Социальные представления о здоровье и болезни к херцлих

Социальные представления о здоровье и болезни к херцлих thumbnail

Херцлих
обнаружила, что люди воспринимают
болезнь в виде внешней угрозы, в то время
как здоровье, по их мнению, черпается
из какого-то внутреннего резервуара.
Здоровье связывается с такими качествами
как, естественность например, оно может
укрепляться благодаря жизни на природе,
включенность человека в систему
социальных связей, активность. Оно
оценивается исходя из уровня
трудоспособности. Хорошее здоровье это
то, что объединяет человека с другими
людьми, болезнь — то, что делает его
одиноким.

66 Когнитивные репрезентации болезни и здоровья г. Левенталь, с. Бишоп, ш. Тэйлор, к. Петри.

Представления
о болезни интенсивно изучались в теории
когнитивных репрезентаций. Г. Левенталь
и его коллеги разработали модель
саморегуляции в ситуации болезни.
Суждения человека о своем состоянии
группируются вокруг пяти измерений:
симптомы, причины, последствия,
длительность, особенности лечения. К.
Петри и Дж. Вейнман обнаружили, что
обыденные представления о болезни
базируются на информации, имевшейся у
человека до ее возникновения, и сохраняют
значительную устойчивость во времени.
С. Бишоп утверждает, что при оценке
ощущений происходит их сравнение с
прототипом болезни.Информация о личности
потенциального больного является важной
частью этого когнитивного образования.

67 Исследование субъективной картины болезни методами нарративной психологии а. Клейнман.

Клейнман
различает болезнь как сферу субъективных
или даже коллективных, если иметь в виду
семью больного, его окружение реакций
на появившиеся симптомы, сфера их оценок,
переживаний, это сама жизнь больного в
условиях нарушения функций и ограничения
возможностей и как патологию.

А.
Клейнман говорит о том, что с точки
зрения антропологии и клинической
медицины у болезни много значений. Опыт
болезни включает множество значений,
реальных и потенциальных проявляющихся
не сразу, изменчивых под влиянием
изменений обстоятельств. Понимание
важности субъективных значений болезни
всегда происходит внутри взаимоотношений:
супруги, дети, друзья, те, кто осуществляют
уход, сам пациент. В процессе длительного
заболевания все они осознают, что
значение болезни, которым наделяет его
больной человек, может способствовать
лечению или затруднять его, усугубить
или облегчить симптомы.

По
мнению Клейнмана, изучение субъективных
смыслов болезни сделает лечение более
эффективным. Терапевт должен запрашивать
у пациента и его семьи истории заболевания
и их выслушивать, проводить небольшие
этнографические исследования изменяющегося
фона хронической болезни, проводить
беседы, краткие сеансы медицинской
психотерапии.

Американский
ученый уточняет, что о значении болезни
можно говорить в четырех различных
контекстах. Первый контекст: обычно под
значением болезни понимают ее симптом,
знак, например, нарушение тех или иных
функций или недомогание. Это считается
естественным значением болезни. Однако,
утверждает Клейнман, подобная
естественность обманчива — значения
симптомов формируются в локальных
культурных системах и там приобретают
видимость естественных. В каждой культуре
есть свои обозначения одних и тех же
симптомов, например, головной боли. В
этих обозначениях упакованы нормативные
культурные представления о теле,
личности, отношениях людей.

Второй
контекст значимости болезни — это ее
культурный смысл. Речь идет о группе
тех симптомов и категорий болезней,
которые стали символом той или иной
эпохи и культуры, вобрав в себя ее смыслы.
Например, проказа, Черная смерть бубонная
чума значили совершенно определенные
вещи в общественном сознании той эпохи.
Сегодня эти болезни потеряли прежний
смысл, как, например, безумие, которое
из сакрального феномена трансформировалось
в чисто медицинскую проблему. Но появились
и новые болезни, ставшие настоящими
социальными и культурными символами
нашего времени — рак, СПИД, болезни
сердца, новые фобии, тревога, гипертония
и т. д. Третий контекст — самый важный.
Речь идет о том значении болезни, которое
интегрировано в жизненный мир конкретного
человека, в сеть его интерсубъективных
связей, пронизано его биографическими
сюжетами. Четвертый контекст значимости
болезни — это те ее значения, которые
клиницисты извлекают из самоописаний
и самоинтерпретаций пациентов

