Внутренняя картина болезни у детей с соматическими заболеваниями

Часть 1

Восприятие и осознание болезни у детей неразрывно связано с ее переживанием как особой внутренней деятельности, с помощью которой ребенку удается перенести жизненные события, связанные с болезнью, восстановить утраченное психофизическое равновесие, справиться с возникшей ситуацией, в виде субъективной, личностной деятельности, как необходимого условия динамики от реакции на болезнь к формированию внутренней картины болезни. Ранее в своих работах [1–3] нами были рассмотрены многие аспекты данной проблемы у взрослых людей.

Однако процесс формирования внутренней картины болезни у взрослых отличается от таковой у детей, и тем больше, чем младше ребенок. В зависимости от содержания, внутренняя картина болезни у ребенка может быть как фактором положительным, так и отрицательным. Она влияет на проявления и течение заболевания, на отношения в семье, на успеваемость, оказываясь причиной внутриличностных конфликтов, иногда приводящих к невротическим наслоениям (рис. 1).

Представление о своем соматическом состоянии отражается в различных формах отношения ребенка к своему здоровью в детерминации как возрастным, так и половым/гендерным факторам. В одних случаях — это пренебрежение, в других — повышенное внимание, в третьих — адекватное отношение к своему здоровью. В представлениях детей обычно ярко выражена физическая сторона здоровья и слабо — психологическая [4]. Для ребенка здоровье приобретает смысл тогда, когда он начинает понимать его значение для эффективного выполнения той или иной деятельности, например, в игре или учебе.

В общем аспекте отношение ребенка к здоровью/болезни можно представить как некую систему индивидуально-избирательных связей личности с различными явлениями внешней среды, детерминирующих индивидуальную оценку физического и психического состояния. Релевантные точки зрения высказывали Г. С. Никифоров, О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов, Т. О. Зинченко [5–7] и др.

Зависимость личностного развития ребенка от состояния его здоровья/болезни, типа хронического заболевания, осознания его им, формирование личностных особенностей (самооценки, агрессивности, тревожности, интересов, ценностей, развития коммуникативной сферы и т. д.), восприятие межличностных, внутрисемейных отношений, отношений со сверстниками и родителями имеет, как известно, специфическую, не только личностную, но и возрастную, а также половую и гендерную динамику развития. Иными словами, различные хронические соматические заболевания, характеризуясь наличием сензитивных периодов формирования внутренней картины болезни, имеют различную возрастную отнесенность, половые и гендерные особенности проявления.

Проведенный нами анализ различных научных исследований и литературных источников показал, что вышеназванная проблематика не столь широко представлена и эмпирически недостаточно разработана, в частности, в аспекте проблемы формирования внутренней картины болезни у детей и зависимости отношения к здоровью от возраста и пола.

В отечественных научных публикациях рассматриваются, как правило, возрастные и профессиональные особенности отношения к здоровью. Например, в работах В. Э. Пахальяна [8], И. А. Аликина [9] изучается отношение к здоровью у дошкольников, учащихся и учителей. Социально-психологические аспекты здоровья молодежи анализируются в работах И. Б. Бовиной [10], вопросы отношения к здоровью и болезни у детей в связи со спецификой их заболеваний представлены в работах Д. Н. Исаева [11]. Сравнительные аспекты восприятия болезни мужчинами и женщинами описаны в наших работах [1, 3], а различия в представлениях о здоровье у мужчин и женщин исследованы О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатовым [5]. Отношение к здоровью у подростков в зависимости от пола исследовано в работе Т. О. Зинченко [6, 12, 13]. Особенности восприятия внутрисемейных отношений здоровыми и больными детьми были исследованы в работах Ю. Е. Куртановой [4, 14, 15] и И. К. Шаца [16, 17]. Анализу особенностей эмоциональной сферы детей с проблемами развития, вызванными различными заболеваниями, посвящены работы Е. В. Щетининой [18, 19] (рис. 2).

В данной работе мы делаем акцент не только на анализе вышеназванных аспектов данной проблемы, но и на анализе личностного развития больных детей, определения уровня сформированности отношения к своему здоровью, поскольку это отношение является частью их самосознания, степени значимости здоровья в гендерных группах, становления внутренней картины здоровья и внутренней картины болезни, а также сензитивных периодов их формирования, определения половых, гендерных, возрастных и личностных особенностей больных детей, страдающих различными видами соматической патологии, внутрисемейных отношений и отношений здоровых/больных детей с родителями.

