Влияние возрастов на отношение к болезни

Влияние возрастов на отношение к болезни thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для правильной оценки ВКБ и оказания квалифицированной помощи больному необходимо знать основные факторы, определяющие ВКБ. Эти факторы могут быть подразделены на следующие группы:

1. преморбидные биологические и личностные факторы;

2. характер заболевания и его возможные последствия;

3. социальное положение больного и влияние окружения;

4. медицинские факторы (условия диагностики и лечения).

1. Преморбидная личность(т. е. личность, какой она была перед заболеванием). При этом имеют значение, главным образом, следующие элементы:

а) возраст:

По сравнению со взрослыми, дети более тяжело переносят боль и страдания, боятся больничной обстановки, медицинских инструментов и манипуляций, хирургического вмешательства. Во многом реакция ребенка на свою болезнь и его поведение в условиях болезни зависят от влияния окружающих, в первую очередь, родителей и врачей. Следует учитывать, что дети повышенно внушаемы, отвлекаемы, быстро забывают пережитое, переключаются на новую ситуацию. Эти особенности детской психики необходимо использовать при проведении лечения, как с профилактической целью, так и с целью устранения возникших психических нарушений.

В подростковом и юношеском возрастев переживаниях, связанных с заболеванием, центральное место занимает внешняя непривлекательность. Именно к этому возрасту, как известно, относится возникновение патологических идей физического недостатка. Девушки чаще озабочены косметическими недостатками, проблемой лишнего веса, а у юношей переживания касаются преимущественно половой системы, сексуальной активности.

В молодом возрасте(18 — 35 лет) чаще встречаются переоценка своего здоровья и недооценка болезни, неверие в возможность тяжелого заболевания, инвалидизации. Преувеличение значимости болезни бывает в тех случаях, когда отчетливо выступают эстетический и интимный компоненты переживания соматической патологии.

В зрелом возрастенаиболее выраженные психологические переживания и возможные психические расстройства связаны с хроническими, прогностически неблагоприятными, инвалидизирующими заболеваниями (нарушения кровообращения, тяжелые инфаркты, онкологические заболевания). Хроническая болезнь, приводящая к инвалидности, может стать причиной краха всех жизненных планов и устремлений личности.

Для предстарческого возраста (60—74 года) типичны не опасения потери трудоспособности, а страх смерти. Нередко встречаются тревожно-депрессивные состояния и ипохондрическое переживание болезни.

Для старческого возраста (75 лет и старше) характерно преувеличение тяжести заболевания, однако достаточно часто встречается недооценка тяжести, опасности болезни из-за снижения критики, интеллектуальной несостоятельности возрастного генеза, эйфории, появляющейся иногда вследствие недостаточности кровообращения.

б) степень общей чувствительности к прямым, особенно неприятным факторам, например, к боли, к шуму, непривычным обонятельным факторам, которые нередки в больницах. Речь идет не о чисто врожденных свойствах, а о модифицированных воспитанием, тренировкой и опытом. В этой связи дилетантски говорят об изнеженности, сопротивляемости и закаленности. Больные с повышенной чувствительностью реагируют на неприятные импульсы более выражение, чем другие. Но повышенная чувствительность не является противопоказанием для тщательного обследования больного. Больные с повышенной сопротивляемостью, наоборот, недооценивают свои жалобы, пренебрежительно относятся к своевременному обследованию и лечению (так называемые «перенесенные на ногах» болезни). Поэтому иногда бывает необходимым настоятельно объяснять возможность неприятных последствий такого небрежного отношения к себе;

в) характер эмоциональной реактивности (темперамент). Эмоциональные больные более подвержены страху, жалости, в большей мере колеблются между безнадежностью и оптимизмом. Более холодные в эмоциональном отношении натуры относятся к своей болезни рассудительнее. Необходимо подчеркнуть, что внешнее проявление и особенно словесное выражение не всегда соответствуют внутреннему эмоциональному состоянию больного.

