Урок в 8 классе зощенко история болезни урок

Урок в 8 классе зощенко история болезни урок thumbnail

Открытый урок по литературе в 8 классе по теме: Рассказ М.Зощенко «История болезни» — юмористический или сатирический,
весёлый или грустный?

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок-исследование.

Цели урока:

Образовательные

  1. Анализ и восприятие художественного текста.

  2. Мотивация к чтению художественных произведений.

  3. Выделение смысловых частей литературного произведения.

Воспитательные

  1. Воспитание нравственных качеств и эстетического вкуса. Формирование гуманистических ценностей.

Развивающие

  1. Развитие навыков самостоятельного анализа текста, творческого воображения и ассоциативного мышления.

Образовательные

1) Воспринимать и анализировать художественный текс.

2)Развивать мотивацию к чтению художественных произведений.

3)Давать характеристику героев и выражать отношение к прочитанному.

4)Выделять и формулировать тему, идею и проблематику произведения.

Воспитательные

1) Воспитывать навыки самопознания и адаптации.

2)Формировать нравственную ориентацию

3)Формировать эстетические потребности.

Развивающие

1) Развивать образность мышления и воображения.

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость.

  2. Развивать речь и культуру чувств.

  3. Развивать навыки и умения квалифицированного читателя.

Структура урока.

I.Организационный момент

II. Анализ текста

1.Проверка домашнего задания. Работа с таблицей по вопросам Блума.

2. Фишбоун. (причинно-следственная связь и мотивы поступков героев)

III. Сопоставление разновидностей комического

    1. Кластер

    2. Синквейны

    3. Анекдотические миниатюры

    4. Презентация

3. Выводы.

4. Домашнее задание.

5.Оценки за работу на уроке.

Методы обучения.

  1. По способу усвоения в соответствии с характером учебно-познавательной деятельности.

А) объяснительно иллюстративный.

Б) репродуктивный

В) проблемное изложение

Г) частично-поисковый

Д) исследовательский

2) По комбинированию разных признаков.

А) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Б) методы стимулирования и мотивации учащихся.

В) методы контроля и самоконтроля.

3) По сочетанию способов деятельности учителя и учащихся.

А) метод преподавания-объяснения

Б) метод научения

В) метод поисков

Виды учебной деятельности.

Рецептивная: чтение наиболее значимых фрагментов текста.

Репродуктивная: ответы на вопросы, художественный пересказ фрагментов.

Продуктивная, творческая: устное словесное рисование, творческая работа с кластерами, синквейны, составление фишбоуна, постановка миниатюр из анекдотов.

Поисковая: комментирование художественного текста, поиск ответов на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей.

Исследовательская: анализ рассказа, формулирование цели и задач урока.

Внутрипредметные м межпредметные связи:

литература, русский язык (словарная работа), музыка

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать: содержание рассказа, определение понятий «сатира», «ирония» , «юмор» «абсурд» и «гипербола».

Понимать: идейно-тематическую направленность произведения.

Уметь: анализировать произведение ; оценивать действия героев; находить в тексте описание героев и мест их пребывания; определять средства художественной выразительности в тексте; сопоставлять произведения; работать с ИКТ

Виды контроля.

Заполнение опорной таблицы по вопросам Блума. Заполнение таблицы фишбоун. Работа в группах по составлению кластеров и синквейнов по понятиям «Разновидности комического», «ирония», «юмор», «ирония». Лексическая работа с текстом по группам. Сопоставление видов комического ( рассказ, презентация, миниатюры) Выразительное чтение эпизодов по ролям.

ХОД УРОКА

Слайд 1

Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо,- вот цель разумной жизни.

(Платон)

Сформулируйте цель урока

Слайд 2

Тема урока: Рассказ М.Зощенко «История болезни» — юмористический или сатирический,
весёлый или грустный?

