Возраст и болезни и их реакция

Возраст и болезни и их реакция thumbnail

В
разные возрастные периоды люди по-разному
реагируют на одни и те же воздействия.
Каждому возрасту свойственны свои
особенности и склонность к развитию
определенных заболеваний. В
онтогенезе человека
(как
и других млекопитающих) выделяют
два этапа: пренатальный
и
постнатальный.
Постнатальный этап
развития,
в свою очередь, делится
на три периода:
1)
период
роста,
когда
формируются характерные для представителей
данного вида морфологические и
функциональные системы; 2) период
зрелости,
который
характеризуется завершившимся
формированием морфологических и
функциональных систем; 3) период
старости,
при
котором происходит постепенное ослабление
всех физиологических функций и затухание
жизненного процесса.

5.3.1. Возраст и болезни

Ранний
детский возраст характеризуется
пониженной реактивностью и резистентностью
(см. главу 6), что обусловлено незаконченным
развитием нервной, эндокринной и иммунной
систем, незрелостью ферментных систем,
несовершенством внешних и внутренних
барьеров.

У
новорожденного развитие корковых
центров еще не закончено, возбудимость
клеток коры низкая; регуляция метаболизма
и функций организма осуществляется в
основном подкорковыми центрами. Имеются
слабость процессов внутреннего торможения
и недостаточная способность к
дифференцировке поступающих в ЦНС
сигналов. Поэтому на воздействие
различных безусловных раздражителей
ребенок отвечает генерализованной
реакцией. Болевая чувствительность у
детей первого года жизни выражена слабо,
что может затруднить своевременную
постановку правильного диагноза при
заболеваниях внутренних органов.

Дети
первого года жизни, особенно новорожденные,
характеризуются недостаточным проявлением
защитно-приспособительных и компенсаторных
реакций. Из-за незаконченного формирования
механизмов теплорегуляции у детей
раннего возраста легко возникают
состояния перегревания и переохлаждения.
Недостаточность аппарата регуляции
водно-солевого обмена является причиной

частого
развития состояний гипергидратации
или обезвоживания (эксикоза) при
нарушениях пищеварения, при
гипервентиляционном синдроме и других
заболеваниях.

Новорожденные
тяжелее, чем взрослые, переносят
кровопотерю. Вместе с тем дети первого
года жизни проявляют большую устойчивость
к гипоксии и не реагируют на нее учащением
дыхания и пульса. Полностью эти реакции
формируются к 6-7-му годам жизни.

Особенностью
течения инфекционных заболеваний у
детей является их недостаточная
способность реагировать специфическими
изменениями на действие возбудителя и
как следствие этого имеют место стертость
и искажение некоторых характерных
симптомов, что может создать трудности
для диагностики. Характерна также
склонность к генерализованным реакциям
и развитию осложнений, что связано с
недостаточным проявлением защитных
механизмов (незавершенность фагоцитоза,
пониженное обезвреживание микробных
токсинов, слабое развитие тканевых
барьеров). Регионарные лимфатические
узлы у ребенка начинают функционировать
как тканевой барьер только после третьего
месяца жизни. До этого срока микробы
свободно проникают во внутреннюю среду
организма. Вместе с тем в этом периоде
жизни понижена чувствительность к
возбудителям ряда инфекций (скарлатина,
дифтерия, корь, краснуха, брюшной тиф)
в связи с наличием пассивного иммунитета,
обусловленного поступлением антител
из организма матери через плаценту и с
молоком при грудном вскармливании.
Большую опасность для детей раннего
возраста представляет гнойная инфекция,
в особенности стафилококковая, а также
вирусные инфекции, которые являются
одной из частых причин заболевания
пневмонией у детей.

Уровень
иммуноглобулинов в крови новорожденного
соответствует таковому у матери. Спустя
0,5-1 год после рождения восприимчивость
к инфекционным заболеваниям повышается
вследствие исчезновения из крови ребенка
материнских антител. В то же время
появляется способность к образованию
собственных антител и к развитию
аллергических реакций, которые в период
новорожденности не выражены. Но в целом
объем антителообразования в течение
первого года жизни недостаточный.

