Тип эмоционального отношения больного к своей болезни

Большую роль в формировании ВКБ играет тип эмоцио­нальных отношений (ТЭО) больного к своей болезни, ее про­явлениям, прогнозу и др. Существуют различные типы подоб­ных отношений. Гиппонозогностический тип: больные игнори­руют свою болезнь, пренебрежительно относятся к лечению и т. д. Симптомы болезни и течение ее эмоционально недооцени­ваются. Больной может все знать о своей болезни, о ее серьез­ном прогнозе и т. п., но это не вызывает у него эмоций тре­воги, беспокойства и пр., хотя в отношении других явлений своей жизни он проявляет исключительную эмоциональную живость, повышенную ранимость и т. п. У таких больных ино­гда легко образуются неадекватная (завышенная) модель ожи­даемых результатов лечения и «сверхоптимальная» модель по­лученных результатов лечения. Подобный тип отношений к бо­лезни может быть осознанным или неосознанным, основы­ваться на врожденных или приобретенных особенностях лич­ности больного. О гипернозогностическом типе можно говорить в тех случаях, когда у больного имеется преувеличенная яр­кая эмоциональная окраска переживаний, связанных с болез­нью. Каждый симптом болезни приобретает большую субъек­тивную значимость, тяжесть заболевания и его проявления преувеличиваются, формируется заниженная модель ожидае­мых результатов лечения. Можно также выделить прагматиче­ский тип эмоциональных отношений к болезни: больной нахо­дится в деловом контакте с врачами, стремится к реальной оценке болезни и прогноза, уделяет внимание оптимальной организации лечебных и профилактических мероприятий.

В основе формирования нозогностических эмоциональных отношений лежат определенные особенности структуры лич­ности, обязанные прежде всего воспитанию. При этом, однако, нельзя полностью исключить значение межполушарных отно­шений, например доминирование  (по особенностям восприя­тия своего тела)   правого полушария — у лиц гипернозогностического типа.  Большое  значение  имеют психологические критерии для  дифференцирования  поведения, определяемого типом   нозогностических   отношений, от симуляции и аггра­вации.   Симулянт   сознательно   строит   фиктивную картину болезни,  аггравант сознательно усиливает имеющуюся кар­тину болезни, в том числе и ВКБ. Однако у обычных больных различные   элементы   ВКБ   могут оказаться неадекватными в связи с недостаточной информированностью, а также сни­жением критики или под влиянием тревоги и пр. В структуре ВКБ между церебральным информационным полем болезни и психологической зоной информационного поля болезни мо­жно выделить психофизиологический аппарат — детектор, ко­торый улавливает и выявляет новые проявления заболевания, сопоставляет их с уже имеющимися симптомами, сличает с ин­формацией, заложенной в матрице долгосрочной памяти, и об­разами   внутренней   картины болезни и внутренней картины здоровья. Получая таким образом информацию о динамике проявления болезни, детектор включает, с одной стороны, эмо­циональные звенья ВКБ, с другой — психологические элементы модели ожидаемых результатов лечения, модели полученных результатов лечения и т. д. Детектор работает постоянно и активно выделяет проявления болезни. Он характеризуется оп­ределенной мощностью, пропускной способностью, широтой и избирательностью входа. Мощность детектора и его пропуск­ная способность могут зависеть от личностного настроя. У мни­тельного человека широко раскрыт вход детектора для любых проявлений, даже отдаленно не связанных с болезнью. Иногда детектор может быть настроен на определенные части тела: сердце, мышцы, кожу лица и т. д. Тогда любые опущения от этих органов приобретают большую субъективную значимость и  способствуют формированию  модели  получаемых резуль­татов лечения и модели ожидаемых результатов лечения с оп­ределенным знаком. Пороги чувствительности детектора дина­мичны и зависят от разных факторов: эмоционального состоя­ния, ситуационных моментов, конституциональных особеннос­тей и т. д. Они тесно связаны с типом эмоциональных отно­шений: высокие — с гипонозогностическим типом эмоциональ­ных    отношений,   низкие — с   гипернозогностическим типом эмоциональных отношений. Пропускная способность и избира­тельность детектора часто связаны с «ценой» симптома бо­лезни. Подобный прибор может существовать и у здоровых людей.

