Входными воротами болезни китайские врачи считали

На территории Китая человек жил уже в эпоху палеолита. Скелет человека, откопанный к югу от Пекина (пекинский синантроп), принадлежит к самым давним выявленным на земле останкам человека.

Рабовладельческий строй сложился в Китае к началу II тысячелетия до н. э., прежде всего в бассейне Желтой реки (Хуанхэ). К этому же периоду принадлежит создание китайской письменности, сначала пиктографической, потом иероглифической. Исключительная сложность этой письменности, которая даже вошла в пословицу («китайская грамота»), привела к тому, что читать и писать умели представители относительно небольшой привилегированной группы жрецов и аристократов.

Древними китайцами были изобретены также порох, компас (магнитная игла), кисть для письма. А изделия китайских промыслов – шелка, фаянс и фарфор – пользовались известностью во всем мире в течение тысячелетий.

Казалось бы, на таком фоне и китайская медицина должна быть какой-то особенной. Истоки ее сплошь окутаны легендами. И что здесь правда, а что вымысел, разобраться бывает не так уж легко. Во всяком случае, основателем местной медицинской науки считается не кто иной, как сам император Шэнь-нун (ок. 2700 г. до н. э.). Именно он, согласно преданию, в свободное от административных забот время составил первый травник с описанием более 100 лечебных средств. Он также считается изобретателем техники акупунктуры.

Самый древний китайский труд по медицине – трактат Нэйцзин (Канон медицины) – опять-таки приписывается императору, но уже другому. Говорят, трактат составил Хуан-ди, правивший в 2698–2599 гг. до н. э.; Однако на самом деле подлинное время создания Канона медицины неизвестно.

В трактате так определены возможности врачевания: «Медицина не может спасти от смерти, но способная продлить жизнь, укрепить нравственность, поощряя добропорядочность, преследуя порок – этого смертельного врага здоровья, – может вылечить много болезней, которые поражают бедное человечество, и делает сильнее государство и народ своими советами».

Поначалу китайская медицина основывалась сплошь на магии. Китайцы, как и другие древние народы, рассматривали организм человека как уменьшенный мир, подобный тому, что люди наблюдают вокруг. И в нем осуществляется постоянный взаимообмен между пятью основными элементами – огнем, землей, водой, деревом и металлом.

Силы этих процессов концентрируются в двух противоположных началах – полюсах, от взаимоотношения которых и зависит равновесие или нарушение ее как во всем мире, так и в жизни организма. Одно из этих противоположных начал рассматривалось как мужское (ян) и считалось активным, светлым, второе – как женское (инь) – пассивное, темное. Все болезни разделялись соответственно на две группы: с преимуществом начала ян, что проявляется симптомами возбуждения функций организма, и с преимуществом инь – с признаками притеснения всех функций.

Однако магия магией, но больных надо было лечить и на самом деле. Поэтому в дело опять-таки были пущены лекарственные средства растительного происхождения. Причем и здесь терапия основывалась на законах взаимодействия инь и ян и использовала множество магических средств. Особенно популярным было учение о «знаках» (сигнатурах): желтые цветы применяли для лечения желтухи, напоминающие форму почек бобы – при заболеваниях почек и так далее.

Китайцы не практиковали вскрытий, поэтому их анатомические представления были довольно фантастичны. Тем не менее китайские медики понимали, что сердце предопределяет движение крови. В одном из древних трактатов отмечается, что «кровь течет без перерыва в закрытом кругу», хотя никаких объяснений относительно механизма этого движения не приводится.

В диагностике заболеваний большое значение придавали анамнезу, общему виду больного. Пристально исследовали глаза, ноздри, рот и другие отверстия тела, рассматривая их как окна, сквозь которые входят болезни. Особенное внимание уделяли исследованию пульса, которое длилось нередко часами. Думали, что по пульсу можно узнать, как функционирует не только сердце, но и все органы, а также состояние психики больного. Обращали внимание на характер выделений больного. Мочу исследовали на вид и вкус в разные часы дня и ночи.

