Урок болезнь и исцеление ильи муромца

Урок болезнь и исцеление ильи муромца thumbnail

Тема урока: «Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

Класс: 4

УМК: Гармония;

Тип урока: изучение нового материала;

Цель: познакомить с новой былиной.

Задачи:

-расширить представление о былинных героях;

-продолжить обучение работе с текстом былин;

-совершенствовать навык чтения;

-прививать любовь к Родине и к своему народу.

Оборудование для учителя:

-учебник;

-толковый словарь русского языка;

Оборудование для учащихся:

-учебник;

-рабочие тетради;

Ход урока.

Организационный момент.

Речевая разминка

Первичный синтез

-первичное восприятие текста.

-проверка первичного восприятия

Анализ

Вторичный синтез.

Итог урока.

Домашнее задание.

Здравствуйте ребята. Садитесь.

На доске перед вами текст. Прочитайте его с разной интонацией:

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Лена искала весь день.

-Прочитайте самостоятельно

— Сначала вслух

-Теперь быстрее

-Прочитайте скороговоркой

-С вопросительной интонацией

Подготовительная работа:

А)беседа по теме.

– Следующая былина из учебника рассказывает об Илье Муромце. Это самый популярный и любимый русский богатырь. Былин, где он упоминается, очень много.

Часто в былинах Илью ласково называют Ильюшенька, Илеюшка, Илюша;

-по отношению к нему употребляются эпитеты «добрый молодец», «славный богатырь святорусский».

-До сих пор не утихают споры о том, является ли Илья Муромец вымышленным лицом или он жил на самом деле. Во всяком случае,

монахи Печерской лавры города Киева утверждают, будто останки Ильи Муромца, воина-защитника Святой Руси, ставшего со временем монахом, находятся в одной из пещер монастыря.

Б) словарная работа.

— в тексте нам встретятся слова, смысл которых будет не совсем понятным. Найдем и объясним их значение:

Выкорчевать, калики, брага (узнаем их значение из «сносок»)

В) работа с иллюстрацией

-Сегодня мы познакомимся еще с одним Русским богатырем Ильей Муромцем.

-Откройте картину В.Васнецова. Как вы считаете, кто из этих доблестных богатырей Илья?

-почему его назвали Муромец? Что это: отчество или фамилия?

(рассуждения учащихся)

— На уроке мы познакомимся с самой первой былиной об Илье Муромце, из которой узнаем, как он стал богатырём.

Г) работа с названием.

— посмотрим на название былины. Прочтем его.

— попробуйте предположить, о чем нам расскажет эта былина.

— сейчас, мы начнем чтение произведения и ответим на вопрос: От чего и в каком возрасте излечился Илья Муромец?

(чтение текста учителем и сильными учениками)

— кто готов ответить на вопрос,

от чего и в каком возрасте излечился Илья Муромец?

-какая пришла беда в семью?

— кто излечил Илью от этого недуга?

вопросы по содержанию

-Сколько лет просидел Илья в избе?

-Может ли человек, страдающий таким недугом, быть богатырём?

(высказывания детей)

-Кто такие калики перехожие?

-Что они предсказали Илье?

-Каким стал Илья? Подтвердите предложениями из текста.

-Почему Илья не остался жить с родителями?

-Как отнеслись к этому родители? Прочитайте в тексте.

вопросы по идее произведения

— а почему Илья решил стать богатырем?

— о каких качествах героя это говорит?

вопросы по собственному отношению.

-чему нас учит эта былина?

— а как бы вы поступили на его месте?

-Что мы с вами узнали о новом былинном герое?

(высказывания учащихся )

– Найдите и прочитайте:

• Разговор калик перехожих и Ильи.

• Фрагменты, соответствующие иллюстрациям учебника.

• Слова, которые помогают представить Илью Муромца.

— Чему учит эта былина?

— Какова её главная мысль?

Запишите задание на дом: стр. 168-173 читать и подготовить пересказ с использованием устаревших слов.

