За что бог наказывает болезнью ребенка

За что бог наказывает болезнью ребенка thumbnail

Обязательно ли болезнь ребенка является следствием грехов его родителей? Как относиться к болезни и инвалидности ребенка? Мнения священников

В нашем обществе до сих пор процветает настороженное и отстраненное отношение к инвалидам. И то, что о проблемах инвалидов говорят гораздо чаще, чем лет 20 назад, мало что меняет – с одной стороны, нравы многих обычных граждан смягчаются, с другой – то и дело отторжение по отношению к инвалидам подогревается периодическими публичными высказываниями не вполне адекватных людей.

За что бог наказывает болезнью ребенка

Многим памятны, например, выступления журналиста Алексея Никонова, полагающего, что у родителей должно быть право на умерщвление «бракованного» ребенка. К сожалению, у Никонова оказалось немало сочувствующих. То и дело звучат еще и огульные обвинения в адрес родителей детей-инвалидов – дескать, сами виноваты, пьяницы и наркоманы, вот и дети у вас больные рождаются. Хотя любой, кто мало-мальски «в теме», знает, что инвалиды часто рождаются во вполне социально адекватных семьях, а многие дети инвалидами не рождаются, а становятся, в том числе и из-за неквалифицированных действий врачей.

Однако в церковном обществе есть и специфические проблемы, связанные с темой детской инвалидности. Иногда и здесь можно услышать заявления, не всегда соответствующие даже ветхозаветным представлениям о человеческой личности и человеческих взаимоотношениях. Лейтмотив – тема вины родителей. И поскольку вина порой приписывается в том числе и тем, кто старается вести себя в соответствии с христианской нравственностью, уместно было бы вспомнить, а то и перечитать ветхозаветную же книгу Иова. А пока предлагаем вам несколько комментариев санкт-петербургских священников и не только по поводу двух мнений, которые можно услышать в церковной среде.

— Обязательно ли болезнь ребенка является следствием грехов его родителей?

Иерей Константин Щербак, клирик храма Св. Димитрия Ростовского подворья Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря:

— Если мы отталкиваемся от Священного Писания, то сразу вспоминается фрагмент из 9-й главы Евангелия от Иоанна, когда ученики Христа видят слепого от рождения человека и спрашивают Господа: «Кто согрешил, он или родители его?». А Христос отвечает, что «не согрешил ни он, ни родители его, а это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:1-3). Здесь подчеркивается идея о том, что иной раз не стоит искать прямую связь между конкретными грехами человека или его ближайших родственников и состоянием его здоровья.

В определенном смысле ветхозаветный принцип ответственности за грехи предков присутствует и в нашей жизни – об этом говорит та же генетика. Но не нужно здесь искать каких-то прямых связей, все не так поверхностно и рационально. Ведь есть примеры, когда у «непутевых» родителей рождаются очень неплохие дети – и в нравственном плане, и в творческом, и в плане здоровья. А сколько людей в этом мире, которые внешне полноценны и физически здоровы, но их нравственный облик оставляет желать лучшего?

Все люди составляют некий единый духовный организм. Просто, находясь на низком уровне духовной жизни, мы этого не чувствуем. А чем выше уровень духа, тем больше мы чувствуем соборность. По христианским представлениям о человеке мы связаны не только с нашими ближайшими родственниками, но с гораздо более широким кругом людей. У апостола Павла в 5-й главе послания к Римлянам мы читаем о нашей болезненности и смертности, о том, что смерть перешла во всех человеков от Адама потому, что «в нем все согрешили» (Рим. 5:12). То есть все люди причастны природе Адама. Соответственно, искаженность этой природы проявляет себя в очень своеобразных метаморфозах в каждом из нас. А кто и в каком поколении получит какие-то повреждения своей человеческой природы, остается для нас тайной и до конца не может быть познано.

