Защищает ли грудное вскармливание от болезней

МОСКВА, 1 авг — РИА Новости, Альфия Еникеева. Младенец полноценно развивается только при естественном вскармливании, и альтернативы этому пока нет: до сих пор синтезированы лишь несколько важных белков для искусственных смесей. Во Всемирную неделю грудного вскармливания РИА Новости вместе с экспертами выясняет, чем уникально материнское молоко и почему его ничем не заменить.

Найди сотни отличий

«Грудное молоко — это живая ткань, которая постоянно меняет свой состав в зависимости от времени суток, возраста ребенка и его потребностей в воде и пище. Кроме макронутриентов — белков, жиров и углеводов — в нем есть гуморальные (лизоцим, лактоферрин, секреторный иммуноглобулин А) и клеточные компоненты (лейкоциты, макрофаги и нейтрофилы), пребиотики (олигосахариды) и пробиотики (лакто- и бифидобактерии), обеспечивающие защиту младенца от инфекций. Грудное молоко содержит также факторы роста, отвечающие за созревание желудочно-кишечного тракта. Всего — более четырехсот полезных для здоровья и развития младенца компонентов. В искусственных смесях их не более тридцати», — рассказывает доктор медицинских наук Любовь Абольян, главный специалист по организации общественного здоровья Первого МГМУ имени И. М. Сеченова Минздрава России и руководитель Российского научно-практического центра по пропаганде и поддержке грудного вскармливания.

Если сравнивать молоко разных млекопитающих, то его качественный состав, на первый взгляд, кажется одинаковым — везде одни и те же компоненты, только в разных пропорциях. В молоке животных выше содержание белков, которые необходимы для быстрого роста детенышей, в том числе много трудноперевариваемого казеина. Вроде бы на этом разница заканчивается.

«Корова, коза, любое другое млекопитающее от человека отличаются не только внешне, но и на молекулярном уровне. Названия белков в молоке одинаковые — казеин, лактоферрин, лизоцим, а их структура немного другая. Когда мы используем такие белки при производстве продуктов питания для взрослых или в технических целях, например в качестве консерванта, это никакой роли не играет. Но при изготовлении продуктов для детей данный фактор решающий — именно с ним связаны многие аллергические реакции», — отмечает Алексей Дейкин, заместитель руководителя Центра коллективного пользования Института биологии гена РАН.

Смеси маму не заменят

Производители сухих смесей для детского питания стараются приблизить их к женскому молоку. Чтобы адаптировать для младенцев смеси из коровьего и козьего молока, в них снижают почти в два раза общий уровень белка. Благодаря этому азотистый и минеральный обмен грудного ребенка остается в норме, не страдают функции пищеварительного тракта и незрелых почек, сведен к минимуму риск развития ожирения и метаболического синдрома.

«Это обеспечивает безопасность продуктов животноводства и снижает аллергенность. Но когда мы уничтожаем в молочных смесях белки, они перестают выполнять защитную функцию — фактически ребенок лишается защиты со стороны иммунной системы матери. Молоко не способствует развитию кишечника, потому что самых ценных белков там нет», — объясняет Алексей Дейкин.

Группа российских и белорусских ученых, в которую входил и Алексей Дейкин, в 2008 году впервые в мире вывела генно-модифицированную козу, в чьем молоке содержался человеческий белок лактоферрин — природный антибиотик, убивающий инфекции, вирусы и грибки, но не затрагивающий микрофлору кишечника.

«Идея нашего проекта была в том, что можно добавить в искусственную смесь правильный, целый, полученный биотехнологическим способом белок человека. Да, это только один из множества белков, но он там будет и сможет защитить ребенка, пока не сформировался его собственный иммунитет», — рассказывает ученый.

Трансгенные козы и человеческие белки

Российским и белорусским исследователям тогда удалось создать рекомбинантную ДНК, содержащую кодирующую последовательность гена человека и регуляторные элементы, которые обеспечили работу этой конструкции в молочной железе животного. Затем эту ДНК встроили в ядро яйцеклетки и имплантировали козам.

