Задача по терапии с ответами мочекаменной болезни

Задача по терапии с ответами мочекаменной болезни thumbnail

Выполняется цистоскопия. Под визуальным контролем к камню через цистоскоп подводится электрод (в случае электрогидравлического дробления) или сонотрод (в случае ультразвукового дробления) или световод (в случае лазерного дробления) и проводится процедура контактной фрагментации камня с последующим удалением фрагментов специальным приспособлением.

Для механического дробления камня мочевого пузыря по уретре вводится цистолитотриптор, под визуальным контролем камень захватывается браншами и производится его дробление (рис.3-6).

Задача по терапии с ответами мочекаменной болезни

Рис. 3-6. Дробление камня в мочевом пузыре при помощи механического цистолитотриптора

После элиминации конкремента из мочевой системы пациентам проводится метафилактика в зависимости от выявленных факторов риска образования конкрементов и нарушений метаболизма.

В результате изучения темы «Мочекаменная болезнь» студенты должны ЗНАТЬ:

1. Факторы, способствующие камнеобразованию.

2. Клиническую картину почечной колики и оказание помощи больным.

3. Рентгенологические особенности диагноза камня почки.

4. Принципы современного хирургического лечения больных с камнями почки.

5. Принципы дистанционной ударно-волновой литотрипсии.

6. Показания к дроблению камня мочевого пузыря.

Студенты должны УМЕТЬ:

1. Собрать анамнез у больного с мочекаменной болезнью.

2. Пальпировать почки.

3. Оценивать состояние мочевых путей по данным обзорной урографии и экскреторной урографии.

4. Трактовать эхоскопическую картину при конкрементах почки и мочевого пузыря.

Ситуационные задачи по теме
«Мочекаменная болезнь»

Задача 1. Больной С., 65 лет, жалуется на появление позывов к мочеиспусканию при ходьбе и тряской езде. Иногда происходит прерывание струи мочи.

1. Ваш предположительный диагноз?

2. Что Вы предлагаете для его подтверждения?

3. Какую терапию предлагаете?

Ответ: 1. Можно предположить камень мочевого пузыря.

2. Для уточнения диагноза целесообразно выполнить ультразвуковое исследование мочевого пузыря, цистоскопию и обзорную урографию. Исследования позволят выявить камень в мочевом пузыря и доброкачественную гиперплазию простаты (аденому простаты)

3. При обнаружении камня мочевого пузыря традиционным методом лечения является цистолитотрипсия. При сочетании камня мочевого пузыря с ДГПЖ или склерозом шейки мочевого пузыря выполняется цистолитотомия с аденомэктомией или клиновидной резекцией шейки мочевого пузыря, т.к. эти заболевания затрудняют отток мочи и способствуют камнеобразованию. Может быть выполнена эндоскопическая операция: трансуретральная резекция простаты и трансуретральная цистолитотрипсия.

Задача 2. У больной С., 27 лет, внезапно появились острые боли в поясничной области слева, иррадиирущие в бедро; поведение больной беспокойное, мочеиспускание учащено. Анализ мочи без патологических изменений.

1. Ваш предположительный диагноз?

2. Ваши диагностические мероприятия?

3. Лечебная тактика.

Ответ: 1. Мочекаменная болезнь (камень левого мочеточника), почечная колика слева.

2. Ультразвуковое исследование почек. Расширение полостной системы левой почки будет свидетельствовать о нарушении оттока мочи. Хромоцистоскопия, обзорный снимок мочевой системы. При хромоцистоскопии индигокармин из устья левого мочеточника в течение 10 минут не будет выделяться, на обзорной урограмме в проекции мочевых путей слева может быть выявлена тень, подозрительная на конкремент.

3. При подтверждении диагноза для купирования почечной колики показано внутривенное введение 5 мл баралгина и тепловые процедуры (грелка на поясничную область или теплая ванна) или применение нестероидных противовоспалительных средств. При камне мочеточника диаметром более 5 мм ставится вопрос об экстренной ДУВЛ.