Слайд 3

Цель урока

Работа над вопросом: чего больше – грустного или смешного в рассказе (анализ текста) и определение разновидности комического в рассказе М.Зощенко «История болезни»

Слайд 4

Задачи урока

  • 1. Проанализировать текст:

  • А) ответы Блума (проверка домашней работы)

  • Б) фишбоун (причинно-следственная связь и мотивы поступков героев)

  • В) групповая работа (лексические особенности рассказа)

  • 2.Сопоставить разновидности комического

  • А) кластер

  • Б) синквейны

Слайд 5

Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы Блума

КТО

главный

герой

ЧТО с

ним про-

изошло

ГДЕ происхо-дит действие

КОГДА

ПОЧЕМУ

автор об этом рассказал

Слайд 6

главный

герой

ЧТО с

ним про-

изошло

ГДЕ происхо-дит действие

КОГДА

ПОЧЕМУ

автор об этом рассказал

Петя (автор)

Заболел брюшным ти-фом

В больнице

В 1920-1930 гг

Чтобы показать все недостатки в больницах

Читайте также:  Сестринский процесс при язвенной болезни желудка 12 перстной кишки

Слайд 7

Причинно-следственные связи и мотивы поступков героя

Фишбоун

hello_html_3481267b.png

Слайд 8

Готовый фишбоун

Слайд 9

Работа в группах

1 группа: Выписать из текста все фразеологические обороты

2 группа: Выписать слова и выражения, которые следует пояснить

3 группа: Выписать смешные и необычные выражения.

Слайд 10

Чего больше в рассказе – грустного или смешного?

Слайд 11

Кластер

Разновидности комического

Слайд 12

Синквейны

  • 1 группа: Со словом «ЮМОР»

Юмор

Добрый, незлобный

Смеяться, улыбаться, хохотать

Юмор делает людей добрее

Смех

  • 2 группа: Со словом «САТИРА»

Сатира

Гневная, едкая

Задуматься, поменять, протестовать

Изобличение пороков, противоречащих нравственным законам

Осмеяние

  • 3 группа: Со словом «ИРОНИЯ»

Ирония

Легкая, незлобная

Улыбнуться, задуматься, понять

Употребление слов с противоположном значении

Насмешка

Слайд 13

К какому виду комического можно отнести рассказ Зощенко?

Слайд 14

  • К какому виду комического можно отнести миниатюры?

Слайд 15 – 29

Анекдоты современных больниц

Слайд 30

К какому виду комического можно отнести материалы презентации?

Слайд 31

Привести в соответствие

Юмор Рассказ

Ирония Презентация

Сатира Миниатюры

Слайд 32

Вывод

Юмор предполагает веселый доброжелательный смех. В рассказах Зощенко к смеху примешивается досада, грусть. Автор высмеивает нелепость жизни, изображает героя в карикатурном виде. Это признаки сатиры.

Слайд 33

Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень остро. И лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого.

Источник

Тип урока: урок-исследование (урок творчества).

Оборудование: портрет М.М.Зощенко, иллюстрации к эпизодам рассказа; компьютер, мультимедийный центр.

На  доске: эпиграф к уроку:

Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого…

М. Горький

Цель урока: посредством анализа художественного текста выявить те средства, с помощью которых писатель М.М.Зощенко реализует категорию комического в рассказе; определить вид комического в данном произведении.

Задачи урока:

  • Обучающие:
  • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа путем анализа средств создания комического;
  • подвести учащихся к основной идее автора: через категорию комического видеть реальный мир, наполненный разными пороками, требующими исправлений;
  • увидеть авторское отношение к событиям, происходящим в рассказе;
  • учить школьников анализу литературного произведения;
  • выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с театральным искусством;
  • Развивающие:
  • развивать навыки аналитического чтения произведения;
  • развивать умение выделять средства комического в художественном произведении;
  • развивать творческие способности учащихся и устную речь;
  • развивать навыки поисково – исследовательской деятельности учащихся;
  • расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами и понятиями.
  • Воспитывающие:
  • воспитывать чувство прекрасного у учеников через чтение и анализ художественного текста;
  • воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека.

Методы:

  • аналитическое чтение;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • беседа по вопросам;
  • частично-поисковый.

