Сыпной тиф болезнь лайма клещевой энцефалит

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО»

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С. И.ГЕОРГИЕВСКОГО

Методические разработки для СТУДЕНТОВ по САМОПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой

д. м.н., проф.

(Ф. И.О., звание)

(подпись)

« » 2015 г.

Тема:

Малярия, клещевой энцефалит, болезнь Лайма, сыпной тиф и болезнь Брилля, марсельская лихорадка: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, осложнения, лечение.

Дисциплина:

инфекционные болезни

Курс:

5

Семестр:

9-10

Специальность:

“Лечебное дело”

Куратор темы:

д. м.н., проф.

(Ф. И.О., должность, дата)

Симферополь — 2015

Актуальность темы.

Малярия — острая трансмиссивная инфекционная болезнь, характеризующаяся приступами лихорадки, увеличением печени, селезенки, анемией. Ее вызывают 4 вида плазмодиев: трехдневную малярию — Р. vivax, Р. ovale, четырехдневную — Р. malariae, тропическую— Р. falciparum. Возбудитель проходит сложный цикл развития со сменой 2 хозяев: бесполый (шизогония)— в организме человека или позвоночных и половой (спорогония) — в комарах рода Anopheles.

Малярия зарегистрирована в 100 странах. Наиболее распространена трехдневная малярия, но 98 % всех летальных случаев обусловлено тропической малярией. Ареал овале-малярии небольшой, занимает часть Западной и Центральной Африки, встречается спорадически в странах западной части Тихого океана. Активные очаги малярии имеются в Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане. За счет проведения широкого комплекса противоэпидемических мероприятий на многих территориях малярия практически не выявляется. В целом ситуация с данной инфекцией в мире остается напряженной и в последние года ухудшилась. Постоянно существует угроза завоза малярии в нашу страну. Введение поливных технологий создает условия для увеличения количества комаров, в том числе малярийных, что способствует возникновению местных случаев болезни.

Клещевой энцефалит (КЭ) и иксодовый клещевой боррелиоз (ИКБ) — это инфекционные, природно-очаговые, трансмиссивные заболевания, характеризующиеся полиморфизмом клинических проявлений, стадийным течением и склонностью к хронизации. В России эти заболевания регистрируются во многих областях. Своеобразие ландшафта, флоры и фауны создали благоприятные условия для формирования на территории Крыма природных очагов ИКБ и КЭ. По уровню заболеваемости боррелиозы и КЭ занимают одно из ведущих мест среди природно-очаговых зоонозов.

Эпидемический сыпной тиф — острый антропонозный риккетсиоз, характеризующейся развитием генерализованнного пантромбоваскулита и проявляющийся менингоэнцефалитом, тяжелой общей интоксикацией, розеолезно-петехиальной сыпью, увеличением печени и селезенки. Под влиянием социально-экономических преобразований в настоящее время в большинстве стран регистрируются спорадические случаи болезни Брилля-Цинссера. Однако в ряде случаев распространение заболевания приобретает эпидемический характер, что наносит значительный экономический ущерб развивающимся государствам тропического пояса.

Марсельская лихорадка — острое риккетсиозное трансмиссивное заболевание с доброкачественным течением, характеризующееся наличием первичного аффекта, регионарным лимфаденитом и сыпью. Эпид. очаги этого заболевания регистрируются в местностях с теплым климатом (Средиземноморье, Крымское побережье и др.)

Все еще остается недостаточной эффективность ранних диагностических мероприятий при риккетсиозах, нуждаются в улучшении методы лечения и профилактики. Исходя из этого, знание современной классификации болезни, этиологических, эпидемиологических, клинических, иммунных особенностей болезни, патогенеза, своеобразия течения риккетсиозов, характера осложнений, их дальнейшее изучение является актуальной проблемой сегодняшнего дня.

Цель обучения — ознакомить студентов с особенностями этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники малярии, клещевого энцефалита, болезни Лайма, сыпного тифа и болезни Брилля, марсельской лихорадки;

— сформировать профессиональные умения диагностики, проведения дифференциальной диагностики, выявления осложнений, назначения лечения при малярии, клещевом энцефалите, болезни Лайма, сыпном тифе и болезни Брилля, марсельской лихорадке; проводить неотложную терапию при малярийной коме, гемоглобинурийной лихорадке, ИТШ, менингоэнцефалите (ОК-1-2, ОК-5, ОК-8, ПК-3, ПК-5-6,ПК-9-12, ПК-20-22, ПК-39, ПК-50).

