Влияние болезни на рост и развитие ребенка

Влияние болезни на рост и развитие ребенка thumbnail

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

Влияние различных факторов на рост

А. генетический (свыше 100 генов отвечают за конечный рост человека, поэтому наследственные или конституционные факторы очень важны. То есть, если оба родителей низкого роста, то не стоит надеяться, что малыш вырастет высоким и, наоборот, у высоких родителей — высокие дети).

Б. гормональный (рост в значительной мере предопределен определенной концентрацией многих гормонов, главным из которых является соматотропин, который так и называют гормоном роста, гормоны щитообразной и надпочечников. Поэтому любые эндокринные нарушения обычно сопровождаются патологией роста.

В. деятельность эндокринных желез регулируется соответствующими центрами мозга. Поэтому любые нарушения головного мозга, в том числе во время родов, травм, инфекционных заболеваний мозга и тому подобное, тоже могут непосредственно влиять на нарушение роста.

Г. хронические заболевания влияют на рост ребенка, если сопровождаются тяжелыми нарушениями функций почек, сердца, легких, пищеварительного тракта. Такие заболевания, как хронический тонзиллит, холецистит, обычно не влияют на рост ребенка. Но, с другой стороны, они могут стать причиной ухудшения аппетита, который тоже негативно влияет на рост, особенно в раннем возрасте.

Д. неполноценное и нерациональное питание ребенка.

Е. психосоциальный фактор (отсутствие любви к ребенку и беспокойства о нем снижает выработка гормона роста, и малыш будет расти медленно). (Например, в детских домах, особенно где находятся дети в возрасте до 3 лет, наблюдается около 20% детей с задержкой роста).

Влияние различных факторов на развитие детского организма

А. медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.

Б. факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.

В. факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

Комплексная оценка состояния здоровья. Группы здоровья: критерии, лежащие в основе разделения детей на группы здоровья.

Комплексная оценка состояния здоровья

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка проводят при первичном посещении ребенка после выписки ее из роддома, чтобы получить представление об исходном уровне состояния здоровья. В дальнейшем оценку состояния здоровья детей 1-го и 2-го годов жизни проводят ежеквартально, детей 3-го года – в конце каждого полугодия. При нескольких диагнозах группу здоровья устанавливают с основным заболеванием. В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья может меняться в зависимости от динамики уровня состояния здоровья.

Группы здоровья: критерии, лежащие в основе разделения детей на группы здоровья

А. ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ. К данной группе относятся дети, не имеющие хронических заболеваний с соответствующим возрастом, редко болеющие

Б. ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ С МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ. У детей отсутствуют хронические заболевания, но имеются отклонения морфологического и функционального характера (близорукость, плоскостопие), часто болеющие

В. ДЕТИ, БОЛЕЮЩИЕ ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАДИИ КОМПЕНСАЦИИ. Дети, которые, несмотря на наличие хронических заболеваний, редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют

Г. ДЕТИ, БОЛЕЮЩИЕ ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАДИИ СУБКОМПЕНСАЦИИ. Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие

Д. ДЕТИ, БОЛЕЮЩИЕ ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАДИИ ДЕКОМПЕНСАЦИИ. Дети с хроническими заболеваниями, организм которых не может собственными силами исправить повреждения

Физическое развитие как важный показатель состояния здоровья детей.

Физическое развитие – это важный показатель состояния здоровья детей. Для определения физического развития используются наиболее стабильные показатели, которые можно определить самыми простыми методами с наибольшей точностью (рост служит суммарным показателем процессов, происходящих в организме; масса тела отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов; окружность грудной клетки характеризует состояние грудных с спинных мышц и состояние грудной полости).

Существует несколько групп методов определения физического развития:

А. антропометрические (рост, масса тела, окружность головы и грудной клетки)

Б. физиологические (частота сердечных сокращений, артериальное давление)

В. динамометрические (мышечная сила рук или туловища, быстрота реакций, выносливость, ловкость)

Г. соматоскопические (степень жироотложения, осанка, форма стопы и ног, пропорции тела, уровень полового созревания)

Уровень физического развития тесно связано с психическим развитием.

