Учебник по детским инфекционным болезням онлайн

Учебник по детским инфекционным болезням онлайн thumbnail

Выбрать главу

Детские инфекционные болезни

Полный справочник

ЧАСТЬ I

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ГЛАВА 1. ИНФЕКЦИЯ, ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, ИНФЕКЦИОННАЯ БОЛЕЗНЬ

Инфекционные болезни широко распространены во всем мире, вызываются различными микроорганизмами. «Заразные» болезни известны с древних времен, сведения о них можно найти в древнейших памятниках письменности: в индийских ведах, работах Древнего Китая и Древнего Египта. Описания некоторых инфекционных болезней, таких как дизентерия, столбняк, рожа, сибирская язва, вирусный гепатит и т. д., можно обнаружить в трудах Гиппократа (460–377 гг. до н. э.). В русских летописях инфекции описывались под названием поветрий, повальных моровых болезней, подчеркивая основной признак – массовость, высокую летальность и быструю распространенность среди населения. Описывались опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных заболеваний. Известно, что в Средние века бушевала эпидемия чумы («черная смерть»), от которой вымерла треть населения Европы, а во всем мире от чумы в XIV в. погибли более 50 млн. человек. Во время Первой мировой войны была пандемия гриппа («испанка»), которая поразила 500 млн. человек, 20 млн. из них погибли. Длительное время о причине возникновения инфекционных болезней ничего не было известно, считали, что эти заболевания возникают в связи с «миазмами» – ядовитыми испарениями воздуха. Это учение в XVI в. сменилось учением о «контагиях» (Фраксторо). В XVII–XIX вв. были описаны многие детские инфекции, например корь, ветряная оспа, скарлатина и др. Полный расцвет учения об инфекционных болезнях пришелся на XIX в. в период бурного развития микробиологии и появления иммунологии в ХХ в. (Л. Пастер, Р. Кох, И. И. Мечников, Л. Эрлих, Г. Н. Минх, Д. К. Заболотный, Л. А. Зильбер). Успехи и достижения в микробиологии способствовали выделению инфекционных заболеваний в самостоятельную науку и дальнейшему развитию учений об этиологии, патогенезе, симптомах, лечении и профилактике инфекционных болезней. Вклад в разработку инфекций детского возраста внесли труды А. А. Колтыпина, М. Г. Данилевича, Д. Д. Лебедева, М. С. Маслова, С. Д. Носова и других ученых.

Инфекционные болезни – большая группа заболеваний человека, возникающих в результате воздействия на организм вирусов, бактерий и простейших. Они развиваются при взаимодействии двух самостоятельных биосистем – макроорганизма и микроорганизма в условиях воздействия внешней среды, причем каждый из них имеет свою определенную биологическую активность.

Инфекция – это взаимодействие макроорганизма с микроорганизмом в определенных условиях внешней и социальной среды, в результате чего развиваются патологические, защитные, приспособительные, компенсаторные реакции, которые объединяются в инфекционный процесс. Инфекционный процесс – это сущность инфекционной болезни и может проявляться на всех уровнях организации биосистемы – субмолекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, организменном.

Однако не каждое воздействие возбудителя на организм вызывает болезнь. Инфекционное заболевание возникает в том случае, если происходит нарушение функции организма и появление клинической картины. Таким образом, инфекционная болезнь – это крайняя степень развития инфекционного процесса. Если же при проникновении возбудителя в организм не происходит формирования клинической картины, то говорят о здоровом носительстве, что может быть у детей с остаточным специфическим иммунитетом или у людей с врожденной естественной невосприимчивостью. Существует еще и реконвалесцентное носительство, возникающее в период выздоровления от инфекционной болезни. В зависимости от условий инфицирования, свойств инфекционного агента, состояния макроорганизма (восприимчивость, степень специфической и неспецифической реактивности) описано несколько форм взаимодействия микроорганизма с организмом человека.

Манифестные формы (проявляющиеся клинически) делятся на острые и хронические. Также различают типичные, атипичные и молниеносные формы, в основном заканчивающиеся летально. По тяжести делятся на легкую, средней тяжести и тяжелую формы.

При острой форме клинически проявляющейся инфекции возбудитель пребывает в организме непродолжительное время. Для этой формы характерна большая интенсивность выделения больным возбудителей в окружающую среду, что создает высокую заразительность больных. Многие инфекционные болезни проходят в острой форме, например чума, оспа, скарлатина. Другие же и в острой, и в хронической – бруцеллез, гепатит В, дизентерия.

Хроническая форма заболевания характеризуется более продолжительным пребыванием возбудителя в организме, частыми обострениями и ремиссиями патологического процесса и в случае своевременного лечения – благоприятным исходом и выздоровлением, как и при острой форме.

Повторное заболевание вследствие заражения тем же инфекционным агентом называют реинфекцией. Если происходит заражение другим инфекционым агентом до выздоровления от болезни, то говорят о суперинфекции.

Бактерионосительство – это процесс, протекающий бессимптомно в острой или хронической форме. Возбудители в организме присутствуют, но манифестации процесса не происходит, и внешне человек остается здоровым. В организме выявляются иммунологические сдвиги, а также функциональные им морфологические нарушения в органах и тканях, типичные для данной болезни.

Важное эпидемиологическое значение имеет субклиническая форма инфекции, так как такие больные являются резервуаром и источником возбудителей при сохраненной трудоспособности и социальной активности, что осложняет эпидемическую обстановку. Однако большая частота субклинических форм некоторых инфекций (дизентерия, менингококковая инфекция, грипп и т. д.) способствует образованию массивной иммунной прослойки среди людей, что в определенной степени останавливает распространение этих инфекционных болезней.

Перелатентная (латентная) инфекция возникает в результате длительного бессимптомного взаимодействия макроорганизма с микроорганизмом. По своей сути является хронической инфекционной болезнью с доброкачественным течением, встречается при таких заболеваниях, как гепатит В, герпетическая инфекция, брюшной тиф, цитомегаловирусная инфекция и мн. др. Такая форма чаще встречается у детей со сниженным клеточным и гуморальным иммунитетом, при этом инфекционный агент находится или в дефектном состоянии, или в особой стадии своей жизнедеятельности (L – форма). Образование L – форм происходит под действием защитных иммунных сил организма и лекарственных препаратов (антибиотики). Формируются нетипичные штаммы с изменением всех свойств микроорганизма.

Возбудители латентной инфекции циркулируют внутри клеток макроорганизма (внутриклеточный паразитизм) и в окружающую среду не выделяются. Но под действием неблагоприятных факторов (термические воздействия, сопутствующие заболевания, травмы, гемотрансфузия и т. д.) латентная инфекция может перейти в острую. Возбудитель приобретает свои обычные свойства.

Существенно новой формой взаимодействия инфекции с организмом человека является медленная инфекция. Для нее характерен длительный (до нескольких лет) инкубационный период – стадия, при которой болезни нет. В то же время заболевание неуклонно прогрессирует с развитием тяжелых нарушений во многих органах и системах (чаще всего в нервной системе), и часто наблюдается смертельный исход. К такому типу инфекции относятся: СПИД, врожденная краснуха, хронический активный гепатит с переходом в цирроз и др.

Инфекционные заболевания, возникающие в результате заражения микроорганизмами одного вида, называются моноинфекциями. При заражении бактериями разных видов – смешанная, или микстинфекция. Одним из вариантов смешанной инфекции является вторичная инфекция, при которой уже к имеющемуся заболеванию присоединяется новое.

Инфекционный процесс может возникать за счет активации сапрофитной микрофлоры, т. е. тех микробов, которые постоянно живут на коже и слизистых оболочках. В этих случаях говорят об эндогенной, или аутоинфекции, которая наиболее часто возникает у ослабленных детей с хроническими заболеваниями, у детей, длительно получавших антибактериальную или цитостатическую (подавляющую иммунитет) терапию.

Источник

Учебник по детским инфекционным болезням онлайн
Название: Детские инфекционные болезни
Автор: Кузьменко Л.Г., Овсянников Д.Ю., Киселёва Н.М.
Год издания: 2009
Размер: 4.61 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

Книга «Детские инфекционные болезни» под ред., Кузьменко Л.Г., и соавт., содержит актуальные материалы о инфекционном процессе в детском возрасте, дифференциальной диагностике инфекционных заболеваний. Рассмотрены этиологичность процесса, патогенетические изменения в организме, максимально подробно описанный клинический потрет инфекционной нозологии, ее возможные осложнения, диагностические алгоритмы и подходы к лечению, профилактические мероприятия. Книга содержит тестовые вопросы, клинические задачи, большое количество таблиц. Для студентов-медиков, интернов, педиатров, инфекционистов.

Также рекомендуем скачать

Учебник по детским инфекционным болезням онлайн
Название: Справочник по профилактике и лечению COVID-19
Автор: Коллектив авторов
Год издания: 2020
Размер: 29.78 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленное клиническое руководство «Справочник попрофилактике и лечению COVID-19» рассматривает на примере работе Китайских медицинских учреждений вопросы неспецифической профилактики нового корон… Скачать книгу бесплатно

Учебник по детским инфекционным болезням онлайн
Название: Инфекционные болезни и эпидемиология. 3-е издание
Автор: Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К.
Год издания: 2016
Размер: 844.97 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебник «Инфекционные болезни и эпидемиология» под ред., ПокровскогоВ.И., и соавт., рассматривает базовые вопросы предмета – изложены эпидемиологические данные, этиопатогенез, клиническую картину, при… Скачать книгу бесплатно

Учебник по детским инфекционным болезням онлайн
Название: Медицинская паразитология.
Автор: Полежайева Г.Ц., Дзюба Г.Т., Скурихина Ю.Е.
Год издания: 2017
Размер: 2.96 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Медицинская паразитология» характеризует такие вопросы, как основы общей паразитологии и вопросы частной паразитологии. Учебное пособие рассматривает такие вопросы, как классификация паразитов … Скачать книгу бесплатно

Учебник по детским инфекционным болезням онлайн
Название: Лекции по ВИЧ-инфекции.
Автор: Покровский В.В.
Год издания: 2018
Размер: 6.6 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Лекции по ВИЧ-инфекции» состоит из 44 глав-лекций, где отражены актуальные вопросы данного раздела инфектологии. Издание рассматривает эпидемиологию (в частности, эпидемиологическое расследован… Скачать книгу бесплатно

Учебник по детским инфекционным болезням онлайн
Название: Инфекционные болезни. Синдромальная диагностика.
Автор: Ющук Н.Д., Климова Е.А.
Год издания: 2017
Размер: 1.81 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Инфекционные болезни. Синдромальная диагностика» вобрала в себя все современные диагностические аспекты инфекционных заболеваний. В новейшем издании рассматриваются такие базовые вопросы синдро… Скачать книгу бесплатно

Учебник по детским инфекционным болезням онлайн
Название: Пищевые токсикоинфекции. Пищевые отравления.
Автор: Ющук Н.Д.
Год издания: 2017
Размер: 1.68 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие «Пищевые токсикоинфекции. Пищевые отравления» под редакцией Ющука доступно рассматривает вопросы токсикоинфекции, токсикозы, освещая пищевые токсикоинфекции бактериальной природы, в то… Скачать книгу бесплатно

Учебник по детским инфекционным болезням онлайн
Название: Эволюция стрептококковой инфекции
Автор: Леванович В.В., Тимченко В.Н.
Год издания: 2015
Размер: 1.46 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Клиническое руководство «Эволюция стрептококковой инфекции» под ред., Левановича В.В., и соавт., рассматривает современные данные, характеризующие эпидемиологию, патогенез стрептококковой инфекции, пр… Скачать книгу бесплатно

Учебник по детским инфекционным болезням онлайн
Название: Эпидемиология
Автор: Брико И.Н., Покровский В.И.
Год издания: 2015
Размер: 80.96 МБ
Формат: doc
Язык: Русский
Описание: В учебнике «Эпидемиология» под ред., Брико И.Н., и соавт., рассмотрены основные проблемы общей эпидемиологии, эпидемиологии и профилактики актуальных инфекционных и паразитарных, внутрибольничных и ма… Скачать книгу бесплатно

Учебник по детским инфекционным болезням онлайн
Название: Микозы: диагностика и лечение
Автор: Климко Н.Н.
Год издания: 2008
Размер: 11.06 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство «Микозы: диагностика и лечение» под ред., Климко Н.Н., рассматривает общие вопросы диагностики и принципов фармакотерапии грибковых инфекций. Описаны основы этиопатогенеза, кл… Скачать книгу бесплатно

Учебник по детским инфекционным болезням онлайн
Название: Псевдотуберкулез
Автор: Сомов Г.П., Покровский В.И., Беседнова Н.Н., Антоненко Ф.Ф.
Год издания: 2001
Размер: 7.87 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие «Псевдотуберкулез» под ред., Сомова Г.П., и соавт., рассматривает этиологию и патогенез псевдотуберкулеза, эпидемиологические показатели, его клинические проявления, принципы дифференц… Скачать книгу бесплатно

Источник

Скачать бесплатно учебник: Детские инфекционные болезни, Кузьменко Л.Г.Год выпуска: 2009

Автор: Кузьменко Л.Г.

Жанр: Инфекционные болезни

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Исторически сложилось так, что инфекционные заболевания, встречающиеся почти исключительно у детей, называются детскими инфекциями, хотя могут возникать и у взрослых людей. С точки зрения современной медицины это обусловлено, с одной стороны, незрелостью детского организма и, прежде всего, иммунной системы, а с другой — тем, что у детей, переболевших такими инфекциями и выживших после них, формируется прочный (практически пожизненный) иммунитет, предохраняющий их от повторного заражения. Это обеспечивает невосприимчивость взрослых людей к соответствующим микроорганизмам.
Основные успехи в многовековой борьбе человека с инфекционными болезнями почти полностью относятся к XX в. Именно тогда были разработаны лабораторные методы идентификации возбудителей, внедрены в медицинскую практику антибактериальная терапия и вакционопрофилактика. Вместе с тем в значительной мере именно из-за этого произошли изменения в структуре инфекционных болезней. Если в первой половине XX в. ведущая роль принадлежала бактериальным инфекциям, то уже во второй половине этого же столетия и в начале XXI в. стали доминировать вирусные инфекции и болезни, вызываемые другими внутриклеточными микроорганизмами.
Несмотря на достигнутые успехи, в настоящее временя инфекционные болезни по-прежнему являются одной из ведущих причин смертности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) из 55 млн чел., умерших во всем мире в 2000 г., 10 млн чел. погибли от инфекционных заболеваний. Дети чаще всего страдают от инфекционных болезней. В ряде регионов мира именно инфекционные болезни являются основной причиной детской смертности.
В последние годы в России вышел в свет ряд руководств и монографий, достаточно полно отражающих как общие, так специальные вопросы инфекционных болезней у детей. Однако на наш взгляд в учебниках недостаточно отражены некоторые современные аспекты инфекционных болезней у детей, поэтому мы предприняли попытку восполнить этот пробел.
Структура учебника несколько отличается от структуры других учебных изданий по данной тематике. При сохраненном традиционном для отечественной медицинской школы последовательном изложении вопросов этиологии, патогенеза, клинической и лабораторной диагностики, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики отдельных нозологических форм большое внимание уделено синдромальному подходу к диагностике и терапии заболеваний.
Такая структура имеет несколько преимуществ.

  1. Отражены требования клинической практики, поскольку при первой встрече с пациентом врач прежде всего фиксирует внимание на имеющихся у больного симптомах и синдромах.
  2. Несмотря на раскрытие этиологии большинства инфекционных заболеваний, успехи этиологической диагностики заболевания у конкретного больного более скромны. Помимо этого у ряда детей имеет место микст-инфекция. Это нашло отражение в предлагаемых схемах эмпирической этиотропной терапии, которые предусматривают назначение стартового антибиотика на основании эпидемиологических данных о наиболее вероятных возбудителях того или иного заболевания, не дожидаясь результатов исследования, уточняющих этиологию. При отсутствии клинического эффекта в течение 48 — 72 ч и(или) при выявлении возбудителя, не имеющего чувствительности к указанному препарату, лекарственное средство меняют. В практической деятельности такой подход господствует повсеместно, в особенности в условиях слабой лабораторной базы.
  3. Синдромальный подход к диагностике и лечению инфекционных заболеваний имеет методологическое обоснование. Так, приступая к изучению курса инфекционных заболеваний у детей и видя перед собой список из большого количества нозологических форм, студент часто теряется от одного только объема материала. В то же время в инфекционных болезнях существует гораздо больше общего, чем частного. Однако это общее не всегда выявляется при рассмотрении инфекционных заболеваний как нозологических форм. При посиндромном рассмотрении оно становится более заметным.

Главы по общей инфектологии предваряют изложение частных вопросов инфекционной патологии. Материал по этиологии, патогенезу, диагностике, лечению и профилактике инфекционных болезней детского возраста изложен в соответствии с уровнем достижений современной биологии и медицины. Много внимания уделяется иммунологическим аспектам инфекционных заболеваний у детей. Изменившаяся в конце XX в. структура инфекционных заболеваний потребовала включения в учебник новых нозологических форм.
В рубрике «Дифференциальная диагностика» перечислены только нозологические формы, с которыми следует дифференцировать то или иное заболевание. Провести же дифференциальную диагностику студентам предлагается самостоятельно.
Сведения о некоторых заболеваниях инфекционной этиологии, не относящихся, однако, к числу эпидемических (некоторые внутриутробные инфекции, сепсис новорожденных и детей грудного возраста, острые пневмонии и др.), не приведены, так как их изучают в курсе детских болезней. В то же время в учебник включены основные сведения из предыдущих курсов (микробиологии, иммунологии, патофизиологии и др.).
Номенклатура лекарственных форм представлена в учебнике в Международных непатентованных наименованиях (МНН). Для облегчения усвоения материала в издании есть терминологический словарь.
Надеемся, что учебник «Детские инфекционные болезни» восполнит известный недостаток учебной литературы по детским инфекциям.
Все главы написаны авторами совместно. За помощь в написании подраздела 7.1 благодарим кандидата медицинских наук О. В. Алексееву.
Авторы испытывают чувство искренней признательности исследователям, чьи труды были использованы в процессе работы над учебником, и с благодарностью примут и учтут в дальнейшей работе критические замечания коллег и студентов.

Содержание учебника

«Детские инфекционные болезни»

Общие представления об инфекции и инфекционном процессе

  1. Краткая история изучения инфекционных болезней у детей
  2. Основные понятия, характеризующие инфекционный процесс
  3. Современная структура инфекционной заболеваемости у детей и взрослых
  4. Диагностика детских инфекционных болезней
  5. Классификация детских инфекционных болезней
  6. Профилактика инфекционных болезней

Клиническая патофизиология инфекционного процесса у детей

  1. Типовые патологические процессы при инфекционных заболеваниях
  2. Регуляция инфекционного процесса у детей

Иммунопатологические состояния при детских инфекционных болезнях

  1. Аллергия
  2. Вторичные иммунодефициты
  3. Аутоиммунные процессы

Вакцинопрофилактика инфекционных болезней у детей

  1. Общая характеристика вакцин
  2. Иммунологические основы вакцинации
  3. Вакцинальный процесс
  4. Регуляция вакцинального процесса
  5. Методика вакцинации
  6. Вакцинальные реакции и осложнения
    1. Вакцинальные реакции
    2. Поствакцинальные осложнения
  7. Этические и правовые проблемы вакцинопрофилактики

Основы химиотерапии инфекционных заболеваний у детей

  1. Антибактериальные средства
    1. Общая характеристика антибактериальных средств
    2. Классические антибиотики
    3. Хинолоны и фторхинолоны
    4. Сульфаниламиды и котримоксазол
    5. Группа нитроимидазолов
  2. Противовирусные препараты
    1. Классификация противовирусных препаратов
    2. Противогриппозные препараты
    3. Противогерпетические препараты
    4. Препараты, влияющие на ВИЧ
    5. Препараты широкого спектра действия
  3. Интерфероны
    1. Общая характеристика интерферонов
    2. Клиническая фармакология интерферонов

Синдромы в клинике детских инфекционных болезней

  1. Бронхообструктивный синдром
  2. Гемолитико-уремический синдром
  3. Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови
  4. Синдром дистального колита
  5. Синдром инфекционного мононуклеоза
  6. Синдром инфекционного токсикоза
    1. Общая характеристика инфекционного токсикоза
    2. Нейротоксикоз
    3. Токсикоз с эксикозом
    4. Инфекционно-токсический шок
  7. Синдром крупа
  8. Менингеальный синдром
  9. Синдром острой надпочечниковой недостаточности
  10. Синдром Рея
  11. Энтеритический (гастроэнтеритический) синдром

Бактериальные инфекции

  1. Дифтерия
  2. Иерсиниозная инфекция
  3. Коклюш
  4. Бактериальные менингиты
  5. Менингококковая инфекция
  6. Микоплазменные инфекции
  7. Острые кишечные инфекции бактериальной этиологии
  8. Столбняк
  9. Стрептококковые инфекции

Болезни, вызываемые невирусными внутриклеточными патогенами

  1. Фелиноз
  2. Хламидийные инфекции

Вирусные инфекции

  1. Бешенство
  2. ВИЧ-инфекция
  3. Острые вирусные гепатиты
    1. Основные патофизиологические синдромы вирусных гепатитов
    2. Общая характеристика разных форм острых вирусных гепатитов. Патоморфология
    3. Отдельные формы острых вирусных гепатитов
    4. Диагностика и дифференциальная диагностика острых вирусных гепатитов
    5. Лечение, профилактика и прогноз острых вирусных гепатитов
  4. Герпесвирусные инфекции
  5. Корь
  6. Краснуха
  7. Острые респираторные вирусные инфекции
  8. Парвовирусная инфекция
  9. Паротитная инфекция
  10. Ротавирусная инфекция
  11. Энтеровирусные инфекции
    1. Полиомиелит
    2. Энтеровирусные инфекции (Коксаки и ECHO)

Список литературы

скачать учебник: «Детские инфекционные болезни»

Источник