Учение о болезни здоровье и болезнь

Учение о болезни здоровье и болезнь thumbnail

I. Предмет патологии.

Патология (общая патология)— учение о болезни, объединяет патофизиологию и патологическую анатомию, является фундаментом медицины. Термин «патология» часто употребляется для обозначения нарушений жизнедеятельности и болезней. В этом смысле термины «патологический» и «болезненный» идентичены.

Патофизиология— наука о закономерностях возникновения, развития и исхода болезней. Патофизиология изучает причины и условия возникновения болезней (этиоло­гия), механизмы их развития (патогенез) и выздоровления (саногенез).

Составные части патофизиологии:

1. Общая патофизиология (включает нозологию — общее учение о болезни, об­щую этиологию и общий патогенез заболеваний и раздел — типовые патологиче­ские процессы).

2. Частная патофизиология органов и систем.

3. Клиническая патофизиология — прикладная дисциплина, занимающаяся ис­
пользованием патофизиологических закономерностей в клинических условиях для интер­
претации данных лабораторных и инструментальных исследований.

Патологическая анатомия— раздел патологии, изучающий структурные (морфо­логические) проявления болезней. В практической медицине врач-патологоанатом иссле­дует трупы умерших с целью определения причины болезни и смерти.

//. Современное понятие нормы и здоровья.

В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова норматрактуется, как стандарт, типичный вариант, идеальный образец. Патология обычно рассматривается как противо­положность нормы. В медицине существует три основных подхода к определению нормы.

1. Среднестатистическая норма основывается на установлении статистически­ми методами средних величин различных показателей, характерных для здоровых. Таким путем получены нормальные значения артериального давления, пульса, массы тела, кон­центрации глюкозы в крови, содержания в крови эритроцитов и лейкоцитов и других по­казателей гомеостаза. Чаще всего среднестатистическая норма приводится в виде таблиц (номограмм) по которым можно установить разброс нормальных значений параметра (на­пример, жизненной емкости легких) исходя из пола, роста, возраста и других свойств субъекта. Другой вариант — математические формулы для расчета нормальных показате­лей. Например, хорошо известны индексы нормальной массы тела, рассчитанные исходя из роста и пола (индексы Брока иКетле).

2. Индивидуальная норма. Этот подход противоположен предыдущему и заклю­чается в идеализации индивидуальности. По выражению Р. Уиллиамса (1960) каждый че­ловек — отклонение от нормы. Изучая биохимические особенности здоровых индивидов, автор отмечал наличие вариации отдельных показателей до 800% (для концентрации не­которых аминокислот в крови) идаже до 5000% (для уровня многих ферментов крови). Следовательно, можно утверждать, что каждый человек здоров по-своему. Этот подход требует от врача учитывать индивидуальность в процессе диагностики и лечения. Однако, очевидно, что индивидуальная норма не может быть использована в качестве основы для диагностики болезней, так как не существует критериев ее оценки. ^

3. Оптимальная норма. Этот подход базируется на представлении о статистиче­ском установлении величины параметров, при которых заболеваемость и смертность ми­нимальны. Например, ожирение и высокая концентрация в крови холестерина неблаго­приятны, так как увеличивают риск смерти от сердечной патологии (рис. 1.1). Но это не значит, что нужно добиваться минимальной концентрации холестерина в крови, так как это, в свою очередь, увеличивает риск смерти от злокачественных опухолей.

Рис 1.1. Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин в зависимости от каждого от­дельно взятого фактора риска и их сочетания [Каппе1 ^.В. Ргеуепйуе сагсИо1о§у. Роз1§га€1 Мой 1977;61: 71-85]

Примечание: величины, выходящие за пределы нормы, находятся в темных клетках.

Следовательно, существует некое оптимальное значение концентрации холестери­на (оптимальная норма), которое минимизирует риск утраты здоровья и смерти. В практи­ческой медицине оптимальная норма используется достаточно редко, так как ее установ­ление требует проведения большого числа дорогостоящих массовых обследований.

Здоровье. Большинство ученых сходятся во мнении, что в настоящее время не су­ществует универсального определения понятию «здоровье». Среди предлагаемых разно­образных формулировок можно выделить несколько принципиально отличающихся.