Надо сказать, что у каждого человека есть и некоторые предрасположенности, унаследованные им от своих предков – темперамент, болезненные склонности (например, к алкоголизму), которые при определенных условиях могут с легкостью получить развитие в жизни человека. Но, с другой стороны, нравственный облик человека формирует не только и не столько генетический фонд, но воспитание. И, наверно, нравственное состояние человека даже каким-то таинственным образом может влиять и на его генетику.

Как относиться к людям, которые имеют какие-то болезненные отклонения? Этот вопрос стоял во все времена. В классической античной культуре считалось, что тех, кто не способен приносить пользу обществу и государству, нужно уничтожать. Но евангельский взгляд на человека иной: если человек родился, не важно, какой он – в нем есть живая душа. И человек ценен просто потому, что он человек, а жизнь в этом мире – это только ступенька к переходу в вечность. Христос облагодатствовал ветохозаветные представления о человеке в духе любви. И если мы видим человека, который нуждается, не нужно задумываться, кто у него родители, и почему он таким родился – важно, что и в этом человеке есть образ Божий. Поэтому и в притче о Страшном Суде Христос говорит, что если мы помогли больному, значит, мы помогли Ему. А у человека условно полноценного часто бывает так, что его любви и сострадания попросту не хватает для того, чтобы принять людей, внешне выглядевших неполноценными. И мы начинаем себе придумывать всякие лишние вопросы.

Читайте также:  Дети дождя что это за болезнь

Иерей Даниил Василевский, настоятель храма Св. Марии Магдалины при Детской городской больнице №2, исполнительный директор благотворительного фонда Св. Димитрия Солунского:
— Болезнь — это посещение Божие. Как говорят на Афоне: «Здоровье – дар Божий, болезнь – дар бесценный». Господь ближе к тем, кто болеет и страдает. Служа в детской больнице, можно наблюдать, как болезнь духовно преображает ребенка и родителей. Иногда, глядя, как терпеливо, благородно детки переносят страдания, ловишь себя на мысли, что эти ангелочки страдают за наши грехи. Недопустимо исследовать, за какие грехи родителей или других близких страдает ребенок. Когда-то Господь сказал Антонию Великому, задумавшемуся о промысле Божием в жизни людей: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно».

В моей практике было несколько случаев, когда умирали младенцы, родители которых не были связаны узами брака. И ни в коем случае нельзя говорить здесь о Божией каре. Нет! Скорее, можно сказать, что в наше неустроенное, сложное время, нам очень внимательно надо следить за тем, чтобы не отходить от Бога, не лишаться Его милости и поддержки. А бывало, что Господь забирал деток у очень благочестивых родителей. Да, это непостижимо! Но твердо мы знаем, что Господь ждет нашего покаяния, исправления и особенно слышит материнскую молитву. Вместе с тем, мы, родители, должны помнить, что здоровье ребенка во многом зависит от нас. Сколько болезней дети получили только из-за неправильного питания, неправильного образа жизни, увлечения компьютером!

Иерей Андрей Битюков, настоятель храма имя Св. Мчц. Раисы Александрийской при Институте детской гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой:
— Мы живем в Новом Завете, и просто абсурдно в наше время думать, что болезнь ребенка – наказание за грехи родителей. Думаю, больной ребенок – это для его родителей еще один шанс стать святыми. Любая болезнь – самого человека или близких ему людей – ставит его перед своего рода «стенкой» между ним и очень большим злом, которое человек не может преодолеть, и Господь знает об этом. И поэтому весь потенциал человека, его сердца, его ума, сосредотачивается на этом ребенке. Если ты будешь отворачиваться, будешь только терять, будешь с этим ребенком – будешь приобретать.

