Теория болезней цивилизации и социальной дезадаптации

Это одна из самых распространенных теорий медицины, здра­воохранения и даже народонаселения. Теория представляет собой ответ на вопрос о причинах резких изменений общественного здо­ровья, особенно сокращение его потенциала и возникновение мас­совой патологии.

Самый общий ответ на этот вопрос — бурное развитие совре­менной цивилизации с ее негативными явлениями — урбанизаци­ей, индустриализацией, технизацией, загрязнением окружающей среды, психоэмоциональным напряжением, словом, резким изме­нением условий и образа жизни людей, к которым они не успевают приспособиться за короткий исторический срок. Наступает и уг­лубляется дезадаптация, вызванная социальными, технологически­ми, психологическими факторами, т.е. социальная дезадаптация, и вследствие этого различные функциональные, психосоматичес­кие и даже органические расстройства здоровья, заболевания. По­скольку остановить развитие современной технической, «технот­ронной» цивилизации, радикально преобразовать ее во влияющую только позитивно на здоровье невозможно, неизбежно наступают истощение потенциала здоровья общества, массовая невротизация, деградация. Именно так представили эту концепцию еще в середи­не 50-х годов французские медики Э. Гюан и А. Дюссер в книге «Болезни нашего общества». Они утверждали, что современное — цивилизация вырывает человека из привычных для него условий жизни, к которым он приспособился, — возникает дисгармония ритмов природной жизни человека и ритмов, создаваемых новым образом жизни цивилизованного общества. В результате создается основа общих механизмов заболеваний вследствие дезадаптации или, как ее называли авторы концепции, социальной инадаптации. Они намечают даже стадии этого процесса: тревоги, общей невро-тизации, заболеваний — деградации человечества. Противостоять дезадаптации могут лишь сильные, «поливалентные» личности или, как ни странно, невротики, чьи жизненные ритмы столь же напря­женны и неупорядочены, как и ритмы цивилизованного общества. Следовательно, нужно воспитывать такие сильные личности, ус­пешно противостоящие негативному влиянию цивилизации, хотя социальная дезадаптация неотвратима, так как цивилизацию не остановишь.

Основные положения этой теории многократно звучали, допол­нялись и развивались в трудах, выступлениях многих ученых-медиков, социологов, общественных деятелей, представителей международных медицинских организаций. Крупнейший патолог Р. Дюбо (США) многократно говорил о разрушительных послед­ствиях для здоровья человека в современном обществе социальной дезадаптации, которая опережает механизмы приспособления — сохранения здоровья: «Эволюция биологических механизмов идет слишком медленно, чтобы поспевать за ускоренными темпами тех­нического прогресса и социальных перемен, происходящих в со­временном мире». Широкая способность человека адаптироваться к различным условиям жизни, в том числе экстремальным, все же не беспредельна. Наступает перенапряжение, возникает срыв адап­тивных механизмов «за счет органических и психических процес­сов, которые могут впоследствии приводить к дегенерации», т.е. не только к острым, но и к «хроническим, дегенеративным заболева­ниям», т.е. «большим цивилизации». О срыве адаптации и соци­альной дезадаптации как общем механизме «болезней цивилиза­ции» особенно образно говорил известный социолог О. Тоффлер (США) в книге «Столкновение с будущим», Он уподобил совре­менную цивилизацию экспрессу, с бешеной скоростью летящему к пропасти, к всеобщей деградации человечества, испытывающего «шок от столкновения с будущим», всеобщую социальную дезадап­тацию с ее массовыми болезнями, тревогами, апатией, вспышками насилия, враждебностью, депрессией. Шок от столкновения с бу­дущим — «это реакция человека на чрезмерные нагрузки». О. Тоф­флер, как Р.Дюбо и другие современные теоретики, в том числе деятели ВОЗ (Т. Ламбо, Ф. Роджерс), предлагают остановить «экс­пресс цивилизации», затормозить негативное действие «социаль­ного ускорения», воспитывать людей, способных противостоять де­задаптации. Пока, однако, это лишь призывы.

В теории «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации есть рациональное зерно, заключающееся в идее несоответствия биологических, природных и социальных ритмов, потенциальной возможности регулировать развитие цивилизации, научно-техни­ческий прогресс с целью профилактики неблагоприятных воздей­ствий на здоровье человека.