Студент должен знать:

—  Этиологию возбудителя малярии и жизненный цикл.

—  Эпидемиологию и патогенез малярии.

—  Клинические проявления малярии.

—  Патогенез, время возникновения и клинические проявления осложнений малярии

—  Лабораторную диагностику малярии

—  Принципы лечения.

—  Принципы профилактики.

—  Тактику при возникновении неотложных состояний.

—  Правила выписки реконвалесцентов из стационара.

—  Прогноз.

—  Правила диспансеризации реконвалесцентов.

—  Этиологию и патогенез эпидемического сыпного тифа, болезни Брилля, марсельской лихорадки, клещевого энцефалита и клещевого боррелиоза;

—  Необходимый объем и последовательность методов обследования больного сыпным тифом, болезнью Брилля, марсельской лихорадкой, клещевым энцефалитом и клещевым боррелиозом;

—  Наиболее информативные признаки сыпного тифа, болезни Брилля, марсельской лихорадки, клещевого энцефалита и клещевого боррелиоза и их осложнения

—  Основные клинико-лабораторные и инструментальные методы обследования больного при сыпном тифе, болезнью Брилля, марсельской лихорадкой, клещевым энцефалитом и клещевым боррелиозом;

—  Методы этиотропного, патогенетического и симптоматического лечения больных болезнью Брилля, марсельской лихорадкой, клещевым энцефалитом и клещевым боррелиозом;

—  Организацию индивидуальных и коллективных средств защиты при эпидемическом сыпном тифе и клещевом энцефалите.

Читайте также:  Если болезнь у ребенка начинается с кашля

В результате изучения темы студент должен уметь:

—  Собрать анамнез заболевания.

—  Провести клиническое обследование больного.

—  Назначить лабораторное обследование больному с подозрением на малярию, клещевой энцефалит, болезнь Лайма, сыпной тиф и болезнь Брилля, марсельскую лихорадку и оценить полученные данные.

—  Оценить тяжесть течения заболевания, выявить осложнения.

—  Обосновать и составить план индивидуальной терапии.

Методические рекомендации по самоподготовке.

Восстановление базисных знаний по ранее изученным темам и дисциплинам:

Дисциплина

Студент должен знать

Студент должен уметь

Микробиология

Свойства различных возбудителей малярии, риккетсий, боррелий, вируса клещевого энцефалита, его нозо-геог-рафические варианты, правила и вре-мя забора материала для специфичес-кой диагностики.

Проводить забор материала для паразитологического исследования (мазок и толстая капля крови), интерпретировать результаты полученных данных.

Биология

Структуру и цикл развития комаров рода Anopheles

Пропедевтика внутренних болезней

Основне этапы и методы клинического обследования больного

Собрать анамнез, провести клиническое обследование больного по органам и системам, обнаружить клинические признаки патологии. Анализировать полученные данные.

Эпидемиология

Эпидемический процесс (источник, механизм заражения, пути передачи) малярии, распространенность патоло-гии в мире. Стратегия ликвидации данной инфекции.

Собрать эпидемиологический анамнез, провести противоэпидемические и профилактические мероприятия в очаге инфекции.

Иммунология и аллергология

Основне понятия предмета, роль сис-темы иммунитета в инфекционном процессы, влияние на время элимина-ции возбудителя в организме челове-ка. Иммунологические аспекты дли-тельной инвазии.

Оценить данные иммунологических исследований.

Физиология

Параметры физиологической нормы органов и систем человека; показатели лабораторного обследования в норме (об. ан. крови, мочи, биохимия крови, параметры КЩБ, электролитов и т. д.

Оценить данные лабораторного обследования.

Клиническая фармакология

Фармакокинетику и фармакодинамику, побочные эффекты этиотропных и патогенетических средств.

Назначить лечение в зависимости от возраста, индивидуальных особеннос-тей больного, выбрать оптимальный режим приема и дозу препарата, выписать рецепты.

