В структуре внутренней картины болезни выделяют следующие основные компоненты

В структуре внутренней картины болезни выделяют следующие основные компоненты thumbnail

Библиографическое описание:

Бахтояров, С. Е. Внутренняя картина болезни в терапевтической практике / С. Е. Бахтояров, Н. В. Латцердс. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/52/2481/ (дата обращения: 08.06.2020).

Важнейшим с психологической и психотерапевтической
точки зрения явлением, с которым сталкивается практический врач в
своей деятельности, является т.н. внутренняя (субъективная) картина
болезни [2, 3, 4, 5, 6]. В первую очередь, важность её
обусловливается тем, что именно внутренняя картина болезни «стоит
за» теми жалобами, с которыми больной обращается за медицинской
помощью, именно она во многом определяет его отношение к проводимому
лечению.

У каждого человека всегда есть собственное представление о своем
состоянии при возникновении болезни. Кто лучше нас самих может понять
мельчайшие изменения, происходящие внутри. Даже не имея медицинского
образования, человек на основании доступных ему собственных ощущений
и умозаключений часто самостоятельно решает, принимать ему лекарство
или нет, а если принимать, то каким образом. Исходя из внутренних
ощущений, формируется отношение к предлагаемому лечению и в
дальнейшем – желание пациента следовать рекомендациям врача.

В этом кроется основная проблема: на сколько готов больной доверить
себя врачу, и какой глубины этот лимит доверия. Так, в хирургии и
кардиологии примерно каждый седьмой пациент отказывается от полного
объема предложенной ему терапии [1]. Более всего эта проблема
касается пациентов, вынужденных принимать лекарственные препараты в
течение длительного времени или пожизненно.

К. Ясперс в работе «Общая психопатология» ввел термин
«осознание болезни». Данное понятие применимо к тем
ситуациям, когда больной чувствует, что болен, претерпел изменения (и
в какой-то форме выражает свое чувство), но его сознание не
распространяется на все множество симптомов и на болезнь в целом.

А. Гольдшейдерназвал всю сумму ощущений, переживаний больного
вместе с его собственными представлениями о своей болезни
аутопластической картиной болезни. Он относил к ней не только
субъективные симптомы больного, но и ряд сведений о болезни, которыми
располагает больной из прежнего своего знакомства с медициной, из
литературы, из сравнения себя с аналогичными больными и т. д.

Большой вклад в изучение проблемы самосознания болезни внес Р.А.
Лурия, сформулировав понятие внутренней картины болезни (ВКБ). Он
именовал ею «все то, что испытывает и переживает больной, всю
массу его ощущений, не только местных болезненных, но и его общее
самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, все
то, что связано для больного с его приходом к врачу, – весь тот
незримый, но масштабный внутренний мир больного, который состоит из
весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов,
конфликтов, психических переживаний и травм». Р.А. Лурия
подчеркивал, что изучение внутренней картины болезни является
результатом психологического контакта двух личностей – врача и
больного [5].

Категория отношения к болезни основывается на концепции В.Н.
Мясищева, в которой личность представляется как система отношений, а
отношение рассматривается в составе трех компонентов: эмоционального,
поведенческого и когнитивного. Это понятие, по мнению А.Е. Личко и
Н.Я. Иванова, интегрирует все психологические категории, в рамках
которых анализируется понятие внутренней картины болезни: это и
знание болезни, ее осознание личностью, понимание роли и влияния
болезни на жизненное функционирование, эмоциональные и поведенческие
реакции, связанные с болезнью. Отношение к болезни, как всякое
отношение, является индивидуальным, избирательным, сознательным (или
способным к осознанию), т. е. отражает индивидуальный или личностный
уровень.

Р. Конечный и М. Боухал отмечают, что картина болезни зависит от
влияния ряда факторов: характера болезни (острая или хроническая),
наличия или отсутствия болей, косметических дефектов и т.д.,
обстоятельств, в которых протекает болезнь (появление новых проблем в
семье, в профессиональной деятельности, в ближайшем социальном
окружении и т. д.), преморбидной личности, социального положения
больного [4].