«Мы провели 113 операций по трансплантации яйцеклеток. Родились 33 козленка, два оказались трансгенными, то есть в их геном эта конструкция встроилась. Теперь у нас около пятидесяти таких животных. Но на этапе создания опытного производства мы вышли из проекта, потому что тут научная часть заканчивается. Дальше дело за инвесторами и промышленностью. Знаете, прошло уже десять лет после того, как мы создали козье молоко с человеческим лактоферрином, а промышленного производства таких смесей до сих пор нет, и мне это душу не греет», — качает головой ученый.

Сейчас в Институте биологии гена РАН при поддержке Российского научного фонда исследователи занимаются новой задачей — заставить животное производить молоко, в котором был бы только человеческий белок.

«У нашей трансгенной козы в молоке как человеческий, так и ее собственный лактоферрин. И их друг от друга очень сложно отделить, из-за чего увеличивается стоимость конечного продукта. Мы сейчас подошли к созданию технологии, когда в молоке животного будет только человеческий белок. С помощью системы CRISPR/Cas9 мы хотим отключить собственный ген козы, чтобы его продукции в молоке не было. Пока экспериментируем на мышах: у них мы не просто выключили ген, а заменили его. В их молоке есть человеческий белок антитромбин — важный для борьбы с тромбозом сосудов. Следующий этап — кролики», — уточняет Алексей Дейкин.

Альтернативы нет и не будет

Полностью воспроизвести состав женского грудного молока до сих пор не удалось никому в мире и вряд ли это получится когда-нибудь, отмечают эксперты. В основном научный интерес сфокусирован на получении отдельных белков женского молока, ведь они могут использоваться не только в сухих смесях для питания младенцев, но и при лечении самых разных заболеваний — от рака до ВИЧ. Так, ученые из Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН разработали нетоксичное лекарство от рака на основе лактаптина — белка, входящего в состав женского молока.

Даже если в ближайшие годы на рынке появятся детские смеси, содержащие человеческие белки, нельзя отказываться от кормления грудью. Смеси — последнее средство, когда грудное вскармливание в силу обстоятельств невозможно. По словам Любови Абольян, кормление грудью — это не только защита ребенка, пока не сформировался его иммунитет, но и профилактика для мамы рака молочных желез и яичников.

Как подсчитали эксперты, ежегодно грудное вскармливание способно спасти около 820 тысяч детских жизней и примерно 20 тысяч материнских, сохранив мировой экономике около трехсот миллиардов долларов. В мае этого года на 71-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в Женеве принята резолюция по грудному вскармливанию. Резолюцию внесла Россия, хотя, как пишет The New York Times, США, поддерживающие интересы крупных американских производителей сухих молочных смесей, противились этой инициативе.

Читайте также:  Что можно есть при болезни камни в желчном пузыре

Согласно документу, страны — члены Всемирной организации здравоохранения обязаны продвигать идею кормления грудью на государственном уровне и сдерживать рекламу молочных смесей, если в ней говорится о полноценной замене женского молока.

Источник

Грудное вскармливание защищает грудных детей от инфекций посредством двух механизмов. Во-первых, оно снижает или устраняет воздействие болезнетворных бактерий,

Таблица 38. Преимущества грудного вскармливания для здоровья грудных детей и матерей

Грудной ребенок

• Снижается частота и продолжительность диспептических заболеваний.

• Обеспечивается защита от респираторной инфекции.

• Снижается частота случаев отита и рецидивов отита.

• Возможна защита от некротического энтероколита новорожденных, бактериемии, менингита, ботулизма и инфекции мочевыводящих путей.

• Возможно снижение риска аутоиммунных болезней, таких, как сахарный диабет I типа и воспалительные заболевания пищеварительного тракта.

• Возможно снижение риска синдрома внезапной смерти внешне здорового ребенка.

• Снижается риск развития аллергии к коровьему молоку.

• Возможно снижение риска ожирения в более старшем детском возрасте.

• Улучшается острота зрения и психомоторное развитие, что может быть обусловлено наличием в молоке полиненасыщенных жирных кислот, в частности, докозагексаэновой кислоты.

• Повышаются показатели умственного развития по шкале IQ, что может быть обусловлено присутствующими в молоке факторами или повышенным стимулированием.

