Второй круг жизненных испытаний болезнь и смерть базарова конспект

<< Содержание

Болезнь и смерть Базарова. Тургенев еще раз проведет героя по тому же кругу,
по которому он совершил один раз свой жизненный путь. Но теперь ни в Марьине,
ни в Никольском мы не узнаем прежнего Базарова: затухают его блистательные
споры, догорает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по своей поэтической
силе сцене смерти Евгения Базарова, в последний раз вспыхнет ярким пламенем,
чтобы угаснуть навек, его тревожная, но любящая жизнь душа.

Второй круг жизненных странствий Базарова сопровождают последние разрывы:
с семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Аркадием и Катей, с Одинцовой и, наконец,
роковой для Базарова разрыв с мужиком. Вспомним сцену свидания Базарова с
Тимофеичем. С радостной улыбкой, с лучистыми морщинами, сердобольный, не умеющий
лгать и притворяться, Тимофеич олицетворяет ту поэтическую сторону народной
жизни, от которой Базаров презрительно отворачивается. В облике Тимофеича
«сквозит и тайно светит что-то вековое, христианское: «крошечные слезинки
в съеженных глазах» как символ народной судьбы, народного долготерпения, сострадания.
Певуча и одухотворенно-поэтична народная речь Тимофеича — упрек жестковатому
Базарову: «Ах, Евгений Васильевич, как не ждать-то-с! Верите ли Богу, сердце
изныло на родителей на ваших глядючи». Старый Тимофеич тоже ведь один из тех
«отцов», к культуре которых молодая демократия отнеслась не очень почтительно.
«Ну, не ври»,- грубо перебивает его Базаров. «Ну, хорошо, хорошо! не расписывай»,-
обрывает он душевные признания Тимофеича. А в ответ слышит укоризненный вздох.
Словно побитый, покидает несчастный старик Никольское.

Дорого обходится Базарову это подчеркнутое пренебрежение поэтической сущностью
жизни народной, глубиной и (*123) серьезностью крестьянской жизни вообще.
В подтрунивании над мужиком к концу романа появляется умышленное, наигранное
равнодушие, снисходительную иронию сменяет шутовство: «Ну, излагай мне свои
воззрения на жизнь, братец, ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России,
от вас начнется новая эпоха в истории…» Герой и не подозревает, что в глазах
мужика он является сейчас не только барином, но и чем-то вроде «шута горохового».
Неотвратимый удар судьбы читается в финальном эпизоде романа: есть, бесспорно,
что-то символическое и роковое в том, что смелый «анатом» и «физиолог» губит
себя при вскрытии трупа мужика. Есть и психологическое объяснение неверному
жесту Базарова-медика. В финале романа перед нами смятенный, потерявший самообладание
человек. «Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка
его, твердая и стремительно смелая, изменилась».

Суть трагического конфликта романа удивительно точно сформулировал сотрудник
журнала Достоевского «Время» Н. Н. Страхов: «Глядя на картину романа спокойнее
и в некотором отдалении, мы легко заметим, что, хотя Базаров головою выше
всех других лиц, хотя он величественно проходит по сцене, торжествующий, поклоняемый,
уважаемый, любимый и оплакиваемый, есть, однако же, что-то, что в целом стоит
выше Базарова. Что же это такое? Всматриваясь внимательнее, мы найдем, что
это высшее — не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их воодушевляет.
Выше Базарова — тот страх, та любовь, те слезы, которые он внушает. Выше Базарова
— та сцена, по которой он проходит. Обаяние природы, прелесть искусства, женская
любовь, любовь семейная, любовь родительская, даже религия, все это
— живое, полное, могущественное,- составляет фон, на котором рисуется Базаров…
Чем дальше мы идем в романе… тем мрачнее и напряженнее становится фигура
Базарова, но вместе с тем все ярче и ярче фон картины».