Я знаю такой пример: человек не сел в тюрьму, не сошел с ума, не пострадал физически просто потому, что у него из троих детей двое – инвалиды. Все, кто пытался втянуть его в какие-то авантюры, уже получили по заслугам, а у него был постоянный тормоз – «Мне надо к детям». И это избавило его от многих несчастий. Ведь в этой ситуации, если человек к ней правильно относится, происходит множество чудес. Важно только понять: «Этого ребеночка мне дал Господь, чтобы мы вместе пришли к Нему». Конечно, это тяжело – особенно потому, что наше общество не подготовлено к восприятию таких детей и таких ситуаций. Слава Богу, появляются сообщества неравнодушных людей. Но родители особого ребенка должны понимать, что эта ситуация дана им для чего-то, а не за что-то. Слова Иоанна Златоуста: «Тот, кто с терпением переносит свои болезни, недалек от святости» касаются непосредственно того человека, который правильно оценил подобную ситуацию в своей жизни и ведет себя соответственно.

— В среде верующих людей можно встретить такое мнение о попытках реабилитации детей с различными отклонениями: «Если Господь с самого начала чего-то не дал, то и не надо пытаться это получить». Как вы это прокомментируете?

Отец Андрей Битюков:
— Неизвестно, когда у человека может произойти ментальный сдвиг. Вот многие, наверно, читали книгу Рубена Гальего «Черное на белом». И, например, из этой книги можно понять, что иногда в самой несчастной и жалкой телесной оболочке скрывается колоссальный потенциал. К тому же, родители должны понимать, что рано или поздно они состарятся, так что их усилия, потраченные на хоть какую-то медицинскую и социальную реабилитацию ребенка, отнюдь не напрасны. Если их ребенок сможет как-то сам себя обслуживать, они смогут умереть спокойно.

Иерей Даниил Всилевский:
— Можно продолжить: если голодный, то не кормить, а раз раздетый, то и не одевать. Но это фашизм. И виноват в болезни ребенка не Бог, который «не дал», а виновато наше общество, то есть мы сами: например, не воспитали хороших акушерок, не научили мамочку правильно питаться, не дали ей возможность не работать во время беременности, рекламировали сигареты и алкоголь и так далее. Помогать больным – это заповедь нашего Господа Иисуса Христа. Знаю мамочек, которые, усыновив сложных, больных, отстающих в развитии детей из детского дома, своей заботой и терпением реабилитировали их и сделали полноценными людьми.

Феодосий Амбарцумов, председатель правления благотворительного фонда «Православная детская миссия»:
— Вот пример. Год назад мы взяли из детского дома девочку-инвалида в очень тяжелом состоянии. Первое время было очень трудно. Мы стали каждое воскресенье возить ее к протоиерею Иоанну Миронову. Он сам много раз говорил нам, что нужно делать, к каким врачам обращаться, какие делать процедуры. Сейчас ребенка не узнать. Бог очевидным образом дает ей исцеление.

Читайте также:  Через сколько дней после болезни можно делать прививку от гриппа детям

Протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма Св. Блгв. Кн. Александра Невского в Красном Селе:
— У любого ребенка есть потребности, а у ребенка с отклонениями потребности повышенные. Уход от удовлетворения этих потребностей со стороны родителей — это уход с креста. То же можно сказать о новорожденном, который еще не умеет говорить: «Раз Бог не дал — зачем его учить говорить?».

Источник

Если все по воле Божьей, то не является ли лечение болезней, данных в наказание человеку, богоборчеством? За что Бог мучает болезнями невинных младенцев? Если часть болезней не по воле Божьей, а сами по себе, то почему Церковь утверждает, что Бог всемогущ? И почему Бог допускает наличие подобного? Вот такой вопрос поступил.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Молитвы, чтобы найти хорошую работу.

Во-первых, ошибочно считать, что все в этом мире происходит по воле Божьей. Если все происходит по воле Божьей, то и Гитлер напал на СССР по воле Божьей, и террорист отрезал заложнику голову тоже по воле Божьей, правильно? Так получается? Тогда это же абсурд, такого не может быть. Бог не всего хочет, не на все, что происходит, есть Его Святая воля. Потому что воля Божья благая, совершенная, она не хочет зла. Только Бог хочет добра. Есть еще и попущение Божье. Господь вынужден нам уступать, потому что Бог не единственное свободное существо. Он абсолютно свободен, конечно же, но Он создал еще и нас, и тоже наделил свободой.

