Внутренняя картина болезни презентация по психологии

Внутренняя картина болезни презентация по психологии thumbnail

1. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ (ВКБ)

СИНОНИМЫ
Отношение к болезни;
Концепция болезни;
Переживания болезни;
Реакция на болезнь
Аутопластическая
картина болезни
Соматонозогнозия

2. ВКБ

Это сугубо индивидуальная система
ощущений, эмоциональных переживаний
и мыслей, определяющих отношение
больного к имеющемуся нарушению
здоровья, и связанное с этим поведение

3. ВКБ формируют:

Болезнь
Личность
Окружающая среда

4. ЗАБОЛЕВАНИЕ

Периоды: начало, разгар, исход
Течение: острое, подострое,
хроническое

5. Компоненты заболевания

Витальный
Профессиональнотрудовой
Этический
Эстетический
Интимный

6. Свойства личности

Нормальные (характер
патологии у разных
типов темперамента;
экстраверт,
интроверт)
Акцентуированные
(крайние варианты
нормы)
Психопатические

7. ТИПЫ РЕАКЦИИ НА БОЛЕЗНЬ (СОМАТОНОЗОГНОЗИЯ)

АДЕКВАТНЫЕ
НОРМОСОМАТОНОЗОГНОЗИЯ
НЕАДЕКВАТНЫЕ
Гипосоматонозогнозия
Гиперсоматонозогнозия
Диссоматонозогнозия

8. УРОВНИ ВКБ (по Р.А.Лурия)

Сенситивный
компонент
(переживание боли
и других
неприятных
ощущений)
Эмоциональный
компонент
(тревога, страхи)

9. СТРУКТУРА. УРОВНИ ВКБ

Интеллектуальный
компонент
(информационный,
познание болезни,
оценка ее тяжести)
Мотивационный
(выработка отношения
к болезни,
собственное
поведение в условиях
болезни)

10. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВКБ

Возраст.
Пол.
Профессия.
Семейное положение.
Характер болезни.
Обстоятельства, в которых протекает болезнь:
проблемы и неуверенность, которые приносит с собой болезнь;
среда, в которой происходит болезнь;
причина болезни (считает ли больной виновником заболевания
себя или других)
Преморбидная личность (личность до заболевания):
Степень общей чувствительности к прямым, особенно неприятным
факторам (например: к боли, шуму, клиническим методам
обследования)

11. ФАКТОРЫ

Темперамент, характер, акцентуации характера;
Характер и шкала ценностей – люди с повышенным
чувством ответственности и долга по отношению к
семье и обществу стараются выздороветь быстрее.
Люди же с низкой степенью ответственности по
отношению к близким часто используют болезнь
для своей выгоды и пользы;
Медицинская сознательность проявляется реальной
оценкой болезни и соответственной оценкой
собственной ситуации
Определяемые пациентом «выгоды» от болезни.
Тип реагирования на болезнь.
Воспитание и мировоззрение пациента.
Психологические защитные механизмы.

12. Психологическая защита

Неосознанное стремление человека
вытеснить из сознания неприятную для
него
информацию,
забыть
о
неудовлетворенных потребностях для того,
чтобы избавиться от горьких переживаний
и чувства неполноценности.

13. ПРИМЕРЫ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ

Примитивные:
Избегание: отказ от деятельности на том основании, что
отсутствуют необходимые способности («Вы – врач, вы и
лечите, как хотите, я в этом ничего не понимаю!»).
Магическое мышление
Отрицание: неоправданный оптимизм.
Регрессия: появление более ранних, детских моделей
поведения в ответ на стрессовую ситуацию.
Идентификация: моделирование собственного поведения
по образцу другого более авторитетного человека.

14.

Идеализация: приписывание человеку
или событию безусловно хороших или
безусловно плохих свойств (например,
бездумное восхищение врачом, недоучет
его промахов)
Расщепление (диссоциация): выделение
в собственной психике признаков второй
личности,
которой
приписываются
отрицательные мысли и поступки («Это не
я – это меня бес попутал»)

15. Более развитые механизмы

•Более развитые механизмы
Вытеснение: неосознанное «забывание»
неприятных фактов
Конверсия: вариант вытеснения, при котором
чувство неудовлетворенности преобразуется в
соматические и неврологические расстройства
Обесценивание
Рационализация
Замещение (преодоление ложных препятствий)
Проекция

16.

Сублимация:
удовлетворение
потребности в символической форме
так, что это поощряется обществом
Механизмы постоянной защиты
(«броня
характера»):
юмор,
педантизм, альтруизм, фантазии,
ирония, дерзость, аутизм, постоянная
улыбка.

17. ТИПЫ ЛИЧНОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ НА БОЛЕЗНЬ

Гармоничный
Трезвая оценка
своего состояния
без склонности
преувеличивать его
тяжесть , но и без
недооценки
тяжести болезни.

