Стиль воспитания воспитание в культе болезни

Стиль воспитания воспитание в культе болезни thumbnail

Стиль воспитания воспитание в культе болезни

Тип воспитания ребенка: воспитание в культе болезни

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает хроническими заболеваниями. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот.

Этот типаж дисфункционального воспитания заключается в приписывании ребенку роли больного члена семьи, следствием которого является создание особых семейных отношений и атмосферы. Родители относятся к ребенку как к вечно больному, слабому и немощному, несмотря на его реальное физическое состояние. Такое воспитание может возникать и как следствие реальных травм ребенка, развивается в период восстановления малыша, например, после сотрясения или инфекционных поражений

Воспитание в культе болезни – это фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании; родители сами формируют образ «больного», проявляют особую заботу, и тогда возникает проблема: «Меня любят тогда, когда я болею»

Все внимание семьи сосредоточено на здоровье ребенка, а точнее на его болезнях – как реальных, так и (в основном) мнимых! Родители постоянно диагностируют у него заболевания, ищут все более профессиональных врачей и все более совершенные лекарства.

Отношение родителей к ребенку может формироваться под воздействием страха потери ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому его пожеланию и спешить с его выполнением, других — докучно опекать малыша.

Если их чадо вдруг какое-то время не болеет, то такие родители видят в этом симптом зарождения какого-либо нового и более опасного заболевания.

Такие формы профилактики и оздоровления, как закаливание, прогулки на свежем воздухе, оптимальный подбор одежды под погодные условия, правильное питание, двигательная активность в счет не идут. Этим родителям необходим нетрадиционный подход, а главное – возведение болезни в культ семьи.

Если ребенок болеет серьезным хроническим заболеванием или родители, боясь, что их ребенок внезапно заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания. Он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им.

Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем. Он хорошо усваивает свои права, не думая, что есть еще обязанности. Ребенок – маленький тиранчик. Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притворяться, придумать новую болезнь. Довольно часто он и в самом деле озабочен своим здоровьем, прислушиваясь сам к себе. Он ждет сочувствия от всех, сочувствия и сострадания. И даже «борется» за это.

«Болезненный ребенок» в данном случае неприкасаем. Происходит двусторонняя «выгода», то есть ребенок манипулирует родителями, пользуясь своим недугом, супруги манипулируют друг другом, оперируя тем, что ребенку нельзя волноваться.

Ребенок привыкает к мысли, что болезнь дает ему многие права, из-за нее все должны идти навстречу всем его желаниям, от всех неприятностей ограждать, от вполне посиль­ных обязанностей освобождать, проступки прощать и позволять то, что недозволенно другим. Такое воспитание культивирует не только эгоцентризм, но и рентные установки, завышенные при­тязания. При столкновении с трудностями в жизни наиболее универ­сальной становится истерическая реакция с уходом в болезнь.

Иногда один из родителей (чаще мать) принимает роль «мученика», жертвует всем во имя ребенка. В этом случае может наблюдаться эмоциональное отвержение со стороны матери других детей (если они есть) и даже отца ребенка. К сожалению, многие отцы оказываются неготовыми к такой ситуации и часто оставляют семью, что усугубляет имеющиеся проблемы.

Если ребенок действительно серьезно болеет, неблагоприятной для него является и обратная реакция родителей на его болезнь: отвержение самого нестандартного ребенка. Такие родители нанимают няню или сиделку по уходу за ребенком, обеспечивают его всем необходимым, но лишают семейного общения, не проявляют к нему никакого интереса. Дети в этом случае страдают от недостатка эмоционально-положительной стимуляции со стороны родителей, что еще больше усугубляет их нестандартность и ограниченные возможности. У них может наблюдаться склонность к депрессивным состояниям, нарушение сна, аппетита, стойкий энурез.

Ребенок, воспитанный в культе болезни, относится к себе как к «больному», в связи с чем, у него формируется представление о себе как о слабом, не способном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.

Этот тип воспитания неблагоприятно отражается не только на личности ребенка, но и психологическом климате всей семьи.

Возможный результат:

Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности. Ребенок выполняет в семье патологизирующую роль «больной член семьи».