Сензитивные периоды формирования заболеваний

Наличие соматического заболевания у ребенка создает своеобразную социальную ситуацию его личностного развития. Поэтому формирование внутренней картины здоровья и болезни специ­фично для конкретного заболевания ребенка. Так, например, у детей, страдающих хроническими заболеваниями, по данным Ю. Е. Куртановой [15], в определенном возрасте возникает кризис восприятия, осознания и переживания болезни, характеризующийся особыми негативными переживаниями и наибольшим развитием механизмов психологической защиты. По данным других авторов [20], при различных заболеваниях период кризиса осознания болезни также имеет различную возрастную отнесенность. Можно полагать, что именно в эти кризисно-возрастные периоды больные становятся наиболее чувствительными к получению информации о заболевании. Эти периоды можно считать сензитивными для формирования внутренней картины болезни при каждом хроническом заболевании ребенка. Особенно это актуально для детей от 7 до 16 лет, так как у взрослых больных, по мнению многих авторов, уже сформировано определенное отношение к заболеваниям.

По нашему мнению, выявление этих периодов может внести определенный вклад в развитие общих представлений о своеобразии развития больных детей с различными соматическими патологиями, выявить новые общие возрастные особенности осознания ими своего здоровья.

В этом аспекте интересны данные И. К. Шац, представленные им по реагированию на заболевание лейкозом, хроническое течение которого, длительные госпитализации, активное лечение приводят больных детей к кризисному состоянию, определяющему различное восприятие, осознание и переживание этой болезни [17]. Лейкоз — опухолевое заболевание кроветворной системы, самое частое онкологическое заболевание в детском возрасте, которым чаще болеют мальчики, в отличие от девочек [2, 16]. Согласно результатам исследования этого автора, личностные реакции детей на данное заболевание в большой степени зависят от половой принадлежности.

При первых проявлениях болезни, то есть в начале болезни, у мальчиков изменяется поведение: они утрачивают интерес к своим любимым занятиям, становятся тревожнее, сосредотачиваются на болезни, ограничивая ею свои интересы, то есть их интересы ограничиваются болезнью. Девочки же в это время становятся менее активными, эмоционально-лабильными, раздражительными. Поведение в целом у них существенно не меняется, отмечается только медлительность, не свойственная им ранее. Эмоциональное состояние детей в этот период можно характеризовать как состояние повышенной тревожности (у мальчиков) и эмоциональной лабильности, раздражительности (у девочек) [17].

Структура отношения к здоровью и болезни у детей

Структура отношения к здоровью включает, как указывалось ранее в наших работах [1, 3], несколько составляющих компонентов, таких как когнитивный, эмоциональный и поведенческий (рис. 3). Данная структура по содержанию близка структуре валеоустановки, описанной О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатовым [5].

Уже на начальных этапах болезни, с первых дней стационирования и пребывания в больнице, у детей складывается представление как о здоровье, так и о причинах, лечении и прогнозе болезни, формируются образы здоровья и болезни в зависимости от пола. Согласно данным Т. О. Зинченко [6, 12, 13] наиболее выраженная разница между мальчиками и девочками выявляется по такому показателю, как использование определенных, личностно опосредованных действий по сохранению своего здоровья. В частности, мальчики значимо чаще (p ≤ 0,01), чем девочки (значимо реже), используют такие действия. Образы здоровья и болезни девочек и мальчиков в основном сходны. Однако при этом девочки чаще ориентируются на эмоциональные признаки, а мальчики чаще используют инструментально-деятельностные и предметно-конкретные. Залог сохранения здоровья мальчики видят в соблюдении гигиенического образа жизни, включая занятия спортом, физическую зарядку, правильную диету. Девочки же подходят к решению этой проблемы с социальных позиций, идя по пути «послушания» и «соблюдения всех правил». При этом девочки склонны ориентироваться на эмоциональные, а мальчики — на когнитивно-поведенческие аспекты здоровья. Все дети признают необходимость лечения, но мальчики допускают возможность лечиться амбулаторно. Девочки однозначно указывают на важность стационарного лечения, они адекватнее относятся к стационированию, быстрее приспосабливаются к болезни, хотя и чаще высказывают опасение за свое будущее.

