Учение о болезни здоровье и болезнь
I. Предмет патологии.
Патология (общая патология)— учение о болезни, объединяет патофизиологию и патологическую анатомию, является фундаментом медицины. Термин «патология» часто употребляется для обозначения нарушений жизнедеятельности и болезней. В этом смысле термины «патологический» и «болезненный» идентичены.
Патофизиология— наука о закономерностях возникновения, развития и исхода болезней. Патофизиология изучает причины и условия возникновения болезней (этиология), механизмы их развития (патогенез) и выздоровления (саногенез).
Составные части патофизиологии:
1. Общая патофизиология (включает нозологию — общее учение о болезни, общую этиологию и общий патогенез заболеваний и раздел — типовые патологические процессы).
2. Частная патофизиология органов и систем.
3. Клиническая патофизиология — прикладная дисциплина, занимающаяся ис
пользованием патофизиологических закономерностей в клинических условиях для интер
претации данных лабораторных и инструментальных исследований.
Патологическая анатомия— раздел патологии, изучающий структурные (морфологические) проявления болезней. В практической медицине врач-патологоанатом исследует трупы умерших с целью определения причины болезни и смерти.
//. Современное понятие нормы и здоровья.
В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова норматрактуется, как стандарт, типичный вариант, идеальный образец. Патология обычно рассматривается как противоположность нормы. В медицине существует три основных подхода к определению нормы.
1. Среднестатистическая норма основывается на установлении статистическими методами средних величин различных показателей, характерных для здоровых. Таким путем получены нормальные значения артериального давления, пульса, массы тела, концентрации глюкозы в крови, содержания в крови эритроцитов и лейкоцитов и других показателей гомеостаза. Чаще всего среднестатистическая норма приводится в виде таблиц (номограмм) по которым можно установить разброс нормальных значений параметра (например, жизненной емкости легких) исходя из пола, роста, возраста и других свойств субъекта. Другой вариант — математические формулы для расчета нормальных показателей. Например, хорошо известны индексы нормальной массы тела, рассчитанные исходя из роста и пола (индексы Брока иКетле).
2. Индивидуальная норма. Этот подход противоположен предыдущему и заключается в идеализации индивидуальности. По выражению Р. Уиллиамса (1960) каждый человек — отклонение от нормы. Изучая биохимические особенности здоровых индивидов, автор отмечал наличие вариации отдельных показателей до 800% (для концентрации некоторых аминокислот в крови) идаже до 5000% (для уровня многих ферментов крови). Следовательно, можно утверждать, что каждый человек здоров по-своему. Этот подход требует от врача учитывать индивидуальность в процессе диагностики и лечения. Однако, очевидно, что индивидуальная норма не может быть использована в качестве основы для диагностики болезней, так как не существует критериев ее оценки. ^
3. Оптимальная норма. Этот подход базируется на представлении о статистическом установлении величины параметров, при которых заболеваемость и смертность минимальны. Например, ожирение и высокая концентрация в крови холестерина неблагоприятны, так как увеличивают риск смерти от сердечной патологии (рис. 1.1). Но это не значит, что нужно добиваться минимальной концентрации холестерина в крови, так как это, в свою очередь, увеличивает риск смерти от злокачественных опухолей.
Рис 1.1. Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин в зависимости от каждого отдельно взятого фактора риска и их сочетания [Каппе1 ^.В. Ргеуепйуе сагсИо1о§у. Роз1§га€1 Мой 1977;61: 71-85]
Примечание: величины, выходящие за пределы нормы, находятся в темных клетках.
Следовательно, существует некое оптимальное значение концентрации холестерина (оптимальная норма), которое минимизирует риск утраты здоровья и смерти. В практической медицине оптимальная норма используется достаточно редко, так как ее установление требует проведения большого числа дорогостоящих массовых обследований.
Здоровье. Большинство ученых сходятся во мнении, что в настоящее время не существует универсального определения понятию «здоровье». Среди предлагаемых разнообразных формулировок можно выделить несколько принципиально отличающихся.