Задача 3. У больного К., 40 лет, в течение трех дней отмечаются боли в пояснице справа, сопровождающиеся повышением температуры тела до 39-40°С, ознобами. Из анамнеза известно, что год назад обнаружен камень в верхней трети правого мочеточника размером 1х1,5 см. Тогда же была предложена операция, от чего пациент отказался.

Объективно: состояние тяжелое, вял, адинамичен. Артериальное давление 110/80 мм рт.ст. Живот мягкий, резко болезненный в правом подреберье. Симптом Пастернацкого резко положителен справа.

В анализе крови нейтрофилов 16х106/л, палочкоядерных нейтрофилов 21%. В анализе мочи лейкоциты покрывают густым слоем все поля зрения.

1. Ваш диагноз?

2. Какие обследования Вы считаете необходимым провести для подтверждения Вашего предположения?

3. Какую терапию предлагаете?

Ответ: 1. Мочекаменная болезнь (камень правого мочеточника), обструктивный правосторонний острый гнойный пиелонефрит.

2. Ультразвуковое исследование почек, обзорную урограмму и экскреторную урограмму.

3. При подтверждении диагноза традиционным лечением является срочное оперативное вмешательство: нефростомия + декапсуляция почки + уретеролитотомия (при локализации камня в верхней или средней трети мочеточника), при локализации камня в нижней трети мочеточника только нефростомия + декапсуляция почки. После операции интенсивная антибактериальная, противовоспалительная и дезинтоксикационная терапия.

Контрольные вопросы по теме

«Мочекаменная болезнь»

1. Роль уростаза и хронического пиелонефрита в камнеобразовании.

2. Основные симптомы почечно-каменной болезни.

3. Рентгенологические методы диагностики камня мочеточника.

4. Ультразвуковая диагностика камней мочевой системы.

5. Показания к дистанционной литотрипсии, принцип действия дистанционных литотрипторов.

Рекомендуемая литература по теме
«Мочекаменная болезнь»

1. Вощула В.И. Мочекаменная болезнь: этиология, патогенез, оечение и профилактика. – Минск, 2005.

2. Савченко Н.Е., Нечипоренко Н.А. Учебно-методическое пособие по урологии. – Минск, 2000. – 239.

3. Урология (учебник для ВУЗов). (Ред. Н.А. Лопаткин), Москва, 2002. – 516с.

4. Филиппович В.А. Диагностика и современные методы лечения мочекаменной болезни (Пособие для студентов лечебного факультета) – Гродно, 2007. – 42с.

Читайте также:  Нии глазных болезней уфа авроры телефон регистратура

5.Филиппович В.А. Лекции по урологии. (Пособие для студентов лечебного и медико-психологического факультетов). – Гродно, 2008. – 210с.

Источник

Пациентка П., 24 лет.

Поступила в отделение с медицинским диагнозом: хр. пиелонефрит, обострение. Предъявляет жалобы на тупые, постоянные, ноющие боли в поясничной области слева, головную боль, озноб, учащенное болезненное мочеиспускание малыми порциями каждые 2-3часа.

Больна в течение 3 лет, с ежегодными обострениями в осенне-зимний период. Настоящее обострение связывает с переохлаждением (была легко одета). Отмечает аллергическую реакцию в виде сыпи на антибиотики группы пенициллина. Работает секретарем.

Объективно: кожа бледная, веки отечны. t 37,80С, АД 120/80 мм рт. ст., ЧСС 88 в мин., ЧДД 18 в мин.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните пациентке правила подготовки к экскреторной урографии.

3. Продемонстрируйте на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у женщины.

Эталон ответа

Настоящие проблемы:

— дефицит самообслуживания, связанный с болями в пояснице, головными болями, ознобом;

— дефицит знаний о своем заболевании.

Потенциальные проблемы:

— риск присоединения восходящей генитальной инфекции;.