Со временем китайские медики накопили около 2000 рецептов, многие из которых были действительно полезными, не потеряли своей ценности до сих пор. Так, соли железа применялись при лечении анемии (малокровия), мышьяк – при кожных заболеваниях, ртуть для лечения сифилиса, ревень и сульфат натрия в качестве слабительного, а опий как наркотическое средство.

Китайская империя в период ее наибольшего расцвета имела специальное государственное учреждение – медицинский приказ. Основным его назначением было обслуживание потребностей императорского двора и прежде всего лично императора. Но в функции его входили также некоторые аспекты медицинского дела, которые были в компетенции государственной власти (например, при эпидемиях).

Подготовка врачей в Древнем Китае носила кастово-фамильный характер; медицинские знания передавались из поколения в поколение внутри одной семьи. С образованием царства, усилением влияния религии началась и школьная подготовка врачей при храмах; руководящая роль в медицине перешла к жрецам. В эпоху Чжоуськой династии (XI–III в. до н. э.) квалификацию врачей стала определять соответствующая комиссия, присваивая кандидатам высшие и низшие разряды.

Из врачей Древнего Китая особенной славой пользовался Бянь Цио, который жил в VI–V вв. до н. э., автор известного «Трактата о болезнях». За гуманность его научных трудов, клиническую наблюдательность Бянь Цио справедливо считают китайским Гиппократом.

Врач Цан Гунн (III в. до н. э.) первым начал вести истории болезней того или иного пациента, что позволяло в случае необходимости обращаться к опыту прошлых лет.

Организм в ту пору рассматривался как единое целое: «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги». Считали, что большое значение для здоровья имеет регулярный сон: «Одну ночь без сна не наверстаешь десятками ночей сна». Общим правилом для врачей было «лечить лишь то, что поддается лечению; если болезнь неизлечима – постарайся облегчить страдания умирающего».

Особенностью сугубо китайской медицины является метод лечения уколами – чжень-цзю (акупунктура) и прижиганиями – моксами. В древние времена эффективность этих методов объясняли тем, что прижигание и уколы создают «отверстия для выделения нечистоты» из больного тела. Китайские ученые определили на теле человека около 600 точек, в которые надлежит делать уколы при тех или других заболеваниях. Использовались модели человеческого тела с точечными отверстиями в определенных местах, в которые ученикам надо было ощупью попадать иглой.

В этих же «жизненных точках» делали прижигание, зажигая щепотки клочьев или сухую полынь. В дальнейшем, с развитием метода они были заменены специально изготовленными сигаретами из того же материала. При этом сигареты уже не наносили ожогов, поскольку их не прикладывали к коже, а держали поблизости от нее – то есть фактически получалась местная тепловая процедура.

Достаточно обстоятельно теория и практика чжень-цзю-терапии изложена в трактате «Ней-цзинь», который не раз дополнялся и переделывался. Чжень-цзю является самым распространенным методом лечения и в современном Китае применяется в поликлиниках и в стационарах. Этот метод лечения в наше время достаточно распространен в странах Европы и Америки, изучается во многих лабораториях и клиниках, в частности и в нашей стране.

Особую трудность для китайских врачей представляло лечение женщин, которых они не могли исследовать непосредственно, освободив от одежды. Врач, идя к больной женщине, всегда имел при себе куклу женского пола, на которой женщина показывала врачу больные места. Этим, да еще определением пульса и обзором мочи ограничивалось все объективное исследование.

Тем не менее древняя медицина Китая имела и свои достижения. Она знала немало средств для лечения ран, переломов, вывихов, изготовлялись протезы ампутированных конечностей. Уже в V в н. э. в военных частях были штатные врачи. Из древних хирургов особенно известен был Хуа Ту, который делал полостные операции с обезболиванием, используя для этого опий, сок конопли.

В Китае применялись предупредительные меры против оспы: чтобы искусственно вызывать заболевание, сухие струпья оспенных пустул вкладывали в ноздри детей.

Врачи придавали больше значение общей гигиене, советовали обмывать все тело через каждые 5 дней, голову мыть через день, а руки 3–5 раз на день.

Источник

1

Вопрос 1.