— в центре

Читайте также:  При гиперфункции щитовидной железы развивается болезнь

-он из города Мурома

— болезнь и исцеление Ильи Муромца

-о том, какие трудности преодолел Илья на пути к славе богатырской

— у него отнялись ноги и до 33 лет он не ходил

-ребенок перестал ходить

-калики перехожие

-до 33 лет

— нет, по тому что не сможет сражаться.

-странствующие монахи.

-что он станет великим богатырем

-необычайно сильным богатырем

-он посчитал что Руси требуется защитник, такой как он

— расстроились, но благословили.

-что бы защищать людей живущих на Руси

— доблесть, справедливость, храбрость, мудрость…

— если обладаешь каким-то достоинством, его обязательно нужно использовать во благо.

-богатырем он стал в 33 года, он любил, уважал и заботился о родителях, он был храбрым…

-Статный, дородный, светло-радостный; сила-могучесть; снарядился

в доспехи богатырские.

— нужно преодолевать трудности, быть честным и патриотичным.

Источник

Цели:

  • познакомить с новой былиной;
  • расширить представление о былинных героях;
  • продолжить учить работе с текстом былин и
    совершенствовать навык чтения;
  • прививать любовь к Родине и к своему народу.

Оборудование:

  • картинки к былинам;
  • карточки с именами и фамилиями;
  • картина В.М. Васнецова “Богатыри”;
  • картинки для составления картинного плана;
  • книги с былинами;
  • учебник О.В. Кубасова “Любимые страницы” 4 кл.,
    1часть;
  • рабочая тетрадь к учебнику О.В. Кубасовой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

1. Былинный герой – Добрыня Никитич:

С каким героем былин мы уже знакомы?

Что мы о нём узнали?

Где он изображён на картине В. Васнецова?

III. Изучение нового.

1. Былина “Болезнь и исцеление Ильи
Муромца”.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство
с богатырями, но уже будем говорить о том, который
на картине В. Васнецова изображён в центре. Кто
это?

Давайте попробуем выяснить, почему его назвали
Муромец? Что это: отчество или фамилия?

(рассуждения учащихся)

а) знакомство с историческими сведениями об
имени и фамилии главного героя:

— Мы с вами уже знаем, что былины создавались
народом и в них много исторических сведений и
названий. Мы изучаем их в современной обработке,
хотя пришли они к нам из древнейших времён.

Поэтому, имена героев былин не всегда звучали
так, как мы с вами говорим сейчас.

Вот имя и фамилия нашего сегодняшнего героя
тоже изменялись.

Хотите узнать как?

(учитель прикрепляет на доску карточки:
Ильюша, Илейко, Елейка, Мурович, Муравлении,
Моровленин, Илья сын Иванович, Илья свет
Иванович)

физминутка

б) знакомство с текстом

— На уроке мы познакомимся с самой первой
былиной об Илье Муромце, из которой узнаем, как он
стал богатырём.

  • чтение подготовительных упражнений учебника,
    разбор непонятных слов
  • чтение подготовленным учеником первых двух
    абзацев былины

Где родился Илья?

Какая пришла беда в семью?

Сколько лет просидел Илья в избе?

Может ли человек, страдающий таким недугом,
быть богатырём?

(высказывания детей)

  • просмотр отрывка из фильма: кто и как исцелил
    Илью Муромца.

Кто и как исцелил Илью?

Кто такие калики перехожие?

Что они предсказали Илье?

Узнаем, что произошло дальше.

  • чтение подготовленными учащимися последней
    части былины.

в) работа по содержанию:

Каким стал Илья? Подтвердите предложениями из
текста.

Почему Илья не остался жить с родителями?

Как отнеслись к этому родители? Прочитайте в
тексте.

Дали они ему своё благословение? Почему?
Подтвердите словами из текста.

Что мы с вами узнали о новом былинном герое?

