Замените словосочетание человеческой болезнью построенное на

Замените словосочетание человеческой болезнью построенное на thumbnail

(1)Ртуть – уникальный химический элемент. (2)Это единственный жидкий металл. (3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (4)В действительности же уникальность ртути исчезла в тот самый день, когда Маргарита Пере, ученица М. Склодовской-Кюри, открыла новый элемент и назвала его в честь своей родины францием. (5)Плавясь при температуре 8 °С, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом. (6)Все мы знаем об этом со школьных лет.

2Укажите варианты ответов, в которых верно указано сказуемое в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) ртуть (предложение 1)

2) неизменно (предложение 3)

3) устранил монополию (предложение 5)

4) открыла и назвала (предложение 4)

5) знаем (предложение 6)

3Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые.

Замечательные черты (1) М.В. Ломоносова (2) выделявшие его (3) среди многих великих современников (4) заключались в несокрушимой воле (5) и тяге к знанию (6) заставившей его (7) в возрасте 19 лет (8) пешком отправиться из Архангельска в Москву.

4Синтаксический анализ. Замените словосочетание «реки Сибири», построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЦИРКУЛЬ – в корне слова после Ц пишется буква И, кроме корней слов-исключений.

2) РАЗВЕЯННЫЕ (по ветру)– в полной форме страдательного причастия пишется НН.

3) ВСЛЕДСТВИЕ (засухи) – наречие, образованное от имени существительного, пишется с буквой Е на конце.

4) ПОХОЖ – в кратких прилагательных с основой на шипящую буква Ь на конце не пишется.

5) ЗАПЕЧЁННАЯ (картошка) – в корне причастия после шипящих под ударением пишется Ё, а не О.

(1)Коля Луковкин лежал в пустом лагерном изоляторе и страдал. (2)Страдал от насморка, который мешал дышать, спать, читать и всё время требовал, чтобы Коля чихал.

(3)От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый. (4)Но больше, чем от хвори, Коля Луковкин страдал от одиночества. (5)Соседние койки были аккуратно заправлены, подушки белели свежими сугробами. (6)Никто не хотел составить Коле компанию. (7)Все были здоровы.

(8)За стенами изолятора шла обычная лагерная жизнь, но Коле Луковкину она представлялась прекрасной и заманчивой. (9)Ему казалось, что там сейчас происходит что-то очень важное, из ряда вон выходящее, а о нём все забыли. (10)И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда. (11)Он чувствовал себя пленником, заточённым в глухую, высокую башню и прикованным цепью.

(12)У Коли Луковкина пропал аппетит. (13)Расхотелось читать. (14)Он лежал на койке и смотрел в потолок. (15)Серые трещинки, разбежавшиеся по потолку, напоминали реки Сибири. (16)Коля разглядывал их. (17)Одной трещинке он присвоил имя Иртыша, другой – Лены… (18)И тут дверь скрипнула. (19)Коля оторвал взгляд от сибирских рек и увидел Смирнову.

(20)Смирнова была девчонкой из их отряда. (21)Белобрысенькая, невидная, ничем не примечательная. (22)Коля Луковкин удивлённо посмотрел на Смирнову, не зная, радоваться или шугануть её…

– (23)Здравствуй, – сказала Смирнова.

– (24)Здравствуй, – отозвался больной.

– (25)Как твоё здоровье?

– (26)Хорошо, – ответил Коля и два раза чихнул.

– (27)Наш отряд передаёт тебе привет.

– (28)Спасибо. (29)Апчхи!

(30)Смирнова говорила сухо, как по писаному. (31)Она, видимо, получила задание: навестить больного товарища. (32)И теперь выполняла поручение без всякого энтузиазма.

(33)Но Коля Луковкин неожиданно почувствовал себя человеком значительным. (34)О его здоровье справляются, ему передают привет. (35)Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. (36)Ранен. (37)Попал в госпиталь. (38)И отряд передаёт ему привет.

– (39)Вот тебе черника, – сказала Смирнова и поставила на деревянную тумбочку кружку, наполненную влажной черникой с мелкими зелёными листочками, прилипшими к ягодам. (40)До этого она держала кружку за спиной, и Коля не видел, что она пришла с подарком.

– (41)Спасибо! – сказал мальчик и, взяв из кружки ягодку, отправил её в рот. – (42)Вкусно!

– (43)Ешь на здоровье, – сказала Смирнова.

(44)Коля Луковкин посмотрел на белобрысую девчонку и вдруг почувствовал прилив тепла. (45)Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное. (46)Но вместо этого (он не сообразил, что именно сказать!) Коля протянул Смирновой кружку с черникой:

– (47)Ешь, пожалуйста.