Понятие о школьной зрелости и методах её оценки. Индивидуальный подход к детям в зависимости от уровня школьной зрелости. Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе (задачи воспитателя).

Школьная зрелость — это такой уровень развития способностей и здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки, школьный режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка и не окажут отрицательного воздействия на его соматическое и психическое здоровье. Определение школьной зрелости необходимо для установления оптимального возраста начала школьного обучения, разработки индивидуального подхода в обучении, своевременного выявления возможных отклонений в развитии ребенка.

Методы оценки школьной зрелости

А. методы определения уровня морфологического развития ребенка

Б. методы оценки психофизического развития

В. методы оценки психических функций и мотивационной, личностной сферы ребенка

Индивидуальный подход к детям в зависимости от уровня школьной зрелости

Проявляя чуткость и внимание к каждому ребенку, воспитатель должен учитывать его индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное педагогическое воздействие. Он стремится своевременно скорректировать поведение ребенка, помогает преодолеть отдельные негативные черты, которые могут осложнить привыкание к новым условиям школьного обучения.

С позиции предстоящего школьного обучения очень важно, чтобы найденная воспитателем эффектная тактика индивидуального подхода к детям получила свое дальнейшее развитие в семье и в соответствующем подходе к ним учителя.

В зависимости от темперамента ребенка необходим индивидуальный подход к нему. Требования должны соответствовать его возможностям.

Чаще всего у ребенка какие-то качества, значимые для обучения в начальной школе, сформированы лучше, какие-то хуже, что во многом как раз и определяется тем, кто же ребенок — мальчик или девочка. Иными словами мальчики и девочки 6-7 лет готовы школе весьма неодинаково, поэтом и проблемы обучения в начальных классах у них тоже разные.

Читайте также:  Хобала болезнь легких дают ли группу инвалидности при хобл

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе (задачи воспитателя)

А. выработать у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя)

Б. развить настойчивость, ответственность, самостоятельность, старательность. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия

В. воспитать у дошкольника опыт деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоить способы активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (уметь оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки)

Г. сформировать у детей навыки организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам



Источник

Что влияет на рост ребенка

Задержка роста — одна из самых распространенных причин, с которыми родители обращаются к эндокринологу. Значительное отставание в росте, особенно мальчиков, может даже стать причиной психических расстройств.

Быстрее всего ребенок растет во внутриутробный период, и если бы он продолжал расти такими темпами после рождения, то уже в возрасте 10 лет его рост достигал бы 6 м.

Но после рождения ребенка темпы роста значительно снижаются и в разные периоды жизни они неодинаковы. Существует 3 этапа интенсивного роста человека: 1-й год жизни, 4-5 лет, период полового дозревания (пубертатный). В эти периоды все системы организма работают на полную силу, поэтому адаптационные возможности ребенка в это время снижены — он чаще болеет, появляются функциональные нарушения разных органов и систем. В случае снижения темпов роста, организм будто успокаивается, происходит постепенный рост и развитие внутренних органов. Ввиду этого, приучать ребенка к садику в 4-5-летнем возрасте, когда снижены его адаптационные возможности, значительно тяжелее, чем в 3 года, пишет «УНИАН».

На протяжении года ребенок тоже растет неравномерно — всю годовую прибавку в росте он может наверстать за несколько месяцев. Например, некоторые дети растут весной, другие — осенью или летом.

Есть мысль, что девочки растут быстрее мальчиков. Но это не совсем так. Девочки растут медленнее, однако у них раньше начинается пубертатный период — в возрасте 10 лет. Соответственно, в это время они опережают мальчиков в росте. В возрасте 13 лет начинается пубертатный период у мальчиков, и они опять становятся более высокими.