Наши исследования показали, что одновременно с ВКБ со­здается   другая,   противоположная модель — внутренняя кар­тина здоровья, своеобразный эталон здорового человека, или здорового органа, или части тела и т. д. Этот эталон может быть  достаточно  сложным и включать различные элементы в виде образных представлений и логических обобщений. Вза­имодействие   этих   структур может характеризоваться яркой эмоциональной реакцией. Актуализация и инактуализация этих двух компонентов личности и характеризуют динамику ВКБ и тем самым влияют па поведение больного. Идеал здоровья также является регулятором поведения, по иногда формиру­ется и раньше ВКБ. Следовательно, могут существовать об­разы психического и физического здоровья.  Однако эталон, который человек считает нормой, в определенный период жиз­ни   может   разрушаться   или   заменяться другим. Например, с возрастом неизбежно происходит смена эталона здоровья. Прн неврозах нередко происходит сознательное или бессозна­тельное вытеснение идеала здоровья. «Уход в болезнь» — это подавление идеала здоровья, что в определенной жизненной ситуации является адаптивной реакцией. При изменении си­туации идеал здоровья может возрождаться. Эта динамичность операций образами, характерная для неврозов, порой связана с  нарушениями  интрацентральной  регуляции  работы мозга. В случае анозогпозии, наоборот, образ здоровья становится жестким стереотипом, а динамический образ болезни либо не формируется, либо вытесняется, либо деструктируется. Проис­ходит доминирование «образа здоровья» над «образом болез­ни». Исследования ВКБ психических больных позволили вы­делить   утрированный,   гиперболизированный   характер этой модели, что связано со сверхценными и даже бредоподобными ипохондрическими и нозофобическими идеями в результате ка-татимического изменения мышления. При ипохондрических со­стояниях тягостные физические ощущения, тревожные опасе­ния и мысли о причинах своего тяжелого состояния образуют у   больных   внутреннюю   картину   несуществующей болезни [Мучник Л. С, Смирнов В. М., Резникова Т. Н., 1981]. ВКБ следует рассматривать как единую действующую систему, все звенья которой тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодей­ствуют между собой. Отличительными чертами ВКБ являются множественность и подвижность ее элементов, а также сосу­ществование конкурирующих моделей. Отдельные комплексы и элементы ВКБ могут гаснуть или вновь возникать, вытес­няться, заменяться, перестраиваться или находиться в латент­ном состоянии, в результате чего ВКБ становится подвижной пли инертной, полной или редуцированной. Модель ВКБ много­мерна по своим параметрам, и в этом многомерном простран­стве ВКБ различные элементы могут быть связаны как жест­кими, так и гибкими звеньями. При анализе структуры ВКБ важно не только выделять отдельные ее звенья, но и диффе­ренцировать их. Патологическое развитие модели В КБ может быть связано как с церебральной патологией, так и с чисто информационными искажениями на личностном уровне.