– (48)Спасибо, не хочу, – сдержанно сказала Смирнова, – тебе надо для здоровья.

– (49)Я скоро поправлюсь, – пообещал мальчик и так некстати чихнул.

– (50)Ну, пока, – сказала Смирнова и выскользнула за дверь.

(51)Коля хотел сказать: «Куда ты? (52)Посиди немного. (53)Поговорим!» – но белая дверь изолятора закрылась.

(54)Коля откинулся на подушку, посмотрел на реки Сибири и перевёл взгляд на белую кружку с чёрными ягодами.

(55)Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство, как будто бы ему только что вручили не кружку с черникой, а какую-то большую награду.

(56)Он ел не торопясь, растягивая удовольствие. (57)И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни – от одиночества…

(По Ю. Яковлеву*)

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

6 Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера
ответов.

1) Коля Луковкин лежал в изоляторе и страдал не только от простуды, но и от одиночества.

2) Навестить Колю пришла его лучшая подруга в отряде – Смирнова.

3) Разговор со Смирновой помог Коле Луковкину понять, что его не забыли ребята, что он не одинок.

4) Смирнова дала Коле волшебные таблетки, которые позволили ему быстро справиться с болезнью.

5) Когда Смирнова ушла, Коля был рад, потому что больше не нужно было притворяться вежливым.

7Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.

2) И лежит он на жёсткой горячей койке один, как отставший от поезда.

3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь.

4) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.

5) Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство…

8 Лексический анализ. В предложениях 27–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

9.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Н. Арутюновой: «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. Арутюновой.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете финал данного текста: «И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни – от одиночества…»
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

9.3
Как Вы понимаете значение выражения ПРОЯВЛЯТЬ ВНИМАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно проявлять внимание к людям?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Источник

Инфоурок

Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку «Работа со словосочетанием. Подготовка к ОГЭ. 3 часть»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Автор : Широухова Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «М

Описание слайда:

Автор : Широухова Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Макеевская основная школа» Зарайского района Московской области 2016

2 слайд

Тестовые задания Вариант 2 1. Замените словосочетание память народа, построен

Описание слайда:

Тестовые задания Вариант 2 1. Замените словосочетание память народа, построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ________________. 2. Замените словосочетание дневниковая запись, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: _________. 3. Замените словосочетание в печали побрел, построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ____________.

3 слайд

4. Замените словосочетание бабушкина забота, построенное на основе подчинител

Описание слайда:

4. Замените словосочетание бабушкина забота, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: __________________________. 5. Замените словосочетание сидели в молчании, построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: _______. 6. Замените словосочетание луч солнца, построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ________________.

4 слайд

7. Замените словосочетание полосатая майка, построенное на основе подчинитель

Описание слайда:

7. Замените словосочетание полосатая майка, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: _______. 8. Замените словосочетание бродить без цели, построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: _______. 9. Замените словосочетание плед из шерсти, построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: _______.

5 слайд

10. Замените словосочетание взглянул грустно, построенное на основе подчините

Описание слайда:

10. Замените словосочетание взглянул грустно, построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: _______. 11. Замените словосочетание детские ссоры, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: _______. 12. Замените словосочетание жажда жить, построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: _______________.

6 слайд

13. Замените словосочетание служба информации, построенное на основе подчинит

Описание слайда:

13. Замените словосочетание служба информации, построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: _______. 14. Замените словосочетание сказал с радостью, построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: _______. 15. Замените словосочетание рабочая одежда, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ________________.

7 слайд

16. Выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи прим

Описание слайда:

16. Выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи примыкание. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло. Ей горласто откликались подруги. (В.Астафьев) Ответ: _________________. 17. Выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи согласование. Теперь дом, в котором Антон прожил всю жизнь, в котором родилась его мама и даже бабушка, пошел на слом, а жильцов переселили – кого куда. (Б.Житков) Ответ: __________________________. 18. Выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи управление. Все нормальные люди летом едут на море, где тепло, пальмы и песок. (И.Щеглова) Ответ: __________________________.

8 слайд

19. Выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи примы

Описание слайда:

19. Выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи примыкание. Ветер гулял поверху, раскачивал гибкие макушки деревьев и лишь время от времени с неожиданной стороны прорывался к земле. (М.Касаткин) Ответ: __________________________. 20. Выпишите словосочетания, построенные на основе подчинительной связи согласование. Озимь всходит еще с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зеленым бархатом. (К.Ушинский) Ответ: __________________________.