Исследование Т. О. Зинченко выявило в этом плане интересные данные [6]. Так, в частности, было показано, что уровень сформированности отношения к здоровью у девочек выше, чем у мальчиков, по всем шкалам всего спектра исследовательского поля. В частности, как у девочек, так и у мальчиков отмечаются средние значения по эмоциональной и практической шкалам, низкие значения — по познавательной шкале и шкале поступков. Кроме того, уровень самооценки по шкале здоровья незначительно выше у мальчиков, в отличие от девочек, соответствуя среднему значению. Наиболее выраженная разница результатов при этом отмечается по шкале счастья. В частности, девочки значимо чаще (p ≤ 0,01) оценивают себя как самых счастливых. По данным других авторов Д. Н. Исаева и И. К. Шаца [21], практически все мальчики считают, что их здоровье зависит прежде всего от них самих и врачей, тогда как большинство девочек увязывают свое здоровье с биологическими факторами: темпами развития и созревания, «природой» и т. п.

Сформировавшиеся представления обусловливают и поведенческий репертуар детей в больнице. Мальчики чаще сопротивляются диагностическим и лечебным манипуляциям, причем большая часть из них не признается в этом, заявляя, что «они ничего не боятся». Девочки же, наряду со страхами, связанными с больницей, отмечают обычные «женские» страхи — тараканов, темноту, мышей, но при этом внешне спокойнее переносят процедуры. Они чаще интересуются, задавая вопросы, причинами, лечением и исходом болезни. При этом они высказывают собственные опасения. Значимость здоровья у девочек по данным Т. О. Зинченко [6] немного ниже, чем у мальчиков, но, несмотря на это, ранг здоровья в гендерных группах имеет среднее значение. Практически все девочки боятся прежде всего за свое будущее, мальчики в основном тревожатся за свое здоровье и здоровье родителей.

Согласно данным И. К. Шаца [17], все дети доброжелательно, чутко относятся к другим больным, но девочки проявляют больше сострадания к окружающим, часто подражают врачам и медицинским сестрам. Мальчики стремятся к общению со сверстниками и младшими детьми, девочки тянутся к старшим.

Особенности эмоциональной сферы и личностного развития детей с заболеваниями

Другим аспектом исследуемой проблемы является анализ и выявление особенностей эмоциональной сферы и личностного развития детей с различными, в частности, хроническими соматическими заболеваниями. Известно, что состояние здоровья ребенка, его восприятие, осознание и переживание болезни воздействуют на развитие его личности, проявляются в своеобразии формирования самооценки, ценностей и интересов, развития эмоциональной и коммуникативной сферы.

Интересным в этом плане является исследование Ю. Е. Куртановой [4, 14, 15], посвященное выявлению гендерных различий в осознании своего заболевания у детей, не страдающих и страдающих соматическими, а именно нефрологическими заболеваниями, муковисцидозом и лимфостазом, а также исследование Е. В. Щетининой [18, 19], анализирующей особенности эмоциональной сферы детей с проблемами развития, вызванными минимальными поражениями мозга, а именно гипертензионно-гидроцефальным синдромом. В процессе формирования внутренней картины здоровья у детей без соматической патологии отмечается общая тенденция: чем старше дети, тем чаще они отмечают значимость психологического состояния человека в сохранении здоровья. Под нефрологическими заболеваниями понимаются заболевания мочевыводящей системы, такие как пиелонефрит, гломерулонефрит, цистит. Данные заболевания развиваются, как правило, вследствие врожденной аномалии мочевыводящих путей [2]. В настоящее время имеется много исследований, посвященных нефрологическим заболеваниям. Так, например, Л. Д. Зикеева, проведя клинико-психологический анализ невротических наслоений на основное заболевание при хронических заболеваниях почек у взрослых, показала ведущую роль невротических депрессивных расстройств, которые проявлялись в виде депрессивно-ипохондрического, тревожно-депрессивного и астенодепрессивного типов реакций. Т. Н. Муладжанова, исследуя изменения личности больных хронической почечной недостаточностью, находящихся на лечении гемодиализом, показала, что биологические особенности хронической почечной недостаточности — массивная и длительная интоксикация — приводят к изменению динамики психических процессов, к снижению операционально-технических возможностей пациентов, инертности психической деятельности, тугоподвижности мыслительных процессов. Центральным психологическим механизмом изменения личности у больных хронической почечной недостаточностью является перестройка иерархии мотивов по типу выдвижения в качестве ведущего — мотива «сохранения здоровья». Отношение к болезни является одним из условий изменения мотивационной сферы личности.