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Предетавлення больного о своем состояннн формнруются не только на основе его лнчного опыта, но и с опорой на общие концепции здоровья и болезни, характерные для той или иной культуры. Эти общие концепции исследуются в рамках различных теоретических направлений психологии, одним пз которых является теорпя социальных репрезентацпй, разработанная С. Московичи.

Различные подходы к определению социальных репрезентаций:

-мысли, идеи, образы и ценности, разделяемые людьми и формирующиеся в социальном взаимодействии -конструктивное воспроизведенне свойств обьекта на уровне конкретных понятий, организованных вокруг центрального значенпя К. Херцлпх -обыденное мышление.

Социальное представленне формнруется в процессе коммуникации, в который могут включаться средства массовой информации. Существует особая категория лиц, профессия которых состоит в формировании представлений.

Источников формировання социальных репрезентаций здоровья и болезни является наука в том числе медицина. Статус медицинской науки в современном обшестве чрезвычайно высок, и большинство исследователей полагают, что в современных рспрезентациях здоровья медицинскпе концепции играют большую роль. Средства массовой информации выполняют роль медпатора между научными и обыденными концепциями. Распространение научных идей через средства массовой информации неизбежно приводит к их упрощению, повышению образности и насыщению ценностями культуры. Преподносимые СМИ идеи преобразуются потребителем по мере их усвоения. В результате знание приобретает моральный характер.

Согласно данным ВОЗ, главными факторами, снижающими качество жизни людей с психическими расстройствами, являются дискриминация и социальная изоляция. Преодолеть эти проблемы невозможно без изменения общественного мнения. Одной из наиболее влиятельных психологических теорий, объясняющих закономерности формирования обыденных концепций по каким-либо вопросам, является теория социальных репрезентаций С. Московичи, К. Херцлих и др.. Социальные репрезентации — это формирующиеся в процессе социального взаимодействия мысли, идеи, образы и ценности, связанные с определенным объектом или проблемой, и разделяемые определенной группой людей. Они позволяют осмысливать новую и непонятную информацию, вырабатывать определенную программу действий. Результаты как отечественных, так и зарубежных исследований свидетельствуют о наличии достаточно отчетливых, обладающих кросс-культурной устойчивостью репрезентаций психической болезни, включающих в себя три компонента: опасность, которую больной представляет для окружающих и для самого себя; непредсказуемость поведения больного и динамики болезни, резкое отличие больного от здоровых людей. Таким образом, социальные репрезентации являются существенным фактором стигматизации психически больных.

Дата добавления: 2015-04-22; просмотров: 6 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | | 5 | 6 |
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.01 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

Следуя этой традиции, Херцлих (Herzlich, 1969) анализирует социальные пред­ставления о здоровье и болезни. Исследованы 80 бесед недирективного характе­ра, длившихся в среднем полтора часа. Собеседниками были в основном парижа­не, но была также сделана небольшая выборка сельских жителей Нормандии.

В этом вопросе социальные представления четко структурированы. Здоровье ассоциируется говорящим с самим собой и с гармоничным отношением к приро­де. Причины здоровья не анализируются. Просто при здоровой конституции со­стояние здоровья прекрасное. Так оценивают собеседники этот аспект. Напротив, когда речь заходит о болезни, она требует объяснения. Как правило, причина бо­лезни приписывается окружающей среде, искусственности ритма городской жиз­ни, «неестественности» пищи или ее вредности для здоровья, загрязнению окрУ» жающей среды — в противоположность сельской местности и той жизни, которая в прошлом была характерна для Франции, поскольку в то время преобладающую роль играло сельское хозяйство.

