Типы отношения родителей к болезням детей

Типы отношения родителей к болезням детей thumbnail

Институт психологии РАН

Мы продолжаем публикацию
рукописи профессора Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Леонида Петровича Урванцева, переданной нам студентами-психологами, которым, в
свою очередь, Леонид Петрович записывал на электронные носители текст без
всяких ограничений. Книга была подготовлена к печати, но не была издана.
Публикация монографии в Интернете, по нашему мнению, – дань памяти
замечательному ученому, безвременно ушедшему из жизни. (Обширный список
цитируемой литературы будет приведен в конце публикации).

Институт психологии РАН

Институт «Открытое общество»

Л.П. УРВАНЦЕВ

ПСИХОЛОГИЯ СОМАТИЧЕСКОГО
БОЛЬНОГО

Ярославль

2000

© Л.П. Урванцев, 2000

3. РЕБЕНОК И БОЛЕЗНЬ

Определенный интерес представляет
работа Е.В. Ивановой, в которой не только выявлены особенности семейных
взаимоотношений для пяти групп детей, страдающих атоническим дерматитом, но и
сделана попытка вскрыть психологические механизмы связи между этими взаимоотношениями
и успешностью лечения. Для этого используется уже упоминавшееся выше понятие
«смысл болезни» [59]. Обследовав 80 детей в возрасте от 5 до
8 лет и их семьи, автору удалось показать, что именно разный смысл
болезни, который она приобретает для всей семьи в целом, связан с
резистентностью атонического дерматита к процессу лечения. Важно отметить
совершенно оправданную (но не свойственную многим другим авторам) осторожность
Е.В. Ивановой в предположении о причинно-следственном характере
обнаруженной связи. Предлагается и хороший способ проверки данного
предположения: оно будет доказано, если с помощью психокоррекционной работы, направленной
на изменение неблагоприятных отношений в семье, удастся через коррекцию смысла
болезни повысить эффективность лечения заболевания.

Не имея возможности подробно изложить
все результаты этого интересного исследования, приведем выборочно лишь
некоторые из них. Взаимоотношения в семье анализируются в нескольких
направлениях: отношение матери (родителей) к ребенку и ребенка к матери (родителям),
ожидаемое ребенком отношение к нему со стороны матери (родителей), отношение
ребенка и матери (родителей) к болезни.

Отсутствие положительных сдвигов в
процессе лечения (или даже увеличение тяжести симптомов) наблюдается при таких
отношениях матери (родителей) к ребенку: 1) эмоциональное неприятие,
доминирующая гиперпротекция; 2) эмоциональное принятие, гиперопека, потворствующая
гиперпротекция; 3) эмоциональное неприятие, игнорирование. Типичными видами
отношения матери (родителей) к болезни в этих случаях оказались:

1) отсутствие веры в выздоровление,
преувеличение тяжести заболевания, чувство вины, тревога, слепое выполнение
всех медицинских предписаний;

2) превращение лечения ребенка в
главную цель жизни; 3) раздражение, негодование. Во всех указанных вариантах
отношение ребенка к матери амбивалентно (например, желание получать ласку и
внимание и стремление к независимости). Опишем более подробно особенности семейных
взаимоотношений для двух групп больных, которые объединяет безуспешность
лечения заболевания в течение нескольких лет.