Что это означает? Это означает, что мы можем делать не только то, что Он хочет, но и то, что мы хотим. Вот наша свобода. Если бы Он нас создал абсолютными рабами, которые выполняют исключительно Его волю, тогда было бы благо на земле. Но Ему это не нужно. Ему не нужны такие рабы, Ему нужна любовь. А любовь может быть только там, где свобода. Поэтому нам эта свобода дана. А мы ее употребляем далеко не всегда во благо. Поэтому не все по воле Божьей в этом мире. Очень многое по попущению Божьему происходит. Он этого не хочет, но, к сожалению, попускает случаться. Не может же Он нас все время останавливать и не давать нам сделать что-то, если человек упорно добивается и хочет это осуществить.

«Не является ли лечение болезней, данных человеку в наказание, богоборчеством?» Во-первых, не является. Во-вторых, почему не является? Дело в том, что, когда Господь сотворил человека, Он сказал Адаму и Еве: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным. Что значит «владейте ею (землей)»? Что значит «обладайте ею, и владычествуйте»? В том числе, это означает: изучайте, узнавайте свойства, учитесь добывать полезные ископаемые и обращать их себе во благо. То есть, давайте, осваивайте! В том числе, это касается не только строительства домов или электростанций, дорог и всяческих прочих полезных вещей, но и умение добыть из каких-нибудь растений какое-нибудь вещество, которое в сочетании с другим веществом будет оказывать на наш организм определенное влияние и побеждать ту или иную болезнь. Значит, искусство врачевства само по себе от Бога, ум-то нам зачем дан? Обладайте, давайте, владычествуйте, осваивайте и вперед! Лечите, трудитесь!

Но сами по себе болезни Богом не были сотворены. Они есть результат нашей поврежденности. Господь сотворил этот мир святым и непорочным. Не было в нем ничего греховного, разрушительного. Пожалуйста, живи, трудись. Господь сказал Адаму: «Возделывай сад Едемский», «Наполняйте землю, и обладайте ею», «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт., 2:16-17). Вот так, Бог смерть не создавал. Смерть есть результат сознательного выбора человека, его отход от Бога. Вместе со смертью (смерть — это повреждение человеческой природы, разрушение человека) все болезни, которые существуют — это проявление поврежденности человеческой природы как таковой, просто по определению. Не конкретно у этого человека. Вроде, раз он болеет много и сильно, значит, у него природа сильнее повреждена, а этот болеет меньше, значит, менее. Нет, природа, как таковая, повреждена. Но, в данном случае, больше проявляется нарушениями в организме у этого человека. У другого меньше проявляется, но нарушения все равно когда-нибудь проявятся, потому что нет бессмертных людей. Мы все равно когда-нибудь отойдем в мир иной: постареем и умрем. Младенец родился, он уже родился с каким-нибудь врожденным заболеванием или травму родовую получил, или еще что-то. Так получилось, так совпало, это не Господь ему эту болезнь послал.

Вы пишете про «болезни, данные в наказание человеку». Эта фраза требует разъяснения. Что это означает? В каком смысле «наказание»? И конкретному человеку или человечеству вообще? Конкретному человеку (фамилия, имя, отчество) даны болезни в наказание за конкретные грехи? Или это дано человечеству вообще за его греховность? И вообще, что значит «наказание»? Потому что в нашей культуре христианской «наказание» понимается как научение, вразумление, рассказ, наказ, показ». Это одно что-то, оно связано. Наказание — это вразумление, причем, сделанное с любовью, с целью исправления человека. Это не кара: ах, ты так! Ну вот тебе тогда за это! Нет, это не кара, это именно наказ. Поэтому в Писании есть такие слова: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает» (Евр., 12:6). Мы так же поступаем со своими детьми: наказываем не с целью выместить на них наше негодование, нашу злобу, а с целью добиться от них чего-то, чтобы они поняли что-то. За что Бог мучает болезнями невинных младенцев? Да не мучает Он их, Он с ними Сам страдает, я уверен. Ну вот так, куда деваться.

