Здоровье и болезнь их место в системе ценностей человека и общества

Здоровье и болезнь их место в системе ценностей человека и общества thumbnail

В условиях ускорения
научно-технического прогресса и
современного темпа жизни проблема
здоровья человека приобретает особую
значимость.

В литературе
существует множество определений
здоровья и болезни в зависимости от
подхода, используемых для концептуального
обоснования этих понятий. Таких концепций
можно условно выделить пять:

1. Функционально-биологический
подход;

2. Подход с позиции
динамического равновесия организма,
его функций и факторов окружающей среды;

3. Адаптационный
подход;

4. Ценностный подход;

5. Социально-биологический
подход.

Именно в последнем
случае здоровье (и болезнь) человека
рассматривается, как результат воздействия
биологических и (в большей степени)
социальных составляющая в системе
социальных ценностей человека и общества.
Согласно определению ВОЗ, понятие
здоровья включает в себя, в том числе,
процесс сохранения и развития социальной
активности.

Очевидно, что
больной человек не может являться
полноценным участником социальной
жизни общества. При этом важно, что от
состояния болезни страдает и сам человек
(снижается качество жизни, человек не
может нормально и полноценно работать,
учиться, отдыхать), и общество, его
окружающее. В настоящее время в системе
здравоохранения особое внимание
уделяется именно рассмотрению болезни,
как составляющей в системе социальных
ценностей общества. С учетом того, что
только здоровый человек – активный
участник социальной жизни (в том числе
трудовой деятельности) – закладываются
принципы здравоохранения.

Билет 14.

Вопрос 1. Эмпирический и теоретический уровень научного познания; критерии их разграничения.

Научное познание
связано с деятельностью познающего
субъекта, который может добывать знания
опытным путем (эмпирически) и путем
логических операций, творческой
переработкой полученных исходных данных
(теоретически). Т.о., научное познание
имеет эмпирический и теоретический
уровень, которые органически взаимосвязаны.
На эмпирическом уровне научного познания
преобладает чувственное познание (живое
созерцание). Рациональное познание
здесь присутствует, хотя и имеет
подчиненное положение. Эмпирический
уровень – это этап сбора данных для
создания полной картины исследуемых
явлений или процессов. Теория направляет
и контролирует процесс эмпирического
этапа исследования, имеющего, однако,
определенную самостоятельность (т.е.
может не совпадать с теоретическими
знаниями).

Достаточно четкое
разграничение этих уровней было
осуществлено уже в позитивизме 30-х
годов, когда анализ языка науки выявил
различие в смыслах
эмпирических и теоретических терминов
.
Такое же различие касается средств
исследования
.
Но кроме этого можно провести различение
двух уровней научного познания, принимая
во внимание специфику
методов и характер предмета исследования
.

Рассмотрим
особенности
средств
теоретического и эмпирического
исследования. Эмпирическое исследование
базируется на непосредственном
практическом взаимодействии исследователя
с изучаемым объектом. Оно предполагает
осуществление наблюдений и экспериментальную
деятельность. Поэтому средства
эмпирического исследования необходимо
включают в себя приборы, приборные
установки и другие средства реального
наблюдения и эксперимента. В теоретическом
же исследовании отсутствует непосредственное
практическое взаимодействие с объектами.
На этом уровне объект может изучаться
только опосредованно, в мысленном
эксперименте, но не в реальном.
Эмпирический язык науки имеет сложную
организацию, в которой взаимодействуют
собственно эмпирические термины и
термины теоретического языка. Смыслом
эмпирических терминов являются
эмпирические объекты — абстракции,
выделяющие в действительности некоторый
набор свойств и отношений вещей. Реальные
объекты представлены в эмпирическом
познании в образе идеальных объектов,
обладающих жестко фиксированным и
ограниченным набором признаков. Реальному
же объекту присуще бесконечное число
признаков.

Что же касается
теоретического познания, то в нем
отсутствуют средства материального,
практического взаимодействия с изучаемым
объектом. В качестве основы языка
теоретического исследования выступают
теоретические термины, смыслом которых
являются теоретические идеальные
объекты (идеализированные объекты,
абстрактные объекты или теоретические
конструкты). Это особые абстракции,
которые являются логическими
реконструкциями действительности. Ни
одна теория не строится без применения
таких объектов (материальная точка,
абсолютно черное тело, идеализированная
популяция в биологии). Задачей же
теоретического исследования является
познание сущности в чистом виде. Введение
в теорию абстрактных, идеализированных
объектов как раз и позволяет решать эту
задачу. Эмпирический и теоретический
типы познания различаются не только по
средствам, но и по методам
исследовательской деятельности.
На эмпирическом уровне в качестве
основных методов применяются реальный
эксперимент и реальное наблюдение, а
также методы эмпирического описания,
ориентированные на максимально очищенную
от субъективных наслоений объективную
характеристику изучаемых явлений. Что
же касается теоретического исследования,
то здесь применяются особые методы:
идеализация (метод построения
идеализированного объекта); мысленный
эксперимент с идеализированными
объектами, который как бы замещает
реальный эксперимент с реальными
объектами; особые методы построения
теории (восхождение от абстрактного к
конкретному, аксиоматический и
гипотетико-дедуктивный методы); методы
логического и исторического исследования
и др.