Воспитание в культе болезни способствует тому, что ребенок принимает свои «особенности», это формирует у него:

      Комплекс сверхполноценности (комплекс превосходства — не обоснованная установка человека на то, что он превосходит окружающих людей (принадлежность к высшей расе, «лучшему» роду, социальной группе или обладание особыми качествами, культурой, способностями, знаниями) и уверенность в том, что он имеет право пользоваться особыми привилегиями. Хоть речь идет о комплексе превосходства, он все равно остается комплексом, то есть ошибочном представлении человека о себе. Такие дети начинают совершать правонарушения и врать не потому, что в чем-то нуждаются. Это делается из чувства превосходства. Они полагают, что обманывая, дурача других и оставаясь непойманными, они, таким образом, оставляют в дураках тех, кто пытается их поймать. Начинается это в подростковом возрасте, в момент самоопределения и самоутверждения)   Пассивность   Чувство вседозволенности (отсутствие тормозов)   Демонстративность (особенность поведения, проявляющаяся в навязчивом желании привлечь к себе добродушное заинтересованное внимание окружающих. Демонстративность носит обычно тотальный характер, то есть практически все свои действия, размышления демонстрант строит, исходя из желания привлечь к себе внимание. Даже оставаясь наедине с собой, душевная жизнь носит демонстративный характер. Демонстранты любят только позитивное внимание, заинтересованное. Очень остро реагируют на неблагожелательное отношение к себе. Им присуща сильная эмоциональность, однако многие эмоции носят исключительно демонстративный характер. Любят показать и выдумывать свои болячки. Охотно врут, при этом совершенно искренне веря в свою ложь. Вообще весьма склонны к самообману. Обычно  артистичны, часто выбирают творческие профессии и виды деятельности.)   Истероидность (совокупность таких черт личности как повышенная эмоциональность, завышенные самооценка и уровень притязаний, постоянная, связанная с этим, неудовлетворенность, что запросы, установки, потребности личности «выше» ее реальных возможностей. Лица с такими чертами характера требуют подчеркнуто выраженного уважения к ним, восхищения ими; они любят быть в центре внимания и испытывают чувство разочарования, неудовольствия, когда окружающие не демонстрируют ожидаемого ими отношения. Нередко в этой ситуации для достижения внимания окружающих (это может не осознаваться личностью с чертами истероидности) и проявляются истероидные реакции. Причины формирования истероидности нередко связаны с чрезмерным, незаслуженным восхищением, восхвалением человека ранее (особенно в период созревания его как личности, в сензитивные периоды развития). — Эгоцентризм (неспособность или нежелание индивида рассматривать иную, нежели его собственную, точку зрения как заслуживающую внимания. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей) — Безволие
Читайте также:  Не страдает от болезней высокого риска

Дети, воспитанные в культе болезни, приученные к сочувствию и состраданию вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности. Они, лелея самих себя, и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь – участь слабовольных и изнеженных людей.

Культ болезни формирует изнеженность и в итоге такое воспитание способствует инфантилизации, эгоистической фиксации на заботах о собственном здоровье, развитию своего рода рентных установок с завышенными притязаниями («все во всем должны идти навстречу»). У такого человека на любые трудности становится ведущим истерический способ реагирования с ипохондрическими внешними проявлениями.

Источник

2 апреля 2016 | просмотры: 1 090

В двух предыдущий статьях из этого цикла мы разобрали некоторые типы дисгармоничного воспитания. Мы рассказали об особенностях гиперпротекции и ее антагониста, а также обсудили противоречивый стиль и гиперсоциализирующий подход. Эта статья будет предпоследней в цикле и затронет заявленные в заголовке подходы к воспитанию ребенка.

Содержание статьи:

  1. Культ болезни
  2. Жестокое обращение с ребенком
  3. Ненормальная моральная ответственность
  4. Выводы

Дисфункциональное воспитание: жестокое обращение, культ болезни и моральная ответственность

Культ болезни

Этот типаж дисфункционального воспитания заключается в приписывании ребенку роли больного члена семьи, следствием которого является создание особых семейных отношений и атмосферы. Родители относятся к ребенку как к вечно больному, слабому и немощному, несмотря на его реальное физическое состояние.