Виды самостоятельной работы учащихся:

  • работа с текстом произведения;
  • поиск языковых и стилистических особенностей рассказа;
  • исследовательская работа.

Формы организации учебной деятельности:

  • устные ответы учащихся на вопросы;
  • характеристика языка рассказа по плану;
  • индивидуальные и групповые задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный

Класс предварительно разбивается на 3 группы, в каждой группе выбирается координатор; каждому ученику выдается рабочая карта, которую он заполняет по ходу урока.

Учитель: Добрый день, займите свои места и позвольте зачитать мне своё официальное обращение к Вам. (Слайд 1).

  • Я, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок  литературы. Я рада приветствовать … гостей и счастлива видеть … лица учеников.

Учитель: Что же это? Моё обращение суховато. Почему? (Нет прилагательных).
– А для чего нужны прилагательные? (Чтобы речь была яркой и выразительной).
– Помогите мне, пожалуйста, «разукрасить» обращение, используя следующие слова для справок:   наипрекраснейший, продвинутый, шикарный, досточтимый, хитренький, всемирно известный,  элитный, длиннюсенький-предлиннюсенький. (Слайд 2).

Читайте также:  Болезни ребенка связанной с поствакцинальным осложнением и при злокачественных

(Каждой группе выдается лист  с текстом обращения, куда необходимо вставить приведенные слова).

– Давайте прочитаем, что получилось. (Каждая группа представляет свой вариант приветствия). (Слайд 3)

Я, наипрекраснейшая Гульвира Владимировна,  продвинутый учитель русского языка и литературы всемирно известной МБОУ Чербинской СОШ  длиннюсенького-предлиннюсенького села Черби пришла в ваш элитный класс, чтобы провести  шикарный урок  литературы. Я рада приветствовать досточтимых гостей и счастлива видеть  хитренькие   лица учеников.

II. Актуализация знаний

Учитель: Почему вы смеялись? Что вызвало смех?
Конечно же, в данном контексте присоединение таких прилагательных кажется смешным, т.к., во-первых, они не соответствуют ситуации в тексте; во-вторых, не соответствуют стилю текста.
Именно такое НЕСООТВЕТСТВИЕ (несогласованность, расхождение, противоречие, различие; противоестественность, неестественность, неправильность) и создает ситуацию комического. (Слайды 4-5)
Давайте вспомним, что такое комическое. Обратимся к вашим рабочим картам (см. Приложение 1, задание № 1).

Комическое – это средство раскрытия жизненных противоречий через осмеяние. В основе комического – несоответствие норме. 

Посмотрите на определения в вашей рабочей карте и соотнесите эти понятия с ними.

(Выполняется задание 2).

Добрый смех, незлобная насмешка – это…
Скрытая насмешка, создание комического эффекта от намеренного употребления слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор – это….
Изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам – это…
Язвительная насмешка, едкая издевка – это… (Слайд 6)

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Давайте вернемся к тексту, который мы вместе с вами создали, и посмотрим, какой вид комического мы использовали (Конечно же, юмор)
– Ну что же, мы с вами попытались создать юмористическое произведение, используя для этого незамысловатые средства. Конечно же, нам трудно состязаться в этом умении с истинными мастерами комического, такими, например, как Михаил Михаилович Зощенко. Обратимся к его творчеству и выясним…

– А что же мы попытаемся выяснить?  Попробуйте сформулировать тему нашего урока, опираясь на ключевые слова: комическое, виды комического, средства создания смешного, рассказ, текст, М.Зощенко. (Учащиеся формулируют тему урока) (Слайд 7).

– Итак, тема нашего урока: «Средства создания комического в рассказе М.М.Зощенко «История болезни»» (Записывают ее в рабочую карту).
– Что же мы должны выяснить? Какова наша сегодняшняя цель? (Учащиеся формулируют цель урока).
– Итак, рассказ носит интересное название – «История болезни». (Слайд 8)
– Какие ассоциации возникают у человека при слове «болезнь»?
– А что вызвало ваш смех после прочтения рассказа, что показалось смешным?
– Как же можно в одном рассказе сочетать комическое и трагическое? С помощью каких средств удается писателю заставить читателей улыбаться, смеяться? Вы можете ответить на этот вопрос?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, проведем небольшое исследование, поработаем в группах, где у каждого из вас будет своя определенная роль.