Чтобы смягчить мрачные краски картины, отметим, что современная медици­на сделала большие успехи и, в частности, увеличила продолжительность жизни человека. На это можно возразить, что параллельно с этим ухудшилось качество жизни. Таковы убеждения опрошенных людей, которые не видят противоречия в том, что сами они не больны. Здесь выявляется роль, которую играют в представ­лениях такие понятия, как недомогание, депрессия, и особенно усталость, соот­ветствующая промежуточному состоянию между здоровьем и болезнью: тело в какой-то степени поражено, но человек и не болен по-настоящему, и здоровым сеоЯ

не чувствует. В общем, усталость, как физическая, так и нервная, возросла с тече­нием современной жизни, и в то же время сопротивляемость болезни подорвана, go всяком случае, здоровье — это не просто отсутствие болезни.

В том, что представление о болезни в сильной степени питается теорией «заро­дыша», а окружающая среда воспринимается как скрывающая незримые опасно­сти, сказывается стойкое влияние открытия микробов французскими биохимика­ми XIX в. Напротив, почти полное отсутствие теории болезни, основанной на виновности, указывает на то, что психоаналитическая концепция, заключающая­ся в том, что сам человек рассматривается как источник собственных проблем, не оставила никакого следа.

Сельские жители жалуются на экспансию городской жизни и противопостав­ляют, так же как и парижане, требования городской жизни естественному режиму жизни в деревне.

Подобные представления могут объяснить такие интересные социальные пред­ставления, как выпуск на рынки крупных метрополий йогуртов и другой «здоро­вой пищи», рекламируемой как «натуральные продукты», «биологически чистые», поставляемые прямо из сельской местности. Те же самые социальные представле­ния помогают понять, почему так быстро распространяются экологические идеи в странах с высокоразвитой экономикой, и понять также эксплуатацию этих идей ловкими политиками. Экологические движения не выдумали деревья и цветы, но они способствовали их идеологической трансформации. Кроме всего прочего, природа получила репутацию чистоты, которую теперь нужно защищать от за­грязнения. Именно в этом контексте следует понимать бурное движение, которое в США противопоставило аргумент «отравы» попытке администрации фтори­ровать питьевую воду (Green, цит. по: Herzlich). Необходимо было защищать «чистоту воды». Представляется очевидным, что пропаганда администрации, про­водимая с самыми лучшими намерениями, чтобы быть успешной, должна была бы не только принять во внимание аргументы зубных врачей, но также изучить распространенные понятия о качестве окружающей среды. Это позволило бы не «атаковать в лоб» социальные представления о реакции на проблемы экологии, которые стали препятствием для проведения в жизнь данного проекта.

Представляется, что трудно затронуть сферу социальных представлений о че­ловеческом теле, не связав их с действиями медицины на Западе, где все усилия сосредоточены на лечении тела как физического объекта в ущерб социальному аспекту (Jodelet, 1976). Представление людей о своем теле не только играет важ­ную социальную роль, но и может оказаться решающим в клиническом плане.

В своих первых работах, посвященных истерии, Фрейд показал, как паралич соответствовал представлениям пациентки о своем физическом состоянии, а не Физиологической концепции невролога. Для того чтобы понять истерический синдр0М) было необходимо интегрировать социальное представление о теле. Во­влеченный благодаря своему медицинскому образованию в визуальное наблюде­те физических феноменов, Фрейд, став клиницистом, отбросил эти наблюдения, Уделяя все внимание тому, чтобы выслушать высказывания больного. Он провел ^ного времени слушая, как пациенты говорят о себе, о своих проблемах и о своем Теле. Наивысшим достижением Фрейда Ягода (Jahoda, 1977) считает изобрете­те им психологического языка для обследования тела человека. По мнению Яго-^ психоанализ — это психологическое представление о теле. Такую характери-

400 Глава 14. Социальные представления

и. I |ририда и рсинииимпиит ьициальпыл прцдишш^ипи

стику психоанализа, которую дает Ягода, можно связать с тем, как С. Московичи изучает распространение психоанализа в культуре Франции. Он пишет, что, так же как представление индивида о своем теле влияет на клинические симптомы его состояния, наука, разработанная Фрейдом для «интерпретации» этих симпто­мов, сама является психологическим представлением о теле и, получив распро­странение в культуре, становится источником новых модификаций социального представления о теле. Такова динамика социальных представлений.