18. Эргопатический

Уход от болезни в
работу,
подчинение себя
работе, не
болезни.

19. Анозогнозический

Активное
отбрасывание
мысли о болезни,
отрицание
очевидного.

20. ТРЕВОЖНЫЙ

Непрерывное
беспокойство
и
мнительность
в
отношении
неблагоприятного
течения
болезни,
возможных
осложнений.
Интересуют
объективные данные о
болезни (результаты
анализов, заключение
специалистов)

21. ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ

Сосредоточение на
субъективных
болезненных и иных
неприятных
ощущениях.
Стремление постоянно
рассказывать о них
окружающим. Наличие
сенестопатий.

22. Меланхолический

Удрученность
болезнью, неверие
в выздоровление.
Депрессивные
высказывания
вплоть до
суицидных мыслей.

23. АПАТИЧЕСКИЙ

Полное безразличие
к своей судьбе, к
исходу болезни, к
результатам лечения.
Один из вариантов
депрессии.
Чаще обусловлено
особенностями
патологии

Читайте также:  Образование протока желчного пузыря что это за болезнь

24. Неврастенический

Поведение по типу
«Раздражительной
слабости».
Вспышки
раздражения при
неприятных
ощущениях,
неспособность
ждать облегчения.

25. ОБСЕССИВНО-ФОБИЧЕСКИЙ

Реальные опасности
волнуют меньше, чем
воображаемые.
Защитой служат
ритуалы, приметы.
Нередко на
возникновение
оказывает влияние не
только преморбид, но
и само заболевание

26. ЭЙФОРИЧЕСКИЙ

Постоянно
повышенное
настроение, могут
пропускать
процедуры,
нарушают режим
(гипертимная
акцентуация,
туберкулез легких)

27. ДИСФОРИЧЕСКИЙ

Пациенты с
мрачным,
озлобленным
настроением.
Угрюмые ,
конфликтные,
недоверчиво
относятся к
медперсоналу

28. СЕНСИТИВНЫЙ

Тревога
распространяется на
впечатление, какое
пациент и сведения о
его болезни могут
произвести на
окружающих: близких,
знакомых. Это робкие,
застенчивые,
деликатные люди.

29. ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЙ

Стремление
поставить себя в
центр, завладеть
вниманием,
выставить свои
страдания напоказ,
«вторичная
выгода»

30. ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ

Пациенты уверены, что
болезнь
произошла
в
результате чьего-то злого
умысла («сглаз», «порча»
и
т.д.).
Подозрительно
относятся к персоналу.
Психотерапия как правило
не
эффективна,
а
к
препаратам
относятся
негативно

31. ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ:
«Исследование семантического
поля слова «Болезнь» с помощью
направленного ассоциативного
эксперимента у пяти взрослых
исследуемых»

32. ЦЕЛЬ – анализ содержания индивидуального сознания каждого пациента, осознание параметров ВКБ и их влияние на активность

человека.
Вы должны уметь:
определять типы отношения к
болезни;
исследовать ВКБ с помощью беседы и
проективных психодиагностических
методик

33. Инструкция по выполнению задания Алгоритм действий по выполнению задания

Уважаемый студент!
Исследовательская работа выполняется
в три этапа:
Первый этап – подготовительный
Ознакомьтесь со всеми методическими
материалами по проведению и
интерпретации данного вида работы.
Подготовьте чистые альбомные листы
и цветные карандаши.
Выберите пять взрослых человек (до
18 лет желательно не брать). Это
могут быть пациенты, ваши
родственники, знакомые и т.д.
Заранее договоритесь со взрослыми о
проведении исследования, чтобы
уменьшить защитные механизмы с их
стороны. Если человек категорически
не хочет выполнять задание,
настаивать нежелательно.

34. ИНСТРУКЦИЯ

Второй этап – проведение рисуночной методики
Выберите удобный момент, когда пациент ничем
не занят и готов к сотрудничеству с вами.
Предложите ему немного позаниматься с вами.
Положите перед пациентом лист бумаги и
карандаши. Дайте вербальную инструкцию:
«Нарисуйте на этом листе болезнь. Как Вы себе
это представляете?».
Во время рисования не стойте над душой
человека, но и не уходите из помещения.
Спокойно наблюдайте со стороны за творческим
процессом.
Фиксируйте
основные
моменты
выполнения работы.

35. ИНСТРУКЦИЯ

По окончании рисования поблагодарите за
работу, обсудите все, что он изобразил и что не
нарисовал.
Постарайтесь
охватить
все
факторы,
влияющие
на
формирование
заболевания (перечень факторов прилагается).
Делайте акцент на позитивные моменты в
беседе и рисунке.
Используйте методы активного слушания,
задавайте уточняющие вопросы, старайтесь
получить
максимум
информации
на
интересующие Вас вопросы.