Муковисцидоз — наследственное заболевание, при котором поражаются клетки экзокринных желез. У больного выделяется густая слизь, которая закупоривает кишечные железы, выводной проток поджелудочной железы и бронхи. Муковисцидоз можно считать самым тяжелым заболеванием из исследуемых по прогнозу лечения, это заболевание с самой низкой продолжительностью жизни. В России она равняется 16 годам, а максимальная продолжительность жизни этих больных — около 30 лет [2].

По результатам исследования влияния муковисцидоза на личностное развитие и психосоциальную адаптацию, выполненного рядом авторов (С. Пиатова, Д. Боголепова, О. Карабанова, Н. Каширская, Н. Капранов), была выявлена сильная амбивалентность самооценки. У испытуемых отмечалось большое внимание и интерес к другим членам семьи, понятие «мать» ассоциировалось с «будущим». Подростки с муковисцидозом проявляли трудности в общении с детьми того же возраста, хотя отношения с ними развивались в положительном русле. У испытуемых прослеживалось изменение перспективы времени: наблюдалось повышенное внимание к прошлому, несмотря на то, что отношение к нему было негативным; будущее рассматривалось с большой тревогой, красивым, но недоступным. К тому же подростки с муковисцидозом проявляли сильное негативное отношение к болезни, они пытались быть активными для того, чтобы избегать мысли о ней.

Окончание статьи читайте в следующем номере.

И. В. Грошев, доктор психологических наук, профессор

ФГБОУ ВПО ТГУ им. Г. Р. Державина, Тамбов

Контактная информация: aus_tgy@mail.ru

Купить номер с этой статьей в pdf

Источник

Лекции.Орг

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

Одна из основных проблем клинической психологии – реакция больного на свое заболевание. В отечественной медицине более пристальное внимание переживаниям и реакциям больного стало уделяться, начиная с 50-х годов 20 века. В 1944 году вышла монография А. Р. Лурия “Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания”, которая положила начало рассмотрению субъективного отражения болезни в психике больного человека.

В настоящее время под внутренней картиной болезни (ВКБ) понимается субъективное отношение больного к своему заболеванию, которое складывается из болезненных ощущений и внешних проявлений болезни, оценки механизмов их возникновения (откуда взялось?), тяжести и значения для будущего (что со мной будет?), а также различные типы реагирования на болезнь.

Для правильной оценки ВКБ и оказания квалифицированной помощи больному необходимо знать основные факторы, которые определяют ВКБ:

  1. Влияние преморбидных биологических и личностных факторов:

· Пол – обусловлено различиями в физиологии. У женщин обусловлено наличием критических периодов (начало менструаций, беременность, роды, климакс) — в это время усиливается реактивность и есть повышенная готовность к различным невротическим расстройствам. У мужчин – возрастные кризы не имеют внешней выраженности, однако при серьезных заболеваниях – опасения ослабления или утраты сексуальных возможностей. Переносимость физической боли выше у женщин, а также женщины лучше переживают неподвижность. Для женщин наиболее актуальны семейные проблемы, для мужчин – служебно-профессиональные.

· Возраст. Дети более тяжело переносят боль, страдания, боятся больничной обстановки, манипуляций, при этом дети быстро забывают пережитое и переключаются на новую обстановку. В подростковом и юношеском возрасте – центральное место в переживаниях болезни – ее непривлекательность. Девушки чаще озабочены косметическими недостатками, юноши – проблемами сексуальной активности. В молодом возрасте (18-35 лет) – чаще имеет место быть переоценка здоровья и недооценка болезни, а в зрелом возрасте переживание по поводу хронических и онкологических заболеваний, страх инвалидизации, т.к. это может стать крахом всех жизненных устремлений личности. Для предстарческого возраста(60-74 года) типичным становится страх смерти. Для старческого возраста (75 и старше) характерно преувеличение тяжести болезни, хотя может быть и недооценка ввиду снижения критики, интеллектуальной несостоятельности.

· Темперамент. Отвечает за физиологическую основу реагирования на болезнь. Холерикам и меланхоликам свойственен более низкий порог болевой чувствительности по сравнению с сангвиниками и флегматиками. Меланхолики чаще затормаживаются, а холерики наоборот совершают импульсивные действия.

