Урок биологии 8 класс наследственные и врожденные болезни

Урок биологии 8 класс наследственные и врожденные болезни thumbnail

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. 8 класс. Линия В.В. Пасечника.

Задачи:

Раскрыть различия между наследственными и врожденными болезнями, пути прогнозирования первых и профилактики вторых;

Дать понятие профилактики и симптоматики болезней, передающихся половым путем, включая СПИД, гепатит В, венерические болезни.

Оборудование: таблицы, презентация «Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем»

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

Наследственные заболевания связаны с нарушениями в генетическом материале человека, обусловлены хромосомными и генными мутациями. Такие болезни до сих пор плохо поддаются лечению, или не поддаются лечению вообще.

 От наследственных заболеваний следует отличать врожденные заболевания, которые обусловлены внутриутробными повреждениями, вызванными инфекцией или осложнениями после болезни женщины во время беременности. Опасны первые три месяца развития, пока не сформировалась плацента и питательные вещества и О2 поступают из крови матери.

Организм человека — самое совершенное творение природы. Но очень часто неправильный образ жизни ведет к развитию болезней, которые вызывают мутации на генетическом уровне, результаты которых обязательно проявятся у потомков.

1. Изучение нового материала. Презентация. Заполнение таблицы в рабочей тетради.

Таблица. Наследственные и врожденные заболевания.

Наследственные болезни

Врожденные болезни

Примеры

Профилактика

Проверка записей в таблице и корректировка.

Дополнение учителя. В настоящее время описано более 10000 вариантов наследственных болезней. Большинство этих заболеваний встречается довольно редко, например частота серповидно-клеточной анемии 1 случай из 6000.

Случаи рождения ребенка с синдромом Дауна встречаются чаще и составляют 1 на 1000 человек.

Некоторые генетические заболевания проявляются не сразу после рождения ребенка, а спустя некоторое, порой весьма долгое время.

Ученые установили факторы риска возникновения наследственных заболеваний и разделили их на три группы.

К физическим факторам можно отнести воздействие на организм радиации или ультрафиолетового излучения при избыточном нахождении на солнце или в солярии. Химические факторы — это наркотики, алкоголь, никотин, некоторые лекарственные препараты, химикаты.

Биологические факторы, которые могут повлиять на наследственность, обусловлены действием вирусов оспы, гриппа, кори, гепатита и некоторыми видами бактерий.

Если есть опасность рождения ребенка с генетически обусловленной болезнью, необходимо обращаться в генетическую консультацию. Генетические исследования позволяют предсказать вероятность такого заболевания.

Одним из методов изучения передачи наследственных признаков человека является составление родословной. В процессе составления родословного древа собирается информации о заболеваниях, которыми страдали представители нескольких поколений данного семейства. При помощи этого метода можно  установить, как наследуются заболевания в семье.

Существуют и другие методы исследования — дородовая диагностика. Для этого отбирается несколько миллилитров околоплодной жидкости из плодного пузыря будущей матери, а по содержащимся в жидкости клеткам плода можно опередить как нарушения обмена веществ, так и хромосомные и генные мутации.

Современные микроскопы позволяют хорошо видеть хромосомы в ядрах клеток. Если число хромосом в клетках человека больше или меньше 46, или хромосомы имеют ненормальную форму, то констатируют наличие у плода генетических заболеваний.

Сегодня активно развивается новый метод, который называется генная терапия. С помощью этого метода дефектные гены могут быть заменены «здоровыми», и болезнь будет прекращена в результате устранения причины заболевания.

2. Самостоятельная работа с текстом учебника § 62 и заполнение таблицы «Болезни, передающиеся половым путем».

Название болезни

Возбудитель

Пути заражения

Симптомы

СПИД

1.

2.

3.

