Учебник по детским хирургическим болезням читать онлайн

Учебник по детским хирургическим болезням читать онлайн thumbnail

Учебник по детским хирургическим болезням читать онлайн

ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

В двух тома х

Под редакцией академика РАМН Ю.Ш. Исакова

О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р з а с л у ж е н н ы й д е я т е л ь н а у к и Р Ф ,

п р о ф е с с о р А . Ш . Д р о н о в

Учебник для медицинских вузов

Москва Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД»

2 0 0 4

Учебник по детским хирургическим болезням читать онлайн

ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Том Л

Под редакцией академика РАМН Ю.Ш. Исакова

О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р з а с л у ж е н н ы й д е я т е л ь н а у к и Р Ф ,

п р о ф е с с о р А . Ш . Д р о н о в

Учебник для медицинских вузов

Рекомендовано У М О по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для студентов медицинских вузов

Москвф

2 0 0 4

УДК 617-089-053.2 (075.8) ББК 57.33*73

Х50

Издание осуществлено при поддержке Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

Р е ц е н з е н т ы :

Руководитель отдела плановой хирургии института педиатрии Науч­ ного центра здоровья детей РАМН, заслуженный деятель науки РФ, докт. мед. наук, проф. А,И. Ленюшкин Зав. кафедрой детской хирургии Российской медицинской академии

последипломного образования, докт. мед. наук, проф. В.Е. Щитинин

Х у д о ж н и к д е т с к и й хирург А. В. Евсеев

Х50 Хирургические болезни детского возраста: Учеб.: В 2 т. / Под ред. Ю.Ф. Исакова.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — Т. 1. — 632 с: ил.

ISBN 5-9231-0431-8 (т. 1)

ISBN 5-9231-0289-7 (общ.)

В I разделе учебника представлены о б щ и е положения детской хирур­ гии (анатомо-физиологические вопросы детской хирургии с позиции детс­ кого хирурга и анестезиолога, методы клинических и инструментальных ис­ следований , организация амбулаторно й хирургической п о м о щ и , о б щ и е принципы обезболивания, интенсивной терапии и реанимационных мероп­ риятий, клиническая генетика хирургических болезней у детей и антибиотикотерапия в хирургической клинике).

Во II разделе освешены частные вопросы детской хирургии. Описана се­ миотика хирургических заболеваний и пороков развития отдельных органов и систем. Большое внимание уделено современным методам диагностики и принципам оперативного лечения заболеваний органов грудной полости, жи­ вота, хирургии повреждений и ортопедических болезней у детей разных воз­ растных групп.

Учебник прекрасно иллюстрирован оригинальными цветными и чернобелыми рисунками, цветными фотографиями, рентгенограммами и др.

Предназначен для студентов педиатрических и лечебных факультетов медицинских вузов.

УДК 617-089-053.2 (075.8) ББК 57.33я73

Права

на

данное

издание

принадлежат

произведение

и

распространение в каком бы то

могут

быть

осуществлены

без

письменного

издательскому

дому

«ГЭОТАР-МЕД».

Вос­

ни было виде

части или целого издания не

разрешения

издательского

дома.

ISBN 5-9231-0431-8 (т. 1)

€> Коллектив авторов, 2004

ISBN 5-9231-0289-7 (общ.)

© Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004

Я-ЬТОРС«НН ш ш ш

ИСАКОВ Юрий Федорович, академик Российской академии ме­ дицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государ­ ственных премий, профессор, заведующий кафедрой хирургических болезней детского возраста Российского государственного медицин­ ского университета

ДРОНОВ Анатолий Федорович, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий курсом эндоско­ пической хирургии кафедры хирургических болезней детского воз­ раста Российского государственного медицинского университета

СТЕПАНОВ Эдуард Александрович, академик Российской акаде­ мии медицинских наук, лауреат Государственной премии, профессор кафедры хирургических болезней детского возраста Российского го­ сударственного медицинского университета

МИХЕЛЬСОН Виктор Аркадьевич, академик Российской акаде­ мии медицинских наук, лауреат Государственной премии, профессор кафедры хирургических болезней детского возраста Российского го­ сударственного медицинского университета

КУЗНЕЧИХИН Евгений Петрович, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургических болезней детского возраста Рос­ сийского государственного медицинского университета

ЕРОХИН Анатолий Павлович, доктор медицинских наук, лау­ реат Государственной премии, профессор, заведующий кафедрой детской хирургии Московского медицинского стоматологического университета