Врачебные знания
передавались из поколения в поколение.
Основной формой подготовки врачей в
Древнем Китае считались

  1. семейные школы

  2. ремесленные
    школы

  3. храмовые школы

  4. медицинские
    школы придворных императоров

  5. высшие медицинские
    школы

Вопрос 2.

Крупный вклад в
развитие китайской медицины внес Цан
Гун (267-215 гг. до н.э.). Он ввел

  1. осмотр больного

  2. первые истории
    болезни

  3. присягу врача

  4. оплату работы
    врача

  5. классификацию
    внутренних болезней

Вопрос 3.

Входными воротами
для инфекции китайские врачи считали

  1. уши

  2. нос

  3. рот

  4. пупок

  5. все естественные
    отверстия человеческого тела

Вопрос 4.

В Китае еще до
новой эры применялись предупредительные
меры против оспы

  1. вариотомия

  2. васкуляция

  3. вариоляция

  4. корреляция

  5. лактация

Вопрос 5.

Важнейшими
лечебно-предупредительными мероприятиями
в Древнем Китае были

  1. массаж

  2. лечебная
    гимнастика

  3. дыхательная
    гимнастика

  4. чжень-цзю терапия

  5. водные процедуры

Вопрос 6.

Для китайцев
настоящий врач не тот, кто лечит
заболевшего, а тот, кто

  1. дает советы

  2. назначает
    физические упражнения

  3. владеет операционной
    техникой

  4. предупреждает
    болезнь

  5. является
    психотерапевтом

Вопрос 7.

Характерной
особенностью традиционной китайской
медицины является

  1. инь-янь терапия

  2. инь-янь хирургия

  3. дзю-терапия

  4. чжень-цзю терапия

  5. дао-цзю терапия

Вопрос 8.

Вершиной искусства
диагностики в Древнем Китае стало
учение

  1. о пневме

  2. о пульсе

  3. «инь-ян»

  4. о времени

  5. о космосе

Медицина Древнего Рима.

Вопрос 1.

Врачи императорского
Рима

  1. пользовались
    внешним почетом

  2. защищались
    законом от оскорблений

  3. имели возможность
    получать большие гонорары

  4. не платили налоги

  5. привилегий не
    имели

Вопрос 2.

В царский период
истории древнего Рима

  1. были
    врачеватели-профессионалы

  2. не было
    врачей-профессионалов

  3. лечили дома
    народными средствами

  4. лечили в больницах

  5. лечили в асклепионах

Вопрос 3.

Первые шаги по
пути к будущей патологической анатомии,
вскрывая трупы умерших больных, сделал

  1. Цельс

  2. Герофил

  3. Птоломей

  4. Эразистрат

  5. Гален

Вопрос 4.

Наиболее важными
достижениями в развитии хирургии в
Александрийский период были

  1. применение
    наркоза

  2. применение
    асептики

  3. перевязка
    сосудов

  4. применение
    раскаленного железа

  5. применение
    гипсовой повязки

Вопрос 5.

Врачи в Древнем
Риме

  1. не освобождались
    от воинской повинности

  2. имели право на
    альтернативную службу

  3. совмещали работу
    с воинской повинностью

  4. освобождались
    от воинской повинности

Вопрос 6.

Больных в царский
период лечили

  1. народными
    средствами при помощи магических
    заговоров

  2. магическими
    заговорами

  3. травами,
    кореньями, плодами

  4. капустой

  5. отварами и
    настоями

Вопрос 7.

Акведуки не
являются изобретением римлян, они
заимствовали эту идею в

  1. Китае

  2. Египте

  3. Индии

  4. Вавилоне

  5. Ассирии

Вопрос 8.

Наиболее ранним
свидетельством граждан города Рима к
мероприятиям санитарного характера
является

Закон об эксплуатации
санитарно-технических сооружений

  1. Закон Ману

  2. Закон жителей
    города Рима

  3. Закон XII таблиц

  4. Закон Цезаря

Вопрос 9.