1. Здоровье как норма. Базируется на отождествлении понятия «здоровье» с поня­тием «норма». При таком подходе здоровье рассматривают как отсутствие существен­ных отклонений от нормы основных жизненно важных показателей,

2. Здоровье как отсутствие болезни. Традиционно индивидуальное здоровье оце­нивается главным образом с позиции наличия или отсутствия у человека тех или иных болезней, патологических отклонений, физических дефектов. В данном случае здоровье и болезнь рассматриваются как взаимоисключающие понятия. На практике такой подход чаще всего используют врачи. Что делает врач, когда пытается установить здоров ли человек? Он более или менее последовательно и систематично исключает болезни. Если болезни не выявлены — человек здоров.

Читайте также:  Plague inc evolved моды на болезни

3. Здоровье как успешное приспособление. Этот подход к понятию индивидуаль­ного здоровья возник в 60-е годы прошлого века. В основе определений понятий «здоро­вье» и «болезнь» с позиции этого подхода лежат представления об адаптации. Переход от здоровья к болезни рассматривается в данном случае как процесс снижения степени адап­тации организма к окружающим условиям, результат недостаточности адаптационных механизмов, их истощения и срыва [Меерсон Ф.З., 1973; Казначеев В.П., Баевский Р.М., 1980].

Здоровье с точки зрения теории адаптации может быть охарактеризовано по ус­пешности адаптации организма к естественным жизненным ситуациям или стандарти­зованным условиям специальных тестов. Большинство методов, предлагаемых в настоя­щее время для оценки здоровья, основаны именно на оценке адаптивных возможностей различных систем организма.

4. Здоровье как благополучие. Наиболее полно этот подход отражен в распростра­
ненном определении понятию «здоровье» данном ВОЗ еще в 1946 году «… здоровье еле-

дует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополу­чия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов».

4. Трехмерная модель здоровья. Эта модель основывается на представлениях о многомерности здоровья [Куликов В.П., 2000]. Попытки оценить здоровье на основании одномерной модели, чаще всего по физическим параметрам организма не могут претендо­вать на достаточную глубину и надежность. Трехмерная модель (рисЛ .2) рассматривает здоровье в трех измерениях: количество жизни, качество жизни и свобода жизни.

Качество з

Рис 1.2. Трехмерная модель здоровья [Куликов В.П., 2000].

Количество жизни — характеризуется ее продолжительностью. Прогнозировать продолжительность предстоящей жизни можно на основе показателей физического здоро­вья: физического развития, адаптивности и резистентности. Качество жизни характеризу­ется ее удовлетворенностью, социальной адаптивностью и может быть оценено по психо­логическим критериям. Свобода жизни характеризуется свободой поведения субъекта, предопределяется индивидуальной структурой потребностей и мотивов человека (лично­стью), его физическим и психическим здоровьем и средой, накладывающей ограничения на реализацию потребностей. Таким образом, поведение является интегрирующим факто­ром здоровья. С одной стороны, в нем проявляется влияние среды и индивидуальных свойства субъекта, включая его физическое и психическое здоровье. С другой стороны, поведение, включающее такие важные для здоровья факторы как двигательная актив­ность, питание, вредные привычки, существенно влияет на количество и качество жизни. Исходя из трехмерной модели, здоровье это состояние организма, обеспечивающее способность к достижению максимальной продолжительности жизни при адек­ватном качестве жизни и оптимальной свободе поведения.

IIII Понятие болезни. Патологические реакции, процессы, состояния. Симптом и синдром. Классификация, стадии развития и исходы бо­лезней.

Согласно формулировке ВОЗ, болезнь— особый вид страдания, вызванный поврежде­нием организма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, харак­теризующийся нарушением системы регуляции и адаптации, и снижением трудоспособ­ности.

Можно выделить наиболее важные характеристики болезни в современном па­тофизиологическом понимании:

Болезнь качественно новый жизненный процесс.

Болезнь общая реакция организма на действие болезнетворного агента (Аль-перин Д. Е.) или чрезвычайного раздражителя (Павленко СМ,);

Болезнь сочетание разрушительного («полом») и защитного («меры против болезни» по Павлову И.П.).

Болезнь — снижение адаптивных возможностей.

