За какие грехи господь посылает болезни

За какие грехи господь посылает болезни thumbnail

Вопрос:

Батюшка, подскажите, пожалуйста, за нарушение каких заповедей Господь посылает определенные болезни, например, рак? Или скажите где можно об этом почитать. Спасибо.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Болезни является результатом разрушительного действия греха на человеческую природу, как духовную, так и телесную. Здоровье предполагает полноту жизненных сил. Злоупотребляя свободой воли и преступая Божественные заповеди, человек отдаляется от единственного источника Жизни – Бога. Неизбежным следствием этого является состояние слабости и немощи. По неотвратимой жизненной логике человек, удалившийся от Бога, приближается к сатане. В Библии мы находим примеры губительного действия злых духов на здоровье людей. Говорят об этом и святые. Блаженная Синклитикия: много у дьявола острых орудий. Когда не победил он душу бедностью, – приносит богатство к обольщению. Не одолел ее обидами и поношениями, – расточает на нее похвалы и славу. Побежден здравием человека, – тело его поражает болезнями. Ибо, не могши обольстить его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, поражает человека тяжкими болезнями с тем, чтобы через сие в нерадивых помрачить любовь к Богу (Древний патерик. 7:23). В приведенном высказывании содержится мысль, которая находит подтверждение в многовековом духовном опыте: с каждым, подпавшим под власть демонов, они поступают избирательно. Тело одних удручают болезнью, чтобы привести их к унынию, озлоблению, а иногда даже к ропоту на Бога или хуле. Другим, напротив, они подают «исциления», чтобы расположить их к себе и взять в плен, из которого они выйти не могут. Сколько таких людей мы видим вокруг! Но независимо от того, какие средства индивидуально применяют злые духи, цель их только одна – привести человека к вечной смерти.

Иногда к тяжелой болезни демоны приводят и праведников по особому смотрению и попущению Бога. Сразу же вспоминается жизнь великого страстотерпца Иова Многострадального. В святом Евангелии рассказывается о дочери Авраама, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет (Лк.13:16). Попущено это было для того, чтобы на ней явилась слава Господня. Претерпевшему все страдания с покорностью воле Божией, дается мученический венец. Св. апостол Павел говорит о себе: И чтобы я не превозносился   чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (2Кор.12:7-9). Святитель Афанасий Великий в составленном им «Житии Антония Великого» рассказывает: Тогда вpаг, не стеpпя сего, даже боясь, что Антоний в коpоткое вpемя наполнит пустыню подвижничеством, является к нему однажды ночью со множеством демонов и наносит ему столько удаpов, что от боли остается он безгласно лежащим на земле. Как сам Антоний увеpял, весьма жестоки были его стpадания, и удаpы, нанесенные людьми, не могли бы, по словам его, пpичинить такой боли. Но по Божию Пpомыслу (ибо Господь не оставляет без пpизpения уповающих на Него), на следующий день пpиходит тот знакомый, котоpый пpиносил ему хлеб. Отвоpив двеpь и увидев, что Антоний лежит на земле, как меpтвый, взял и пеpенес его в хpам, бывший в селении, и положил там на земле. Многие из сpодников и из жителей селения окpужили Антония, как покойника. Демоны причиняли болезни и другим праведникам. Эта жестокая борьба кончалась полным поражением злых духов. Подвижники же, обретая духовные силы и опытность, совершенствовались.

Часто в постигающих нас болезнях ясно видна рука Божия. Любящий нас Господь желает всем блаженство в Царствии Небесном. Но многие люди не хотят идти путем спасения, пренебрегают заповедями, упорно коснеют в грехе. Знаки Божьего внимания они упорно не видят, человеческую помощь отвергают. Для больной души таких людей самым действенным лекарством являются тяжелые болезни. По учению святых отцов: Недуги посылаются Богом для здравия души (преп. Исаак Сирин). Св. Иоанн Лествичник пишет, что он видел страждущих, которые через телесный недуг избавились от страсти душевной. Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости (свят. Игнатий Брянчанинов). Людям, ведущим греховную жизнь и нерадеющим о своем спасении, Господь посылает болезни как жгучий, но целебный пластырь. Милосердный Господь не посылал бы нам никаких скорбей, но вся беда в том, что большинство из нас иначе и спасаться не умеет. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы, если бы они были здоровы (Свят. Феофан Затворник).