В своем исследовании социального представления о теле Д. Жодле связывает развитие социального мышления с эволюцией восприятия и понимания челове­ком своего тела. Таким преобразованиям жизни общества, как возрастающее рас­пространение знаний по биологии, рост феминистического движения, распро­странение интереса к физическому равновесию и спорту, возвращение к природе, преобладание свободы высказываний о сексуальном поведении, соответствуют изменения на уровне представления и через него изменения в опыте и практи­ке жизни тела. Эти изменения, неодинаковые у мужчин и женщин, становятся понятными при подробном анализе тем, затрагиваемых — с интервалом более десяти лет — представителями того и другого пола, которым было предложено поговорить о теле. Здесь обнаруживается интересное приложение идеи Тарда о сравнительном изучении разговоров. Параметром для сравнения здесь является время.

Источник

Задача медицинской грамотности — донести нужную информацию до аудитории в доступной форме. Распространяемая посредством медицинского просвещения информация о здоровье трансформируется в социальные и индивидуальные представления.

Социальные представления — это мысли, идеи, образы и ценности, характерные для больших групп людей и формирующиеся в социальном взаимодействии. Работы К. Херцлих, опубликованные в 1973 г., положили начало исследованию социальных представлений о здоровье. Данные были получены ею с помощью метода глубинного интервью (опрошены 80 жителей Франции). Она показала, что респонденты считают важными характеристиками здоровья физическое благополучие, достаточность физических ресурсов, отсутствие усталости, психологическое благополучие, свободу движений, эффективность действий, хорошие отношения с другими людьми, ровное настроение.

Состояние здоровья (болезни) может быть описано на основе оппозиций «естественное — неестественное», «внутреннее — внешнее», «индивид — общество». Люди воспринимают болезнь в виде внешней угрозы (например, загрязнение воздуха, проживание в городах), и связанные с этим стрессы являются источниками болезней. Здоровье, по их мнению, черпается из какого-то внутреннего резервуара и связывается с такими качествами, как естественность (жизнь на природе), включенность человека в общество, активность. По мнению К. Херцлих, здоровье оценивается исходя из уровня трудоспособности. Хорошее здоровье — это то, что объединяет человека с другими людьми, болезнь — то, что делает его одиноким.

Результаты последних исследований в данной области показывают приоритеты, характерные для определенного человека. Были выделены следующие дефиниции: «не-болезнь», «хорошая физическая форма», «резерв», «социальное благополучие». Обнаружено, что женщины в большей степени, чем мужчины, имеют склонность к определению своего состояния в терминах межличностных отношений. Различные авторы пытаются обобщить полученные данные, выделив типичные определения здоровья:

  • — здоровье нужно понимать как отсутствие болезни или каких-то ее симптомов;
  • — здоровье — это благополучие;
  • — здоровье — это состояние, например, гармонии;

— здоровье — наличие персональных ресурсов (предпосылок благополучия);

Ключевым положением подхода социальных репрезентаций является утверждение о том, что репрезентации не просто существуют в сознании индивида. Они действуют как фактор окружения. Следовательно, если, например, идея о некоторых позитивных последствиях курения постоянно возникает в разговорах среди подростков, эта коммуникация действует на них как материальная сила, она конструирует их реальность. X. Жоффе [184]

  • — здоровье — результат активности индивида;
  • — здоровье — это феномен социального функционирования.

Известный психолог К. Чемберлен продемонстрировал, что восприятие здоровья зависит от того, к какому социальному классу принадлежит человек. Чем ниже социальное положение, тем больше выражена склонность рассматривать здоровье как необходимое условие работы. Люди с высоким статусом чаще всего определяют здоровье как условие разнообразного проведения досуга. Понимание хорошего здоровья как состояния подконтрольности физиологических функций субъекту особенно характерно для представителей средних и высших классов.