Болезни характеризуются специфическими проявлениями, такими как патологиче­ская реакция, патологический процесс, патологическое состояние, симптомы и синдромы.

Патологическая реакция— кратковременная неадекватная реакция организма на воздействие раздражителя. Например, гипергликемия при приеме углеводов у больного сахарным диабетом.

Патологический процесс— закономерная последовательность явлений, возни­кающих в организме при воздействии патогенного фактора, приводящая к нарушению процессов жизнедеятельности. Один и тот же патологический процесс может вызы­ваться различными факторами. Например, опухоль может развиваться под влиянием об­лучения, курения, интоксикации, и др.

Типовой патологический процессразвивается всегда по одинаковым закономер­ностям вне зависимости от причины и локализации. К типовым патологическим процес­сам относятся воспаление, лихорадка, опухоль, тромбоз, аллергия.

Патологическое состояние— вялотекущий патологический процесс, стойкое отклонение от нормы, имеющее отрицательное биологическое значение. Например, пульпит (патологический процесс — воспаление пульпы зуба) может закончиться удале­нием зуба и заполнением лунки соединительной тканью (патологическое состояние — от­сутствие зуба).

Читайте также:  Чем опрыскать розы весной от вредителей и болезней

Признаками (критериями) болезниявляются жалобы больного, анамнез, данные объективного обследования, результаты инструментальных и лабораторных тестов. При­знаки болезней изучает наука — семиотика.

Симптом— какой-либо признак, проявление болезни. Например, боль при травме конечности, раннее пробуждение при неврозе.

Синдром— устойчивая совокупность признаков болезни, объединенных общим па­тогенезом. Например, нефротический синдром, характеризующийся такими симптомами, как дизурия (нарушение выделения мочи), протеинурия (белок в моче), гематурия (кровь в моче), гипопротеинемия (снижение концентрации белка в крови), отеки.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное здоровье –характеристика индивидуальных уровней здоровья членов общества, которая отражает вероятность достижения каждым максимального здоровья и творческого долголетия.

Критерии оценки «здоровья для всех» по ВОЗ:

— доля валового национального продукта, расходуемого на нужды здравоохранения;

— доступность первичной медико-санитарной помощи;

— охват населения безопасным (соответствующим санитарным нормам) водоснабжением;

— доступность квалифицированной медицинской помощи в период беременности и при родах;

— уровень детской смертности, состояние питания детей;

— средняя продолжительность жизни.

Главным критерием оценки состояния среды региона является здоровье проживающего на данной территории населения. На 50% уровень здоровья зависит от индивидуального образа жизни, на 25% — от влияния окружающей среды, на 15% — от наследственности и на 10% — от качества медицинского обслуживания.

Здоровье – состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это определение просуществовало 50 лет, в 1994 году ВОЗ предложила новое определение: «Здоровье – это способность жизни сохранять и развивать себя и среду своего обитания».

Основные критерии здоровья:

— особенности онтогенеза (данные генеологического, биологического, социального анамнеза);

— физическое развитие;

— нервно-психическое развитие;

— уровень резистентности (совокупность неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекции), ребенок считается часто болеющим, если он перенес в течении года 4 и более острых заболеваний;

— уровень функционального состояния организма;

— наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

По состоянию здоровья дети распределяются на 5 групп, которые в процессе наблюдения могут меняться в зависимости от уровня развития и наличие изменений в состоянии здоровья ребенка.

1 группа – здоровые дети с нормальными физическим и нервно-психическим развитием,не имеющие хронической патологии и редко болеющие острыми заболеваниями.

2 группа (группа риска)- дети, не имеющие хронические заболевания, но имеющие функциональные отклонения , отклонения в росте и развитии, перенесшие инфекционные заболевания, часто болеющие (более 4-5 раз в год), родившиеся от матерей с отягощенным акушерским анамнезом, имеющие риск развития хронической патологии, т.е. дети, нуждающиеся в оздоровлении, лечении, профилактике. В 2 группе можно выделить группы 2А и 2Б.

2А группа – здоровые дети с отягощенным анамнезом (экстрагенитальная патология у матери, отягощенный акушерский анамнез).