Читайте также:  Пахнет от члена тухлой рыбой это болезнь

Почему не всем грешникам посылаются тяжелые болезни? Потому, что Господь знает сердца людей. Некоторые противятся истине даже после постигших их испытаний. К имеющимся грехам они могут прибавить новые, еще более тяжелые: уныние, отчаяние, озлобление, ропот. Господь не желает усугублять их участь. В отношении и к таким людям ясно видно проявление Божественной любви.

Особо нужно сказать о телесных болезнях, которые нередко посещают святых и праведников. В этом проявляется забота Божия об их духовном совершенстве. Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то через сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, – и через огонь сделался чище (Св. Синклитикия). В Отечнике рассказывается об одном старце, который часто подвергался болезням. Случилось ему в течение одного года не болеть. Старец очень скорбел, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».

Здоровым людям надо всегда помнить, что болезни людей, с которыми мы связаны жизненными узами, имеют отношение и к нам. Господь дает нам возможность спасаться через дела любви и милосердия к страждущим и болящим. Никто не должен упускать такой возможности, которую дает нам Бог для спасения: был болен, и вы посетили Меня (Мф.25:36).

В наш век болезни умножились. В связи с этим вспоминаются пророчества древних старцев о тех, кому придется жить в последние времена. Неспособные уже на подвиги, они будут спасаться терпением скорбей и болезней. Чтобы этим путем войти в Царство Небесное, надо по-христиански нести тяжелые недуги, которые нас постигают. У некоторых духовно опытных старцев нашего времени можно встретить мнение о раковых болезнях как о тех недугах, которые ведут людей ко спасению, если они с верою и терпением будут к ним относиться. Об этом говорил старец Паисий Святогорец (Эзнепидис. 1924 – 1994). Сам он болел раком. «Сколько пользы принесла мне болезнь, столько не принесли и все годы подвижничнства», – сказал он однажды священнику Дионисию Тацису. Другой великий греческий старец Порфирий (1906 – 1991) в конце жизни рассказывал: «Когда я был моложе, просил у Бога, да пошлет мне раковую болезнь, да поболею ради любви Его. Когда сказал об этом своему старцу, – Нет, говорит он, – это – эгоизм. И я перестал просить. – Согрешил, Господи, – говорил. – По эгоизму просил сверх моих сил. Итак, теперь, после стольких лет, Он послал мне то, что я просил тогда. У меня ужасные боли. – Геронта, Вы обрадовались или расстроились? – Когда мне сказали об этом врачи после исследований, я обрадовался и сказал: «Слава Тебе, Боже. После стольких лет не забыл прошение мое. Рак у меня здесь, в гипофизе, на нем образовалась опухоль, которая давит на оптическую хиазму. Поэтому я стал плохо видеть. Этим глазом вижу немного свет. Другим вижу людей, как силуэты, но не вижу глазами характерные черты их. Язык мой стал толстым и далеким. Он мешает мне во рту, и голос мой изменился. У меня ужасные боли. Когда болит, терплю и молюсь. При сильной боли не могу молиться. Однако не ропщу и не жалуюсь» (Монах Агапий. Божественное пламя, зажженное в моем сердце старцем Порфирием).

   При постигшей нас болезни мы не должны пытаться объяснить ее каким-либо конкретным грехом. Во-первых, можем ошибиться. А самое главное – это неполезно. Нужно покаянно испытать свою совесть. Проверить всю нашу жизнь, прошлую и настоящую. Только исправление всей жизни поможет нам стяжать врачующую благодать. Если почувствуешь, что смущается болезнью душа. То скажи ей: эта болезнь не легче ли гиены, в которую впадешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении (Преп. Исаия Отшельник).