Все эти особенности
средств и методов связаны со спецификой
предмета
эмпирического и теоретического
исследования. Эмпирическое исследование
в основе своей ориентировано на изучение
явлений и зависимостей между ними. На
этом уровне познания сущностные связи
не выделяются еще в чистом виде. На
уровне же теоретического познания
происходит выделение сущностных связей
в чистом виде. Сущность объекта
представляет собой взаимодействие ряда
законов, которым подчиняется данный
объект. Задача теории как раз и заключается
в том, чтобы, расчленив эту сложную сеть
законов на компоненты, затем воссоздать
шаг за шагом их взаимодействие и таким
образом раскрыть сущность объекта.

Изучая явления и
связи между ними, эмпирическое познание
способно обнаружить действие объективного
закона. Но оно фиксирует это действие,
как правило, в форме эмпирических
зависимостей, которые следует отличать
от теоретического закона как особого
знания, получаемого в результате
теоретического исследования объектов.
Эмпирическое исследование изучает
явления и их связи; в этих связях между
явлениями оно может уловить проявление
закона. Но в чистом виде он дается только
в результате теоретического исследования.

Эмпирическая
зависимость — вероятностно-истинное
знание. Теоретический закон — всегда
знание достоверное.

Итак, эмпирический
и теоретический уровни познания
отличаются по предмету, средствам и
методам исследования. Однако выделение
и самостоятельное рассмотрение каждого
из них представляет собой абстракцию.
В реальности эти два слоя познания
всегда взаимодействуют.

Соседние файлы в предмете Философия

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

 руб. цена работы

+ руб. комиссия сервиса
Здоровье и болезнь их место в системе ценностей человека и общества

Здоровье и болезнь их место в системе ценностей человека и общества

Комиссия сервиса является гарантией качества полученного вами результата

Если вас по какой-либо причине не устроит полученная работа — мы вернем вам деньги.
Наша служба поддержки всегда поможет решить любую проблему.

Здоровье и болезнь их место в системе ценностей человека и общества

Для того, чтобы купить готовую работу, необходимо иметь на балансе достаточную сумму денег. Все загруженные работы имеют уникальность не менее 50%. Сразу после покупки работы вы получите ссылку на скачивание файла. Срок скачивания не ограничен по времени. Если работа не соответствует описанию, вы сможете подать жалобу. Гарантийный период 7 дней.

На указанный адрес электронной почты будет отправлена купленная вами готовая работа.

Email

Введите почту получателя купленной работы

Ваша работа успешно отправлена

Препод24 - онлайн-биржа учебных работ

По своей социально-ценностной сущности здоровье — это универсальное благо, имеющее смысложизненное значение для людей, обеспечивающее жизнь как неотъемлемую высшую ценность. Ценностное содержание здоровья выражается в отношении человека (общества) к своему состоянию, детерминирующему определенные ценностные ориентации и предпочтения. Социобиологические характеристики феномена здоровья, как явления социального мира, играют в жизни человека важную роль. У человека как существа социального важнейшим и обязательным звеном в поддержании здоровья и развития болезни является опосредование биологических (физиологических) процессов социальными факторами.. Осмысление знаний этих характеристик здоровья в современном мире, раскрывают сущность активности, самосознания, познания, самореализации человеком социальной природы здоровья. Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство.

  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Отрывок из работы

Введение

Здоровье является бесценной столь значимой ценностью, чтобы диктовать цели, намерения и действия как отдельных людей, так и социальных институтов вплоть до общества в целом. Реализация людьми общественных интересов, выполнение социальных задач во многом определяется состоянием их индивидуального здоровья. В свою очередь, состояние здоровья индивидов напрямую зависит от того, насколько здорово само общество. Очевидно, что больной человек не может являться полноценным участником социальной жизни общества, т. е. не способен к плодотворному интеллектуальному и физическому труду, к креативному решению многих актуальных проблем в различных жизненных сферах, к освоению новых видов деятельности. При этом важно, что от состояния болезни происходит ограничение возможностей, страдает и сам человек (снижается качество жизни, человек не может нормально работать, учиться, отдыхать), и общество, его окружающее. Здоровье находится в определенном соотношении с другими ценностями индивида и общества и непосредственно тесно связано с конкретной социокультурной средой. В последнее время взаимозависимость человека и общества становится все более неразрывной, в связи с чем социальный контекст здоровья усиливается.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ. . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. УРОВНИ ЗДОРОВЬЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2. ЗДОРОВЬЕ КАК СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ И
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1. КОМПОНЕНТЫ, ВИДЫ И КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ
КАК ЦЕННОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3. СОЦИАЛЬНО- БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ
ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.1. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ . . . . . . . . . . . . . . .17
3.1.1. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗ ЖИЗНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Список литературы

1. Философия здоровья. — М., 2001. 242 с.

2. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. — М.: 2010. 120 с.

3. Лисицын Ю. П., Сахно А. В. Здоровье человека — социальная ценность. М.: Мысль, 1988.

4. Ф. В. Лазарев М. К. Трифонова — Философия. Учебное пособие. -Симферополь: СОНАТ, 1999. 352 с.

5. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.: Просвещение , 1982- с. 14.

6. Общественное здоровье и здравоохранение: учебн. для студентов /под ред. В.А. Миняева, Н.И.Вишнякова. – 6 е изд. – М.: МЕДпресс информ, 2012. 656 с.