Гепатит В

Сифилис

I стадия

II стадия

III стадия

Наиболее опасное заболевание СПИД.
Вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), поражающий лимфоциты человека. Внедряясь в лимфоциты, вирус изменяет обмен веществ в этой клетки, и она начинает продуцировать новые вирусы, вызывающие СПИД. Эти вирусы разрывают клеточную оболочку лимфоцита, выходят в кровь, находят новые жертвы среди лимфоцитов и проникают в них. Гибель лимфоцитов сопровождается сильным ослаблением иммунной системы.

Человек, заболевший СПИДом, теряет способность бороться с любой инфекцией и раковыми перерождениями собственных клеток. Организм фактически становится беззащитным и гибнет либо от рака, либо от инфекции, чаще легких. Это заболевание может сопровождаться поражением кожи.

Болезнь первое время себя никак не проявляет и обнаружить её можно только путем лабораторного анализа крови.

хроническое системное венерическое инфекционное заболевание с поражением кожи, слизистых оболочек, внутренних органов, костей, нервной системы с последовательной сменой стадий болезни, вызываемое бактериями вида бледная трепонема

Проявляются через 3 – 4 недели после заражения. На месте внедрившийся инфекции образуется плотная ссадина или язва – твердый шанкр. Она безболезненна и резко отграничена от здоровой ткани. Затем шанкр исчезает без всякого лечения и человек чувствует себя здоровым. Но это состояние обманчиво. Возбудитель распространяется по всему организму, и через 1-2 недели на коже появляется сыпь. Затем она проходит, но появляются головные боли, боли в костях.
Поражается нервная ткань спинного мозга. 

Теряется чувствительность ног.
Проваливается нос.
Поражаются зубы.
Тяжелые поражения кожи и внутренних органов

СПИД и  сифилис -Болезни, представляющие большую опасность, поэтому лица, виновные в их сознательном распространении, несут административную и уголовную ответственность!!! Сифилис передается по наследству. В наше время он успешно лечится, но это зависит от стадии заболевания. Запущенные случаи поддаются лечению с трудом.

3. Закрепление знаний. Беседа по вопросам в таблице.

4. Задание на дом: изучить § 62, ответить на вопросы вначале §, прокомментировать значение слов выделенных жирным шрифтом.

Источник

Инфоурок

Биология
›Презентации›Презентация по биологии на тему :» Наследственные и врожденные заболевания»(8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

8 класс

2 слайд

Наследственные болезни — заболевания человека, связанные с нарушением генного

Описание слайда:

Наследственные болезни — заболевания человека, связанные с нарушением генного аппарата половых клеток.

3 слайд

Физические факторы (различные виды ионизирующей радиации, ультрафиолетовое из

Описание слайда:

Физические факторы (различные виды ионизирующей радиации, ультрафиолетовое излучение) Химические факторы (инсектициды, гербициды, наркотики, алкоголь, некоторые лекарственные препараты и др.вещества) Биологические факторы (вирусы оспы, ветряной оспы, эпидемического паротита, гриппа, кори, гепатита и др.)

4 слайд

ГЕННЫЕ ХРОМОСОМНЫЕ НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ

Описание слайда:

ГЕННЫЕ ХРОМОСОМНЫЕ НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ

5 слайд

Обусловлены изменениями в одном гене или отсутствием отдельных генов. Хотя р

Описание слайда:

Обусловлены изменениями в одном гене или отсутствием отдельных генов. Хотя распространенность генных болезней невысока, полностью они не исчезают. Если сперматозоид или яйцеклетка к моменту оплодотворения имеют какие-либо дефекты, то при их слиянии образуется неполноценный зародыш.