• Уменьшаются аномалии прикуса благодаря улучшению формы и развитию челюстей.

Мать

• Раннее начало грудного вскармливания после рождения ребенка способствует восстановлению сил матери после родов, ускоряет инволюцию матки и уменьшает риск кровотечения, тем самым снижая материнскую смертность, а также сохраняет запасы гемоглобина у матери благодаря снижению кровопотери, что ведет к улучшению положения с содержанием железа в ее организме.

• Увеличивается период послеродового бесплодия, что ведет к увеличению интервала между беременностями, если не используются противозачаточные средства.

• Возможно ускорение потери массы тела и возвращения к массе тела, которая была до беременности.

• Уменьшается риск рака груди в предклимактерическом возрасте.

• Возможно уменьшение риска рака яичников.

• Возможно улучшение минерализации костей и за счет этого уменьшение риска переломов бедра в постклимактерическом возрасте.

Источник: адаптировано из Heinig & Dewy (6, 7)

передаваемых с зараженными продуктами питания и напитками. Во-вторых, грудное молоко содержит противомикробные факторы и другие вещества (таблица 39), которые укрепляют незрелую иммунную систему и защищают пищеварительную систему новорожденного ребенка, тем самым создавая защиту от инфекций, в частности, инфекций желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей. Молозиво (молоко, вырабатываемое в первые несколько дней после родов) особенно богато защитными белками, и выбрасывать его не следует.

Основными иммуноглобулинами в грудном молоке являются секреторный иммуноглобулин А и лактоферрин. Первый действует на поверхностях слизистой оболочки и защищает их от повреждения поглощенными микробными антигенами. Второй является связывающим железо белком, который конкурирует с бактериями за железо, снижая жизнеспособность бактерий и тем самым риск желудочных инфекций, в частности, вызываемых Escherichia coli и Staphylococcus spp. В детских питательных смесях промышленного производства или в пище для прикорма этих иммунологических факторов нет. Поэтому дети, находящиеся на искусственном вскармливании, меньше защищены от инфекции. Грудное молоко также содержит много других защитных и трофических факторов, которые могут участвовать в защите и созревании пищеварительного тракта.

Есть много подтверждений того, что исключительно грудное вскармливание в течение первых примерно 6 месяцев снижает младенческую заболеваемость и смертность. Это благотворное действие более всего проявляется там, где наиболее высока распространенность инфекции и низок уровень гигиены и санитарии (9-12), хотя и в промышленно развитых странах также наблюдаются положительные проявления в отношении респираторных заболеваний (13, 14). Кроме этого, дети обычно продолжают принимать грудное молоко во время приступов поноса, тогда как потребление других видов пищи и жидкостей может снижаться. Поэтому грудное вскармливание снижает отрицательное воздействие болезни на состояние питания и обеспечивает чистый источник жидкости для предотвращения обезвоживания организма.

Концентрации противоинфекционных веществ в грудном молоке сохраняются и после первого года жизни и продолжают

ФакторФункция
Секреторный иммуноглобулин АЗащищает эпителий кишечника от антигенов в полости кишечника и может активно стимулировать иммунную систему новорожденного
ЛактоферринКонкурирует с бактериями за железо
ЛизозимАнтибактериальный фермент: осуществляет лизис клеточных стенок
Бифидус-факторСтимулирует молочнокислые бактерии, такие, как бифидобактерии в толстой кишке
МакрофагиПоглощают бактерии
ЛимфоцитыВыделяют иммуноглобулины (В-клетки) и лимфокины (Т-клетки)
Ингибиторы протеазыТормозят переработку биологически активных белков в молоке
КомплементПомогает в лизисе бактерий
ИнтерферонПротивовирусный фактор
ОлигосахаридыИнгибиторы склеивания бактерий с эпителием
Белки, связывающие В12 и фолатКонкурируют с бактериями за эти витамины
Антистафилококковый факторЛипид с антистафилококковым действием
Антилямблиозный факторЛипид с антилямблиозным действием
Т рофические факторыУскоряют развитие кишечника
Липаза, стимулируемая солями желчных кислотУлучшает расщепление жиров у новорожденного
Докозагексаэновая и арахидоновая кислотыСоставляющие клеточных мембран в ткани головного мозга и нервной ткани
АнтиоксидантыЗащищают от разрушения свободных радикалов

обеспечивать защиту от инфекции и после года. Кроме этого, выработка иммуноглобулинов не зависит от пищевого и социально-экономического статуса женщин (15). В целом ряде исследований, проведенных в странах с высокой распространенностью инфекции, у детей, продолжающих кормиться грудью и на втором году жизни, оказалась значительно более высокая степень выживания, чем у детей, которые прекратили кормиться грудью (9, 16-18).

Читайте также:  Мочекаменная болезнь камень застрял в мочеточнике

Больше всего данных, подтверждающих, что грудное вскармливание защищает организм от инфекционных заболеваний, имеется в отношении диспептических заболеваний: у детей на искусственном вскармливании значительно выше число приступов поноса, чем у детей, вскармливаемых грудью. У искусственников также выше, чем у детей на грудном вскармливании, риск некротического энтероколита — распространенного желудочно-кишечного заболевания в неонатальных реанимационных отделениях. Защитное действие грудного молока сохраняется — хотя и несколько сниженное — даже тогда, когда грудные дети кормятся грудью лишь частично (19).

Имеются убедительные подтверждения того, что грудное молоко также защищает от заболеваний нижних дыхательных путей. В проведенном недавно исследовании (20) было установлено, что грудное вскармливание защищает детей раннего возраста от пневмонии, особенно в первые месяцы жизни. Дети, вскармливаемые питательной смесью, имеют в 17 раз больше вероятности госпитализации по поводу пневмонии, чем дети, находящиеся на грудном вскармливании. Более того, целым рядом исследований (21-24) было продемонстрировано защитное действие грудного вскармливания против воспаления среднего уха. Грудное вскармливание может также защищать от бактериемии и менингита (25-27), ботулизма (28) и инфекции мочевых путей (29), хотя здесь данные не так убедительны.

Еще по теме Инфекции:

  1. ГЕМОФИЛЬНАЯ ИНФЕКЦИЯ ТИПА «В» (ХИБ-ИНФЕКЦИЯ)
  2. ИНФЕКЦИЯ НЕОНАТАЛЬНАЯ
  3. ИНФЕКЦИЯ
  4. ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ
  5. ИНФЕКЦИЯ НОЗОКОМИАЛЬНАЯ
  6. ИНФЕКЦИЯ ВНУТРИБОЛЬНЙЧНАЯ
  7. ИНФЕКЦИЯ АНАЭРОБНАЯ
  8. ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ
  9. РЕОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ
  10. Инфекции
  11. ВИЧ-инфекция
  12. ВАГИНАЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ
  13. Дисбактериоз и инфекция
  14. ВИЧ-инфекция
  15. АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ
  16. Г Л А В А 9 КОНТАГИОЗНЫЕ ОСОБО ОПАСНЫЕ ИНФЕКЦИИ
  17. РИНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ
  18. Признаки короновирусной инфекции
  19. Хирургическая инфекция

Источник

Предыдущая тема :: Следующая тема  
АвторСообщение
Strawberry’s mama
Профессор

На сайте с 09.06.06
Сообщения: 5645
В дневниках: 26
Откуда: Краснодар
Защищает ли грудное вскармливание от болезнейЗащищает ли грудное вскармливание от болезнейЗащищает ли грудное вскармливание от болезней

Добавлено: Сб Дек 26, 2009 14:18    Заголовок сообщения: почему ГВ не защищает ребенка от инфекций?
Везде пишут, что ГВ защищает малыша от болезни, когда мама болеет. Даже маску одеваю на всякий случай, но ничего не помогает. Сначала заболевает старший ребенок(который уже давно не на ГВ), потом я..пью анаферон, интерферрон в нос..вроде бы ничего..но тут младший подхватывает и тоже увы..заболевает..ну и как же миф о защите малыша антителами матери через молоко? уже к сожалению не первый раз убеждаюсь в обратном.
И даже быстрее малыш не поправляется, чем другие, только если сбивать температуру как обычно, а в этот раз не обошлось даже без антибиотиков, так как вирус оказался видимо сильным, ребенок по ночам спать даже не мог.