Реанимация и интенсивная терапия

Неотложные состояния:

·  Отек мозга (малярийная кома)

·  Острая дыхательная недостаточность

·  Острая почечная недостаточность

·  Гемоглобинурийная лихорадка

Своевременно диагностировать и оказать неотложную помощь при неотложных состояниях:

·  Отек мозга (малярийная кома)

·  Острая дыхательная недостаточность

·  Острая почечная недостаточность

·  Гемоглобинурийная лихорадка

Изучить учебный материал по рекомендованной литературе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ «Малярия, клещевой энцефалит, болезнь Лайма, сыпной тиф и болезнь Брилля, марсельская лихорадка»

1.   

Виды малярийних плазмодиев.

2.   

Патогенез малярии.

3.   

Этиология, эпидемиология малярии.

4.   

Основные звенья патогенеза малярии.

5.   

Клиника малярии.

6.   

Осложнения малярии.

7.   

Принципы диагностики малярии.

8.   

Принципы терапии малярии.

9.   

Характеристика боррелий, вирусов, риккетсий.

10.  

Эпидемиология болезни Лайма, клещевого энцефалита, сыпного тифа и болезни Брилля, марсельской лихорадки.

11.  

Основные звенья патогенеза болезни Лайма, клещевого энцефалита, сыпного тифа и болезни Брилля, марсельской лихорадки.

12.  

Клиническая картина острых форм болезни Лайма, клещевого энцефалита, сыпного тифа, марсельской лихорадки.

13.  

Клиническая характеристика хронического течения.

14.  

Неврологические проявления болезни Лайма.

15.  

Кардиальные нарушения при болезни Лайма.

16.  

Поражения опорно-двигательного аппарата.

17.  

Диагностика болезни Лайма, клещевого энцефалита, сыпного тифа, марсельской лихорадки.

18.  

Принципы лечения болезни Лайма, клещевого энцефалита, сыпного тифа, марсельской лихорадки.

Читайте также:  Хабаровская городская станция по борьбе с болезнями животных ярославская

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Провести обследование больного с малярией, клещевым энцефалитом, болезнью Лайма, сыпным тифом и болезнью Брилля, марсельской лихорадкой или больного с лихорадкой, экзантемой, выявить жалобы.

2. При сборе эпид. анамнеза обратить внимание на пребывание в жарких странах, укусы комаров, клещей, вшей, наличие в доме собак, употребление сырого козьего молока, соблюдение гигиенических правил.

3. При осмотре определить характерные признаки заболеваний: наличие интоксикационного синдрома, лихорадки и ее характера, сыпи, ее локализации и времени появления, выявить симптомы поражения нервной системы; пропальпировать печень и селезенку, лимфатические узлы.

4. При обосновании диагноза выявить и интерпретировать лабораторные данные (ОАК, ОАМ), микроскопические и серологические методы исследования. 

Согласно рекомендации преподавателя решить задачи из сборника оценочных средств.

Источники информации.

Основная литература:

п/п

Автор(ы)

Название источника

(учебника, учебного пособия, монографии и т. п.)

Город,

изд-во

Год
изд-ва, том, вып.

Кол-во стр.

1.  1

Под ред. ,

Инфекционные болезни:учеб. Для студентов мед. вузов:учебник для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по специальностям «Лечеб. Дело», «Медико-проф. Дело» по дисциплине «Инфекц. Болезни»

2-е изд. перераб. и доп.-М.:ГЭОТАР-Медиа

2013

704с

2.

Под ред. ,

Общая эпидемиология с основами доказательной медицины: руководство к практическим занятиям: учеб. пособие

2-е изд.-М.:ГЭОТАР-Медиа

2012

496 с.

3.

, ,

Инфекционные болезни и эпидемиология:учебник

3-е изд.-М.:ГЭОТАР-Медиа

2013

4.

Под ред. , ,

Атлас инфекционных болезней:учебное пособие

М.:ГЭОТАР-Медиа

2014

Дополнительная литература:

п/п

Автор(ы)

Название источника

(учебника, учебного пособия, монографии и т. п.)

Город,

изд-во

Год
издания, том, вып.

Кол-во стр.

1.   

и др.

Дифференциальная диагностика инфекционных болезней.

Л.:Мед

1996.

256 с.

2.   

Под редакцией

Руководство по тропическим болезням.

