Учебник пропедевтика внутренних болезней мухин pdf

Учебник пропедевтика внутренних болезней мухин pdf thumbnail

Материалы по пропедевтике

Основы семиотики заболеваний внутренних органов, Струтынский, 240с. (много рисунков и схем, 2013 год), pdf и djvu форматы
Пропедевтика внутренних болезней, Гребнев, учебник, 2001г, 592с. (почти без рисунков)

М.Затурофф. »Симптомы внутренних болезней» (Атлас). Очень хороший, много примеров.
Если у вас есть в лучшем качестве — смело выкладывайте.

Внутренние болезни — Е. Браунвальд, К. Дж. Иссельбахер, Р. Г. Петерсдорф

Год выпуска: 1993
Автор: Е. Браунвальд, К. Дж. Иссельбахер, Р. Г. Петерсдорф
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: В книге 1 «Внутренние болезни» освещены введение в клиническую медицину, количественные аспекты клинического.мышления. Рассмотрены различные вопросы механизмов возникновения и проявления боли: физиология и устранение боли, болевые ощущения в области грудной клетки и брюшной полости, головная боль. Изложены изменения функций нервной системы, а также температуры тела, причины, вызывающие эти изменения, их последствия.

Внутренние болезни — Шишкин А. Н. — Учебник

Год выпуска: 1999
Автор: Шишкин А. Н.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Книга представляет собой учебник по основам пропедевтики внутренних заболеваний. Основное внимание уделено распознаванию внутренних болезней, их семиотике, правильности постановки диагноза. Материал представлен в форме лекций, облегчающих восприятие отдельных тем. Структура построения учебника соответствует программам высшей школы при подготовке студентов медицинских факультетов.
Для студентов, интернов, ординаторов, врачей общей практики, всех специалистов, интересующихся проблемами диагностики и терапии внутренних заболеваний.

Восстановление щитовидной железы — Ушаков А.В. — Руководство для пациентов

Год выпуска: 2008
Автор: Ушаков А.В.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Необходимость издания книги «Восстановление щитовидной железы» руководства для пациентов возникла, когда я понял что мои консультации и беседы с пациентами во время процедур стали превращаться в лекции.

Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней — Мартынов А.А. — Учебное пособие

Год выпуска: 2000
Автор: Мартынов А.А.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Данное учебное пособие «Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней» освещает широкий круг заболеваний человека, диагностические приемы и профаммы неотложной помощи в кардиологии, пульмонологии, а также коматозных состояний и других синдромов (ДВС-синдром, инфекционно-токсический шок и др.). Несомненное достоинство книги — анализ новых методик, научные разработки, представленные в алгоритмах, схемах и таблицах, сведения о современных лечебных мероприятиях. Книга «Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней» окажет большую помощь в профессиональной подготовке студентов, а также послужит хорошим пособием для повышения квалификации врачей, даст ответы на многие сложные вопросы, порождаемые клинической практикой.

Внутренние болезни в вопросах и ответах — А.А. Ковалев — Учебное пособие

Год выпуска: 2004
Автор: А.А. Ковалев
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Учебное пособие «Внутренние болезни в вопросах и ответах» написано преподавателями кафедры факультетской терапии Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии при участии сотрудников городской многопрофильной больницы № 2 Санкт-Петербурга. Книга представляет собой систематизированный вопросник по основным разделам внутренней медицины. После каждого вопроса следует конкретный ответ, сочетающий базисную информацию с современными аспектами обсуждаемой проблемы. Структура книги «Внутренние болезни в вопросах и ответах» позволяет использовать ее как для самообучения, так и для самоконтроля по приведенному материалу.

Справочник Харрисона по внутренним болезням — Харрисон Т.Р.

Год выпуска: 2005
Автор: Харрисон Т.Р.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: HTML
Качество: eBook (изначально компьютерное)

Описание: «Справочник Харрисона по внутренним болезням» — это новейшее издание всемирно известного харрисоновского справочника по внутренним болезням, который в течение многих лет является международным бестселлером. В справочнике Харрисона по внутренним болезням кратко изложены ключевые вопросы клиники, диагностики и лечения всех внутренних заболеваний, включая кожные и инфекционные болезни, эндокринопатии, онко-, невро- и психопатологию. Справочник Харрисона по внутренним болезням рассчитан на практикующих врачей всех специальностей и студентов медицинских вузов всех факультетов.

Внутренние болезни — Маколкин В.И. — Учебник

Год выпуска: 2005
Автор: Маколкин В.И., Овчаренко С.И.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: OCR

Читайте также:  Болезни сердца и сосудов руководство европейского

Описание: 4-е издание получило высокую оценку — учебнику «Внутренние болезни» была присуждена премия Правительства РФ в области образования за 2002 г. Это лишний раз убедило авторов в правомерности избранного подхода к изложению фактического материала, направленного на скорейшее формирование у студентов клинического мышления. Авторы убеждены, что учебник для медицинских вузов «Внутренние болезни» не должен представлять собой лишь чисто информационное издание, задача учебника «Внутренние болезни» — научить студента пользоваться этой информацией у постели больного человека.

