Взаимосвязь состояний здоровья предболезни и болезни

ЛЕКЦИЯ 1

ТЕМА 1. ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ.

Учебные вопросы Мин. 
Современное определение понятия «здоровье».  
Факторы, определяющие здоровье, влияющие на здоровье.
Переходные состояния от здоровья к болезни
Понятие о болезни.
Факторы риска болезней.
  
 
Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп.
Основные признаки нарушения здоровья ребенка.
  
Виды медицинской помощи.  
  ВСЕГО 

ЗДОРОВЬЕ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, БОЛЕЗНЬ И ПРОФИЛАКТИКА

ЗДОРОВЬЕ

Здоровье — одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных ус­ловий счастья человека.

Что же такое здоровье?

Простота ответа на этот вопрос — типа «это когда ничего не болит» — кажущаяся, и до сих пор всеобъем­лющего определения здоровья не существует.

В большой медицин­ской энциклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем урав­новешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезнен­ные изменения».

В то же время живой организм — система нерав­новесная и на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды. При этом меня­ется не столько среда, сколько сам организм.

Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и со­циального благополучия, а не только отсутствие болезней и физи­ческих дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). Если вдуматься в это опреде­ление, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией.

Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты.

Эта концепция не подвергалась пересмотру со времени осно­вания ВОЗ и сейчас критикуется почти во всех работах, посвящен­ных понятию здоровья. Это определение критикуют:

— за идеальность цели, которой никогда не достичь;

— за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социаль­ное благополучие может оказывать существенное влияние на по­казатели здоровья, но не является его признаком;

— за статичность — здоровье надо рассматривать не в стати­ке, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;

— за то, что полное благополучие ведет к уменьшению на­пряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемо­сти и скорее является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья.

И.И. Брехман (1990), основатель валеологии — науки об инди­видуальном здоровье человека, определяет здоровье как «способ­ность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структур­ной информации».

Существуют и другие определения здоровья, которые подчер­кивают качественные и количественные составляющие, а также и индивидуальные и коллективные параметры здоровья. По мнению

В.П. Казначеева (1991), здоровье индивида — это сохранение и раз­витие психических, физических и биологических способностей че­ловека, его оптимальной трудоспособности, социальной активнос­ти при максимальной продолжительности жизни.

Более детально здоровье — это способность:

— приспосабливаться к среде и к своим собственным возмож­ностям;

— противостоять внешним и внутренним возмущениям, болез­ням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

— сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;

— улучшать возможности, свойства и способности своего орга­низма;

— улучшать качество жизни и среды обитания;

— воспроизводить, поддерживать и сохранять себе подобных;

— производить и сохранять культурные и материальные ценности;

— расширять свои возможности, условия и ареал обитания, объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной и морально-этической среды;

— созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку, человечеству, добру и злу;

— увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности.

Таким образом, здоровье человека — это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденны­ми и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь — нарушение этой гармонии.

В 1968 г. ВОЗ приняло следующую формулировку:

“Здоровье – это свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим и нравственным”.

Компоненты здоровья

Человек являет собой отражение двух сторон — биологи­ческой и социальной. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состо­яние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, от био­логического.

Соотношение социального и биологического в человеке явля­ется главным в понимании характера здоровья и болезни.

В насто­ящее время принято выделять несколько компонентов (уровней) в понятии «здоровье»:

Первый уровень — биологическое здоровье связано с организ­мом и зависит от динамического равновесия функций всех вну­тренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружа­ющей среды. Иными словами — это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и сис­тем организма человека, основу которого составляет биологи­ческая программа индивидуального развития;

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень — психическое здоровье. Психическое здо­ровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечи­вающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое, или душевное, здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

Третий уровень — социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здо­ровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активно­сти и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятель­ного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. Социальное здоровье отражает социальную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Современные специалисты в области гигиены труда и про­фессиональных заболеваний, медицинской экологии представили многочисленные доказательства неблагоприятного воздействия на здоровье человека вредных условий труда и быта.

Социальные условия — это форма проявлений производствен­ных отношений, способ общественного производства, социально- экономический строй и политическая структура общества. Соци­альные факторы — это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

Различие между психическим и социальным здоровьем ус­ловно: психические свойства и качества личности не существу­ют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формиру­ются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагопри­ятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием мо­жет противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Концепции здоровья

Концепция — это набор основных идей, составляющих поня­тие.