1. Здоровье как норма. Базируется на отождествлении понятия «здоровье» с понятием «норма». При таком подходе здоровье рассматривают как отсутствие существенных отклонений от нормы основных жизненно важных показателей,
2. Здоровье как отсутствие болезни. Традиционно индивидуальное здоровье оценивается главным образом с позиции наличия или отсутствия у человека тех или иных болезней, патологических отклонений, физических дефектов. В данном случае здоровье и болезнь рассматриваются как взаимоисключающие понятия. На практике такой подход чаще всего используют врачи. Что делает врач, когда пытается установить здоров ли человек? Он более или менее последовательно и систематично исключает болезни. Если болезни не выявлены — человек здоров.
3. Здоровье как успешное приспособление. Этот подход к понятию индивидуального здоровья возник в 60-е годы прошлого века. В основе определений понятий «здоровье» и «болезнь» с позиции этого подхода лежат представления об адаптации. Переход от здоровья к болезни рассматривается в данном случае как процесс снижения степени адаптации организма к окружающим условиям, результат недостаточности адаптационных механизмов, их истощения и срыва [Меерсон Ф.З., 1973; Казначеев В.П., Баевский Р.М., 1980].
Здоровье с точки зрения теории адаптации может быть охарактеризовано по успешности адаптации организма к естественным жизненным ситуациям или стандартизованным условиям специальных тестов. Большинство методов, предлагаемых в настоящее время для оценки здоровья, основаны именно на оценке адаптивных возможностей различных систем организма.
4. Здоровье как благополучие. Наиболее полно этот подход отражен в распростра
ненном определении понятию «здоровье» данном ВОЗ еще в 1946 году «… здоровье еле-
дует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов».
4. Трехмерная модель здоровья. Эта модель основывается на представлениях о многомерности здоровья [Куликов В.П., 2000]. Попытки оценить здоровье на основании одномерной модели, чаще всего по физическим параметрам организма не могут претендовать на достаточную глубину и надежность. Трехмерная модель (рисЛ .2) рассматривает здоровье в трех измерениях: количество жизни, качество жизни и свобода жизни.
Качество з
Рис 1.2. Трехмерная модель здоровья [Куликов В.П., 2000].
Количество жизни — характеризуется ее продолжительностью. Прогнозировать продолжительность предстоящей жизни можно на основе показателей физического здоровья: физического развития, адаптивности и резистентности. Качество жизни характеризуется ее удовлетворенностью, социальной адаптивностью и может быть оценено по психологическим критериям. Свобода жизни характеризуется свободой поведения субъекта, предопределяется индивидуальной структурой потребностей и мотивов человека (личностью), его физическим и психическим здоровьем и средой, накладывающей ограничения на реализацию потребностей. Таким образом, поведение является интегрирующим фактором здоровья. С одной стороны, в нем проявляется влияние среды и индивидуальных свойства субъекта, включая его физическое и психическое здоровье. С другой стороны, поведение, включающее такие важные для здоровья факторы как двигательная активность, питание, вредные привычки, существенно влияет на количество и качество жизни. Исходя из трехмерной модели, здоровье это состояние организма, обеспечивающее способность к достижению максимальной продолжительности жизни при адекватном качестве жизни и оптимальной свободе поведения.
IIII Понятие болезни. Патологические реакции, процессы, состояния. Симптом и синдром. Классификация, стадии развития и исходы болезней.
Согласно формулировке ВОЗ, болезнь— особый вид страдания, вызванный повреждением организма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, характеризующийся нарушением системы регуляции и адаптации, и снижением трудоспособности.
Можно выделить наиболее важные характеристики болезни в современном патофизиологическом понимании:
• Болезнь —качественно новый жизненный процесс.
• Болезнь — общая реакция организма на действие болезнетворного агента (Аль-перин Д. Е.) или чрезвычайного раздражителя (Павленко СМ,);
• Болезнь — сочетание разрушительного («полом») и защитного («меры против болезни» по Павлову И.П.).
• Болезнь — снижение адаптивных возможностей.
Болезни характеризуются специфическими проявлениями, такими как патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние, симптомы и синдромы.