Ядро современных социальных репрезентаций здоровья составляют представления индивида о личной ответственности за качество здоровья и связи его болезни с внешними факторами (в некоторых случаях это предполагает воздействие «чужих» людей — представителей другой расы, социального класса, нетрадиционной сексуальной ориентации). Таким образом, здоровье соотносят с самодисциплиной, респектабельностью, отчетливой гражданской позицией, а болезнь — с их отсутствием. Быть здоровым — значит, быть хорошим человеком. Данное содержание социальных репрезентаций, по мнению Р. Кроуфорда, соответствует основным для современной западной культуры вопросам — вопросам контроля и получения удовольствия. Р. Кроуфорд полагает, что в современной западной культуре самость ассоциируется не только с контролем, но и с освобождением от контроля, удовольствием, развлечением, исполнением желаний [144].

И. Б. Бовина отмечает, что исследования на российской выборке показали склонность респондентов связывать здоровье с личным успехом и компетентностью, причем в качестве образцов здоровья они приводили успешных и влиятельных людей. Исследование позволило ей выделить «ядерную зону» социальных представлений о здоровье, связанную с такими понятиями, как «сила», «спорт», «красота», «радость», «бодрость», «жизнь», и периферическую зону, включающую понятия «отсутствие болезни», «хорошее самочувствие», «настроение», «энергия», «активность». Представления о здоровье содержали позитивные социально-психологические характеристики. Кроме того, здоровье и болезнь не ассоциировались респондентами с психическим здоровьем и болезнью. Проведя через четыре года повторное исследование той же выборки, автор обнаружила значительную устойчивость оппозиции «сила — слабость» [10]. Дж. Робинсон в исследовании представлений о здоровье американских подростков показала, что привлекательный внешний вид у них составляет один из главных показателей здоровья [220]. Таким образом, если ранее типичным содержанием социальных репрезентаций в сфере здоровья были представления о неконтролируемости телесных процессов, то теперь их содержание сосредоточено вокруг идеи личного выбора.

Несмотря на то что социальные представления являются устойчивыми образованиями, для них характерна определенная динамика, связанная с необходимостью постоянного осмысления новых событий и новых угроз. И.Б. Бовина отмечает, что каждой эпохе соответствует «своя болезнь» (часто в форме эпидемии), которая служит основой формирования социальных представлений. В эпоху Средневековья такой болезнью была чума. Каждую новую эпидемию ассоциировали с ней. Чума стала основой социальных репрезентаций всех болезней, поскольку была связана с огромной коллективной угрозой. Эпидемии чумы сопровождались массовыми и скоротечными смертями. Никто не знал способов профилактики чумы, способов ее лечения. Ж. Ле Гофф полагает, что из-за эпидемий чумы в Средневековье утверждается идея о неразрывной связи болезни и неожиданной и свирепой смерти, от которой нет спасения. Можно предположить, что основным содержанием социальных репрезентаций болезни в то время были представления о неконтролируемости и непредсказуемости ее появления, о хрупкости человеческого тела и человеческой жизни. Чуме были посвящены многие художественные произведения.

В XIX в. сходное влияние на представление о здоровье и болезни оказал туберкулез. При этом если жертва чумы обезличена, то больной туберкулезом — это уже особый социальный персонаж («чахоточный»). И.Б. Бовина связывает это с тем, что туберкулез развивался длительно. Данная особенность позволяла сформировать образ больного в обществе. Туберкулез, как и чума, затрагивал всех членов общества, в том числе молодых и одаренных. Это способствовало широкому социальному обсуждению проблемы, выражению сочувствия и поддержки больным, а также стимулировало социальные движения по улучшению условий труда и быта.

В XX в. символом болезни и смерти стал рак.