В области медицины
период республики (конец VI в. до н.э.)
знаменует

  1. развитие
    санитарного законодательства

  2. строительством
    санитарно-технических сооружений

  3. появлением
    врачей-профессионалов

  4. становление и
    развитием медицинского дела

  5. государственной
    регламентацией медицинского дела и
    формированием его материалистического
    направления

Вопрос 10.

Servus medicus —

  1. музыкант

  2. врач

  3. учитель

  4. художник

  5. раб-врач

Вопрос 11.

В период Римской
Империи в городах и отдельных провинциях
Государственные власти стали утверждать
должности врачей

  1. гинекологов

  2. эдилов

  3. архиатров

  4. ординаторов

  5. интернов

Вопрос 12.

Для этого ученого
характерно, что описанную им анатомию
наружных частей организма предназначал
для хирургов, в то время как анатомию
внутренних органов — для всех врачей

  1. Цельс

  2. Соран

  3. Герофил

  4. Эразистрат

  5. Гален

Вопрос 13.

Большое количество
иностранных врачей в Риме привело к

  1. конкуренции

  2. узкой специализации

  3. отказу от работы

  4. невостребованности
    медицины

  5. избытку врачей

Вопрос 14.

Впервые разработанный
и примененный в медицине метод
исследования, включавший в себя
вивисекции и различные опыты на животных,
принадлежит

  1. Гиппократу

  2. Герофилу

  3. Гарвею

  4. Декарту

  5. Галену

Вопрос 15.

Самое обширное
во всей древней литературе сочинение
по родовспоможении, гинекологии и
детским болезням составил

  1. Гален из Пергама

  2. Соран из Эфеса

  3. Плиний Старший

  4. Асклепиад из
    Прусы

  5. Диоскорид Педаний
    из Киликии

Вопрос 16.

Превращение
греческой медицины в Римскую и дальнейшее
развитие врачебного искусства у римлян
тесным образом связано с медицинской
школой основанной

  1. Сораном

  2. Асклепиадом

  3. Галеном

  4. Цельзом

  5. Диоскоридом

Вопрос 17.

История римской
медицины, в собственном смысле слова,
начинается с указа Цезаря (46 г. до н.э.),
давшего право

  1. свободным
    иностранцам заниматься врачебной
    практикой в Риме

  2. свободным
    иностранцам, занимавшимся врачебной
    практикой в Риме, право римского
    гражданства

  3. заниматься
    врачебной практикой

  4. римляне, желавшие
    посвятить себя этой профессии, получали
    возможность

  5. учиться врачебному
    искусству

Вопрос 18.

Первыми врачами
в Древнем Риме были

  1. боги

  2. рабы

  3. священники

  4. рабовладельцы

  5. жрецы

Вопрос 19.

Самое популярное
лечебное средство в Древнем Риме по
свидетельству Катона

  1. свекла

  2. морковь

  3. капуста

  4. репа

  5. лук

Вопрос 20.

Материалистические
позиции в суждениях Галена отразились
в таких научных областях, как

  1. химия

  2. физиология

  3. анатомия

  4. физика

  5. психиатрия

Вопрос 21.

Наиболее ранним
свидетельством внимания римлян к
мероприятиям санитарного характера
являются

  1. Законы Абатоне

  2. Закон Двенадцати
    таблиц

  3. Закон Хайди-Вайнберга

  4. Законы Ману

  5. Закон Юлиана

Вопрос 22.

Отметьте важнейшие
достижения хирургии Александрийского
периода

  1. использование
    корня мандрагоры в качестве обезболивающего
    средства

  2. изобретение
    катетера

  3. проведение сложных
    операций на почке, печени и селезенки,
    ампутация конечностей

  4. все выше
    перечисленное

Вопрос 23.

Первый свободный
греческий врач Архагат римлянами был
прозван «живодером» и к нему перестали
обращаться

  1. за грубость

  2. за прижигание

  3. за проведение
    операций

  4. за высокую плату

  5. за равнодушие

Вопрос 24.

Положение врачей
в городе Риме укрепилось

  1. получили большие
    права

  2. освобождались
    от тягостных повинностей

  3. получили льготы

  4. освобождались
    от общей воинской повинности

  5. от воинской
    повинности освобождались сыновья
    врачей

Вопрос 25.