КРАСОВСКАЯ Татьяна Васильевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургических болезней детского возраста Рос­ сийского государственного медицинского университета

НЕМСАДЗЕ Вахтанг Панкратьевич, кандидат медицинских наук, профессор кафедры хирургических болезней детского возраста Рос­ сийского государственного медицинского университета

РАЗУМОВСКИЙ Александр Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургических болезней детского возраста Рос­ сийского государственного медицинского университета

6 О- Хирургические

возраста

СМИРНОВ Алексей Николаевич, доктор медицинских наук, про­ фессор кафедры хирургических болезней детского возраста Россий­ ского государственного медицинского университета

ШАФРАНОВ Владимир Васильевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургических болезней детского возраста Рос­ сийского государственного медицинского университета

ПОЛЯЕВ Юрий Александрович, доктор медицинских наук, про­ фессор кафедры хирургических болезней детского возраста Россий­ ского государственного медицинского университета

БЕЛОБОРОДОВА Наталья Владимировна, доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории клинической микроби­ ологии и антибактериальной терапии Научного Центра сердечно-со­ судистой хирургии им. А.Н. Бакулева Российской академии медицин­ ских наук

ВАСИЛЬЕВ Герман Сергеевич, доктор медицинских наук, профес­ сор кафедры хирургических болезней детского возраста Российского государственного медицинского университете

ШУМОВ Николай Дмитриевич, доктор медицинских наук, про­ фессор кафедры хирургических болезней детского возраста Россий­ ского государственного медицинского университета

ВЫБОРНОВ Дмитрий Юрьевич, доктор медицинских наук, про­ фессор кафедры хирургических болезней детского возраста Россий­ ского государственного медицинского университета

КРЕСТЬЯШИН Владимир Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургических болезней детского возраста Российского государственного медицинского университета

КУЧЕРОВ Юрий Иванович, доктор медицинских наук, профес­ сор кафедры хирургических болезней детского возраста Российского государственного медицинского университета

ГЕРАСЬКИН Алексей Вячеславович, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургических болезней детского возраста Рос­ сийского государственного медицинского университета

НИКОЛАЕВ Сергей Николаевич, доктор медицинских наук, заве­ дующий нефро-урологическим центром Детской клинической боль­ ницы №13 им. Н.Ф. Филатова

КОБЗЕВА Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, до­ цент кафедры хирургических болезней детского возраста Российского государственного медицинского университета

МЕНОВЩИКОВА Людмила Борисовна, доктор медицинских

наук, доцент кафедры хирургических болезней детского возраста Рос­ сийского государственного медицинского университета

КОВАРСКИЙ Семен Львович, доктор медицинских наук, доцент

кафедры хирургических болезней детского возраста Российского го­ сударственного медицинского университета

КОВАЛЕВ Денис Владимирович, кандидат медицинских наук, ас­

систент кафедры хирургических болезней детского возраста Россий­ ского государственного медицинского университета

РАЗУМОВСКАЯ Елена Владимировна, кандидат медицинских

наук, ассистент кафедры хирургических болезней детского возраста Российского государственного медицинского университета

ВРУБЛЕВСКИЙ Сергей Гранитович, кандидат медицинских наук,

доцент кафедры хирургических болезней детского возраста Россий­ ского государственного медицинского университета

ЯСОНОВ Александр Васильевич, кандидат медицинских наук,

детский онколог

ВАСИЛЬЕВ Кирилл Германович, кандидат медицинских наук, ас­

систент кафедры хирургических болезней детского возраста Россий­ ского государственного медицинского университета

СОЛОНИЧЕНКО Владимир Григорьевич, врач-генетик детской

клинической больницы № 13 им. Н. Ф. Филатов;

Учебник по детским хирургическим болезням читать онлайн

О М А Ш Ш

Предисловие

19

Список сокращений

21

РАЗДЕЛ I. Общая часть

23

Глава 1. История развития отечественной детской хирургии

25

Глава 2. Общие вопросы детской хирургии

33

2.1. Анатомо-физиологические особенности

организма ребёнка с позиций детского хирурга

33

Размеры тела

33

Нервная система

33

Сердечно-сосудистая система

34

Система дыхания

35

Основной обмен

36

Система теплорегуляпии и теплоотдачи

36

2.2. Особенности работы детского хирурга

37

2.3. Методы клинических и инструментальных исследований

38

2.3.1. Рентгенологическое исследование

39

2.3.2. Ультразвуковая диагностика

40

2.3.3. Эндоскопические методы

42

2.3.4. Ангиография

47

2.3.5. Компьютерная томография в детской хирургии

50

2.3.6. Радиоизотопная диагностика

52

2.4. Подготовка ребёнка к операции.