6 слайд

Альбинизм (отсутствие пигментации кожи) Серповидноклеточная анемия (эритроцит

Описание слайда:

Альбинизм (отсутствие пигментации кожи) Серповидноклеточная анемия (эритроциты не способны переносить кислород) Арахнодактилия Синдром Марфана Дальтонизм Фенилкетонурия (накопление в организме фенилаланина, что вызывает умственную отсталость) Микроцефалия Ихтиоз (не сцепленный с полом) Прогерия Гемофилия

7 слайд

Наследственное заболевание соединительной ткани , проявляющееся изменениями с

Описание слайда:

Наследственное заболевание соединительной ткани , проявляющееся изменениями скелета: высоким ростом с относительно коротким туловищем , длинными паукообразными пальцами ( арахнодактилия ), разболтаннностью суставов , часто сколиозом, деформациями грудной клетки , аркообразным небом . Характерны также поражения глаз . В связи с аномалиями сердечно-сосудистой системы средняя продолжительность жизни сокращена. Считают, что ею болели Паганини, Андерсен, Чуковский. Арахнодактилия

8 слайд

Прогерия (греч. progērōs преждевременно состарившийся) — патологическое состо

Описание слайда:

Прогерия (греч. progērōs преждевременно состарившийся) — патологическое состояние, характеризующееся комплексом изменений кожи, внутренних органов, обусловленных преждевременным старением организма. На фото мальчик 10 лет

9 слайд

Ихтиоз (греч. - рыба) — наследственный дерматоз, характеризующийся диффузным

Описание слайда:

Ихтиоз (греч. — рыба) — наследственный дерматоз, характеризующийся диффузным нарушением ороговения по типу гиперкератоза, проявляется образованием на коже чешуек) напоминающих рыбьи.

10 слайд

Возникают вследствие изменения числа или строения хромосом. Хромосомные болез

Описание слайда:

Возникают вследствие изменения числа или строения хромосом. Хромосомные болезни встречаются значительно чаще генных (6 -10 из 1000 новорожденных).

11 слайд

Болезнь Дауна (три хромосомы 21пары) Синдром Клайнфельтера (у мужчин 47хромос

Описание слайда:

Болезнь Дауна (три хромосомы 21пары) Синдром Клайнфельтера (у мужчин 47хромосом -ХХУ) Синдром Шерешевского – Тернера (у женщин 45 хромосом – ХО) Синдром «кошачьего крика» (утрата фрагмента 5-ой хромосомы)

12 слайд

некоторые злокачественные новообразования, пороки развития внутренних органов

Описание слайда:

некоторые злокачественные новообразования, пороки развития внутренних органов, в том числе сердца, предрасположенность к сахарному диабету и алкоголизму, врожденный вывих бедра, расщелина губы и нёба, шизофрения.

13 слайд

Болезнь, обусловленная аномалией хромосомного набора. Изменено число аутосом:

Описание слайда:

Болезнь, обусловленная аномалией хромосомного набора. Изменено число аутосом: три 21-х хромосомы. Кариотип больного Это одна из наиболее распространенных хромосомных болезней, встречается в среднем с частотой 1 на 700 новорожденных.

14 слайд

На ладони часто обнаруживают поперечную складку Основными проявлениями болезн

Описание слайда:

На ладони часто обнаруживают поперечную складку Основными проявлениями болезни Дауна являются умственная отсталость, своеобразный внешний облик больного и врожденные пороки развития.

15 слайд

Расщелины губы и неба составляют 86,9% от всех врожденных пороков развития лица

Описание слайда:

Расщелины губы и неба составляют 86,9% от всех врожденных пороков развития лица

16 слайд

Медико-генетическое консультирование при наличии наследственных болезней в ро

Описание слайда:

Медико-генетическое консультирование при наличии наследственных болезней в родословной Здоровый образ жизни УЗИ плода Генная терапия (введение в клетки больного человека нормальной копии поврежденного гена)

17 слайд

Врожденные болезни связаны с повреждением зародыша в период его развития. Наи

Описание слайда:

Врожденные болезни связаны с повреждением зародыша в период его развития. Наиболее опасными считаются первые три месяца беременности, т.к. в этот период происходит формирование всех органов будущего ребенка.

18 слайд

В этот период плод особенно чувствителен к вирусным инфекциям, поскольку плац

Описание слайда:

В этот период плод особенно чувствителен к вирусным инфекциям, поскольку плаценты еще нет, она сформируется к концу третьего месяца развития. Особенно опасен вирус краснухи. Это вирус может привести к рождению ребенка с пороком сердца, глухотой, умственной отсталостью, если его мать заболеет этой болезнью в первые три месяца беременности.