Как свидетельствуют клинические факты и результаты исследований,
структура внутренней картины болезни может быть различной у больных
разных нозологических форм. Количественное соотношение различных
составляющих внутренней картины болезни зависит и от преморбидных
особенностей личности. Неодинаково представлены в сознании отдельные
элементы внутренней картины болезни. Наблюдается определенная
динамика внутренней картины болезни с различным соотношением ее
элементов на разных этапах заболевания. Различная по структуре и
динамике внутренняя картина болезни создает специфические и
чрезвычайно важные условия развития перестройки личности заболевшего.
Для гармонизации психоэмоционального состояния и поведения пациента
требуется специфическое воздействие на его личность, систему
отношений, включая отношение к болезни. Такое специфическое
воздействие может оказать врач-терапевт, применяя специфические
психотерапевтические приемы, доступные в обычной терапевтической
практике на внутреннюю картину болезни пациента, что будет
оптимизировать отношение больного к лечению. Понятие внутренней
картины болезни охватывает разнообразные стороны субъективной стороны
заболевания. Это сложное структурированное образование включает, по
крайней мере, четыре уровня психического отражения болезни в психике
заболевшего (Николаева В.В.): чувственный, эмоциональный,
интеллектуальный, мотивационно-волевой [6]. Голубев В.М.
рассматривает приёмы коррекции ВКБ на каждом из уровней, остановимся
на некоторых из них [2, 3].

Чувственный уровень ВКБ и приемы его коррекции. Чувственная,
сензитивная сторона внутренней картины болезни может быть определена
как совокупность связанных с болезнью изменений интегральной схемы
тела, болями, изменениями в различных видах чувствительности,
ограничения подвижности. Наряду с воздействием медикаментов,
физиотерапии и пр., иногда возникает необходимость в
психотерапевтическом вмешательстве со стороны лечащего врача. Такое
вмешательство осуществляется, в основном, с использованием метода
психотерапевтической беседы – либо проводящейся отдельно, либо,
вероятнее, в структуре планового осмотра больного. Темы такого рода
бесед могут быть сведены к разъяснению пациенту причин и механизмов
его болезненных ощущений и подтверждению его самоидентичности,
которая может деформироваться и искажаться в процессе болезни.
Разьяснение может устранить неясность и провоцируемую ею тревогу.
Полезно привлекать такие приёмы, как обращение к больному по его
личному имени (имени-отчеству), опора на его «догоспитальный»
опыт – иными словами, любые способы привлечения внимания
пациента к его собственной личности, сохраняющей свою идентичность
независимо от наличия болезни. Следует отметить, что обращение по
фамилии, а тем более обезличенное «больной» – не
просто невежливо, но может быть и вредным для больного, неявным
образом подрывая его самоидентичность.

По мнению Голубева М.Н. лечащему врачу небесполезно владеть и
некоторыми приёмами прямого психотерапевтического воздействия на
болезненные ощущения. В первую очередь, к таковым относятся методы
косвенного внушения с опорой на получаемую больным медикаментозную
терапию. Например, чрезвычайно полезно «подкрепить»
воздействие назначаемого лекарства произнесённой с уверенной
авторитетной интонацией фразой вида: «После приёма этого
лекарства вы, Иван Иванович, скоро почувствуете, что боль отступает».
Во многих случаях для облегчения боли весьма эффективен следующий
приём: больного просят прикрыть глаза и представить себе тот цвет,
который, по его мнению соответствует его болевому ощущению. Затем
больного просят усилием воли плавно, постепенно изменить
представленный цвет на какой-либо другой (обычно контрастный –
красный на зелёный и т.п.) Вместе с изменением воображаемого цвета
снижается и острота переживания боли. Трансформировать можно не
только цвет, но и другие воображаемые характеристики того или иного
ощущения. При диффузных неострых болях также полезно использовать
методы релаксации [2, 3].

Эмоциональная сторона ВКБ и её коррекция. Типичными
эмоциональными ответами на болезнь являются: депрессия
– стойкое снижение настроения, ведущее к понижению умственной и
двигательной активности, и тревога
– неясно опредмеченный или вовсе беспредметный страх,
направленный в будущее. Также нередко встречаются и специфические
страхи (фобии). Чаще же
всего эмоциональное состояние больного складывается из всех трёх
перечисленных вариантов в разных пропорциях. Приемы релаксации
(целенаправленного расслабления), оказывающие нормотимическое
(нормализующее настроение) и анксиолитическое (противотревожное)
воздействие могут быть рекомендованы лечащим врачом и не требуют от
него в применении специальной психотерапевтической подготовки.
Большинство приёмов релаксации основаны на т.н. кататимии скелетной
мускулатуры – т.е. взаимозависимости между эмоциональным
состоянием и состоянием мышц (в первую очередь, мышечным тонусом).
Типичными примерами релаксационных
техник являются: аутогенная тренировка по Шульцу и прогрессивная
мышечная релаксация по Джекобсону. Непосредственным результатом
применения этих методик является временное вхождение пациента в т.н.
состояние релаксации. Отложенный же результат, как и у любой
релаксационной техники – общая нормализация настроения [2, 3].