Например, концепция педагогики — кого учить, чему учить и зачем учить.

Концепций понятия здоровья существует несколько, из которых наибольший интерес представляют концепция баланса здоровья и адаптационная концепция здоровья.

Концепцию баланса здоровья предложил Н. Noack (1993), что­бы описать то динамическое равновесие, которое поддерживается, несмотря на внешние проблемы (результат факторов среды или поведения).

Источник

Ñîñòîÿíèå ïðåäáîëåçíè â êîíöåïöèè Èíôîðìàöèîííîé ìåäèöèíû.

 ïîñëåäíåå âðåìÿ âñ¸ îò÷åòëèâåå íàáëþäàåòñÿ òåíäåíöèÿ ñòèðàíèÿ ãðàíèö, â ïîíèìàíèè ñîñòîÿíèé çäîðîâüÿ è íåçäîðîâüÿ ÷åëîâåêà â êîíöåïöèè ñàìûõ ðàçëè÷íûõ ìåäèöèíñêèõ øêîë. Îòñþäà è ó ìåíÿ ïîÿâèëèñü ðåøèòåëüíûå ñòðåìëåíèÿ ñèñòåìàòèçèðîâàòü è êëàññèôèöèðîâàòü íàêîïëåííûå çíàíèÿ î ðàçâèòèè çàáîëåâàíèé ñâÿçàííûõ ñ ñîñòîÿíèåì îêðóæàþùåé ñðåäû è ïîãîäíûìè óñëîâèÿìè â ñâåòå ôèëîñîôñêîé êàòåãîðèè Èíôîðìàöèîííîé ìåäèöèíû.
Áîëåçíü – ýòî âñåãäà äðàìà â äâóõ àêòàõ, èç êîòîðûõ ïåðâûé ðàçûãðûâàåòñÿ â ãëóáèíå êëåòîê íàøåãî îðãàíèçìà, êîãäà æå ïîÿâëÿåòñÿ áîëü èëè íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ, ýòî âñåãäà âòîðîé àêò.
Ñîâðåìåííàÿ èíôîðìàöèîííàÿ ìåäèöèíà ðàññìàòðèâàåò ÷åëîâåêà êàê áèîëîãè-÷åñêóþ ñîöèàëüíóþ ñèñòåìó ñ ãîëîãðàôè÷åñêèì ïðèíöèïîì âíóòðåííåãî ïîñòðîåíèÿ è âûäåëÿåò â ýòîé ñèñòåìå 7 óðîâíåé, íèçøèé óðîâåíü – ýòî ôèçè÷åñêîå òåëî, âûñøèå – ýòî âñå ïîñëåäóþùèå òîíêîìàòåðèàëüíûå òåëà, êóäà âõîäÿò ïñèõèêà, ñîçíàíèå è ïîäñîçíàíèå ÷åëîâåêà. Ïîýòîìó ëþáàÿ áîëåçíü èçíà÷àëüíî ïîðàæàåò òîíêèå ýíåðãåòè÷åñêèå òåëà ÷åëîâåêà, à óæå ïîòîì ôèçè÷åñêîå òåëî, ÷òî ñî âðåìåíåì è ïðèâîäèò ê óãíåòåííîìó ñîñòîÿíèþ ñîçíàíèÿ è ôîðìèðîâàíèþ ñîìàòè÷åñêîãî íåâðîçà.
 ðåçóëüòàòå äîëãîëåòíèõ ïîèñêîâ, íàó÷íûõ èññëåäîâàíèé è ïðîòÿæåííîé âî âðåìåíè ëè÷íîé ïðàêòèêè öåëèòåëüñòâà, ó ìåíÿ ñëîæèëîñü îïðåäåë¸ííîå ìíåíèå, êîòîðîå ÿ ñôîðìóëèðîâàë â âèäå êîíöåïöèè ðàçâèòèÿ ðàçëè÷íûõ ñîñòîÿíèé è èõ ïîñëåäóþùåãî ëå÷åíèÿ. Ñî âðåìåíåì, ÿ íàçâàë ýòè ðàçðàáîòêè – ìåòîäèêîé Èíôîð-ìàöèîííîé ìåäèöèíû.
Òåïåðü ýòî öåëàÿ íàóêà, âîïëîòèâøàÿ â ñåáå ñàìûå ïåðåäîâûå òåõíîëîãèè íàøåãî äíÿ è èñïîëüçóþùàÿ â ñâîåé ðàáîòå òîëüêî ÷èñòî âíóòðåííèå ðåçåðâû ÷åëîâåêà.  íåé ãîâîðèòñÿ, ÷òî èçíà÷àëüíî, ïðè ðàçâèòèè ñîñòîÿíèÿ ïðåäáîëåçíè, â ÷åëîâåêå èçìåíÿåòñÿ ýíåðãåòè÷åñêàÿ ñîñòàâëÿþùàÿ, îò ÷åãî âêëþ÷àåòñÿ çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà è ïðîèñõîäèò ðàçâîðîò ãîëîãðàôè÷åñêîé ïðîåêöèè îäíîãî èç òîíêèõ òåë âî âñòðå÷íîì íàïðàâëåíèè.
Òî åñòü, çàùèùàÿñü, îò íåãàòèâíî íàïðàâëåííûõ ÷àñòîò îêðóæàþùåãî ïðîñòðàíñòâà ëþáîé æèâîé ÷åëîâå÷åñêèé îðãàíèçì ðàçâîðà÷èâàåò ýíåðãåòè÷åñêóþ ïîñàäêó ãîëîâû â àòëàíòå ïî ÷àñîâîé ñòðåëêå è êðåñòöîâûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà âî âñòðå÷íîì ïîëîæåíèè. Òàê áëîêèðóåòñÿ ïðîõîæäåíèå âðåäíûõ, íèçêèõ ÷àñòîò, ïî ïîçâîíî÷íèêó, è ïðåäóïðåæäàþòñÿ ðàçëè÷íûå ýíåðãåòè÷åñêèå òðàâìû ñïîñîáíûå ðàçðóøèòü íåðâíóþ ñèñòåìó è äðóãèå âíóòðåííèå ýíåðãåòè÷åñêèå ñâÿçè â îðãàíèçìå.
Çäåñü, â ñàìîì íà÷àëå, è íà÷èíàåò òðàâìèðîâàòüñÿ ïñèõèêà ÷åëîâåêà, ïðèâîäÿ-ùàÿ ê ñîñòîÿíèþ çàòÿæíûõ ñòðåññîâ, ñëåäñòâèåì êîòîðûõ âûñòóïàþò íàðóøåíèÿ èííåðâàöèè è òðîôèêè îïðåäåëåííûõ îðãàíîâ.  ðåçóëüòàòå ÷åãî âòîðè÷íî ôîðìè-ðóþòñÿ ðàçëè÷íûå ñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ. Ïðèìåðàìè òàêèõ çàáîëåâàíèé ìîãóò ñëóæèòü êàê ÿçâåííàÿ áîëåçíü æåëóäêà, òàê è èíôàðêò ìèîêàðäà èëè èíñóëüòû.
Îäíîâðåìåííî, ñòîéêîñòü, ê òàêèì ïî÷òè íå íåçàìåòíûì, íî ðàçðóøàþùèì âíåøíèì âîçäåéñòâèÿì, ëþáîìó îðãàíèçìó, ïðèäà¸ò ñòîéêèé ìîðàëüíûé îáëèê, âíóòðåííÿÿ óâåðåííîñòü è âåðà â ñåáÿ, à òàê æå íàòðåíèðîâàííûé ìûøå÷íûé êîðñåò è ïîëíîå îòñóòñòâèå êàêèõ-ëèáî ïîâðåæäåíèé â ïîçâîíî÷íèêå.
Èíôîðìàöèîííàÿ ìåäèöèíà, ïîñòðîåíà íà çíàíèÿõ äðåâíèõ öèâèëèçàöèé è ñî-âðåìåííûõ ìåäèöèíñêèõ çíàíèé î ÷åëîâåêå, çàêîíîâ ôèçèêè, êâàíòîâîé ôèçèêè, õèìèè è êèáåðíåòèêè è ïîýòîìó íàèáîëåå ãëóáîêî âèäèò è ïðåäñòàâëÿåò âñþ ñëîæíåéøóþ ñèñòåìó ñòðîåíèÿ ÷åëîâåêà, âêëþ÷àÿ â ñåáÿ äîïîëíèòåëüíî, êàê ýíåðãåòè÷åñêóþ, òàê è òîíêîìàòåðèàëüíóþ åãî ÷àñòè. Ýòîãî íèêàêàÿ ñîâðåìåííàÿ îáëàñòü ìåäèöèíû èç-çà ïðÿìîëèíåéíîé îäíîáîêîñòè ìàòåðèàëèñòè÷åñêîãî ïîäõîäà è îòñóòñòâèÿ îïûòà â ñîòðóäíè÷åñòâå ñ äðóãèìè íàóêàìè ñîâåðøåííî íå âèäèò è íå äåëàåò.
Èíôîðìàöèîííàÿ ìåäèöèíà âûäåëÿåò â ÷åëîâåêå 7 óðîâíåé ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ è ìîæåò âëèÿòü áóêâàëüíî íà êàæäûé óðîâåíü íåçàâèñèìî îò äðóãèõ. Ïðè ýòîì êàæäûé âûñøèé óðîâåíü îêàçûâàåò îïðåäåë¸ííîå ýíåðãåòè÷åñêîå âëèÿíèå íà íèçøèé óðîâåíü. Âñå òîíêîìàòåðèàëüíûå òåëà ñâÿçàíû ìåæäó ñîáîé ýíåðãåòè÷åñêè è çàâèñÿò îò îáùåãî ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ÷åëîâåêà è ñîñòîÿíèÿ åãî ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà.
Åñëè ñäåëàòü ãëàâíûé âûâîä èç âñåãî âûøåïðèâåä¸ííîãî, òî ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ëþáàÿ áîëåçíü ôàêòè÷åñêè çàðîæäàåòñÿ ñíà÷àëà â íåäðàõ ðàçóìà ÷åëîâåêà è ïîýòîìó òåñíî ñâÿçàíà ñ åãî îáðàçîì æèçíè è ïîñòóïêîâ ÷åëîâåêà â îòíîøåíèè ê ñåáå ïîäîáíûì. Íåãàòèâíûå ìûñëè è íåñïðàâåäëèâûå ïîñòóïêè, íàðóøàþùèå âíóòðåííþþ ãàðìîíèþ è óñòîé÷èâîñòü ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû ñîçíàíèÿ, îáÿçàòåëüíî ïðèâåäóò ê ñáîþ, öèðêóëÿöèè ýíåðãèè ïî êàíàëàì îðãàíèçìà, ëèøàÿ îïðåäåëåííûå îðãàíû æèçíåííîé ñèëû, à áîëåçíü, òàêèì îáðàçîì, íà÷í¸ò ðåàëèçîâàòüñÿ íà ìàòåðèàëüíîì óðîâíå, òðàíñôîðìèðóÿñü â ðàçëè÷íóþ ïàòîëîãèþ ôèçè÷åñêîãî òåëà. Ìåëêèå ïîëîìêè îðãàíèçìà îáû÷íî ñóììèðóþòñÿ, è ïðèâîäÿò ê äàëüíåéøåé êàòàñòðîôå, îòðàæàþùåéñÿ äàæå íà ãåíåòè÷åñêîì óðîâíå.
 òàêèõ ñëó÷àÿõ âñåãäà âûêëþ÷àåòñÿ ïåðâûé ãåí èììóííîé ñèñòåìû è çàìåòíî àêòèâèçèðóåòñÿ ïîñëåäíèé ãåí â öåïî÷êå ÄÍÊ, íà÷èíàþùèé ðàáîòàòü íà ñâîðà÷èâà-íèå âñåõ ôóíêöèé îðãàíèçìà. Ýòèì îí ïåðåâîäèò åãî â äðóãîé ÷àñòîòíûé êîðèäîð, ãäå îí è ïðîäîëæèò ñâî¸ ñóùåñòâîâàíèå, íî óæå â íîâîì âèäå è áåç ôèçè÷åñêîãî òåëà. Òàê Âñåëåííàÿ çàùèùàåò íàø ìàòåðèàëüíûé ìèð, îò ðàçðóøàþùèõ åãî ÷àñòîò íåãàòèâíîé íàïðàâëåííîñòè, ëåæàùèé â äèàïàçîíå îò 2 äî 13,5 Ãåðö.    
Ïðè çàáîëåâàíèè ôèçè÷åñêîãî òåëà îáÿçàòåëüíî çàìåòíî ïðîÿâëÿþòñÿ îïðåäå-ë¸ííûå íàðóøåíèÿ íà óðîâíå ïñèõèêè è ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû, à ñîáñòâåííûé ðåçîíàíñ ÷åëîâåêà çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåòñÿ. Ãàðìîíèÿ âûñøèõ óðîâíåé âñåãäà è ïîëíîñòüþ îáóñëîâëèâàåò íàëè÷èå ãàðìîíèè íà íèçøèõ óðîâíÿõ. Îòñþäà ìîÿ ìåòîäèêà ïîñòîÿííî ó÷èòûâàåò ñîãëàñîâàííóþ öåëîñòíîñòü è âçàèìîñâÿçü âñåõ ýòèõ óðîâíåé, ïîýòîìó è ðåçóëüòàò å¸ ðàáîòû ïðîñòî ïîòðÿñàþùèé âîîáðàæåíèå ëþáîãî ñïåöèàëèñòà.
Åñëè êàòåãîðèÿ “áîëåçíü” íàì áîëåå-ìåíåå ïîíÿòíà, òî êàòåãîðèÿ “çäîðîâüÿ” ïî÷òè âñåãäà àáñòðàêòíà.  òî æå âðåìÿ àáñîëþòíàÿ áîëåçíü èëè àáñîëþòíîå çäîðîâüå â ðåàëüíîé æèçíè ÷åëîâåêà õîòü è ðåäêî, íî âñòðå÷àþòñÿ. ß íåîäíîêðàòíî, õîòÿ è ðåäêî, âñòðå÷àë ëþäåé ñ òàêèìè ïàðàìåòðàìè, êîãäà èõ ñîáñòâåííûé ðåçîíàíñ ñîñòàâëÿë ñîòûå äîëè Ãåðöà è ïîýòîìó èõ çäîðîâüå áûëî àáñîëþòíûì.
Îäíîâðåìåííî ñîâðåìåííàÿ ìåäèöèíà ýòó òîíêóþ ãðàíü ïî÷óâñòâîâàòü è îïðå-äåëèòü íå ìîæåò – ó íå¸ íåò ñðåäñòâ è ñïîñîáîâ äèàãíîñòèêè òîíêèõ ýíåðãåòè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé. È òîëüêî ìåòîäèêà Èíôîðìàöèîííîé ìåäèöèíû ñïîñîáíà ðàçëè÷àòü è óïðàâëÿòü òàêèìè òîíêèìè ñîñòîÿíèÿìè ÷åëîâåêà, õîòÿ ìåæäó íèìè è ñóùåñòâóåò áåñêîíå÷íîå ìíîæåñòâî ôîðì, ñâÿçåé è âçàèìíûõ ïåðåõîäîâ.
×åì âûøå óðîâåíü çäîðîâüÿ, òåì ìåíüøå âîçìîæíîñòü ðàçâèòèÿ áîëåçíè, è íà-îáîðîò: ðàçâèòèå áîëåçíè âîçìîæíî ëèøü òîãäà, êîãäà íåäîñòàòî÷íû ðåçåðâû çäîðîâüÿ.  îñíîâíîì ýòî ñâÿçàíî ñ ïîâûøåíèåì ÷àñòîòû ñðåäíåé íåñóùåé âîëíû ãîëîâíîãî ìîçãà, îïÿòü æå ïðèâíåñåííûõ ìíîþ ïîêàçàòåëåé èç ôèçèêè è êèáåðíåòè-êè. Òàêèì îáðàçîì, ìåæäó ñîñòîÿíèÿìè çäîðîâüÿ è áîëåçíè ïîÿâëÿåòñÿ ïåðåõîäíîå, òðåòüå ñîñòîÿíèå, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ “íåïîëíûì çäîðîâüåì” èëè “ïðåäáîëåç-íüþ”.
Âðà÷è ñîâðåìåííîé çàïàäíîé ìåäèöèíñêîé øêîëû ïðîñòî ëå÷àò áîëüíûõ, ïî-ýòîìó ìàëî ÷åì ìîãóò ïîìî÷ü ëþäÿì â ñîñòîÿíèè ïðåäáîëåçíè. Âðà÷è òðàäèöèîííîé âîñòî÷íîé ìåäèöèíñêîé øêîëû ñ÷èòàþò îñíîâíîé ñâîåé çàäà÷åé óêðåïëåíèå çäîðîâüÿ çäîðîâûõ ëþäåé è îäíîâðåìåííî çàíèìàþòñÿ óâåëè÷åíèåì ðåçåðâà ýòîãî çäîðîâüÿ â ñîñòîÿíèè ïðåäáîëåçíè, íî è êîíå÷íî åù¸ ïðîñòî ëå÷àò áîëüíûõ. Èíôîðìàöèîííàÿ ìåäèöèíà ñïîñîáíà äåéñòâîâàòü âî âñåõ óêàçàííûõ ïëîñêîñòÿõ è ïî ñâîåé ñóòè áëèæå ê âîñòî÷íîé ìåäèöèíñêîé øêîëå.
Òàê êàê òðàäèöèîííàÿ âîñòî÷íàÿ ìåäèöèíà èìååò ÿðêî âûðàæåííóþ ïðîôèëàê-òè÷åñêóþ íàïðàâëåííîñòü, òî è èíôîðìàöèîííàÿ ìåäèöèíà îñíîâíûìè çàäà÷àìè ñ÷èòàåò îçäîðàâëèâàþùèå è ëå÷åáíûå ôàêòîðû, îñíîâíûìè â êîòîðûõ âûñòóïàþò íå ëåêàðñòâà, êàê â çàïàäíîé ìåäèöèíå, à ðåæèì è îáðàç æèçíè ÷åëîâåêà, à òàê æå äîçèðîâàííûå ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè, ïîëîæèòåëüíûé ýìîöèîíàëüíûé íàñòðîé è âûñîêîíðàâñòâåííûå âîçâûøåííûå ìûñëè.
Õîòÿ â ïîñëåäíåå âðåìÿ, â ñâÿçè ñ îò÷åòëèâî íàáëþäàåìîé òåíäåíöèåé ê ñòèðà-íèþ ãðàíèö ìåæäó Âîñòîêîì è Çàïàäîì, ïðåäñòàâëåíèÿ òðàäèöèîííîé âîñòî÷íîé ìåäèöèíû î çäîðîâüå è íåçäîðîâüå íàõîäÿò âñå áîëüøåå ïîíèìàíèå ñðåäè âðà÷åé çàïàäíîé îðèåíòàöèè. Îäíîâðåìåííî ñòàëè ïðîÿâëÿòüñÿ ïåðâûå ïîïûòêè ñèñòåìàòèçèðîâàòü èëè êëàññèôèöèðîâàòü íàêîïëåííûå çíàíèÿ âîñòîêà î ðàçâèòèè çàáîëåâàíèÿ, êàê ôèëîñîôñêîé êàòåãîðèè.
Ïîíÿòèå “çäîðîâûé ÷åëîâåê” ïðèçíà¸òñÿ  ÷èñòî óñëîâíûì, òàê êàê êðèòåðèè çäîðîâüÿ îòëè÷àþòñÿ ó ðàçíûõ ýòíè÷åñêèõ è ñîöèàëüíûõ ãðóïï â ðàçëè÷íûå ïåðèîäû èñòîðèè è îöåíèâàþòñÿ òîæå ïî-ðàçíîìó. Òî åñòü ñêîðåå ìîæíî ãîâîðèòü î êëèíè÷åñêè çäîðîâîì ÷åëîâåêå, ÷åì àáñîëþòíîì çäîðîâîì. Ïîëíîå çäîðîâüå íå ÿâëÿåòñÿ ôèêñèðîâàííûì ñîñòîÿíèåì.  íåì ìîæíî âûäåëèòü íåñêîëüêî ïðîìåæóòî÷íûõ ñîñòîÿíèé. Àáñîëþòíîå çäîðîâüå – ðåäêàÿ âåùü è ïîýòîìó ñ÷èòàåòñÿ òåîðåòè÷åñêèì êðèòåðèåì, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ ïðèìåðíîé òî÷êîé ïðè èçó÷åíèè ïðîöåññîâ, ïðîèñõîäÿùèõ â îðãàíèçìå.
Êëèíè÷åñêîå çäîðîâüå ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà äâå ñòàäèè:
– Êîìïåíñàòîðíàÿ ñòàäèÿ – êîãäà çà ñ÷åò ïðèâëå÷åíèÿ âíóòðåííèõ ðåçåðâîâ îð-ãàíèçì ïîääåðæèâàåò ñîñòîÿíèå ãîìåîñòàçà è óñòàíàâëèâàåòñÿ äèíàìè÷åñêîå ðàâíîâåñèå, ïðè êîòîðîì ïðîèñõîäèò èçìåíåíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé â ãðàíèöàõ íîðìû, à îðãàíèçì åù¸ îáëàäàåò âûñîêîé àäàïòèâíîé ñïîñîáíîñòüþ.
– Äåçàäàïòàöèîííàÿ ñòàäèÿ – êîãäà âíóòðåííèõ ðåçåðâîâ îðãàíèçìà íåäîñòàòî÷íî äëÿ ïîääåðæàíèÿ ãîìåîñòàçà.  ðåçóëüòàòå ïðîäîëæèòåëüíîãî âëèÿíèÿ íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ íà îðãàíèçì ÷åëîâåêà, ïðîèñõîäèò íàðóøåíèå àäàïòàöèîííûõ ìåõàíèçìîâ è ñàìîðåãóëÿöèè îðãàíèçìà. Íà ýòîé ñòàäèè âîçíèêàþò íà÷àëüíûå ïðîÿâëåíèÿ íàðóøåíèé ìåòàáîëèçìà, ïðîèñõîäèò íàêîïëåíèå â îðãàíèçìå òîêñè÷íûõ ïðîäóêòîâ îáìåíà âåùåñòâ, íàðóøàþòñÿ íåéðîãóìîðàëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ, ôóíêöèîíàëüíàÿ àêòèâíîñòü èììóííîé ñèñòåìû, êèøå÷íîé ìèêðîôëîðû è äðóãèõ çàùèòíûõ ìåõàíèçìîâ îðãàíèçìà, ñ îäíîâðåìåííûì çíà÷èòåëüíûì ïîâûøåíèåì ñîáñòâåííîãî ðåçîíàíñà.
Çäåñü îäíèì èç âàæíåéøèõ íàðóøåíèé, íà äàííîì ýòàïå, ñëåäóåò ñ÷èòàòü ñíè-æåíèå àíòèîêñèäàíòíîé çàùèòû îðãàíèçìà, ïðèâîäÿùåé ê íàðóøåíèÿì åãî ôóíêöèîíàëüíîé àêòèâíîñòè íà êëåòî÷íîì óðîâíå. Ïðåäáîëåçíü – ýòî ñîñòîÿíèå íàêîïëåíèÿ äåçàäàïòàöèîííûõ èçìåíåíèé â îðãàíèçìå. Ôàêòè÷åñêè ïðåäáîëåçíü ÿâëÿåòñÿ ïðîìåæóòî÷íûì ñîñòîÿíèåì ìåæäó çäîðîâüåì è áîëåçíüþ.
Íà å¸ ñòàäèè ïðîèñõîäèò ìîáèëèçàöèÿ çàùèòíûõ ñèë îðãàíèçìà, íàïðàâëåííûõ íà êîìïåíñàöèþ âîçìîæíûõ íàðóøåíèé, ñðûâ àäàïòàöèîííûõ è êîìïåíñàòîðíûõ ðåàêöèé, óñóãóáëåíèå ïðîÿâëåíèé ñèíäðîìà ïåðîêñèäàöèè íà ôîíå ñòîéêîãî ñíèæåíèÿ àíòèîêñèäàíòíîãî ñòàòóñà, ðàçâèâàþòñÿ èììóíîäåôèöèòíûå ñîñòîÿíèÿ, à òàêæå ìîãóò ðàçâèòüñÿ óñòîé÷èâûå íàðóøåíèÿ ìåòàáîëèçìà.
Âñëåäñòâèå óêàçàííûõ íàðóøåíèé çíà÷èòåëüíî ñíèæàåòñÿ íåñïåöèôè÷åñêàÿ çàùèòà îðãàíèçìà, ÷òî è ïðîÿâëÿåòñÿ â ñíèæåíèè îáùåãî æèçíåííîãî òîíóñà, ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòè, ñêëîííîñòè ê áàêòåðèàëüíûì è âèðóñíûì çàáîëåâàíèÿì íà ôîíå ôîðìèðîâàíèÿ èììóíîäåôèöèòíûõ ñîñòîÿíèé, êîãäà âî âíóòðåííèõ ñèñòåìàõ íà÷èíàþò ôîðìèðîâàòüñÿ ïàòîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ, âïëîòü äî ãåíåòè÷åñêèõ.
Ñîñòîÿíèå ïðåäáîëåçíè ÿâëÿåòñÿ ïåðâîé ñòàäèåé áîëåçíè. Îíî ïåðåõîäèò â ñòàäèþ ñîáñòâåííî áîëåçíè, êîòîðàÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ íàèáîëåå âûðàæåííûìè îáùèìè è ìåñòíûìè ïðîÿâëåíèÿìè, ñâîéñòâåííûìè êàæäîìó êîíêðåòíîìó çàáîëåâàíèþ. Òàêòèêà âðà÷à íà ýòèõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ âñåãäà çíà÷èòåëüíî ðàçíèòñÿ â çàâèñèìîñòè îò åãî îïûòà è çíàíèé.
Îáû÷íî äëÿ ñîâðåìåííîé ìåäèöèíû â ñòàäèè äåêîìïåíñàöèè ïðèåì íóòðèöåâ-òèêîâ ÿâëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíûì. Ê ýòîìó, ÷àñòî äîáàâëÿåòñÿ ïðèåì ïàðàôàðìàöåâòèêîâ, â îñíîâíîì àíòèîêñèäàíòîâ.  ñòàäèè ïðåäáîëåçíè íàçíà÷àþòñÿ ðàçëè÷íûå íóòðèöåâòèêè è ïàðàôàðìàöåâòèêè ñ àêöåíòîì íà èììóíîñòèìóëÿöèþ è äåòîêñèêàöèþ, ñ îáÿçàòåëüíûì ïðè¸ìîì àíòèîêñèäàíòîâ.  îñòðîé æå ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ, ñ ïîìîùüþ ñèëüíîäåéñòâóþùèõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, îáû÷íî âûâîäÿò áîëüíîãî èç ñîñòîÿíèÿ áîëåçíè, à çàòåì äëèòåëüíî ïîääåðæèâàþò äîñòèãíóòîå ðàâíîâåñèå ñ ïîìîùüþ áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ äîáàâîê.
 Èíôîðìàöèîííîé ìåäèöèíå âñ¸ âûøåïåðå÷èñëåííîå ñîâåðøåííî îòñóòñòâóåò. Çäåñü ÿ òðåáóþ òîëüêî íåóêëîííî ñëåäèòü çà ñâîèì îáðàçîì æèçíè, ìûøëåíèåì, îñàíêîé è ñðåäîé îáùåíèÿ. Âñ¸ îñòàëüíîå, êàê ïîêàçûâàåò òåîðèÿ è ïðàêòèêà öåëèòåëüñòâà, îðãàíèçì ñïîñîáåí èñïðàâèòü ñàì!
Òàêèì îáðàçîì, ìû âèäèì, ÷òî èñòèííûå çíàíèÿ î çäîðîâüå, ïðåäáîëåçíè è áî-ëåçíè â ðàçëè÷íûõ øêîëàõ ñîâåðøåííî íå ïðîòèâîðå÷àò äðóã äðóãó, âçàèìîïðîíèêàþò è âçàèìîîáîãîùàþòñÿ è, â êîíå÷íîì ñ÷åòå, ïðèâîäÿò ê ëó÷øåìó ïîíèìàíèþ ìåõàíèçìîâ ðàçâèòèÿ áîëåçíè, à çíà÷èò áîëåå óñïåøíîìó åå ëå÷åíèþ èëè ïðîôèëàêòèêå.

Источник

Читайте также:  Болезни с защемлением нервов на руке