— риск развития ХПН;

— риск аллергической реакции.

Приоритетная проблема: дефицит самообслуживания.

Цель: пациентка будет справляться с активностью повседневной жизни с помощью медицинской сестры.

План

Мотивация

1. Режим постельный, положение в постели, преимущественно лежа на спине или на правом боку, повязать шаль (шарф) на поясницу.

Создать оптимальные условия для работы почек (улучшение микроциркуляции, оттока), уменьшить болевой синдром.

2. Диета. Стол № 5. Соль не ограничивать. Количество жидкости увеличить до 2,5 – 3 литров за счет клюквенного, брусничного морсов, отваров мочегонных трав, мин. воды – «Обуховская», «Славяновская». Морковный сок – 100 мл/сут, отвар шиповника. Обязательно включить кисломолочные продукты, содержащие живые культуры.

Полноценное питание, обеспечивающее повышение защитных сил организма. Увеличение пассажа мочи, санация мочевых путей, подкисление мочи. Восстановление почечного эпителия.

Борьба с дисбактериозом.

3. Создание условий для частого опорожнения мочевого пузыря.

Создание комфортных условий.

Профилактика инфекций.

4. Регулярно проводить гигиенические мероприятия.

Профилактика урогенитальной инфекции.

5. Осуществлять уход при ознобе: тепло укрыть, напоить теплым чаем (отваром шиповника), грелки к ногам.

Уменьшить спазм сосудов кожи, увеличить теплоотдачу.

6. Объяснить пациентке необходимость соблюдения назначенного режима, диеты и проводимого лечения.

Адаптировать к условиям стационара, включить в процесс выздоровления.

7. Контроль самочувствия, Т, АД, ЧСС, ЧДД, диуреза, стула.

Контроль динамики состояния.

Оценка: пациентка справляется с активностью повседневной жизни с помощью м/с Цель достигнута.

Студент доступно объясняет правила подготовки к экскреторной урографии.

Студент демонстрирует на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у женщин.

Задача № 48

На амбулаторный прием обратилась пациентка Д., 54 л., с диагнозом мочекаменная болезнь, оксалатные камни. Жалобы на периодические приступообразные боли в поясничной области, боли в конце мочеиспускания после употребления в пищу квашеной капусты, клюквы, лимонов, черной смородины. Последний раз на приеме была год назад, диету не соблюдает, лекарств никаких не принимает.

Объективно: рост 165 см, вес 90 кг, ЧСС 80 в мин, АД 150/100 мм рт. ст. (р.д. 140/90 мм рт. ст.), ЧДД 18 в мин.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Проведите беседу с пациенткой о приемах самопомощи при приступе почечной колике.

3. Продемонстрируйте на муляже технику применения грелки на поясничную область.

Эталон ответа

Настоящие проблемы:

— дискомфорт, связанный с дизурией и с болями;

— неадекватное отношение к состоянию своего здоровья;

— дефицит информации о питании.

Потенциальные проблемы:

— риск развития пиелонефрита и др. гнойных осложнений;

— риск развития почечной колики и ОПН;

— риск развития гидронефроза почки.

Приоритетная проблема: неадекватное отношение к состоянию своего здоровья.

Цель: пациентка продемонстрирует понимание необходимости соблюдения рекомендаций врача, знания об особенностях режима и диеты при ее заболевании к концу беседы с м/с.

План

Мотивация

1. Режим – амбулаторный, щадящий.

Избегать подъема тяжестей, вибрации, работы в наклон.

Предупредить возникновение почечной колики.

2. Диета № 8.

Исключить продукты, богатые щавелевой и аскорбиновой кислотой: яблоки, кислую капусту, кислые ягоды и т.д.

Питьевой режим – количество жидкости увеличить до 2 – 2,5 литра в день, но строго следить за АД, при повышении на 10 –15 мм рт. ст. от рабочего – жидкость ограничивать по диурезу.

Ограничить калорийность, снизит массу тела.