(высказывания учащихся )

г) составление картинного плана:

Давайте теперь попробуем восстановить, как
разворачивались все события былины. А что нам
может в этом помочь?

Читайте также:  Как определить болезнь в симс 4 на работу

Сейчас вы будете работать в группах, составляя
картинный план и озаглавливая каждую часть.

(учащиеся разделены на 3 группы: каждая группа
получает лист с картинками, на котором
проставляется последовательность частей и
пишется заглавие к каждой части)

— Теперь проверим, как каждая группа выполнила
задание.

  • участник группы, которая закончила первой, на
    доске составляет картинный план

— Посмотрите, такой план у вас получился?

— Проверяем заглавия частей.

(каждая группа по очереди называет свой
заголовок и потом выбирается наиболее точный из
всех предложенных)

IV. Итог урока.

— Чему учит эта былина?

— Какова её главная мысль?

Работа с пословицами.

— У вас на обратной стороне листа написаны
пословицы. Выберите ту, которая наиболее точно
передаёт главную мысль нашей былины.

(работа в группах)

  • пословицы:

Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.

Лучше того дела нету, чем родную землю от врагов
защищать.

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

— Какую пословицу выбрали? Почему?

  • на доску прикрепляется плакат со 2-ой
    пословицей.

V. Домашнее задание.

Запишите задание на дом: стр. 168-173 читать и
выполнить задания в тетради стр. 31.

Источник

Тема: «Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

Тип урока: урок знакомства с литературным произведением.

Дидактическая цель: организовать совместно-поисковую работу учащихся с целью анализа произведения устного народного творчества-былины и сравнение ее со сказкой.

Задачи

Предметные: познакомить учащихся с текстом былины «Исцеление Ильи Муромца»; обогатить знания детей о былинах; учить выразительно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать находить аналогии с реальными историческими событиями.

Познавательные: развивать умение анализировать разные виды текстов, сравнивать их, выделять главную мысль; находить необходимую информацию для выполнения заданий, осознанно воспринимать и оценивать содержание  и специфику текста былины, приобретение читательского опыта.

Коммуникативные: формировать умение слушать и вступать в диалог; формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении; работать в группе и сотрудничать с одноклассниками.

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Ход

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

II. Проверка домашнего задания.

1.Ох ты гой еси дородний добрый молодец! Как тебя честным именем зовут?

Прочитайте предложение. Используем ли мы сейчас в нашей речи такие фразы? Как вы думаете, что она обозначает?

Скажите, для какого вида народного творчества характерна данная фраза.

— О чем же пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему.

— Все ли былины мы прочитали? Кто сформулирует цель урока?

2. — Что такое былина? Составление кластера.

3 — С каким былинным героем мы познакомились? Кто он? Что вы можете сказать о нём? (Синквейн)

ФИЗМИНУТКА

hello_html_3e7f6bae.jpg

III. Знакомство с новым материалом.

1. Посмотрите вновь на картину Васнецова. Как зовут богатыря который стоит по середине?

— На уроке мы познакомимся с самой первой былиной об Илье Муромце.

2. Словарная работа.

3. Аудиозапись. (Дети слушают и следят по тексту)

  • Где родился Илья?

  • Какая пришла беда в семью?

  • Сколько лет просидел Илья в избе?

  • Может ли человек, страдающий таким недугом, быть богатырём?

Читайте также:  Научно практические работы по инфекционным болезням

Продолжение (стр. 176-178)

  • Кто и как исцелил Илью?

  • Кто такие калики перехожие?

  • Что они предсказали Илье?

Узнаем, что произошло дальше (стр. 178-180)

  • Каким стал Илья? Подтвердите предложениями из текста.

  • Почему Илья не остался жить с родителями?

  • Как отнеслись к этому родители? Прочитайте в тексте.

  • Дали они ему своё благословение? Почему? Подтвердите словами из текста.