М., Мед. 1983

319

3.   

,

Малярия

М., Мед. 1987

216

4.   

Системный клещевой боррелиоз (болезнь Лайма): учебное пособие

Харьков: Фол.

2006

127

Пример ситуационной задачи:

Член экипажа рыболовецкого судна Г. 28 лет поступил в местную больницу с диагнозом «грипп» на 4-й день болезни. В стационаре на основании эпидемиологических сведений (плавание в районах Юго-Восточной Азии за 1 месяц до начала болезни) и результатов осмотра, при котором выявлены: температура до 40° С, субиктеричность склер, спленомегалия — был установлен диагноз «малярия», подтверж­денный обнаружением в толстой капле крови плазмодиев тропической малярии (трофозоиты и шизонты до 200 на 100 лейкоцитов). Больному был назначен делагил (вначале в таблетках, а затем в виде 5% раствора в вену). В течение последующих двух дней лихорадка сохранялась (38°С), количество паразитов в крови оставалось прежним.
В чем причины отсутствия терапевтического эффекта от применения делагила?
Как должна быть изменена тактика лечения больного?
Составьте план лечения.
Составьте план обследования больного.

Больнаялет заболела остро 30.11. Вечером повысилась температура до 39,6°С, появилась головная боль в лобно-височных областях, головокружение, ломота во всем теле, заложенность носа, сухой болезненный кашель, царапающая боль за грудиной. На следующий день температура поднялась до 41°С, не могла подняться с постели, смотреть на свет. Отмечала плохой сон, отсутствие аппетита. Вызвала участкового врача. Врач отметил гиперемию лица, инъекцию сосудов склер, покраснение и зернистость слизистых мягкого неба. Дыхание через нос затруднено, в легких дыхание жесткое, хрипы не выслушиваются. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается небольшая гипотония (АД 140/90), пульс 96 уд/мин при температуре 40°С. Язык суховатый, слабо обложен белым налетом. Живот мягкий, безболезненный во всех отделах. Печень и селезенка не увеличены. Дизурических явлений нет. Менингеальные знаки не выявляются.
Эпиданамнез. Приехала из Молдавии. В дороге ехала с соседкой по купе, больной гриппом. Во время войны перенесла сыпной тиф.
1. О каком заболевании следует думать?
2. Есть ли данные за сыпной тиф? 
3. Что следует предусмотреть в плане обследования?

62 лет, кладовщик, поступила в инфекционную больницу с диагнозом «менингококцемия» 15.07, на 8-й день болезни. При поступлении жаловалась на слабость, сильную головную боль, плохой сон, отсутствие аппетита, снижение слуха, чувство оглушенности. Анамнез сообщить не могла. От сына больной известно, что заболевание началось остро 8.07 с сильного озноба, повышения температуры до 38,5° С, головной боли. 9.07 был вызван участковый врач, т. к. головная боль нарастала. При осмотре врачом выявлен небольшой насморк, поставлен диагноз «ОРВИ». Второй раз вызвали врача через 2 дня в связи с продолжающейся лихорадкой (до 39°С), сильной головной болью, бессонницей, В этот день выявлено снижение АД до 100/60, хотя больная страдает гипертонической болезнью и ее рабочее давление 180/100. Врач подтвердил диагноз «ОРВИ», назначил лечение жаропонижающими, явку в поликлинику через 3 дня. В дальнейшем состояние больной продолжало ухудшаться, 13.07 был обморок. Сын вызвал скорую медицинскую помощь, которая госпитализировала больную с диагнозом’ «грипп». Врачом приемного отделения обнаружена обильная, сыпь, высказано предположение о менингококковой инфекции.
Объективно: на 8-й день болезни состояние тяжелое, ли­цо гиперемировано, на коже туловища розеолезно-петехиальная сыпь. На переходной складке конъюнктивы мелкоточечные кровоизлияния. Положительный симптом щипка. В легких без патологии. Пульс ритмичный, слабого наполнения, ПО уд/мин. АД 100/60. Язык сухой, обложен. Печень, увеличена, выступает на 1,5 см ниже края ребер. Селезенка перкуторно увеличена. Стула не было несколько дней, Со стороны ЦНС — сильная головная боль, бессонница, отклонение языка вправо, толчкообразные движения при высовывании языка. Тремор пальцев рук.
Поставьте предварительный диагноз.
О каком осложнении можно думать, учитывая снижение артериального давления и развитие обморочного состояния? Какую помощь следует оказать?
Проведите дифференциальный диагноз с гриппом и менингококцемией.
Проанализируйте тактику ведения больной врачом амбулатории и дайте ей оценку.