7. Циммерман Я.С., Димов А.С. Понимание и развитие философского наследия В.Х. Василенко: социально-биологическая сущность болезни // Клиническая медицина, № 5, 2015. с. 27.

8. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. – М.: Флинта: Наука, 2001. 416 с.

9. Капилевич Л.В., В.И.Андреев. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. 102 с.

10. Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов / Под. общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУИТМО, 2005. 124 с.

Отрывок из работы

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ.
Попытки дать обобщающее определение, что же есть здоровье, идут из глубокой древности. Например, Пифагор писал о том, что «здоровье — есть гармония, равновесие, а болезнь — нарушение гармонии». Причем в своих трудах, Пифагор говорил также и о нравственном здоровье, которое объяснял как стремление к добру. Сократ так говорил о здоровье: «Здоровье не все, но все без здоровья — ничто» [1].
В современной науке здоровье рассматривается как естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений, возникающих под воздействием биологических и социальных факторов.
В настоящее время число дефиниций к определению «здоровья» превышает порядка трехсот и каждое из них отражает другой взгляд, иную философскую концепцию автора. Такая динамика развития определяется прежде всего развитием науки, что сопровождается все более четкими и тонкими определениями нормы, развитием общества, изменяющим условия жизни человека и требования к состоянию его здоровья, а также развитием культуры, влияющей на формирование иных ценностных отношений к здоровью. Понятие «здоровье» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, форму его жизни. Потому оно, естественно, переосмысливается всякий раз, когда социальная жизнь переживает глубокие изменения, будь-то изменения в общественных отношениях или изменения в технических возможностях человечества.

Не смогли найти подходящую работу?

Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.

Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!

Источник

Çäîðîâüå êàê êàòåãîðèÿ áèîëîãè÷åñêàÿ è ñîöèàëüíàÿ. Åãî çíà÷åíèå â æèçíè ÷åëîâåêà è ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîì ðàçâèòèè îáùåñòâà â öåëîì. Ñïåöèôèêà çäîðîâüÿ ôèçè÷åñêîãî, ïñèõè÷åñêîãî è íðàâñòâåííîãî, èõ îñíîâû è ðîëü. Ñóùíîñòü öåííîñòåé è èõ ôîðìèðîâàíèå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

ÔÃÎÓ ÂÏÎ ÊÎÑÒÐÎÌÑÊÀß ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÀß ÑÅËÜÑÊÎÕÎÇßÉÑÒÂÅÍÍÀß ÀÊÀÄÅÌÈß

Ðåôåðàò ïî ôèçè÷åñêîé êóëüòóðå

íà òåìó:

«Çäîðîâüå â ñèñòåìå îáùå÷åëîâå÷åñêèõ öåííîñòåé»

Âûïîëíèë: ñòóäåíò 3 êóðñà 1 ãðóïïû

ôàêóëüòåòà ìåõàíèçàöèè ñ/õ

Áîéêî È.Ñ.

Ïðîâåðèë: Ìàõèí Å.Â.

Êîñòðîìà 2010

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Çíà÷åíèå çäîðîâüÿ

2. Çäîðîâüå êàê ñèñòåìà îáùå÷åëîâå÷åñêèõ öåííîñòåé

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê èñòî÷íèêîâ

Ââåäåíèå

Áûòü çäîðîâûì — åñòåñòâåííîå æåëàíèå êàæäîãî ÷åëîâåêà. Çäîðîâüå — ïîíÿòèå íå òîëüêî áèîëîãè÷åñêîå, íî è ñîöèàëüíîå. Õîðîøåå çäîðîâüå — ýòî ðàäîñòíîå âîñïðèÿòèå æèçíè, âûñîêàÿ òðóäîñïîñîáíîñòü.

Äëÿ ñîõðàíåíèÿ è ïîääåðæàíèÿ çäîðîâüÿ ëþäåé âàæíîå çíà÷åíèå èìåþò óñëîâèÿ òðóäà, ïðîæèòî÷íûé ìèíèìóì, îáðàç æèçíè, ñîñòîÿíèå çäðàâîîõðàíåíèÿ. Âñå ýòè óñëîâèÿ æèçíè ëþäåé îïðåäåëÿþòñÿ ñîöèàëüíûì ñòðîåì îáùåñòâà.  êîíå÷íîì èòîãå ñîöèàëüíûé ñòðîé îïðåäåëÿåò óðîâåíü ðîæäàåìîñòè, çàáîëåâàåìîñòè, ñìåðòíîñòè, ïðîäîëæèòåëüíîñòè æèçíè íàñåëåíèÿ. Ýòè ôàêòîðû â ñâîþ î÷åðåäü îêàçûâàþò ïîëîæèòåëüíîå èëè îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå íà ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèé ïðîãðåññ îáùåñòâà.

1. Çíà÷åíèå çäîðîâüÿ

Çäîðîâüå — áåñöåííîå äîñòîÿíèå íå òîëüêî êàæäîãî ÷åëîâåêà, íî è âñåãî îáùåñòâà. Çäîðîâüå ïîìîãàåò íàì âûïîëíÿòü íàøè ïëàíû, óñïåøíî ðåøàòü îñíîâíûå æèçíåííûå çàäà÷è, ïðåîäîëåâàòü òðóäíîñòè, à åñëè ïðèäåòñÿ, òî è çíà÷èòåëüíûå ïåðåãðóçêè. Äîáðîå çäîðîâüå, ðàçóìíî ñîõðàíÿåìîå è óêðåïëÿåìîå ñàìèì ÷åëîâåêîì, îáåñïå÷èâàåò åìó äîëãóþ è àêòèâíóþ æèçíü.