модель болезни – предыдущая | следующая – модель ведущих симптомов

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

Источник

Тип отношения
к болезни
Характеристика
1. Гармоничный (реалистичный, взвешенный) — это оценка сво­его состояния без склонности преувеличивать его тяжесть, но и без недооценки реальной картины болезни, стремление во всем активно содействовать успеху лечения, стремление облегчать близ­ким тяготы ухода за собой.
В случае понимания неблагоприятного прогноза заболевания возможно переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными для больного, сосредоточение внимания на своих делах, заботе о близких.
2. Эргопатический (стенический) — это «уход от болезни в ра­боту». Характерно сверхответственное, подчас одержимое, стеничное отношение к работе, которое в ряде случаев выражено еще в большей степени, чем до болезни, избирательное отношение к обследованию и лечению, обусловленное прежде всего стремлением, несмотря на тяжесть своего заболевания, продолжать тру­довую деятельность и во что бы то ни стало сохранить профессио­нальный статус.
3. Анозогнозический (эйфорический) — это активная борьба с мыслями о болезни и ее возможных последствиях, вплоть до от­рицания очевидного. Характерна тенденция рассматривать симп­томы болезни как проявления «несерьезных» расстройств или слу­чайных колебаний самочувствия. В связи с этим нередко встреча­ется отказ от врачебного обследования и лечения, желание «ра­зобраться самому» и «обойтись своими средствами», надежда на то, что «все само обойдется». При эйфорическом варианте этого типа наблюдается необоснованно повышенное настроение, пре­небрежительное, легкомысленное отношение к болезни и лече­нию. Такие пациенты желают продолжать получать от жизни все то же, что и ранее, несмотря на болезнь, с легкостью нарушают режим и врачебные рекомендации, что пагубно сказывается на протекании заболевания.
4. Тревожный (тревожно-депрессивный и обсессивно-фобический) — это непрерывное беспокойство и мнительность в отно­шении неблагоприятного течения болезни, возможных осложне­ний, неэффективности и даже опасности лечения; поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о своей болезни, обращение к «авторитетам», частая смена лечащего вра­ча. В отличие от людей с ипохондрическим типом отношения к болезни у таких пациентов в большей степени выражен интерес к объективным данным (результатам анализов, заключениям спе­циалистов), нежели к субъективным ощущениям. Поэтому они предпочитают слушать о проявлениях заболевания у других, а не предъявлять без конца свои жалобы. Настроение их в основном тревожное. Как следствие тревоги возникает угнетенность настро­ения и психической активности.
5. Ипохондрический — это чрезмерное сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, стремление постоянно рассказывать о них врачам, медперсона­лу и окружающим, преувеличение действительных и выискива­ние несуществующих болезней и страданий, преувеличение не­приятных ощущений в связи с побочными действиями лекарств и диагностических процедур. Для таких больных характерно со­четание желания лечиться и неверия в успех. Они постоянно требуют тщательного обследования у авторитетных специалис­тов и боятся, что процедуры могут оказаться вредными или болезненными.
6. Неврастенический — это поведение по типу «раздражитель­ной слабости»: вспышки раздражения, особенно при болях и не­приятных ощущениях, при неудачах лечения. Раздражение неред­ко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и угрызениями совести. Характерны неумение и нежелание тер­петь болевые ощущения, нетерпеливость при обследовании и ле­чении, неспособность терпеливо ждать облегчения, а впослед­ствии — критическое отношение к своим поступкам и необду­манным словам, просьбы о прощении.
7. 7.Меланхолический (витально-тоскливый) — это сверхудру­ченность болезнью, неверие в выздоровление и в возможное улучшение, в эффект лечения, активные депрессивные высказыва­ния, вплоть до суицидных мыслей, пессимистический взгляд на все вокруг. Такие больные сомневаются в успехе лечения даже при благоприятных объективных данных и удовлетворительном самочувствии.
8. Апатический — это полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения, пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Характерны утрата интереса к жизни, ко всему, что ранее волно­вало, вялость и апатия в поведении, деятельности и межличност­ных отношениях.
9. Сенситивный — это чрезмерная ранимость, уязвимость, оза­боченность неблагоприятными впечатлениями, которые могут про­извести на окружающих сведения о болезни. Пациент опасается, что знакомые станут его жалеть, считать неполноценным, пре­небрежительно или с опаской относиться к нему, распускать сплет­ни и неблагоприятные слухи о причине и природе болезни и даже избегать общения с ним. Характерна боязнь стать обузой для близ­ких и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. Отмечаются колебания настроения, связанные главным об­разом с межличностными контактами.
10. Эгоцентрический (истероидный) — это «принятие» болезни и поиски выгод в связи с недугом. Больной выставляет напоказ свои страдания и переживания с целью вызвать сочувствие близ­ких и полностью завладеть их вниманием; требует исключитель­ной заботы о себе в ущерб другим делам и занятиям окружаю­щих, проявляет полное невнимание к ним. Разговоры окружаю­щих быстро переводятся «на себя», а другие люди, также требую­щие внимания и заботы, рассматриваются как «конкуренты», от­ношение к ним — неприязненное. Характерны постоянное жела­ние показать другим свою исключительность в проявлениях бо­лезни, эмоциональная нестабильность и непредсказуемость.
11. Паранойяльный — пациент уверен, что болезнь — результат внешних причин, чьего-то злого умысла, крайне подозрителен по отношению к разговорам о себе, к лекарствам и процедурам. Он стремится приписывать возможные осложнения или побоч­ные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала, обвиняет и требует наказаний для них в связи с этим.
12. Дисфорический (агрессивный) — доминирование гневливо-мрачного, озлобленного настроения. Больной постоянно имеет уг­рюмый и недовольный вид, завидует здоровым людям, включая родных и близких, и ненавидит их. Характерны вспышки озлоб­ленности и склонность винить в своей болезни других, требова­ние особого внимания к себе и подозрительность по отношению к процедурам и лечению, а также агрессивное, подчас деспотиче­ское отношение к близким.