Читайте также:  Правда ли все болезни от стресса

Если часть болезней не по воле Божьей, а сами по себе, то почему Церковь утверждает, что Бог всемогущ? Всемогущество Божие не понимается Церковью как способность делать вообще, что хочу. Это иное. Бог много чего не может. Например, Он не может умереть, а мы можем; Он не может согрешить, а мы можем; Много чего Бог не может. Он не может перестать быть. Он не может даже не любить, потому что Бог есть Любовь. Много чего Бог не может. В том числе, Он не может вмешаться в нашу жизнь помимо нашей на то воли, с насилием над нашей свободой. Он этого не делает. Он предлагает, приглашает, призывает, но не вмешивается и не заставляет.

Например, Евангелие открываете, читаете заповеди Божьи. Он говорит: «Блаженны нищие духом… Блаженны кроткие…Блаженны алчущие и жаждущие правды… Блаженны милостивые…» и т.д. (Матф., 5:3-11). Он даже не говорит «делай так, так и так» или «не делай так и так». Он просто говорит: «Вот те люди, которые так поступают, и они блаженны». И все. А вы делайте выводы сами. Он приглашает, говоря: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф., 11:28). Он говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит и отворит дверь, войду к нему. Он не может войти, пока мы Ему сами не отворим. Так что, Бог всемогущ, но не в том смысле, что Он может делать все, что Ему захочется.

Допустим, Вы можете спросить: «Господь прекратил бы все болезни, скорби. Наступили бы мир и счастье. Было бы хорошо?» Это что означает? Давайте себе представим. Адам и Ева согрешили, а мы говорим, что Господь должен все отмотать назад. Как будто ничего и не было, никаких последствий вашего поступка нет. Того, что вы от Бога отвернулись, нет, что ваша природа повредилась, тоже нет. Господь сказал бы: «Давайте, я сейчас все быстренько исправлю, поправлю, как будто вы этого не делали». Нет, это был сознательный выбор людей. И Бог ничего с этим поделать не может. В результате данного сознательного выбора людей, в конце концов, Он Сам вынужден был сюда к нам прийти. Вынужден был воплотиться, жить вместе с нами и умереть на Кресте на Голгофе с тем, чтобы нас спасти от того, что мы сами натворили. Он испил Чашу до дна. И мы тоже, давайте, будем ее пить.

«Почему Бог допускает наличие подобного?» А какие у Него есть варианты? Никаких. У Него есть терпение, любовь, призвание нас, ожидание, что мы откликнемся, потому что насильно мил не будешь. Не может Он взять сейчас и что-то поправить. Посмотрите, как в Евангелии Христос себя ведет с больными людьми. Например, слепец сидит и кричит: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!» (Лк., 18:38). «Иисус спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя» Почему Христос сразу не подошел к нему и и не сказал: «Ты прозри! А ты, парализованный, все, давай вставай, возьми одр твой и ходи; а ты, согбенная женщина, давай – раз! – и исправим какие-нибудь диски межпозвоночные, вставим их в нужное место». Почему Он Сам так не шел и не исцелял всех подряд, почему Он этого не делал? Не делал, потому что человек, может быть, и не хочет. Многим людям нравится быть слепыми, это выгодно. Это сидеть и просить милостыню, ведь все дают! Ты просидел сорок лет, милостыню просил – тебе кусок хлеба дали. Христос подошел, исцелил – у тебя глаза открылись. Все, теперь тебе никто ничего не даст, бери лопату, иди копай. Кому понравится? Бывший слепой умеет, что ли, жить зрячим в этом мире? Христос не может действовать с насилием над нашей свободой. Вот таким образом.

Источник: https://molitvy.guru/interesno/bog-i-bolezn-bolezn-nakazanie-bogoborchestvo

Источник