Íàó÷íûå äàííûå ñâèäåòåëüñòâóþò î òîì, ÷òî ó áîëüøèíñòâà ëþäåé ïðè ñîáëþäåíèè èìè ãèãèåíè÷åñêèõ ïðàâèë åñòü âîçìîæíîñòü æèòü äî 100 ëåò è áîëåå.

Ê ñîæàëåíèþ, ìíîãèå ëþäè íå ñîáëþäàþò ñàìûõ ïðîñòåéøèõ, îáîñíîâàííûõ íàóêîé íîðì çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè. Îäíè ñòàíîâÿòñÿ æåðòâàìè ìàëîïîäâèæíîñòè (ãèïîäèíàìèè), âûçûâàþùåé ïðåæäåâðåìåííîå ñòàðåíèå, äðóãèå èçëèøåñòâóþò â åäå ñ ïî÷òè íåèçáåæíûì â ýòèõ ñëó÷àÿõ ðàçâèòèåì îæèðåíèÿ, ñêëåðîçà ñîñóäîâ, à ó íåêîòîðûõ — ñàõàðíîãî äèàáåòà, òðåòüè íå óìåþò îòäûõàòü, îòâëåêàòüñÿ îò ïðîèçâîäñòâåííûõ è áûòîâûõ çàáîò, âå÷íî áåñïîêîéíû, íåðâíû, ñòðàäàþò áåññîííèöåé, ÷òî â êîíå÷íîì èòîãå ïðèâîäèò ê ìíîãî÷èñëåííûì çàáîëåâàíèÿì âíóòðåííèõ îðãàíîâ.

Îõðàíà ñîáñòâåííîãî çäîðîâüÿ — ýòî íåïîñðåäñòâåííàÿ îáÿçàííîñòü êàæäîãî, îí íå âïðàâå ïåðåêëàäûâàòü åå íà îêðóæàþùèõ. Âåäü íåðåäêî áûâàåò è òàê, ÷òî ÷åëîâåê íåïðàâèëüíûì îáðàçîì æèçíè, âðåäíûìè ïðèâû÷êàìè, ãèïîäèíàìèåé, ïåðååäàíèåì óæå ê 20-30 ãîäàì äîâîäèò ñåáÿ äî êàòàñòðîôè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ è ëèøü òîãäà âñïîìèíàåò î ìåäèöèíå.

Êàêîé áû ñîâåðøåííîé íè áûëà ìåäèöèíà, îíà íå ìîæåò èçáàâèòü êàæäîãî îò âñåõ áîëåçíåé. ×åëîâåê — ñàì òâîðåö ñâîåãî çäîðîâüÿ, çà êîòîðîå íàäî áîðîòüñÿ. Ñ ðàííåãî âîçðàñòà íåîáõîäèìî âåñòè àêòèâíûé îáðàç æèçíè, çàêàëèâàòüñÿ, çàíèìàòüñÿ ôèçêóëüòóðîé è ñïîðòîì, ñîáëþäàòü ïðàâèëà ëè÷íîé ãèãèåíû, — ñëîâîì, äîáèâàòüñÿ ðàçóìíûìè ïóòÿìè ïîäëèííîé ãàðìîíèè çäîðîâüÿ.

Çäîðîâüå — ýòî ïåðâàÿ è âàæíåéøàÿ ïîòðåáíîñòü ÷åëîâåêà, îïðåäåëÿþùàÿ ñïîñîáíîñòü åãî ê òðóäó è îáåñïå÷èâàþùàÿ ãàðìîíè÷åñêîå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè. Îíî ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé ïðåäïîñûëêîé ê ïîçíàíèþ îêðóæàþùåãî ìèðà, ê ñàìîóòâåðæäåíèþ è ñ÷àñòüþ ÷åëîâåêà. Àêòèâíàÿ äîëãàÿ æèçíü — ýòî âàæíîå ñëàãàåìîå ÷åëîâå÷åñêîãî ôàêòîðà.

Çäîðîâûé îáðàç æèçíè (ÇÎÆ) — ýòî îáðàç æèçíè, îñíîâàííûé íà ïðèíöèïàõ íðàâñòâåííîñòè, ðàöèîíàëüíî îðãàíèçîâàííûé, àêòèâíûé, òðóäîâîé, çàêàëèâàþùèé è, â òî æå âðåìÿ, çàùèùàþùèé îò íåáëàãîïðèÿòíûõ âîçäåéñòâèé îêðóæàþùåé ñðåäû, ïîçâîëÿþùèé äî ãëóáîêîé ñòàðîñòè ñîõðàíÿòü íðàâñòâåííîå, ïñèõè÷åñêîå è ôèçè÷åñêîå çäîðîâüå.

Ïî îïðåäåëåíèþ Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ (B03) «çäîðîâüå — ýòî ñîñòîÿíèå ôèçè÷åñêîãî, äóõîâíîãî è ñîöèàëüíîãî áëàãîïîëó÷èÿ, à íå òîëüêî îòñóòñòâèå áîëåçíåé è ôèçè÷åñêèõ äåôåêòîâ».

