Томас сас миф душевной болезни читать онлайн бесплатно

Томас сас миф душевной болезни читать онлайн бесплатно thumbnail

«Psychologies» опубликовал важную статью Дмитрия Леонтьева, доктора психологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова, посвященную выходу в свет книги профессора психиатрии Томаса Саса «Миф душевной болезни» на русском языке.

Дмитрий Леонтьев пишет: «Эта книга впервые прогремела в революционные для мировой психологии 1960-е годы: она стала частью мощного движения за раскрепощение человека и его сознания… Томас Сас… утверждал, что душевных болезней не существует, это миф, придуманный врачами в целях социального контроля!
И вот его книга впервые вышла на русском языке. Оказалось, что это вовсе не страстный манифест, а скорее академический анализ, вдумчивая попытка разобраться в природе душевной болезни, которая совсем иная, чем природа болезней тела. Томас Сас, как и его современники – философ Мишель Фуко и социолог Эрвин Гофман, – утверждает, что понятие безумия, душевного заболевания определяется скорее социальными нормами, чем объективными медицинскими критериями».

Нужно сказать, что идеи Томаса Саса сходны в чем-то с идеями Льва Толстого, великого русского писателя, который также считал, что проблемы человеческой психики являются проблемами духа, а не тела.
Доктор наук, Дмитрий Леонтьев информирует в своей статье: «Сумасшедший – это тот, кого общество признает таковым, ибо он не соблюдает нормы этого общества. Или не может к нему приспособиться, или не хочет. Вспомним «сумасшедшего» Чацкого, а заодно и жертв карательной психиатрии в Советском Союзе, основанной на допущении, что только безумный может идти наперекор общественным догмам и искать правду и справедливость».

Здесь нужно вспомнить слова В.К. Буковского, писателя, разоблачившего советскую «карательную» психиатрию, нейрофизиолога: «Несчастна страна, где простая честность воспринимается в лучшем случае как героизм, в худшем — как психическое расстройство. В такой стране земля не родит хлеба… И если не найдется в той стране, у того народа хотя бы горстки людей, да хоть бы и одного, чтобы взять на себя их общий грех, никогда уже не вернется ветер на круги своя…» («И возвращается ветер», изд. «Захаров», 2007 г.).
Дмитрий Леонтьев сообщает: «Как отмечает Сас…: «Психиатры не занимаются душевными болезнями. В реальной практике они имеют дело с социальными и этическими проблемами жизни».

Сас пишет о поведении как о знаковой системе. Он уподобляет соотношению двух языков соотношение субъективных ощущений пациента и жалоб, которые тот предъявляет терапевту, с болезненными нарушениями в его организме. Соответственно, возникает задача перевода».
Эксперты Международной Гражданской комиссии по правам человека (врачи) также обращают внимание на то, что до 70 процентов психических расстройств могут вызываться недиагностированными болезнями тела: диабетом, онкологическими заболеваниями, хроническим отравлением тяжелыми металлами и др.
В статье в «Psychologies» написано: «А в своем утверждении ценности свободы Сас берет в союзники Чехова с его «глубоким пониманием законов рабства», выразившимся в «Палате № 6».

Важность выхода на русском языке книги Томаса Саса «Миф душевной болезни» трудно переоценить для психологов, врачей, пострадавших от нарушений в психиатрии. Ведь, даже сами российские психиатры часто не понимают разницу между понятиями психического расстройства, которое является часто произвольным сочетанием симптомов, и соматической болезнью.

Иван Маркелов

Источник

Мы, таким образом, подойдем к логике связи между «истинным» и «ложным» независимо от того, встречается ли это различение в медицине, психиатрии или где-то еще. Поскольку различение «истинного» и «ложного» требует человеческого суждения, критерии, которые лежат в основе таких суждений в медицине и психиатрии, а также лица, институционально уполномоченные выносить такие суждения, будут представлять для нас огромное значение и будут подробно рассмотрены.

Я полагаю, что отождествление психоанализа с чисто (или даже исключительно) внутриличностным измерением ошибочно. Психоанализ изначально интересовался взаимоотношениями человека с близкими людьми и коллективом, в котором он живет. К сожалению, эта тенденция померкла на фоне нарочито медицинской ориентацией.

Игра — наиболее обширная из этих трех моделей, поскольку она включает две другие (т. е. использование знаков и следование правилам).

Если не оговорено нечто иное, под «играми» я понимаю обычные карточные, настольные и спортивные игры.