Но перед лицом смерти слабыми оказались опоры, поддерживающие некогда базаровскую
самоуверенность: медицина и естественные науки, обнаружив свое бессилие, отступили,
оставив Базарова наедине с самим собой. И тут пришли на помощь к герою силы,
когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их герой мобилизует
на борьбу со смертью, и они восстанавливают цельность и стойкость его духа
в последнем испытании. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность
скрывать свой «романтизм», и вот душа героя освобождается от плотин, бурлит
и пенится, как полноводная река. Базаров (*124) умирает удивительно, как умирали
у Тургенева русские люди в «Записках охотника». Он думает не о себе, а о своих
родителях, готовя их к ужасному концу. Почти по-пушкински прощается герой
с возлюбленной и говорит языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть
она погаснет». Любовь к женщине, любовь сыновняя к отцу и матери сливаются
в сознании умирающего Базарова с любовью к родине, к таинственной России,
оставшейся не до конца разгаданной для Базарова: «Тут есть лес».

С уходом Базарова поэтическое напряжение романа спадает, «полуденный зной»
сменяет «белая зима» «с жестокой тишиной безоблачных морозов». Жизнь входит
в будничное русло, вершатся две свадьбы в доме Кирсановых, выходит замуж «не
по любви, а по убеждению» Анна Сергеев Одинцова. Но отблеск трагической смерти
Базарова лежит на последних страницах. Со смертью его осиротела жизнь: и счастье
вполсчастья и радость вполрадости. Осиротел и Павел Петрович, ему не с кем
спорить и нечем жить: «Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь
в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы,
потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься».

Читайте также:  Болезнь орхидей липкий налет на листьях

Так нарастает, ширится в эпилоге романа скорбная тема сиротства, в бледных
улыбках жизни чувствуются еще не выплаканные слезы. Усиливаясь, напряжение
достигает кульминации и разрешается строками финального реквиема удивительной
красоты и духовной мощи. В его строках продолжается полемика с отрицаниями
любви и поэзии, с вульгарно-материалистическими взглядами на сущность жизни
и смерти, с теми крайностями базаровских воззрений, которые он искупил своей
трагической судьбой. Ведь, с точки зрения Базарова-натуралиста, смерть — дело
естественное и простое: всего лишь разложение одних форм вещества и переход
его в другие формы, а потому и отрицать смерть, по-видимому, бессмысленно.
Однако логика натуралиста оказывается малоуспокоительной — иначе зачем же
Базаров призывает к себе любовь и зачем говорит языком поэта? «Может ли возмущать
нас процесс превращения трупов наших в великолепную растительность полей,
а полевых цветов в орган мышления? — задавал вопрос один из учителей Базарова
Я. Молешотт и отвечал так: — Кто понимает эту взаимную зависимость всего существующего,
тому она не может быть неприятной».

Тургенев спорит с таким воззрением на жизнь человека, которое сродни «великому
спокойствию равнодушной при-(*125)роды». Поэтическое, любящее существо — человек
не может смириться с бездумным отношением к гибели неповторимой и не заменимой
никем человеческой личности. И цветы на могиле Базарова призывают нас к «вечному
примирению и к жизни бесконечной», к вере во всесилие святой, преданной любви.

Искупая смертью односторонность своей жизненной программы, Базаров оставляет
миру позитивное, творческое, исторически ценное как в самих его отрицаниях,
так и в том, что скрывалось за ними. Не потому ли в конце романа воскрешается
тема народной, крестьянской России, перекликающаяся с началом. Сходство двух
этих картин очевидно, хотя и различие тоже: среди российского запустения,
среди расшатанных крестов и разоренных могил появляется одна, «которую не
топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре». Герой усыновлен
народной Россией, которая помнит о нем. Две великие любви освящают могилу
Базарова — родительская и народная…

Итог тургеневского романа не похож на традиционную развязку, где злые наказываются,
а добродетельные вознаграждаются. Применительно к «Отцам и детям» отпадает
вопрос о том, на чьей стороне безусловные симпатии или столь же безусловные
антипатии писателя: здесь изображается трагическое состояние мира, по отношению
к которому всякие однозначно-категорические вопросы теряют смысл.

<< Содержание

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» п.г.т. Уренгой Пуровского района ЯНАО

Гречишникова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

Кто учит людей умирать, то учит их жить.

урок литературы в 10 классе (общеобразовательный уровень)

Всего и надо, что вчитаться, — боже мой,

Всего и дела, что помедлить над строкою –

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

А задержаться, прочитать и перечесть.