Интеллектуальная сторона ВКБ и ее коррекция. Интеллектуальная,
когнитивная сторона внутренней картины болезни имеет сложную
внутреннюю структуру, происходя из разнообразных источников:
рационализации больным своих болезненных ощущений на основе «наивной»
морфологии и физиологии, сведений о болезни, почерпнутых из
популярной литературы и устных сообщений знакомых, соседей по
больничной палате и т.п. (эти сообщения, в свою очередь, также могут
быть основаны как на литературных данных, так и на «наивной»
морфологии и физиологии), и, наконец, сообщений лечащего врача о
диагнозе и прогнозе заболевания (ятрогенная составляющая
рационально-информативной стороны ВКБ) [2, 3].

Психотерапевтическое воздействие на рационально-информативную сторону
внутренней картины болезни практически полностью исчерпывается
методом психотерапевтической беседы, включающей разъяснение диагноза
и прогноза заболевания и, в случае надобности, элементы внушения в
бодрствующем состоянии (например, в некоторых случаях достаточно
произнести прогноз уверенным, авторитетным тоном – и подробное,
«рациональное» его обоснование больному не потребуется).

Мотивационно-волевая сторона ВКБ и приемы её коррекции.
Волевая сторона ВКБ представляет собой сознательный, волевой
ответ личности на факт заболевания.

Психотерапевтическая работа лечащего врача с волевой стороной
внутренней картины болезни состоит в рациональном её прояснениив рамках терапевтической беседы – в направленном
привлечении внимания больного к вопросам сознательно-волевого ответа
на заболевание и его значимости для успешности лечения, в разъяснении
различий между эмоциональным и волевым ответом на болезнь [2, 3].

Таким образом, психотерапевтическая составляющая органично вплетается
в деятельность лечащего врача, будучи представлена, в основном,
психотерапевтической беседой, встраивающейся в структуру обычного
общения между врачом и пациентом в рамках первичных и дальнейших
плановых осмотров больного. От врача требуется лишь осознанное и
структурированное применение метода психотерапевтической беседы для
диагностики и коррекции внутренней картины болезни у пациента –
и, в случае надобности, ряда частных психотерапевтических приёмов,
воздействующих на частные составляющие ВКБ.

Литература:

  1. Бородин В.И., Пучков И.И. Факторы, обуславливающие отказы от
    психофармакотерапии больных с депрессивными расстройствами. Психиат.
    и психофармакотер. 2004; 6 (5).

  2. Голубев М.В. Когнитивно-поведенческая психотерапия при ранней стадии
    хронических сосудистых заболеваний головного мозга: автореф. дис.
    … д-ра мед. н.: 14.00.13, 19.00.04 / Ин-т повышения квалификации
    Федер. мед.-биол. агентства России: М., 2009.

  3. Голубев М.В. Основы психологического консультирования,
    психокоррекции и психотерапии: учеб.-метод. материалы / М.В.
    Голубев. – Моск. гос. соц. ун-т; Акад. соц. работы. –
    М., 2003. – 31 с.

  4. Конечный Р., Боухал, М. Психология в медицине / Р. Конечный, М.
    Боухал.-Прага, Авиценум, 1983. – 405 с.

  5. Лурия А.Р. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания. 4-е
    изд. М.: Медицина, – 112 с.

  6. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М.:
    Изд. Моск. ун-та, 1987. – 168 с.

Источник

Любая болезнь не только влияет на присущие преморбидной личности психические процессы, состояния и психологические свойства, но и ведет к появлению такого «психологического новообразования», как внутренняя картина болезни, которое в той или иной степени участвует в регуляции психической деятельности и поведения больного, а иногда почти полностью это поведение определяет. Поэтому познание внутренней картины болезни (ВКБ), знание закономерностей ее формирования и функционирования, учет данных закономерностей в практической работе с больным являются важнейшими условиями эффективности этой работы и для врача, и для психолога.