Âîîáùå, ìîæíî ãîâîðèòü î òðåõ âèäàõ çäîðîâüÿ: î çäîðîâüå ôèçè÷åñêîì, ïñèõè÷åñêîì è íðàâñòâåííîì (ñîöèàëüíîì):

Ôèçè÷åñêîå çäîðîâüå — ýòî åñòåñòâåííîå ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà, îáóñëîâëåííîå íîðìàëüíûì ôóíêöèîíèðîâàíèåì âñåõ åãî îðãàíîâ è ñèñòåì. Åñëè õîðîøî ðàáîòàþò âñå îðãàíû è ñèñòåìû, òî è âåñü îðãàíèçì ÷åëîâåêà (ñèñòåìà ñàìîðåãóëèðóþùàÿñÿ) ïðàâèëüíî ôóíêöèîíèðóåò è ðàçâèâàåòñÿ.

Ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå çàâèñèò îò ñîñòîÿíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà, îíî õàðàêòåðèçóåòñÿ óðîâíåì è êà÷åñòâîì ìûøëåíèÿ, ðàçâèòèåì âíèìàíèÿ è ïàìÿòè, ñòåïåíüþ ýìîöèîíàëüíîé óñòîé÷èâîñòè, ðàçâèòèåì âîëåâûõ êà÷åñòâ.

Íðàâñòâåííîå çäîðîâüå îïðåäåëÿåòñÿ òåìè ìîðàëüíûìè ïðèíöèïàìè, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ îñíîâîé ñîöèàëüíîé æèçíè ÷åëîâåêà, ò.å. æèçíè â îïðåäåëåííîì ÷åëîâå÷åñêîì îáùåñòâå. Îòëè÷èòåëüíûìè ïðèçíàêàìè íðàâñòâåííîãî çäîðîâüÿ ÷åëîâåêà ÿâëÿþòñÿ, ïðåæäå âñåãî, ñîçíàòåëüíîå îòíîøåíèå ê òðóäó, îâëàäåíèå ñîêðîâèùàìè êóëüòóðû, àêòèâíîå íåïðèÿòèå íðàâîâ è ïðèâû÷åê, ïðîòèâîðå÷àùèõ íîðìàëüíîìó îáðàçó æèçíè. Ôèçè÷åñêè è ïñèõè÷åñêè çäîðîâûé ÷åëîâåê ìîæåò áûòü íðàâñòâåííûì óðîäîì, åñëè îí ïðåíåáðåãàåò íîðìàìè ìîðàëè. Ïîýòîìó ñîöèàëüíîå çäîðîâüå ñ÷èòàåòñÿ âûñøåé ìåðîé ÷åëîâå÷åñêîãî çäîðîâüÿ. Íðàâñòâåííî çäîðîâûì ëþäÿì ïðèñóù ðÿä îáùå÷åëîâå÷åñêèõ êà÷åñòâ, êîòîðûå è äåëàþò èõ íàñòîÿùèìè ãðàæäàíàìè.

Çäîðîâûé è äóõîâíî ðàçâèòûé ÷åëîâåê ñ÷àñòëèâ — îí îòëè÷íî ñåáÿ ÷óâñòâóåò, ïîëó÷àåò óäîâëåòâîðåíèå îò ñâîåé ðàáîòû, ñòðåìèòñÿ ê ñàìîóñîâåðøåíñòâîâàíèþ, äîñòèãàÿ íåóâÿäàþùåé ìîëîäîñòè äóõà è âíóòðåííåé êðàñîòû.

Öåëîñòíîñòü ÷åëîâå÷åñêîé ëè÷íîñòè ïðîÿâëÿåòñÿ, ïðåæäå âñåãî, âî âçàèìîñâÿçè è âçàèìîäåéñòâèè ïñèõè÷åñêèõ è ôèçè÷åñêèõ ñèë îðãàíèçìà. Ãàðìîíèÿ ïñèõîôèçè÷åñêèõ ñèë îðãàíèçìà ïîâûøàåò ðåçåðâû çäîðîâüÿ, ñîçäàåò óñëîâèÿ äëÿ òâîð÷åñêîãî ñàìîâûðàæåíèÿ â ðàçëè÷íûõ îáëàñòÿõ íàøåé æèçíè.

2. Çäîðîâüå êàê ñèñòåìà îáùå÷åëîâå÷åñêèõ öåííîñòåé

Öåííîñòü — ýòî ïîíÿòèå, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî õàðàêòåðèçóåòñÿ ñîöèàëüíî — èñòîðè÷åñêèé ñìûñë äëÿ îáùåñòâà è ëè÷íîñòíûé ñìûñë äëÿ èíäèâèäà îïðåäåëåííûõ ÿâëåíèé äåéñòâèòåëüíîñòè. Öåííîñòè — ýòî ñîöèàëüíî îäîáðÿåìûå è ðàçäåëÿåìûå áîëüøèíñòâîì ëþäåé ïðåäñòàâëåíèÿ î öåëÿõ, ê äîñòèæåíèþ êîòîðûõ ñëåäóåò ñòðåìèòüñÿ. Ýòî ñâîéñòâî òîãî èëè èíîãî îáùåñòâåííîãî ïðåäìåòà, ÿâëåíèÿ óäîâëåòâîðÿòü ïîòðåáíîñòè, æåëàíèÿ, èíòåðåñû.