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Работа в группах. Формулировка цели работы каждой группы, ход работы. Чтение правил работы в группах
Каждый из членов группы получает текст рассказа и свой вопрос, на который он должен ответить. В процессе работы каждый выписывает на цветные стикеры необходимые ответы и приклеивает на заранее заготовленную таблицу.

Вопросы для каждого из членов группы (распределяются по желанию):

1. Выпишите фразы, предложения, словосочетания, характеризующие деятельность медицинского персонала, больницы.
Например: плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х»
Выпишите данные слова и фразы на желтые стикеры.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

Читайте также:  Если немеет подошва ноги что это за болезнь

2. Проанализируйте речь героев в данном отрывке. Выпишите просторечные, разговорные слова, слова-паразиты, пословицы, фразеологизмы.
Например:  хворать, дома и солома едома.
Выпишите данные слова и фразы на зеленые стикеры.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

3. Выпишите слова высокого стиля, канцеляризмы.  Используйте для этого стикеры зеленого цвета.
Например: предпочитаю, воззвание, тогда и критикуйте.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

4. Обратите внимание на синтаксис, используемый автором в данном отрывке. Определите, какие предложения преобладают: простые или сложные, короткие или длинные? Выпишите эти короткие фразы. Посмотрите, есть ли вводные слова и словосочетания. Выпишите такие слова. Используйте стикеры розового цвета.
Например: и тут сестричка подскочила.  Как говорится,
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

5. Обратите внимание на описание мимики, жестов героев. Выпишите слова, характеризующие их. Используйте стикеры оранжевого цвета.
Например:  закачался на ногах.
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

6.*Найдите в вашем отрывке анафору (одинаковое начало фраз), эпифору (одинаковое окончание фраз), инверсию (неправильный порядок слов). Выпишите данные средства на голубые стикеры.
Например: Я,— говорит, Я говорю
Прикрепите результат вашей работы на общий лист, распределяя по нужным колонкам, посмотрите, какие средства преобладают в вашем отрывке, сравните с остальными средствами. Подготовьте учащегося, который представит результаты совместной работы.

V. Обсуждение результатов работы каждой группы. Защита своих работ. Анализ

Каждая группа вывешивает свои сводные таблицы, комментирует выбор средств и делает вывод: к какому типу комического можно отнести рассказ М.М.Зощенко.

– Подтверждение правильности сделанных выводов ( сам Зощенко говорит о своем языке). (Слайд 9)
«Я почти ничего не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица».  В этом проявилось новаторство Зощенко-сатирика.

– Подведение к составлению общей схемы: какие средства в рассказе помогают создать комическую ситуацию? Составляем схему-ромашку.

Итак, получаем следующую схему:

VI. Подведение итогов. Рефлексия

– Проанализировав средства создания комического в рассказе, давайте ответим на вопросы:
– Что или кого высмеивает Зощенко в этом рассказе?
– О какой болезни идет речь?
– Можем мы теперь определить: что использовал Зощенко в своем рассказе:  юмор, иронию или сатиру? (Слайд 11).

– В своей рабочей карте заштрихуйте тот итоговый квадрат (ЮМОР, ИРОНИЯ, САТИРА), который считаете нужным.

– Подведем итог: проголосуйте с помощью цветных стикеров об успешности вашей работы на уроке:

  • Зеленый стикер – «Я все понял, во всем разобрался, усвоил основные понятия».
  • Желтый стикер – «Я частично понял, попытался разобраться, в основном усвоил основные теоретические понятия».
  • Красный стикер – «Я ничего не понял, не разобрался, не справился с заданием».

– А теперь предлагаю вам посмеяться. Обратите внимание на вывески и объявления, которые мы нашли в наше время. Думаю, М.М.Зощенко обязательно бы нашел повод ПОСМЕЯТЬСЯ! (Слайды 12-16).

Источник