Читайте также:  Болезни передающиеся половым путем 8 класс

Тесты для самоподготовки

1 Возбудителем сыпного тифа является риккетсия
1 Провачека
2 Музера
3 Акари
4 Бернета
5 Киари

2 Источником сыпного тифа является:
1 Больной человек
2 Клещи
3 Домашние животные
4 Грызуны
5 Все перечисленное

3 Передача возбудителя при сыпном тифе осуществляется:
1 Вшами
2 Комарами
3 Клещами
4 Грызунами
5 Всем перечисленным

4 Для сыпи при сыпном тифе характерны:
1 Розеолезный характер
2 Розеолозно-петехиальный характер
3 Полиморфизм элементов
4 Фестончатость краев розеол
5 Все перечисленное

5 Поражение сердечно-сосудистой системы при сыпном тифе проявляется всеми следующими симптомами, кроме:
1 Тахикардии
2 Глухости сердечных тонов
3 Повышения АД
4 Расширения границ сердечной тупости
5 Изменений на ЭКГ

6 К осложнениям сыпного тифа относятся:
1 Острая сердечно-сосудистая недостаточность
2 Миокардит
3 Психоз
4 Тромбофлебиты
5 Все перечисленное

7 В период разгара заболевания болезнью Брилля характерны все следующие симптомы, кроме:
1 Розеолезно-папулезной сыпи
2 Лихорадки
3 Снижения АД
4 Умеренной гепатоспленомегалии
5 Энтероколитического синдрома

8 Основные звенья патогенеза при малярии включают:
1 Паразитемию
2 Водно-электролитные нарушения
3 Анемию
4 Гемодинамические нарушения
5 Все перечисленное

9 Тропическая малярия характеризуется следующими клиническими признаками:
1 Энцефалопатия и нефропатия
2 ДВС-синдром
3 Гемолиз
4 Диарея
5 Все перечисленное

10 К малярии, не имеющей рецидивирующего течения относится:
1 Трехдневная
2 Овале-малярия
3 Тропическая малярия
4 Четырехдневная малярия
5 Все перечисленные

11 Основными клиническими формами осложненной малярии являются:
1 Церебральная
2 Алгидная
3 Гемолитическая
4 Тифоподобная
5 Все перечисленные

12 Для прогредиентного течения клещевого энцефалита характерно все, кроме:

1 Общелихорадочного синдрома

2 Менингеального синдрома

3 Очаговой симптоматики

4 Развития кожевниковской эпилепсии

5 Поражения сердечно-сосудистой системы

13 Переносчиком и основным хозяином боррелий являются:

1 Комары

2 Клещи

3 Вши

4 Мухи

5 Блохи

14 К клиническим проявлениям боррелиоза относится все перечисленное, кроме:

1 Появления первичного аффекта на месте укуса клеща

2 Высокой температуры, головной боли, болей в конечностях и пояснице

3 Наличия в течении заболевания от 10 до 20 приступов болезни

4 Менингеального синдрома

5 В крови умеренного лейкоцитоза, лимфоцитоза, эозинопении

15 Все нижеперечисленное характеризует этиологию и эпидемиологию клещевого энцефалита за исключением:

1 Возбудителем является вирус

2 Переносчиком и основным резервуаром вируса являются иксодовые клещи

3 Основные пути передачи — трансмиссивный или через сырое молоко коз или коров

4 Характерна осенне-зимняя сезонность

5 Больной не заразен для окружающих

16 Для клинической картины клещевого энцефалита характерны следующие симптомы:

1 Общеинтоксикационный

2 Менингеальный

3 Энцефалитический

4 Полиомиелитный и полирадикулоневритический

5 Все перечисленное

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

№ вопроса

№ ответа

№ вопроса

№ ответа

1

1

9

5

2

1

10

3

3

1

11

5

4

5

12

5

5

3

13

2

6

5

14

3

7

5

15

4

8

5

16

5

Источник