Стресс жизни сборник г селье стресс без болезней

Стресс жизни сборник г селье стресс без болезней thumbnail

Теория стресса Селье

Ганс Селье – известный ученый, специализировавшийся, прежде всего, на проведении различных исследований в области биологии.

Выдающийся исследователь Селье известен многими своими трудами, среди которых одним из наиболее интересных является теория стресса, рассматривающая особенности данного явления как такового, механизм его зарождения и развития, ключевые фазы и стадии и т.д.

Теория снискала популярность во всем мире. Далее вам предлагается ознакомиться с ключевыми положениями трудов Селье в отношении исследований стресса.

О теории стресса Селье

Первые подвижки к созданию своей теории стресса Ганс Селье осуществил еще в студенческие времена, в 1926-м году – именно в этот период ученый определил, что любые раздражители вызывают стереотипную реакцию со стороны человеческого организма.

Селье начал работу над теорией стресса, стараясь выяснить, почему пациенты, страдающие разными заболеваниями, имеют множество схожих симптомов

Прежде всего, его интересовал механизм развития состояния общей слабости, сопровождающегося апатией, нарушением аппетита, побледнением кожи, отмечающегося при таких, казалось бы, разных недугах, как онкология, инфекционные заболевания, нарушения костной системы и т.д.
Ввиду определенных обстоятельств, Селье временно оставил изучение принципов формирования и развития стресса и вернулся к нему в 1936-м.

В ходе лабораторных исследований, было выяснено, что подопытные животные на уровне процессов, протекающих в организме, реагируют на аналогичные раздражители так же, как и люди. В последующем открытие, сделанное Селье в отношении развития стресса, стало широко известно в качестве адаптационного синдрома.

Выводы Ганса Селье в отношении механизмов формирования стресса внесли большой вклад и задали новый вектор в развитии множества направлений. Отныне изучением стресса, базируясь на выводах Селье, стали заниматься психологи, социологи и представители других медицинских ответвлений.

Природа стресса в соответствии с теорией Селье

Сегодня стрессом принято называть любое состояние, связанное с нервным напряжением, тревогой и прочими подобными эмоциями. Современные психологи регулярно публикуют новые рекомендации по профилактике и устранению перенапряжения, сходясь в едином мнении о том, что полноценная жизнь и стресс являются несовместимыми состояниями.

Что же говорил по этому поводу Селье? В соответствии с заключениями ученого, в организме человека, пребывающего в стрессовом состоянии, происходит ряд физиологических процессов, способных привести к возникновению заболеваний самой разной тяжести, вплоть до рака.

Наряду с этим, Ганс Селье считал, что стресс является не только проблемой, но и человеческим благом, ведь без него жизнь была бы однообразной и не такой интересной. Ученый заявлял, что стресс стоит расценивать не в качестве перенапряжения, а как полноценную тренировку организма, способствующую повышению его сопротивляемости к раздражителям и укреплению защитных функций.

Первоначально под определение стресса попадала реакция человеческого организма, спровоцированная любыми внутренними либо внешними раздражающими факторами, интенсивность которых превосходит пределы имеющейся адаптивной способности пациента. При этом стрессорами могут быть самые разнообразные обстоятельства:

  • изменения климата;
  • конфликты;
  • встреча с дикими животными;
  • различные социальные проблемы;
  • внутренние переживания и т.д.

Так, к примеру, для пещерных предков современных людей перечень стрессоров сводился лишь к внешним факторам в виде холода, недостатка пищи и нападения животных. Частые встречи с такими раздражителями позволили человеку выработать максимально эффективный и правильный ответ, благодаря которому возникал не стресс, а быстрая реакция, направленная на устранение помехи. В ходе такой реакции организм вырабатывает необходимые гормоны, наделяющие человека силами для побега или вступления в борьбу.

Современным же людям приходится сталкиваться с гораздо большим числом раздражителей. Однако интенсивность губительного действия зависит не столько от их количества, сколько от личного настроя человека – чем в большей степени он будет разочаровываться в стрессовых ситуациях, тем более серьезный удар получит.

Читайте также:  Как жить с ишемической болезнью сердца

Фазы и стадии стресса по Селье

Селье классифицировал стресс на отдельные стадии. В соответствии с заключениями ученого, реакция включает нижеперечисленные фазы:

  • тревоги;
  • резистентности;
  • истощения.

Перечисленные стадии следуют друг за другом по мере развития и усугубления стрессовой ситуации. С появлением раздражителя человек ощущает тревогу, организм мобилизуется. Если стрессор сверхмощный, организм может потерпеть фатальный удар непосредственно на этой стадии. Если же пациент способен перенести такой стресс, приходит черед следующей стадии – резистентности. Человек не ощущает тревогу или чувствует ее минимально, организм проявляет более высокую сопротивляемость. Если стрессор воздействует слабо и недолго, стадия резистентности завершается тем, что человек приспосабливается, увеличивая свою адаптивность и получая новые полезные качества.

При длительных же и выраженных воздействиях стрессоров, наступает черед стадии истощения. Человек чувствует то же, что и во время фазы тревоги, но длятся подобные ощущения намного дольше и в результате приводят к тяжелым паталогическим изменениям.