Первый вариант — это такой тип
семейного взаимодействия, при котором болезнь является способом заполнения
эмоционального дефицита в общении родителей и ребенка. Негативное отношение к
ребенку вытесняется, однако в субъективных переживаниях остаются чувство вины и
тревога, требующие сознательного оправдания. Тогда болезнь помогает от них
избавиться: мать, уделяя время и силы лечению ребенка, неосознанно пытается
самооправдаться. У ребенка при этом формируется негативный образ «Я», а
поскольку протест в форме агрессии вытесняется, ребенок также «хватается» за
болезнь. Она позволяет ему хоть как-то понять холодное, отвергающее отношение
со стороны матери и, в то же время, общаться с ней (по поводу болезни),
привлекать внимание. Образуется устойчивая триада «мать — болезнь — ребенок».
При этом болезнь компенсирует нарушенные взаимоотношения и восполняет дефицит
общения, а потому становится условно желательной и для ребенка, и для матери.
Болезнь становится хронической и лечение не помогает. Разрушение триады может
иметь для семьи в целом тяжелые последствия. Отец отстранен от воспитания, и
это его часто устраивает. При выздоровлении ребенка из-за возможных
внутрисемейных конфликтов не исключен распад семейной структуры в целом. Концентрация
детей и родителей на болезни, фиксация ребенка на связанных с ней переживаниях,
ипохондрические мысли и состояния повышают устойчивость заболевания по
отношению к лечению.

Во втором варианте болезнь становится
способом поддержания симбиотических взаимоотношений между матерью и ребенком.
При этом ребенок является источником удовлетворения потребности в любви и
эмоциональном тепле, которая не реализуется в отношениях с мужем. Мать
стремится сделать ребенка зависимым от себя, боясь потерять его, а потому она
неосознанно заинтересована в существовании болезни как повода для внимания,
опеки. Ребенку внушается, что он слабый, беспомощный, в результате у него
формируется соответствующий образ «Я». Он боится потерять мать, и болезнь
помогает ее удерживать, получать больше ласки и внимания. Иначе говоря, болезнь
оказывается выгодной обоим, хотя и по иным причинам, чем в первом варианте.
Здесь она позволяет сохранять симбиоз между матерью и ребенком, и разрушение
таких отношений вызовет у матери претензии к мужу, внутрисемейный конфликт.
Итак, в обоих случаях болезнь имеет положительный смысл, триада «мать — болезнь
— ребенок» остается устойчивой, а в результате болезнь оказывается
неподвластной медикаментозным воздействиям.

Большой вклад в разработку проблемы
«ребенок и болезнь» внесли исследования В.В. Николаевой [100, 134]. В них
изучены влияние на психические изменения больного ребенка разных факторов
(возраста, отношения родителей, характера болезни), а также особенности внутренней
картины болезни в детском возрасте, ее структуры. Эти работы выгодно отличает
от многих, рассмотренных выше, глубокое теоретическое осмысление полученных
результатов.

В одном из исследований
В.В. Николаевой показано влияние возраста на внутреннюю картину болезни у
больных с косметическим дефектом [100]. В нем участвовали три возрастных группы
больных псориазом и атоническим дерматитом (10-13 лет, 14-16 лет,
20-41 год). В младшей возрастной группе в структуре внутренней картины
болезни преобладает уровень непосредственно-чувственного отражения (боль, зуд,
неприятные процедуры лечения и т.д.), но общее отношение к болезни спокойное при
разумной оценке ее тяжести и последствий. Поведение этих детей адекватно, они
не стыдятся дефекта, у них обычно много друзей. В возрасте 14-16 лет на
первый план выходит уровень эмоциональной оценки болезни и ее последствий
(переживание болезни в узком смысле этого термина). Это проявляется и в
поведении больных, стремящихся скрыть дефект кожи одеждой, прической, стесняющихся
отвечать на уроках. В старшей возрастной группе во внутренней картине болезни
начинает отчетливо выступать рациональная переработка фактов, связанных с нею,
и это позволяет успешно осуществлять адаптацию к болезни.

В основу объяснения полученных
результатов положены концепция ведущих видов деятельности и представление об
эмоциях как о психических состояниях, отражающих отношения между мотивами (потребностями)
и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности
(А.Н. Леонтьев). Больным младшей возрастной группы болезнь не мешает
реализовать ведущую (учебную) деятельность, поэтому эмоциональный компонент
внутренней картины болезни отсутствует (кроме отрицательного эмоционального
тона болезненных ощущений). В пубертантном возрасте ведущей становится деятельность
интимно-личностного общения. Возникают проблемы, связанные с негативным
отношением окружающих к «кожным» больным. Болезнь оказывается препятствием в
реализации деятельности общения, и поэтому эмоциональный компонент внутренней
картины болезни выступает на первый план. Однако еще не выработаны
психологические приемы преодоления, компенсации болезни. В старшей возрастной
группе осознается необходимость совладания с болезнью, вырабатывается
специальная система целей, «уводящая» больных от ситуации болезни. Их
достижение предотвращает аномальное развитие личности.