· Характер.Определяет своеобразие поведения, отношения к окружающему и самому себе, в том числе к здоровью и болезни. Здесь также играют роль механизмы психологической защиты (вытеснение, рационализация), при этом если переживания больного не находят отклика у окружающих, может возникнуть фиксация на болезненном состоянии, стремление доказать актуальность его у окружающих, так называемое “бегство в болезнь”,при этом адекватные формы реагирования типичны для лиц с гармоничным характером, отличающихся общительностью.

· Личность.Определяется иерархией потребностей, интересов, мотивов, установок. В формировании ВКБ имеют значение мировоззрение, религиозные взгляды. Имеет большое значение также культурный уровень, образование больного, осведомленность в области медицины.

2.Влияние характера заболевания и его возможных последствий:

Параметры, по которым человек оценивает любую болезнь (Менделевич 1999):

· Вероятность летального исхода (инфаркт миокарда, инсульт, ВИЧ – инфекция, онкологические болезни)

· Вероятность инвалидизации и хронизации (рушатся жизненные планы)

· Болевая характеристика болезни (болевой синдром может быть выраженным у больных с аффективными и ипохондрическими проявлениями)

· Необходимость радикального или консервативного лечения (например, ситуация выбора между калечащей операцией и возможностью сохранить жизнь)

· Влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения

· Социальная значимость болезни и традиционное отношение к больным в микросоциуме (так называемые “неприличные болезни” – туберкулез, лепра, венерические болезни)

· Влияние болезни на семейные и сексуальные отношения

· Влияние болезни на сферу развлечений и интересов

Выделяют следующие уровни:

Сенситивный уровень предполагает наличие болезненных ощущений (слабость, тошнота, головокружение, боль и пр.). Для каждого человека характерен свой индивидуальный порог восприятия. Одинаковые изменения во внутренних органах могут сопровождаться у разных пациентов совершенно несхожими ощущениями.

Эмоциональный уровень отражает общее чувственное впечатление от ситуации, вызванной болезнью. Так, разными пациентами появление симптомов может восприниматься не только как угроза, вызов, утрата, но и как наказание или даже выигрыш (избавление). Так школьник будет радоваться у которого перед сложной контрольной обнаружит, что у него поднялась температура и появились высыпания на теле. А вот при депрессии эмоции являются практически основным и единственным ведущим проявлением болезни Пессимизм чувства непоправимой утраты и бесперспективности возникают у таких пациентов без какой-либо органической причины

Интеллектуальный уровень предполагает логическую оценку ситуации болезни с позиции имеющихся знаний опыта интеллектуальных способностей. Особенно заметна разница в отношении к болезни взрослых, обремененных опытом и знаниями, и детей, для которых болезнь, не вызывающая неприятных ощущений, всегда кажется менее опасной. Важным фактором, влияющим на отношение к болезни, считается медицинская информация, распространяемая на телевидении почерпнутая из специальной литературы, найденная в аннотациях к купленным лекарствам. Личный жизненный опыт тоже во многом определяет позицию больного по отношению к расстройству. Так дочь больного, умершего от рака легких, как катастрофу будет воспринимать прожилки крови, появившиеся у нее в мокроте хотя действительной их причиной может быть банальный трахеит.

Поведенческий уровень выражается в действиях, которые предпринимает или планирует предпринять больной в связи с наличием расстройства. Так, одного пациента болезнь заставляет активно искать способы лечения и защиты от неприятных последствий, другого — парализует: у него опускаются руки и он безропотно ждет конца, третьего — оставляет равнодушным, и он продолжает заниматься тем, что его интересовало до болезни.

В отличие от врача пациент имеет весьма смутное представление об анатомическом строении своего тела. Он пользуется собственной «схемой тела», весьма отличной от реальности. Любые изменения, отличные от сложившегося представления о своем теле, могут напугать и расстроить человека. Внутренние ощущения больные также могут объяснять исходя из неверных представлений. Так, боли в грудной клетке часто рассматриваются как признак заболевания сердца, и пациент бывает искренне удивлен, если врач утверждает, что их причина заключена в поражении позвоночника. Значение многих органов (селезенки, надпочечников, щитовидной железы, лимфатических узлов и пр.) для большинства обывателей вообще является загадкой.

Приведем пример весьма своеобразного представления пациента о работе внутренних органов.