Понятие «внутренняя картина болезни» появилось достаточно давно. До сих пор одним из лучших остается определение этого понятия, данное более 40 лет назад Р.А. Лурия: «Внутренней же картиной болезни и называют все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах, — все то, что связано для больного с приходом его к врачу, весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психологических переживаний и травм» [94, с. 38]. Нельзя сказать, что это понятие является общепринятым. Среди медицинских психологов широко распространенным его сделали работы В.В. Николаевой, к которым в данном разделе мы будем еще не раз обращаться [100, 134 и др.]. На наш взгляд, ей удалось очень удачно обобщить многочисленные более частные и отрывочные концепции, термины, структурные компоненты, относящиеся к ВКБ, хотя попытки комплексного подхода к этой проблеме были и раньше. Хорошим примером может быть раздел «Болезнь как переживание и поведение во время болезни» из интересной книги И.Харди, выдержавшей несколько изданий [159]. Кратко рассмотрим основные положения из этой работы, связанные с нашей темой.

Центральным является вопрос о том, что означает болезнь для больного. Человек всегда по-разному ощущает, воспринимает патологические процессы, истолковывает их, объясняет, эмоционально реагирует на них. Возникновение болезни, реакция на нее, все чувства и поступки, связанные с болезнью, — это единое целое. Человек может бояться физических и психических последствий заболевания, особенно когда болезнь поражает наиболее важные органы, части тела (глаза, сердце, половые органы и т.д.). Возможно использование болезни для получения определенных привилегий, преимуществ. Больной может не придавать своему заболеванию должного значения или же воспринимать его как «заслуженное» (или несправедливое) возмездие, наказание.

И.Харди выделяет три варианта поведения больного в зависимости от его выносливости но отношению к связанным с болезнью трудностям и проблемам. Больной-борец относится к болезни как к врагу, которого надо победить, он делает все возможное в интересах выздоровления. Если полностью выздороветь не удается, он старается компенсировать свой дефект. Капитулирующий, сдающийся больной становится пассивным, беспомощным, его надо все время поддерживать. Есть и больные, которые не хотят взглянуть беде в глаза, слышать о больнице и лечении, стремятся обойти беду (реакция отрицания).

Все, о чем пишет И. Харди, можно назвать субъективной стороной заболевания. Разными авторами предложено много терминов для обозначения ее отдельных компонентов: аутопластическая картина болезни, переживание болезни, реакция адаптации, позиция к болезни, отношение к болезни, соматонозогнозия. Не имея возможности рассмотреть все эти термины, заметим, что содержание ряда из них понятно из самого названия (более подробно см. [100]). Предлагая эти термины, авторы обычно дают и более или менее развернутую типологию стоящих за ними явлений, выделяют типы отношения к болезни, реакций на болезнь, соматонозогнозий и т.п. Такие типологии позволяют в практической работе с больными выбирать тактику и способы воздействия, адекватные их ВКБ, хотя «алгоритмы» перехода от диагностики типа ВКБ к определенной тактике и способам воздействия на больного обычно отсутствуют. Приведем несколько примеров.

Р. Конечный и М. Боухал предлагают типологию, в которой наряду с оценкой больным тяжести своего заболевания использованы и другие основания классификации: погружение, уход в болезнь; получение удовлетворения от того, что болезнь освобождает от обязанностей; получение известной выгоды от болезни — материальной или моральной [74].

Определенный интерес представляет также классификация Баркера, выделившего 5 типов отношения к болезни:

1) избегание дискомфорта, часто сопровождаемое уходом в себя, аутизацией. Обычно это характерно для пациентов с узким кругом интересов, невысоким интеллектом, а также для пожилых людей при длительной болезни;

2) замещение. Больной сам находит новые средства достижения жизненных ценностей, заменяющие утраченные из-за болезни возможности. Этот тип отношения связан с высоким уровнем интеллекта;

3) игнорирующее поведение. Больной стремится подавить, вытеснить признание дефекта, ограниченность возможностей в связи с болезнью, что чаще возникает у лиц со средним интеллектом, но с высоким образовательным уровнем;

4) компенсаторное поведение, представленное четырьмя разновидностями: циклическое приспособление с периодами подъема и спада; фаталистическое отношение (главным образом к будущему); параноидное приспособление с тенденцией агрессивного переноса неадекватных переживаний на окружающих; выраженные агрессивные реакции;

5) невротические реакции. В ряде случаев оптимальной формой приспособления является игнорирование дефекта, но нельзя считать это универсальным выходом. Фактически здесь уже идет речь о реабилитации, подробное рассмотрение которой не входит в наши задачи.