Патологическая реакция— кратковременная неадекватная реакция организма на воздействие раздражителя. Например, гипергликемия при приеме углеводов у больного сахарным диабетом.
Патологический процесс— закономерная последовательность явлений, возникающих в организме при воздействии патогенного фактора, приводящая к нарушению процессов жизнедеятельности. Один и тот же патологический процесс может вызываться различными факторами. Например, опухоль может развиваться под влиянием облучения, курения, интоксикации, и др.
Типовой патологический процессразвивается всегда по одинаковым закономерностям вне зависимости от причины и локализации. К типовым патологическим процессам относятся воспаление, лихорадка, опухоль, тромбоз, аллергия.
Патологическое состояние— вялотекущий патологический процесс, стойкое отклонение от нормы, имеющее отрицательное биологическое значение. Например, пульпит (патологический процесс — воспаление пульпы зуба) может закончиться удалением зуба и заполнением лунки соединительной тканью (патологическое состояние — отсутствие зуба).
Признаками (критериями) болезниявляются жалобы больного, анамнез, данные объективного обследования, результаты инструментальных и лабораторных тестов. Признаки болезней изучает наука — семиотика.
Симптом— какой-либо признак, проявление болезни. Например, боль при травме конечности, раннее пробуждение при неврозе.
Синдром— устойчивая совокупность признаков болезни, объединенных общим патогенезом. Например, нефротический синдром, характеризующийся такими симптомами, как дизурия (нарушение выделения мочи), протеинурия (белок в моче), гематурия (кровь в моче), гипопротеинемия (снижение концентрации белка в крови), отеки.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Общественное здоровье –характеристика индивидуальных уровней здоровья членов общества, которая отражает вероятность достижения каждым максимального здоровья и творческого долголетия.
Критерии оценки «здоровья для всех» по ВОЗ:
— доля валового национального продукта, расходуемого на нужды здравоохранения;
— доступность первичной медико-санитарной помощи;
— охват населения безопасным (соответствующим санитарным нормам) водоснабжением;
— доступность квалифицированной медицинской помощи в период беременности и при родах;
— уровень детской смертности, состояние питания детей;
— средняя продолжительность жизни.
Главным критерием оценки состояния среды региона является здоровье проживающего на данной территории населения. На 50% уровень здоровья зависит от индивидуального образа жизни, на 25% — от влияния окружающей среды, на 15% — от наследственности и на 10% — от качества медицинского обслуживания.
Здоровье – состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это определение просуществовало 50 лет, в 1994 году ВОЗ предложила новое определение: «Здоровье – это способность жизни сохранять и развивать себя и среду своего обитания».
Основные критерии здоровья:
— особенности онтогенеза (данные генеологического, биологического, социального анамнеза);
— физическое развитие;
— нервно-психическое развитие;
— уровень резистентности (совокупность неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекции), ребенок считается часто болеющим, если он перенес в течении года 4 и более острых заболеваний;
— уровень функционального состояния организма;
— наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
По состоянию здоровья дети распределяются на 5 групп, которые в процессе наблюдения могут меняться в зависимости от уровня развития и наличие изменений в состоянии здоровья ребенка.
1 группа – здоровые дети с нормальными физическим и нервно-психическим развитием,не имеющие хронической патологии и редко болеющие острыми заболеваниями.
2 группа (группа риска)- дети, не имеющие хронические заболевания, но имеющие функциональные отклонения , отклонения в росте и развитии, перенесшие инфекционные заболевания, часто болеющие (более 4-5 раз в год), родившиеся от матерей с отягощенным акушерским анамнезом, имеющие риск развития хронической патологии, т.е. дети, нуждающиеся в оздоровлении, лечении, профилактике. В 2 группе можно выделить группы 2А и 2Б.
2А группа – здоровые дети с отягощенным анамнезом (экстрагенитальная патология у матери, отягощенный акушерский анамнез).
