Внегда скорбети ми услыши моя болезни

Внегда скорбети ми услыши моя болезни thumbnail

Из псалма 103

Благослови, душе моя, Господа! | Благословен еси Господи, | Благослови, душе моя, Господа, | Господи, Боже мой, | возвеличился еси зело. | Благословен еси Господи! | Во исповедание | и в велелепоту | облеклся еси. | Благословен еси Господи! – | Творяии ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный. | Дивна дела Твоя, Господи! | На горах станут воды. | Посреде гор пройдут воды. | Дивна дела Твоя, Господи. | Вся премудростию сотворил еси. | Слава Те Господи, сотворившему вся.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже. (3-жды).

Блажен муж

иже не иде на совет нечестивых. Аллилуия (3-жды).

Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет.

Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом.

Блажени вси надеющиися нань.

Воскресни Господи, спаси мя, Боже мой.

Госнодне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Слава и ныне. Аллилуия (3-жды). Слава Тебе, Боже.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя.

Услыши мя, Господи. | Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; | вонми гласу моления моего, | внегда воззвати ми к Тебе. | Услыши мя, Господи.

Да исправится молитва моя, | яко кадило пред Тобою: | воздеяние руку моею, | жертва вечерняя. | Услыши мя, Господи.

На 10 стихов. – Изводи из темницы душу мою | испаведатися имени Твоему.

Мене ждут праведницы, | дóндеже воздаси ми.

На 8 – Из глубины воззвах к Тебе Госноди, | Господи, услыши глас мой.

Да будут уши Твои, | внемлюще гласу моления моего.

На 6 – Аше беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит; | яко у тебе очищение есть.

Имене ради Твоего, потерпех Тя Господи, потерне душа моя в слово Твое, | упова душа моя на Господа.

На 4 – От стражи утренния до нощи, от стражи утренния | да уповает Израиль на Господа.

Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, | и Той избавит Израиля от всех беззаконий его.

Хвалите Господа вси язы́цы, | похвалите Его вси людие.

Яко утвердися милость Его на нас, | и истина Господня пребывает во век.

Стихиры воскресны на Господи воззвах: см. стран. 11.

Свете тихий

святыя славы Бессмертного Отца Небесного, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, | поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. | Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, | Сыне Божий, живот даяй; | тем же мир Та славит.

Прокимны

В Субботу, гл. 6. Господь воцарися, в лепоту облечеся.

В Воскресенье, гл. 8. Се ныне благословите Господа вси раби Господни.

В Понедельник, гл. 4. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

Во Вторник, гл. 1. Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего.

В Среду, гл. 5. Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди мя, и в силе Твоей суди ми.

В Четверг, гл. 6. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.

В Пятницу, гл. 7. Боже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя.

Ныне отпушаеши

раба Твоего, Владыко, | по глаголу Твоему с миром; | яко видеста очи мои | спасение Твое, | еже еси уготовал | пред лицем всех людей, | свет во откровение языков, | и славу людей Твоих | Израиля.

Песнь Пресвятой Богородице.

Гл. 4. Богородице Дево, | радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою: | Благословенна Ты в женах | и благословен плод чрева Твоего, | яко Спаса родила еси душ наших.

Полиелей. Хвалите Имя Господне

хвалите раби Господа. Аллилуия.

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия.

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуия.

Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуия.

Тропари воскресны

Гл. 5. Благословен еси Господи, | научи мя оправданием Твоим.

–      Ангельский собор удивися, | зря Тебе в мертвых вменившася, | смертную же, Спасе, крепость разоривша, | и с Собою Адама воздвигша, | и от ада вся свобождша.

–      Почто мира с милостивыми слезами, | о ученицы, растворяете? | блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вешание: | видите вы гроб и уразумейте, | Спас бо воскресе от гроба.

–      Зело рано мироносицы течаху | ко гробу Твоему рыдающия, | но предста к ним Ангел и рече: | рыдания время преста, не плачите, | воскресение же Апостолом рцыте.

–      Мироносицы жены, с миры пришедшия | ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху; | Ангел же к ним рече, глаголя: | что с мертвыми Живаго помышляете? | яко Бог бо воскресе от гроба.