                                        Юрий Левитанский

Цель урока: раскрыть силу духа главного героя романа «Отцы и дети», его внутренний мир, проанализировав эпизод «Базаров перед лицом смерти».

Задачи:

  1. Обучающие:
  1. Систематизация изученного материала.
  1. Развивающие:
  1. Развитие навыков анализа эпизода художественного произведения.
  2. Систематизация знаний по теории литературы.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитание любви к родному слову.
  2. Воспитание грамотного, вдумчивого, внимательного читателя.

Оборудование: текст романа, видеофрагмент из фильма «Отцы и дети» (экранизация романа И.С. Тургенева. Режиссер В.Никифоров. Киностудия «Беларусьфильм», 1984 г.).

Ход урока

1. Оргмомент. Запись даты и рабочей (предварительной) темы урока. В конце урока тему сформулируют сами учащиеся на основе выводов.

2. Актуализация знаний. Составление интеллект-карты «Евгений Васильевич Базаров».

Учитель: Каким запомнили вы главного героя тургеневского романа? (Учащиеся называют характеристики главного героя и записывают их в тетрадях).

Образованный

Свято верит в нигилизм

Твердых убеждений

Внутренний стержень

Кремень

Убедителен в споре

Неоспоримые, неопровержимые аргументы

Брутальный

Небрежность в одежде

Материальная сторона его не беспокоит

Стремится быть ближе к народу

«Шут гороховый»

«Волосатый»

Красная рука

Сам себя воспитал

«Чудесный малый, такой простой»

Загадочный и т.д.

Учитель: Каков же Он, Базаров? С одной стороны, твердый и непримиримый, отрицающий все и вся нигилист. С другой стороны, — «рассыропившийся» романтик, борющийся с нахлынувшим на него сильным чувством – любовью. Какие качества характера Базарова проявляются в сценах с Одинцовой?

Базаров в любви – способен на компромисс, страдает, душевно прекрасен, признает свое поражение.

Индивидуализм Базарова – исключительность – романтизм

Учитель: Как изменилось мнение читателя  о Базарове?

Ученики: Он изменился. Признал в себе романтика. Его мучают сомнения. Базаров пытается сопротивляться, сохранить верность своему нигилизму. Читателю становится жаль Базарова, потому что любовь приносит ему страдания и душевную боль. Его чувства и поведение вызывают уважение.

3. Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Учитель: Каким предстает Базаров перед смертью?

Предваряя чтение эпизода, следует сказать учащимся об отношении самого Тургенева к смерти (кратко), а также обратить внимание на высказывания известных людей об этой сцене в романе «Отцы и дети».

А.П. Чехов: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано».

Читайте также:  Что может быть за болезнь в ротовой полости

Д.И. Писарев: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».

Учитель: Что объединяет эти высказывания?

Ученики: Роман «Отцы и дети» написан очень талантливо и сильно. В смерти Базарова не слабость, а его величие.

Перечитайте сцену встречи умирающего Базарова и Одинцовой (Спасибо, — усиленно заговорил он… гл.27)

Учитель: Какие средства выразительности использовал Тургенев для описания Базарова в сцене смерти?

Составляем таблицу.

Средства выразительности

Примеры

Их роль в тексте

Эпитеты

Распростертое бессильное тело

Физическая слабость Базарова, который не привык, чтобы его видели слабым. Судьба вынесла свой приговор. Базаров слаб перед лицом смерти.

Великодушная!

Он любит Анну Сергеевну искренне, по-настоящему.

Эпитеты, градация.

Молодая, свежая, чистая…

Она – жизнь. Именно Одинцовой он поручает заботу о своих родителях.

Сравнение

Обломаю дел много… Ведь я гигант!

Сила не только физическая, но прежде всего сила духа.

Метафоры

Старая шутка смерть…

Моя собственная форма разлагается

Старается держаться, не показывать слабость

Метафора

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет

Романтик.

Исповедь закончена. Вот теперь он готов умереть.

Сравнения

Червяк раздавленный

Испытывает неловкость перед любимой женщиной.

Восклицательные знаки

В начале разговора.

Эмоциональность и напряженность момента. Он еще храбрится, старается держаться непринужденно.

В то же время – сожаление о том, что не успел выполнить намеченное.