Особенности выполнения оперативных вмешательств у детей

53

2.4.1. Подготовка ребёнка к операции

53

2.4.2. Особенности выполнения

оперативных вмешательств у детей

54

2.5. Общие принципы обезболивания, интенсивной терапии

и реанимационных мероприятий

57

2.5.1. Общие принципы анестезии

57

2.5.2. Интенсивная терапия

59

2.5.3. Сердечно-лёгочная реанимация

72

2.6. Организация амбулаторной хирургической помощи.

Хирургический стационар дневного пребывания

79

Учебник по детским хирургическим болезням читать онлайн

Оглавление Ф 9

2.7. Клиническая генетика хирургических болезней у детей

82

Классификация ОМ1М

85

Синдромология

86

2.8. Малоинвазивные технологии в детской хирургии

95

2.8.1. Лапароскопическая хирургия

96

2.8.2. Торакоскопическая хирургия

97

2.8.3. Оперативная артроскопия

98

2.8.4. Хирургические манипуляции под контролем ультразвука

99

2.8.5. Рентгеноэндоваскулярная хирургия

99

2.9. Принципы антибиотикопрофклактики

послеоперационных осложнений

101

РАЗДЕЛ II. Специальная часть

107

Ггсава 3. Пороки развития и заболевания лица,

мозгового скелета, позвоночника и шеи

109

3.1. Пороки развития лицевой области

109

3.1.1. Незарашение верхней губы

НО

3.1.2. Незарашение нёба

113

3.1.3. Колобома

117

3.1.4. Макростомия

118

ЗЛ.5. Атрезия хоан

119

3J.6. Синдром Пьера Робена

120

3.1.7. Короткая уздечка языка

121

3.1.8. Макроглоссия

121

3.1.9. Ранула

122

3.2. Пороки развития мозгового скелета и позвоночника

124

3.2.1. Черепно-мозговая грыжа

124

3.2.2. Гидроцефалия

128

3.2.3. Краниостеноз

131

3.2.4. Спинномозговая грыжа

140

3.3. Врождённые кисты и свиши шеи

153

Срединные кисты и свищи шеи

154

Боковые кисты и свищи шеи

155

Глава 4. Пороки развития и заболевания

грудной клетки и органов грудной полости

157

4.1. Семиотика пороков развития

и заболеваний органов грудной полости

157

4.1.1. Цианоз

159

Учебник по детским хирургическим болезням читать онлайн

10 0- Хирургические болезни детского возраста

4.1.2. Кашель

160

4.1.3. Кровохарканье

160

4.1.4. Стридор

161

4Л.5. Одышка

161

4.1.6. Рвота

162

4.1.7 Дисфагия

163

4.1.8. Боль в груди

164

4.1.9. Клиническое обследование ребёнка

164

4.1.10. Специальные методы исследования

166

Бронхография

166

Рентгенографические исследования

пищевода с контрастным веществом

167

Ультразвуковое исследование

168

Компьютерная и магнитно-резонансная томографии

169

Радиоизотопные методы исследования

169

Ангиография

170

Трахеобронхоскопия

170

Фиброэзофагогастродуоденоскопия

172

Манометрия пищевода

173

рН-Метрия

173

4.2. Пороки развития грудной клетки

173

4.2.1. Воронкообразная деформация грудной клетки

174

4.2.2. Килевидная деформация грудной клетки

177

4.2.3. Аномалии ребер

178

Раздвоение грудных отделов рёбер

179

Церебро-косто-мандибулярный синдром

179

Синдром Поланда

179

Расщепление грудины

180

4.3. Пороки развития молочных желёз

180

4.4. Врождённые и приобретённые стенозы трахеи и бронхов

182

4.4.1. Врождённые стенозы трахеи и бронхов

183

Сосудистое кольцо

183

Петля лёгочной артерии

185

Бронхогенная киста

185

Врождённые стенозы собственно трахеи

(86

4.4.2. Приобретённые стенозы трахеи и бронхов

186

4.5. Пороки развития лёгких

187

4.5.1. Агенезия и аплазия лёгкого

188

Источник

Информативные ответы на все вопросы курса «Детская хирургия» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

А. А. Дроздов, М. В. Дроздова

Детская хирургия. Шпаргалка

1. Особенности лечения детей с хирургическими заболеваниями

Успешное лечение детей с острыми хирургическими заболеваниями прежде всего зависит от своевременной диагностики и раннего проведения необходимого комплекса терапевтических мероприятий.