1 августа 2005 г.

Источник

Человеческая природа познала тление тогда же, когда познала и грех. Отпадение от Бога, нарушение единения и целости с Ним привели к тому, что человек стал болеть и умирать. К сожалению, такое нарушение изначальной человеческой природы неизменно и находится в каждом из нас. Господь дарует каждому человеку возможность спасти свою бессмертную душу, но нет человека, в котором не было бы греха.

Почему страдает человек

Если грех настолько нарушил природу человека, существует ли взаимосвязь тех или иных заболеваний с конкретными грехами, присущими конкретному человеку? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, потому что грехи человеческие бесчисленны, как песок морской. И если бы Господь проявлял бы к нам не милость, а справедливость — каждый из нас бы заслуживал тягчайших наказаний и тяжелейших болезней.

Чудеса исцеления Иисуса Христа

Но к счастью, так не происходит. Но в этом нет никакой человеческой заслуги. Только Господь Бог по великой своей милости ведет каждого из нас теми путями, которые лучше всего подходят для нашего спасения.

Читайте также:  Инвалидность при болезни паркинсона в украине

Болезнь не всегда является наказанием или прямым следствием какого-то одного конкретного греха. Мы не можем достоверно знать, почему Господь приготовил нам именно такой путь, но должны смиренно доверять Его Промыслу. В таком случае любая болезнь может принести большую духовную пользу человеку.

Таблица взаимосвязи грехов и болезней

Тем не менее, проследить определенную связь болезни и греха, к ней приведшего, возможно. Конечно, не нужно к подобной классификации относиться слишком строго. Это скорее некий ориентир, опираясь на который, человеку может стать понятнее, на какие грехи стоит обратить больше внимания, с чем бороться в первую очередь.

Далее приведем таблицу с перечнем некоторых заболеваний (как психических, так и соматических) и те греховные страсти, которые могут привести к недугу.

БолезньГрех или страсть
ШизофренияСамомнение, своеволие, излишняя самоуверенность
ЭпилепсияУпрямство, жестокосердие
ИстерикиТщеславие, жажда внимания и славы
ДепрессияУныние, неверие, не упование на Бога
Язвенная болезньТрусость, угодничество перед людьми или, наоборот, постоянный поиск конфликтных ситуаций
ТиреотоксикозЧрезмерное рвение, самонадеянность, вера в то, что человек сам может все. Противопоставляется этому умеренность во всем, упование на Господа
Ишемическая болезнь сердцаЖестокосердие, чрезмерные амбиции, желание получать большего, притязательность. Для борьбы нужно развивать в себе благодарность, скромность, самодисциплину
СПИДНаркомания, блуд, отсутствие целомудрия
Ожирение, сахарный диабетЧревоугодие, неумеренность в пище, гортаннобесие
Бесплодие и импотенцияПрелюбодеяние, блуд, грехи абортов
Неврозы и психозыСребролюбие, гнев, властолюбие
АстенияНеверие в Бога, леность, праздность

Этот небольшой перечень может быть пополнен еще множеством причинно-следственных связей. Важно понимать, что нельзя бороться с одним-единственным грехом, вызвавшим, вероятно, то или иное заболевание. Духовная составляющая человека -это очень тонкий мир, тут не действуют логические законы причины и следствия.

Молитвы во время болезни:

  • Молитва святому Целителю Пантелеймону о здравии
  • Молитва Луке Крымскому перед операцией
  • Молитва святому Николаю Чудотворцу об исцелении

Для того, чтобы получить исцеление как телесное, так и духовное, человек должен всесторонне позаботиться о своей душе. Необходимо каяться во всех своих совершенных грехах, которые мы можем припомнить, и стараться в целом исправить свою жизнь по христианским заповедям.

Борьба только с одной определенной страстью не даст никакого результата, да и не возможно преодолеть какой-либо грех без полного переосмысления всей своей жизни. Кроме того, в православной традиции можно часто услышать фразу, что мать всех грехов — гордыня. Поэтому, если мы не боремся со своими грехами, мы обязательно впадаем в гордыню. Эта смертельная страсть способна действительно привести человека не только к телесной смерти, но и к духовной погибели.