2Б группа – здоровые дети с одновременной отягощенностью социального, генеалогического и биологического анамнеза, а также наличием ряда синдромов у плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на рост, развитие и формирование здоровья ребенка, а также с пограничными и функциональными отклонениями, обусловленными возрастом. К ним относятся недоношенные, незрелые, дети с внутриутробным инфицированием, перенесшие асфиксию, родовую травму, а также с рахитом 1 ст., дефицитом или избытком массы 1-2 степени, дефектами осанки, уплощенной стопой, функциональными изменениями органов.

3 группа – дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронической патологии в стадии компенсации, т.е.редкими нетяжелыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, редкими интеркуррентными заболеваниями (1-3 раза в год), функциональными отклонениями только одной патологически измененной системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.

4 группа — дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронического заболевания в стадии субкомпенсации определяющимися функциональными отклонениями не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушением общего состояния, самочувствия после обострения в периоде реконвалесценции.

Читайте также:  История болезни по терапии с гломерулонефритом

5 группа – дети с тяжелыми врожденными пороками развития или тяжелой хронической патологией с длительным периодом декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

Здоровье представляет целостное многомерное динамическое состояние организма, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств – саморегуляции и адаптивности. Следовательно, степень развития у человека способностей к адаптации определяет уровень его стабильности, в конечном итоге здоровье.

Выделяют различные состояния здоровья:

— состояние оптимальных адаптационных возможностей (полное здоровье);

— состояние напряженности регуляторных и метаболических систем (донозологическая форма здоровья);

— состояние сниженных функциональных резервов (преморбидная форма нарушения здоровья);

— состояние срыва адаптации (клинически манифестирующая форма нарушения здоровья).

Болезнь –это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма и ограничению трудоспособности.

Учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней называется этиология.

Классификация причин болезни:

— механические (удар, сдавление, разрыв и др.)

— физические (звук, шум, ионизирующее излучение, электрический ток, температура, электромагнитные поля и др.);

— химические (алкоголь, никотин, тяжелые металлы, пестициды, кислоты и щелочи, ароматические растворители идр.);

— биологические (микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, гельминты, вирусы, грибки др.);

— социальные факторы.

Факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней, называются условиями возникновения болезни. В отличие от причины условия не являются обязательными для развития заболевания. Условия могут быть внутренние и внешние. К внутренним относят наследственное предрасположение к заболеванию, патологическую конституцию (диатез), ранний или старческий возраст. К внешним – нарушения питания, переутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни.

В развитии ряда болезней можно выделить:

1) Латентный период (для инфекционных заболеваний – инкубационный). Он начинается с момента воздействия причинного фактора и продолжается до первых признаков болезни.

2) Продромальный период – от появления первых признаков заболевания до полного проявления симптомов болезни;

3) Период клинических проявлений – характеризуется развернутой клинической картиной заболевания;

4) Исход болезни. Возможны выздоровление (полное или неполное), переход болезни в хроническую форму или смерть.

Одним из важных условий, препятствующих развитию болезней, является непрерывно развивающийся процесс реализации потребностей человека.

Потребность –нужда организма в чем-то, что лежит вне его, но при этом является необходимым компонентом жизнедеятельности. По происхождению они составляют две группы – естественные (биологические) и социальные (культурные). По предмету – материальные и духовные.

Самый первый уровень потребностей, без удовлетворения которых ничто другое невозможно, составляют физиологические: в пище, воде, кислороде, сне, одежде, воспроизведении рода и др. Вторым уровнем человеческих потребностей является потребность в безопасности и защищенности от преступников, нищеты, болезней и др. Удовлетворение потребностей второго уровня создает возможность для развития потребностей третьего уровня: в привязанностях, хорошем отношении, желании быть принятым в обществе. Если все три уровня удовлетворены, возникают новые желания. Это потребность в уважении (признании, одобрении) – четвертый уровень.

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6342; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. Причины конфликта
  2. I. Причины оживления национального движения
  3. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами)
  4. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  5. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенностям, признаки (обозначены буквами).
  6. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенностям, признаки (обозначены буквами).
  7. IV. Установите соотношение между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  8. А. Причины отмены крепостного права
  9. А. Причины феодальной раздробленности
  10. А. Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон
  11. Аксиомы и основные понятия микроэкономического анализа потребительского поведения
  12. Анализ причины конфликтов и методы их разрешения.

Источник