êîíåö.

Читайте также:  Чем опрыскивать грушу осенью от парши и других болезней

Êîíåö.

Источник

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Болезнь и смерть Базарова в романе Отцы и дети

Роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева был написан в непростое время. Между поколениями возникали споры и недомолвки, к прошлой жизни уже не вернешься, а о будущем ничего неизвестно.

Евгений Базаров вырос самостоятельным и трудолюбивым человеком. У него была любовь к точным наукам, ему нравилось то что он может объяснить и доказать на деле. Он был реалистом, поэзия и искусство не для Базарова. Он никогда не витал в облаках и не надеялся на чудо. Ему нравилось знать все здесь и сейчас и не строит иллюзий, а любит все материальное и доступное.

Базаров очень закрытый человек, чувства он свои не выражает и считает что любовь это выдумка людей. На самом же деле Евгений Базаров очень любит родителей, но это любовь близких людей. Когда же он встречает Одинцову и влюбляется, он открывает для себя новые эмоции и новые возможности. Он понимает, что зря насмехался над Кирсановыми, которые были больше духовными людьми, чем реалистами как Базаров.

Евгений Базаров, который всегда отрицал чувства и эмоции, не мог теперь сопротивляться такому чувству как любовь. Он вступил в конфликт сам собой, внутри себя и запустил программу саморазрушения. Ему не нравилось то, что он испытывает и в тот же момент Базаров чувствовал себя счастливым. Евгений по пятам ходил и ездил за Анной Одинцовой и хотел все свое время проводить лишь с ней.

До того момента когда Базаров заразился тифом, он уже был на грани разрушения, ведь он отрицал все неосязаемое. Когда же он по неосторожности заражается от трупа тифом, то начинает переосмысливать всю свою жизнь. Базаров осознает, насколько сильно он любит своих родителей и не хочет с ними расставаться. Базаров разговаривает с отцом по душам, возможно, это единственный их такой разговор. Евгений просит свою возлюбленную о последней встрече. Он не хочет ее обременять своей любовью, но хотел бы сказать ей главные слова.

Читайте также:  История болезни панкреатит хронический билиарнозависимый панкреатит

После смерти Базарова вроде все живут хорошо, но Тургенев это описывает больше как постановочный спектакль. Все это напущенное и не настоящие, каждый из героев делает вид, что он счастлив. Родители Базарова приходят к нему на могилку где растут цветы. Цветы в романе представлены не как продолжение жизни, а как знак бесконечности и продолжения жизни. Тургенев намекает на то, что Базаров, который имел большие планы на свою жизнь, так неосторожно ее лишился. Судьба порой распоряжается не так как хочет этого человек, а Базаров о духовности ничего, к сожалению не знал.

Также читают:

Картинка к сочинению Болезнь и смерть Базарова в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Человек кузнец своего счастья рассуждение по пословице

    Полностью соглашусь со словами темы сочинения. Именно от нас самих зависит, будем ли мы счастливы. Что же для этого нужно? Думаю, чтобы обрести счастье, за него нужно бороться.

  • Сочинение по картине Куинджи Березовая роща описание

    Полотно «Берёзовая роща» — шедевр девятнадцатого века. Навевает романтические чувства первозданной красоты и свободы природных просторов.

  • Сравнительная характеристика Николая и Павла Кирсановых сочинение

    В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» раскрыта проблема отношений между поколениями. Разные взгляды на жизнь, разные принципы и жизненная позиция. У них у всех разные интересы и между главными героями завязывается спор

  • Женские образы в пьесе Бесприданница Островского сочинение

    Место женщины в обществе – одна из часто встречающихся проблем русской литературы. Драматическая пьеса «Бесприданница» Александра Островского не сторонится данной темы

  • Сочинение Смерть Обломова в романе Гончарова анализ эпизода

    Илья Обломов оставляет эту жизнь, так и не сумев перебороть свои привычки и установки и не достигнув в своей жизни никаких высот. Его же фамилия Обломов совсем не исправляет ситуацию

Читайте также:  Как возвратить болезнь тому от кого пришла

Источник

Болезнь и смерть Базарова

Роман “Отцы и дети” был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределенность будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на “остросоциального”, свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей.

Разумеется, этот аспект необходимо учитывать, как один из смыслообразующих,

но мы помним, что перед нами, прежде всего, литературное произведение девятнадцатого века, где проблематика не может исчерпываться конфликтом либералов и разночинцев. Как и в других произведениях Тургенева, политическая ситуация стала катализатором и обнаружила “вечные” проблемы на новом уровне.

В центре романа – личность Евгения Базарова и конфликты, порожденные столкновением с действительностью. Видимая сторона этого – достаточно уплощенный, материалистический взгляд на мир, даже на те сферы, которые невозможно охватить рационалистичным взглядом. С одной стороны, Базаров

во многом выигрывает в сравнении с либеральным дворянством: он не предается иллюзиям, не высказывает наивных, общепринятых мыслей, занимается полезной научной деятельностью. Главное его преимущество – искренность, самобытность.

Действительно, его мировоззрение кажется очень последовательным, но это обусловлено его редуцированностью, и, в конце концов, приводит героя ко внутреннему конфликту.

Глубокое расхождение картины мира Базарова с естественным ходом жизни обнаруживается в момент встречи с Анной Одинцовой. В его жизни появилось то, что не вписывается в сложившиеся рамки, не поддается рационализации и, как следствие, внесло разрушение во всю его жизнь. Базаров не мог переосмыслить происходящее, поскольку был по-своему догматичен.

Отрицая недостатки прошлой системы воззрений, он пришел к тупику, поскольку его мировоззрение было закрыто непосредственному общению с миром. Эту черту – непосредственность, способность чувствовать природу на метафизическом уровне, особенно ценил И. Тургенев в своих героях (Ася, герои “Стихотворений в прозе”), иначе человек не сможет увидеть жизнь в ее подлинном проявлении.

Базарову так и не удается перейти на более высокий уровень миропонимания. Его бескомпромиссность и верность себе, качества, бесспорно, заслуживающие уважения, делают ситуацию трагичной. То, что он считал надуманным, несущественным, выходит на первый план и определяет его жизнь.

Смерть героя, на уровне сюжета, может показаться случайной, но можно ли представить иной вариант развития событий? Внутренний разрыв уже произошел, душа героя начала свое движение к самоотрицанию еще до заражения тифом. Период болезни, предшествующий предсмертной агонии, можно сравнить с чистилищем – Базаров уже не видит возможности спасения, он невозмутимо рассуждает о былом, ничем не выдавая своих слабостей.

Положение безвыходно, осуществлению великих целей помешала случайная оплошность, что еще раз говорит о том, что жизнь зачастую выстраивается не по намеченному плану, а согласно куда более сложным, тонким переплетениям обстоятельств, о чем принято говорить как о “судьбе”.

Возникает сомнение в необходимости существования не только определенного взгляда на жизнь, но и возможности существования самого человека, не разделяющего общечеловеческие ценности. Есть вечное, а есть реакционное, которое неизбежно отступает, не находя метафизической опоры.

Loading…

Болезнь и смерть Базарова

Источник