Одним
из частых заболеваний у детей раннего
возраста является пневмония. Ее развитию
способствует недостаточное расправление
легких при вдохе вследствие слабой
экскурсии грудной

клетки,
ригидности стромы легких, частого
образования ателектазов (т.е. спадения
альвеол). Пневмония в большинстве случаев
является интерстициальной и имеет
генерализованный характер. Развитие
пневмонии у новорожденных не сопровождается
появлением выраженной одышки, что
объясняется слабой возбудимостью
дыхательного центра. Слабо выражен
кашлевой рефлекс. К концу первого года
жизни основные функции ребенка еще не
устойчивы. Отсутствуют способность к
ограничению патологического процесса,
например воспаления, в пределах первично
пораженного участка ткани, сохраняется
склонность к диффузным реакциям и
развитию сепсиса. Центральная нервная
система ребенка легко истощаема.

В
возрасте от одного года до 6-7 лет у детей
постепенно совершенствуются все функции
организма, ослабляется склонность к
генерализованным реакциям при действии
патогенных факторов, учащается
заболеваемость детскими инфекциями,
усиливаются проявления аллергии.

В
период полового созревания (пубертатный
период) может наблюдаться чрезмерная
неустойчивость вегетативной нервной
системы, психики и поведения. Возможны
нарушения функции сердечно-сосудистой
(ювенильная гипертония, акроцианоз)
системы. В этом возрасте отмечается
также повышенная частота развития
туберкулеза и сахарного диабета. Может
отклоняться от нормы процесс полового
развития — он может быть ускорен или,
напротив, замедлен.

По
мере роста организма происходит развитие
и совершенствование тканевых барьеров
и иммунной системы, совершенствуется
нервно-эндокринная регуляция. Поэтому
у людей зрелого возраста реактивность
и резистентность наиболее выражены.
Отчетливо проявляются характерные
особенности того или другого заболевания
и различных патологических процессов.
То же можно сказать в отношении развития
защитно-приспособительных и компенсаторных
реакций, что способствует благоприятному
исходу болезни.

Читайте также:  История болезни по лор болезням тонзиллит

При
продвижении от зрелого к пожилому и
старческому возрасту снова происходит
снижение реактивности и резистентности
организма. У стариков уменьшается
способность адаптироваться к воздействию
изменяющихся физиологических и патогенных
факторов внешней среды вследствие
снижения метаболизма и функциональных
резервов различных органов. Происходит
угнетение

иммунологической
реактивности. Снижается противоинфекционный
иммунитет. Особенно часто наблюдается
развитие заболеваний, вызываемых
вирусами, гноеродными микроорганизмами,
что связано не только с недостаточным
образованием антител, но и с ослаблением
активности фагоцитов и повышением
проницаемости тканевых барьеров.
Снижается противоопухолевая резистентность.
Частому развитию злокачественных
опухолей в пожилом и старческом возрасте
способствуют не только ослабление
иммунного надзора, но и накопление с
возрастом соматических мутаций, с
которыми связывают опухолевую
трансформацию клеток. Возрастает частота
сердечно-сосудистой патологии вследствие
развития атеросклероза и разбалансированности
в системе регуляции сосудистого тонуса.
Повышается заболеваемость сахарным
диабетом (диабет пожилых), деменцией;
учащаются переломы костей в связи с
развитием остеопороза.

Многие
заболевания в этом возрасте имеют
хроническое течение и нередко
характеризуются недостаточно четкими
проявлениями вследствие пониженной
реактивности.

Таким
образом, возрастная реактивность имеет
существенное значение и должна обязательно
учитываться при проведении профилактики,
постановке диагноза и лечении пациентов
любого возраста.

Соседние файлы в предмете Патологическая физиология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Возраст и болезни и их реакция

ТОП 10:

В детском возрасте наиболее четко выражены зависимость отношения к болезни и к пребыванию в больнице, с одной стороны, от индивидуального опыта ребенка и условий, в которых он воспитывается, а с другой — от этапа развития психики и степени зрелости его личностных особенностей.

У детей младшего возраста вследствие того, что самосознание полностью не сформировалось, нет дифференцированного отношения к болезни. В связи с тем, что еще не определилось «чувство болезни», жалобы ребенка, как правило, скудны. Помимо жалоб на боль, о заболевании может свидетельствовать его изменившееся поведение. Ребенок становится капризным, начинает ныть, не давая покоя матери, отказывается от еды и т.п. Может изменяться активность: он вял, перестает играть, все время стремится прилечь. Невротические и другие психогенные реакции на саму болезнь у детей дошкольного и младшего школьного возраста встречаются редко. Гораздо более выраженные реакции дети дают на обстоятельства и манипуляции, связанные с болезнью.

Наиболее травмирующим моментом для многих детей, особенно не посещавших ранее детских дошкольных учреждений, является госпитализация, воспринимаемая ими гораздо драматичнее по сравнению со взрослыми. Если взрослый человек, понимая ценность здоровья, согласен терпеть временные неудобства и неприятные манипуляции, то для ребенка госпитализация — это отрыв от родных, привычной обстановки и перспектива болезненных процедур.

Маленький ребенок живет минутой, он только в настоящем, прошлое и будущее для него не имеет конкретного значения. Для него важно отсутствие матери в данный момент и не имеет значения обещание, что мама придет. Сознательная реакция на присутствие матери у здорового ребенка выявляется уже к концу первого года жизни, и с этого времени можно наблюдать психогенные реакции на «отрыв» от матери. Педиатры отмечают, что дети, которые воспитываются в детских коллективах (ясли-сад), быстрее адаптируются

к изменениям обстановки и лучше переносят болезненные и неприятные манипуляции.

При помещении в больницу без предварительной подготовки по экстренным показаниям у ребенка может возникнуть патологическая реакция протеста. Ребенок кричит, плачет, не отпускает мать, отказывается вступать в контакт с окружающими. Реакция протеста может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней. У некоторых детей явления протеста затем достаточно быстро редуцируются, и у них складываются хорошие отношения с врачом, обслуживающим персоналом и другими больными детьми.

У других пациентов могут возникнуть невротические расстройства, включающие также аффективные проявления. В основе их развития лежат механизмы фрустрации (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание). Негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения потребности быть рядом с матерью, проявляется эмоциональным дискомфортом ребенка, его беспокойством, а иногда — отчаянием. В этом состоянии ребенок становится плаксивым, плохо ест, не вступает в контакт с окружающими, при посещениях родных у него наблюдается бурная реакция отчаяния с требованием забрать его домой. Другие дети, напротив, становятся тихими, пассивными, ни на что не жалуются, при общении с родителями также тихо и монотонно плачут.

Читайте также:  Болезни огурцов и народные методы лечения

Невротические состояния и депрессивные расстройства, возникающие у детей младшего возраста как реакция на госпитализацию, проявляются преимущественно вегетативно-соматическими нарушениями. Среди наиболее часто встречающихся можно отметить расстройства дефекации, энурез, рвоту, повышение температуры, обмороки. Как проявления депрессии у детей Г.К.Ушаков выделял ночные страхи, двигательное беспокойство, анорексию, нервный зуд, дисфории. Подобные расстройства могут усложнять диагностику и лечение основного заболевания, для их верификации иногда требуется квалифицированная консультация детского психиатра.

Реакции детей на госпитализацию зависят от доминирующих черт характера ребенка и особенностей его воспитания в семье. Наиболее тяжелые реакции наблюдаются у детей, которых родители часто наказывают, бьют, пугают врачом и уколами. Такие дети помещение в стационар и проводимое лечение воспринимают как наказание. Своеобразное наблюдение было сделано педиатрами: дети значительно легче переносят уколы в руку, чем в ягодицы, поскольку последние воскрешают у них горькие впечатления, связанные с побоями, наказаниями (цит. по И.Харди, 1988).

Если родители всегда проявляли повышенное беспокойство о здоровье ребенка, со страхом говорили о больнице, то госпитализация такого ребенка всегда вызывает у него чувство страха, особенно если это ребенок дошкольного возраста. Для ослабления беспокойства и рассеивания страхов необходимо больше внимания

уделять разговорам с ребенком, выяснению характера страхов. По мнению И.Харди, для борьбы со страхами весьма полезно просто, обычными словами назвать то, что их вызывает. Смутное беспокойство и страхи, вырванные из тумана неизвестности, уже не так страшны, если ребенок поймет, чего же он боится.