36. ИНСТРУКЦИЯ

БУДЬТЕ
ТАКТИЧНЫ
И
АККУРАТНЫ.
СОБЛЮДАЙТЕ
ПРИНЦИПЫ
МЕДИЦИНСКОЙ
ЭТИКИ
И
ДЕОНТОЛОГИИ

37. ИНСТРУКЦИЯ

Третий этап –
исследовательский
Проведите анализ рисунка, запишите
короткие выводы.
Сопоставьте анализ рисунка с
собранными сведениями (смотрите
перечень факторов, влияющих на
заболевание).
Ответьте на вопросы:
понятие о болезни и возможностях ее
лечения;
роль ВКБ в организации активности
человека;
особенности исследования ВКБ;
определение типа реагирования на
болезнь;
выбор тактики взаимодействия
Подготовьте материалы к
практическому занятию по
психологии.

38. Требования к оформлению

Вся работа размещается на четырех листах
формата А 4.
Титульный лист. Укажите название учебного
заведения, вид самостоятельной работы, свои имя
и фамилию, группу, год выполнения.
Бланк наблюдения (смотрите перечень факторов,
влияющих на болезнь) и первичные выводы.
Выводы и свое заключение.
Рисунок пациента.

39. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

«5» — отлично
Выделены и указаны существенные
особенности в исполнении рисунка,
выдвинуты предположения.
Составлены и написаны выводы,
даны развернутые ответы на
вопросы.
Работа правильно оформлена и сдана
в срок.

Читайте также:  Болезни и вредители томата и лечение

40. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

«4» — хорошо
Выделены и указаны особенности в
исполнении рисунка, выдвинуты
предположения, дан анализ рисунка.
Возможны неточности, не все
проанализировано.
Выводы даны, но не полно.
Работа оформлена с
незначительными погрешностями.

41. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

«3» — удовлетворительно
Рисуночная методика проведена,
недостаток сбора информации.
Составление выводов затруднительно.
Погрешности в оформлении.

42. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

ДО ВСТРЕЧИ!

Источник

Слайд 1

Внутренняя картина здоровья

Слайд 2

Нормы и патологии личности в психологии здоровья. Общей принятой концепции не существует, однако можно выделить три основных: Панпсихиатрическая : основной тезис – «все люди психически ненормальны и страдают психопатологическими состояниями». Доказательством служит характеристика современного общества в которую входят особенности: отчужденность от себя, других и мира вообще, конфликтность, снижение социальной поддержки, преступность, войны, угроза глобального самоуничтожения. Человечество ведет себя к деструкции. Антипсихиатрическая : отрицает правомерность самой постановки вопроса о норме и патологии. Все люди психически нормальны и патологии не существует. Негативные отношения тоже нормальны, такова природа людей. Психиатрия это лже наука и служит средством подавления нестандартных личностей. Психически больные люди рассматриваются как жертвы плохого патогенного общества, которое признает сумасшедшим того, кто не соглашается с предписанием религии и государства. Они требуют отмены больничных порядков, термин психиатрия и заменить его термином социальные болезни. Клиническая: выделяют два аспекта определения психической нормы: негативный и позитивный, разработал профессор Кравосарский

Слайд 3

Негативный подход: при этом подходе неспецифическим признаком психопатологии считается отклонение от общепринятых стереотипов жизненного, социального и ситуативного поведения. Критерии: 1. способность концентрации внимания на предмете. 2. удержание информации в памяти. 3. способность к логической обработке информации. 4. адекватная ориентация в пространстве и времени Нарушение отдельных элементов может быть компенсировано другими функциями, патология предполагает нарушение нескольких признаков одновременно. Позитивный подход: основные критерии – тенденции к развитию, росту, самореализации. Критерии: 1. сознательная способность руководить своими действиями и поступками. 2. быть ответственным перед собой и другими. 3. иметь развитую систему ценностей. 4. способность адекватно воспринимать самого себя и окружающих .

Слайд 4

Обязательным фактом отношения человека к своему здоровью является формирование внутренней картины здоровья , т.е. особого отношения к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его совершенствованию. Это самосознание и самопознание себя в условиях здоровья . Внутренняя картина здоровья включает в себя 3 основные грани: Когнитивная или рациональная сторона внутренней картины здоровья представляет собой совокупность субъективных умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения и развития здоровья. Эмоциональная или чувственная сторона включает в себя переживания здорового самочувствия, связанные с комплексом ощущений, формирующих эмоциональный фон человека. Эмоциональный фон здоровой личности состоит из следующих переживаний: спокойствие, радость, умиротворенность, свобода, легкость, симпатия и т.д. Поведенческая или моторно-волевая сторона представляет с собой совокупность усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, обусловленных его системой верований и направленных на достижение субъективно значимых целей.