Четыре признака
воспаления были описаны

  1. Сораном

  2. Цельсом

  3. Асклепиадом

  4. Галеном

  5. Гиппократом

Соседние файлы в папке некоторые тесты по ИМ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Древнейшее в истории Китая государство Шан сформировалось в середине II тысячелетия до н. э. в долине Хуанхэ (Желтая река). К этому времени относится и создание китайской иероглифической письменности. Древние китайские тексты записывались на черепашьих щитах (панцирях), бамбуковых дощечках, бронзовых ритуальных сосудах, каменных барабанах, а затем — на шелку и бумаге, которая была изобретена в Китае в I в. до н. э.

Древнекитайским ученым принадлежат многие открытия и изобретения в области естествознания и техники. В 4 в. составлен первый в мире звездный каталог, включавший около 800 светил, китайскими астрономами была сделана первая запись наблюдений солнечных пятен. Чжан Цан нашел метод решения уравнений с двумя и тремя неизвестными; введены понятие об отрицательных величинах и правила действий с ними. Китайским ученым принадлежат изобретения компаса, туши для письма бумаги, фарфора, книгопечатания, пороха. Однако в связи с известной изолированностью и замкнутостью китайской культуры, порожденными главным образом идеей исключительности и избранности китайской нации, проповедуемой официальной китайской идеологией в течение 2 тысячелетий, выдающиеся достижения китайской естественнонаучной и технической мысли не оказали существенного влияния на развитие мировой культуры. Большинство из них не было известно другим народам и позднее было заново открыто учеными других стран. Это относится в определенной степени и к достижениям китайской медицины.

Не позднее 1—2 вв. н.э. произошел переход от чисто рабовладельческого строя к феодальному. В течение тысячелетий Китай представлял собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что в значительной степени связано с локальностью китайской цивилизации, обусловленной причинами географического, социально-экономического и политического характера.

Два больших периода врачевания: царский (18 – 3 в до н.э.) и империи Хань (3в до н.э. – 14 в. н.э.) В основу медицины легли стихийно-материалистические воззрения древних философов. Древнейший медицинский текст – «Канон врачевания».

На развитие естественно-научных взглядов оказало влияние представление о взаимодействии пассивной женской (инь) и мужской активности (янь) и 5 первоэлементов, из которых возникает многообразие мира: вода, огонь, металл, земля, дерево. Различное соотношение синдромов приводит к болезни.

Медицина делилась на внутренние болезни, хирургию, диагностику, ветеринарию. В самостоятельный раздел вышло учение о глазных болезнях. Известны были болезни с сердца, легких, психические нарушения. В диагностике – внешний осмотр и опрос больных. Различали свыше 20 видов пульса. Исходили из того, что при любой болезни надо лечить весь организм. Характерной особенностью китайской медицины являлась терапия иглоукалывания и акупунктуры. Существовало несколько видов прижиганий. Лечили женьшенем, морскими водорослями зоб, панцирем черепахи – цингу, мускусом – болезни сердца. Применялись сурьма , олово, свинец, ртуть. Известны противочесоточные свойства серы. За несколько веков до н.э. составлены классификации лекарственных средств. Созд. спец. мед. школы в 6 в.

Наиболее распространенная оздоровительная техника в Китае – Ци-Гун.В ней испульзуется ряд упражнений позволяющих укрепить костно-мышечную систему и внутренние органы. Другой вид китайской гимнастики – У-Шу является воинким искусством. Гимнастика У-Шу направлена на развитие наступательных и защитных способностей организма.

Основная форма подготовки врачей — семейные и ремесленные школы при дворцах императоров. В эпоху Чжоу (11-3 вв.до н.э. медики делились на 5 категорий в соответствии с квалификацией. Ежегодно проводились проверки. Лучшие получали подарки, а худшие взыскания. Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолировано от других культур земного шара. В Европу сведения о ней проникли в 18 в.