Часто ребенок, воспитываемый как «кумир семьи» или в условиях «культа болезни», в больнице оказывается совершенно беспомощным, так как не имеет навыков самообслуживания и может подвергаться насмешкам товарищей по палате. Дети же, воспитываемые в условиях гиперопеки, особенно дети младшего школьного возраста, могут проявлять повышенный интерес к состоянию своего здоровья, испытывать в связи с этим беспокойство или, напротив, скрывать болезненные проявления во избежание запретов, которые на них обычно налагались в домашних условиях при любом недомогании.

Врачи педиатры также должны помнить, что у них могут находиться на лечении дети с расстройствами интеллекта или другими видами психопатологии. Иногда реакции таких детей бывают настолько необычны, что дают основание врачу общесоматического профиля предполагать у них патологию психической деятельности (олигофрению, психопатоподобное поведение как результат органических заболеваний головного мозга, шизофрении).

Помимо детей с явной психопатологией могут наблюдаться дети с явлениями так называемого дизонтогенеза, реакции которых тоже не всегда понятны окружающим, и подход к ним должен быть особым. У детей с явлениями дизонтогенеза в результате патологии психического развития наблюдается дисгармония в развитии физических и психических функций с некоторым опережением психического развития. У них может наблюдаться изменение психической активности, нарушение коммуникативности (интерперсональных отношений) и координации психической деятельности. Порой наблюдается чрезмерная привязанность к одному из родственников, чаще к матери или бабушке. Дети не отпускают их ни на шаг, ходят за ними по пятам, короткие отлучки вызывают бурную реакцию, сопровождающуюся плачем. Помещение таких детей в детские учреждения или в больницу всегда заканчивается неудачей. В данных случаях необходима консультация психиатра.

В других случаях отмечается холодное, ровное отношение ко всем взрослым; ребенок спокойно, без слез и эмоциональной реакции, идет к близким и незнакомым людям, формально подчиняется режиму, но не вступает в контакт с окружающими.

Эти особенности развития ребенка могут не обращать на себя внимания родителей и не оцениваться ими как патология. Помещение ребенка в общесоматическую больницу обычно выявляет указанные особенности поведения. Врач должен уметь объяснить родителям, что такое поведение не является результатом чрезмерной любви к матери или дисциплинированности ребенка, а служит

проявлением особенностей его психики, затрудняющим адаптацию. Иногда, в случае серьезных затруднений в работе с такими детьми, врач в ненавязчивой форме может рекомендовать родителям консультацию у специалистов — детского психиатра или психолога.



Источник

Анонимный вопрос  ·  20 мая 2018

6,0 K

Эксперт проекта Genetics-info, врач-генетик.
Genetics-info: портал, где…  ·  genetics-info.ru/

Зачастую под термином «врожденные заболевания» подразумеваются врожденные пороки развития ВПР. Пороки представляют собой отклонения от нормального строения организма. Пороки могут в ряде случаев быть обусловлены повреждениями генетического аппарата, но нередко причиной возникновения ВПР являются факторы внешней среды: инфекции, физические или химические агенты, патологические процессы во время беременности, например амниотические перетяжки. Одним из примеров врожденного порока развития является расщелина губы и неба, в народе именуемся «заячья губа». Врожденные пороки развития видны сразуже после рождения. В случае возникновения ВПР из-за внешних факторов, они не передадутся по наследству и могут быть скорректированы хирургически.

Читайте также:  Пропедевтика внутренних болезней гастроэнтерология ивашкин скачать

Как следует из названия, наследственные заболевания могут передаваться по наследству. При этом ребенку передается мутация от родителей (не всегда от больных, может, даже и от здоровых, если заболевание аутосомно-рецессивное), или же в геноме будущего ребенка может возникнуть спорадическая, то есть случайная, мутация.

Понятия наследственные заболевания и врожденные пороки развития могут пересекаться, однако они не тождественны.

Тезисно разницу между ними можно показать так:

ВПР

  1. Причина не всегда генетическая.

  2. Если не затронут генетический аппарат, то не передается по наследству.

  3. Проявляется до родов (УЗИ) или сразу после родов.

  4. Заметно внешне

  5. Хирургическая коррекция может полностью убрать все проявления.

Наследственные заболевания

  1. Причина повреждения в геноме

  2. Могут передаваться по наследству

  3. Могут проявиться практически сразу (синдром Патау) или спустя десятки лет (гемохроматоз)

  4. Могут как проявляться внешне, так и быть незаметными для окружающих

  5. Хирургическая коррекция будет лишь вспомогательной. На данный момент ученые проводят исследования с генной терапией и редактированием генома, для лечения таких заболеваний.