г) характер и шкала ценностей. Люди с низкой степенью ответственности по отношению к своим сотрудникам и обществу иногда используют болезнь для своей пользы, в период, когда им выплачивают деньги по листку нетрудоспособности, например, делают так называемую «халтуру». Но некоторые из них могут при этом принести вред своему здоровью. Другие люди злоупотребляют листком нетрудоспособности ради своего удобства. И, наоборот, люди с повышенным чувством ответственности по отношению к семье или к обществу нередко преодолевают свои неприятные ощущения и уклоняются от обследования и лечения. Если же они становятся нетрудоспобными, то стараются быстрее выздороветь и снова приступить к работе. В общем, все зависит от того, как каждый человек оценивает некоторые ценности (хотя бы и подсознательно), такие, например, как удобства, здоровье, повышение жизненного уровня, личный успех и чувство ответственности перед обществом;

д) медицинская сознательность проявляется реальной оценкой болезни и соответственной оценкой собственной ситуации. Основы такой оценки создаются уже в детстве. Родители и взрослые люди вообще могут своими высказываниями о болезни, врачах, медицине и лечении воспитать в ребенке различные проблематические точки зрения в этих направлениях.

Читайте также:  Низкая температура у взрослого во время болезни

Другим источником взглядов и отношений, касающихся болезни, лечения и медицинских работников, является собственный опыт ребенка: отрицательные переживания вызывает страх и неуверенность в будущих ситуациях; наоборот, преувеличенные выгоды от болезни могут вести к углублению ощущения болезни и к тенденции заболеть снова (так называемый уход в болезнь). Так бывает, например, когда мать, ухаживая за своим заболевшим ребенком, сверх меры балует его, несоразмерно продлевает период пребывания его в постели и период отсутствия в школе.

Этот личный опыт, однако, имеет значение и у взрослых людей, у которых очень многое основывается на том, как реагировали на их болезнь ближайшие родственники и окружающая рабочая среда. Например, если в прошлом жена во время болезни мужа была раздражена, упрекала его в болезни, то в последующем на свое заболевание он будет реагировать с опаской и неуверенностью, следовательно, совсем по-другому, чем в том случае, если бы жена была ему опорой.

Другим источником медицинской сознательности является санитарное просвещение населения, предоставляющее информацию и советы, касающиеся здоровья и болезней. На медицинскую сознательность оказывает также влияние популяризация медицины, целью которой является ознакомление общества с новейшими данными и пробуждение интереса к актуальным проблемам медицины.

2. Характер болезни. В.Д. Менделевич выделяет следующие параметры, на основании которых личностью оценивается любая болезнь и формируется психологическое отношение к ней:

— вероятность летального исхода

— вероятность инвалидизации и хронизации

— болевая характеристика болезни

— необходимость радикального или паллиативного лечения

— влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения

— социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме

— влияние болезни на семейные отношения и сексуальную сферу

— влияние болезни на сферу интересов и развлечений.

3. Социальное положение больного и влияние окружения. Социальный статус больного (социальные условия, образ жизни, характер труда) и его непосредственное окружение (родные, друзья, коллеги) во многих случаях оказывают существенное влияние на формирование ВКБ. Это касается, прежде всего, профессии больного и занимаемого им положения. Так, например, серьезные травмы или тяжелые соматические заболевания могут привести к закату карьеры профессионального спортсмена, артиста, хирурга, что часто воспринимается ими драматически. Лица, занимающие высокое общественное положение, иногда вследствие болезни также вынуждены отказаться от дальнейшей карьеры, что наносит им как моральный, так и материальный вред.

Особую психологическую проблему составляют заболевания, которые в обществе считаются «неприличными» или опасными (ЗППП, ВИЧ, туберкулез, лепра и т.д.). Возникновение подобных заболеваний может привести к распаду семьи, потере друзей, вынужденной смене работы и т.д.

4. Медицинские факторы. К медицинским факторам, способным оказывать влияние на ВКБ, относятся взаимоотношения врача и больного, роль медицинского персонала и воздействие обстановки лечебного учреждения, включая влияние на больного других больных, с которыми ему приходится общаться во время пребывания в лечебном учреждении.

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4204; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник


Обмен электронных денег выгодно!

Как известно, психическое отношение — это динамичное личностное образование,
которое претерпевает определенные изменения в процессе жизнедеятельности.
Следовательно, вероятно, существуют некоторые закономерности развития отношения
к здоровью в зависимости от возраста человека. В специальной литературе
представлено описание подобных закономерностей, но только в связи с отношением к
болезни. Так, утверждается, что отношение к болезни имеет тенденцию меняться от
недооценки в молодом возрасте к адекватному пониманию ее в зрелом, переоценке в
пожилом и вновь недооценке в старческом возрасте. Возможно, что отношение к
здоровью претерпевает схожие видоизменения.