Подобное отношение к малышу ведет за собой принятие ребенком своих «особенностей», что формирует у него:

  • — Комплекс сверхполноценности
  • — Пассивность
  • — Чувство вседозволенности (отсутствие тормозов)
  • — Демонстративность и истероидность
  • — Эгоцентризм
  • — Безволие

Такое воспитание может возникать и как следствие реальных травм ребенка. Развивается в период восстановления малыша, например, после сотрясения или инфекционных поражений. На этом этапе крайне важна информированность родителей о заболевании ребенка (безусловно – от лечащих врачей), так как недостаток информации часто приводит к тому, что родители попросту упускают удобный для коррекции той или иной функции период, что приводит к ее потере ребенком. Например, травматическая афазия может быть скорректирована в клинике и при работе с родителями, а неосведомленность может привести к фиксации болезни.

Жестокое обращение с ребенком

Итак, не стоит думать, что этот тип воспитания включает в себя только физическое насилие. В него входят:

  • —Физические наказания
  • -Явное эмоциональное непринятие детей
  • -Дистантность
  • -Отвержение
  • -Недостаток любви

Важно, что в таких случаях, важной причиной зарождения этого отношения становятся личностные качества родителя. Например, тревожные и импульсивные родители в большей степени склонны к проявлению жестокого поведения по отношению к своим детям.

Такое воспитание состоит из широчайшего спектра наказаний и санкций, применяемых относительно ребенка, но при этом отсутствуют или в неадекватно малом количестве применяются поощрения. Более того, сила наказания часто несоразмерна проступку ребенка. К сожалению, ребенок в таких семьях ставится в позицию козла отпущения, позиционируется как «позорящий фамилию» член семьи. При этом воспитании нарушается и когнитивный образ ребенка, происходит его демонизация. Очень часто родители навешивают на детей ярлыки:

  • -Лживости
  • -Нетерпеливости
  • -Глупости
  • -Лености
  • -Эгоизма
  • -Агрессивности

При этом, в большинстве случаев эти приписывания не связаны с реальными характеристиками детей. Более того, такое «навешивание» происходит по механизмам проекции и рационализации. В первом случае родитель переносит на ребенка те качества, которые не может признать за супругом или собой. Делается это неосознанно и для сохранения позитивной Я-концепции родителя и образа супруга. Рационализация проявляется в случаях, когда родителям трудно признать, что они не любят ребенка. Происходит это по схеме «я не люблю, потому что…», где прилагается самый широкий перечень причин. Опять же делается это неосознанно и для сохранения позитивного самоотношения.

Читайте также:  Болезнь дюшена у детей продолжительность жизни

Ненормальная моральная ответственность

Основная характерологическая черта этого стиля воспитания – непомерные требования, предъявляемые ребенку и никак не соответствующие его реальному возрасту. В принципе, в некоторых случаях этот стиль воспитания помогает ребенку быстрее познакомится с «хорошо и плохо», но лишь при условии тесного контакта с родителями и помощью в разъяснениях почему что-то должно быть именно так.

Если же этот стиль используется вкупе с жесткими санкциями и ограничениями, то это приводит почти к стопроцентной невротизации ребенка, развитию тревожности и неуверенности. Дети, воспитываемые в рамках этого стиля, просоциальны и обязательны, но явно прослеживается их завышенная тревожность, скрытые депрессивные настроения. Более того, по необъясненным на сегодня механизмам, дети из таких семей чаще соматизируют свои психологические трудности. Например, в подростковом возрасте депрессия может проявляться не в классических наборах эмоциональных расстройств, а как сильные головные боли, субъективные ощущения нарушенной работы органов и так далее.

К причинам возникновения стиля повышенной моральной ответственности можно отнести:

  • — Нарушения образа ребенка у родителей по типу приписывания возможностей, которых реально нет у ребенка
  • — Механизм делегирования ролей
  • — Объективные причины (например, отец оставил семью, мать выступает в роли кормилицы семьи, а отцовская роль присваивается старшему ребенку в семье)

Выводы

Из описанных нами стилей можно сделать вывод, что не всегда воспитательный процесс можно отнести к категориям хорошего или плохого. Безусловно, описанные нами методы воспитания по большей степени деструктивны, но, например, морализаторство при воспитании, вкупе с грамотной системой поощрений, дает свои плоды.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Источник

Сегодня я закончу знакомить вас с типами и стилями семейного воспитания.
Вы

узнаете к чему приводит воспитании:

— в культе болезни,

— в эмоциональном отвержении,

— в жестоком отношении;

— при повышенной моральной ответственности;

— противоречивое воспитание.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное
время страдал или страдает хроническими заболеваниями. Болезнь ребенка
выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания
способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний. 