Öåííîñòè ôîðìèðóþòñÿ â ðåçóëüòàòå îñîçíàíèÿ ÷åëîâåêîì ñâîèõ ïîòðåáíîñòåé â ñîîòíåñåíèè èõ ñ ïðåäìåòàìè îêðóæàþùåãî ìèðà, òî åñòü â ðåçóëüòàòå öåííîñòíîãî îòíîøåíèÿ, ÷òî ïîëåçíî äëÿ ÷åëîâåêà, à ÷òî âðåäíî, ÷òî ÿâëÿåòñÿ äîáðîì, à ÷òî çëîì è ò.ä.

Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî öåííîñòíîå îòíîøåíèå íå âîçíèêàåò äî òåõ ïîð, ïîêà ñóáúåêò íå îáíàðóæèò äëÿ ñåáÿ ïðîáëåìàòè÷íîñòü óäîâëåòâîðåíèÿ ñâîåé àêòóàëüíîé ïîòðåáíîñòè.

Òàê, çäîðîâüå è æèçíü ñòàíîâÿòñÿ öåííîñòüþ äëÿ ÷åëîâåêà èìåííî ïîòîìó, ÷òî èì íà÷èíàþò ðåàëüíî óãðîæàòü áîëåçíè è ñìåðòü.

Çäîðîâüå — áåñöåííîå äîñòîÿíèå íå òîëüêî êàæäîãî ÷åëîâåêà, íî è âñåãî îáùåñòâà. Ïðè âñòðå÷àõ, ðàññòàâàíèÿõ ñ áëèçêèìè è äîðîãèìè ëþäüìè ìû æåëàåì èì äîáðîãî è êðåïêîãî çäîðîâüÿ, òàê êàê ýòî — îñíîâíîå óñëîâèå è çàëîã ïîëíîöåííîé è ñ÷àñòëèâîé æèçíè. Çäîðîâüå ïîìîãàåò íàì âûïîëíÿòü íàøè ïëàíû, óñïåøíî ðåøàòü æèçíåííûå îñíîâíûå çàäà÷è, ïðåîäîëåâàòü òðóäíîñòè, à åñëè ïðèäåòñÿ, òî è çíà÷èòåëüíûå ïåðåãðóçêè. Äîáðîå çäîðîâüå, ðàçóìíî ñîõðàíÿåìîå è óêðåïëÿåìîå ñàìèì ÷åëîâåêîì, îáåñïå÷èâàåò åìó äîëãóþ è àêòèâíóþ æèçíü.

Çäîðîâüå — íåïðåìåííîå óñëîâèå ñ÷àñòüÿ. Íàóêà î çäîðîâüå èìååò ìíîãî áîëåå øèðîêèå ãîðèçîíòû è çíà÷èìîñòü. Çàìåòèì â ñâÿçè ñ ýòèì, ÷òî â íàöèîíàëüíîé ïðîãðàììå ÑØÀ «Healthy people» âûäåëåíû òðè ñëåäóþùèõ ïîäõîäà ê óëó÷øåíèþ ñòàòóñà îáùåñòâåííîãî çäîðîâüÿ, òðè îðãàíèçóþùèõ ïðèíöèïà (â ïîðÿäêå óáûâàíèÿ âàæíîñòè): 1) health promotion — îáåñïå÷åíèå çäîðîâüÿ; 2) health protection — çàùèòà çäîðîâüÿ; 3) preventive services — ïðîôèëàêòè÷åñêèå è ìåäèöèíñêèå ñëóæáû.

Çäîðîâüå íå ìîæåò õàðàêòåðèçîâàòüñÿ áëàãîïîëó÷èåì, ïîñêîëüêó ýòî — õàðàêòåðèñòèêà íå ñóáúåêòà, à ðåçóëüòàòà åãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñî ñðåäîé. Ïîýòîìó íà ïåðâîå ìåñòî â ïîíèìàíèè çäîðîâüÿ âûäâèãàåòñÿ íå áëàãîïîëó÷èå, à ñïîñîáíîñòü èçìåíèòü ñâîè âîçìîæíîñòè â ñîîòâåòñòâèè ñ âíåøíèìè èëè âíóòðåííèìè çàäà÷àìè è (èëè) ïðèñïîñîáèòü ñðåäó òàê, ÷òîáû ýòè çàäà÷è ñòàëè âûïîëíèìûìè.