Источник

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè ÐÔ ÔÃÎÓ «×óâàøñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò èì. È. Í. Óëüÿíîâà»

Ëå÷åáíûé ôàêóëüòåò

Êàôåäðà îðãàíèçàöèè è ýêîíîìèêè çäðàâîîõðàíåíèÿ

Çàâåäóþùèé êàôåäðîé äîöåíò: Âèêòîðîâ Þðèé Íèêîëàåâè÷

Äîêëàä íà òåìó:

Òåîðèÿ «áîëåçíåé öèâèëèçàöèè» è ñîöèàëüíîé äåçàäàïòàöèè.

Âûïîëíèëà: ñòóäåíòêà ãðóïïû Ì-07(2)-07

Êóçèêîâà Ñâåòëàíà Àíàòîëüåâíà

Ïðîâåðèëà: ïðåïîäàâàòåëü

Êàïèòîâà Èðèíà Íèêîëàåâíà

×åáîêñàðû 2011

Áîëåçíè öèâèëèçàöèè

«Äîëã êàæäîãî âðà÷à âçÿòü â ñâîè ðóêè ëþäåé çäîðîâûõ, ïðåäîõðàíèòü èõ îò áîëåçíåé, ïðåäïèñûâàÿ èì íàäëåæàùèé îáðàç æèçíè, èáî ëåã÷å ïðåäîõðàíèòü îò áîëåçíåé, íåæåëè èõ ëå÷èòü». Ýòè ñëîâà ïðèíàäëåæàò îäíîìó èç çíàìåíèòûõ ðóññêèõ âðà÷åé Õ1Õ âåêà Ìàòâåþ ßêîâëåâè÷ó Ìóäðîìó.
Âñå ëþäè ïîëó÷àþò â íàñëåäñòâî ñïîñîáíîñòü ê çäîðîâîé è äëèòåëüíîé æèçíè. Ýòà ñïîñîáíîñòü ïåðåäàåòñÿ â íàøèõ ãåíàõ è ñâÿçûâàåò ñ íàøèìè ïðåäêàìè, æèâøèìè òûñÿ÷åëåòèÿ äî íàñ.
Òåìïû ñîöèàëüíûõ, ýêîíîìè÷åñêèõ, êëèìàòè÷åñêèõ èçìåíåíèé â ìèðå òðåáóþò îò íàñ áûñòðîé àäàïòàöèè ê ñîâðåìåííîé æèçíè è äåÿòåëüíîñòè. Ãåíû, ïðàâäà, âñå åùå â íàëè÷èè, íî ìû óìóäðÿåìñÿ ñàìè ðàçðóøàòü íàøó íàñëåäñòâåííîñòü.
Ñíèæåíèå ôóíêöèîíàëüíûõ ðåçåðâîâ îðãàíîâ è ñèñòåì îðãàíèçìà â öåëîì, íàðóøåíèå ñàìîðåãóëÿöèè, óìåíüøåíèå êîëè÷åñòâà è êà÷åñòâà ïîòîìñòâà- õàðàêòåðíûå ÷åðòû, îòëè÷àþùèå íàñ îò ïðåäêîâ.
Êðîìå òîãî, â ïîñëåäíåå âðåìÿ ìû âñå ÷àùå ñòàëêèâàåìñÿ ñ ïàòîëîãè÷åñêèìè ïîëèñèíäðîìíûìè ñîñòîÿíèÿìè ÷åëîâåêà. Êàæäûé «óçêèé ñïåöèàëèñò» âïîëíå îáîñíîâàííî ñòàâèò «ñâîé» äèàãíîç. Íî ïîïûòêè âîçäåéñòâèÿ íà êàæäûé ñèíäðîì â îòäåëüíîñòè áåñïåðñïåêòèâíû. Ïî äàííûì ÂÎÇ (Âñåìèðíàÿ îðãàíèçàöèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ), 99% íàñåëåíèÿ ñåãîäíÿ èìåþò õðîíè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ. Ñåìüäåñÿò ïÿòü ïðîöåíòîâ âñåõ ñëó÷àåâ ñìåðòè â èíäóñòðèàëüíûõ ñòðàíàõ îòíîñÿòñÿ ê áîëåçíÿì öèâèëèçàöèè. Ïåðâîå ìåñòî çàíèìàþò ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûå çàáîëåâàíèÿ. Äàëåå-îíêîëîãè÷åñêèå, çàáîëåâàíèÿ îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ. Íà ÷åòâåðòîì ìåñòå- ÿòðîãåííûå çàáîëåâàíèÿ , ò.å. çàáîëåâàíèÿ, âîçíèêàþùèå îò ïåðåíàñûùåííîñòè ñîâðåìåííûìè ëåêàðñòâàìè.