Мы можем предположить, что историцизм играл для него его и соратников по раннему, еще шаткому психоаналитическому движению ту же самую роль, что и для всех прочих: он служил тайным источником успокоения на фоне угрозы непредвиденных и непредсказуехмых перемен. Такое толкование созвучно сегодняшней тенденции использовать психоанализ и «динамическую психиатрию» с тем, чтобы затемнять и искажать смысл моральных и политических конфликтов, сводя их к исключительно личным проблемам

Моделями истористических социальных мыслителей Попперу служили такие люди, как Платон, Ницше, Маркс, а также современные тоталитарные диктаторы и их апологеты. Согласно доктрине историцизма, будущее детерминировано — в некотором смысле, неизбежно — прошлым: «Любая версия историцизма выражает ощущение, что неодолимые силы уносят тебя в будущее» (Popper, 1944-1945). Сопоставьте это с положением Фрейда о том, что человеческое поведение детерминировано «бессознательными силахми», которые, в свою очередь, являются результатом инстинктивных влечений и ранних переживаний. Ключевое сходство между марксизмом и классическим психоанализом заключается в избрании отдельной априорной причины в качестве исчерпывающего объяснения фактически всех последующих событий в жизни людей.

Поэтому, наше длительное доверие к таким понятиям как «невроз», «психоз», «эмоциональное заболевание», «лечение психоанализом» и т. д., не может быть разом перечеркнуто. Мы скованы научно устаревшей системой понятий и ее терминологией. Мы не можем, однако, вечно придерживаться морально-оценочной и социально-манипулятивной направленности нашего традиционного языка (психиатрии-психоанализа), извлекать из этого выгоду и не расплачиваться за это.

Шаткость психологии как серьезной науки проявляется, в частности, в прогнозах некоторых ученых. Суть их заключается в том, что, в конце концов, все научные наблюдения и соображения будут выражены на некоем едином физико-математическом диалекте

Хотя я утверждаю, что душевная болезнь — миф, эту книгу нельзя рассматривать как попытку «развенчать» психиатрию. Сейчас слишком много книг, которые пытаются либо рекламировать психиатрию и психотерапию, либо обличать и ту и другую. В первых, как правило, излагается и разъясняется, почему и как та или иная форма поведения подпадает под «душевную болезнь», и чем психиатр может помочь человеку, страдающему от такого недуга. В последних часто проводится «атака двумя флангами», т. е. предлагается считать, что (а) сами психиатры «душевно больны», и (б) психиатрия — несостоятельный метод для «лечения» недуга, проявляющегося в таких серьезных симптомах, как при душевной болезни. Поэтому, я хотел бы пояснить, что, хотя я считаю концепцию душевной болезни недейственной, я убежден, психиатрия могла бы стать наукой. Кроме того, я полагаю, что психотерапия — эффективный метод, помогающий людям не столько оправиться от «болезни», сколько узнать что-то о себе, других и жизни вообще. Подводя итог, замечу, что это не книга по психиатрии, и это не книга по природе человека. Это книга о психиатрии. В ней ставится вопрос о том, что люди (в частности, психиатры и пациенты) сделали друг с другом и друг для друга. Это также и книга о человеческой природе, точнее о человеческом поведении, поскольку в ней предлагаются наблюдения и гипотезы, касающиеся того, как люди живут.

Таким образом, ответ на вопрос «Кто такие душевнобольные?» звучит так: «Это те, кто помещен в психические лечебницы, и кто консультируется у психиатров в их частных конторах». Наверное, эти ответы звучат глупо. Если это так, объяснение тут одно — они действительно глупы. Как бы то ни было, трудно дать ответы лучше, если не обременить себя (1) другой постановкой вопроса (к примеру, «Душевная болезнь — это болезнь?») и (2) смещением цели от понимания душевной болезни к пониманию человеческих существ. Назрела необходимость пересмотреть проблему душевной болезни. Что касается психиатрических, психологических и социальных вопросов, то здесь в нашем обществе присутствует неразбериха, неудовлетворенность и напряженность. Считается, что душевная болезнь — главная из медицинских проблем нации.