Îñíîâîé ñîáñòâåííî ÷åëîâå÷åñêîãî çäîðîâüÿ èç ýòèõ ïîñûëîê âûñòóïàåò äóõîâíîå çäîðîâüå. Èñïîëüçîâàíèå ïîíÿòèÿ äóõîâíîãî çäîðîâüÿ îòêðûâàåò ýôôåêòèâíûå âîçìîæíîñòè îöåíêè ñîîòíîøåíèÿ ìàòåðèàëüíûõ ðåçóëüòàòîâ èíäóñòðèàëüíîãî ðàçâèòèÿ îáùåñòâà ñ óðîâíåì åãî äóõîâíîñòè. Îòñþäà, äóõîâíîå çäîðîâüå ïîëó÷àåò âàæíóþ çíà÷èìîñòü êàê èíñòðóìåíò ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è ñîöèàëüíîãî ïðîãðåññà. Ïî ýòîé, â ÷àñòíîñòè, ïðè÷èíå òàê áûñòðî è çíà÷èìî ðàñòóò çàòðàòû íàèáîëåå ïðîìûøëåííî ðàçâèòûõ ãîñóäàðñòâ íà íóæäû çäîðîâüÿ. Ïîýòîìó îòêàç îò ñòàðîé òðàäèöèè ðàññìàòðèâàòü çäðàâîîõðàíåíèå êàê íåïðîèçâîäèòåëüíóþ ñôåðó, óìåíèå âûÿâèòü, îáîñíîâàòü è èñïîëüçîâàòü ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêóþ ýôôåêòèâíîñòü ìåäèöèíû ÿâëÿþòñÿ âàæíåéøèìè ïðåäïîñûëêàìè ðàçâèòèÿ íàóêè î çäîðîâüå. Ýòà ñèòóàöèÿ ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî âïåðâûå ñîâïàäàþò âåäóùèå öåííîñòè ëè÷íîñòè è îáùåñòâà. Èìåííî ñ ýòèõ ïîçèöèé îòáèðàëñÿ è àíàëèçèðîâàëñÿ ïðåäëàãàåìûé âàì ìàòåðèàë. Íàì ïðèÿòíî çàêëþ÷èòü, ÷òî íîâàÿ çíà÷èìîñòü çäîðîâüÿ, êàê öåëè è êàê êðèòåðèÿ ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, îñîçíàíà, ðàçðàáàòûâàåòñÿ è ðåàëèçóåòñÿ ìåäèöèíñêîé îáùåñòâåííîñòüþ öåëîãî ðÿäà ñòðàí, è â ïåðâóþ î÷åðåäü Âñåìèðíîé Îðãàíèçàöèåé Çäðàâîîõðàíåíèÿ.  íàøåé ñòðàíå, ê ñîæàëåíèþ, àêöåíò ïîñòàâëåí íà ñîîòíîøåíèå ìåæäó êëèíè÷åñêîé è ïðîôèëàêòè÷åñêîé ìåäèöèíîé. Ìû ïîñòàðàëèñü ïîêàçàòü íåîáõîäèìîñòü è ïîëåçíîñòü áîëåå øèðîêîãî âçãëÿäà íà çäîðîâüå.

Öåííîñòíîå ñîäåðæàíèå çäîðîâüÿ àêêóìóëèðóåòñÿ â îòíîøåíèè ÷åëîâåêà (ñîöèóìà) ê ñâîåìó ñîñòîÿíèþ, êîòîðîå îáåñïå÷èâàåò óñïåøíóþ (äîñòîéíóþ, ïðèåìëåìóþ äëÿ äàííûõ óñëîâèé) æèçíåäåÿòåëüíîñòü. Âìåñòå ñ îòíîøåíèåì ÷åëîâåêà ê çäîðîâüþ âûñòðàèâàåòñÿ ñèñòåìà åãî öåííîñòíûõ îðèåíòàöèè, ïðåäïî÷òåíèé, öåëåé, áåç êîòîðûõ ÷åëîâå÷åñêîå ñóùåñòâîâàíèå ëèøàåòñÿ ñìûñëà.  ñâîå ñîäåðæàíèå çäîðîâüå êàê öåííîñòü âêëþ÷àåò ìíîæåñòâî ñóáöåííîñòåé, èìåþùèõ ñìûñëîæèçíåííîå çíà÷åíèå äëÿ ÷åëîâåêà. Çäîðîâüå — ýòî è íàñëàæäåíèå, è ïîëüçà, è ñëàâà, è êðàñîòà, è äîáðî, è ñ÷àñòüå. È â ýòîì îòíîøåíèè î çäîðîâüå ìîæíî ãîâîðèòü êàê îá óíèâåðñàëüíîé öåííîñòè.

Íîñèòåëÿìè çäîðîâüÿ, à, ñëåäîâàòåëüíî, è ñóáúåêòàìè öåííîñòíîãî îòíîøåíèÿ ìîãóò âûñòóïàòü îòäåëüíûå ëè÷íîñòè, ñîöèàëüíûå ãðóïïû, îáùåñòâî â öåëîì.  ýòîì îòíîøåíèè ðàçëè÷àþòñÿ èíäèâèäóàëüíîå çäîðîâüå, ñîöèóìíîå (çäîðîâüå êîëëåêòèâà, ñîöèàëüíîé îáùíîñòè, ýòíîñà, ðåëèãèîçíîé êîíôåññèè, ïðîôåññèîíàëüíîé èëè âîçðàñòíîé ãðóïïû è ò.ä.) è ïëàíåòàðíîå (îáùå÷åëîâå÷åñêîå) çäîðîâüå. Çäîðîâüå èíäèâèäà êàê öåííîñòü — ýòî çíà÷èìîñòü ìåðû âîçìîæíîãî îñóùåñòâëåíèÿ ÷åëîâåêîì öåëåíàïðàâëåííûõ è îñîçíàííûõ äåéñòâèé (îãðàíè÷åíèå íåóìåíèåì íå â ñ÷åò) áåç óõóäøåíèÿ ñâîåãî ôèçè÷åñêîãî è äóõîâíîãî ñîñòîÿíèÿ, áåç ïîòåðü â àäàïòàöèè ê æèçíåííîé ñðåäå. Çäîðîâüå ñîöèóìà (îáùåñòâà) êàê öåííîñòü — ýòî çíà÷èìîñòü äëÿ îáùåñòâà ñòåïåíè ðåàëèçàöèè ñìûñëîæèçíåííûõ âîçìîæíîñòåé åãî ÷ëåíîâ. Ïo ñâîåé ñòðóêòóðå çäîðîâüå êàê öåííîñòü âêëþ÷àåò äâà îñíîâíûõ êîìïîíåíòà. Îáúåêòèâíûé êîìïîíåíò — ýòî ñîâîêóïíîñòü âîçìîæíîñòåé, êîòîðûå ìîãóò áûòü ðåàëèçîâàíû ïðè íàëè÷èè ïîëíîöåííîãî çäîðîâüÿ. Ýòî ìîæåò áûòü ñòàòóñíàÿ ðîëü â îáùåñòâå, ïðîôåññèÿ, ðîä çàíÿòèé, ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè è ò.ï. Ñóáúåêòèâíûé êîìïîíåíò çäîðîâüÿ êàê öåííîñòè — ýòî îòíîøåíèå ñóáúåêòà ê ñâîåìó çäîðîâüþ, âûðàæàþùååñÿ â ïðåäïî÷òåíèÿõ, öåííîñòíûõ îðèåíòàöèÿõ, ìîòèâàöèè â ïîâåäåíèè ïî îòíîøåíèþ ê çäîðîâüþ.