Прежде всего необходимо отметить, что существует возрастная динамика
значимости здоровья. Представители среднего и особенно старшего поколения чаще
всего отводят ему приоритетную роль. Молодые люди обычно относятся к проблеме
здоровья как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним
прямого отношения. В их иерархии ценностей доминируют материальные блага и
карьера. Если они и уделяют внимание здоровью, то главным образом его физической
составляющей. В их понимании не находит должного места роль психического и
социального здоровья.

Одна из наиболее ярко выраженных возрастных закономерностей заключается в
следующем: существует обратная зависимость между возрастом и уровнем
ответственности за сохранение своего здоровья
. Так, например, в возрастной
группе до 35 лет около 25% опрошенных связывают состояние своего здоровья
преимущественно с внутренними (личностными) характеристиками — glavsovet.ru. По
мере увеличения возраста респондентов индекс ответственности снижается. Другими
словами, для молодых людей характерна внутренняя ориентация сознания в
объяснении возникающих проблем со здоровьем, а для лиц старшей возрастной
группы, наоборот, — внешняя.

Интернальность/экстернальность в сфере здоровья характеризует уровень
развития чувства личной ответственности человека за состояние своего здоровья
(самочувствия). В первом случае человек интерпретирует значимые события как
результат своей собственной деятельности, он считает, что может управлять ими,
и, следовательно, чувствует свою собственную ответственность за эти события. Во
втором случае человек полагает, что происходящее с ним — это действие внешних
сил (случая, других людей и т.д.); он не видит связи между своими собственными
действиями и теми событиями, которые с ним происходят. Есть основания полагать,
что эта обобщенная характеристика оказывает регулирующее влияние на многие
аспекты поведения человека и играет важную роль в формировании отношения к
здоровью.

Что касается возрастных особенностей поведения, связанного со здоровьем, то
важно учитывать тот факт, что от возраста во многом зависит степень
регулярности заботы человека о своем здоровье
. Так, в первой половине жизни
(до 30 лет) она обусловлена, главным образом, сформированностыо потребности в
самосохранении, а во второй половине — фактическим состоянием здоровья. После 30
лет забота о здоровье становится в большей степени вынужденной и связанной с
необходимостью поправлять «плохое» самочувствие.

Возраст и самооценка здоровья находятся в обратной зависимости. Так,
например, с возрастом увеличивается количество негативных самооценок и
уменьшается количество положительных — glavsovet.ru. Причем рубеж, на котором
происходит «скачок» в ухудшении состояния здоровья, — это примерно 35 лет,
доказательством чего могут служить существенные различия в самооценке здоровья
между возрастной группой 30-34 года и группой 35-39 лет. Значит, при
планировании профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья,
данной возрастной группе необходимо уделять повышенное внимание.

Распределение оценок состояния здоровья по возрасту
Распределение оценок состояния здоровья по возрасту

Таким образом, можно заключить, что с возрастом отношение к здоровью
приобретает более противоречивый характер
. Так, с одной стороны, по мере
увеличения возраста ценность здоровья (как терминальная, так и инструментальная)
возрастает, а с другой стороны, уровень поведенческой активности, направленной
на его поддержание и укрепление, снижается. В то же время снижение уровня
интернальности в области здоровья является результатом действия психологических
механизмов защиты, направленных на маскировку истинных переживаний, связанных со
здоровьем.

Читайте также:  Перечень для поступления в вуз при болезни

Дети, подростки, взрослые — психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру

Источник

Влияние возраста на отношение к здоровью

Как известно, психическое отношение — это динамичное личностное образование, которое претерпевает определенные изменения в процессе жизнедеятельности. Следовательно, вероятно, существуют некоторые закономерности развития отношения к здоровью в зависимости от возраста человека. В специальной литературе представлено описание подобных закономерностей, но только в связи с отношением к болезни. Так, утверждается, что отношение к болезни имеет тенденцию меняться от недооценки в молодом возрасте к адекватному пониманию ее в зрелом, переоценке в пожилом и вновь недооценке в старческом возрасте. [30, c.124] Возможно, что отношение к здоровью претерпевает схожие видоизменения. Рассмотрим некоторые из этих особенностей более подробно.

