Урок борьба с болезнями и вредителями

Урок борьба с болезнями и вредителями thumbnail

Тема занятия: Вредители и болезни сельскохозяйственных культур.

Провела Харламова Е.Н. педагог дополнительного образования.

Цель : продолжить формировать знания учащихся о вредителях сельскохозяйственных культур.

Задачи:

1. Образовательная : повторить и систематизировать знания учащихся по теме “Вредители и болезни с/х культур. Меры борьбы с ними”,

2. Развивающая: формировать умения применять знания на практике, развивать интеллект, память, эрудированность, логическое мышление ,

3.Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к изучению дисциплины.

Метод: беседа с применением игровой формы

Оборудование: карточки с заданиями, ИКТ

Ход занятия.

1. Организационный момент. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы будем с вами путешествовать вмести с овощами.

Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.

  • Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Ю. Тувима:
    Хозяйка однажды
    С базара пришла,
    Хозяйка с базара
    Домой принесла:
    Картошку, капусту,
    Морковку, горох,
    Петрушку и свеклу…

  • Что хозяйка принесла с базара?

Давайте попробуем разыграть сценку «Спор овощей». Вы будите овощами , а я хозяйкой. У каждого на столе реплика овощей. Попробуем разыграть сценку.

Сценка «Спор овощей.»
Овощи: Кто из нас из овощей, и вкуснее и нужнее? Кто при всех болезнях будет всех полезней?
Хозяйка: Выскочил горошек — ну и хвастунишка!
Горошек: ( весело) Я такой хорошенький, зелененький мальчишка! Если только
захочу, всех горошком угощу!
Хозяйка: От обиды покраснев, свекла проворчала…
Свекла: ( важно ) Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала. Свеклу надо для
борща и для винегрета. Кушай сам и угощай. Лучше свеклы нет!
Капуста: ( перебивая ) Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи. А какие
вкусные пироги капустные!
Огурец: ( задорно ). Очень будете довольны, съев огурчик малосольный. А уж свежий
огуречик всем понравится, конечно!
Редиска: ( скромно ). Я — румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко. А хвалить
себя зачем? Я и так известна всем!
Морковь: ( кокетливо ). Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины? Пей
всегда морковный сок и грызи морковку — будешь ты тогда, дружок,
крепким, сильным, ловким.
Хозяйка: Тут надулся помидор и промолвил строго…
Помидор: Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного. Самый вкусный и приятный,
уж конечно, сок томатный.
Лук: ( заманчиво ) Я — приправа в каждом блюде и всегда полезен людям.
Картошка: ( скромно ) Я, картошка так нужна и большим и малым.
Баклажаны: ( робко ) Баклажанная икра так вкусна, полезна…
Хозяйка: Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно! Чтоб здоровым, сильным
быть, надо овощи любить все без исключения, в этом нет сомнения!

Молодцы ребята, вот какие овощи полезные.

А теперь поиграем с вами.

Игра «Угадай овощ»

Жил один садовод, он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена —
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал.
И берег от прохладной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
-Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, челук и рекуста.
— Назовите правильно, что выросло на грядках? ( Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста ).

Но все наши овощи на грядке подвергаются нашествию вредителей, а также они не спасаются и от болезней.

Болезни овощей подстерегают нас буквально на каждом шагу. Защита от вредителей и болезней — главная задача. И чтобы получить по-настоящему богатый урожай, необходимо понимать причину заболевания и знать методы борьбы с ним.

Распространение возбудителей болезней происходит различными способами:

у вас на столах карточки со способами распространения болезней распределите их на биотические , абиотические и антропогенные типы распространения болезней.

— Контактное распространение

.- Через другие растения и растительные остатки.

-Через почву. На поверхности грунта встречаются различные возбудители — и при благоприятных условиях (сочетание влажность +температура) начинают неистово распространяться, поражая овощи и плодовые.

-Через воду, с каплями дождя.

-Семенами.

-Посредством насекомых, пыльцой.

-Селекция новых сортов и гибридов, введение интенсивных технологий активный обмен и перемещение семенного и посадочного материала способствует распространению инфекции в новые географические регионы.

-Посредством человека – через инвентарь, одежду, конструкции теплиц, оборудование.

-Через компост – компост не смотря на многие современные веяния необходимо именно вносить в перепревшем состоянии, многие возбудители погибают.

Физминутка.

Как мы можем бороться с болезнями и вредителями?