З. Липовски пытается разграничить «реакции преодоления болезни» и «реакции на информацию о болезни». Последние зависят от «значения болезни» для пациента и могут быть следующими:

а) болезнь — угроза или вызов, а типы реакций — противодействие, тревога, уход в себя, борьба;

б) болезнь — утрата; соответствующие типы реакции — депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, привлечение к себе внимания, нарушение режима;

в) болезнь — выигрыш или избавление, а типы реакций при этом — безразличие, жизнерадостность, нарушение режима, враждебность по отношению к врачу;

г) болезнь — наказание: возникают реакции типа угнетенности, стыда, гнева (цит. по [100]).

Интересную типологию предлагают А.В. Квасенко и Ю.Г. Зубарев [70]. Они различают нормальные психологические личностные реакции больного и психопатологические — такие, как депрессивные, фобические, истерические, ипохондрические и анозогнозические (в последнем случае факт болезни вообще не осознается). Депрессивные состояния в начале болезни чаще сопровождаются высокой тревожностью, а позже более распространен астенодепрессивный синдром (об астении см. выше). Истерические реакции проявляются в эмоциональной неустойчивости, театральности поведения, аффектах, гипертрофированных жалобах. Ипохондрические реакции обычно наблюдаются при хронических, хотя и не тяжелых, болезнях. Их появлению способствует тревожно-мнительный характер больного, его высокая чувствительность, неуверенность, неустойчивость и ригидность; при этом продолжительность реакции обычно не превышает нескольких дней или недель. Правда, иногда это состояние сохраняется годы, перерастая в ипохондрическое развитие личности. Фобические реакции состоят в появлении навязчивых и необоснованных страхов.

Более подробно остановимся на психологических личностных реакциях при отсутствии психической патологии.

1. Адекватная оценка болезни и отношение к ней, соответствующее ее реальной тяжести и опасности. Это характерно для пациентов, бывших до болезни сильными, уравновешенными, гармоничными личностями.

2. Переоценка опасности, тяжести болезни, ее последствий. В одних случаях выражены элементы тревоги, паники, снижение настроения; мысли и внимание человека прикованы к болезни. Пациент обычно проявляет большую активность. В других — доминируют сниженное настроение (но без повышенной тревожности), апатичность, монотонность, пессимистические прогнозы, прикованность внимания. Такие больные обычно выполняют все указания врача, ловят каждое его слово. К этому типу реагирования склонны те, у кого до болезни преобладали тревожно-мнительные черты, или же лица с выраженной негибкостью, «застревающие» на переживаниях (в частности, касающихся соматического здоровья).

3. Недооценка тяжести заболевания. Здесь возможны два варианта. Одни больные, в конце концов, привыкают к болезни, перестают концентрировать на ней свое внимание. Они соблюдают режим, благодушны. Правильнее, пожалуй, говорить в этом случае о снижении эмоционального компонента ВКБ, так как ее рациональное (на уровне знания) отражение в целом соответствует действительности. Другие больные отрицательно относятся к лечению, стремятся как бы «закрыть глаза» на все, связанное с болезнью, что можно объяснить психологической реакцией. В основном это наблюдается у стеничных личностей, стоящих ближе к ригидному типу (прямолинейность, бескомпромиссность суждений и убеждений, косность) с элементами «гиперсоциальности» (повышенная чувствительность к оценкам со стороны окружающих, строгое следование социальным нормам, высокая значимость общественно-трудовой деятельности).

4. Отрицание наличия болезни и ее симптомов с целью диссимуляции, а также из-за страха перед ее последствиями. И здесь выделяются два варианта. В одном случае признаки болезни слабо выражены, но опасны (например, это нередко бывает при туберкулезе, злокачественных опухолях), или же она является результатом поведения, осуждаемого моральными нормами (как при попытке скрыть заболевание сифилисом или СПИДом). В другом случае мы имеем дело с вытеснением мыслей о болезни, нежеланием говорить о ней по этой причине (например, при хронической почечной недостаточности, сопровождающейся общей вялостью и апатией).

Общей для всех описанных типов осознания болезни, отношения к ней и реакции больного является возможность успешной коррекции его мыслей, представлений и чувств в направлении к адекватному отражению реального положения дел. Причем лечащий врач должен уметь делать это сам, прибегая к помощи психиатров, психологов и профессиональных психотерапевтов (если таковые имеются) лишь при выраженных психопатологических реакциях.

Приведем в качестве примера еще одну, более частную классификацию типов переживания болезни, предложенную для больных туберкулезом [44].

1. Инфантильный тип, свойственный юношам и детям, видящим все в «розовом свете».

2. Реакции шока, характерные для возраста 20-30 лет.