 ïîñëåäíåå âðåìÿ ñòàëà ïîÿâëÿòüñÿ íîâàÿ òåíäåíöèÿ. Ëþäè áîëüøå íå õîòÿò áûòü «ïàññèâíûìè» áîëüíûìè, ïðèíèìàþùèìè ïðîïèñàííûå è ïàòåíòîâàííûå ëåêàðñòâà, íå çàäàâàÿ âîïðîñîâ. Îíè õîòÿò ó÷àñòâîâàòü â ñîáñòâåííîì ëå÷åíèè è ïðåäïðèíèìàòü àêòèâíûå øàãè âî èçáåæàíèå ìåäèöèíñêèõ êðèçèñîâ â ñâîåé æèçíè. Îòìå÷àåòñÿ ðåçêèé ïîäúåì èíòåðåñà ê àëüòåðíàòèâíûì ìåòîäàì ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêå çàáîëåâàíèé. Ìíîãèå óæå îñîçíàëè, ÷òî îíè äîëæíû ñàìè îòâå÷àòü çà ñâîå çäîðîâüå è çäîðîâüå ñâîèõ áëèçêèõ.
Ïðîáëåìà, êàê ñîõðàíèòü çäîðîâüå íàøèõ äåòåé , êàñàåòñÿ ïî÷òè êàæäîé ñåìüè. Óìåíüøàåòñÿ ÷èñëî äåòåé ñ íîðìàëüíûì ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì, ãëàâíûì îáðàçîì çà ñ÷åò íèçêîé ìàññû òåëà Êðîìå òîãî, â ðåçóëüòàòå áåñêîíòðîëüíîãî ñàìîëå÷åíèÿ ñîâðåìåííûìè àíòèáèîòèêàìè, ðàçâèâàåòñÿ äèñáàêòåðèîç, ò.å. íàðóøåíèå ìèêðîôëîðû. È ñâÿçàííûå ñ ýòèì íàðóøåíèÿ ïèùåâàðåíèÿ, ïðèâîäÿò ñíèæåíèþ èììóíèòåòà è íàðóøåíèÿì îáìåíà âåùåñòâ. Îðãàíèçì, ïðèâûêàÿ ê ïîñòîÿííîìó óïîòðåáëåíèþ ìåäèêàìåíòîâ, âûðàñòàåò èììóíîëîãè÷åñêèì « íåäîðîñëåì», îòâûêàÿ ñàì áîðîòüñÿ ñ áîëåçíÿìè.
Âñå ýòè âîçäåéñòâèÿ îñîáåííî âàæíû äî çà÷àòèÿ ( âàæíûì ôàêòîðîì ÿâëÿåòñÿ çäîðîâüå ðîäèòåëåé), à òàêæå âî âðåìÿ çàêëàäêè îðãàíîâ è ñèñòåì ïëîäà ( ïåðâûå òðè ìåñÿöà áåðåìåííîñòè), âî âðåìÿ ðîñòà è ðàçâèòèÿ äåòñêîãî îðãàíèçìà, êîãäà àêòèâèçèðóåòñÿ ýíäîêðèííàÿ ñèñòåìà, ïîâûøàåòñÿ ïîòðåáíîñòü â ìèêðîýëåìåíòàõ è âèòàìèíàõ.
Ïðîáëåìû íåñáàëàíñèðîâàííîãî ïèòàíèÿ ïðèîáðåëè îñîáóþ îñòðîòó â íàøå âðåìÿ, êîãäà ìàõðîâûì öâåòîì ðàñöâåëè òàêèå áîëåçíè öèâèëèçàöèè, êàê îæèðåíèå, ãèïåðòîíèÿ, èøåìè÷åñêàÿ áîëåçíü ñåðäöà, ðàê , àëëåðãèÿ, ñàõàðíûé äèàáåò.
Ïðè ïðàâèëüíîì ïèòàíèè íà êëåòî÷íîì óðîâíå, ïèùåâûå ïðîäóêòû ìîãóò ðàññìàòðèâàòüñÿ êàê îäèí èç èñòî÷íèêîâ ìíîãîêàíàëüíîãî ïîñòóïëåíèÿ ýíåðãèè è æèçíåííî âàæíûõ âåùåñòâ âî âíóòðåííþþ ñðåäó îðãàíèçìà.
Åùå â Áèáëèè áûëî ñêàçàíî, ÷òî ðàñòåíèÿ è òðàâû áûëè ñîçäàíû íà òðåòèé äåíü ñîòâîðåíèÿ è âïîñëåäñòâèè äàíû Àäàìó è Åâå â êà÷åñòâå ïèùè. Ïðèðîäà áûëà óñòðîåíà â èäåàëüíîé ãàðìîíèè äëÿ òîãî ,÷òîáû ïîääåðæèâàòü æèçíü.
Ïî ìåðå ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîé êóëüòóðû áûëè ðàçðàáîòàíû áîëåå ñëîæíûå ìåòîäû âûæèâàíèÿ. Ìû ñòàëè òåðÿòü íàøó ñâÿçü ñ ïðèðîäîé. Ïðîäóêòû ïèòàíèÿ ïðîõîäÿò âñå áîëåå òùàòåëüíóþ î÷èñòêó è êîíñåðâàöèþ â êàæäîì ïîñëåäóþùåì ïîêîëåíèè.
Ìû ïðåäàëè çàáâåíèþ ñèñòåìó íàòóðàëüíûõ ïðîäóêòîâ è çàìåíèëè åå âñåãäà èìåþùåéñÿ âîçìîæíîñòüþ ïîëó÷èòü , òàê íàçûâàåìóþ «Ôàñò-Ôóä», ñîäåðæàùèé ðàôèíèðîâàííûå óãëåâîäû, æèðû è ñàõàðà.
Äëÿ âñåõ íàñ ïðèøëî âðåìÿ ïîñìîòðåòü áîëåå ïðèñòàëüíî íà ñòàðåéøóþ òðàäèöèîííî áîëåå âàæíóþ ÷àñòü ïðàêòèêè çäîðîâüÿ.

Ñîöèàëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ

Ñîöèàëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ — ýòî ïðîöåññ óòðàòû ñîöèàëüíî çíà÷èìûõ êà÷åñòâ, ïðåïÿòñòâóþùèõ óñïåøíîìó ïðèñïîñîáëåíèþ èíäèâèäà ê óñëîâèÿì ñîöèàëüíîé ñðåäû. Ñîöèàëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â øèðîêîì ïåðå÷íå îòêëîíåíèé â ïîâåäåíèè ïîäðîñòêà: äðîìîìàíèÿ (áðîäÿæíè÷åñòâî), ðàííÿÿ àëêîãîëèçàöèÿ, òîêñèêîìàíèÿ è íàðêîìàíèÿ, âåíåðè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, ïðîòèâîïðàâíûå äåéñòâèÿ, íàðóøåíèÿ ìîðàëè. Ïîäðîñòêè ïåðåæèâàþò áîëåçíåííîå âçðîñëåíèå — ðàçðûâ ìåæäó âçðîñëûì è äåòñêèì ïåðèîäîì — ñîçäàåòñÿ íåêàÿ ïóñòîòà, êîòîðóþ íàäî ÷åì-òî çàïîëíèòü. Ñîöèàëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå âåäåò ê ôîðìèðîâàíèþ ëþäåé ìàëîîáðàçîâàííûõ, íå èìåþùèõ íàâûêîâ òðóäèòüñÿ, ñîçäàâàòü ñåìüþ, áûòü õîðîøèìè ðîäèòåëÿìè. Îíè ëåãêî ïåðåõîäÿò ãðàíèöó ìîðàëüíûõ è ïðàâîâûõ íîðì. Ñîîòâåòñòâåííî, ñîöèàëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â àñîöèàëüíûõ ôîðìàõ ïîâåäåíèÿ è äåôîðìàöèè ñèñòåìû âíóòðåííåé ðåãóëÿöèè, ðåôåðåíòíûõ è öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé, ñîöèàëüíûõ óñòàíîâîê.

Àêòóàëüíîñòü ïðîáëåìû äåçàäàïòàöèè ïîäðîñòêîâ ñâÿçàíà ñ ðåçêèì óâåëè÷åíèåì äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ â ýòîé âîçðàñòíîé ãðóïïå. Ñîöèàëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ èìååò áèîëîãè÷åñêèå, ëè÷íîñòíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå è ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèå êîðíè, òåñíî ñâÿçàíà ñ ÿâëåíèÿìè ñåìåéíîé è øêîëüíîé äåçàäàïòàöèè, ÿâëÿÿñü åå ñëåäñòâèåì. Ñîöèàëüíàÿ äåçàäàïòàöèÿ — ÿâëåíèå ìíîãîãðàííîå, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò íå îäèí, à ìíîæåñòâî ôàêòîðîâ. Ê ÷èñëó òàêîâûõ íåêîòîðûå ñïåöèàëèñòû îòíîñÿò:

èíäèâèäóàëüíûå;

ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå ôàêòîðû (ïåäàãîãè÷åñêàÿ çàïóùåííîñòü);

ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû;

ëè÷íîñòíûå ôàêòîðû;

i. ñîöèàëüíûå ôàêòîðû.