9 слайд

Ответы к тесту 1.Народная память 2. Запись в дневнике 3. Печально побрел 4. З

Описание слайда:

Ответы к тесту 1.Народная память 2. Запись в дневнике 3. Печально побрел 4. Забота бабушки 5. Сидели молча 6. Солнечный луч 7. Майка в полоску 8. Бродить бесцельно 9. Шерстяной плед 10. Взглянул с грустью 11. Ссоры детей 12. Жажда жизни 13. Информационная служба 14. Радостно сказал 15. Одежда для работы 16. Горласто откликались 17. Всю жизнь 18. Едут на море 19. Гулял поверху 20. Озимые поля, зеленым бархатом

Выберите книгу со скидкой:

Замените словосочетание человеческой болезнью построенное на

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Замените словосочетание человеческой болезнью построенное на

Курс повышения квалификации

Замените словосочетание человеческой болезнью построенное на

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Замените словосочетание человеческой болезнью построенное на

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-006584

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

(1)Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднился. (2)А всё ж таки хотелось мне до ночи к себе домой добраться, в рыбачий посёлок, пока совсем не стемнело. (З)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошёлся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развёл.

(6) Мне ещё по пути домой нужно было бухту обогнуть.

(7) Только я из глубины бухты обратно в сторону открытого моря повернул, вижу: не пройти.

(8) Сильный накат идёт, волны песчаную полосу уже захлёстывают своими вспененными гребнями, запросто могут с ног сбить и утащить в море…

(9) Одна дорога остаётся: вверх, на крутую скалу. (10)И вода подгоняет — уже к сапогам подбирается, скоро голенища захлестнёт.

(11)Начал я вверх карабкаться. (12)А с тяжёлым рюкзаком да ещё с ружьём по скалам лазить не больно-то удобно. (13)Да и смеркаться стало раньше обычного. (14)Тучи небо плотно обложили, чувствую я, что стемнеет скоро. (15)Надо на ночлег устраиваться загодя, а то в темноте и голову сломать недолго.

(16)Ещё немного вверх залез, остановился отдышаться. (17)Вижу: площадка на скале небольшая.

(18) Да мне одному много ли надо?

(19) Зато площадка удобная: скала над ней козырьком нависает, дождь не страшен и от ветра укрытие.

(20) А внизу береговую полосу совсем приливом скрыло. (21)Ну, устроился я. (22)Ружьё к каменной стенке прислонил, лапничку наломал, постель себе приготовил…

(23) «Переночую тут спокойно, — размышляю про себя, — а завтра по заре и двину дальше».

(24) Вдруг я слышу: кто-то ко мне на площадку карабкается, приближается. (25)Камни из-под него сыплются, стучат по скале, и кусты, как живые, шевелятся. (26)Кто же это такой от прилива спасается?! (27)Смотрю: над площадкой медвежья голова приподнимается!

(28) Уставились мы друг на друга, и на какое-то мгновение оба от неожиданности застыли.

(29) Не знаю, о чём медведь успел подумать, а я-то думаю: «Ну всё… (З0)Сейчас он меня укусит или лапой как огребёт, я и кувырк со скалы в воду… (31)Плохо дело…» (32)Похолодел весь и про ружьё забыл…

(33)А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит! (34)И такая в ней силища многотонная — аж скала дрогнула и брызги вверх полетели. (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало.

(З6)Медведь пискнул и бросился прямо ко мне в руки!

(37) Вот уж и верно — у страха глаза велики!

(38) Никакой это и не медведь оказался, а маленький годовалый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заигрался на берегу — его водой прихватило и напугало до смерти.

(40)Он ко мне прижался, как ребёнок, голову прячет и только дрожит от страха — мелко-мелко, всей своей шкуркой…

(41)Я погладил его осторожно: вдруг цапнет?

(42) Нет, вижу, ничего, терпит.

(43) А волна опять как даст! (44)Накрыл я медвежонка своей курткой брезентовой, сам возле него угрелся, да так мы с ним — не поверите! — и задремали под вой ветра и грохот прибоя. (45)Только от каждого удара волны медвежонок во сне вздрагивал. (46)Дышал он ровно и так доверчиво ко мне прижимался…

(47) Вот, думаю, какая невиданная история.

(48) Это же не в цирке, где дрессированные медведи за кусочек сахара всякие придуманные штуки увлечённо вытворяют. (49)Это же дикий зверь! (50)А беда припёрла — и к человеку сунулся. (51)Доверяет…

(52)Всегда бы так! (53)Мирно…

(По Л. Куклину*)

* Лев Куклин — современный писатель, поэт, драматург.

Источник