Уменьшить кристаллурию и риск образования оксалатных камней.

Уменьшить концентрацию мочи, предупредить дальнейшее образование оксалатных камней, но не допустить развития гипертонического криза.

Читайте также:  Что может быть за болезнь при симптомах боль в пояснице

3. Побеседовать с пациенткой и ее родственниками о необходимости соблюдения режима и диеты.

Включить в процесс лечения и выздоровления, не допустить развития осложнений.

4. Контроль диуреза, t, АД, ЧСС, ЧДД.

Контроль динамики состояния.

Оценка: пациентка демонстрирует понимание необходимости соблюдения рекомендации врача, знания об особенностях режима и диеты при ее заболевании. Цель достигнута.

Студент доступно проводит беседу с пациенткой о приемах самопомощи при приступе почечной колике.

Студент демонстрирует на муляже технику применения грелки на поясничную область.

Задача № 49

В отделении 2-е сутки находится пациентка Н., 22 г., с диагнозом сахарный диабет I типа, впервые выявленный. Жалобы на слабость, сухость во рту, жажду, учащенное безболезненное мочеиспускание, кожный зуд. Всегда считала, что сахарный диабет – болезнь пожилых людей. Любит сладости, фрукты. Замужем, детей нет.

Объективно: кожа сухая со следами расчесов, отеков нет. Рост 164 см, масса тела 58 кг., АД 120/80 мм рт. ст., ЧСС 78 в мин., ЧДД 16 в мин., диурез 3 литра.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Обучите пациентку правилам взятия мочи на сахар.

3. Продемонстрируйте технику введения инсулина в область плеча.

Эталон ответа

Настоящие проблемы:

— дискомфорт из-за жажды, кожного зуда, учащенного мочеиспускания;

— дефицит информации.

Потенциальные проблемы:

— риск развития гипергликемической комы;

— риск развития гипогликемической комы;

— риск инфицирования из-за повреждения кожи и снижения иммунитета;

— риск развития восходящей урогенитальной инфекции;

— риск развития сосудистых осложнений (потеря зрения, «диабетическая почка», «диабетическая стопа»);

— риск развития парадонтоза, потери зубов;

— риск невозможности иметь детей.

Приоритетная проблема: дефицит информации.

Цель: пациентка продемонстрирует знания о принципах рационального образа жизни при ее заболевании.

План

Мотивация

1. Режим палатный, щадящий (избегать физических и психоэмоциональных нагрузок).

Предупредить развитие осложнений (комы).

2. Диета № 9, с полным исключением легкоусваеваемых углеводов.

Уменьшить риск развития осложнений.

3. Обучение уходу за кожей, промежностью, ногами, полостью рта (исключить использование жестких зубных щеток, полоскать 1% содовым раствором).

Профилактика присоединения вторичной инфекции.

4. Беседы о заболевании, необходимости соблюдения назначенного режима, диеты, правилах ухода за полостью рта, ногами, ногтями.

Адаптировать пациентку к болезни и лечению, включить её в процесс выздоровления.

5. Обучение технике введения инсулина, правилам самоконтроля сахара крови и мочи.

Адаптировать пациентку к новым условиям, сохранить ее независимость и качество жизни.

6. Контроль состояния кожи, полости рта, ног, уровня сахара крови и мочи, гемодинамики.

Контроль динамики состояния.

Оценка: пациентка демонстрирует знания о принципах рационального образа жизни при ее заболевании. Цель достигнута.

Студент доступно объясняет пациентке правила взятия мочи на сахар.

Студент демонстрирует на муляже технику введения инсулина.

Задача № 50

В стационаре находится пациентка П., 59 л., диагноз: сахарный диабет II типа, ангиопатия нижних конечностей. Жалобы на боли в икроножных мышцах при ходьбе на небольшие расстояния, зябкость стоп, зуд кожи, учащенное мочеиспускание (ночью встает 2 –3 раза). Больна около 10 лет, лечится нерегулярно, любит выпечку.

Объективно: кожа сухая, со следами расчесов, бледная и холодная на ощупь на стопах. Рост 156 см, масса тела 73 кг, АД 150/70 мм рт. ст., ЧСС 76 в мин, ЧДД 18 в мин, Т 36,80С, сахар крови 9,2 ммоль/л.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Обучите пациентку правилам ухода за стопами при сахарном диабете.

3. Продемонстрируйте на муляже технику измерения АД.

Эталон ответа

Настоящие проблемы:

— дефицит самообслуживания;

— неадекватное отношение к состоянию своего здоровья.

Потенциальные проблемы:

— риск развития гипогликемии;

— риск развития гипергликемии;

— риск развития диабетической гангрены;

— риск развития инфекционных осложнений;

— риск развития (или прогрессирования) ХПН.

Приоритетная проблема: неадекватное отношение к состоянию своего здоровья.

Цель: пациентка будет следовать врачебным рекомендациям относительно особенностей режима, питания, ухода за кожей и слизистыми при ее заболевании.

План

Мотивация

1. Режим – палатный.

Уменьшение нагрузки на ноги.

2. Диета – стол № 9 с расчетом калорийности по идеальной массе тела.

Снижение массы тела, обеспечение необходимыми питательными веществами.

3. Обучение уходу за кожей, полостью рта, стопами (при зябкости грелки не давать – только теплые носки), промежностью.

Профилактика травм, развития гангрены, присоединения инфекции.

4. Беседа о необходимости соблюдения диеты, о расчете калорийности питания по идеальной массе и физической нагрузке, о расчете углеводов по ХЕ, о важности регулярного лечения и самоконтроля уровня сахара.

Включить пациентку в процесс лечения. Предупредить развитие и прогрессирование осложнений.

5. Контроль состояния кожи, стоп, уровня гликемии, глюкозурии, гемодинамики.

Читайте также:  Болезни бассейна и как они выглядят

Контроль динамики состояния.

Оценка: пациентка следует врачебным рекомендациям относительно особенностей режима, питания, ухода за кожей и слизистыми при ее заболевании. Цель достигнута.

Студент доступно обучает пациентку правилам ухода за стопами при сахарном диабете.

Студент демонстрирует на статисте технику измерения АД.

Задачи по оказанию доврачебной помощи

при неотложных состояниях в терапии с эталонами ответов

Date: 2015-07-23; view: 4085; Нарушение авторских прав

Источник

^
1.Мочекаменная болезнь, приступ почечной колики.

Обоснование:

1) данные анамнеза:


  • приступ резкой боли в пояснице справа и в правой половине живота, иррадирующей в паховую область и правое бедро, частое мочеиспускание;

  • наличие подобного приступа в анамнезе, макрогематурия после купирования приступа;

2) объективные данные :


  • при осмотре: беспокойство больного, поиск удобного положения для уменьшения боли;

  • при пальпации: болезненность живота в правой половине, резко положительный симптом Пастернацкого справа.

2. Общий анализ крови: при присоединении воспаления отмечается лейкоцитоз, увеличение СОЭ, общий анализ мочи: кристаллы солей, ультразвуковое и рентгенологическое исследование почек.

3. Гидронефроз, пиелонефрит, почечная недостаточность.

4. Пациент нуждается в оказании неотложной помощи и госпитализации в хирургический стационар.

Неотложная помощь: сухое тепло на область поясницы, теплые ванны, анальгетики и спазмолитики.

^ :

Режим полупостельный.

Диета в зависимости от состава камней.

При явлениях воспаления ‑ антибактериальные препараты.

Спазмолитики и анальгетики.

Тепло на поясничную область.

Прогноз в отношении жизни благоприятный при отсутствии осложнений и эффективном лечении.

Профилактика:

первичная:


  • своевременное лечение воспалительных заболеваний почек и мочевыводящих путей;

  • устранение факторов, способствующих застою мочи ;

  • рациональное питание;

вторичная:


  • диспансерное наблюдение за пациентами с мочекаменной болезнью;

  • диетические рекомендации в зависимости от состава камней;

  • обильное питье, чтобы суточный диурез составлял 2-3 л;

  • при фосфатных камнях и щелочной реакции мочи назначают углекислые минеральные воды (Нафтуся, Арзни), кисломолочные продукты, мясо в умеренном количестве;

  • при уратных камнях назначают щелочные минеральные воды (Ессентуки № 4 и № 17, Боржоми, Славяновская, Смирновская), преобладание овощей и ограничение мяса;

  • при наличии оксалатных камней назначают слабоминерализованные воды (Ессентуки № 20, Нафтуся, Саирме);

  • пища должна содержать повышенное количество витаминов А и Д;

  • фитотерапия;

  • возможно проведение литотрипсии (дробления камней);

  • оперативное лечение.

5. Техника катетеризации мочевого пузыря ‑ согласно алгоритму действия.

Задача 5

Фельдшер вызван на дом к больной Н., 42 лет. Жалобы на постоянную головную боль, отсутствие аппетита, постоянную тошноту, периодическую рвоту, понос, общую резкую слабость. Впервые заболела 8 лет назад, получала стационарное лечение, лежала в больнице в связи с обострениями. Во время обострения, со слов больной, были отеки на лице, на ногах, повышалось АД. Были изменения в моче, но какие ‑ больная не помнит. Хуже стало 10 дней назад. Усилились головные боли, появилась тошнота, рвота, понос.

Объективно: температура 37,30С. Общее состояние тяжелое, лицо одутловатое. Резкое похудание, кожа бледная, с пергаментным оттенком, сухая, изо рта запах аммиака. Дыхание ослабленное, в нижних отделах определяются единичные влажные хрипы. ЧДД 24 в мин. Левая граница относительной сердечной тупости на 1 см кнаружи от среднеключичной линии. Тоны сердца глухие, акцент 2-го тона на аорте. Пульс 76 в мин., ритмичный, напряженный. АД 170/100 мм рт.ст. Язык обложен белым налетом. Живот мягкий, болезненность при пальпации в эпигастральной области.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения.

4. Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике заболевания.

5. Продемонстрируйте технику промывания желудка.

Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconСитуационные задачи на экзамен для лечебного, медико-диагностического…

Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология icon«здоровье населения»
Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconЭталоны ответов на ситуационные задачи №1-101 по внутренним болезням
Анемический синдром, болевой синдром, синдром почечной недостаточности, гиперпротеинемический синдромПроблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconПропедевтика хирургической стоматологии. Модуль Тестовые задания (тесты, ситуационные задачи)
По данным дентальной рентгенограммы в области апекса корня определяется округлый очаг деструкции костной ткани (0,3 Х 0,4см) с чёткими…Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconКафедра пропедевтики внутренних болезней и терапии модуль «сестринская…
Объективно: температура 38,2°, лицо отечное, чд 22 в 1 минуту, пульс 98 в 1мин., напряженный, ад 160/110 мм рт ст. Вес 68 кг, рост…Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconСитуационные задачи к итоговому №1 по частной микробиологии
Райта. Через сутки питательная среда осталась стерильной, реакция Райта отрицательна. На этом основании диагноз «бруцеллез» был снят….Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconОперативная хирургия
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной (внеаудиторной) работы по оперативной хирургии и хирургической анатомии…Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconДеякі методисти розглядають проблемність як метод, що, напевне, не…
Деякі методисти розглядають проблемність як метод, що, напевне, не зовсім вірно. Проблемно можна прочитати лекцію ( в межах репродуктивного…Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconХирургическая анатомия верхней
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной (внеаудиторной) работы по оперативной хирургии и хирургической анатомии…Проблемно-ситуационные задачи Пульмонология iconХирургическая анатомия и оперативная
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной (внеаудиторной) работы по оперативной хирургии и хирургической анатомии…

Источник