Èíäèâèäóàëüíûå ôàêòîðû, äåéñòâóþùèå íà óðîâíå ïñèõîáèîëîãè÷åñêèõ ïðåäïîñûëîê, çàòðóäíÿþùèå ñîöèàëüíóþ àäàïòàöèþ èíäèâèäà: òÿæåëûå èëè õðîíè÷åñêèå ñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, âðîæäåííûå óðîäñòâà, íàðóøåíèÿ äâèãàòåëüíîé ñôåðû, íàðóøåíèÿ è ñíèæåíèå ôóíêöèé ñåíñîðíûõ ñèñòåì, íåñôîðìèðîâàííîñòü âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ðåçåäóàëüíî-îðãàíè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ ÖÍÑ ñ öåðåáðàñòåíèåé, ñíèæåíèåì âîëåâîé àêòèâíîñòè, öåëåíàïðàâëåííîñòè, ïðîäóêòèâíîñòè ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ, ñèíäðîìîì äâèãàòåëüíîé ðàñòîðìîæåííîñòè, ïàòîëîãè÷åñêèå ÷åðòû õàðàêòåðà, ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîòåêàþùèé ïóáåðòàò, íåâðàòè÷åñêèå ðåàêöèè è íåâðîçû, ýíäîãåííûå ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ. Ïðèðîäà ïðåñòóïíîñòè è äåëèíêâåíòíîñòè ðàññìàòðèâàåòñÿ íàðÿäó ñ ôîðìàìè îòêëîíÿþùåãîñÿ ïîâåäåíèÿ, òàêèìè êàê íåâðîçû, ïñèõîàñòåíèè, ñîñòîÿíèå íàâÿç÷èâîñòè, ñåêñóàëüíûå ðàññòðîéñòâà. Ëèö ñ îòêëîíÿþùèìñÿ ïîâåäåíèåì, âêëþ÷àÿ íåðâíî-ïñèõè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ è ñîöèàëüíóþ äåâèàöèþ, îòëè÷àþò ÷óâñòâà ïîâûøåííîé òðåâîæíîñòè, àãðåññèâíîñòü, ðåãèäíîñòü, êîìïëåêñ íåïîëíîöåííîñòè. Îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ ïðèðîäå àãðåññèâíîñòè, êîòîðàÿ ñëóæèò ïåðâîïðè÷èíîé íàñèëüñòâåííûõ ïðåñòóïëåíèé. Àãðåññèÿ — ýòî ïîâåäåíèå, öåëüþ êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ íàíåñåíèå âðåäà íåêîòîðîìó îáúåêòó èëè ÷åëîâåêó, âîçíèêàþùåå â ðåçóëüòàòå òîãî, ÷òî ïî ðàçëè÷íûì ïðè÷èíàì íå ïîëó÷àþò ðåàëèçàöèè íåêîòîðûå èçíà÷àëüíûå âðîæäåííûå íåîñîçíàâàåìûå âëå÷åíèÿ, ÷òî è âûçûâàåò ê æèçíè àãðåññèâíóþ ýíåðãèþ ðàçðóøåíèÿ. Ïîäàâëåíèå ýòèõ âëå÷åíèé, æåñòêàÿ áëîêèðîâêà èõ ðåàëèçàöèè, íà÷èíàÿ ñ ðàííåãî äåòñòâà, ïîðîæäàåò ÷óâñòâà òðåâîæíîñòè, íåïîëíîöåííîñòè è àãðåññèâíîñòè, ÷òî âåäåò ê ñîöèàëüíî-äåçàäàïòèâíûì ôîðìàì ïîâåäåíèÿ.