19 слайд

К врожденным заболеваниям относится алкогольный синдром плода: у ребенка може

Описание слайда:

К врожденным заболеваниям относится алкогольный синдром плода: у ребенка может быть поражена ЦНС, выявляется умственная отсталость, расторможенность (несобранность, плохая память, низкий уровень внимания и т.д.).

20 слайд

Будущим мамам следует задуматься

Описание слайда:

Будущим мамам следует задуматься

21 слайд

Самый большой вред курение наносит нерожденным детям. От никотина возникает с

Описание слайда:

Самый большой вред курение наносит нерожденным детям. От никотина возникает спазм сосудов плаценты, и у ребенка возникает кислородное голодание. Ядовитые вещества действуют на все его нежные органы, мешают малышу нормально развиваться. В 2003 году британские ученые выявили зависимость курения на раннем этапе беременности и рождением ребенка с расщелиной лица.

22 слайд

Всего известно около 20 заболеваний, передаваемых половым путем, но их число,

Описание слайда:

Всего известно около 20 заболеваний, передаваемых половым путем, но их число, к сожалению растет. Наиболее опасны: СПИД, Гепатит В Сифилис.

23 слайд

Чем СПИД отличается от ВИЧ? ВИЧ поражает один из видов лимфоцитов, без которы

Описание слайда:

Чем СПИД отличается от ВИЧ? ВИЧ поражает один из видов лимфоцитов, без которых иммунитет становится неполноценным. Организм теряет устойчивость к любым мокрооорганизмам. Заражение СПИДом происходит при половых контактах, а так же через кровь при плохой стерилизации шприцев и других медицинских приборов. ВИЧ – вирус иммунодефицита человека СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита человека

24 слайд

Гепатит В Передается половым путем и через кровь. Вызывает тяжелое поражение

Описание слайда:

Гепатит В Передается половым путем и через кровь. Вызывает тяжелое поражение печени, желтуху, может стать угрозой для жизни человека. Первые признаки гепатита: темная моча, обесцвеченный кал, желтые белки глаз, пожелтение кожи

25 слайд

Сифилис В отличие от СПИДа передается не только половым путем, но и бытовым –

Описание слайда:

Сифилис В отличие от СПИДа передается не только половым путем, но и бытовым – через предметы общего пользования (полотенца, посуду, постельное белье и т.п.) Возбудитель заболевания – спирохета, которая может попасть через ссадины на коже, выкуривании с кем-либо общей сигареты, при поцелуях. Болезнь протекает в три стадии (см. текст учебника). Болезнь можно вылечить на первой и второй стадиях развития, третья стадия лечению не поддается.

Выберите книгу со скидкой:

Урок биологии 8 класс наследственные и врожденные болезни

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Урок биологии 8 класс наследственные и врожденные болезни

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Урок биологии 8 класс наследственные и врожденные болезни

Курс повышения квалификации

Урок биологии 8 класс наследственные и врожденные болезни

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-391630

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Конспект урока по биологии класс 8 по программе Пасечник В.В.

Фамилия Имя Отчество учителя: Щербакова О.В.

Должность: учитель биологии, МОУ Дровянинская СОШ.

Тема урока: Наследственные заболевания и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем.

Тип урока: изучение нового материала

 Цель урока: раскрыть различия между наследственными и врожденными заболеваниями. Пути прогнозирования первых и профилактика вторых; дать понятия о профилактике и симптоматике заболеваний, передающихся половым путем.

Задачи урока:

а) предметные:

-охарактеризовать наиболее известные наследственные заболевания;

— сформировать понятие о факторах риска для здоровья человека и его будущего потомства;

-обосновать необходимость обеспечения генетической безопасности человека;

б) развивающие:

— развивать мышление;

— развивать умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы, сравнивать и анализировать, фиксировать информацию в форме таблицы,

-развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании.