Больше о наследственных заболеваниях и их лечении читайте на сайте www.genetics-info.ru

Как наследуется эпилепсия у людей? Многие врачи разделились во мнении?

Эпилепсия может быть как наследственной, так и приобретенной, например, после черепномозговой травмы.

Генетическая природа эпилепсии весьма неоднородна, сейчас описано более 50 генов, мутации в которых могут быть связаны с эпилепсией. 

Для эпилепсии характерны все возможные способы наследования:

  • аутосомно-доминатный,
  • аутосомно- рецессивный, 
  • X-хромосомный, 
  • митохондриальный 
  • сложное наследование.
    Аутосомно-рецессивное наследование является частым типом наследования при эпилепсии с ранним возрастом начала и прогрессивным течением. Рецессивный аллель, который приводит к ранней инвалидности или смерти в гомозиготном состоянии может передаваться ребенку родителями, которые являются здоровыми носителями мутации.

Моногенные эпилепсии неясной этиологии с доброкачественным течением обычно имеют аутосомно-доминантное наследование.

Наиболее частой генетической причиной генерализованной эпилепсии является изменение гена SCN1A, который кодирует натриевые ионные каналы в клетках. 

Источник: https://www.nature.com/nrn/journal/v5/n5/full/nrn1388.html?foxtrotcallback=true

Есть ли физиологические различия между античными и современными людьми?

Есть кое-какие изменения в росте например — за последние 200 лет мужчины выросли приблизительно на 10 см, а женщины — на 9,1-9,4 см. Это явление наблюдается практически во всех развитых странах. Увеличение роста связывается с индустриализацией, улучшением условий жизни, качественным питанием (увеличением количества сахара и протеинов), лучшим медицинским уходом (благодаря прививкам дети реже переносят заболевания, задерживающие рост), гигиеной и санитарии (благодаря которым уменьшается заболеваемость), а также снижением количества людей, выполняющих тяжелую физическую работу в детские годы.

Но строение органов, скелета, мозга — все такое же, в этом плане мы такие же, как наши далекие (или не такие далёкие, это смотря с какой точки зрения посмотреть) предки. Ваше сердце и сердце античного человека ничем не будет отличаться (разве что размерами)

Является ли здоровье зубов наследственным?

Во многом, да. В правильном развитии зубов задействованы многие виды молекул: факторы роста, факторы дифференциации стволовых клеток, молекулы коллагена, белки дентинового матрикса многие другие. Практически в каждом из этих белков могут быть мутации, что сказывается на нормальном развитии зубов.

У человека мутации в генах PITX2, SHH, MSX1 и PAX9 приводят к развитию синдрома Ригера, который проявляется прорезыванием единственного центрального резца верхней челюсти, вместо привычных двух «передних» зубов). Различные врожденные пороки развития зубов встречаются при хромосомных синдромах, моногенных наследственных заболеваниях и при врожденной патологии многофакторного происхождения. Предрасположенность к кариозному поражению зубов так же зашифрована в наших генах, но бОльшее значение здесь имеет, конечно же, гигиена.

Насколько обоснованы утверждения о генетическом вырождении человечества из-за того,что медицина вынашивает всех подряд,а потом эти люди передают дефектные гены?

В вашем вопросе есть доля истины, но все не так плохо. Вынашивать детей способны далеко не все, а только здоровые женщины (реже, больные, но компенсированные). В свою очередь эмбрион достигает срока 40-42 недель в живом состоянии, только если у него нет грубых хромосомных перестроек. Да, есть редкие страшные генетические заболевания, но обычно люди, которые ими болеют, очень редко продолжают род по состоянию здоровья. Чаще бывает, что живут себе здоровые люди и у них рождается тяжело больной ребенок. Это особенности рецессивного типа наследования (википедия поможет). И здесь важно отсутствие близкородственных связей, как например в некоторых южных и восточных странах. В принципе генетический груз остается примерно постоянным, и нет тенденции к картине постапокалипсиса. Выживает ведь по прежнему более приспособленный.

Прочитать ещё 2 ответа

Источник