Особый интерес представляет анализ процесса формирования социальных представлений о здоровье. Например, высказываются различные предположения об их источнике. Основоположник теории социальных представлений С. Моско- вичи полагал, что основу здравого смысла составляет наука, «ставшая всеобщей». Его последователи ( X. Жоффе и др.) согласны с тем, что частицы современных научных знаний прослеживаются во всех идеях относительно здоровья. Другие авторы считают, что основой социальных представлений о здоровье могут являться и обыденные представления (например, о счастье, благополучии, совершенстве и т.д.).

То, что называется здравым смыслом, предстает перед нами в двух формах. Во- первых, как совокупность знаний, спонтанно созданной членами группы и основанная на традиции и консенсусе. … Во-вторых, как сумма мысленных образов и связей научного происхождения, потребляемых и преобразуемых для того, чтобы служить нуждам повседневной жизни. С. Мо- сковичи, М. Хьюстон [72]

По мнению X. Жоффе, первый контакт человека с темой здоровья происходит либо с помощью средств массовых коммуникаций, либо в процессе бесед с другими людьми, которые обсуждают сообщения СМИ. Однако такая информация о здоровье не является научной в полном смысле этого слова. Она часто носит сенсационный и намеренно противоречивый характер для привлечения к ней читателя, поддержания его интереса. Распространяемая средствами массовых коммуникаций информация насыщается идеями и ценностями современной культуры — получает моральную оценку. Однако на этом процесс трансформации научного знания не заканчивается, поскольку получатель информации также ее преобразует.

Как указывают Д. Ходжетс с соавторами, эффект медиавоздействий нарастает постепенно (по аналогии с эхом). Для понимания процесса распространения информации они предлагают использовать концепцию медиации, разработанную Р. Силверстоуном. Авторы подчеркивают, что индивиды не являются пассивными реципиентами информации, презентируемой в СМИ, поскольку часто получают эту информацию «из вторых рук», в пересказах. Постепенно сообщения, транслированные СМИ, начинают жить своей жизнью. С одной стороны, влияние СМИ тотально, с другой — ее представители по-разному отбирают, интерпретируют и используют эту информацию. Таким образом, в этой концепции разграничиваются общение лицом к лицу и медиакоммуникация.

Медиация — это диалектический процесс, в котором институционализированные средства коммуникации вовлечены в общую циркуляцию символов. Посредством процесса медиации человек вступает во взаимодействие с более широким социальным миром, вовлекается в публичные нарративы, репрезентации или дискурсы, используемые для конструирования понятия здоровья и связанных с ним практик [237]. При этом усвоение информации происходит в определенной среде, уже насыщенной социальными нормами и ценностями.

Для исследования процесса усвоения информации, полученной из СМИ, авторы предлагают использовать этнографические методы, т.е. изучать распространение информации в повседневной жизни людей. Имеются сообщения о результатах подобных исследований в Англии и Новой Зеландии. Большая часть респондентов рассматривает СМИ как заслуживающий доверия источник, позволяющий ставить перед собой некие цели и осмысливать свое состояние. С помощью средств массовых коммуникаций конструируется репертуар практик, характерных для группы людей, вовлеченных в совместную деятельность (посещающих фитнес-центр, психотерапевтическую группу и др.). В процессе осуществления этих практик формируются экспертные оценки, конструируется смысл какого-то состояния или действия, устанавливаются социальные отношения. Авторы приходят к выводу, что роль СМИ заключается не во влиянии извне, а в том, что все члены данного сообщества вовлечены в процесс медиации, т.е. выступают их внутренними агентами [237].

По мнению С. Московичи, X. Жоффе и др., отличием теории социальных репрезентаций от когнитивного подхода является тот факт, что общество предоставляет индивиду не столько информацию, сколько средства понимания и смыслы (символы) [72; 183]. У. Флик обращает внимание на важность сопоставления репрезентаций, характерных для представителей различных групп населения (т. е. на изучении «социального распределения репрезентаций»). В том числе необходимо учитывать различие профессиональных социальных репрезентаций и социальных репрезентаций у представителей целевых групп. В свою очередь Ховарт с соавторами отмечают, что различия в социальных репрезентациях отражают не столько различия в образовательном уровне, сколько различия в целях и ценностях, жизненных стратегиях и способах взаимодействия с другими людьми. Социальные репрезентации являются частью социальных практик, в том числе и стигматизирующего характера (стигматизация происходит по критерию наличия болезни) [155; 178].