( Распространяются вредителями овощей и плодовых, потому защита от вредителей и болезней должна проводится всегда комплексно )

Назовите основных возбудителей болезней растений ? (бактерии, вирусы, грибки, насекомые)

У вас на столе карточки с основными возбудителями болезней растений и болезни которые они вызывают, попробуйте определить эти болезни.

грибы

Хлороз,,

бактерии

мозаичность

вирусы

карливковость

насекомые

Табачная мазайка

Корневая гниль

Мучнистая роса,

Мокрая гниль

ложная мучнистая роса,

Корневой рак

Читайте также:  Детская справка в детский сад после болезни

ржавчина

Бактериальный рак

фитофтороз

Справка для педагога.

Бактерии – причина болезни овоще. Вызывают такие заболевания как корневая гниль, мокрая гниль, коневой рак, бактериальный рак и др. Для нормальной жизнедеятельности бактерии должна быть обеспечена источниками углерода и азота. Кроме азота и углерода, бактерия нуждается в ионах натрия, кальция, магния, калия, фосфата, сульфата и др. Для того чтобы бактерии могли расти и размножаться, среда их обитания должна содержать необходимые источники углерода, азота, энергии, определенный солевой набор и иметь оптимальную температуру. Бактерии могут существовать в самых разнообразных условиях, часто неблагоприятных для жизни других организмов. Борьба с болезнетворными бактериями осложняется их особенность — некоторые палочковидные бактерии образуют споры — сферические образования внутри палочки; такие называют бациллами. Споры образуются при неблагоприятных условиях существования, при отсутствии питательных веществ, изменении химического состава и температуры среды обитания и др. Это способ выживания. Ведь споры намного устойчивее, чем сами бактерии. Демонстрируют высокую устойчивость к внешним воздействиям (температуре, солнечному свету и др.), позволяя долго сохранять жизнеспособность, иногда многие годы(!). При попадании в благоприятные условия споры прорастают. Еще одной особенностью болезнетворных бактерий не стоит пренебрегать – они мутируют. Они могут приспосабливаться к любым условиям, теряют чувствительность к антибактериальным препаратам. Потому бездумную обработку растений от болезней проводить смысла нет. Кроме того, желание сделать почву совершенно свободную от бактерий — идея, мягко говоря, не очень удачная. Бактерии нас окружают, но не все они болезнетворные! Среди бактерий имеется относительно небольшое число видов, способных вызывать заболевания человека, животных и растений. Многие же из них приносят нам и растениям очевидную пользу, причем с древних времен люди знали о таких свойствах бактерий. В настоящее время бактерии применяются в пищевой промышленности для производства сыров, других кисломолочных продуктов и уксуса. Главные химические реакции здесь — образование кислот. Так, при получении уксуса бактерии рода Acetobacter окисляют этиловый спирт, содержащийся в сидре или других жидкостях, до уксусной кислоты. Аналогичные процессы происходят при квашении капусты: анаэробные бактерии сбраживают содержащиеся в листьях этого растения сахара до молочной кислоты, а также уксусной кислоты и различных спиртов. Бактерии служат также для превращения отходов, например сточных вод, в менее опасные или даже полезные продукты. К другим важным областям промышленного применения бактерий относится, например, обработка льна, а также производство антибиотиков.

Вирусы – еще один источник болезней овощей и плодовых На овощных культурах зарегистрировано более 100 специфических вирусов, которые различаются по своим биологическим свойствам и способам передачи. Хлороз, мозаичность, карливковость и др. Возбудители вирусных заболеваний передаются с соками больных растений при их обрезке и прищипке, а также с черенками при прививке. Распространяют вирусные инфекции — насекомые, в первую очередь сосущие, тли, трипсы. Болезни овощей и плодовых, вызванные вирусами, практически невозможно вылечить. Лучший способ — профилактика, внимательность при приобретении новых растений, посадочного материала. Вирусные болезни чаще всего проявляются изменением окраски листьев, мозаичностью, формируются укороченные междоузлия, деформируются стебли и цветки, луковичные мельчают, перестают цвести. Лечение направлено на повышение общей сопротивляемости растения. Обрабатываем стимуляторами роста — эпин, ивин, янтарная кислота.