Неужели ГВ -это нужно только для психического здоровья малыша? В течение даже первого года жизни ребенок заболевал вместе со старшей, когда она из сада приносила разные ОРВИ, а мамины антитела никак не подействовали..
Вернуться к началу
          
 
Мама Егорки
Профессор

На сайте с 06.06.08
Сообщения: 6259
В дневниках: 51
Откуда: Ачинск
Защищает ли грудное вскармливание от болезнейЗащищает ли грудное вскармливание от болезнейЗащищает ли грудное вскармливание от болезней

Добавлено: Сб Дек 26, 2009 14:26    
Strawberry’s mama

А я заметила обратное, уже два раза за время кормления грудью простывала и болела достаточно сильно. Мой малыш сосет грудь и его заболевания проходили в более мягкой форме и не долго. Даже когда старший сын заболел свиным гриппом (лежал 2 недели в инфекционке) малыш поболел с температурой 3 дня и все!! Я в этом благодарила только ГВ

_________________

Вернуться к началу
          
 
Strawberry’s mama
Профессор

На сайте с 09.06.06
Сообщения: 5645
В дневниках: 26
Откуда: Краснодар
Защищает ли грудное вскармливание от болезнейЗащищает ли грудное вскармливание от болезнейЗащищает ли грудное вскармливание от болезней

Добавлено: Сб Дек 26, 2009 14:38    
Мама Егорки

ну так он у вас лежал в больнице, а у моих контакт круглосуточный. Старших ребятишек еще и маску можно попросить одеть и нос в платок спрятать, а когда разница в 2,5 года, то о чем говорить-сопли друг на друга вешают, ГВ сына не защищает..
Хотелось бы услышать мнение спец-та по ГВ.
Вернуться к началу
          
 
Надежда Усова (Пащенко)
Консультант

На сайте с 07.07.09
Сообщения: 121
Защищает ли грудное вскармливание от болезнейЗащищает ли грудное вскармливание от болезней

Добавлено: Пн Дек 28, 2009 2:01    
Очень хочу оставить в данной теме комметаррии.

При Гв мама передает антитела в олюбом случае. но заболел ребенок или не заболел зависит от многих факторов.

ГВ действительно не панацея от всех бед. Очень большую лепту в здоровье вносит наследственность, беременность, а точнее вмешательства в беременость, роды, питание во время беремености и перенесенные мамой инфекции. а также важен интервал между детьми.

второй момент, болеет ребенок или не болеет не говорит о хорошем или плохом иммунитете. Прежде всего для его тренировки болеть нужно обязательно и понастоящему здоровые дети как раз болеют. НО здоровые дети болеют быстро и без осложнений. например, если ребенок каждый полгода болеет с высокой температурой по 3-4 дня и потом бегает, то можно позавидовать его иммунитету. Встреча с инфекциями- это треировка и чем больше ребенок встретить инфекций, тем богаче будет его опыт борьбы с ними. дети которые блеют очень мало в дестве, часто сталкиваються с тяжелым течением заболеваний в более страшем возрасте. происходит не тренииовка, а нагрузка на иммунитет.

наконец, следует учесть, что второму ребенку всегда приходится сталкиваться с тем, что старший брат или сестра таскает на себе кучу дестких микробов, постояно заражая ими младшего.

кроме всего прочего, в формировании имунитета важную роль вносит и психоэмоциональное состояние родителей на момент зачатия и ожидания ребенка.

и еще, естьдети склонные к проявлению психосоматических заблеваний, т.е хотят болеть, чтобы привлечь к себе должное внимание.

_________________
Много любви, много счастья, много детей- а как же иначе?

Вернуться к началу
          
 
Strawberry’s mama
Профессор

На сайте с 09.06.06
Сообщения: 5645
В дневниках: 26
Откуда: Краснодар
Защищает ли грудное вскармливание от болезнейЗащищает ли грудное вскармливание от болезнейЗащищает ли грудное вскармливание от болезней

Добавлено: Пн Дек 28, 2009 15:14    
Надежда Усова (Пащенко)

Ну хорошо, согласна с тем, что многие факторы влияют на то-заболеет ребенок или нет.