Сложность диагностики многих хирургических заболеваний и пороков развития в основном связана с психической незрелостью ребенка и функциональными особенностями его систем и органов.

Общие симптомы не всегда вызывают настороженность обслуживающего персонала, так как они слишком часто наблюдаются при различных физиологических состояниях и функциональных расстройствах.

У детей грудного возраста для распознавания острой хирургической патологии имеет значение правильная оценка изменений в поведении ребенка.

Периодическое двигательное беспокойство, внезапный «беспричинный» крик, отказ от еды – все должно учитываться хирургом при обследовании больного.

Общие симптомы заболевания (ухудшение состояния, высокая температура тела, рвота и др.) в ряде случаев играют меньшую роль при установлении диагноза, чем «незначительные» объективные данные.

Рентгенологическое обследование пищеварительного тракта у новорожденных проводят в вертикальном положении бесконтрастным методом.

При определенных показаниях контрастирование осуществляют йодированным маслом или 20 %-ным раствором сергозина. Обследование с использованием сернокислого бария может вызвать тяжелые осложнения.

У детей старшего возраста следует пользоваться более сложными методами рентгенологического исследования (ретропневмоперитонеум, пневмомедиастинография, ангиография).

Однако трактовку данных следует производить с учетом возрастных анатомических особенностей (физиологическое увеличение вилочковой железы, различные сроки появления ядер окостенения).

Широко применяют в неотложной хирургии специальные и инструментальные методы исследования (эзофагоскопию, бронхоскопию, спленопортографию).

Выбор метода оперативного лечения, а также врачебная тактика невозможны без учета особенностей и своеобразия дальнейшего развития растущего организма ребенка.

При острых хирургических заболеваниях необходимость оперативного лечения обычно диктуется абсолютными показаниями. Однако у ослабленных и недоношенных детей с тяжелыми пороками развития или сопутствующими заболеваниями иногда следует отказаться от хирургического вмешательства в пользу менее рискованных консервативных методов лечения.

К абсолютным противопоказаниям, с которыми приходится встречаться крайне редко и только у новорожденных, относится лишь явная нежизнеспособность ребенка, которому оперативное вмешательство заведомо не принесет пользы. Следует отметить, что благодаря быстрому развитию хирургии детского возраста и совершенствованию оперативных методов лечения рамки абсолютных противопоказаний к вмешательствам неуклонно сужаются.

2. Предоперационная подготовка

В неотложной хирургии в предоперационном периоде на первый план выходят задачи неспецифической предоперационной подготовки: решение проблемы «полного желудка», улучшение функции жизненно важных органов и систем, проведение пре-медикации.

Методика премедикации зависит от последующего выбора обезболивания и поэтому будет рассмотрена в соответствующем разделе.

Проблема «полного желудка» имеет немаловажное значение для профилактики регургитации и аспирации желудочным содержимым.

Независимо от времени, прошедшего после последнего приема пищи, экстренного больного следует считать потенциально опасным в отношении аспирации в момент введения в наркоз.

В первую очередь это относится к больным с перитонитом, различными видами кишечной непроходимости и другими заболеваниями «острого живота».

Перед началом наркоза каждому ребенку вводят зонд в желудок для отсатывания желудочного содержимого. Затем зонд удаляют, чтобы он не был проводником для последующей регургитации.

Аспирацию в какой-то мере можно предупредить, если применить для вводного наркоза закись азота с кислородом (2: 1 или 1: 1) в сочетании с фторотаном или циклопропаном, кеталар. При таком обезболивании кашлевой рефлекс подавляется сравнительно поздно, что уменьшает опасность попадания желудочного содержимого в дыхательные пути.

Одновременно ребенку необходимо придать положение Тренделенбурга.

