Сулейманова галия валиахметовна уволена по болезни

Сулейманова галия валиахметовна уволена по болезни thumbnail

Галия Валиахметовна Сулейманова

Право социального обеспечения

© Сулейманова Г.В., 2018

© ООО «Издательство «КноРус», 2018

* * *

Модуль 1. Вопросы общей части права социального обеспечения

Глава 1. Понятие социального обеспечения и социального страхования

1.1. Понятие социального обеспечения

Термин «социальное обеспечение» в специальной литературе употребляется в различных смыслах:

1) как особая форма распределительных отношений;

2) как функция государства;

3) как правовая категория, которая, в свою очередь, может выступать в значении субъективного права граждан;

4) как государственная система и форма материального обеспечения граждан в старости, при потере кормильца и нетрудоспособности и в других случаях;

5) как отрасль права и т. д.

Представляется, что социальное обеспечение можно определить как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц[1], вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств необходимо различать два вида социального обеспечения:

– государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;

– негосударственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц.

В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

государственное социальное страхование, осуществляемое за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодательством[2];

государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных средств, в том числе государственная социальная помощь малоимущим гражданам[3].

Независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах:

1) денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т. д.);

2) натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты питания; технические приспособления для инвалидов – слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т. д.);

3) услуги и льготы (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т. д.).

1.2. Социальная защита и социальное обеспечение

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепила право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, и нвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (ст. 25).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.[4], развил эти положения, закрепив право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Российская Федерация, будучи правопреемницей СССР, взяла на себя обязательства по выполнению этих международно-правовых норм, закрепив и развив их в своем законодательстве.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с его возрастом (детство, старость), состоянием здоровья или трудоспособности (болезнь, инвалидность), выполнением либо невозможностью выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, так как социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях, установленных законом (например, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком).

В статье 39 Конституции РФ говорится только о денежной форме социального обеспечения – о государственных пенсиях и социальных пособиях. Однако кроме денежных выплат, социальное обеспечение может осуществляться и в иных формах: содержание в домах – интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т. д.

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение.

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека.

В действующем социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т. д.[5]

Следовательно, социальная защита населения – система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т. е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры[6]. Поэтому, говоря о соотношении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», можно сделать вывод о том, что первое из названных понятий, несомненно, более широкое и объемное, а второе входит в него как одна из составных частей[7].

Источник

Рейтинг преподавателя (16)

Способность донести материал
Сложность сдачи экзамена
Практическая польза предмета
Увлекательность предмета
Использование наглядных и технических средств обучения
Чувство юмора

Отзывы о преподавателе (10)

хороший преподаватель и человек

лекции подробные, хорошим языком без занудства и с примерами. к студентам относится с уважением и по доброму. и вообще человек очень хороший

очень интересные лекции и для жизни полезные. хорошо что она все объясняет подробно и на вопросы отвечает

После Степановой, однозначно, лучший трудовик на факультете. В своей области разбирается хорошо. Из минусов то, что к студентам бывает чересчур дотошна и тратит пол семинара на выявление несущественной мелочи, а также чувство юмора, жёстко граничащее с ехидством, порой даже сарказмом. Ещё жаль, что её учебник по ПСО представляет собой перепечатку нормативной базы, по большому счёту. Жаль, от неё ждали большего.

Знаний дает 0, зато требует чересчур много. Чувство юмора-отвратительное

Лекции читает понятно и на доступном языке. Приводит массу примеров. Сдать не сложно, если знаешь материал, списать сложно.

Жаль, что не лекций по Корану, а так отличный преподаватель.

Прочитал Библию, затем Коран и нашел сходство с лекциями по трудовому праву и социальному обеспечению.

Добавить отзыв Сулейманова Галия Валиахметовна

Информация о преподавателе

Для публикации персональной информации необходимо прислать заполненные поля на электронную почту sg.dev@protonmail.com.

  1. Должность
  2. Ученая степень и ученое звание
  3. Специализация (список читаемых учебных дисциплин, дополнительные образовательные программы)
  4. Cфера научных интересов
  5. Педагогический стаж работы
  6. Профессиональные достижения
  7. Образование
  8. Повышение квалификации
  9. Дополнительная информация
  10. E-mail
  11. Личный сайт

Конкурс «Лучший преподаватель страны»

11 февраля 2015

Приглашаем всех преподавателей высших учебных заведений России и стран СНГ принять участие в конкурсе «Лучший преподаватель страны», который будет проходить с февраля по май 2015 г.

Конкурс «Лучший преподаватель страны»

11 февраля 2015

Приглашаем всех преподавателей высших учебных заведений России и стран СНГ принять участие в конкурсе «Лучший преподаватель страны», который будет проходить с февраля по май 2015 г.

Конкурс «Лучший преподаватель страны»

11 февраля 2015

Приглашаем всех преподавателей высших учебных заведений России и стран СНГ принять участие в конкурсе «Лучший преподаватель страны», который будет проходить с февраля по май 2015 г.