Мужчина 46 лет, инженер-физик, женат, имеет взрослую дочь. Около 5 лет назад увлекся системой оздоровления по Порфирию Иванову. В соответствии с этой системой регулярно обливался ледяной водой, бегал трусцой, иногда голодал по 2-3 дня. В последние 2 мес в связи с ухудшением самочувствия и появлением болей и чувства пульсации в голове решил повысить физическую нагрузку, совершал упражнения с гирями. Поскольку это не помогло, начал читать медицинскую литературу и обнаружил у себя нефрит. Обосновывал свою точку зрения тем, что в книге говорилось, что нефрит возникает от переохлаждения и физической нагрузки. Другим доказательством наличия нефрита считал то, что у него «нарушена система выделения»: например, после еды пища долго задерживается в желудке, часто наблюдается запор. После разговора с врачом осознал свою ошибку и убедился, что у него «вегетососудистая дистония». Понял это потому, что прощупал увеличенные узлы под нижней челюстью.

Следует отетить, что каждый человек имеет свое представление о том, какие органы являются более важными, а какие играют второстепенную роль. Часто это связано с профессией человека (так, пианист бережет свои руки, балерина — ноги, артист — лицо и горло, а летчик знает, что болезни сердца и глаз лишат его возможности летать). Иногда важнейшими считаются органы, которые были поражены у умерших близких. Больному алкоголизмом всегда интересно, что происходит с его печенью. Люди проявляют особое внимание к работе органов, которые они считают более важными, часто бывают напуганы даже несущественными отклонениями в работе этих органов, ищут помощи у врачей, остаются глухи к разубеждению и словам поддержки.

(Тюльпин Ю.Г. (2004) стр. 177)

Факторы:

1. характер самой болезни (острота, требуемая помощь и т.д.);

2. его острота и темп развития;

3. преморбидная личность (возраст, степень общей чувствительности, темперамент, характер и шкала ценностей, медицинская сознательность);

4. социальное положение больного.

Болезнь как патологический процесс в организме двояким образом участвует в построении внутренней картины болезни:

· Телесные ощущения местного и общего характера приводят к возникновению сенсорного уровня отражения картины заболевания. Степень участия биологического фактора в становлении внутренней картины болезни определяется тяжестью клинических проявлений, астенией и болевыми ощущениями.

· Болезнь создает трудную для больного жизненно-психологическую ситуацию. Эта ситуация включает в себя множество разнородных моментов: процедуры и прием лекарств, общение с врачами, перестройка отношений с близкими и коллегами по работе.

Эти и некоторые другие моменты налагают отпечаток на собственную оценку болезни и формируют окончательное отношение к своему заболеванию.

В механизмах взаимоотношений психики и сомы большую роль играют так называемые механизмы «замкнутого круга». Нарушения, первоначально возникающие в сомати­ческой (равно и в психической) сфере, вызывают реакции в психике (соме), а последние являются причиной дальнейших соматических (психических) нарушений. Так по «замкнутому кругу» развертывается целостная картина болезни. Особенно велика роль «замкнутого круга» в патогенезе психосоматических болезней и маскированной депрессии.

В научной литературе для описания субъективной стороны заболевания используется большое количество терминов, которые были введены различными авторами, но часто употребляются весьма сходным образом.

Аутопластическая картина болезни (Гольдшейдер А., 1929) — создается самим больным на основе совокупности его ощущений, представлений и переживаний, связанных с его физическим состоянием («сенситивный» уровень болезни базируется на ощущениях, а «интеллектуальный» уровень болезни является результатом размышлений больного о своем физическом состоянии).

Внутренняя картина болезни — в понимании известного терапевта Лурия Р.А. (1944-1977) не соответствует обычному пониманию субъективных жалоб больного; структура ее в отношении как сенситивной, так и интеллектуальной части аутопластической картины болезни, по Гольдштейну, находятся в очень большой зависимости от личности больного, его общего культурного уровня, социальной среды и воспитания.

Переживание болезни (Шевалев Е.А., Ковалев В.В., 1972) — общий чувственный и эмоциональный тон, на котором проявляются ощущения, представления, психогенные реакции и другие психические образования, связанные с болезнью. «Переживание болезни» тесно связано с понятием «сознание болезни», хотя и не идентично ему.

Отношение к болезни (Рохлин Л.Л., 1957, Скворцов К.А., 1958) — вытекает из понятия «сознание болезни», что и формирует соответствующее реагирование на болезнь. Отношение к болезни складывается из восприятия больным своей болезни, ее оценки, связанных с ней переживаний и вытекающих из Такого отношения намерений и действий.

Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 2622 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник