Второй круг жизненных испытаний болезнь и смерть базарова сочинение

Второй круг жизненных испытаний болезнь и смерть базарова сочинение thumbnail

Иван Сергеевич Тургенев — один из замечательнейших писателей XIX века. В 1860 году в России вышел в свет роман «Отцы и дети»-одно из лучших произведений Тургенева. Он подвел в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым — спорам между либералами и демократами. Написание романа «Отцы и дети» совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи Запада. «Отцы» придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.

Евгений Васильевич Базаров — главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Мы представляем его умным, рассудительным, достаточно циничным, но где-то в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком. Евгений все отрицает: нравственные идеалы и ценности, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь “физиологией”.. Для него не существует авторитетов. Он считает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися.

Базаров — нигилист. Он не кривляется, он со всей пылкостью духовно богатой и увлекающейся натуры отстаивает близкие ему взгляды. Его главная цель — “труд на пользу общества”, его главная задача — “жить для великой цели обновления мира”. Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя, считает неприемлемым проявление таких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привязанность, нежность, сочувствие.

Но жизнь вносит в его миропонимание свои коррективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Анной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и “дышит” своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл..

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя.

Смерть Базарова — досадная и глупая случайность. Она стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного. Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской характеристике состояния героя мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение. И в то же время постоянно помним, что перед нами — обыкновенный человек со свойственными ему слабостями.

Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Базаров, ничего не может противопоставить смерти: “Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”. За высказыванием героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.

Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. И тут к герою пришли на помощь силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их Базаров направляет на борьбу со смертью. Отпала надобность скрывать свой «романтизм». Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Базаров становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, — свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это.

Автор сочинения: Вадим

vadim_11@mail..ru

Источник

<< Содержание

Болезнь и смерть Базарова. Тургенев еще раз проведет героя по тому же кругу,
по которому он совершил один раз свой жизненный путь. Но теперь ни в Марьине,
ни в Никольском мы не узнаем прежнего Базарова: затухают его блистательные
споры, догорает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по своей поэтической
силе сцене смерти Евгения Базарова, в последний раз вспыхнет ярким пламенем,
чтобы угаснуть навек, его тревожная, но любящая жизнь душа.

Читайте также:  Какая болезнь когда сухость во рту и жажда

Второй круг жизненных странствий Базарова сопровождают последние разрывы:
с семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Аркадием и Катей, с Одинцовой и, наконец,
роковой для Базарова разрыв с мужиком. Вспомним сцену свидания Базарова с
Тимофеичем. С радостной улыбкой, с лучистыми морщинами, сердобольный, не умеющий
лгать и притворяться, Тимофеич олицетворяет ту поэтическую сторону народной
жизни, от которой Базаров презрительно отворачивается. В облике Тимофеича
«сквозит и тайно светит что-то вековое, христианское: «крошечные слезинки
в съеженных глазах» как символ народной судьбы, народного долготерпения, сострадания.
Певуча и одухотворенно-поэтична народная речь Тимофеича — упрек жестковатому
Базарову: «Ах, Евгений Васильевич, как не ждать-то-с! Верите ли Богу, сердце
изныло на родителей на ваших глядючи». Старый Тимофеич тоже ведь один из тех
«отцов», к культуре которых молодая демократия отнеслась не очень почтительно.
«Ну, не ври»,- грубо перебивает его Базаров. «Ну, хорошо, хорошо! не расписывай»,-
обрывает он душевные признания Тимофеича. А в ответ слышит укоризненный вздох.
Словно побитый, покидает несчастный старик Никольское.

Дорого обходится Базарову это подчеркнутое пренебрежение поэтической сущностью
жизни народной, глубиной и (*123) серьезностью крестьянской жизни вообще.
В подтрунивании над мужиком к концу романа появляется умышленное, наигранное
равнодушие, снисходительную иронию сменяет шутовство: «Ну, излагай мне свои
воззрения на жизнь, братец, ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России,
от вас начнется новая эпоха в истории…» Герой и не подозревает, что в глазах
мужика он является сейчас не только барином, но и чем-то вроде «шута горохового».
Неотвратимый удар судьбы читается в финальном эпизоде романа: есть, бесспорно,
что-то символическое и роковое в том, что смелый «анатом» и «физиолог» губит
себя при вскрытии трупа мужика. Есть и психологическое объяснение неверному
жесту Базарова-медика. В финале романа перед нами смятенный, потерявший самообладание
человек. «Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка
его, твердая и стремительно смелая, изменилась».

Суть трагического конфликта романа удивительно точно сформулировал сотрудник
журнала Достоевского «Время» Н. Н. Страхов: «Глядя на картину романа спокойнее
и в некотором отдалении, мы легко заметим, что, хотя Базаров головою выше
всех других лиц, хотя он величественно проходит по сцене, торжествующий, поклоняемый,
уважаемый, любимый и оплакиваемый, есть, однако же, что-то, что в целом стоит
выше Базарова. Что же это такое? Всматриваясь внимательнее, мы найдем, что
это высшее — не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их воодушевляет.
Выше Базарова — тот страх, та любовь, те слезы, которые он внушает. Выше Базарова
— та сцена, по которой он проходит. Обаяние природы, прелесть искусства, женская
любовь, любовь семейная, любовь родительская, даже религия, все это
— живое, полное, могущественное,- составляет фон, на котором рисуется Базаров…
Чем дальше мы идем в романе… тем мрачнее и напряженнее становится фигура
Базарова, но вместе с тем все ярче и ярче фон картины».

Но перед лицом смерти слабыми оказались опоры, поддерживающие некогда базаровскую
самоуверенность: медицина и естественные науки, обнаружив свое бессилие, отступили,
оставив Базарова наедине с самим собой. И тут пришли на помощь к герою силы,
когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их герой мобилизует
на борьбу со смертью, и они восстанавливают цельность и стойкость его духа
в последнем испытании. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность
скрывать свой «романтизм», и вот душа героя освобождается от плотин, бурлит
и пенится, как полноводная река. Базаров (*124) умирает удивительно, как умирали
у Тургенева русские люди в «Записках охотника». Он думает не о себе, а о своих
родителях, готовя их к ужасному концу. Почти по-пушкински прощается герой
с возлюбленной и говорит языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть
она погаснет». Любовь к женщине, любовь сыновняя к отцу и матери сливаются
в сознании умирающего Базарова с любовью к родине, к таинственной России,
оставшейся не до конца разгаданной для Базарова: «Тут есть лес».

С уходом Базарова поэтическое напряжение романа спадает, «полуденный зной»
сменяет «белая зима» «с жестокой тишиной безоблачных морозов». Жизнь входит
в будничное русло, вершатся две свадьбы в доме Кирсановых, выходит замуж «не
по любви, а по убеждению» Анна Сергеев Одинцова. Но отблеск трагической смерти
Базарова лежит на последних страницах. Со смертью его осиротела жизнь: и счастье
вполсчастья и радость вполрадости. Осиротел и Павел Петрович, ему не с кем
спорить и нечем жить: «Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь
в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы,
потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься».

Читайте также:  Огбу усольская станция по борьбе с болезнями животных

Так нарастает, ширится в эпилоге романа скорбная тема сиротства, в бледных
улыбках жизни чувствуются еще не выплаканные слезы. Усиливаясь, напряжение
достигает кульминации и разрешается строками финального реквиема удивительной
красоты и духовной мощи. В его строках продолжается полемика с отрицаниями
любви и поэзии, с вульгарно-материалистическими взглядами на сущность жизни
и смерти, с теми крайностями базаровских воззрений, которые он искупил своей
трагической судьбой. Ведь, с точки зрения Базарова-натуралиста, смерть — дело
естественное и простое: всего лишь разложение одних форм вещества и переход
его в другие формы, а потому и отрицать смерть, по-видимому, бессмысленно.
Однако логика натуралиста оказывается малоуспокоительной — иначе зачем же
Базаров призывает к себе любовь и зачем говорит языком поэта? «Может ли возмущать
нас процесс превращения трупов наших в великолепную растительность полей,
а полевых цветов в орган мышления? — задавал вопрос один из учителей Базарова
Я. Молешотт и отвечал так: — Кто понимает эту взаимную зависимость всего существующего,
тому она не может быть неприятной».

Тургенев спорит с таким воззрением на жизнь человека, которое сродни «великому
спокойствию равнодушной при-(*125)роды». Поэтическое, любящее существо — человек
не может смириться с бездумным отношением к гибели неповторимой и не заменимой
никем человеческой личности. И цветы на могиле Базарова призывают нас к «вечному
примирению и к жизни бесконечной», к вере во всесилие святой, преданной любви.

Искупая смертью односторонность своей жизненной программы, Базаров оставляет
миру позитивное, творческое, исторически ценное как в самих его отрицаниях,
так и в том, что скрывалось за ними. Не потому ли в конце романа воскрешается
тема народной, крестьянской России, перекликающаяся с началом. Сходство двух
этих картин очевидно, хотя и различие тоже: среди российского запустения,
среди расшатанных крестов и разоренных могил появляется одна, «которую не
топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре». Герой усыновлен
народной Россией, которая помнит о нем. Две великие любви освящают могилу
Базарова — родительская и народная…

Итог тургеневского романа не похож на традиционную развязку, где злые наказываются,
а добродетельные вознаграждаются. Применительно к «Отцам и детям» отпадает
вопрос о том, на чьей стороне безусловные симпатии или столь же безусловные
антипатии писателя: здесь изображается трагическое состояние мира, по отношению
к которому всякие однозначно-категорические вопросы теряют смысл.

<< Содержание

Источник

Тургенев еще раз проведет героя по тому лее
кругу, по которому он совершил один раз свой жизненный путь. Но теперь ни в
Марьине, ни в Никольском мы не узнаем прежнего Базарова: затухают его
блистательные споры, до­горает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по
своей поэтической силе сцене смерти Евгения Базарова, в последний раз вспыхнет
ярким пламенем, чтобы угаснуть навек, его тревожная, но любящая жизнь душа.

Второй круг этих странствий сопровождают
последние разрывы Базарова с семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Аркадием и
Катей, с Одинцовой и, наконец, роковой раз­рыв с мужиком. Вспомним сцену
свидания Базарова с Ти­мофеичем. С радостной улыбкой, с лучистыми морщинами,
сердобольный, не умеющий лгать и притворяться, Тимофе­ич олицетворяет ту
поэтическую сторону народной жизни, от которой Базаров презрительно
отворачивается. В обли­ке Тимофеича «сквозит и тайно светит» что-то вековое,
христианское: «крошечные слезинки в съеженных глазах» как символ народной
судьбы, народного долготерпения, сострадания. Певуча и одухотворенно поэтична
народная речь Тимофеича — упрек жестковатому Базарову: «Ах, Ев­гений
Васильевич, как не ждать-то-с! Верите ли Богу, серд­це изныло на родителей на
ваших глядючи». Старый Ти­мофеич тоже ведь один из тех «отцов», к культуре
которых молодая демократия отнеслась не очень почти­тельно. «Ну, не ври», —
грубо перебивает его Базаров. «Ну, хорошо, хорошо! не расписывай», — обрывает
он ду­шевные признания Тимофеича. А в ответ слышит укориз­ненный вздох. Словно
побитый, покидает несчастный старик Никольское.

Дорого обходится Базарову это подчеркнутое
пренебре­жение поэтической сущностью жизни народной, глубиной и серьезностью крестьянской
жизни вообще. В подтруни­вании над мужиком к концу романа появляется умышлен­ное,
наигранное равнодушие, снисходительную иронию сменяет шутовство: «Ну, излагай
мне свои воззрения на жизнь, братец, ведь в вас, говорят, вся сила и будущность
России, от вас начнется новая эпоха в истории…» Герой и не подозревает, что в
глазах мужика он является сейчас не только барином, но и чем-то вроде «шута
горохового». Не­отвратимый удар судьбы читается в финальном эпизоде ро­мана:
есть, бесспорно, что-то символическое и роковое в том, что смелый «анатом» и
«физиолог» губит себя при вскрытии трупа мужика. Есть и психологическое объясне­ние
неверному жесту Базарова. В конце романа перед нами смятенный, потерявший
самообладание человек. «Странная усталость замечалась во всех его движениях, да­же
походка его, твердая и стремительно смелая, измени­лась».

Читайте также:  Справка для ребенка в детский сад после болезни образец заполнения

Суть трагического конфликта романа уловил критик
журнала Достоевского «Время» Н. Н. Страхов: «Глядя на картину романа спокойнее
и в некотором отдалении, мы легко заметим, что, хотя Базаров головою выше всех
дру­гих лиц, хотя он величественно проходит по сцене, торже­ствующий,
поклоняемый, уважаемый, любимый и оплаки­ваемый, есть, однако же, что-то, что в
целом стоит выше Базарова. Что же это такое? Всматриваясь внимательнее, мы
найдем, что это высшее — не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их
воодушевляет. Выше Базарова — тот страх, та любовь, те слезы, которые он
внушает. Выше Ба­зарова — та сцена, по которой он проходит. Обаяние при­роды,
прелесть искусства, женская любовь, любовь семей­ная, любовь родительская, даже
религия,
все это — живое, полное,
могущественное, — составляет фон, на котором ри­суется Базаров… Чем дальше мы
идем в романе… тем мрачнее и напряженнее становится фигура Базарова, но
вместе с тем все ярче и ярче фон картины».