Итак, были рассмотрены результаты
многих исследований по проблеме психосоматических взаимоотношений в детском и
подростковом возрасте. Они достаточно убедительно доказывают правильность некоторых
общих соображений, приведенных в начале данного раздела. В этом возрасте
картина взаимосвязей и взаимовлияний сомы и психики является особенно сложной и
запутанной. Труднее изучать у детей внутреннюю картину болезни. Болезнь в этом
случае, изменяя социальную ситуацию развития, обычно сильнее влияет на
личность, затрагивает ее формирование. Особую роль играют «специфически
детские» факторы, например, отношение родителей. Наконец, отметим важнейшее
значение для успешного преодоления болезни ребенком психокоррекционной и
психотерапевтической работы не только с ним, но и с семьей в целом. Одним из
главных направлений такой работы должна быть коррекция внутренней картины
болезни, а для этого нужно сначала выяснить, какова реакция родителей на
болезнь ребенка, отношение к ней.

Читайте также:  Медицинская энциклопедия болезней симптомы и лечение

Наиболее приемлемым типом реакции
является принятие реальной ситуации и активность в ее преодолении. При этом
родители хорошо понимают физические, психологические, поведенческие особенности
своего ребенка, знают его возможности, учитывают связанные с болезнью
ограничения. Они наблюдают за ребенком, становятся истинными педагогами, учатся
помогать ему в преодолении болезни. Для этого они ищут способы тренировки того,
что ослаблено болезнью, выдумывают специальные игры, занятия, используют
совместный труд, семейные праздники. Тогда ребенок вместе с семьей учится
совершать дополнительные усилия, чтобы достичь того, к чему он стремится, а его
радость от маленьких и больших побед повышает самоуважение. Задача родителей —
поддерживать мужество и стойкость ребенка в борьбе с болезнью. Это сплачивает
семью, превращает ее в важный лечебный фактор [111].

Сознательно упрощая сложную картину
разнообразных реакций родителей на болезнь ребенка, выделим три наличных
реакция, которые (при всех их различиях) ведут к негативным изменениям в
психике больного и не способствуют совладению с болезнью.

Первый тип — «паническое бессилие».
Родители испуганы прогнозами врачей, болезнь воспринимают как что-то неумолимое
и страшное, с чем бессмысленно бороться. У ребенка в результате возникает
чувство обреченности и бессилия, он не делает усилий, направленных на
преодоление болезни, которая превращает его в жертву. Родители как бы помогают
ребенку лишиться будущего, перспективы.

Второй тип отношения родителей к
болезни ребенка — «вытеснение». Они «закрывают глаза» на реальное состояние
ребенка, не замечают симптомов. У родителей появляется желание скрывать факт болезни
от окружающих, как будто ее признание может подорвать репутацию самих
родителей. Ребенок страдает от того, что его жалобы, просьбы, ссылки на
усталость и трудности в учебе игнорируются. Нередко при этом и на врачей, и на
ребенка выплескиваются агрессия, обвинения, раздражение. За всем этим часто
стоит нежелание изменить жизнь семьи, обеспечить больному ребенку
дополнительный уход. При таком типе отношения он чувствует себя одиноким,
виноватым и формирует нереальные сверхоптимистические ожидания.

Третий тип, который не раз упоминался
выше, — это «уход в болезнь», «лелеяние» ее. Болезнь для ребенка может быть
защитой от сложностей жизни, особенно когда родители занимаются сверхопекой
своего ребенка, защищают от школы, «выбивают» группу инвалидности. Тогда велика
вероятность формирования инфантильности. Вся жизнь семьи оказывается
посвященной больному ребенку, хотя такой необходимости, возможно, и нет. Все
это еще раз подтверждает, что психолог не может работать только с больным
ребенком, если он хочет помочь ему.

Следует согласиться с мнением
Д.Н. Исаева: «Психология больного ребенка изучена крайне недостаточно. Еще
меньше известно об отношении детей к своему здоровью и о понимании ими строения
и функций собственного тела [61, c. 313]. Опыт, который ребенок приобретает в
результате перенесенных болезней, способствует повышению его внимания к своему
здоровью. Автор считает, что без понимания внутренней картины здоровья (ВКЗ) невозможно
понять внутреннюю картину болезни (ВКБ), и в этом он тоже прав. Здоровье и
субъективно, и объективно, а ВКЗ — это, по существу, составная часть
самосознания. Она включает представление о физическом состоянии, сопровождающееся
своеобразным эмоциональным тоном, и проявляется также в отношении к своему
здоровью. ВКЗ является своеобразным эталоном здорового человека.

На формирование ВКЗ у ребенка влияют
многие факторы. Важны удовлетворенность собой, оценки других, сравнение себя с
эталоном, знания о строении и функциях внутренних органов, о их значении.

Знания детей о болезнях и их причинах
очень неполны и неточны. Причины обычно объясняются через ситуации, а болезнь
часто рассматривается ребенком как наказание. К причинам болезни он может
относить, например, нарушение правил поведения, неправильное питание. На
отношение ребенка к опасным для жизни болезням влияет понимание им умирания и
смерти. Опросы детей показали, что для многих из них смерть — нечто
невероятное, что они не думали о ней. Часто смерть считается возмездием и
относится в далекое, смутное будущее. Лишь приблизительно к 10 годам
формируется понимание смерти, которое универсально и постоянно. Маленькие дети
нередко говорят, что можно «умереть на время».

Дети плохо представляют, что надо делать
для выздоровления и для предупреждения повторного заболевания, часто проявляя
необоснованный оптимизм. Плохо изучены представления детей о влиянии лекарств,
о процессе лечения, об их отношении к диагностическим и лечебным процедурам.

На формирование ВКБ ребенка
значительное влияние оказывает болезнь его близких. Если ее исход благоприятен,
нет явных страданий и опасений со стороны окружающих, то фон более оптимистичен,
чем в случае недавнего траура по поводу смерти члена семьи. Неоднократно
наблюдаемые ребенком обострения тяжелых хронических заболеваний у
родственников, живущих вместе с ним, — это еще один важный негативный фактор.
Поскольку обычно сведения, получаемые ребенком от родителей, наиболее
эмоционально значимы, большое значение для формирования ВКБ имеет общая и
медицинская культура семьи. В более старшем возрасте возрастает роль мнения о
болезни референтных для ребенка групп сверстников, хотя нередко эти
представления совершенно неверны или даже нелепы. Кроме знаний о болезни,
усваиваемых ребенком от родителей, очень важны и те чувства, которые они проявляют
в отношении его болезни. Д.Н. Исаев отмечает, что если у самих родителей
много проблем со здоровьем, они могут переносить тревогу за свое благополучие
на ребенка [61].

См. так же материалы сайта

* Психология личности. Практикум. – Тема 4. Формирование
личности в онтогенезе (автор-составитель В.А. Урываев)

* Социальная психология личности. Практикум. – Тема 3.
Реакция личности на болезнь (автор-составитель В.А. Урываев)

* Врачебная психология отдельных дисциплин: педиатрия,
геронтология, стоматология (по Р. Конечному и М. Боухалу) 

* Личность и болезнь (по И.Харди)

Источник

Отношения в семье и болезни детей

Как семейные отношения влияют на состояние здоровья детей

Психологический климат семьи и часто болеющие дети

Начиная этот довольно не простой разговор, стоит сразу расставить все точки над «i». «Ну причем тут семья? — можете справедливо возразить вы. — Ребенок-то болеет вирусными инфекциями или простужается!» Да, речь идет о болезнях, принесенных извне. Кто-то чихнул, кто-то не закрыл вовремя окно и устроил сквозняк. Причин для возникновения очередного ОРВИ множество. Однако физиология идет дружно об руку с психологией, а значит, отрицать роль социальных и психологических факторов, по крайней мере, неразумно.

Итак, семья. Переоценить ее влияние на маленького ребенка невозможно, ведь внутри семьи ребенок появляется на свет, познает окружающий мир и получает свой уникальный опыт. Опыт каждого человека складывается не только из разнообразных жизненных ситуаций и извлеченных уроков, но и из эмоционального отношения к ним и памяти. А реагируем, надо сказать, мы все по-разному.

Ну, к примеру, почему один малыш, потеряв варежку, спокойно говорит об этом маме, а другой нервничает и плачет? Думаете, варежка дорога? Как бы не так! Детям важны лакомства и игрушки, книжки или альбомы с наклейками. Бережное отношение к личным предметам приходит гораздо позже. Ни одна в мире варежка, даже самая красивая, не вызовет подлинного расстройства и страха признаться в потере. Реакция мамы — вот на что ориентируется ребенок. Одна мама ради приличия пригрозит: мол, надо быть аккуратнее, и наденет новую пару варежек, а вторая — начнет кричать, обзывать и, самое страшное, прилюдно унижать ребенка. Дескать, не ценишь, не бережешь, не считаешься с родительским трудом, «вечно у тебя все не так, и все дети, как дети…».

Читайте также:  Рецепты от болезней из семян льна

Думаю, не стоит объяснять, какому ребенку с какой мамой спокойнее живется.

Родители могут дать миру счастливого, успешного и здорового человека, способного познавать, созидать, действовать. А могут загубить, ограничить и не дать даже малого шанса как-то попробовать, проявить себя.

Воспитание малыша, пожалуй, может считаться своеобразной философией отдельно взятой семьи. Методы и принципы воспитания оказывают самое значительное влияние на формирование личности маленького человека, а значит, на его здоровье и социальную успешность в настоящем и особенно — в будущем.

Между родителями и детьми возникают особые отношения буквально с первого дня. И они никогда не будут похожи ни на какие другие отношения. Ребенок всегда эмоционально зависим от родителей, особенно от мамы, а значит, он всегда находится «под», тогда как родители — «над».

Подобная ситуация подчинения естественна. Пожалуй, это самая естественная и логичная из всех возможных иерархий. Но от качества этих отношений, от того, насколько комфортно малышу и родителям быть вместе, зависит формирование личности ребенка и его физическое и психологическое здоровье.

Семьи бывают разные, ну хотя бы потому, что образованы они людьми с собственными уникальными привычками, взглядами и опытом. Все семейные отношения можно разделить на несколько типов.

Родители в отношениях первого типа легко и естественно приспосабливаются к потребностям ребенка. Они осознают их и дают определенную свободу в развитии и познании окружающего мира. Проще говоря, мамы и папы больше разрешают, чем запрещают, ограничивая свободу собственного чада лишь критериями безопасности, уместности и морали. Детям в таких семьях живется, сами понимаете, прекрасно. Как правило, они быстрее развиваются, показывая хорошие познавательные способности и зрелые навыки поведения. Такие малыши смелы, активны, любознательны, ведь им предоставляются все условия для развития. Они не порицаются родителями зря и буквально с пеленок умеют выстраивать доверительные и эмоционально-теплые отношения. Таких деток принято называть «любимыми», но при этом подобная любовь не портит и не балует.