Тибетская медицина испытала влияние как Китая, так и Индии. Понятие о 3 началах (газ, слизь,желчь). Обучение при школах, монастырях. Ассортимент лекарств – 1000 наименований. Важным разделом была диагностика. Мясо различных животных считалось лечебным средством.

Для религиозных представлений было характерно сочетание элементов различных верований и религий. К 6—3 вв. до н.э. сформировались основные направления китайской философской мысли, которые в дальнейшем легли в основу официальной идеологии, религиозных и морально-этических представлений большинства населения Китая. Важнейшими из них были даосизм и конфуцианство.

В основе даосизма, возникшего в 4—3 вв. до н.э., лежит представление о наличии таинственной, не познаваемой разумом и не выразимой словами, присутствующей во всем, первопричине вселенной (дао — буквальное значение «путь»). Противопоставляя природу обществу, даосизм призывает освободиться от оков цивилизации, обязанностей, долга и возвратиться к простой, близкой к природе жизни. Одной из основных целей приверженцев даосизма было достижение активного долголетия, для чего использовались разнообразные методы, включая специальные диеты, комплексы физических и дыхательных упражнений, режим и т.п. Обеспечению долголетия служат и этические установки, сводящиеся к абсолютному отрицанию политики и морали или к самоустранению, уступчивости, отказу от желаний, борьбы и т.п. В соответствии с этим учением предпринимались и попытки поиска эликсира бессмертия, что способствовало развитию китайской алхимии.

Конфуцианство [по имени основателя, китайского философа Конфуция (кит. Кун-цзы), около 551—479 гг. до н.э.] носило выраженный этико-политический характер и с самого начала выражало интересы наследственной аристократии, считая закономерным и справедливым существование эксплуатации и социального неравенства. Основным принципом конфуцианской этики являлось понятие «жэнь» («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения норм поведения (этикета), базирующихся на соблюдении почтительности и уважения к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Конфуцием были обоснованы и фундаментальные положения традиционных верований китайцев: о небе как целенаправленной божественной силе, от которой зависит судьба общества и каждого отдельного жителя «поднебесной», о божественном происхождении власти государя — «сына неба», о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над всеми народами Вселенной. В 136 г. до н.э. конфуцианство было провозглашено официальной идеологией и просуществовало в этом качестве до крушения монархии (1911).

Источники изучения М. Китая разнообразны; они представлены материалами археологии и памятниками письменности. Ценнейшим литературным памятником древнекитайской культуры является Сборник песен и гимнов («Шицзин»), относящийся к 11—6 вв. до н.э. В сборнике имеются стихи, характеризующие жилище, пищу, одежду, труд, семейные отношения, болезни, лекарства, индивидуальные и общественные санитарно-гигиенические традиции. В «Чжоуских ритуалах» (11—7 вв. до н.э.) упоминаются некоторые разделы М., ветеринария. Древнейшим произведением медицинской литературы, обобщившим многовековой опыт китайских врачей, является «Трактат о внутреннем» («Нейцзин», 6 в. до н.э.), состоящий из двух частей — «Простые рассказы» и «Книга чудес»; его предполагамый автор — Цинь Юэ-жень Бянь Цао. Считают, что он один из первых в Китае применил исследование пульса, отлично владел методом иглотерапии, лечил детские и женские болезни.

5.6. Учения о пяти стихиях (У-Син) и двух противоположных началах (Инь-Ян). Диагностика. Учение о пульсе.

На развитие естественнонаучных взглядов определяющее влияние оказала натурфилософия, восходящая к древним (возникшим не позднее 9—8 вв. до н.э.) представлениям о взаимодействии пассивной силы (инь) и мужской активности (ян). ‘Эти идеи слились с возникшим позднее учением о взаимопревращении пяти первостихий (металла, дерева, воды, огня, земли) и были усвоены почти всеми философскими школами.

В соответствии со сложившимися под влиянием основных положений натурфилософии взглядами, человек представляет собой мир в миниатюре (микрокосмос) и состоит из пяти первоэлементов, которые попадают в организм с пищей

Общепатологические воззрения древнекитайских врачей также исходили из натурфилософских представлений: причиной возникновения болезней считали нарушение соотношений активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме, так же как и в окружающей природе, находятся в постоянной борьбе. С действием ян связывали гиперфункцию, с действием инь — гипофункцию отдельных органов или организма в целом. При этом признавали возможность влияния на борьбу ян и инь различных факторов окружающей среды, условий и образа жизни, питания и др.