Ýêîëîãè÷åñêèå, ýêîíîìè÷åñêèå, äåìîãðàôè÷åñêèå è èíûå íåáëàãîïðèÿòíûå ñîöèàëüíûå ôàêòîðû ïîñëåäíèõ ëåò ïðèâåëè ê çíà÷èòåëüíûì èçìåíåíèÿì çäîðîâüÿ äåòñêî-ïîäðîñòêîâîé ïîïóëÿöèè. Ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî äåòåé åùå â âîçðàñòå äî îäíîãî ãîäà îáíàðóæèâàþò ôóíêöèîíàëüíî-îðãàíè÷åñêèå íåäîñòàòî÷íîñòè ãîëîâíîãî ìîçãà â äèàïàçîíå îò ëåã÷àéøèõ, âûÿâëÿþùèõ ñåáÿ ëèøü â óñëîâèÿõ íåáëàãîïðèÿòíîé ñðåäû èëè ñîïóòñòâóþùèõ çàáîëåâàíèé, äî î÷åâèäíûõ äåôåêòîâ è àíîìàëèé ïñèõîôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Óñèëåííîå âíèìàíèå îðãàíîâ îáðàçîâàíèÿ è çäðàâîîõðàíåíèÿ ê âîïðîñàì îõðàíû çäîðîâüÿ îáó÷àþùèõñÿ èìååò ïîä ñîáîé ñåðüåçíûå îñíîâàíèÿ. ×èñëî äåòåé ñ íåäîñòàòêàìè ðàçâèòèÿ è íåáëàãîïîëó÷íûì ñîñòîÿíèåì çäîðîâüÿ ñðåäè íîâîðîæäåííûõ ñîñòàâëÿåò 85%. Ñðåäè äåòåé ïîñòóïàþùèõ â ïåðâûé êëàññ ñâûøå 60% îòíîñÿòñÿ ê êàòåãîðèè ðèñêà øêîëüíîé, ñîìàòè÷åñêîé è ïñèõîôèçè÷åñêîé äåçàäàïòàöèè. Èç íèõ îêîëî 30% îáíàðóæèâàþò ðàññòðîéñòâî íåðâíîïñèõè÷åñêîé ñôåðû åùå â ìëàäøåé ãðóïïå äåòñêîãî ñàäà. ×èñëî ó÷àùèõñÿ íà÷àëüíîé øêîëû, íå ñïðàâëÿþùèõñÿ ñ òðåáîâàíèÿìè ñòàíäàðòíîé øêîëüíîé ïðîãðàììû, çà ïîñëåäíèå 20 ëåò âîçðîñëî â äâà ðàçà, äîñòèãíóâ 30%. Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ íàðóøåíèå çäîðîâüÿ íîñÿò ïîãðàíè÷íûé õàðàêòåð. ×èñëî äåòåé è ïîäðîñòêîâ ñî ñëàáî âûðàæåííûìè ïðîáëåìàìè ïîñòîÿííî âîçðàñòàåò. Çàáîëåâàíèÿ ïðèâîäÿò ê ñíèæåíèþ ðàáîòîñïîñîáíîñòè, ïðîïóñêó ó÷åáíûõ çàíÿòèé, ñíèæåíèþ èõ ðåçóëüòàòèâíîñòè, íàðóøåíèþ ñèñòåìû îòíîøåíèé ñî âçðîñëûìè (ó÷èòåëÿìè, ðîäèòåëÿìè) è ñâåðñòíèêàìè, âîçíèêàåò ñëîæíàÿ çàâèñèìîñòü ïñèõîëîãè÷åñêîãî è ñîìàòè÷åñêîãî. Ïåðåæèâàíèÿ ïî ïîâîäó óêàçàííûõ èçìåíåíèé ìîãóò íàðóøèòü ôóíêöèîíèðîâàíèå âíóòðåííèõ îðãàíîâ è èõ ñèñòåì. Âîçìîæåí ïåðåõîä ñîìàòîãåíèè â ïñèõîãåíèþ è íàîáîðîò ñ âîçíèêíîâåíèåì â ðÿäå ñëó÷àåâ «ïîðî÷íîãî êðóãà». Ïîìî÷ü âûéòè áîëüíîìó èç «ïîðî÷íîãî êðóãà» ìîãóò ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèå âîçäåéñòâèÿ â êîìïëåêñå ñ äðóãèìè ìåòîäàìè ëå÷åíèÿ.

 ïðîôèëàêòèêå äåçàäàïòèðîâàííîãî ïîâåäåíèÿ ïîäðîñòêîâ îñîáîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò ïñèõîëîãè÷åñêîå çíàíèå, íà îñíîâå êîòîðîãî èññëåäóåòñÿ ïðèðîäà îòêëîíÿþùåãîñÿ ïîâåäåíèÿ ïîäðîñòêîâ, à òàêæå ðàçðàáàòûâàþòñÿ ïðîôèëàêòè÷åñêèå ìåðû ïî ïðåäóïðåæäåíèþ àñîöèàëüíûõ ïðîÿâëåíèé. Ðàííÿÿ ïðîôèëàêòèêà äîëæíà ðåøàòüñÿ â ñëåäóþùèõ îñíîâíûõ íàïðàâëåíèÿõ:

— âî-ïåðâûõ, ñâîåâðåìåííàÿ äèàãíîñòèêà àñîöèàëüíûõ îòêëîíåíèé è ñîöèàëüíîé äåçàäàïòàöèè ïîäðîñòêîâ è îñóùåñòâëåíèå äèôôåðåíöèðîâàííîãî ïîäõîäà â âûáîðå âîñïèòàòåëüíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ñðåäñòâ ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé êîððåêöèè îòêëîíÿþùåãîñÿ ïîâåäåíèÿ;

— âî-âòîðûõ, âûÿâëåíèå íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ è äåñîöèàëèçèðóþùèõ âîçäåéñòâèé ñî ñòîðîíû áëèæàéøåãî îêðóæåíèÿ è ñâîåâðåìåííàÿ íåéòðàëèçàöèÿ ýòèõ íåáëàãîïðèÿòíûõ äåçàäàïòèðóþùèõ âîçäåéñòâèé.

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû:

1. Áåðåçèí Ô.Â. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ è ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêàÿ àäàïòàöèÿ ÷åëîâåêà. Ë. 1988

2. «Áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûå äîáàâêè ê ïèùå». Ñàâ÷åíêî À. Í.

3. Ãëîçìàí Æ.Ì., Ñàìîéëîâà Â.Ì. Ñîöèàëüíî äåçàäàïòèðîâàííûé ïîäðîñòîê: íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèé ïîäõîä // Ïñèõîë. íàóêà è îáðàçîâàíèå. — 1999

4. Êåéñê Ê., Ãîëàñ Ò. Äèàãíîñòèêà è êîððåêöèÿ ñîöèàëüíîé äåçàäàïòàöèè ïîäðîñòêîâ. — 1999

5. Êîíäðàòüåâ Ì.Þ. Òèïîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïñèõîñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ ïîäðîñòêîâ. // Âîïð. ïñèõîëîãèè. — 1997

6. Áàëàíäèí Ð. Ê., Áîíäàðåâ Ë. Ã. Ïðèðîäà è öèâèëèçàöèÿ. — Ì.: Ìûñëü, 1988

ñîäåðæàíèå   .. 
633 
634 
635   ..

Источник

Министерство образования и науки РФ ФГОУ «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»

Лечебный факультет

Кафедра организации и экономики здравоохранения

Заведующий кафедрой доцент: Викторов Юрий Николаевич

Доклад на тему:

Теория «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации.

Выполнила: студентка группы М-07(2)-07

Кузикова Светлана Анатольевна

Проверила: преподаватель

Капитова Ирина Николаевна

Чебоксары 2011

Болезни цивилизации

«Долг каждого врача взять в свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней, предписывая им надлежащий образ жизни, ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить». Эти слова принадлежат одному из знаменитых русских врачей Х1Х века Матвею Яковлевичу Мудрому.
Все люди получают в наследство способность к здоровой и длительной жизни. Эта способность передается в наших генах и связывает с нашими предками, жившими тысячелетия до нас.
Темпы социальных, экономических, климатических изменений в мире требуют от нас быстрой адаптации к современной жизни и деятельности. Гены, правда, все еще в наличии, но мы умудряемся сами разрушать нашу наследственность.
Снижение функциональных резервов органов и систем организма в целом, нарушение саморегуляции, уменьшение количества и качества потомства- характерные черты, отличающие нас от предков.
Кроме того, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с патологическими полисиндромными состояниями человека. Каждый «узкий специалист» вполне обоснованно ставит «свой» диагноз. Но попытки воздействия на каждый синдром в отдельности бесперспективны. По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), 99% населения сегодня имеют хронические состояния. Семьдесят пять процентов всех случаев смерти в индустриальных странах относятся к болезням цивилизации. Первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания. Далее-онкологические, заболевания органов пищеварения. На четвертом месте- ятрогенные заболевания , т.е. заболевания, возникающие от перенасыщенности современными лекарствами.
В последнее время стала появляться новая тенденция. Люди больше не хотят быть «пассивными» больными, принимающими прописанные и патентованные лекарства, не задавая вопросов. Они хотят участвовать в собственном лечении и предпринимать активные шаги во избежание медицинских кризисов в своей жизни. Отмечается резкий подъем интереса к альтернативным методам лечения и профилактике заболеваний. Многие уже осознали, что они должны сами отвечать за свое здоровье и здоровье своих близких.
Проблема, как сохранить здоровье наших детей , касается почти каждой семьи. Уменьшается число детей с нормальным физическим развитием, главным образом за счет низкой массы тела Кроме того, в результате бесконтрольного самолечения современными антибиотиками, развивается дисбактериоз, т.е. нарушение микрофлоры. И связанные с этим нарушения пищеварения, приводят снижению иммунитета и нарушениям обмена веществ. Организм, привыкая к постоянному употреблению медикаментов, вырастает иммунологическим « недорослем», отвыкая сам бороться с болезнями.
Все эти воздействия особенно важны до зачатия ( важным фактором является здоровье родителей), а также во время закладки органов и систем плода ( первые три месяца беременности), во время роста и развития детского организма, когда активизируется эндокринная система, повышается потребность в микроэлементах и витаминах.
Проблемы несбалансированного питания приобрели особую остроту в наше время, когда махровым цветом расцвели такие болезни цивилизации, как ожирение, гипертония, ишемическая болезнь сердца, рак , аллергия, сахарный диабет.
При правильном питании на клеточном уровне, пищевые продукты могут рассматриваться как один из источников многоканального поступления энергии и жизненно важных веществ во внутреннюю среду организма.
Еще в Библии было сказано, что растения и травы были созданы на третий день сотворения и впоследствии даны Адаму и Еве в качестве пищи. Природа была устроена в идеальной гармонии для того ,чтобы поддерживать жизнь.
По мере развития человеческой культуры были разработаны более сложные методы выживания. Мы стали терять нашу связь с природой. Продукты питания проходят все более тщательную очистку и консервацию в каждом последующем поколении.
Мы предали забвению систему натуральных продуктов и заменили ее всегда имеющейся возможностью получить , так называемую «Фаст-Фуд», содержащий рафинированные углеводы, жиры и сахара.
Для всех нас пришло время посмотреть более пристально на старейшую традиционно более важную часть практики здоровья.