Работа студента в стационаре начинается с контакта с больным и его родственниками по определенному стандарту.

Врач должен знать перечень документов для госпитализации:

· Направление на госпитализацию в данное отделение.

· Копия медицинского полиса.

· Справка об инфекционных контактах.

· Сведения о прививках и р. Манту с рождения до наст. времени.

· Копия свидетельства о рождении

· Для плановой госпитализации – ОАК, ОАМ, кал на я/глистов.

· При отсутствии одного из документов проконсультироваться у заведующего отделением.

· Выписка из истории развития ребенка, или ксерокопии выписок предшествующих госпитализаций, или амбулаторная карта больного (желательны).

Необходимо провести беседу с родителями о предполагаемом плане обследования, примерных сроках госпитализации, получить у родителей письменное информированное согласие на проведение диагностических манипуляций (бланк, вложенный в историю болезни, подписывается родителем (опекуном) и врачом (студентом), проводившим беседу).

— Провести сбор анамнеза и объективное обследование ребенка (смотри ниже).

— Оформить историю болезни.

На титульный лист истории болезни выносится диагноз направившего учреждения, диагноз при поступлении (предварительный диагноз). Ставится подпись студента (разборчиво).

Зафиксировать в истории анамнез жизни, в графу перенесенные заболевания включить сопутствующие заболевания, о которых есть сведения в выписке (или амбулаторной карте), нарисовать схему генеалогического дерева, сделать заключение по генеалогическому, аллергологическому, эпидемиологическому анамнезу.

Анамнез болезни начать с подробного описания жалоб больного – начать с существенных (касающихся основного заболевания), дополнить сопутствующими жалобами.

После изучения соответствующей литературы желательно на следующий день пациенту, госпитализированному планово, задать уточняющие вопросы, дополнить анамнез.

Источник

Психологические консультации для онкологов, сохраняется анонимность
Телефон: 8-800 100-0191
(звонок по России – бесплатный, консультация круглосуточно)

Отражение болезни в переживаниях человека принято определять понятием внутренняя картина болезни (ВКБ). Оно было введено отечественным терапевтом Р.А. Лурия и в настоящее время широко используется в медицинской психологии. Это понятие, по определению ученого, объединяет в себе все то, «что чувствует и переживает больной, всю массу его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах – весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».

Как сложное структурированное образование, внутренняя картина болезни включает в себя несколько уровней: сенситивный, эмоциональный, интеллектуальный, волевой, рациональный. ВКБ определяется не нозологической единицей, а личностью человека, она также индивидуальна и динамична, как и внутренний мир каждого из нас. При этом существует ряд исследований, обнаруживающих характерные особенности переживания больным своего состояния.

Так, в основе концепции В.Д. Менделевича («Терминологические основы феноменологической диагностики») находится представление о том, что тип реагирования на определенное заболевание определяется двумя характеристиками: объективной тяжестью болезни (определяющейся критерием летальности и вероятностью инвалидизации) и субъективной тяжестью болезни (собственной оценкой больным его состояния).