Слава: Поклонимся Отцу, | и Его Сынови, и Святому Духу, | Святей Троице во едином существе | с Серафимы зовуще: | Свят, Свят, Свят еси Господи.

И ныне: Жизнодавца рождши, | греха, Дево, Адама избавила еси, | радость же Еве в печали место подала еси, | падшия же от жизни | к сей направи, | из Тебе воплотивыйся Бог и человек. – Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже (3-жды).

Антифоны воскресны

Гл. 1. Внегда скорбети ми, | услыши моя болезни, | Господи, Тебе зову.

– Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, | мира сущим суетнаго кроме.

Слава и ныне. Святому Духу честь и слава, | яко же Отцу подобает, | купно же и Сыну: | сего ради да поим Троице единодержавие.

Гл. 2. На небо очи пущаю моего сердца | к Тебе Спасе, | спаси мя Твоим осиянием.

Помилуй нас согрешающих Тебе много, на всякий час, | о Христе мой, | и даждь образ прежде конца покаятися Тебе.

Слава и ныне. Святому Духу, | еже царствовати подобает, | освящати подвизати тварь: | Бог бо есть, единосущен Отцу и Слову.

Гл, 3. Плен Сион Ты изъял еси от Вавилона | и мене от страстей | к животу привлецы, Слове.

В юг сеющий слезами Божественными, | жнут класы | радостию присноживотия.

Слава и ныне. Святому Духу всякое благодарение, | яко же Отцу и Сыну сооблистает, | в Нем же вся живут и движутся.

Гл. 4. От юности моея | мнози борют мя страсти, | ко Сам мя заступи | и спаси, Спасе мой.

Ненавидящии Сиона, | посрамитеся от Господа: | яко трава бо огнем | будете изсохше.

Слава и ныне. Святым Духом | всяка душа живится | и чистотою возвышается, | светлеется Троичсским единством священнотайне.

Гл 5. Внегда скорбити мне, | Давидски пою Тебе, Спасе мой: | избави душу мою от языка льстиваго.

Пустынным живот блажен есть: | Божественным рачением воскриляющимся.

Слава и ныне. Святым Духом одержатся вся, | видимая же с невинимыми: | самодержавен бо сый | Троицы един есть не ложно.

Гл. 6. На небо очи мои возвожу, к Тебе, Слове: | ущедри мя, да живу Тебе.

Помилуй нас уничиженных, | устрояя благопотребныя Твоя сосуды, Слове.

Слава и ныне. Святому Духу всякая всеспасательная вина, | аще коему Сей по достоянию дхнет, | скоро вземлет от земных: | восперяет, возращает, устрояет горе.

Гл. 7. Плен Сион от лести обратив, и мене Спасе оживи, изимая от работныя страсти.

В юг сеяй скорби постныя со слезами, | сей радостныя пожнет рукояти | присноживопитания.

Слава и ныне. Святым Духом источник Божественных сокровищ, | от Него же премудрость, разум, страх, | Тому хвала и слава, | честь и держава.

Гл. 8. От юности моея враг ми искушает, | сластми палит мя, | аз же надеяся на Тя, Господи, побеждаю сего.

Ненавидящий Сиона | да будут убо прежде исторжения яко трава: | ссечет бо Христос выя их усечением мук.

Слава и ныне. Святым Духом, еже жити всяческим: Свет от Света Бог велик: | со Отцем поем Ему и с Словом.

Прокимны воскресны

Гл. 1. Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся в спасение, не обинюся о Нем.

Гл. 2. Востани Господи Боже мой повелением, им же заповедал еси, и сонм людей обыдет Тя.

Гл. 3. Рцыте во языцех, яко Господь воцарися, ибо исправи вселенную яже не подвижится.

Гл. 4. Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имени Твоего ради.

Гл. 5. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, яко Ты царствуеши во веки.

Гл. 6. Господи, воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас.

Гл. 7. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, нс забуди убогих Твоих до конца.

Гл. 8. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.

Гл. 6. Воскресение Христово видевше

поклонимся Святому Господу Иисусу, | Единому безгрешному, | Кресту Твоему покланяемся Христе, | и святое воскресение Твое поем и славим, | Ты бо еси Бог наш, | разве Тебе иного не знаем, | имя Твое именуем. | Приидите вси вернин, | поклонимся святому Христову воскресению: | се бо прииде Крестом радость всему миру, | всегда благословяще Господа, | поем воскресение Его; | распятие бо претерпев, | смертию смерть разруши.