На рост ребенка влияет достаточно много факторов, которые могут повлечь патологию:

* генетический (свыше 100 генов отвечают за конечный рост человека, поэтому наследственные или конституционные факторы очень важны. То есть, если оба родителей низкого роста, то не стоит надеяться, что малыш вырастет высоким и, наоборот, у высоких родителей — высокие дети);

* гормональный (рост в значительной мере предопределен определенной концентрацией многих гормонов, главным из которых является соматотропин, который так и называют гормоном роста, гормоны щитообразной и надпочечников. Поэтому любые эндокринные нарушения обычно сопровождаются патологией роста. Интересно, что продукция гормона роста происходит во время сна, особенно в первых 1,5 часа. Поэтому слова наших бабушек о том, что малыш спит — значит растет, вполне справедливые);

* деятельность эндокринных желез регулируется соответствующими центрами мозга. Поэтому любые нарушения головного мозга, в том числе во время родов, травм, инфекционных заболеваний мозга и тому подобное, тоже могут непосредственно влиять на нарушение роста;

* хронические заболевания влияют на рост ребенка, если сопровождаются тяжелыми нарушениями функций почек, сердца, легких, пищеварительного тракта. Такие заболевания, как хронический тонзиллит, холецистит, обычно не влияют на рост ребенка. Но, с другой стороны, они могут стать причиной ухудшения аппетита, который тоже негативно влияет на рост, особенно в раннем возрасте;

* неполноценное и нерациональное питание ребенка;

* психосоциальный фактор (отсутствие любви к ребенку и беспокойства о нем снижает выработка гормона роста, и малыш будет расти медленно). (Например, в детских домах, особенно где находятся дети в возрасте до 3 лет, наблюдается около 20% детей с задержкой роста).

Самой распространенной формой задержки роста (около 75%) является конституционная, которая в свою очередь разделяется на 3 типа:

* конституционная низкорослость — у родителей низкого роста — низкого роста ребенок;

* конституционная задержка роста — до периода полового созревания ребенок растет медленно, а затем резко догоняет в росте своих одногодков и даже может перерасти их;

* смешанная форма — самая распространенная.

Такие нарушения роста можно увидеть уже при рождении ребенка — его масса тела и рост будут чуть меньше нормы. Если новорожденный средней конституции имеет рост 51-55 см и масса тела — 3100-3500 г, то рост таких детей составляет 47-50 см, а масса тела — 2700-3000 г. Это свидетельствует о том, что конституционные факторы влияют на рост ребенка еще во внутриутробный период.

В возрасте 1-3 лет родители могут заметить, что их ребенок значительно низшего роста, чем его одногодки. Если у родителей возникает обеспокоенность, что ребенок отстает в росте, стоит прислушиваться к своей интуиции и обратиться к эндокринологу. Он определит, на самом ли деле патология роста и насколько она серьезна. Не стоит ожидать, пока ребенок пойдет в школу и «вытянется».

Обычно конституционные формы задержки роста редко бывают значительными. Но чем высшая степень задержки роста, тем вероятнее наличие эндокринной или церебральной патологии. Такого ребенка стоит госпитализировать в эндокринологическое отделение для обследования. Если своевременно не обратиться к врачу и не начать лечение, дефицит роста уже не удастся компенсировать.

Каждый ребенок имеет свои особенности формирования органов и систем, в том числе и костной. Если костная система формируется медленнее, чем развивается ребенок, дитя будет низшего роста, чем его одногодки. Такие особенности развития костной системы называют биологическим возрастом ребенка. Если рост действительно не отвечает фактическому возрасту, нужно сделать рентгенологический снимок кисти для определения биологического возраста. При рождении кисть ребенка вместо костей состоит из хрящевой ткани, которая превращается в костную в определенной закономерности. Этот процесс длится до 17 лет. На рентгеновском снимке можно увидеть только костную ткань, за особенностями которой и определяют биологический возраст ребенка.

Читайте также:  Болезни поджелудочной железы при употреблении алкоголя

Например, рост 8-летнего ребенка может отвечать среднему росту детей 6 лет и это полностью нормально, если его биологический возраст также 6 лет. В таких случаях врач может допустить, что такой ребенок будет расти дольше своих одногодков и впоследствии наверстает разницу в росте. Таким детям не нужное лечение. Достаточно соблюдать общие рекомендации относительно здорового образа жизни, рационального питания, выявления и санации хронических очагов инфекции. Эти простые рекомендации дадут возможность организму ребенка реализовать свои возможности и вырасти настолько, насколько заложено природой.