При
эмоциональном отвержении
родители имеют предпочтение к одним детям,
а других эмоционально отвергают. Такие дети находятся в сових семьях на
положении Золушки. 

Скрытое эмоциональное
отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в
действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное
отвержение по механизму сверхкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и
утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный
характер. 

Эмоциональное отвержение как стиль воспитания – проявляется
вбезразличии и холодности со
стороны родителей, когда ребенок ощущает, что им тяготятся, что он обуза в
жизни родителей. 

При этом возможны две модели воспитания:

1) ребенку предъявляются некоторые требования,
свобода и самостоятельность ограничиваются жесткой системой запретов и ограничений,
нарушение которых строго карается. 

Такая ситуация способствует невротизации,
чрезмерной чувствительности к фрустрации, озлобленности детей, а также может
приводить к акцентуациям характера;

2) наоборот, преобладает вседозволенность.
Ребенку «все можно». Если в семье и существуют какие-то запреты, то он их легко
нарушает, зная, что не будет спроса. Ребенку предоставляется полная свобода в
определении собственного регламента жизни, пристрастий.

Жестокое
отношение
, обычно, сочетается с
эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой
форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой
форме, как душевное безразличие, черствость. Все это в большинстве случаев
имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности. 

Повышенная
моральная ответственность
как стиль
родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских
ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это
может быть возлагание на ребенка несоответствующих возрасту обязанностей и/или
ожидание от ребенка того, что он реализует родительские нереализованные желания
и стремления. 

Чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к
ребенку, приводит часто к эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению
вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию. 

Повышенная моральная ответственность встречается в семьях, где
существует атмосфера эмоционального равнодушия и вседозволенности, но при этом
родители ожидают и требуют результатов гораздо больших, чем ребенок может
достичь реально. 

На этот подход к воспитанию также накладывается приверженность
родителей к применению строгих наказаний даже за незначительные нарушения
поведения. В результате появляется устойчивая реакция оппозиции, которая
проявляется в категорических отказах выполнять какие-либо поручения, заниматься
нелюбимым делом, непослушании.

Противоречивое
воспитание
– это сочетание различных
стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется
в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. 

В результате
может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая и неустойчивая самооценка
ребенка. Противоречивость вызывает внутренний конфликт у ребенка. Не менее
сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с
ним, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и
необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию 

Читайте также:  Степени лучевой болезни легкая средняя тяжелая

Другие статьи по теме воспитание детей:

Источник

Стиль воспитания воспитание в культе болезни

Говоря о типах воспитания, в первую очередь пишут о таких типах, как потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Это наиболее распространенные 6 типов воспитания. Более широкий список из 10 типов, это: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. См.→

Если коротко, то описывают они так. Типы воспитания определяются следующими чертами родительского поведения. Первая — любовь и теплота. Теплое или холодное отношение родителя к ребенку влияет на многие стороны воспитания детей; ряд исследований доказывает его важность для формирования детского поведения. Вторая черта родительского поведения — степень контроля за ребенком; она варьирует от авторитарного стиля до вседозволенности. Третья характеристика, выделяемая исследователями не столь четко, связана с такими феноменами, как избыточная опека, родительская тревога и избалованность детей. В своем крайнем выражении она включает бурные эмоциональные отношения с ребенком, мешающие родителю рассуждать трезво, и восприятие ребенка в качестве своего продолжения.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью. В скрытой гипопротекции контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Потворствующая гипопротекция — сочетание недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки).

Жестокое отношение обычно сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления.

Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи.

Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается.

Важно понять, что описания всех этих типов воспитания нужны в первую очередь психологам, а не самим родителям: не потому, что они родителям не нужны, а потому что родители, которые так своих детей воспитывают, психологические и педагогические труды не читают. С другой стороны, знание этих проблемных типов воспитания психологам и педагогам полезны, поскольку во многих случаях дают рецепты, что с такими родителями им делать, когда те придут к ним на консультацию.

Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание — одно: «авторитетное воспитание». Так ли это? К сожалению, это не так.

Модели осознанного воспитания

Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания — также стоят перед выбором. Осознанное воспитание — это не одна, а разные модели воспитания, каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным. А как — правильно? Мы можем предложить свое описание основных моделей воспитания и свои комментарии. Надеемся. что наши лучшие в мире читатели сделают свой. самый правильный выбор!

Источник