Многоточия

Особенно в конце монолога.

Не только потому, что базаров умирает и ему трудно говорить. Это его последние слова, поэтому он тщательно выбирает и обдумывает их. Голос больного постепенно слабеет. Момент настоящего физического напряжения.

Фразеологизмы и просторечия

Фьюить! Попал под колесо. Вилять хвостом не стану.

Это прежний Базаров, которого мы видели в начале романа.

Учитель: Согласны ли вы со словами Писарева и Чехова? Что нового в образе Базарова вы для себя открыли?

Ученики: Он искренний, как на исповеди. Открытый и честный. Настоящий. Нет надобности сохранять лицо, отстаивать свою позицию. Смерти все равно. И он боится смерти, которая все отрицает, даже его самого. Чувства смешанные: и жалость, и уважение, и гордость. Базаров в этой сцене – обычный человек, вовсе не гигант несгибаемый, а мягкий, чувствительный, любящий сын (как удивительно говорит он о своих родителях!), любящий человек.

Учитель: Удивительно, но многие писатели предвидят свой уход из жизни. Так в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов очень точно описал свою смерть в сцене дуэли Печорина с Грушницким. Тургенев тоже предвидел свою кончину. Такие прозрения в искусстве не столь редки. Зачитайте несколько цитат.

Князь Мещерский: «Потом речи его стали бессвязны, он по многу раз повторял одно и то же слово с возрастающим усилием, как бы ожидая, что ему помогут досказать мысль и впадая в некоторое раздражение, когда эти усилия оказывались бесплодными, но мы, к сожалению, совсем не могли ему помочь».

В.Верещагин: «Иван Сергеевич лежал на спине, руки вытянуты вдоль туловища, глаза чуть-чуть смотрят, рот страшно открыт, и голова, сильно закинутая назад, немного в левую сторону, с каждым вздохом вскидывается кверху; видно, что больного душит, что ему не хватает воздуха, — признаюсь, я не вытерпел, заплакал».

Иван Тургенев, описывая смерть своего героя, по его признанию, тоже плакал. Между романом и жизнью поразительные совпадения. «Базарову не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

В уста своего героя Тургенев вложил те самые слова, которые сам произнести так и не смог: «А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично». Гигант с этой задачей справился.

4.Выводы. Подведение итогов.

О чем роман? О жизни. И финал его жизнеутверждающий. Сцена смерти Базарова – не развязка, а кульминация романа. Именно в этой сцене мы видим подлинное величие и искреннюю простоту и человечность Базарова. В сцене смерти он настоящий, без напускной небрежности, грубости и брутальности. Еще одна цитата для размышления.

Мишель Монтень: «Если бы я был сочинителем книг, я составил бы сборник с описанием различных смертей, снабдив его комментариями. Кто учит людей умирать, то учит их жить».

Как же сформулировать тему нашего урока? Пожалуй, словами Монтеня: «Кто учит людей умирать, тот учит их жить».

В конце урока просмотр эпизода из экранизации романа И.С. Тургенева (4 серия).

Список литературы

  1. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX  века. 10 класс. Изд.3-е, испр. И доп. Обновленный комплект уроков. М: ВАКО, 2005.
  2. Киреев Р.Т. Великие смерти: Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков. – М.: Глобулус, изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
  3. Конспекты уроков для учителя литературы: 10 класс; Русская литература XIX века: Вторая половина: В 2 ч./ Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.
  4. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн.для учащихся ст.классов сред.шк. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Коммент.: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Тургенев И.С. Избранное: В 2 т. Т.2: Дворянское гнездо: Роман; Отцы и дети: Роман; Повесьти / Сост., коммент. М. Латышева. – М.: ТЕРРА, 1997.
Читайте также:  Первая помощь при приступе язвенной болезни

Источник

Второй круг Базарова

Цель: раскрыть силу духа главного героя романа «Отцы и дети», его внутренний мир, проанализировав эпизод «Базаров перед лицом смерти».

Задачи:

Образовательные: показать мужество, благородство Базарова на примере смерти героя; помочь учащимся осознать нравственную силу Базарова, нравственную высоту.

Развивающие: формировать у учащихся навыки анализа текста.