В Древнем Китае производилось анатомирование трупов. Основным органом, по представлениям древнекитайских врачей, было сердце. Печень рассматривалась как обиталище души, а желчный пузырь — мужества. В китайских источниках впервые упоминается о замкнутой системе кровообращения.

Врачебные знания передавались из поколения в поколение. Есть основания считать, что основной формой подготовки врачей в Древнем Китае были семейные и так называемые ремесленные школы (опытные врачи набирали для подготовки учеников). Вместе с тем высказывается предположение, что при дворах императоров существовали медицинские школы под руководством наиболее знаменитых врачей. В эпоху Чжоу (11—3 вв. до н.э.) медики делились на пять категорий в соответствии с квалификацией. В результате ежегодных проверок лучшие врачи получали награды, на малоспособных налагались взыскания.

Крупный вклад в развитие китайской М. внес Цан Гун (267—215 гг. до н.э.). Он ввел записи, в которых указывались дата осмотра, состояние больного, назначения и результаты лечения. Это были первые истории болезни. К выдающимся врачам первых веков н.э. относятся Чжан Чжун-цзин (150—219 гг. н.э.) — автор обширного трактата об инфекционных заболеваниях, содержащего 400 способов лечения и более 100 советов по профилактике заразных болезней, Ван Шу-хэ (210—285 гг. н.э.), который на основе трудов Чжан Чжун-цзина и других, более древних источников написал «Книгу о пульсе» в 10 томах

Содержание и общие положения М. Древнего Китая прослеживаются уже в трактате «Чжоуские ритуалы», где медицина подразделяется на внутренние болезни, хирургию, диететику и ветеринарию. По-видимому, рано выделились в самостоятельные разделы учение о глазных болезнях, акушерство и гинекология. Китайским врачам были известны болезни сердца, психические нарушения, заразные болезни.

Хирурги армии (медико-санитарная организация в китайской армии была создана не позднее 5—4 вв. до н.э.) с успехом лечили не только своих воинов, но и солдат враждебного лагеря, которых по выздоровлении отпускали домой. Древнекитайские врачи умели делать чревосечения. Для обезболивания использовали сок конопли и растений семейства пасленовых, вино. Из подручных средств (бамбук, керамика, древесная кора, листья пальм и пр.) изготовлялись шины, бандажи, повязки, шовный материал, жгуты. При раскопках найдены различные хирургические инструменты из бронзы, железа, костей, раковин.

Диагностика издревле была одним из важнейших звеньев врачевания. Важными для диагностики считали осмотр и опрос больного. Особое внимание уделялось «окнам тела» — ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела; мочу исследовали на вкус.

Большое место занимало учение о пульсе. Была разработана скрупулезная система его исследования и трактовки полученных результатов. По мнению древнекитайских врачей, с помощью исследования пульса можно выяснить все совершавшиеся в организме человека процессы: работу сердца, легких, печени, течение соков, крови в жилах, «игру» чувств — печаль, гнев, радость, болевые ощущения, состояние экстаза, томление духа. Различали разновидности пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. Пальпация артерии у лучезапястного сочленения продолжалась многими часами, требовала от врача большого профессионального искусства, внутренней сосредоточенности.

Лечебные назначения зависели от общего состояния больного, предполагаемой причины болезни и прогноза. При этом древнекитайские врачи исходили из положения, что при любой болезни поражается организм в целом, «Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги».

Ван Шу-хэ (210—285 гг. н.э.), который на основе трудов Чжан Чжун-цзина и других, более древних источников написал «Книгу о пульсе» в 10 томах. Учение Ван Шу-хэ о пульсе получило широкое признание среди китайских врачей и было воспринято в других странах Востока. В частности. Ибн-Сина (Авиценна) различал 46 видов пульса, 35 из которых взял из китайской практики.

Источник