Если же костный возраст 8-летнего ребенка тоже 8 лет, а по росту он выглядит на 6, то наверстать дефицит роста будет значительно тяжелее.

В зависимости от результатов рентгена и с помощью специальных формул можно спрогнозировать конечный рост взрослого человека с точностью до 2 см.

* Для нормального роста ребенок в достаточном количестве должен употреблять белковую пищу. Родителям стоит проанализировать, что малыш употребляет ежедневно и при необходимости пополнить его рацион белковыми продуктами, заменив колбасу, в которой много крахмаля и других добавок, на кусок натурального мяса.

* Известно, что росту способствуют витамины, особенно А и Е. Поэтому ежедневно давайте ребенку продукты, которые содержат эти витамины. Например, тертая морковка с медом, свежие овощные и фруктовые соки — просто необходимы для роста.

* Пища малыша должна быть обогащенная минералами, в частности, для роста необходимы кальций и фосфор, которые влияют на формирование костной ткани.

* Мы уже вспоминали о том, что ребенок интенсивно растет во сне. Поэтому обеспечивайте своему малышу полноценный отдых ночью, а если он хочет спать и днем — не отказывайте и не будите его на протяжении первых 1,5-3 часов.

* Физические упражнения способствуют активации всех ростовых факторов, поэтому желательно не только не ограничивать ребенка в движении, а способствовать активному отдыху.

* Часто подростки, особенно мальчики, бывают неудовлетворенны своим ростом и начинают самостоятельно принимать анаболичные препараты, которые якобы ускоряют рост. Они действительно способствуют быстрому росту, но на очень короткий период, потому что при этом перекрывают зоны роста. Таким образом, ребенок за месяц вырастет на 2-3 см, но не сможет вырасти на 8-9 см в последующем.

Влияние болезни на рост и развитие ребенка17.03.2010 Влияние болезни на рост и развитие ребенка4501 Показ

Администрация сайта med-practic.com не несет ответственности за содержание информации

Источник

Задержка роста у детей — состояние, когда у ребенка по какой–то причине или причинам снижаются темпы роста, характерные для его пола и периода жизни. При этом важно знать, что многие эндокринные, соматические, генетические и хромосомные заболевания сопровождаются задержкой роста, поэтому и возникают сложности в выявлении причины низкорослости и назначении адекватной терапии.

Но наиболее часто отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка.

Критические периоды развития и снижение темпов роста

Рост считается одним из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка.

Особенность детского организма — его интенсивный рост.

В течение второго месяца внутриутробного развития длина эмбриона увеличивается примерно на 1 см в сутки, в последние месяцы беременности скорость роста уменьшается до 1,5 мм в сутки. За внутриутробный период развития, с момента образования яйцеклетки до полного формирования плода, его масса увеличивается в 612 раз.

С возрастом масса человека относительно новорожденного увеличивается в 20 раз, площадь поверхности тела в 8 раз, длина тела в 3 раза.

Выделяют три стадии темпов роста ребенка:

  • I стадия — младенческий период (до двух лет), который характеризуется очень быстрым ростом. Его темпы, прежде всего, определяют благоприятное развитие плода во время беременности. За первый год ребенок вырастает примерно на 25 см, за второй год — на 10–12 см. В первые годы жизни процессы роста регулируются действием тиреоидных гормонов, которые обеспечивают окончательное созревание органов и систем и, прежде всего, ЦНС. В то же время высокий уровень гормонов щитовидной железы активно стимулирует секрецию гормона роста, то есть оказывает выраженный ростовой эффект.
  • II стадия- период детства, характеризуется относительно постоянным ростом. Регулируется преимущественно гормоном роста. При недостаточности гормона роста нормальные показатели роста (5–7 см/год) могут снижаться до 3–4 см/год.
  • III стадия — период полового созревания, он характерен подростковый ростовой скачок, обусловлен увеличением уровня половых гормонов, действие гормона роста также очень важно. Для девочек эта стадия начинается за год до менархе (12–13 лет), у мальчиков в пубертате (14–15 лет). Пубертатный скачок может варьировать в пределах 2–3 лет. Темпы роста могут достигать 8–12 см/год.