Лекции по пропедевтике, кратко, удобно для подготовки к экзамену

пропедевтика детских болезней, презентации

Отредактировал администратор, 25 дек 2013 в 16:28.

В.В. Мурашко (Электрокардиография)

Б.С.Шкляр (Диагностика внутренних болезней)

Источник

Учебник пропедевтика внутренних болезней мухин pdf

Н.А. Мухин, В.С, Моисеев

ПРОПЕДЕВТИКА

ВНУТРЕННИХ

БОЛЕЗНЕЙ

Издание второе, Дополненное и переработанное

Уч е б н и к с прилож ением на к о м п а к т-д и ск е

Рекомендовано УМО по медицинскому

и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для студентов медицинских вузов

М о с к в а

Издательская группа «ГЭОТАр-Медиа»

2008

УДК 616-07(075.8) БЇ>К 53.4я73

М92

Рецензенты:

Мелентьев А.С., д-р мед. наук, проф.. зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней педиатрического факультета Российского государстве иного медицинского университета.

Карпов Р.С., д-р мед. наук, проф., акад. РАМН, зав. кафедрой факультета терапии Сибирского государственного медицинского университета.

М92 Мухин Н.А., Моисеев B.C.

Пропедевтика внутренних болезней: учебник. — 2-е изд.,

доп. и перераб. —М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. —848 с.: илл.

ISBN 978-5-9704-0770-7

Настоящее издание учебника содержит сведения по клинической диагностике внутренних болезней. Основное внимание уделено традиционным и современным методам выявления симптомов и синдромов. Подчеркивается важность знания этиологии и механизмов возникновения определяемых признаков, что позволяет затем диагностировать конкретную нозологическую форму. Проводится краткое описание основных заболеваний внутренних органов. Приложение к учебнику на компакт-диске включает аудиоматериалы по аускультации, а также дополнительные справочные материалы.

УДК 616-07(075.8) Б Б К 53.4я73

Права на данное издание принадлежат издательской группе «{ЭОТАР-Ме­ диа». Воспроизведение и распространение я каком бы то ни бшо виде части или целого издании не могут быть осуществлены беї письменного разрешения правоо б.шдат елей.

Издательская группа «1ЭОТАР-Медиа» еыра.жает благодарность компании «Эдли», предоставившей материалы по интерактивной обучающей системе «Аускультация».

ISBN 978-5-9704-0770-7

Q Н А. Мухин, В С. М оисеев. 20(17

€> И злаїсльская груш іа«ГЭ ОТА Р- VIелиа». 2(Ю!<

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к первому изданию…………………………………………………………

4

Предисловие ко второму ИЗДДНИЮ……………………………………………………….

7

Список сокращений……………………………………………………………………………..

9

Введение………………………………………………………………………………………………

13

Глава 1. Общие принципы диагностики………………………………………..

47

Глава 2. Методы обследования больного……………………………………….

71

Глава 3. Общий осмотр…………………………………………………………………….

95

Глава 4. Исследование кожи, лимфатических узлов,

отдельных частей тела………………………………………………………………..

113

Глава 5. Система органов дыхания……………………………………………….

147

Глава 6. Сердечно-сосудистая система………………………………………….

251

Глава 7. Система пищеварения……………………………………………………..

513

Глава 8. Печень, желчевыводящие пути и селезёнка………………..

589

Глава 9. Система мочевыделения…………………………………………………

649

Глава 10. Система крови…………………………………………………………………

725

Глава 11. Эндокринная система и обмен веществ………………………

775

Глава 12. Опорно-двигательный аппарат и ревматические

болезни………………………………………………………………………………………..

803

Предметный указатель…………………………………………………………………….

832

Содержание компакт-диска

Интерактивная обучающая система «Аускультация»

Практические навыки

Тестовый экзамен

Приложения

Система СИ

Словарь терминов

Атлас иллюстраций

Лабораторные и инструментальные исследования Справка

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Многие аспекты врачебной деятельности, прежде всего каса­ ющиеся наиболее актуальных клинических проблем диагности­ ки, лечения и прогноза, составляют суть раздела медицины, на­ зываемого «Внутренние болезни». Этот раздел всегда был основой клинической медицины не только потому, что наибольшее число больных страдают заболеваниями внутренних органов, но и пото­ му, что с внутренними болезнями тесно связаны такие дисципли­ ны, как инфекционная, неврологическая патология, и, конечно, многие базисные науки; общая патология (патологическая ана­ томии и патологическая физиология), микробиология, фармако­ логия, биохимия, нормальная физиология и пр. Знания в облас­ ти этих наук необходимы для успешного развития клинического мышления, которое шлифуется в течение многих лет.