Слава. Молитвами Апостолов, | Милостиве, очисти | множество согрешений наших.

И ныне. Молитвами Богородицы, | Милостиве, очисти | множество согрешений наших.

–      Помилуй мя, Боже, | по велицей милости Твоей | и по множеству щедрот Твоих | очисти беззаконие мое.

–      Воскрес Иисус от гроба, | якоже прорече, | даде нам живот вечный | и велию милость.

Ирмосы смотри в «Песнопениях воскресной службы»

Песнь Пресвятой Богородицы

Величит душа Моя Господа | и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

–      Яко призре на смирение рабы Своея, | се бо от ныне ублажат Мя вси роди.

–      Яко сотвори Мне величие Сильный, | и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

–      Сотвори державу мышцею Своею, | расточи гордыя мыслию сердца их.

–      Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя: | алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщы.

–      Восприят Израиля отрока Своего, | помянути милости, | яко же глагола ко отцем нашим, | Аврааму и семени его даже до века.

К каждому стиху припеваем:

–      Честнейшую Херувим | и славнейшую без сравнения Серафим, | без истления Бога Слова рождшую, | сущую Богородицу Тя величаем.

Всякое дыхание да хвалит Господа, | хвалите Господа с небес, | хвалите Его в вышних, | Тебе подобает песнь Богу.

–      Хвалите Его вси ангели Его, | хвалите Его вся силы Его. | Тебе подобает песнь Богу.

Слава и ныне. Гл.2. Преблагословенна еси Богородице Дево

Воплотим бо ся из Тебе ад пленися, | Адам воззвася, клятва потребися, | Ева свободней, смерть умертвися и мы ожихом. | Тем воспеваюше вопием: | благословен Христос Бог благоволивый тако, слава Тебе.

Славословие великое

Слава в вышних Богу, | и на земли мир, | в человецех благоволение. | Хвалим Тя, благословим Тя, | кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя | великия ради славы Твоея. | Господи Царю Небесный, | Боже Отче Вседержителю, | Господи Сыне Единродный Иисусе Христе и Святый Душе. | Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, | вземляй грех мира помилуй нас: | вземляй грехи мира приими молитву нашу. | Седяй одесную Отца, помилуй нас: | яко Ты еси един Свят, | Ты еси един Господь, | Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь. | На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое во веки и в век века. | Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. | Благословен еси, Господи, Боже отец наших, | и хвально и прославленно имя Твое во веки. Аминь. | Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. | Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоем! | (Трижды). Господи, прибежище был еси нам в род и род. | Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. | Господи, к Тебе прибегох, | научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой; | яко у тебе источник живота, | во свете Твоем узрим свет. | Пробави милость Твою ведущим Тя.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (3-жды).

Слава и ныне. Святый Бессмертный… И потом: Святый Боже и т. д.

По славословии тропари воскресны

1, 3, 5 и 7 гл. Днесь спасение миру бысть, | поем Воскресшему из гроба | и Начальнику жизни нашея: | разрушив бо смертию смерть, | победу даде нам и велию милость.

2, 4, 6 и 8 гл. Воскрес из гроба, | и узы растерзал еси ада, | разрушил еси осуждение смерти Господи, | вся от сетей врага избавивый, | явивый же Себе Апостолом Твоим, | послал еси я на проповедь | и теми мир Твой подал еси вселенней, | Едине Многомилостиве.

Утверди, Боже

Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Императора Николая Александровича, | и Святую Православную Веру, православных христиан | во век века.

Кондак гл. 8. Взбранной Воеводе победительная, | яко избавльшеся от злых | благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице: | но яко имущая державу непобедимую, | от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: | радуйся, Невесто Неневестная.

Источник

Свт. Афанасий Великий

Песнь степеней

Содержание: Первую песнь степеней воспевает Богу народ в Вавилоне, скорбя о продолжительности плена и умоляя освободить его.

