Теоретические подходы к проблемам здоровья и болезни

Теоретические подходы к проблемам здоровья и болезни thumbnail

Длительное время понятие «здоровье» выводили из противопоставления с болезнью: отсутствие болезни означает здоровье. На основании такого подхода строились системы медико-социальной профилактики. До сих пор важнейшими принципами профилактической медицины считались принципы диспансеризации с целью выявления заболеваний и последующим наблюдением и лечением больных. В развитии понятия здоровья в доступной литературе наметилось три основных направления. Первое из них можно охарактеризовать как вербальное, с накоплением вербальных признаков здоровья, второе-условное можно назвать «относительным», т.к. здоровье определяется относительно так наз-мой. «нормы», и третье, менее развитое, фундаментальное исследование категории здоровья как определенного состояния сложной биосистемы – организма человека. Из множества определений здоровья наибольшее распространение получило определение, данное ВОЗ: «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» Среди конкретных признаков здоровья ряд авторов предлагают выделять следующие: уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма, резервные возможности основных функциональных систем, уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты, личностные качества человека. На сегодняшний день у выпускников школы, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно-значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье.

9 Первичная и вторичная профилактика заболеваний детей. Медицинский патронаж и диспансерное наблюдение. Профилактика — это система мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе. Первичная профилактика — это система мероприятий, направленная на устранение причин возникновения болезней. Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний Задача первичной профилактики — улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, рекомендации по здоровому образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья, соблюдение гигиенических норм и правил. Вторичная профилактика — это система мероприятий, направленная на предупреждение прогрессирование имеющегося забо-левания, на раннее выявление доклинических признаков заболеваний (на стадии предболезни), показателей наследственной предрасположенности людей, выявление факторов риска заболеваний и прогнозирование риска, а также своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития болезни.

Патрона́ж (франц. patronage покровительство) форма работы лечебно-профилактических учреждений, основными целями которой являются проведениена дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены иулучшение санитарно-гигиенических условий в быту. Особенно широко П. используется в учрежденияхохраны материнства и детства, некоторых диспансерах. Осуществляется врачами, участковыми(патронажными) сестрами детских поликлиник, диспансеров и сельских врачебных участков, фельдшерамии акушерками женских консультаций и фельдшерско-акушерских пунктов. Особой формой П. является уходза одинокими и престарелыми больными, осуществляемый патронажными медсестрами обществ КрасногоКреста и Красного Полумесяца.

диспансерное наблюдение-составная часть диспансерного метода, заключающаяся в активном наблюдении за состоянием здоровьялица, находящегося на диспансерном учете, предусматривающая проведение врачебных осмотров испециальных исследований (рентгенологических, лабораторных и др.) с периодичностью, зависящей отхарактера заболевания и уровня компенсации нарушений здоровья у данного лица или от особенностейусловий его труда.

10.Диатез —состояние, которое причиняет ребенку значительный дискомфорт, а в дальнейшем может стать причиной таких серьезных заболеваний, как аллергия или бронхиальная астма. Поэтому при диатезе очень важны профилактика и правильный уход за ребенком. То, что он ест

диатез — это не болезнь, а именно склонность организма к проявлению опред-ых заболеваний. Наиболее распро-ные проявления — различные кожные высыпания .частые спутники диатеза — нарушение стула, першение в горле и кашель. Правильный уход за ребенком с диатезом должен начинаться, с правильного питания. основная причина проявлений диатеза — ошибки введения прикорма.

Всемирная организация здравоохранения не рекомендует вводить прикорм до 6 месяцев. Да и после этого срока правила строгие. Не более одного нового продукта в 1-2 недели. Новую еду давать в конце кормления, по возможности смешивая со знакомой. Первая доза нового продукта должна быть как можно меньше и увеличивать ее нужно как можно медленнее. Исключить из питания малыша все высокоаллергенные продукты: мясные и куриные бульоны, все красные продукты, сахар. Очень часто реакцию может вызвать коровье молоко, яичный желток, сметана. Из круп — манная и пшенная. Из фруктов — цитрусовые, гранаты, абрикосы, персики, дыни. Сухофрукты, орехи, грибы, шоколад, мед, различные деликатесы — все это тоже опасно.