Çäîðîâüå êàê öåííîñòü ïî ôèçè÷åñêèì ïàðàìåòðàì ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé çíà÷åíèå áèîëîãè÷åñêèõ (ñîìàòè÷åñêèõ) ïîêàçàòåëåé ñîñòîÿíèÿ ÷åëîâåêà äëÿ åãî æèçíåäåÿòåëüíîñòè. Âèòàëüíûå õàðàêòåðèñòèêè çäîðîâüÿ ðàñêðûâàþò çíà÷åíèå åãî áèîïñèõîñîöèàëüíûõ ïîêàçàòåëåé, íî íà èíäèâèäíîì óðîâíå, áåç âêëþ÷åííîñòè ÷åëîâåêà â ñèñòåìó îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé. Äóõîâíîå çäîðîâüå êàê öåííîñòü ôèêñèðóåò çíà÷åíèå èäåàëüíûõ ôåíîìåíîâ, ïîçâîëÿþùèõ ÷åëîâåêó áûòü ïîëíîïðàâíûì ÷ëåíîì îáùåñòâà. Çäîðîâüå êàê ñîöèàëüíàÿ öåííîñòü âûðàæàåò çíà÷åíèå ñîöèàëüíûõ ñâÿçåé, ìåñòà è ðîëè ÷åëîâåêà â ðåøåíèè ñîöèàëüíûõ çàäà÷, ñòåïåíè ðåàëèçàöèè èì îáùåñòâåííûõ èíòåðåñîâ, ÷òî îáåñïå÷èâàåò åìó äîñòàòî÷íûé óðîâåíü ñîöèàëüíîé àäàïòèâíîñòè. Âïîëíå âîçìîæíà è äàëüíåéøàÿ ãðàäàöèÿ ïîäâèäîâ. Ñêàæåì, â ñîöèàëüíîì çäîðîâüå ìîæíî âûäåëèòü ïîëèòè÷åñêîå, ïðàâîâîå, ýêîíîìè÷åñêîå è äð. åãî ïîäâèäû.

Çàêëþ÷åíèå

Çäîðîâüå — áåñöåííîå äîñòîÿíèå íå òîëüêî êàæäîãî ÷åëîâåêà, íî è âñåãî îáùåñòâà. Ïðè âñòðå÷àõ, ðàññòàâàíèÿõ ñ áëèçêèìè è äîðîãèìè ëþäüìè ìû æåëàåì èì äîáðîãî è êðåïêîãî çäîðîâüÿ, òàê êàê ýòî — îñíîâíîå óñëîâèå è çàëîã ïîëíîöåííîé è ñ÷àñòëèâîé æèçíè. Çäîðîâüå ïîìîãàåò íàì âûïîëíÿòü íàøè ïëàíû, óñïåøíî ðåøàòü æèçíåííûå îñíîâíûå çàäà÷è, ïðåîäîëåâàòü òðóäíîñòè, à åñëè ïðèäåòñÿ, òî è çíà÷èòåëüíûå ïåðåãðóçêè. Äîáðîå çäîðîâüå, ðàçóìíî ñîõðàíÿåìîå è óêðåïëÿåìîå ñàìèì ÷åëîâåêîì, îáåñïå÷èâàåò åìó äîëãóþ è àêòèâíóþ æèçíü.

Ñïèñîê èñòî÷íèêîâ

1. Áåðåçèí È.Ï., Äåðãà÷åâ Þ.Â. Øêîëà çäîðîâüÿ. — Ì.: Ôèçêóëüòóðà è ñïîðò, 1992.

2. Ëåùèíñêèé Ë.À. Áåðåãèòå çäîðîâüå. — Ì.: Äèàìàíò, 1998.

3. Êóöåíêî Ã.È., Íîâèêîâ Þ.Â. Êíèãà î çäîðîâîì îáðàçå æèçíè. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1999.

Источник