Ст. 1-2 Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах… Господи, избави душу мою от устен неправедных, и от языка льстива. Ибо не неправедны ли уста вавилонян, исповедавшие идолослужение? Самый язык называется льстивым, как не изрекающий ничего правого о Боге.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя

Каждый из прочих псалмов имеет собственное над­писание, а здесь несколько псалмов, поставленных вместе, имеют одно надписание: «песнь степеней», или, как говорит другой переводчик, восхождений. Некоторые называют их и степенями. Почему же, скажешь, они так названы? В смысле историческом потому, что в них говорится о возвращении из Вавилона и упоминается о тамошнем плене, а в смысле переносном потому, что они наставляют на путь добродетели: так некоторые понимают их. В самом деле, этот путь, подобно ступеням, мало-помалу возводит человека доброде­тельного и любомудрого и доводит его до самого неба. Другие говорят, что этим указывается на лествицу Иакова, которая была показана ему досягающею от земли до неба. Таким образом, и высшие, неприступные селения делаются доступными для нас, когда подставляются ступени и лестницы. Но так как восшедшие, потому самому, что они взошли на высоту, могут подвергнуться омрачению от головокружения, то не только вос­ходящим, но и достигшим самой высоты, нужно соблюдать пре­досторожность. Эта предосторожность состоит в том, чтобы не смотреть на то, сколько мы прошли, дабы не возгордиться, но смотреть вперед, сколько остается пройти, и стремиться туда. То же и Павел выражает, когда говорит: «забывая заднее и простираясь вперед» (Флп.3:13). Таков переносный смысл этого слова. Но мы, если угодно, обратимся к истории и посмотрим на освободившихся из плена. Как же они освободились из плена? Любовью к Иерусалиму; напротив те, которые не имели этой любви, нисколько не получили участия в милости Божией, но остались и умерли в рабстве. Если и мы будем подражать им, то испытаем тоже самое. Если мы не будем исполнены любовью к благам небесным и желанием горнего Иерусалима, но постоянно будем привязаны к настоящей жизни, оскверняясь грязью забот житейских, то не сможем достиг­нуть отечества.

«Ко Господу в скорби моей я воззвал, и Он услышал меня». Ви­дишь ли пользу скорби? Видишь ли готовность милосердия Бо­жия? Польза скорби, потому что она привела их к чистой мо­литве; готовность милосердия, потому что оно тотчас явилось к взывающим. То же Бог сделал и прежде, в Египте; по­тому и сказал: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей» (Исх.3:7–8). Так и ты, возлюб­ленный, находясь в скорби, не отчаивайся, не малодушествуй, но тогда особенно и возвышайся духом, потому что тогда мо­литвы твои чище и благоволение Божие полнее, и все время про­води так, чтобы жизнь твоя была исполненною трудов, зная, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3:12), и что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22). Для этого пророк и сказал: «в скорби моей я воззвал, и Он услышал меня», чтобы ты научился возвышаться мало-помалу и окрылять свои молитвы, чтобы ты не унывал и не отчаивался во время скорбей, но извлекал из них пользу. Если пророк Елисей, человек, не попустил ученику своему отринуть припавшую к нему жену, сказав: «оставь ее, душа у нее огорчена» (4Цар.4:27), и выразив этим не что иное, как то, что она имела для себя великую защиту и оправдание в скорби своей, то тем более Бог не отринет тебя, приступающего к Нему с прискорбною душою. Потому и Христос ублажает плачущих, а смеющихся называет несчастными. В беседе о блаженствах Он в самом начале говорит: «блаженны плачущие» (Мф.5:4). Итак, если хочешь восходить по этим ступеням, то отвергни изне­женность и беззаботность, стесни себя прискорбной жизнью, отстань от дел земных. Это – первая степень. Невозможно, никак невозможно в одно и то же время и восходить по лест­нице, и оставаться на земле.

Беседы на псалмы. На псалом 119.

Блж. Феодорит Кирский

«Песнь степеней». Феодотион перевел: песнь восхождений, а Симмах и Акила: на восхождения. Восхождения или степени указывают на возвращение пленнаго народа из Вавилона. Ибо благодать Духа, провидя и пленение и будущее освобождение, предрекла то и другое, как устрояя полезное для Иудеев, так доставляя сим пользу и нам. Не каждая же песнь степеней предвозвещает одно и тоже, но одна представляет бедствия в Вавилоне, другая – благовестие о возвращении, иная – веселие на пути, иная же – войны, бывшия по возвращении, а иная – построение храма; и разнообразие пророчеств делает, что невозможно и насытиться сим сладкопением. Каждый из сих псалмов представлен так, будто бы воспевается ликом бывших тогда святых; ибо пророческое слово их вводит изрекающими предлагаемое. Первый псалом степеней изображает и бедствия и Божие благоволение.