в) личностно-ориентированные (воспитательные, социализирующие):

— воспитывать сознательное отношение к здоровому образу жизни и ответственность  за полноценность  будущего потомства.

Тип урока: объяснение нового материала.

Приветствие учителя, психологический настрой на урок.

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами . Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!

  1. Подготовка класса к изучению новой темы:

(индивидуальная самостоятельная работа учащихся .Выполнение теста «Страна иммунитет» 3-5 мин.

  1. Объяснение нового материала

Эпиграф«Быть хорошо рожденным – право  каждого ребенка» Л. Н. Толстой (слайд )

Все люди, безусловно мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, способными, красивыми и, конечно, счастливыми в жизни. Все родители хотят, чтобы их дети были похожи на них, и надеются на то, что они унаследуют их достоинства, а не слабости и недостатки. И никто не хотел бы оставить своим детям в наследство болезни, ведущие к инвалидности, к короткой и неполноценной жизни. Однако хорошо известно не только то, что не все дети рождаются здоровыми и развиваются нормально, но и то, что существуют семьи, как бы отмеченные «печатью неблагополучия», в которых передаются из поколения в поколение те или иные заболевания.

Каждый организм берет начало от слияния двух половых клеток, гамет, – материнской яйцеклетки и отцовского сперматозоида.

Как же передаются признаки от родителей потомкам?

Таинство передачи признаков от родителей потомству всегда волновало и волнует до сих пор умы ученых и каждого из нас. Свойство передавать потомкам свои признаки называется  наследственностью (слайд ) .Вся наследственная информация заключена в хромосомах, в которых расположены гены.

Наследственные заболевания связаны с нарушениями генного аппарата зародышевых клеток (слайд ).  Если сперматозоид и яйцеклетка, а тем более обе эти клетки имеют какие — то дефекты к моменту оплодотворения, то при их слиянии образуется неполноценный зародыш.

Самым серьезным следствием изменений наследственного аппарата зародыша является неправильное формирование его органов, как внутренних, так и наружных. Нарушается строение и работа головного мозга, страдают, как правило, органы зрения и слуха.

К наследственным заболеваниям относится

— синдром Дауна (слайд )

Симптомы этого заболевания легко выявляются по внешнему виду ребенка. Это и кожная складка во внутренних углах глаз, которая придает ему монголоидный вид, и, большой язык, короткие и толстые пальцы, постоянно  приоткрытый рот, маленький нос с широкой переносицей, деформированные ушные раковины, плоский затылок. При тщательном обследовании у таких детей обнаруживаются  пороки сердца, зрения и слуха, умственная отсталость, снижение иммунитета.

— гемофилия (несвертываемость крови) (доклад учащегося)- показ слайда.

-цветовая слепота. Дальтонизм. ( Показ сладов ) нарушение обмена веществ и многие другие.( показ слайдов)

В отличие от наследственных, врожденные заболевания связаны с повреждениями зародыша, происходящими в процессе его развития. Эмбрион человека наиболее уязвим в первые три месяца его развития, так как еще не сформирована плацента – защитный барьер развивающегося зародыша. В этот период плод наиболее чувствителен к вирусным инфекциям, лекарственным препаратам, курению, алкоголю.

Особое внимание хотелось бы обратить на пагубное влияние алкоголя на внутриутробное развитие организма ребенка

( показ слайдов)

У женщин, употребляющих алкоголь, особенно во время беременности, ребенок может родиться с поражениями центральной нервной системой, в дальнейшем выявляется  умственная отсталость, наблюдается расторможенность: несобранность, низкий уровень произвольного внимания, беспричинные беспокойства, плохая память и т.д.

Прием женщиной алкоголя в более поздние сроки беременности обычно не приводит к появлению видимых уродств, но весьма неблагоприятно сказывается на развитии плода, а затем и родившегося ребенка.

Проявления алкогольного синдрома обнаруживаются и у детей, родители которых вообще-то употребляли алкоголь редко и в умеренных количествах, но выпили перед зачатием или незадолго до него.