Источник

В процедурных правоотношениях по назначению отдельных видов социального обеспечения (пенсий, пособий, услуг и т. д.) объектом является установление права на данный вид социального обеспечения и назначение его либо установление определенного юридического факта (инвалидность, малообеспеченность, сиротство, нетрудоспособность и т. д.).

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на определенный вид социального обеспечения.

Содержанием правоотношений являются взаимные права и обязанности сторон. Особенностью содержания правоотношений по социальному обеспечению является то, что одна сторона – физическое лицо – имеет право требовать предоставить тот или иной вид обеспечения, а вторая сторона, к которой обращено это требование, при наличии всех предусмотренных законодательством условий обязана выполнить это требование.

Основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения в сфере социального обеспечения являются различные юридические факты, как события (инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть), так и действия. Особенностью правоотношений по социальному обеспечению является обязательный заявительный порядок в реализации права на тот или иной вид социального обеспечения. До тех пор пока сам человек (или его законный представитель) не напишет заявление с просьбой назначить ему пенсию, пособие или иной вид социального обеспечения, никакие выплаты, услуги не будут ему предоставлены, а значит, не возникнет и соответствующее правоотношение по социальному обеспечению. Поэтому часто правоотношение по социальному обеспечению возникает (изменяется, прекращается) на основании не одного юридического факта, а целой группы фактов, которую принято называть сложным юридическим фактическим составом.

Для возникновения (изменения, прекращения) правоотношения по социальному обеспечению необходим сложный юридический фактический состав, который включает в себя:

1) объективное основание для обеспечения (рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста, малообеспеченность, сиротство и т. д.);

2) волеизъявление гражданина на получение того или иного вида социального обеспечения (личное заявление или заявление законных представителей – опекунов, попечителей);

3) акт соответствующего органа о предоставлении (отказе в предоставлении) конкретного вида социального обеспечения.

Отсутствие хотя бы одного из названных элементов сложного юридического фактического состава ведет к невозможности возникновения (изменения, прекращения) правоотношения в сфере социального обеспечения.

2.2. Метод права социального обеспечения

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов, при помощи которых регулируются общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права.

Как и предмет отрасли права, метод правового регулирования является одним из тех критериев, по которому происходит разграничение различных отраслей права. Поскольку предмет каждой отрасли – это определенная группа правоотношений, то и способы воздействия на них – метод правового регулирования – должен иметь определенные, характерные именно для этой группы правоотношений способы и приемы регулирования.

Выделяют следующие признаки, характеризующие особенности метода правового регулирования:

– уровень регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права (централизованный, локальный, индивидуальный);

– порядок установления прав и обязанностей субъектов – способ определения содержания правоотношения (договорной, недоговорной);

– положение (взаимоотношения) субъектов правоотношений (координация, субординация);

– характер правовых норм – способ правового воздействия на поведение субъектов (императивный, диспозитивный).

Рассмотрим особенности метода права социального обеспечения.

1. Сочетание централизованного, локального и индивидуального уровней регулирования общественных отношений данной отрасли права.

Статья 72 Конституции РФ устанавливает, что координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям и пособиям, льготы для жителей данного субъекта Федерации, дополнительные услуги по социальному обслуживанию отдельных категорий населения и т. д. Регулирование в области социального обеспечения возможно также на муниципальном уровне.

В рамках отельной организации (на локальном уровне) также возможно регулирование правоотношений в сфере социального обеспечения. Оно выражается в том, что на основе локальных нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности работников конкретной организации. Такие условия могут быть включены в коллективный договор или иной локальный нормативный акт.

Регулирование правоотношений в сфере социального обеспечения возможно и на индивидуальном уровне. Условия о предоставлении тех или иных дополнительных льгот в сфере социального обеспечения (пенсии, пособия и т. д.) могут быть предусмотрены в индивидуальном трудовом договоре работника с работодателем. Кроме того, любой гражданин может заключать различные индивидуальные договоры в сфере социального обеспечения: с муниципальным центром социального обслуживания на предоставление услуг по социальному обслуживанию на дому, с негосударственным пенсионным фондом о дополнительном пенсионном обеспечении и т. д.

2. Методу права социального обеспечения присущ специфический порядок установления прав и обязанностей субъектов – способы определения содержания правоотношений (договорной, недоговорной).

В большинстве случаев для правоотношений в сфере социального обеспечения характерен недоговорной порядок определения содержания правоотношений. Объясняется это преобладанием централизованного регулирования в данной сфере: виды пенсий, пособий, компенсаций и т. д., их размеры, порядок назначения и предоставления определяются нормативными правовыми актами, и субъекты правоотношений – физическое лицо и орган, который должен предоставить тот или иной вид социального обеспечения, по своему усмотрению не могут эти нормы изменить.

Однако, как уже было сказано выше, права и обязанности субъектов в этой отрасли (а значит, и содержание правоотношений) могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретной организации. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный выход на пенсию и т. п.), во-вторых, закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре, стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т. д.).

Источник