Воспитательные: воспитывать у учащихся умение переносить испытания достойно и ценить жизнь.

I. Реализация домашнего задания.

Учащиеся представляют составленные дома синквейны «Любовь Базарова».

— А это мой синквейн. Что-то у нас повторяется? (слайд 2)

II.  Слово учителя.

Начиная с 21 главы в романе «Отцы и дети» полностью повторяется цикл странствий Базарова: Марьино, Никольское, деревенька Базаровых. (слайд 3) Дома я просила вас ещё раз проследить этот путь.

— Зачем Тургенев показывает этот второй круг, случайно ли? Тот же это Базаров во втором круге или другой, изменившийся? (сначала показано превосходство над всеми, значимость его характера. Теперь – другой, изменившийся, сама жизнь заставила его признать «романтику»)

III. Беседа.

— Внутреннее изменение Базарова влияет как-то на его отношение к окружающим? Рассмотрите, например, отношения с Кирсановыми. (гл.22,23) (Павел Петрович так же ненавидит Базарова и прибегает к «рыцарскому» способу разрешения конфликта – к дуэли. А Базаров, признавая глупость такого «феодального» способа, всё же не отказывается от него. И хотя он выходит победителем, после дуэли он видит в Павле Петровиче не противника, а старика, в которого он только что стрелял).

— Как изменились отношения Аркадия и Базарова? (Аркадию с Базаровым «Точно было скучно». Базаров занят своими проблемами. Да и раньше-то нигилистические взгляды были не его, не Аркадия, а как бы «с чужого плеча». Вёл себя несвойственным ему образом в угоду нигилизму.)

— Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову автор? Какие они, Кирсановы, скорее положительные, или скорее отрицательные? Как вы их расцениваете? (Это лучшие представители дворянства. «…если сливки плохи, то что же молоко?» )

— Выдерживает ли Базаров испытание любовью? (как нигилист – нет, как человек – да. Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем) (слайд 4)

IV. Анализ 27 главы.

— Итак, перед лицом смерти Базаров остался один (подлинных единомышленников у нигилиста Базарова нет, т.к. позитивной программы у него нет, а значит, нет и будущего).

— И все-таки настолько ли одинок Базаров? (Нет, рядом родители). (слайд 5)

— Прочитайте разговор отца с сыном о близкой смерти.

— Прочтите слова Чехова (слайд 6 )»Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано!”

— Согласны вы с Чеховым? (Да. Не трусит, не пытается обмануть себя, что вообще свойственно людям. Видны сила и мужество героя).

— Остается ли Базаров верен своим принципам? (и да, и нет. Возможна дискуссия)

Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения. Особенно трогательна поэтическая любовь к Одинцовой.

— Давайте перечитаем сцену прощания. (слайд 7)

— Какое художественное средство использует Тургенев в сцене смерти Базарова? (умирающая лампада ; Лампада — свеча – символ жизни; метафора). (слайд 7 )

— Прочитайте слова Д.И.Писарева (слайд 7) «Умереть так, что умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг». Как вы поняли эти слова? (благородно)

— Обратите внимание на имя героя. Евгений – благородный (от греч.)

— Что значит благородный? (1 уч-ся по словарю Ожегова работает: Благородный – 1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый. 2. Исключительный по своему качеству).

— Случайно ли Тургенев дал такое имя своему герою?

V. Итог урока.

Чтение отрывка из романа «Есть небольшое сельское кладбище…” (слайд 8)

О чем говорят цветы на могиле Базарова? («Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»)

Примирил ли нас Базаров? (Смерть дала ему право быть таким, каким он, может быть, был всегда: сомневающимся, слабым, возвышенным, умеющим любить).

— Тургенев писал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостливой сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виновен и не достиг своей цели”.

— А вы можете сказать, стал ли вам близок, дорог Базаров?

Домашнее задание:

1)      Подумать, какие вечные проблемы можно выделить в романе «Отцы и дети»;

Сочинение-рассуждение «Что помогает Базарову мужественно принять смерть?»

Презентация
PPTX / 43.93 Мб
 

Использованные ресурсы:

https://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/314668/

https://russkay-literatura.ru/pesni-literatury/103-avtor-i-ego-geroj.html

Источник