Клиническое мышление предполагает овладение различными категориями, прежде всего связанными с симптомами и синдро­ мами, а также с данными многих дополнительных методов ис­ следования, требует умения выявлять взаимосвязь между ними, уточнять этиологический (причинный) фактор болезни. Таким образом, процесс клинического мышления неизбежно включает в себя переработку обширной информации, касающейся представ­ лений о значении в этиологии болезней разных факторов, различ­ ных методов исследования в их диагностике.

Читайте также:  Алексей морозов связь грехов страстей и болезней

Особое место в формировании клинического мышления зани­ мает изучение пропедевтики внутренних болезней — курса, кото­ рый по существу может быть назван «Основы клинической диа­ гностики внутренних болезней». Представление о симптомах и синдромах (синдром — сочетание симптомов, имеющих обшее происхождение) различных болезней, умение выделить наиболее важный, ключевой признак патологии необходимы, чтобы приоб­ рести навыки постановки диагноза различных заболеваний внут­ ренних органов и назначить эффективное лечение больным.

Как писал выдающийся отечественный клиницист Григорий Антонович Захарьин, «…пропедевтическая клиника есть собствен-

Предисловие к первому изданию • 5

но практическая семиотика, т.е. ознакомление слушателей с при­ знаками болезней и группой признаков в действительности».

В овладении основами диагностики, которые в первую очередь включают обследование пациента с помошью физических методов,

ипризван оказать помощь предлагаемый учебник. Конечно, для достижения успеха, помимо его освоения, необходима кропотли­ вая работа «…у постели больного» (М.Я. Мудров), но он может по­ мочь наметить те подходы к клиническому анализу, которые поз­ волят решать диагностические проблемы конкретных больных.

Все большее значение в настоящее время придаётся изучению

ипреодолению так называемых факторов риска болезней, прежде всего сердечно-сосудистых. Именно на этом пути за последние де­ сятилетия достигнуты успехи, позволившие предотвратить многие болезни и спасти жизни тысяч людей в различных странах. Вот по­ чему изучение внутренних болезней под этим углом зрения важно

уже для студента и должно войти в учебники.

Учебник построен по принципам, традиционным для такого рода отечественных изданий, и отражает основные позиции рус­ ской терапевтической школы, получившей большое развитие в научно-клинической школе Евгения Михайловича Тареева. Ос­ новные положения этой школы — приоритет больного, важность тщательного изучения анамнеза, в том числе семейного, настойчи­ вое стремление выявить возможную этиологии болезни, разумное использование современных специальных методов исследования. Существенной особенностью школы Е.М. Тареева является синд­ ромный подход — оценка полученных результатов (симптомов) с точки зрения возможности объединить их по патогенетическому принципу в соответствующие синдромы. Синдромный этап диагно­ стики всегда промежуточный, поскольку за ним всегда следует этап дифференциальной диагностики (развитие одного и того же синд­ рома возможно при разных болезнях). Основные цели при этом — диагностика конкретной нозологической формы болезни и назна­ чение этиотропной или патогенетической терапии в зависимости от возможностей современной медицины. Следует отметить, что син­ дромная диагностика требует нового уровня клинического мышле­ ния. Эти положения и нашли отражение в учебнике.

В книге представлены рекомендации по использованию все­ го арсенала методов физического обследования. Достижения ме­ дицины дают возможность получать в некоторых случаях более

6 • Предисловие к первому изданию

точные данные с помощью инструментальных методов диагнос­ тики, описанных в учебнике. Врачу-терапевту, несущему ответ­ ственность за судьбу большого числа пациентов, необходимо в ко­ нечном итоге оценить всю полученную информацию, в том числе заключение специалиста-консультанта, иногда высказывающего своё мнение, не отходя от экрана ультразвукового аппарата или негатоскопа. Поэтому, хорошо понимая важность развития специ­ ализации, авторы делают попытку показать необходимость интег­ рационного подхода к решению разнообразных проблем, встреча­ ющихся в практике врача-терапевта.

Во всех разделах учебника делается акцент на необходимости изучать этиологию болезни у конкретного больного, потому что этиологический подход во многом определяет успехи и перспекти­ вы в развитии медицины внутренних болезней.

Описание механизмов возникновения основных симптомов и синдромов, а также место, которое занимают рутинные и допол­ нительные (специальные) методы исследования в выявлении этих симптомов и других изменений, — также важная составная часть учебника.

Во всех разделах учебника ведущее место отводится клиничес­ кой оценке полученных при обследовании данных, так как главная цель обучения клиническим дисциплинам — научиться «…не счи­ тать симптомы, а их взвешивать» (Джованни Морганьи). Поэтому в учебнике рассматриваются дифференциально-диагностические ас­ пекты основных синдромов, что, по мнению авторов, необходимо делать без упрощений и скидок на недостаточный опыт студентов уже на начальных этапах формирования клинического мышления.

Читайте также:  Пропедевтика внутренних болезней учебный фильм 1979

Авторы понимают, что замечания и предложения читателей — преподавателей и студентов медицинских вузов (всех тех, кому ад­ ресован этот учебник) — будут способствовать успеху общего дела, т.е. совершенствованию подготовки врача-терапевта, и поэтому с благодарностью примут их.

«Известен только один путь формирования врача: больной — книга, книга — больной» (Е.М. Тареев). В этом отношении инте­ ресна также точка зрения сэра Уильяма Ослера: «Изучать медици­ ну без учебников — всё равно что плыть по морю, не имея карты, а изучать медицину только по учебникам — это то же самое, что вообще не выходить в море».

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Первое издание учебника «Пропедевтика внутренних болезнен» подтвердило потребность высшей медицинской школы в совре­ менных учебниках, которые были бы ориентированы на подготов­ ку будущих врачей, готовых к непрерывному обучению на протя­ жении всей своей профессиональной деятельности.

Важнейшие требования качественного медицинского образо­ вания — преемственность и последовательность, и в этом отно­ шении пропедевтике внутренних болезней отводится особая роль. Именно в рамках изучения пропедевтики закладываются основы клинического мышления, поскольку начинается работа у постели больного.

Учебник пропедевтики внутренних болезней уже при первом издании задумывался как надёжный помощник, постоянный спут­ ник обучающегося. Мы благодарны нашим читателям за ту поло­ жительную оценку, которую неизменно встречал наш учебник на протяжении этих лет. Однако нельзя забывать, что обязательным условием сохранения актуальности информации (даже в такой от­ носительно консервативной области, как пропедевтика внутрен­ них болезней) является её регулярное обновление в соответствии с последними достижениями науки. Вот почему сразу после вы­ хода первого издания мы приступили к его совершенствованию, н том числе с учётом предложений и замечаний как студентов, так и преподавателей. В соавторы второго издания можно смело вклю­ чать многих наших коллег: сотрудников кафедр Московской ме­ дицинской академии им. И.М. Сеченова, Российского универси­ тета дружбы народов, других медицинских вузов, непосредственно студентов, — замечания и пожелания которых были учтены при подготовке рукописи второго издания.

Хотелось бы обратить внимание на то, что второе издание включает приложение на компакт-диске. На нём размещены до­ полнительные материалы, которые, как мы надеемся, значительно облегчат студенту процесс обучения. Интерактивная обучающая система «Аускультация» позволит студенту услышать и визуально

8 • Предисловие ко второму изданию

представить основные звуковые феномены, возникающие в лёгких и сердце как в норме, так и при некоторых патологических состо­ яниях.

Авторы учебника по-прежнему будут признательны всем, кто выскажет замечания и предложения, направленные на его даль­ нейшее улучшение.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

F — кристаллизующийся фрагмент молекулы Ig (от. fragment crystallizabk)

Н BV — гепатита В вирус

HCV — гепатита С вирус

HDV — гепатита D вирус

HLA — лейкоцитарные Аг (главного комплекса гистосовместимос­ ти) человека (от human leukocyte antigens)

ig — иммуноглобулин

LE-клетки — волчаночные клетки (от lupus erythematosus) МВ-КФК — МВ-фракиия креатинфосфокиназы рС 02 — парциальное давление двуокиси углерода рО, — парциальное давление кислорода

р.,С02 — парциальное давление двуокиси углерода в артериальной крови р ,0 2 — парциальное давление кислорода в артериальной крови

Т, — трийодтиронин

Т. — тироксин

АВ — атриовентрикулярный Аг — антиген, антигены АД — артериальное давление

АДГ — антидиуретический гормон АКТГ — адренокортикотропный гормон, кортикотропин АЛТ —■аланина минотрансфераза

АНЦА — антннейтрофильные цитоплазматические АТ АПФ — ангиотензин превращающий фермент

ACT — аспартатаминотрансфераза АТ — антитело, антитела

АТФ — аденозинтрифосфорная кислота, аденозинтрифосфаты ВИЧ — вирус иммунодефицита человека ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения Г-6-ФД — тлюкозо-6-фосфатдегидрогеназа ГГТП — у-глутамилтранспептидаза

ГМК. — гладкомышечные клетки

ДВС — диссеминированное внутрисосудистое свёртывание ДМЖП — дефект межжелудочковой перегородки ДМПГТ — дефект межпредсердной перегородки ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота

ЕД — единица действия (для пенициллинов — активность 0,5988 мкг кристаллического бензилпенициллина по эффекту на стан­ дартный штамм золотистого стафилококка; для инсулинов — ак-

Источник