Сильные стороны и критика теории стресса Селье

Теория, разработанная Гансом Селье, выгодно выделяется на фоне других многочисленных работ, посвященных вопросам стресса, его развития, течения и завершения.

Среди ключевых преимуществ рассмотренной сегодня теории следует, прежде всего, отметить тот факт, что этот труд собирает воедино многочисленные разрозненные симптомы, признаки и реакции. Подобный подход делает возможной целостную оценку всей физиологической цепочки синдрома адаптации к раздражителям.

В своих публикациях Селье часто давал дополнения к ранее представленным концепциям, подведя в конечном итоге заключение в книге под названием «Стресс без дистресса». В этом литературном экземпляре стресс был определен ученым в качестве неспецифического ответа организма существа на абсолютно любого рода раздражающие его механизмы.

Почему исследователь классифицировал стресс именно в качестве неспецифической реакции?

Суть в том, что под влиянием любых агрессивных и угрожающих факторов, организм реагирует специфически. К примеру, когда жарко, человек потеет, благодаря чему температура его тела уменьшается. Во время холода происходит сужение поверхностных кровеносных сосудов, что делает уровень теплопотерь более низким.

Если человек чувствует угрозу своему здоровью и жизни, он мобилизует мышцы для бегства или атаки. Специфическим механизмом действия обладают и любые лекарственные препараты, принимаемые человеком – каждая группа медикаментов выполняет свои индивидуальные функции.

Наряду с этим, при возникновении любого агрессивного и угрожающего воздействия, человеческий организм запускает ряд цепочек, сопровождающихся неспецифическими реакциями в отношении определенных моментов. За счет подобных реакций происходит восстановление и нормализация внутреннего баланса, благодаря чему отмечается существенное увеличение адаптивной способности. Именно в таких реакциях состоит вся сущность стрессов.

Благодаря неспецифическим реакциям происходит объединение всех возможных разновидностей воздействия, собирается целостная картина и появляется возможность оказания влияния на течение стресса со стороны специалистов, его изучения и устранения.

Неоднократно лучшие представители психологии, а также социологии и других смежных областей высказывались, что теория, разработанная в свое время Селье, привела к кардинальному изменению подхода к изучению множества заболеваний, а наработки исследователя распространились по всему миру и стали весьма широко использоваться.

Труды Селье можно по праву классифицировать в качестве одного из основополагающих постулатов, давших большой толчок к развитию современной психологии и медицины в целом

Наряду с этим, теория Селье, равно как и любая другая, может быть подвергнута критике. К примеру, ученый не принимал во внимание роль центральной нервной системы человека в порядке развития стресса, в то время как многие именитые представители психологии и других медицинских ответвлений рассматривают подобные действия в качестве существенного упущения и недочета.

Читайте также:  Симптомы при болезни сердца и когда болит рука

Вместе с тем, Ганс Селье не отрицал недооцененность роли центральной нервной системы, но основные усилия направлял все-таки на изучение событий и изменений, происходящих под влиянием эндокринной системы.

Современные сторонники Селье признают важную роль центральной нервной системы в появлении и развитии стресса, предполагая, что возбуждающий фактор, прежде всего, оказывает воздействие на функции нервной системы, а уже она запускает реакции в области эндокринной системы.

Подобный сценарий развития теории Селье подкреплен множеством квалифицированных медицинских исследований. Да и жизненный опыт многочисленных пациентов подтверждает тот факт, что особенности реакции организма на стрессовые ситуации зависят, прежде всего, от состояния психики и субъективного восприятия человеком событий, которые с ним происходят.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2020;
проверки требует 1 правка.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Селье.

Ганс Гуго Бруно Селье (нем. Hans Hugo Bruno Selye, или Янош Шейе венг. Selye János, 26 января 1907, Вена — 16 октября 1982, Монреаль) — канадский патолог и эндокринолог австро-венгерского происхождения.

Биография[править | править код]

Ганс Селье родился в Вене в 1907 году в семье врача, имеющего собственную хирургическую клинику в городе Комарно (Австро-Венгрия). После развала Австро-Венгерской империи городок оказался на территории Чехословакии, и именно в этой стране Селье получил образование — на медицинском факультете Пражского университета. Затем он продолжил учёбу в Риме и Париже. Он вырос в Комарно, Университет Венгерского языка в этом городе сейчас назван в честь его имени. Селье стал доктором медицины и химии в Праге в 1929 году, в 1931 году он отправился в Университет Джонса Хопкинса на стипендию Фонда Рокфеллера, а затем отправился в Университет Макгилл в Монреале, где начал исследовать вопрос о стрессе в 1936 г. В 1945 г. он перешёл в Монреальский университет, где у него было 40 сотрудников и 15000 лабораторных животных. В 1949 году он был номинирован на Нобелевскую премию.

Селье умер 16 октября 1982 года в Монреале, Канада.

Профессиональная деятельность[править | править код]

В послевоенной Европе Селье не нашёл себе места и эмигрировал за океан, где возглавил институт экспериментальной медицины и хирургии (ныне — Международный институт стресса).