При этом необходимо определять нормы ростовых показателей и уровни роста по центильным таблицам.

При выраженных отклонениях от нормы (очень низкий рост — ниже 3-й перцентили или ниже 2 стандартных отклонений (< –2,0 SDS)), а также значительное снижение темпов роста — необходима консультация детского эндокринолога.

Конституциональная задержка роста

В большинстве случаев низкорослость у детей связана с особенностями роста и развития и имеют наследственный характер.

Конституциональная задержка роста и полового созревания или синдром позднего пубертата — это одна из самых распространенных форм задержки роста.

Показатели продукции гормонов соответствуют возрастных норм, костный возраст незначительно (в среднем на 2 года) отстает от хронологического, поэтому позднее закрытие зон роста в данном случае являются благоприятным фактором, улучшающим прогноз в отношении роста во взрослой жизни.

Причины этого состояния до конца не изучены.

Этот вариант низкорослости встречается у детей обоего пола, но чаще у мальчиков. При этом отец и/или ближайшие родственники по отцовской (женской) линии этих детей имеют те же особенности развития.

Длина и масса тела при рождении не отличаются от таковых у здоровых детей.

Наиболее низкие показатели темпов роста имеют место в первые годы жизни, и, следовательно, наиболее выраженная задержка роста наблюдается у детей в возрасте 3–4 лет.

С 4–5 лет темпы развития восстанавливаются (5–6 см в год), но, имея исходно низкий рост, дети остаются в школьном возрасте низкорослыми. При этом отмечается более позднее вступление в пубертат — обычно половое развитие и пубертатный скачок в росте запаздывает у этих детей на 2–4 года, проявляется как отсроченное пубертатное ускорение роста.

Читайте также:  Оперативное лечение мочекаменной болезни у собак

Эти подростки резко отстают в своем развитии от ровесников.

В период, когда у сверстников темпы роста значительно увеличиваются (в среднем в 11 лет у девочек и в 13 лет у мальчиков), дети с конституциональной задержкой полового и физического развития продолжают расти с прежней или даже слегка замедленной (до 4 см в год) скоростью.

В большинстве случаев дети не нуждаются в лечении, но требуют обследования и наблюдения детского эндокринолога.

Кроме ежегодного мониторирования темпов роста, определения «костного» возраста, определения ИФР -1 (инсулиноподобного фактора роста), который определяет выделение гормона роста, гормонов щитовидной железы, а после 11-12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков – половых гормонов и их регуляторов.

Семейная низкорослость

Это довольно частый вариант задержки роста, который характеризуется наследственной предрасположенностью — родственники детей с подобным вариантом задержки развития имеют низкий рост.

Задержка темпов роста отмечается уже с раннего возраста, а скорость соответствует нижней границе нормы.

При рождении дети имеют нормальные показатели роста и массы тела, но темпы после 3–4 лет составляют не более 2–4 см в год, в редких случаях в допубертатном периоде скорость роста достигает 4–5 см в год.

Принципиальным является то, что «костный» возраст этих детей обычно соответствует или лишь незначительно отстает от хронологического, а вступление детей в пубертат практически соответствует нормальным срокам, но темпы его также находятся на нижней границе нормы.

Конечный рост таких пациентов достигает 151 см у женщин и 163 см у мужчин, что, как правило, укладывается в диапазон допустимых колебаний целевого роста (среднего роста родителей).

Секреция гормона роста у детей не изменена, как и другие функции гипофиза, признаков эндокринной патологии не выявлено.

При молекулярно-генетическом обследовании патологических изменений генов не выявлено.

Но при этом необходимо провести полное обследование ребенка — диагноз «семейная низкорослость» можно ставить только в тех случаях, когда исключены все другие причины, приводящие к задержке роста (дефицит гормона роста, заболевания, которые сопровождаются низкорослостью и другие). Обязательно определяется ИФР-1, патологии эндокринной системы, исключить тяжелые соматические заболевания (сердца, почек, ЖКТ, печени, обменные и генетические патологии).