Родители в семейных отношениях второго типа тоже легко приспосабливаются к потребностям ребенка, однако из-за собственной напряженности и гиперответственности они склонны ограничивать свободу ребенка везде, где представится удобный случай. В таких семьях родители не против поддержать инициативу и самостоятельность чада, но в то же время они не упускают случая продемонстрировать собственное превосходство и опыт. «Слушай маму, мама плохого не посоветует!» — доминирующее и порой подавляющее воспитание становится принципом отношений в подобной семье. Что касается детей, они тоже легко привыкают к такой политике. Собственно, у них нет иного пути. Они так же открыты, бодры и инициативны, однако мама и папа играют главную роль в их «самостоятельном» поведении. Последнее слово редко остается за крохой, и он это прекрасно сознает.

Третий тип семейных отношений продиктован гипертрофированным чувством долга родителей перед ребенком. Иными словами, маме важно действовать, словно по инструкции. Положено кормить трижды в день — буду кормить трижды. Калорийно, вкусно и точно в срок. Положено читать на ночь сказку — буду читать. Однако в подобных, вроде бы «правильных» отношениях с ребенком обращает на себя внимание холодность. Отсутствие ярких эмоций, истинного желания сделать что-то от души, а не потому, что так надо. Стоит ли говорить, что кроха все чувствует. Он старается изо всех сил соответствовать, чтобы быть любимым. Малыш нервозен, эмоционально зависим. Главный воспитательный прием в подобных семьях — жесткий контроль. Любовь? Да, она чаще всего есть, но настолько подавляется всевозможными «надо» и «так правильно», что на теплые проявления порой не остается ни времени, ни сил.

Наконец, четвертый тип семейных отношений демонстрирует самую печальную картину. Незрелое отношение к ребенку незрелых и инфантильных родителей продиктовано всем чем угодно, кроме здравого смысла: настроением, советом приятелей, ухваченным пятиминутным фрагментом из телепередачи или общением на форуме в Интернете… Родители, а особенно мама, ведут себя непоследовательно, словно не понимая сути собственных действий и слов. Стиль воспитания может меняться буквально ежедневно, переходя от абсолютного попустительства и истеричной любви к жесткому тотальному контролю и запретам. Конечно, в такой семье складывается самая неблагоприятная ситуация для ребенка и, конечно, он не может быть спокоен, успешен и «по-детски» счастлив.

Как видите, семейные отношения очень разнообразны. Воспитание и климат внутри семьи влияют не только на формирование личности малыша, но и на его здоровье. Каким образом?

Когда кто-то болеет, то к этому человеку меняется отношение. Его жалеют, оберегают, стремятся помочь. И степень этой помощи напрямую зависит от степени тяжести болезни. Соответственно, когда болеет ребенок, это не может оставить равнодушными его близких. Все родители переживают и нервничают по поводу даже простого насморка у собственного ненаглядного чада.

С другой стороны, ребенок существует в уже сложившемся коллективе — семье, где есть собственные уникальные законы и нормы общения. И, естественно, они влияют на течение болезни и определяют отношение родителей к заболевшему малышу.

Отношения в семье и болезни

Дети — хорошие психологи. Они с рождения очень тонко чувствуют эмоции и настроение окружающих людей, и прежде всего — родителей. Бесконечная потребность в родительской любви и ласке вынуждает детей зачастую подстраиваться и приспосабливаться под родителей. Маленькому крохе, школьнику и даже экзальтированному подростку больше всего на свете хочется быть любимым своими родителями независимо ни от чего!

Крайне неблагополучная семья, живущая в российской глубинке. Мама — алкоголик с солидным стажем и соответствующим поведением, не работает, пропивает каждую копейку. У нее сын, мальчик шести лет. Что только не приходилось ему терпеть от матери — побои, отсутствие еды по нескольку дней, пьяные посиделки и толпы незнакомых мужчин-приятелей. Ситуация, увы, не единичная. Такое бывает и в глубинке, и в столице. Но как же этот мальчик любил свою мать! Он доказывал это каждый день — слезами, нервами, заботой, доступной ребенку, и защитой, которую не давал ей ни один из взрослых приятелей. Казалось, что это она его дочь и он в семье старший.