Как правильно лечиться

Еще какое-то столетие назад вполне нормальным вопросом, который доктор задавал пациенту, был: «Как давно вы исповедовались и причащались?». Такой вопрос никого не удивлял, потому что народ в массе своей был верующий, и если даже не сильно соблюдал все предписания веры, то, как минимум, не сомневался в их справедливости и необходимости.

Церковь считает, что причиной многих болезней является греховный образ жизни

Современная медицина, безусловно, совершила огромный рывок в изучении тех процессов, которые протекают в организме человека. Сегодняшние медицинские технологии, лекарственные средства, профессиональная подготовка кадров позволяют преодолевать те заболевания, которые столетие назад считались смертельными. Чего стоит одно лишь изобретение антибиотиков в середине ХХ века, которое спасло тысячи и тысячи человеческих жизней во всем мире.

Тем не менее, современная медицина, к сожалению, все дальше и дальше уходит от духовных аспектов и сути заболеваний. Вера в Бога никак не учитывается в подходах к лечению пациента. Хорошо, если заболевший человек сам понимает, что даже волос не упадет с его головы без Воли Господа, не то что болезнь не приключится. Но очень часто бывает, что пациент изо всех сил лечится, меняет специалистов, прибегает к самым передовым и прогрессивным методикам, а результата не ощущает. А все дело в том, что такой человек совершенно забыл, что он состоит не только лишь из одного тела. У него еще есть душа, дарованная Господом, которая страждет.

Интересно! История нашей Церкви имеет немало примеров, в том числе и официально задокументированных, когда искренняя молитва с верой и упованием на Господа поистине творила чудеса.

Исцелялись даже самые безнадежные больные, и таких примеров очень много. Все это говорит о том, что истинным врачевателем душ и телес является Господь Бог.

Читайте также:

  • Десять заповедей Божьих в православии
  • Заповеди блаженства Иисуса Христа
  • Восемь смертных грехов в православии

Тем не менее, это совсем не означает, что за исцелением не нужно обращаться к врачам, но только к Богу. Такой радикальный подход встречается у очень ревностных христиан, однако он часто основан на большой гордости. Такие люди считают себя достойными видимого и явного Божьего чуда, в то время как Господь часто действует прикровенно — как раз через руки врачей.

Читайте также:  Можно ли при болезни поджелудочной железы есть красную икру при

Православный христианин не должен впадать в крайности. Безусловно, в любой болезни и немощи нужно исповедоваться, причащаться, молиться, идти в храм. Но при этом необходимо и обращаться к врачам, выполнять их назначения и рекомендации с молитвой и верой, что Господь таким путем поможет в выздоровлении.

Все ли болезни — наказание за грехи?

Говоря о взаимосвязи конкретного заболевания и греха, встает вопрос — а всегда ли существует такая очевидная связь? Всегда ли болезнь — это наказание за грех, или Господь может посылать нам подобное испытание для чего-либо другого?

Святые отцы уверяют нас, что далеко не всегда болезнь — это наказание. Всемилостивый Господь очень часто не наказует своих чад, ведя их другими, только Ему ведомыми, путями ко спасению.

По учению святых отцов, нет никаких духовных препятствий пользоваться достижениями медицины

Так, святой старец Варсонофий в одном из своих писем к болящему духовному чаду писал, что бывают недуги, посланные для испытания. Человек, который в своей жизни не столкнулся с подобными испытаниями и трудностями, остается неопытным, не повзрослевшим. Такой человек легко впадает в искушения, его легко соблазнить. Для того, чтобы закалить в вере и духе такого христианина, Господь и может посылать болезни.

Первостепенное значение в таких испытаниях приобретает наше терпение. Если человек может нести свой Крест смиренно, с терпением и упованием на Бога, без ропота и смущения — он получает огромную духовную пользу. Конечно, это очень сложный и тяжелый путь, но Господь никогда не дает испытаний сверх меры.