Рождение ребенка с алкогольной болезнью – непоправимое несчастье, ибо она не поддается лечению. Но если излечить алкогольную болезнь ребенка нельзя, то предупредить ее очень легко: никакого алкоголя!  

  ( работа учащихся с раздаточным материалом)

история № 1. История № 2.

Задание: Определить признаки заболевания- алкогольного синдрома плода? Анализирование историй)

Заполнение таблицы ( работа в рабочей тетради)

Наследственные и врожденные заболевания

3 .Физкультминутка 2 мин.

Мы знаем, что биологическая роль живого существа – оставить после себя потомство. Человек имеет право на жизнь, здоровье и деторождение. Общество и прежде всего родители, обязано осознать всю ответственность перед детьми за их жизнь и здоровье. Для развивающегося эмбриона, а также плода опасны и наркотические вещества, и алкоголь, и никотин, и бесконтрольный прием лекарственных препаратов. Помимо «бытовых ядов» к повреждающим факторам относят беспорядочные половые контакты и инфекции, передаваемые половым путем. ( показ слайда)

Болезни этой группы раньше назывались венерическими, по имени мифологической богини любви Венеры.

 В настоящее время известно более 20 венерических заболеваний. Наиболее опасными из заболеваний, передающихся половым путем является СПИД и сифилис. (слайд ) сообщение учащегося 3 мин.

Работа класса по схеме «Пути распространения СПИДа », «Профилактика заболеваний, передающихся половым путем»

Работа класса – индивидуальная. Анализирование задания. Составление кластера.

Заполнение таблицы с использованием учебника стр. 318-319.

Болезни, передающиеся половым путем:

Чтобы защитить себя от венерических болезней, следует осторожно относиться к выбору партнера, соблюдать меры личной профилактики, пользоваться средствами защиты, после каждого случайного полового контакта необходимо обратиться к врачу за советом или профилактического осмотра. Каждому человеку необходимо помнить: болезнь легче предупредить, чем лечить.

4.Закрепление изученного материала:

Выполнение теста «Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем»

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

А1. Что поражает вирус иммунодефицита?

1) лимфоциты

2)эритроциты

3) кору головного мозга

4) лимфоузлы

А2. Как можно заразиться сифилисом?

1) только при половых контактах

2) при переливании крови

3) при укусе комара

4) половым и бытовым путем (через предметы гигиены, посуду и т. п.)

A3. После перенесения венерических заболеваний:

1) вырабатывается пожизненный иммунитет

2) вырабатывается иммунитет на 1-2 месяца

3) иммунитет не вырабатывается

4) вырабатывается иммунитет на срок до 1,5 лет

А4. Каким заболеванием является гемофилия?

1) наследственным

2) врожденным

3) инфекционным

4) заболеванием, передающимся половым путем

А5. Что является возбудителем сифилиса?

1) палочка Коха

2) вирус иммунодефицита

3) бледная спирохета( трепонема)

4) трихомонада

А6. Как называется плотная ссадина, которая образуется в месте внедрения возбудителя сифилиса?

1) нарыв

2) фурункул

3) фолликул

4) твердый шанкр

В1. Как называется заболевание, при котором поражается иммунная система человека?

Работа учащихся в парах. Проверка работ. Выставление оценок за тест.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Заполнение листа самооценки.

Лист самооценки учащегося Оценка за тест:

Фамилия Имя:………………………………………………………………………………………………

1.Интересно

2.Скучно

3.Безразлично

1.Работал

2.Отдыхал

3.Помогал другим

1.Понял тему урока

2.Узнал больше, чем знал

3.Не понял тему урока

Мое настроение после урока: hello_html_64743ee7.png hello_html_m4fa4e85b.jpghello_html_25fefdb1.jpg

6.Домашнее задание: п .62 ,дополнительно приготовить информацию о трех заболеваниях ( по желанию)

Спасибо за урок! Всего доброго!

Источник