Однажды мама пропала на несколько дней, а мальчик простудился и ходил с высокой температурой, за ним пытались приглядывать всем малочисленным селом. Но вот приехала почтальон и, вручая соседке газету, небрежно бросила: «Видела на станции твою, вроде сюда идет!» Надо сказать, путь не близкий, и мать пришла в село к вечеру, но за эти несколько часов случилось чудо — ребенок, которого лихорадило еще утром, выздоровел. Он бегал с криками о том, что его мама идет домой, что он ее будет встречать, и к вечеру у мальчика полностью спала температура, и больше не поднималась.

Этот пример наглядно демонстрирует, насколько болезнь зависит от эмоций и желаний ребенка. Фактически, она становится неким ответом на значимые события.

Читайте также:  Красные пятна на языке фото и болезни

А как насчет ЧБД? У часто болеющих деток ситуация в психологическом смысле примерно такая же. Специалисты выделяют два основных мотива психологического «удержания» детской болезни в фокусе внимания:

• стремление сохранять любовь и ласку мамы, неосознанно (или частично осознанно) исходящее от малыша;

• стремление родителей удержать это болезненное состояние.

Это происходит всегда подсознательно, потому что нормальный родитель не может радоваться очередному насморку у ненаглядного чада. Причинами подобного неосознанного поведения выступает желание подольше видеть ребенка несамостоятельным и зависимым от родительской опеки и желание подольше оставаться рядом с малышом, опекать его, ограждать от любых трудностей и контролировать каждый шаг.

Когда родители принимают ребенка со всеми его потребностями, разрешая расти и развиваться в максимально ярком, разнообразном мире, болезнь не задерживается. Точнее сказать, она может задержаться, но только по физиологическим причинам. К расхворавшемуся крохе отношение особо не меняется. Его и так все любят, только теперь активно лечат, обещая быстрое возвращение к прежним играм, поездкам и занятиям (как только позволит здоровье). А пока карапуз болеет, ему не дают скучать, развлекая играми, сказками и мультиками.

Мамы и папы, которые привыкли доминировать (в большей или меньшей степени), чаще обычного бросаются в гиперопеку. Они закармливают ребенка лекарствами, строго контролируют постельный режим, всячески нагнетают обстановку. Под страхом остаться без мультика или любимых леденцов ребенок выносит очередную порцию горчичников. А о прогулке не может быть и речи еще неделю после окончательного выздоровления. «Ты же только что болел! Забыл, что ли?»

С другой стороны, строгие мамы, перепугавшиеся за здоровье крохи, могут на время отступить от своих жестких принципов, демонстрируя невиданные доселе мягкость и сговорчивость. Им кажется, что в болезни ребенка есть доля их вины: они не все предусмотрели.

Подобное чувство вины толкает маму «на мировую». И это не может не нравиться ребенку, ведь покладистая и любящая мама — это предмет его самых заветных мечтаний. Как вы думаете, захочет ребенок видеть маму такой чаще?

Ваня, пяти лет, воспитывается в довольно строгой семье. Мама растит мальчика одна и вынуждена много работать. Ваня ходит в садик, а забирает его няня, которая до прихода мамы с работы присматривает за мальчиком. Мама призналась в беседе психологу, что старается воспитывать сына «в дисциплине». Все по расписанию, включая время для материнской ласки. Когда Ваня заболел ОРВИ, мама очень перепугалась — высокая температура долго не спадала. А с нею полный букет: кашель, красное горло, насморк и обострение диатеза. Мама взяла больничный и находилась с мальчиком две недели. При этом разрешенные больше обычного мультики и новые игрушки не переставали радовать и удивлять малыша.