Уход за кожей ребенка с диатезом должен быть индивидуальным: то, что подошло другому малышу, вашему может оказаться бесполезным. Подбирать средства постепенно, пробуя и наблюдая за реакцией. Лицо мыть кипяченой водой или настоем ромашки. Обязательно купание: оно уменьшает зуд, успокаивает. Не менее раза в неделю это должна быть обычная, гигиеническая ванна с кипяченой водой, детским или косметическим мылом. В конце мытья обливайте ребенка отваром какой- нибудь лечебной травы (ромашки, череды), приготовленным по рецепту, указанному на упаковке.

Диатез бывает сухим и мокнущим. Сухой диатез проявляется в виде шелушащихся покраснений и отечностей на отдельных местах кожи, часто зудящих. При продолжительном диатезе появляются корочки, причиняющие беспокойство ребенку. Купать при сухом диатезе можно каждый день. Для снятия воспалений и улучшения состояния кожи готовить ванны с добавлением отвара из пшеничных отрубей. После купания на пораженные участки кожи следует нанести какое-либо увлажняющее средство из детской косметики.

Читайте также:  При болезни болят зубы и десна

Мокнущий диатез всегда сопровождается сильным зудом. На пораженной коже возникают пузыри, которые лопаются и образуют мокнущие участки. При мокнущем диатезе ежедневно не дольше 12-15 минут принимают ванну с отваром из коры дуба, а кожу мажут кремами с окисями цинка и противовоспалительными веществами. Можно сделать примочку из крепкого чая. Противовоспалительным эффектом также обладают отвары из ромашки и череды. Однако помните, что на любые травы у малыша тоже может возникнуть реакция, особенно опасны в этом отношении чистотел, крапива.

При диатезе ребенок часто расчесывает кожу. Чтобы этого не происходило, наглухо зашейте рукава его одежды или наденьте варежки. Пеленки и белье малыша стирайте только детским или косметическим мылом, кипятите в растворе детского мыла, тщательно прополаскивайте и проглаживайте.

11. Дистрофия у детей: лечение и симптомы Дистрофия у детей – хрон-ое расстройство питания и трофики тканей, нарушающее правильное, гармоничное развитие ребенка. Виды заболевания По классификации Сперанского различают: 1) гипотрофию, протекающую со снижением массы тела по отношению к его длине; 2) паратрофию с нормальной или избыточной массой тела; 3) гипостатуру с пропорциональным уменьшением массы и длины тела. В нашей стране наблюдается тенденция к увеличению числа детей с паратрофией, сопровождающейся избыточной массой тела и ожирением. Дистрофия может возникнуть у человека любого возраста. У детей первых лет и месяцев жизни она встречается значительно чаще, развиваясь даже при незначительных отклонениях в питании, инфекционных заболеваниях. Это дает право расценивать ее как особую форму патофизиологической реакции организма ребенка на любое вредное воздействие и выделять как самостоятельную нозологическую форму. Дистрофии и в настоящее время являются одной из важнейших проблем здравоохранения развивающихся стран, встречаясь у 10 — 20% детей в возрасте до 4 лет. В нашей стране гипотрофии тяжелой степени наблюдаются редко (0,5 — 2 %) и больше распространены гипотрофии легкой и среднетяжелой степени. Гипотрофия среднетяжелой и тяжелой степени нарушает формирование центральной нервной системы, эндокринного аппарата, иммунокомпетентных органов. дети отстают как в физическом, так и в умственном развитии, чаще и тяжелее болеют инфекционными заболеваниями. дистрофия, перенесенная в раннем детстве, может в дальнейшем привести к отставанию в росте, снижению устойчивости к физическим и психическим нагрузкам, предрасполагает к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного, тракта. Причины возникновения болезни. Различают дистрофию перинатального происхождения, возникшую внутриутробно или в течение первых недель жизни, и постнатальную, резвившаяся после рождения под влиянием различных факторов. В мире число детей с перинатальной дистрофией постоянно увеличивается, в настоящее время она наблюдается у 20 — 30% новорожденных. Постнатальная дистрофия у детей может быть вызвана разнообразными эндо-ми экзогенными факторами. К эндогенным относятся пороки развития внутренних органов, особенно желудочно-кишечного тракта; врожденные и наследственные синдромы. Средства от дистрофии для детей Фермент -терапия проводится с первого дня лечения и продолжается длительно. Назначают следующие средства: соляную кислоту с пепсином (1 и 2 г на 100 мл воды детям до 1 года; 2 и 4 г на 100 мл воды более старшим детям, по 1 чайной ложке за 10-15 мин до еды) и панкреатин с карбонатом кальция (по 0,1 г на год жизни за 40 мин до еды, или сразу после еды, или вместе с едой). Курс лечения — 1 мес. Вместо этих препаратов или вслед за ними проводят второй курс — лечение абомином: до 1 года — 0,05 г 3 раза, после года — 0,1 г 3 раза во время еды, в течение 1 мес. Витамины С и группы В вводят парентерально в дозах, в 3 — 5 раз превышающих возрастные. Витамин А в случае необходимости витамин D назначают внутрь.