3. Ипохондрический тип.

4. Тип Полной надежды.

5. Больные с истерическим типом (подсознательное стремление извлечь выгоды от болезни).

6. Религиозные больные (болезнь — удар судьбы).

7. Недовольство болезнью и стремление поскорее от нее избавиться.

8. Реакция стыда.

9. «Экономический тип» (на первом месте стоят затраты на лечение и тревога за благосостояние семьи).

10. Индифферентный тип («глухи к словам врача и идут своей дорогой»). :

Все рассмотренные подходы к систематизации многообразных проявлений разных компонентов внутренней картины болезни имеют большие ограничения и недостатки. В большинстве случаев просто не выполняются основные требования логики к любой классификации, начиная, например, с единства основания деления. К тому же они во многом «перекрывают» друг друга, хотя и используется разная терминология. С точки зрения возможностей практического использования, описанные подходы отличает еще один существенный недостаток: не предлагается достаточно простого и надежного способа диагностировать выделяемые в их рамках феномены. Предполагается, вероятно, что врач должен уметь их распознавать на основе наблюдения и беседы с больным. В этом отношении выгодно отличается классификация типов отношения к болезни, разработанная в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева [30]. Достоинства этой типологии и наличие относительно простого диагностического «инструмента» обеспечили ей широкое внедрение в практику работы с больными. Методика «Тип отношения к болезни» применяется в десятках учреждений здравоохранения. Она часто используется и при проведении научных исследований (см., например, [113]).

В основу методики положена концепция психологии отношений (В.М. Мясищев). Отношение к болезни содержит в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Первый включает знание о болезни, ее осознание, понимание ее роли и влияния на жизнь больного, а также прогноз на будущее. Эмоциональный компонент — это ощущение и переживание болезни и всей ситуации, связанной с ней. Зависящие от болезни реакции адаптации или дезадаптации, выработку стратегии поведения в связи с болезнью относят к поведенческому компоненту [30]. Являясь значимым для человека, отношение к болезни влияет и на другие отношения личности.

При разработке типологии отношений к болезни использовалась классификация, предложенная А.Е. Личко и НЛ. Ивановым [93]. Эта типология включает следующие типы.

1. Гармонический: трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать или недооценивать тяжесть болезни.

2. Тревожный: непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, ее возможных осложнений, успешности лечения.

3. Ипохондрический: сосредоточение на болезненных ощущениях, постоянные рассказы о них, преувеличение действительных и «выискивание» несуществующих болезней и страданий.

4. Меланхолический: удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, пессимизм.

5. Апатический: полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения.

6. Неврастенический: вспышки раздражения (особенно при неприятных ощущениях, при неудачах в лечении, неблагоприятных результатах обследования), нередко заканчивающиеся слезами.

7. Сензитивный: чрезмерная озабоченность по поводу возможного негативного отношения окружающих в связи с болезнью.

8. Эгоцентрический: «уход в болезнь», «выставление напоказ» своих страданий с целью завладеть вниманием окружающих.

9. Эйфорический: легкомысленное отношение к болезни и лечению, нарушение режима.

10. Анозогнозический: активное отвержение мыслей о болезни, отрицание очевидного в ее проявлениях, приписывание их случайным обстоятельствам.

11. Обсессивно-фобический: опасение в отношении маловероятных осложнений, вера в приметы, использование ритуалов.

12. Эргопатический: «уход в работу» (даже при тяжелой болезни), стремление продолжать работу во что бы то ни стало.

13. Паранойяльный: уверенность, что болезнь — результат чьего-то злого умысла, крайняя подозрительность в отношении к лекарствам, процедурам, медицинскому персоналу.

Эти типы объединяются в три блока. Первый включает те из них, при которых существенно не нарушается социальная адаптация (гармонический, эргопатический и анозогнозический типы). Во второй блок входят типы отношения к болезни, вызывающие психическую дезадаптацию и имеющие в основном интрапсихическую направленность реакций на болезнь (тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический). Наконец, в третьем блоке объединены типы отношения к болезни, которые также ведут к дезадаптации, но отличаются интерпсихической направленностью реагирования, то есть проявляются, прежде всего, в межличностном взаимодействии. Несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что для второго блока более характерны страдания и психологические проблемы самого больного, а для третьего — страдания людей, взаимодействующих с ним. Кроме того, опросник позволяет дифференцировать отношения к самой болезни, к ее лечению, врачам и медицинскому персоналу, к родным и близким, к работе и будущему и т.д.

Источник