Социальная дезадаптация

Социальная дезадаптация — это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление — разрыв между взрослым и детским периодом — создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Актуальность проблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением девиантного поведения в этой возрастной группе. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием. Социальная дезадаптация — явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты относят:

индивидуальные;

психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность);

социально-психологические факторы;

личностные факторы;

i. социальные факторы.

Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невратические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Природа преступности и делинквентности рассматривается наряду с формами отклоняющегося поведения, такими как неврозы, психоастении, состояние навязчивости, сексуальные расстройства. Лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения и социальную девиацию, отличают чувства повышенной тревожности, агрессивность, регидность, комплекс неполноценности. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая служит первопричиной насильственных преступлений. Агрессия — это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникающее в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные врожденные неосознаваемые влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения.

Экологические, экономические, демографические и иные неблагоприятные социальные факторы последних лет привели к значительным изменениям здоровья детско-подростковой популяции. Подавляющее большинство детей еще в возрасте до одного года обнаруживают функционально-органические недостаточности головного мозга в диапазоне от легчайших, выявляющих себя лишь в условиях неблагоприятной среды или сопутствующих заболеваний, до очевидных дефектов и аномалий психофизического развития. Усиленное внимание органов образования и здравоохранения к вопросам охраны здоровья обучающихся имеет под собой серьезные основания. Число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%. Среди детей поступающих в первый класс свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 30% обнаруживают расстройство нервнопсихической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в два раза, достигнув 30%. Во многих случаях нарушение здоровья носят пограничный характер. Число детей и подростков со слабо выраженными проблемами постоянно возрастает. Заболевания приводят к снижению работоспособности, пропуску учебных занятий, снижению их результативности, нарушению системы отношений со взрослыми (учителями, родителями) и сверстниками, возникает сложная зависимость психологического и соматического. Переживания по поводу указанных изменений могут нарушить функционирование внутренних органов и их систем. Возможен переход соматогении в психогению и наоборот с возникновением в ряде случаев «порочного круга». Помочь выйти больному из «порочного круга» могут психотерапевтические воздействия в комплексе с другими методами лечения.

В профилактике дезадаптированного поведения подростков особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются профилактические меры по предупреждению асоциальных проявлений. Ранняя профилактика должна решаться в следующих основных направлениях:

— во-первых, своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения;

— во-вторых, выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

Список используемой литературы:

1. Березин Ф.В. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. 1988

2. «Биологически активные добавки к пище». Савченко А. Н.

3. Глозман Ж.М., Самойлова В.М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Психол. наука и образование. — 1999

4. Кейск К., Голас Т. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. — 1999

5. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков. // Вопр. психологии. — 1997

6. Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. — М.: Мысль, 1988

Источник