Перед лицом смерти слабыми оказались опоры,
поддер­живающие некогда базаровскую самоуверенность: медици­на и естественные
науки, обнаружив свое бессилие, отсту­пили, оставив Базарова наедине с самим
собой. И тут пришли на помощь к герою силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые
на дне его души. Именно их герой мобилизу­ет на борьбу со смертью, и они
восстанавливают цельность и стойкость его духа в последнем испытании. Умирающий
Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм», и вот
душа героя освобождается от пло­тин, бурлит и пенится, как полноводная река.
Базаров умирает удивительно, как умирали у Тургенева русские люди в «Записках
охотника». Он думает не о себе, а о сво­их родителях, готовя их к ужасному
концу. Почти по-пуш­кински прощается герой с возлюбленной и говорит языком
поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погас­нет». Любовь к женщине,
любовь сыновняя к отцу и ма­тери сливаются в сознании умирающего Базарова с лю­бовью
к Родине, к таинственной России, оставшейся не до конца разгаданной для него:
«Тут есть лес». А «когда его соборовали, когда святое миро коснулось его груди,
один глаз его раскрылся, и, казалось, при виде священника в облачении,
дымящегося кадила, свеч перед образом что-то похожее на содрогание ужаса
мгновенно отразилось на по­мертвелом лице». Вероятно, это тот самый «священный
ужас», о котором писал Пушкин в ответном послании мит­рополиту Филарету.

С уходом Базарова поэтическое напряжение романа
спа­дает, «полуденный зной» сменяет «белая зима» «с жесто­кой тишиной
безоблачных морозов». Жизнь входит в будничное русло, совершаются две свадьбы в
доме Кирса­новых, выходит замуж «не по любви, а по убеждению» Анна Сергеевна
Одинцова. Но отблеск трагической смерти Базарова лежит на последних страницах.
Со смертью его осиротела жизнь. Осиротел и Павел Петрович, ему не с кем спорить
и нечем жить: «Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, приклонясь в
сторонке к стене, он задумы­вается и долго не шевелится, горько стиснув губы,
потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься».

Так нарастает, ширится в эпилоге романа скорбная
те­ма сиротства, в бледных улыбках жизни чувствуются еще не выплаканные слезы.
Усиливаясь, напряжение достига­ет кульминации и разрешается строками финального
рек­виема удивительной красоты и духовной мощи. В нем продолжается полемика с
отрицаниями любви и поэзии, с вульгарно-материалистическими взглядами на
сущность жизни и смерти, с теми крайностями базаров-ских воззрений, которые он
искупил своей трагической судьбой. Тургенев спорит с таким воззрением на жизнь
че­ловека, которое сродни «великому спокойствию равнодуш­ной природы».
Поэтическое, любящее существо — человек не может смириться с бездумным отношением
к гибели не­повторимой и не заменимой никем человеческой личности. И цветы на
могиле Базарова призывают нас к «вечному примирению и к жизни бесконечной», к
вере во всесилие святой, преданной любви.

Искупая смертью свою односторонность, Базаров остав­ляет
миру позитивное, творческое, исторически ценное как в самих отрицаниях, так и в
том, что скрывалось за ни­ми. Не потому ли в конце романа воскрешается тема на­родной,
крестьянской России, перекликающаяся с нача­лом. Сходство двух этих картин очевидно,
хотя и различие тоже: среди российского запустения, среди расшатанных крестов и
разоренных могил появляется одна, «которую не топчет животное: одни птицы
садятся на нее и поют на за­ре». Герой усыновлен народной Россией, которая
помнит о нем. Две великие любви освещают могилу Базарова — родительская и
народная…

Итог тургеневского романа не похож на
традиционную развязку, где злые наказываются, а добродетельные воз­награждаются.
Применительно к «Отцам и детям» отпада­ет вопрос о том, на чьей стороне безусловные
симпатии или столь же безусловные антипатии писателя: здесь изобража­ется
трагическое состояние мира, по отношению к которо­му такие категорические
вопросы теряют смысл.

Источник