Представление о субъективной тяжести заболевания складывается из социально-конституциональных характеристик, к числу которых относятся пол, возраст и профессия индивида. Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболевания – своеобразное распределение болезней по социально-психологической значимости и тяжести.

Так, в подростковом возрасте наиболее тяжелые психологические реакции могут быть вызваны не теми болезнями, которые являются объективно угрожающими сохранности организма с медицинской точки зрения, а теми, которые изменяют его внешний вид, делают его непривлекательным. Это обусловлено существованием в сознании подростка основной потребности – «удовлетворенности собственной внешностью».

Лица зрелого возраста более психологически тяжело будут реагировать на хронические и инвалидизирующие заболевания. «Это связано с системой ценностей и отражает устремленность человека зрелого возраста удовлетворять такие социальные потребности, как потребность в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности и пр.». В этом отношении с онкологическими заболеваниями связаны наиболее сильные переживания. Для пожилых и престарелых людей наиболее значимыми являются болезни, которые могут привести к смерти, потере трудо- и работоспособности.

К индивидуально-психологическим характеристикам, оказывающим влияние на специфику переживания заболевания, относятся особенности темперамента (в отношении следующих критериев: эмоциональность, переносимость боли, как признак эмоциональности, и ограничения движений и обездвиженности), а также особенности характера человека, его личности (мировоззренческие установки, уровень образования).

Существует типология способов реагирования на заболевание пациентом. Знание типа реагирования больного помогает подобрать адекватную стратегию взаимодействия с ним и его семьей, использовать соответствующие способы общения, мотивирования к лечению.

Типы психологического реагирования на тяжелое соматическое заболевание

Типология реагирования на заболевание А.Е.Личко и Н.Я. Иванова («Медико-психологическое обследование соматических больных») включает в себя 13 типов психологического реагирования на заболевание, выделенных на основе оценки влияния трех факторов: природы самого соматического заболевания, типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера и отношения к данному заболеванию в референтной (значимой) для больного группе.

В первом блоке находятся те типы отношения к болезни, при которых не происходит существенного нарушения адаптации:

  • Гармоничный: для этого типа реагирования характерна трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе происходит сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.
  • Эргопатический: характерен «уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться исследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.
  • Анозогнозический: характерно активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях, отрицание очевидного в проявлении болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения, желание обойтись своими средствами.

Во второй блок входят типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации:

  • Тревожный: для этого типа реагирования непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагополучного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнений, методах лечения, непрерывный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность – вследствие этой тревоги).
  • Ипохондрический: характерно сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств. Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур).
  • Неврастенический: характерно поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.
  • Меланхолический: характерна удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.
  • Эйфорический: характерно необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушения режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.
  • Апатический: характерно полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны, утрата интереса ко всему, что ранее волновало.
  • Обессивно-фобический: характерна тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
  • Сенситивный: характерна чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательность отношения с их стороны в связи с этим.
  • Эгоцентрический: характерен «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.
  • Паранойяльный: характерна уверенность, что болезнь – результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения и побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.
  • Дисфорический (характерно тоскливо-озлобленное настроение).

Взаимодействие с некоторыми из таких пациентов может приносить врачу выраженный психологический дискомфорт. Но знание психологических оснований этого типа поведения пациента поможет врачу лучше понимать его потребности, ожидания, страхи и эмоциональные реакции, оптимально организовывать процесс взаимодействия с ним, использовать определенные инструменты влияния. Важно понимать, что, даже демонстрируя полное безразличие к исходу лечения, пациент больше всего хочет услышать слова надежды и нуждается в укреплении его веры в лучшее. Пациенты, непрерывно тревожащиеся о своем состоянии, нуждаются в спокойном, оптимистичном и внимательном разговоре с врачом, а пациенты, демонстрирующие реакции агрессии к окружающим и врачу – авторитетной уверенной позиции врача, которая поможет справиться со скрываемым в душе сильнейшим страхом за свою жизнь.

Таким образом, понимание типа реагирования больного на заболевание поможет сделать союз врача и пациента более эффективным, способствующим психологическому благополучию обоих участников лечебного процесса.

Источник