IV. Рефлексия

1.Игра «Верно — неверно»:

  • Илье Муромцу дали прозвище в честь города Мурманск

  • Мать Ильи звали Евдокия

  • Отца Ильи звали Иван

  • У Ильи Муромца Отнялись ноги

  • Илья Муромец провел в избе три года

  • Путники у Ильи попросили воды

  • У Ильи появилась сила несусветная после занятий спортом

  • Путники велели Илье купить на торжище Жеребца

  • Ночью Илья Муромец посадил картошку

  • Илья Муромец поехал оборонять Киев

2.Что мы с вами узнали о новом былинном герое? Составление синквейна.

3. Выберите пословицу, которая передаёт главную мысль былины:

  • Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.

  • Лучше того дела нету, чем родную землю от врагов защищать.

  • Кто Родиной торгует, того кара не минует.

  • Где родился Илья?________________________________________________

  • Какая пришла беда в семью?________________________________________

  • Сколько лет просидел Илья в избе?__________________________________

  • Может ли человек, страдающий таким недугом, быть богатырём?________

  • Где родился Илья?________________________________________________

  • Какая пришла беда в семью?________________________________________

  • Сколько лет просидел Илья в избе?__________________________________

  • Может ли человек, страдающий таким недугом, быть богатырём?________

  • Где родился Илья?________________________________________________

  • Какая пришла беда в семью?________________________________________

  • Сколько лет просидел Илья в избе?__________________________________

  • Может ли человек, страдающий таким недугом, быть богатырём?________

  • Где родился Илья?________________________________________________

  • Какая пришла беда в семью?________________________________________

  • Сколько лет просидел Илья в избе?__________________________________

  • Может ли человек, страдающий таким недугом, быть богатырём?________

  • Где родился Илья?________________________________________________

  • Какая пришла беда в семью?________________________________________

  • Сколько лет просидел Илья в избе?__________________________________

  • Может ли человек, страдающий таким недугом, быть богатырём?________

  • Кто и как исцелил Илью?_______________________________________

  • Кто такие калики перехожие?___________________________________

  • Что они предсказали Илье?_____________________________________

  • Кто и как исцелил Илью?_______________________________________

  • Кто такие калики перехожие?___________________________________

  • Что они предсказали Илье?_____________________________________

  • Кто и как исцелил Илью?_______________________________________

  • Кто такие калики перехожие?___________________________________

  • Что они предсказали Илье?_____________________________________

  • Кто и как исцелил Илью?_______________________________________

  • Кто такие калики перехожие?___________________________________

  • Что они предсказали Илье?_____________________________________

  • Кто и как исцелил Илью?_______________________________________

  • Кто такие калики перехожие?___________________________________

  • Что они предсказали Илье?_____________________________________

  • Каким стал Илья? Подтвердите предложениями из текста.

  • Почему Илья не остался жить с родителями?

  • Как отнеслись к этому родители? Прочитайте в тексте.

  • Дали они ему своё благословение? Почему? Подтвердите словами из текста.

  • Каким стал Илья? Подтвердите предложениями из текста.

  • Почему Илья не остался жить с родителями?

  • Как отнеслись к этому родители? Прочитайте в тексте.

  • Дали они ему своё благословение? Почему? Подтвердите словами из текста.

  • Каким стал Илья? Подтвердите предложениями из текста.

  • Почему Илья не остался жить с родителями?

  • Как отнеслись к этому родители? Прочитайте в тексте.

  • Дали они ему своё благословение? Почему? Подтвердите словами из текста.

  • Каким стал Илья? Подтвердите предложениями из текста.

  • Почему Илья не остался жить с родителями?

  • Как отнеслись к этому родители? Прочитайте в тексте.

  • Дали они ему своё благословение? Почему? Подтвердите словами из текста.

  • Каким стал Илья? Подтвердите предложениями из текста.

  • Почему Илья не остался жить с родителями?

  • Как отнеслись к этому родители? Прочитайте в тексте.

  • Дали они ему своё благословение? Почему? Подтвердите словами из текста.

Источник