Грибки – возбудители болезни овощей Большинство болезней растений именно грибкового происхождения. (Мучнистая роса, ложная мучнистая роса, ржавчина и др.) Грибы проникают в ткани растений через раны, морозобоины, при солнечных ожогах. Способствуют заражению и вредители овощей и плодовых, переносят возбудителей заболевания. Грибковый болезни – опять же, не все грибы являются патогенными, хотя и таких немало. Но вместе с тем – это и миниатюрные помощники человека, в первую очередь — дрожжи, которые обеспечивают большую часть процессов спиртового брожения, например при изготовлении вина и пива. Так что борьбу с болезнями овощей и фруктов стоит проводить разумно. Защита от вредителей и болезней — особенности Все живое, и человек, в том числе, и бактерии, и грибки, и вирусы имеют свойство приспосабливаться к однотипным, часто повторяющимся воздействиям. И мы своей борьбой невольно проводим селекционный отбор, самые стойкие остаются и дают уже новое приспособленное потомство. А новые популяции у бактерий, грибков и вирусов появляются с завидной частотой. Для некоторых видов достаточно нескольких часов и поколение сменяется. Вероятно потому и нет по-настоящему надежных, радикальных средств. То, что сегодня подействовало – завтра уже не актуально. Болезни овощей и фруктов — профилактика При проведении мероприятия «Защита от вредителей и болезней» первоначальная задача –профилактика. А это: Правильная агротехника. Высаживание устойчивых к заболеваниям сортов. Хотя отнести тот или иной сорт к устойчивым можно условно, сегодня иммунитет есть, завтра – уже нет. т.к. возбудители мутируют постоянно. Также стоит заметить, что устойчивыми сорта могут выглядеть на фоне других, менее защищенных. Которые играют отвлекающую роль, враги находят себе добычу по-легче. Искусственное повышение иммунитета с помощью специальных препаратов (ивин, янтарная кислота) Внекорневые подкормки микроэлементами тоже способствует повышению устойчивости растений. Средства борьбы с возбудителями болезней В нашем распоряжении такие средства борьбы с возбудителями болезней. Химические препараты. Биологические препараты, сделанные из растительного сырья. Препараты – изготовленные на основе грибков и продуктов их жизнедеятельности. Оптимально – чередование всех этих перечисленных средств, чтобы хоть как-то препятствовать мутации возбудителей. Почему именно овощные культуры так часто болеют? Во- первых — над большинством сортов уже потрудился человек, методом искусственного отбора в поисках более высоких урожаев и более качественных плодов — теряется природная устойчивость к заболеваниям. Как и все породистое — ценные сорта овощей поражаются болезнями в большей степени, чем малостоящие. У нас растет из года в год томат -самосейка, который сам высевается, сам растет и плодоносит — плоды маленькие чери -помидорчики. Так вот, ни разу не было на нем фитофторы, никто кусты не обрабатывает ни от колорада, и от грибковых болезней. Единственное что — щадящий метод прополки сорняков, даем право на жизнь стойкому помидору. Оставляем где-то по основной культуре пару стеблей — и преемственность сохраняется еще на год — весной взойдет следующее поколение стойких помидорчиков. Но это скорее исключительный случай. В большинстве своем овощное растение без должного ухода и заботы просто не имеет шанса на жизнь и нормальное плодоношение. Овощи, как правило, образуют большую листовую поверхность. И содержат действительно много полезных веществ не только для человека, а и для микроорганизмов, грибков. Зная основные особенности заболеваний растений, можно действительно защитить овощные и плодовые культуры, получив, тем самым, богатый урожай со своего участка. Кроме того – болезни овощей и плодовых можно предотвратить или побороть только в сочетании с устранением основных вредителей.

Читайте также:  Какая болезнь была у графа орлова

Рефлексия.

Что вам понравилось сегодня на занятии ?

У вас на столах помидорчики, нарисуйте на них свое настроение и приклейте на макет нашего огорода.

Спасибо вам за работу.

Домашнее задание. Нарисуйте или сочините сказку, как бороться с вредителями растений.

Источник

      Конкурс методических материалов

«Парад цветов»

Номинация «Учебное занятие»

Автор: Микрюкова Светлана Николаевна

Должность: педагог дополнительного образования МКОУ ДОД  Дома детского творчества п. Фалёнки Кировской области

Тема: Борьба с вредителями и болезнями комнатных растений.

Цель: Формировать представление детей о вредителях комнатных растений.

Задачи:

— Познакомить детей с распространенными вредителями  комнатных растений.

— Развивать наблюдательность, речь детей в процессе выполнения практической работы.

— Воспитывать заботливое и внимательное отношение к комнатным растениям.

Оборудование:

— Таблички для оформления кабинета: «Цветочная клиника», «Отдел кадров», «Прием больных».

— Инструменты для работы: ножницы, кисточки, палочки для рыхления, лейка, опрыскиватель, вата, мыло хозяйственное, ведро с водой, тряпочки.

— Экипировка детей (на каждого): халаты белые медицинские, шапочки медицинские, бейджи, перчатки резиновые.

— Больные растения: тюльпан, зараженный тлей, амариллис, зараженный щитовкой, хлорофитум с сухими кончиками, с пересушенным земляным комом.

— Сердечки по количеству детей для рефлексии.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сели поудобнее, начинаем занятие.

II. Основная часть.

1. Вступительная беседа.

Педагог: Девочки, несмотря на то, что мы ухаживаем за нашими комнатными растениями, некоторые из них выглядят нездоровыми, и я думаю, что все-таки некоторым из них нужна профессиональная помощь.

Совсем недавно я узнала о цветочной клинике, которая успешно работает, лечит своих пациентов. Но дело в том, что заболевших растений очень много, а цветочных докторов не хватает.

У нас уже есть основные навыки по уходу за растениями, мы можем предложить свою помощь и поработать цветочными докторами. Как вам идея? Согласны? Поработав в клинике, мы узнаем о распространенных заболеваниях растений и научимся их лечить.

2. Актуализация знаний.

Педагог: чтобы попасть на работу, нужно обратиться в отдел кадров.

(появляется табличка «Отдел кадров»)

Педагог: Прежде, чем устроиться на работу нам необходимо пройти собеседование. Вам будут заданы вопросы, на которые нужно дать ответы.

(Педагог задает вопросы-загадки)

Вопросы-загадки:

— Кто входит в окно и не ломает его. (свет)

— Что вокруг нас всегда, но мы это не видим? (воздух)

— Много меня- пропал бы мир, мало меня- пропал бы мир.(вода)

— Без него плачемся, а как выйдет- прячемся. (солнце)

Педагог: Правильно ответили на вопросы — свет, воздух вода и тепло- необходимые условия для здоровья растений.

-Но если растению не хватает воды, что с ним происходит? Как ему можно помочь? (полить, если надо- то подрезать сухие кончики)

-Если растение часто поливали, в горшке скопилось очень много воды. Что происходит с таким растением? Как ему помочь? (такое растение нужно пересадить).

Педагог: Молодцы, собеседование прошли успешно. Вы приняты на работу. С сегодняшнего дня — вы доктора цветочной клиники.

(педагог вручает каждому белый халат, медицинскую шапочку и бейдж с именем доктора)

3. Сообщение темы занятия.

Педагог: Первую помощь растению вы оказать сможете, но бывают и более тяжелые случаи, когда необходимо выяснить причину болезни. А для лечения нужны время и усилия. Сегодня мы рассмотрим «тяжелые» случаи и научимся помогать растениям в таких тяжелых случаях.

— Тема нашего занятия «Борьба с вредителями комнатных растений».

Читайте также:  Болезни языка к какому врачу идти

4. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментом.

-Итак, сейчас весь персонал клиники пройдет инструктаж по технике безопасности.

-В работе цветочного доктора понадобятся следующие инструменты:

  • Ножницы
  • Палочки
  • Лейка
  • Кисточки
  • Опрыскиватель
  • Тряпочки
  • Мыло
  • Вата

-Расскажите о правилах безопасности при работе острыми инструментами.

-Все работы доктора обязательно выполняют в перчатках.

5. Изложение нового материала.

Педагог: почему или от чего растения болеют?

-Растения болеют от неправильного ухода, в результате которого на растении могут поселиться вредители или вирусы, вызывающие болезни.

-Чтобы успешно лечить больные растения, надо знать, каким болезням и вредителям подвергаются растения и какие меры воздействуют на них.

-Сейчас все цветочные доктора пройдут «специализацию» по данной теме, то есть подготовку на тему «Наиболее распространенные вредители комнатных растений».

-Итак, сейчас мы познакомимся с наиболее распространенными вредителями комнатных растений.

(рассказ педагога о вредителях с их показом)

ТЛЯ – насекомое размером до 2 миллиметров, может быть зеленого или черного цвета, с крыльями и без крыльев. Обитает на бутонах, стеблях и нижней стороне листьев, на верхушках молодых побегов. У тли есть специальный хоботок, которым она прокалывает растение и высасывает сок из стеблей и листьев, бутонов и почек. У зараженного растения скручиваются листочки, замедляется рост, плоды не вызревают, бутоны и побеги изменяют свою форму. Особенно страдают от тлей розы, гвоздики, фуксии и выгоночные луковичные растения.

ПРИЗНАКИ ЗАРАЖЕНИЯ ТЛЕЙ:

-изменение формы побегов, бутонов

-скручивание листьев

-сладкие выделения на листьях

БОРЬБА:

Тли – неприятные, но искоренимые вредители.

-Если мало, то периодически собирать вручную (кисточкой) или обрезать пораженные части растения. Можно в качестве профилактики вымыть растение с хозяйственным мылом.

-Если заражение сильное, то используются химические средства

ПРОФИЛАКТИКА:

-своевременное проветривание помещения

-светлое место

-содержание в чистоте

-удаление засохших листьев

-постоянный контроль за растением (особенно в конце зимы, начале весны).

ЩИТОВКА – тело этого вредителя покрыто восковым щитком, отсюда и название – щитовка. Щитовки как и тли сосут соки растения. Взрослая щитовка неподвижна, передвигаются только личинки. Выделяют также липкую жидкость. Щитовка – быстро размножающийся вредитель.

ПРИЗНАКИ ЗАРАЖЕНИЯ ЩИТОВКОЙ:

-растения желтеют и неправильно развиваются

-листья и молодые побеги усыхают

БОРЬБА:

-обмыть растения чесночным или луковым настоем (чеснок или лук измельчают, заливают стаканом воды и настаивают несколько часов).

ПРОФИЛАКТИКА:

-проветривание комнаты

-частое опрыскивание растения водой

-регулярное осматривание растения (особенно снизу)

Педагог: курс специализации мы прошли, перед тем, как цветочные доктора приступят к осмотру больных растений, нужно ответить на вопросы:

1. Какие условия небходимы для здоровья растений? (свет, тепло, правильный полив, проветривание, обмывание листьев)

2. Назовите наиболее распространенных вредителей комнатных растений. (тля, щитовка)

3. Можно ли обнаружить тлю и щитовку невооруженным глазом? (да).

4. По каким признакам обнаруживаются эти вредители? (липкие выделения на листьях)

5. Какое безопасное для человека средство можно использовать в борьбе с этими вредителями? (хозяйственное мыло, лук, чеснок)

Педагог: Ну что, уважаемые доктора, нас ждут первые пациенты.

(появляется табличка «Прием больных»)

Педагог: Мы все вместе осмотрим растения, нуждающиеся в помощи, и постараемся им помочь.

(На столе стоят  растения. На горшках имеются карточки с названиями «хлорофитум», «тюльпан», «амариллис»)

6. Практическая работа

ХЛОРОФИТУМ

Педагог: на приеме хлорофитум. Давайте внимательно осмотрим растение. Что можем сказать? (у растения сухие кончики листьев, земляной ком в горшке очень сухой, вредителей не обнаружено).

Педагог: Как мы можем помочь растению? (подрезать сухие кончики, полить растение).

(дети выполняют практические действия по уходу за растением)

ТЮЛЬПАН

Педагог: А сейчас на приеме тюльпан. Это выгоночное растение. Давайте внимательно осмотрим его. Что можем сказать? (видим насекомых -вредителей, это тля). Правильно, растение заражено тлей. Как мы можем помочь растению? (при помощи кисточки аккуратно удаляем вредителей на листочек и уничтожаем). Такому пациенту необходим еще осмотр через несколько дней.

(дети выполняют практические действия по уходу за растением)

АМАРИЛЛИС

Педагог: А сейчас на приеме кто? (амариллис). Давайте внимательно произведем осмотр пациента. Что видим? (на листьях видим коричневые неподвижные щитки, липкие выделения. Заражен щитовкой.) Берем небольшие кусочки ватки, смачиваем их водой, натираем хозяйственным мылом и аккуратно удаляем щитовку. Затем в ведерке с водой вату промываем и снова намыливаем. И так до тех пор, пока не удалим всех насекомых. Заболевшему растению в дальнейшем будет необходим неоднократный осмотр.

(практические действия по уходу за растением)

Педагог: ну вот, пациетов больше в клинике нет, первый рабочий день закончен.

III. Подведение итогов.

Педагог: Уважаемые доктора, каким для вас оказался этот день в клинике? Продолжите предложение: «Для меня сегодня этот день был……»

Как вы чувствовали себя в роли доктора?

Педагог: Сегодня вы попробовали себя в роли цветочного доктора. Это была всего лишь игра. Мы увидели, что растению, как и любому другому живому существу нужна наша помощь и забота. Постарайтесь быть такими: внимательными, неравнодушными, заботливыми людьми. На этом наше занятие закончено.

Приложение.

Тля.

Заражение тлей.

Щитовка.

Заражение щитовкой.

Моменты занятия.

Источник