12.Механизмы передачи инфекции. Иммунитет. Иммунопрофилактика. Механизмы и пути передачи инфекции.

Фекально-оральный – механизм проникновения возбудителя из кишечника больного (через грязную почву, немытые руки, воду и продукты питания) через рот в организм другого человека. Вторым распространённым механизмом передачи инфекции является парентеральный Парентеральный – механизм передачи инфекции, когда она внедряется в организм, минуя желудочно-кишечный тракт, т.е. через кровь (в том числе при многоразовом использовании шприца). Аэрогенный – передача возбудителя может осуществляться путем вдыхания возбудителя. Контактный – передача возбудителя осуществляется при попадании возбудителя на кожу или слизитые (как правило с микротравмами).Иммунитет (от лат. immunitas — освобождение, избавление от чего-либо), невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам антигенной природы, несущим чужеродную генетическую информацию. Наиболее частым проявлением И. является невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.Врождённый И. (неспецифический, конституциональный, видовой) — невосприимчивость, связанная с врождёнными биологическими (наследственно закрепленными) особенностями организма. Приобретённый И. (специфический) — невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, возникающая в течение жизни организма Иммунопрофилактика(от иммунитет и профилактика), раздел практической иммунологии, задача которого — предупреждение развития инфекционных заболеваний введением иммунологических препаратов — вакцин, сывороток иммунных, гамма-глобулинов и др. для создания иммунитета. С помощью И. предупреждают многие инфекционные заболевания, например полиомиелит, жёлтую лихорадку, дифтерию, столбняк, оспу и др. В задачу И. входит также создание более совершенных вакцин, в частности против брюшного тифа, холеры, дизентерии. Вероятно, в будущем методы И. удастся применить в борьбе с паразитарными заболеваниями — шистосоматозом, малярией, глистными инвазиями и др.

Читайте также:  Вич спид все об этих болезнях

Источник

Несмотря на то, что вся медицинская наука направлена на изучение состояния здоровья детей и молодежи в нашей стране проблема раскрыта еще недостаточно. Особенно это касается роли предупреждения и профилактики заболеваний.

Приоритетными направлениями осуществляемых социальных мер признаются улучшение здоровья детей и молодежи, создание для них благоприятных условий и повышение уровня знаний всего населения об основных факторах риска и пулях профилактики как инфекционной, так и неинфекционной заболеваемости.

Здоровье каждого нового поколения по всем параметрам должно быть лучше, чем предшествующего. Это непреложная истина. Вместе с тем на новые поколения людей, их здоровье и работоспособность действуют такие факторы, о существовании которых несколько десятилетий назад и не подозревали. При этом не вызывает сомнения тот факт, что в разных возрастных группах факторы, влияющие на уровень здоровья, оказывают различное воздействие.