Слайд 5

Формирование внутренней картины здоровья происходит с раннего детства, опирается на холистический (целостный) подход в науке о человеке и осуществляется через раскрытие потенциалов, заложенных в человеке. Существует комплексная программа развития и формирования внутренней картины здоровья – « Цветок потенциалов», которая включает в себя основные задачи психологии здоровья. Ее создал петербургский психолог В.А. Ананьев в 1996 г. Она символически представлена в виде цветка, 7 лепестков которого формирует узор взаимосвязанных потенциалов, отражающих различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека. Главная цель программы – максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов: ü Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) – это способность человека развивать свой интеллект и уметь им пользоваться.

Слайд 6

ü Потенциал воли (личностный аспект здоровья) – способность человека к самореализации, т.е. умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства. ü Потенциал тела (физический аспект здоровья) – это способность человека развивать физическую составляющую, осознавать собственную телесность как свойство личности. ü Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) – способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других. ü Общественный потенциал (социальный аспект здоровья) – это способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности и вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству. ü Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) – это способность человека к созидающей активности, к творческому самовыражению в жизни и деятельности, выходу за рамки ограничивающих знания и сковывающих стереотипов. ü Духовный потенциал – (духовный аспект здоровья) способность развивать духовную природу человека.

Читайте также:  Болезни полости рта у детей язык

Слайд 7

Управление стрессами Представители когнитивной психологии, а также известный психолог в области психологии здоровья Ю. Мельник определили индивидуальные различия по отношению к стрессу. Они выявили, что индивидуальные различия обусловлены своеобразными особенностями личности и могут укладываться в 6 диспозиционных типов: 1. Честолюбивый тип. К этому типу относятся люди с сильной потребностью в достижении успеха. Они энергичны, подвижны, доминантны, агрессивны и ориентированы на дело. Причинами стресса для них являются интенсивная деятельность и межличностные отношения, а также недостаточное понимание себя. Симптомы стресса: бессонница, боли в области сердца, высокое кровяное давление. Этот тип чаще всего использует заменителей стресса или заместителей-пожарников: курение, алкоголь и заедание стресса. Брунер говорил, что они используют престижные виды заместителей. 2. Спокойный тип. К нему относятся безмятежные, спокойные люди, ориентированные, в основном, на прошлое, мечтательные, малоактивные. Чаще всего они соблюдают баланс между работой и домом. Считается, что они меньше всего уязвимы стрессу. Причинами стресса для них могут стать или другие люди или требования профессиональной деятельности (срочные, неспланированные виды деятельности), которые нарушают размеренное течение их жизни. Уход от стресса, склонность к депрессивным состояниям. 3. Совестливый тип. К этому типу относятся люди совестливые, дотошные, тщательные, догматичные, стабильные, педантичные, консервативные и обязательные. Это люди, которые верят авторитетам и подчиняются традициям. Причиной стресса для них является нарушение стереотипов поведения. Для них характерна средняя степень уязвимости стрессу. Больше всего им ванна поддержка других людей и личная психотерапия (возвращение к привычным делам — хоббитерапия). Снизить стресс может забота о других людях.

Слайд 8

4. Неотстаивающий тип. К нему относятся люди, которые не могут постоять за себя, отстоять свои права. Такие люди стремятся угождать другим, избегают межличностных конфликтов, боятся конфронтаций , проблем с другими людьми. Причиной стресса является повышенное внутреннее напряжение на почве межличностных отношений, которое проявляется в психосоматических заболеваниях. У них выше среднего степень подверженность стрессу. Реакция – уход в болезнь. 5. Жизнелюбивый тип. Это сильные, энергичные люди, живущие полноценной жизнью, жаждущие новых событий, впечатлений, импульсивные, рискованные. Для них характерна частая смена интересов. Причиной стресса для них является рутинная скучная работа – «серые будни». Степень уязвимости стрессу средняя. Чтобы снизить внутреннее напряжение, им нужна смена событий, сильные впечатления. 6. Тревожный тип. Эти люди испытывают беспокойств по поводу возможных неудач, они страдают «синдромом Элизы». Такие люди ориентированы на будущее, чрезмерно рефлексивны, имеют низкую самооценку. Причинами стресса для них являются ответственные дела, работа, а также резкие изменения в жизни. Такие люди отличаются высокой уязвимостью к стрессу. Они могут впасть в глубокое депрессивное состояние, для них свойственен суицид. Преодоление стресса требует соответствующей компетентности при формировании стратегий борьбы с ним. Эффективность преодоления стресса во многом зависит от психологической готовности встретить стресс, умения управлять эмоциями, способности изменять социальные обстоятельства. Т.о . можно говорить о 3 основных стратегиях преодоления стресса (по мнению Мельника, Никифорова и Ананьева): ü Использование копинг -стратегий. ü Личностный рост. ü Управление изменениями

Источник