Важно исключить соматотропную недостаточность — гипопитуитаризм – дефицит гормона роста в связи с повреждениями гипоталамических или гипофизарных структур, нарушением периферической чувствительности к действию гормона в результате патологии рецепторного аппарата, синтез биологически неактивного гормона роста.

Это наиболее тяжелая форма низкорослости, которая лечиться введением гормона роста.

Причины задержки роста при врожденной и приобретенной соматотропной недостаточности

Многие факторы могут оказывать отрицательное влияние на процессы роста и развития. Главные – это генетические и средовые изменения, которые могут влиять на плод еще во внутриутробном периоде.

Средовые факторы

Повреждающими экзогенными (внешними) факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные средства, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др..

Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша. Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель. Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка.

Поэтому крайне важно оградить будущего малыша от их вредоносного действия:

  • рационально питаться, при этом исключить все продукты, которые могут оказать отрицательное воздействие (аллергены, трасжиры, консерванты, пищевые добавки, много сахара);
  • минимализировать прием лекарственных препаратов;
  • следить за состоянием своего здоровья, что своевременно среагировать на развитие или обострение заболеваний;
  • уменьшить двигательные и эмоциональные нагрузки.

Генетические факторы

Распознать роль генетических факторов очень сложно и все же их можно предвидеть — генетическая основа дефицита гормона роста при наличии родственников первой степени родства с той же патологией в 5-30 % случаев. Это связано с различными мутациями в генах PIT-1, PROP1 (prophet of Pit1), GH1, которые регулируют развитие гипофиза в периоде эмбрионального развития. На сегодняшний день, они имеют рецессивный характер наследования (т.е должны присутствовать у обеих родителей важный фактор – близкородственные браки или люди, проживающие длительное время на одной территории – низкорослость считается этнической особенностью некоторых народов.

В данной ситуации при наличии у близких родственников дефицита гормона роста, изолированного или в сочетании с другими проявлениями нарушений гипоталамо-гипофизарной области, детей, страдающих нарушениями роста – возможно молекулярно-генетическое обследование родителей и определение рисков развития у ребенка секреции гормона роста и связанные с этим проблемы со здоровьем в дальнейшем.

Проявления задержки роста и формирование врожденных форм низкорослости заметны уже в первые 3-6 месяцев жизни, если это сочетается с отягощенным семейным анамнезом (наличии родственников первой степени родства с той же патологией с низкорослостью) или близкородственный брак – малыша должен обязательно осмотреть детский эндокринолог.

Задержка роста ребенка в первые годы жизни может быть связана с воздействием на плод отрицательных внешних или внутренних агентов (сложная беременность, прием лекарственных средств, прием алкоголя или наркотиков, курение, частые стрессы в период вынашивания малыша). Эти дети также должны наблюдаться детским эндокринологом.

Внешние факторы после рождения

Наиболее частой причиной приобретенной соматотропной недостаточности являются опухоли центральной нервной системы различной этиологии, в первую очередь, затрагивающие гипоталамо-гипофизарную область. После проведенного лечения таких опухолей (операция, лучевая терапия, химиотерапия), как правило, проявления гипопитуитаризма (соматотропной недостаточности) нарастают.

Также возможны травмы, в том числе и родовые с асфиксией и фетальным дистрессом — сложные роды, применяемые пособия (акушерские шпицы, вакуум экстракция плода), стремительные роды.

Значительные снижения темпов роста наблюдаются после лечения опухолей, которые не затрагивают гипоталамо-гипофизарную область – облучение головы и шеи при лейкозе, медуллобластоме, ретинобластоме, лимфогранулематозе. Снижение продукции гормона роста наблюдается после химиотерапии.

Ряд объемных образований анатомически не связанных с гипофизом могут сопровождаться снижением выработки гормона роста — глиома зрительных нервов, астроцитома, локализующиеся в непосредственной близости к гипоталамо-гипофизарной области.

Источник