«Ко Господу, внегда скорбети ми воззвах, и услыша мя». Начало псалма показывает и великость скорби и преизбыток Божия человеколюбия. Сетующий говорит: умолял я Владыку, и сподобился благоволения. Потом пересказывает, какия слова произнес он молясь.

Евфимий Зигабен

Кo Господу, внеда скорбети ми, воззвах и услыша мя.

Я, начинает древний народ еврейский, воззвал к Богу в скорби моего рабства и моего злострадания от скорби, и Бог услышал меня, где воззванием народ сей называет тот вопль, который исходит от скорбной души и сокрушенного сердца к Богу, который один может освободить прибегающих к Нему. Ибо таковой только вопль Бог может услышать тотчас. Слова же сии произносятся, по словам Феодорита, от лица благочестивейших из народа еврейского.

Слова Златословесного: Как воды доколе катятся по ровному месту и имеют большой простор, не поднимаются на высоту; но когда руки мастеров, делающих водопроводы, внизу заградив им разлив, стеснят их, то от сего стеснения быстрее всякой стрелы устремляются на высоту: так точно и человеческая душа, когда наслаждается великою свободою, разодевается и теряется; а когда дела земные, окружив, стеснят ее, то скорбя, как должно, она воссылает на высоту молитвы чисто и усильно. Послушай, что говорит пророк: ко Господу, когда скорбел я, я воззвал, и Он услышал меня. Это говорит сей святитель в Словах о непостижимом. А в изъяснении сего псалма говорит так: заметил ли ты, какая польза от скорби? Видишь ли готовность человеколюбия? Польза от скорби та, что она произвела в пленных Иудеях чистую молитву; а готовность человеколюбия в том, что Бог во время самого воззвания их тотчас преклонился к ним, как и в Египте: видя, говорит, Я видел страдание людей моих и услышал стенание их и сошел, чтобы избавить их. Так и ты, возлюбленный, когда находишься в скорби, не отчаивайся, но тогда то особенно и бодрствуй; так как тогда то бывают самые чистые молитвы и особенное благоволение Божие. И Кирилл заключает так: Посему скорби суть орудие праведных, так как они делают их способными к доброй жизни; почему и когда взывают к Богу, бывают услышаны. Преподобный Никита: Смотри, как приносимая Богу молитва со слезами и душевною печалью принимается: когда скорбел я, говорит, я воззвал ко Господу, и Он услышал меня. Смотри также, как и всегда настоящая жизнь святых проходить в скорби и мучениях: они скорбят и от людей и от бесов.

Лопухин А.П.

Под названием «песнь восхождения» или с греч. «песнь степеней» известна целая серия псалмов, начиная с 120 и кончая 133. Большинство из этих псалмов написано или во время плена вавилонского или вскоре после него. Название свое они получили потому, что обыкновенно эти псалмы в поспепленное время пелись левитами, стоявшими в два ряда на ступенях храма в то время, когда первосвященник в золотом сосуде нес в храм воду из Силоамского источника, т. е. «песни степеней» пелись на ступенях храма. Еврейское название «песнь восхождения» изъясняют в смысле указания, что псалмы с таким надписанием пелись или евреями при возвращении из плена, т. е. из Вавилона, расположенного в равнине, при подъеме их на горы иудейские, или вообще пилигримами, подходящими и поднимающимися на Сионскую гору в большие годовые священные праздники еврейского народа.

119 псалом можно считать написанным во время плена, пред его окончанием, когда евреи полны были ожиданиями возвращения на родину. На пребывание в плену указывает 5 ст.

Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя.

Когда я взывал к Господу, Он выслушивал мою молитву. Избавь меня и теперь от лукавого врага

Утешением для пленного еврея служили воспоминания о тех многочисленных милостях, которые Господь оказывал евреям в моменты их бедствий, если они обращались к Нему с молитвой. Это вселяет в него уверенность, что и в настоящем положении его молитва к Господу будет услышана.

Источник