Хотя концепция душевной болезни могла быть полезной в XIX веке, сегодня она никчемна как научное понятие и пагубна как понятие социальное

В марте 1998 года я суммировал тезисы, изложенные в «Мифе душевной болезни», в своем «Манифесте», который я поместил на своей веб-странице: www.szasz.com Вот как он выглядит: 1. «Миф душевной болезни». Душевная болезнь — это метафора (метафорическая болезнь). Слово «заболевание» означает поддающийся обнаружению биологический процесс, поражающий тела живых организмов (растений, животных, людей). Термин «психическая болезнь» относится к нежела- -е- ЕЕ п> со ZE О СЭ^ CD ZE
Предисловие тельным мыслям, чувствам и поведению людей. Классифицировать мысли, чувства, и поведение в качестве болезней — логическая и семантическая ошибка, такая же, как классифицировать кита в качестве рыбы. Кит — это не рыба, а психическое заболевание — не болезнь. Люди с заболеваниями мозга («плохой мозг») или заболеваниями почек («плохие почки») больны в буквальном смысле. Индивиды с психическими заболеваниями (плохое поведение), подобно обществам с больной экономикой (плохая налоговая политика) больны в переносном смысле

В «Палате № 6» он показал истинное лицо больничной системы для сумасшедших: деспотизм и пытка с одной стороны, желание мятежа и возмездия — с другой

Не останавливаясь перед лицом данного и других «ложных фактов», связанных с ним, я на протяжении более полувека настаивал на том, что «душевная болезнь» — это метафора, а помещение в психиатрический стационар — это рабство, представленное в форме психиатрического диагноза и лечения, и что психиатрическую систему, какой мы ее знаем, реформировать невозможно.

Навязывание индивиду «диагноза» психического заболевания против его воли — более коварное явление. Хотя понятие душевной болезни также издавна было источником разногласий, оппонирование ему было случайным и зачастую малодушным.

Источник

«Psychologies» опубликовал важную статью Дмитрия Леонтьева, доктора психологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова, посвященную выходу в свет книги профессора психиатрии Томаса Саса «Миф душевной болезни» на русском языке.

Дмитрий Леонтьев пишет: «Эта книга впервые прогремела в революционные для мировой психологии 1960-е годы: она стала частью мощного движения за раскрепощение человека и его сознания… Томас Сас… утверждал, что душевных болезней не существует, это миф, придуманный врачами в целях социального контроля!
И вот его книга впервые вышла на русском языке. Оказалось, что это вовсе не страстный манифест, а скорее академический анализ, вдумчивая попытка разобраться в природе душевной болезни, которая совсем иная, чем природа болезней тела. Томас Сас, как и его современники – философ Мишель Фуко и социолог Эрвин Гофман, – утверждает, что понятие безумия, душевного заболевания определяется скорее социальными нормами, чем объективными медицинскими критериями».

Нужно сказать, что идеи Томаса Саса сходны в чем-то с идеями Льва Толстого, великого русского писателя, который также считал, что проблемы человеческой психики являются проблемами духа, а не тела.
Доктор наук, Дмитрий Леонтьев информирует в своей статье: «Сумасшедший – это тот, кого общество признает таковым, ибо он не соблюдает нормы этого общества. Или не может к нему приспособиться, или не хочет. Вспомним «сумасшедшего» Чацкого, а заодно и жертв карательной психиатрии в Советском Союзе, основанной на допущении, что только безумный может идти наперекор общественным догмам и искать правду и справедливость».

Здесь нужно вспомнить слова В.К. Буковского, писателя, разоблачившего советскую «карательную» психиатрию, нейрофизиолога: «Несчастна страна, где простая честность воспринимается в лучшем случае как героизм, в худшем — как психическое расстройство. В такой стране земля не родит хлеба… И если не найдется в той стране, у того народа хотя бы горстки людей, да хоть бы и одного, чтобы взять на себя их общий грех, никогда уже не вернется ветер на круги своя…» («И возвращается ветер», изд. «Захаров», 2007 г.).
Дмитрий Леонтьев сообщает: «Как отмечает Сас…: «Психиатры не занимаются душевными болезнями. В реальной практике они имеют дело с социальными и этическими проблемами жизни».

Сас пишет о поведении как о знаковой системе. Он уподобляет соотношению двух языков соотношение субъективных ощущений пациента и жалоб, которые тот предъявляет терапевту, с болезненными нарушениями в его организме. Соответственно, возникает задача перевода».
Эксперты Международной Гражданской комиссии по правам человека (врачи) также обращают внимание на то, что до 70 процентов психических расстройств могут вызываться недиагностированными болезнями тела: диабетом, онкологическими заболеваниями, хроническим отравлением тяжелыми металлами и др.
В статье в «Psychologies» написано: «А в своем утверждении ценности свободы Сас берет в союзники Чехова с его «глубоким пониманием законов рабства», выразившимся в «Палате № 6».

Важность выхода на русском языке книги Томаса Саса «Миф душевной болезни» трудно переоценить для психологов, врачей, пострадавших от нарушений в психиатрии. Ведь, даже сами российские психиатры часто не понимают разницу между понятиями психического расстройства, которое является часто произвольным сочетанием симптомов, и соматической болезнью.

Иван Маркелов

Источник