Во время интубации трахеи целесообразно прижать щитовидный хрящ по направлению к позвоночнику. С помощью этого приема надежно перекрывается выход из пищевода, что препятствует попаданию в трахею пищевых масс.

Если, несмотря на принятые меры, аспирация все же происходит, то необходимо немедленно провести интубацию трахеи с тщательным промыванием трахеобронхиального дерева физиологическим раствором хлористого натрия с антибиотиками, при ее неэффективности показана бронхоскопия.

Мероприятия по улучшению функции жизненно важных органов и систем зависят от характера патологического синдрома, доминирующего в клинической картине острого хирургического заболевания.

Наиболее часто дооперационной терапии требуют интоксикация, травматический шок, дыхательная недостаточность. Специальная подготовка необходима новорожденным и недоношенным детям, у которых физиологические пограничные состояния во время операции могут перейти в патологический процесс. Следует подчеркнуть, что в задачу подготовки не входит полная нормализация функции основных органов и систем. Необходимо лишь «подтолкнуть» процесс выздоровления, т. е. перевести патологическое состояние из декомпенсации в компенсацию.

3. Проявление интоксикации

Интоксикация – состояние с характерным сочетанием клинико-лабораторных признаков патологии нервной системы, системы микроциркуляции и водно-электролитного обмена на фоне инфекционно-воспалительного процесса.

В неотложной хирургии особенность интоксикации состоит в том, что она возникает на фоне инфекций, вызванных стафилококковой или грамотрицательной бактериальной флорой. В отличие от вирусных и вирусно-бактериальных инфекций, в этих случаях неврологическая симптоматика не превалирует.

Чаще всего гипертермия и заторморженность служат фоном, на котором разворачивается местный процесс с генерализованной реакцией системы микроциркуляции. Изменения периферического кровотока проявляются в реологических расстройствах, интракапиллярных нарушениях с внутрисосудистым свертыванием и активацией кининовой системы.

Источник

ЛЕКЦИЯ № 1. Особенности лечения детей с хирургическими заболеваниями

Общие принципы обследования и диагностики

Успешное лечение детей с острыми хирургическими заболеваниями прежде всего зависит от своевременной диагностики и раннего проведения необходимого комплекса терапевтических мероприятий.

Последний включает в себя рациональную предоперационную подготовку (длительность и интенсивность которой зависит от общего состояния ребенка, наличия сочетанных заболеваний и др.), а также целенаправленное послеоперационное лечение, характер которого значительно варьирует в зависимости от возраста ребенка, вида заболевания и степени нарушения гомеос—таза.

Не меньшее значение имеет правильный выбор метода обезболивания и достаточный опыт хирурга в проведении детских операций.

Сложность диагностики многих хирургических заболеваний и пороков развития в основном связана с психической незрелостью ребенка и функциональными особенностями его систем и органов.

Больные раннего возраста не могут предъявлять жалоб, и анамнестические данные приходится получать у матери или обслуживающего персонала родильного дома. Это далеко не всегда дает возможность ориентироваться в симптомах болезни и последовательности их возникновения.

Многие острые хирургические заболевания новорожденного должны быть распознаны еще в родильном доме. Ранняя диагностика зависит от осведомленности в этих вопросах акушера, педиатра и рентгенолога.

Наиболее серьезные затруднения возникают при диагностике пороков развития внутренних органов.

Общие симптомы не всегда вызывают настороженность обслуживающего персонала, так как они слишком часто наблюдаются при различных физиологических состояниях и функциональных расстройствах.

В ряде случаев для проведения дифференциальной диагностики необходимо сравнительно длительное наблюдение за ребенком и назначение медикаментозного леченияex juvantibusсходных по симптоматике терапевтических заболеваний.

У детей грудного возраста для распознавания острой хирургической патологии имеет значение правильная оценка изменений в поведении ребенка.

Периодическое двигательное беспокойство, внезапный «беспричинный» крик, отказ от еды – все должно учитываться хирургом при обследовании больного.

Общие симптомы заболевания (ухудшение состояния, высокая температура тела, рвота и др.) в ряде случаев играют меньшую роль при установлении диагноза, чем «незначительные» объективные данные.

Тщательный осмотр и известные клинические методы, применяемые в педиатрии и общей хирургии, должны сочетаться при диагностике острых заболеваний у детей с различными дополнительными обследованиями, выполнение которых имеет ряд принципиальных особенностей.

Рентгенологическое обследование пищеварительного тракта у новорожденных проводят в вертикальном положении бесконтрастным методом.