Типы отношения родителей к болезням детей

Когда Ваня вновь пошел в садик, все вернулось в привычное русло: няня, одна сказка на ночь и утренний поцелуй перед входом в группу. «Иди скорее, не задерживай меня, ты же уже выздоровел, и ты у меня такой уже большой!» Мальчик первую неделю отказывался ходить в сад, плакал, говорил, что хочет опять к доктору и домой. А затем началась череда настоящих ОРВИ, с промежутком в одну-две недели. У психолога возник один-единственный вопрос к маме: стоило ли так резко менять стиль общения с ребенком после выздоровления?

Специалистам известны случаи, когда из-за частых болезней малыша мама настолько нервничает, что перестает воспринимать окружающий мир прежним образом. Из ее жизни уходит радость, спонтанность и легкость. Даже если кроха чувствует себя прекрасно, мама не находит себе места, «предвосхищая» очередной эпизод ОРВИ.

Как правило, это очень тревожные женщины, занятые исключительно проблемами ребенка, не умеющие отвлекаться и растерявшие все прежние интересы, желания и привязанности, у которых нет иной жизни, кроме активного участия в делах ребенка и постоянного контроля над ним.

«Ходим в сад вторую неделю, что-то долго даже. Не может это продолжаться и дальше, я же чувствую: сейчас какую-нибудь заразу подцепит», — так одна мама отвечала на вопрос, ходит ли ее дочь в детский сад. Налицо выраженная тревожность и напряженность. К слову, эта девочка действительно часто болеет.

Подобные отношения между родителями и детьми — предмет комплексной работы педиатров и психологов. Причем последние утверждают, что в данном случае малыш со статусом ЧБД не требует отдельного консультирования и эффективной оказывается исключительно работа с парой «ребенок + мама».

В семьях с хаотичным стилем воспитания карапуз, стремящийся удержать хоть какое-то внимание и любовь родителей, старается изо всех сил и «пробует» разные методы, от демонстративных истерик до погружения в собственный внутренний мир. А что ему еще остается делать? Ему никак не угадать реакцию мамы, она всегда разная. «Уход в болезнь», как называют такого рода поведение специалисты, порой становится единственным мероприятием с более-менее стабильным результатом: мама-то реагирует!

Ирина, 28 лет, мама пятилетней Оли. Молодая женщина отличается творческим типом восприятия и огненным темпераментом. Она архитектор, дизайнер. Много работает дома и часто посещает светские мероприятия. Дочь, по словам Ирины, ребенок любимый, но незапланированный. «Мне не хотелось менять свою жизнь, уходить в декрет, уходить из профессии. Бабушки согласились помогать с Олей, а я работаю, как и прежде. С дочкой провожу много времени, но считаю, что не должна на нее давить, пусть делает, что ей хочется. Будет еще время стать серьезной. Иногда мне интереснее посвятить время работе, и она это чувствует — не донимает. Играет в комнате».

Ирина настаивает на том, что быть честной — самое важное в их отношениях с Олей. И честно признается, что ей не интересно быть «правильной» мамой: следить за соблюдением режима дня, правильно кормить, рационально ухаживать. «Мы все делаем спонтанно, когда хотим — встаем, едем в кафе или в игровую комнату. Дома я разрешаю смотреть мультики, брать свою косметичку… Иногда беру ее на вечерние мероприятия, если нет возможности оставить дома. Мы живем полной жизнью, свободной от избитых материнских стереотипов».

Оля стала часто болеть, и, кроме хронического насморка, появились проблемы с желудком и с кожей в виде дерматита. Пропал аппетит. Стандартное лечение не дало более-менее стойкого результата. Симптомы то уходили, то возвращались.

После того как с семьей стал работать семейный психотерапевт, у девочки полностью ушли кожные высыпания и нормализовался ночной сон. Оля пошла в садик и, на удивление, за полгода ни разу не болела сезонными простудами.

Оля, как и все малыши, нуждается в нежной заботливой маме, и пыталась обратить на себя ее внимание. На уровне подсознания ее психика смоделировала ситуацию, в которой маме сложно было оставаться равнодушной. Урок для женщины оказался более чем наглядным, в Ирине удалось «разбудить» маму.

Источник