Прежде всего, необходимо отметить, что существует возрастная динамика значимости здоровья. Представители среднего и особенно старшего поколения чаще всего отводят ему приоритетную роль. Молодые люди обычно относятся к проблеме здоровья как к чему-то достаточно важному, но абстрактному, не имеющему к ним прямого отношения. В их иерархии ценностей доминируют материальные блага и карьера. Если они и уделяют внимание здоровью, то главным образом его физической составляющей. В их понимании не находит должного места роль психического и социального здоровья [44, c.97].

Одна из наиболее ярко выраженных возрастных закономерностей заключается в следующем: существует обратная зависимость между возрастом и уровнем ответственности за сохранение своего здоровья. Так, например, в возрастной группе до 35 лет около 25% опрошенных связывают состояние своего здоровья преимущественно с внутренними (личностными) характеристиками. По мере увеличения возраста респондентов индекс ответственности снижается [41, c.290]. Другими словами, для молодых людей характерна внутренняя ориентация сознания в объяснении возникающих проблем со здоровьем, а для лиц старшей возрастной группы, наоборот, — внешняя. Интернальность/экстернальность в сфере здоровья характеризует уровень развития чувства личной ответственности человека за состояние своего здоровья (самочувствия). В первом случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности, он считает, что может управлять ими, и, следовательно, чувствует свою собственную ответственность за эти события. Во втором случае человек полагает, что происходящее с ним — это действие внешних сил (случая, других людей и т. д.); он не видит связи между своими собственными действиями и теми событиями, которые с ним происходят [41,c.320].

Читайте также:  Болезнь в отпуске военнослужащих по контракту

Есть основания полагать, что эта обобщенная характеристика оказывает регулирующее влияние на многие аспекты поведения человека и играет важную роль в формировании отношения к здоровью. Что касается возрастных особенностей поведения, связанного со здоровьем, то важно учитывать тот факт, что от возраста во многом зависит степень регулярности заботы человека о своем здоровье. Так, в первой половине жизни (до 30 лет) она обусловлена, главным образом, сформированостью потребности в самосохранении, а во второй половине — фактическим состоянием здоровья. После 30 лет забота о здоровье становится в большей степени вынужденной и связанной с необходимостью поправлять «плохое» самочувствие. Возраст и самооценка здоровья находятся в обратной зависимости. [12, c.174] Так, например, с возрастом увеличивается количество негативных самооценок и уменьшается количество положительных. Причем рубеж, на котором происходит «скачок» в ухудшении состояния здоровья, — это примерно 35 лет, доказательством чего могут служить существенные различия в самооценке здоровья между возрастной группой 30-34 года и группой 35-39 лет (таблица 1). Значит, при планировании профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья, данной возрастной группе необходимо уделять повышенное внимание. [4,c.192]

Таблица №1

Распределение оценок состояния здоровья по возрасту

Возраст

Самооценка состояния здоровья

Хорошее

Удовлетворительное

Плохое

Не знаю

30-34

37,9

41,4

3,4

17,2

35-39

14,0

67,4

7,0

11,6

Таким образом, можно заключить, что с возрастом отношение к здоровью приобретает более противоречивый характер. Так, с одной стороны, по мере увеличения возраста ценность здоровья (как терминальная, так и инструментальная) возрастает, а с другой стороны, уровень поведенческой активности, направленной на его поддержание и укрепление, снижается. В то же время снижение уровня интернальности в области здоровья является результатом действия психологических механизмов защиты, направленных на маскировку истинных переживаний, связанных со здоровьем.

Выводы по первой главе

Итак, здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты.

Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни

В России прогрессивные ценности, утверждающие первичную роль личности в формировании своего здоровья, значительная часть населения пока не осознает, они еще не вошли в их культуру и деятельность.

Таким образом, отношение к здоровью вполне может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую должно быть направлено психокоррекционное воздействие специалиста, работающего в области психологии здоровья. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение особенностей отношения человека к своему здоровью. А концепция «психология отношений», в свою очередь, может быть выбрана как теоретико-методологическая основа изучения здоровья человека, так как отношение к здоровью, с одной стороны, является отражением индивидуального опыта человека, а с другой — оказывает существенное влияние на его поведение.

Источник