Сложность установления причинно-следственных связен между состоянием здоровья молодежи и достижениями медицинской науки заключается в том, что «здоровье» не имеет четкого определения, количественно его измерить очень трудно. Известно большое число определений здоровья, но нельзя утверждать, что все они пригодны для количественных характеристик и создания модели управления состоянием здоровья молодежи.

Сопоставление определений сущности здоровья, которых, по мнению различных авторов, в наличии более двухсот, в общем, сводится к тому, что «здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».

Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Ряд авторов предлагает оценивать здоровье в комплексе как соматическое, физическое, психическое, нравственное.

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Его основу составляет биологическая программа индивидуального развития человека, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза.

Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой — обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье — уровень развития (антропометрические показатели) и функциональные возможности органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

Психическое здоровье — состояние психической сферы человека. Основа психического здоровья — состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обусловливается потребностями биологического и социального характера и возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот композит связан с общечеловеческими понятиями добра, любви и красоты и в значительной мере определяется духовностью человека, его знанием и воспитанием.

Такой подход оценки здоровья оправдан с воспитательной точки зрения в том плане, что преподаватели гуманитарных дисциплин должны давать представления о биологическом и социальном, физическом и духовном началах в человеке и их роли в формировании образа жизни и здоровья студенческой молодежи.

Из распространенных в современный период понятий, характеризующих стратегию сохранения и укрепления здоровья населения, такие, как гигиена, предупредительная медицина, ювенология и валеология. лишь последняя с позиций ее всесторонности может претендовать на ведущее положение.

Валеология (здравствовать, быть здоровым) представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Возникновение валеологии многие рассматривают как прорыв интеллекта в науках о здоровье.

Исходным базисом валеологии как науки об индивидуальном здоровье человека является элементная структура самого человека, его организменной, личностной и психофизической подструктуры.

С современных позиций валеология — это наука о формировании здоровья индивида в конкретных условиях окружающей среды. Она объединяет множество различных наук, изучающих биосоциальную сущность человека в динамике, и способствует комплексному подходу к пониманию определения здоровья. Валеология реализует принцип «здравого смысла» т.е. как обеспечить оптимальное развитие человека, его высокую работоспособность, здоровье, активное долголетие, возможность продления рода в конкретных условиях природной и социально-экономической среды.

Современная валеология — это уникальная форма объединения и синтезирования знаний, накопленных как народной, так и научной медициной, подкрепленных достижениями естественных, экологических, социально-экономических, общественных и других наук, изучавших взаимодействие человека и общества с окружающей природой и социальной средой.

Валеология уходит своими корнями к истокам возникновения человека, его тысячелетнего становления в условиях важнейших исторических эпох, каждая из которых вносила новые идеи в развитие как общей культуры, гак и валеологии, и стала составной частью общей культуры, тех или иных народов.

Формирование валеологических течений происходило в рамках развития общей культуры и в тесной связи с религией, культом и религиозными воззрениями той или иной эпохи. Можно предположить, что изучение валеологии студенческой молодежью будет способствовать подготовке молодых, людей к полноценной жизнедеятельности.

Читайте также:  Смотреть онлайн фильм болезни высших достижений

При нарушении здоровья возникает болезнь, т. с. процесс превращения нормального состояния в патологическое (болезненное). В результате болезни организм человека переходит в качественно новое состояние.

Происхождение болезни имеет два источника: состояние человеческого организма, т. е. «внутреннее основание» и внешние причины, на него воздействующие. Следовательно, для предупреждения болезней, т. е. повышения жизнеустойчивости организма, есть два способа: иди удаление внешних причин, или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эли внешние причины. Первый способ малонадежен, поскольку человеку, живущему в обществе, практически невозможно устранить все внешние факторы болезни. Почти любой из факторов внешней среды может при определенных условиях стать причиной болезни. Эти факторы объединяются в следующие группы: физические, химические, биологические, социальные, недостаточная двигательная активность, психогенные влияния.

Второй способ более результативен. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалить свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов. В силу этою способность к адаптации — один из важнейших критериев здоровья.