2Б группа – здоровые дети с одновременной отягощенностью социального, генеалогического и биологического анамнеза, а также наличием ряда синдромов у плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на рост, развитие и формирование здоровья ребенка, а также с пограничными и функциональными отклонениями, обусловленными возрастом. К ним относятся недоношенные, незрелые, дети с внутриутробным инфицированием, перенесшие асфиксию, родовую травму, а также с рахитом 1 ст., дефицитом или избытком массы 1-2 степени, дефектами осанки, уплощенной стопой, функциональными изменениями органов.
3 группа – дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронической патологии в стадии компенсации, т.е.редкими нетяжелыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, редкими интеркуррентными заболеваниями (1-3 раза в год), функциональными отклонениями только одной патологически измененной системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.
4 группа — дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронического заболевания в стадии субкомпенсации определяющимися функциональными отклонениями не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушением общего состояния, самочувствия после обострения в периоде реконвалесценции.
5 группа – дети с тяжелыми врожденными пороками развития или тяжелой хронической патологией с длительным периодом декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.
Здоровье представляет целостное многомерное динамическое состояние организма, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств – саморегуляции и адаптивности. Следовательно, степень развития у человека способностей к адаптации определяет уровень его стабильности, в конечном итоге здоровье.
Выделяют различные состояния здоровья:
— состояние оптимальных адаптационных возможностей (полное здоровье);
— состояние напряженности регуляторных и метаболических систем (донозологическая форма здоровья);
— состояние сниженных функциональных резервов (преморбидная форма нарушения здоровья);
— состояние срыва адаптации (клинически манифестирующая форма нарушения здоровья).
Болезнь –это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма и ограничению трудоспособности.
Учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней называется этиология.
Классификация причин болезни:
— механические (удар, сдавление, разрыв и др.)
— физические (звук, шум, ионизирующее излучение, электрический ток, температура, электромагнитные поля и др.);
— химические (алкоголь, никотин, тяжелые металлы, пестициды, кислоты и щелочи, ароматические растворители идр.);
— биологические (микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, гельминты, вирусы, грибки др.);
— социальные факторы.
Факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней, называются условиями возникновения болезни. В отличие от причины условия не являются обязательными для развития заболевания. Условия могут быть внутренние и внешние. К внутренним относят наследственное предрасположение к заболеванию, патологическую конституцию (диатез), ранний или старческий возраст. К внешним – нарушения питания, переутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни.
В развитии ряда болезней можно выделить:
1) Латентный период (для инфекционных заболеваний – инкубационный). Он начинается с момента воздействия причинного фактора и продолжается до первых признаков болезни.
2) Продромальный период – от появления первых признаков заболевания до полного проявления симптомов болезни;
3) Период клинических проявлений – характеризуется развернутой клинической картиной заболевания;
4) Исход болезни. Возможны выздоровление (полное или неполное), переход болезни в хроническую форму или смерть.
Одним из важных условий, препятствующих развитию болезней, является непрерывно развивающийся процесс реализации потребностей человека.
Потребность –нужда организма в чем-то, что лежит вне его, но при этом является необходимым компонентом жизнедеятельности. По происхождению они составляют две группы – естественные (биологические) и социальные (культурные). По предмету – материальные и духовные.
Самый первый уровень потребностей, без удовлетворения которых ничто другое невозможно, составляют физиологические: в пище, воде, кислороде, сне, одежде, воспроизведении рода и др. Вторым уровнем человеческих потребностей является потребность в безопасности и защищенности от преступников, нищеты, болезней и др. Удовлетворение потребностей второго уровня создает возможность для развития потребностей третьего уровня: в привязанностях, хорошем отношении, желании быть принятым в обществе. Если все три уровня удовлетворены, возникают новые желания. Это потребность в уважении (признании, одобрении) – четвертый уровень.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6342; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
- I. Причины конфликта
- I. Причины оживления национального движения
- IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами)
- IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
- IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенностям, признаки (обозначены буквами).
- IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенностям, признаки (обозначены буквами).
- IV. Установите соотношение между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
- А. Причины отмены крепостного права
- А. Причины феодальной раздробленности
- А. Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон
- Аксиомы и основные понятия микроэкономического анализа потребительского поведения
- Анализ причины конфликтов и методы их разрешения.
Источник