А вот про зачатие, беременность-не думаю. Ребенок абсолютно желанный, все было хорошо и во время Б, а роды так ваще куда более естественней прошли..Внимание к себе уже куда больше то..

И согласна по поводу того, что болеть надо в детстве, но не так ЧАСТО! Ну а болеет так же как старшая практически-что на ГВ что нет. Не знаю, что там делают эти антитела, но видимо не то, что положено. Наследственность играет роль несомненно, но сама я и даже муж никогда так часто не болели, но! у нас не было братьев-сестер. И! мы были не грудными, муж только полгода. А детки наши болеют чаще нас в детстве, экология даже материнские антитела убивает..
Вернуться к началу
          
 
мама Камиллы и Тимура
Школьные годы

На сайте с 11.06.10
Сообщения: 1203
Откуда: Новоалтайск
Защищает ли грудное вскармливание от болезнейЗащищает ли грудное вскармливание от болезнейЗащищает ли грудное вскармливание от болезней

Добавлено: Пт Фев 18, 2011 13:06    
Хотелось бы написать свои наблюдения. Старшую дочь кормила до 1г 10м и в течении первого года практически не болели исключая реакцию на зубы, когда ей было 2,5 родился братик и она пошла в садик и тут конечно началось болела очень часто и с осложнениями и конечно все это тут же подхватывал маленький хотя тоже надеялась на антитела грудного молока но болели вместе и тяжело. Потом я поняла что даже грудное молоко не может выдержать такую атаку вирусов и еще после 6 месяцев у младшего резко понизился гемоглобин и понятно что иммунитет на грани. Я забрала дочку из детского сада, перестали болеть я стала спокойнее кстати может даже это из за этого болезни стали реже и у младшего сразу все наладилось сейчас ему 1,4 мы до сих пор кушаем титю причем недавно все переболели гриппом а младший просто сопливил и все если раньше ему достаточно было пройтись босиком и все заболел то сейчас видно что парень окреп и кстати когда старшая дочка не могла долго отойти от болезни я ей давала своего молока и мне кажется ей становилось лучше Так что я думаю все должно быть в меру и нельзя полностью положится на одно только мамино молочко если уж большой малыш я считаю с крепким иммунитетом не может побороть эти садиковские вирусы то чего ждать от крохотульки который только родился.
Вернуться к началу

Защищает ли грудное вскармливание от болезней

         

 
 
Лешкина мама
Студент

На сайте с 14.12.07
Сообщения: 2134
Откуда: Юго-Западный
Защищает ли грудное вскармливание от болезнейЗащищает ли грудное вскармливание от болезней

Добавлено: Пт Фев 18, 2011 15:15    
Можно и я оставлю свой комментарий.

Я возможно и ошибаюсь (пусть поправят консультанты) но антитела попадают ребенку к конкретному заболеванию тогда, когда мама заразилась раньше ребеночка. Например я заболела недавно оооочень сильно, я так никогда в жизни не болела, температура под 40, чихала по 100 раз и кашели и горло и сопли. Я так переживала за малыша! И старший тоже болел. Кормила с температурой. Вообще пластом валялась и малютка со мной на диване, т.к. я вставать даже не могла. Врачи в едином мнении сошлись — температура выше 38, кормление сворачиваем! Но у меня свое мнение на этот счет было и я как кормила так и кормила. Еще и папа потом заболел.

Что было в итоге — все время, пока мы болели маленькая доча не болела, но раз выдала температуру — сбили и больше не повышалась. И потом 2 дня были сопли, но не прям сильно, а где-то шуршало внутри, возможно что и от схого воздуха, т.к. грудь сосала нос работал всегда, заложенности не было. Я посчитала это легкой формой реакции на мою болезнь. И уверенна, что это только от ГВ.

Но говорят ребенок не заболевает или болеет в легкой форме, если только мама раньше него заболела.

Я права?
Вернуться к началу
          
 
Показать сообщения:   

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Источник

Читайте также:  Лекарства при желчнокаменной болезни и камнях в желчном пузыре