Нет более противоположных состояний у организма человека, чем здоровье и болезнь. И тому и другому состоянию соответствую: объективные показатели, которые можно измерить только на первый, поверхностный взгляд кажется, будто человек всегда находился либо в том, либо в другом полярном сословии. Здоровье и болезнь больше напоминают не разные полюса, а противоположные стороны спектра, причем переходов от здоровья к болезни несравнимо больше, чем цветов, расположенных в промежутке между красным и фиолетовым.

«Здоровье, хотя и представляет собой состояние, противоположное болезни, не имеет четких границ, так как существуют различные переходные состояния. Здоровье не исключает наличия в организме еще не проявившегося болезнетворного начала или субъективных колебаний самочувствия… Вместе с тем отсутствие объективных проявлений нарушения здоровья еще не указывает на отсутствие болезненного состояния» (БМЭ).

Каждый на собственном опыте испытал состояние, при котором не чувствуешь себя ни больным, ни здоровым («не в форме»). Однако и такое состояние может быть разным: то кажется, что ты ближе к здоровью, то, наоборот, — к болезни. Подобные неопределенности в самочувствии врачи со времен Галена условно называют «третьим состоянием».

Современная медицинская наука уделяет должное внимание этой серьезной проблеме: ведь людей, находящихся в «третьем состоянии», к сожалению, много. Специалисты считают: более половины населения планеты находятся в «третьем состоянии». Неприятное само по себе самочувствие осложняется еще и тем, что длится оно, как правило, долго: редко — месяцами, чаще годами, иногда и десятилетиями.

Состоянию человека на рубеже нормы и патологии, здоровья и болезни посвящены многие работы, проводятся массовые обследования, в результате которых подтвердилось, с одной стороны, что структура здоровья зависит в большой степени от возраста, пола человека, характера работы, т. е. нет здоровья вообще, а есть конкретное индивидуальное здоровье, с другой — напряжение механизмов адаптации к условиям среды испытывают многие люди.

Так или иначе «третье состояние» неразрывно связано с приспособительными возможностями. Реакции адаптации при всем их чрезмерном многообразии делятся на два класса. Первый — это реакции кратковременного приспособления. Они включаются сразу, действуют «с места». Для их осуществления во взрослом организме всегда есть сформировавшиеся механизмы. Это они заставляют одергивать руку от предмета, несущего боль, увеличивают теплоотдачу тела в ответ на повышение температуры воздуха или рост легочной вентиляции и минутного объема сердца на недостаток кислорода и т. д. Второй класс — реакции долговременного приспособления. У организма для них нет «готовых форм», есть только предпосылки для их формирования, если внешний раздражитель либо продолжительно присутствует, либо многократно повторяется. Тогда, например, постепенно увеличивается физическая сила у человека, Развивается стойкость к холоду, вырабатывается «привычка» — «Инородному голоданию или к измененному составу пищи.

Однако приспособляемость — один из видов устойчивости. Есть и другие. Считается, что второй ее вид — это способность организма препятствовать срыву своих приспособительных механизмов, не допускать появления патологических реакций на действие отклоняющихся от норм факторов. Приведем несколько грубый, но наглядный пример: одному достаточно легкого сквозняка, чтобы схватить простуду, организм другого этот сквозняк просто «не заметит». Чем дольше и энергичнее сопротивляется организм, тем меньше вероятность появления «третьего состояния».

И приспособляемость, и сохранение приспособительных механизмов — процессы активные: идет борьба — в первом случае «за», во втором — «против». Однако есть и пассивная устойчивость, ее называют выносливостью. От нее зависит, долго ли будет организм сохранять жизнеспособность после «срыва».

Во власти ли человека повысить устойчивость организма? Безусловно. Чтобы стать физиологически устойчивее, необходима тренировка основных физиологических систем с помощью все тех же привычных процедур на основе физической культуры, закаливания, дыхательной гимнастики. Надежды на какие-то иные чудодейственные способы и средства беспочвенны. Во всяком случае, пока. Словом, надо регулярно заниматься физической культурой, закаляться, соблюдать гигиенические нормы, соответствующие условиям жизни и требованиям организма.

Источник