Ещё в Праге, работая в университетской клинике инфекционных болезней, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия появляются спустя несколько дней, а начальные симптомы одни и те же.

Тогда же он стал разрабатывать свою гипотезу общего адаптационного синдрома, согласно которой болезнетворный фактор обладает пусковым действием, включающим выработанные в процессе эволюции механизмы адаптации.

Селье сформулировал концепцию стресса, при этом он рассматривал физиологический стресс как ответ на любые предъявленные организму требования и считал, что с какой бы трудностью ни столкнулся организм, с ней можно справиться двумя типами реакций: активной, или борьбы, и пассивной, в виде бегства от трудностей или готовности терпеть их.

Селье не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить. Также он ввёл понятие болезней адаптации. Он назвал отрицательный стресс дистрессом и положительный стресс — эустрессом.

Селье установил важную роль нарушений баланса электролитов и стероидных гормонов в развитии некроза миокарда и предложил методы его профилактики.

Библиография[править | править код]

  • Очерки об адаптационном синдроме, М., 1960;
  • Профилактика некрозов сердца химическими средствами, М., 1961;
  • Сорок лет научно-исследовательской работы в медицине, «Патологическая физиология и экспериментальная терапия», 1969, № 3;
  • Некоторые аспекты учения о стрессе, «Природа», 1970, № 1;
  • На уровне целого организма, М., 1972.
  • Стресс без дистресса, М.: Прогресс, 1982
  • От мечты к открытию: Как стать ученым, М.: Прогресс, 1987
Читайте также:  Применение дисциплинарного взыскания к работнику не считая времени болезни

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • М. С. Шойфет. Селье (1907–1986) // 100 великих врачей. — М.: Вече, 2008. — 528 с. — (100 великих). — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-2931-6.

Источник

Многие ученые считают, что некоторые положения учения Г. Селье о стрессе в настоящее время устарели и утратили научное значение. С моей точки зрения такое утверждение в лучшем случае некорректно, а в худшем — беспринципно. Теория Г. Селье гениальна и бессмертна.

Гениальность Г. Селье, по мнению большинства ученых, заключается в том, что он сформулировал новую концепцию, позволяющую в разрозненных и пестрых результатах воздействия разнообразных агентов увидеть частные проявления целостного синдрома. В окончательном виде Г. Селье дал определение стресса в своей книге «Стресс и дистресс». Он пишет: «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

Концепция Г. Селье, по мнению академика В.В. Парина (1966), во многом изменила принципы лечения и профилактики целого ряда заболеваний; взгляды его, встреченные вначале не без возражений, нашли сейчас самое широкое распространение. В целом учение известного канадского ученого можно считать одним из самых фундаментальных, и главное плодотворных для развития науки теоретических построений современной медицины.

  • 1. Абрамов Ю.Б. Особенности эмоционального стресса у крыс в сигнальной и бессигнальной ситуациях// Стресс и его патогенетические механизмы: материалы всесоюз. симпоз.- Кишинев: Штиинца, 1973.- с.46-47.
  • 2. Апчел В.Я, Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость организма.- СПб.: Питер, 1999.- 86 с.
  • 3. Вальдман А.В., Козловская М.М., Медведев О.С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса.- М.: Медицина, 1979.- 359с.
  • 4. Геллгорн Э. Регуляторные функции автономной нервной системы.- М., 1948.
  • 5. Гуревич П.С. Психология: учеб. пособие. М.: Знание, 1999.- с.104-108.
  • 6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.- с.360-372.
  • 7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.- М.: Наука, 1983.- 386 с.
  • 8. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. — СПб.: Сентябрь, 2001.-
  • 9. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и нагрузкам.- М.: Медицина, 1993.- 256 с.
  • 10. Погодаев К.И. К биологическим основам «стресса» и «адаптивного синдрома»// Актуальные проблемы стресса.- Кишинев: Штиинца, 1976.- с.211-229.
  • 11. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.- М.: Прогресс, 1979.- 392 с.
  • 12. Савченков Ю.И. Основы психофизиологии: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- с.267-271.
  • 13. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М., 1999.- с.186-213.
  • 14. Сапов И.А., Солодков А.С., Щеголев В.С. Влияние походов кораблей на функциональное состояние и работоспособность моряков// Физиология подводного плавания и аварийно-спасательного дела.- Л.: ВМедА, 1986.- с.111-130.
  • 15. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.- 124с.
  • 16. Суворова В.В. Психофизиология стресса.- М.: Педагогика, 1978.- 208 с.
  • 17. Уколова М.А., Гаркави Л.Х., Квакмча Е.С. Место стресса в адаптационной деятельности организма // Стресс и его патогенетические механизмы: материалы всесоюз. симпоз.- Кишинев: Штиинца, 1973.- с.11-39.
  • 18. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса.- М.: ФиС, 1988.- 176с.
  • 19. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.- СПб.: Питер, 2006.- 256 с.
  • 20. Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. Пер. с англ.- М.: Медицина, 1985.- 224 с.

Источник