Преподобного старца Паисия Святогорца однажды спросили, почему на долю одних людей выпадает множество испытаний, а другие живут, и горя не знают. Старец ответил, что те, кому приходится много претерпевать уже в этой земной жизни, должны радоваться, поскольку они тем самым облегчают свою участь загробную. По словам Писания, Господь тех наказует, кого любит. Только к наказанию этому надо относиться как к великому благу, приводящему нас ко спасению.

Еще о причинах болезней

Помимо общих грехов, присущих человеку по его падшей природе, на болезненность накладывает отпечаток и то время, в которое мы живем. Да, сегодня удалось победить смертельные эпидемии, которые еще в Средние века убивали людей десятками тысяч. Но сегодня наша повседневная жизнь, как никогда, наполнилась стрессами и унынием. И если мы не имеем твердого основания в вере, нам очень сложно будет эти стрессы преодолевать.

По словам святителя Иоанна Златоустого, даже в самые тяжелые времена человек может пребывать в спокойствии и умиротворении, если его мысли направлены к Богу. Мы можем и должны понуждать себя противостоять суете и искушениям современного мира, не забывать о Боге. Это непросто, но если сделать хотя бы первые шаги — Господь всегда поможет и человек почувствует радость и мир в душе.

И, с обратной стороны, человеку, который не вспоминает о Боге, совершенно естественно мучаться, жить в постоянной тревоге, сомнениях, терзаниях. Неудивительно, что рано или поздно такое самоощущение выльется в физические или психические заболевания.

Святитель Иоанн также подчеркивает, что особенно приводят к болезненности таки страсти, как чревоугодие, пьянство, леность. Можно сказать, что бездействующих, праздный человек, проводящий всю свою жизнь в комфорте и расслаблении, более подвержен болезням. Это прекрасно демонстрирует наше современное общество — несмотря на очевидный прогресс медицины, здоровье людей в общей массе стало хуже, нежели 1-2 столетия назад. Раньше люди больше трудились, жили в более стесненных условиях, которые не позволяли впадать в излишнее расслабление.

Победа над страстями доставляет спокойствие душе и здоровье телу

Излишнее стремление к комфорту вредит не только душе человека, но и его телу. Ожирение, избыточное неправильное питание, проблемы со щитовидной железой и органами пищеварения — эти заболевания давно перестали быть редкостью. Только вот Бог их посылает в наказание, или человек сам себе их создает своим образом жизни, поступками, мышлением?

Немного о пользе болезней

Что же означает правильное отношение к болезни? Прежде всего, православный христианин должен помнить, что недуг — это посещение Божье.

Важно! По словам Исаака Сирина, болезнь тела может и должна способствовать выздоровлению души.

Прекрасный пример — евангельский расслабленный, исцеленный Христом. Этот человек много лет нес искушение недугом, но зато именно на нем стала очевидна Божья милость и великое чудо.

К сожалению, современному человеку очень трудно правильно относиться к недугам, поскольку мы сделали целью жизни не Бога, а максимальный комфорт и удобство. Конечно, никакие болезни не вписываются в такие стандарты. Но, возможно, они нам для того и даются, чтобы мы хотя бы на этот период задумались, а как и чем мы живем. И хотя бы немного повернулись к Богу, раскрыли ему свою душу.

О том, что болезни не всегда означают наказания за грехи, подтверждают и святые отцы. Многие из них на себе испытали очистительную силу телесный заболеваний. Так, святой Паисий Святогорец болел онкологией, и однажды сказал, что эта его болезнь дала ему больше, нежели все годы монашества.

Как бы ни хотели всегда жить комфортно, нет ни одного человека, который не столкнулся бы с проблемами со здоровьем. И только от нас самих зависит, приобретем ли мы этим испытанием какую-либо пользу для своей души, или же, напротив, погибнем и душой, и телом.

Связаны ли грехи и болезни? Протоиерей Андрей Ткачёв

Источник