В зависимости от степени согласованности выделяют главные эмансипированные и полемические социальные представления. Главные социальные представления разделяются всеми членами группы, эмансипированные — членами определенной подгруппы, полемические вырабатываются при наличии противоречивых мнений по какому-то вопросу (в ситуации социального конфликта).

Основная критика в адрес теории социальных репрезентаций заключается в недостаточной определенности, размытости данной теории как в плане содержания (какие репрезентации относятся к социальным), так и в плане ее изучения (например, как подобрать выборку для исследования).

Существующие на социальном уровне представления о здоровье исследуются и вне рамок концепции социальных репрезентаций. А.Ш. Тхостов утверждает, что процесс познания человеком своего физического состояния заключается не только в анализе интроцептивных сигналов, но и в соотнесении полученных результатов с укорененными в данной культуре мифами здоровья и болезни. Эти мифы сосуществуют с научными представлениями и даже имитируют их (например, миф об инфекциях, миф о повышении иммунитета). Функция мифа заключается в уменьшении чувства тревоги и обеспечении человека сведениями о путях сохранения здоровья. Миф не может быть вытеснен научными взглядами, поскольку он является продуктом не архаического, а обыденного мышления, т.е. это форма жизненного, эмоционального отношения к окружающему (в мифе всегда содержатся некая истина и руководство к действию). Если в мифе болезни необходимым является наличие первичного означающего — телесного ощущения, то в случае коллективных представлений о здоровье индивидуальное означающее отсутствует, так как телесный опыт индивида означает не физиологический процесс, а аффект, порожденный потребностью в объективации телесности. Современный медицинский дискурс здоровья А.Ш. Тхо- стов определяет как ипохондрический. Этот дискурс включает в себя «отдельные идеи и страхи, призванные в каждый узловой момент поставить индивида под медицинский взгляд».

Информационными метасистемами, формирующими ипохондрический дискурс, являются:

  • 1) медицинское просвещение;
  • 2) оздоровительные практики мистического (эзотерического характера);
  • 3) рекламные тексты и образы.

Содержание информации, распространяемой посредством медицинского просвещения, пронизано идеями профилактики и предупреждения, а основным мифологическим сюжетом является история нарушений врачебных рекомендаций и кары за это. Сообщения по поводу оздоровительных практик мистического характера базируются на модели контроля и управления телесными событиями. Предлагается какой-то способ сохранения здоровья, который решит сразу все проблемы индивида. Человек, однако, должен постоянно стремиться к сохранению здоровья. Ипохондрический дискурс, реализуемый в рекламных текстах, основан на представлении о том, что, воздействуя на собственное тело, индивид получает возможность воздействовать на свое окружение [101, 102].

Б. Тернер отмечает, что существование в обществе конкурирующих концепций здоровья отражает социальные и культурные различия. Наличие конкуренции Тернер объясняет связью концепций здоровья с моральными концепциями, а также тем, что публика всегда стремилась к выработке альтернативных моделей здоровья. Он предполагает, что все концепции здоровья могут быть охарактеризованы на основе двух оппозиций: сакральное — профанное и индивидуальное — коллективное. Тернер также считает, что имеет смысл говорить скорее не об истории концепций здоровья, а об исторической концептуализации состояний благополучия и страдания.

Сакральное — профанное (светское, секуляративное) в концепциях здоровья. Понятия здоровья и болезни в премодернистских обществах были основаны на концепциях религиозной чистоты, табу и греха. В процессе модернизации произошел переход к светской парадигме, в результате чего проблема достижения благополучия была включена в научный дискурс, разграничены понятия психического и соматического здоровья, ослабело влияние «традиционных целителей». Интересно, что при этом не была утрачена связь медицинской парадигмы здоровья с моралью, т.е. сохранилась и даже усилилась тенденция обвинения людей в возникших у них заболеваниях.

Источник