При определенных показаниях контрастирование осуществляют йодированным маслом или 20 %-ным раствором сергозина, Обследование с использованием сернокислого бария может вызвать тяжелые осложнения (аспирация, закупорка суженных отделов кишечника).

У детей старшего возраста следует пользоваться более сложными методами рентгенологического исследования (ретропнев—моперитонеум, пневмомедиастинография, ангиография). Полноценные рентгеновские снимки во многих случаях позволяют уточнить или выявить заболевание.

Однако трактовку данных следует производить с учетом возрастных анатомических особенностей (физиологическое увеличение вилочковой железы, различные сроки появления ядер окостенения).

Широко применяют в неотложной хирургии специальные и инструментальные методы исследования (эзофагоскопию, бронхоскопию, спленопортографию).

Выбор метода оперативного лечения, а также врачебная тактика невозможны без учета особенностей и своеобразия дальнейшего развития растущего организма ребенка.

При острых хирургических заболеваниях необходимость оперативного лечения обычно диктуется абсолютными показаниями. Однако у ослабленных и недоношенных детей с тяжелыми пороками развития или сопутствующими заболеваниями иногда следует отказаться от хирургического вмешательства в пользу менее рискованных консервативных методов лечения (например, при гематогенном перитоните, некоторых формах грыж пупочного канатика и др.).

К абсолютным противопоказаниям, с которыми приходится встречаться крайне редко и только у новорожденных, относится лишь явная нежизнеспособность ребенка, которому оперативное вмешательство заведомо не принесет пользы. Следует отметить, что благодаря быстрому развитию хирургии детского возраста и совершенствованию оперативных методов лечения рамки абсолютных противопоказаний к вмешательствам неуклонно сужаются.

Окончательное суждение обычно выносится хирургом после проведения соответствующих лечебных мероприятий, консультации с педиатром и анестезиологом.

Предоперационная подготовка

В неотложной хирургии в предоперационном периоде на первый план выходят задачи неспецифической предоперационной подготовки: решение проблемы «полного желудка», улучшение функции жизненно важных органов и систем, проведение преме—дикации.

Методика премедикации зависит от последующего выбора обезболивания и поэтому будет рассмотрена в соответствующем разделе.

Проблема «полного желудка» имеет немаловажное значение для профилактики регургитации и аспирации желудочным содержимым.

Независимо от времени, прошедшего после последнего приема пищи, экстренного больного следует считать потенциально опасным в отношении аспирации в момент введения в наркоз.

В первую очередь это относится к больным с перитонитом различными видами кишечной непроходимости и другими заболеваниями «острого живота».

Перед началом наркоза каждому ребенку вводят зонд в желудок для отсатывания желудочного содержимого. Затем зонд удаляют, чтобы он не был проводником для последующей регургитации.

Аспирацию в какой—то мере можно предупредить, если применить для вводного наркоза закись азота с кислородом (2: 1 или 1: 1) в сочетании с фторотаном или циклопропаном, кеталар, При таком обезболивании кашлевой рефлекс подавляется сравнительно поздно, что уменьшает опасность попадания желудочного содержимого в дыхательные пути.

Одновременно ребенку необходимо придать положение Тренделенбурга.

Во время интубации трахеи целесообразно прижать щитовидный хрящ по направлению к позвоночнику. С помощью этого приема надежно перекрывается выход из пищевода, что препятствует попаданию в трахею пищевых масс.

Если, несмотря на принятые меры, аспирация все же происходит, то необходимо немедленно провести интубацию трахеи с тщательным промыванием трахеобронхиального дерева физиологическим раствором хлористого натрия с антибиотиками, при ее неэффективности показана бронхоскопия.

Мероприятия по улучшению функции жизненно важных органов и систем зависят от характера патологического синдрома доминирующего в клинической картине острого хирургического заболевания.

Наиболее часто дооперационной терапии требуют интоксикация, травматический шок, дыхательная недостаточность. Специальная подготовка необходима новорожденным и недоношенным детям, у которых физиологические пограничные состояния во время операции могут перейти в патологический процесс. Следует подчеркнуть, что в задачу подготовки не входит полная нормализация функции основных органов и систем.

Необходимо лишь «подтолкнуть» процесс выздоровления, т. е. перевести патологическое состояние из декомпенсации в компенсацию.

Источник