Здоровье и болезнь в представлении человека
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Общественное здоровье –характеристика индивидуальных уровней здоровья членов общества, которая отражает вероятность достижения каждым максимального здоровья и творческого долголетия.
Критерии оценки «здоровья для всех» по ВОЗ:
— доля валового национального продукта, расходуемого на нужды здравоохранения;
— доступность первичной медико-санитарной помощи;
— охват населения безопасным (соответствующим санитарным нормам) водоснабжением;
— доступность квалифицированной медицинской помощи в период беременности и при родах;
— уровень детской смертности, состояние питания детей;
— средняя продолжительность жизни.
Главным критерием оценки состояния среды региона является здоровье проживающего на данной территории населения. На 50% уровень здоровья зависит от индивидуального образа жизни, на 25% — от влияния окружающей среды, на 15% — от наследственности и на 10% — от качества медицинского обслуживания.
Здоровье – состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это определение просуществовало 50 лет, в 1994 году ВОЗ предложила новое определение: «Здоровье – это способность жизни сохранять и развивать себя и среду своего обитания».
Основные критерии здоровья:
— особенности онтогенеза (данные генеологического, биологического, социального анамнеза);
— физическое развитие;
— нервно-психическое развитие;
— уровень резистентности (совокупность неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекции), ребенок считается часто болеющим, если он перенес в течении года 4 и более острых заболеваний;
— уровень функционального состояния организма;
— наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
По состоянию здоровья дети распределяются на 5 групп, которые в процессе наблюдения могут меняться в зависимости от уровня развития и наличие изменений в состоянии здоровья ребенка.
1 группа – здоровые дети с нормальными физическим и нервно-психическим развитием,не имеющие хронической патологии и редко болеющие острыми заболеваниями.
2 группа (группа риска)- дети, не имеющие хронические заболевания, но имеющие функциональные отклонения , отклонения в росте и развитии, перенесшие инфекционные заболевания, часто болеющие (более 4-5 раз в год), родившиеся от матерей с отягощенным акушерским анамнезом, имеющие риск развития хронической патологии, т.е. дети, нуждающиеся в оздоровлении, лечении, профилактике. В 2 группе можно выделить группы 2А и 2Б.
2А группа – здоровые дети с отягощенным анамнезом (экстрагенитальная патология у матери, отягощенный акушерский анамнез).
2Б группа – здоровые дети с одновременной отягощенностью социального, генеалогического и биологического анамнеза, а также наличием ряда синдромов у плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на рост, развитие и формирование здоровья ребенка, а также с пограничными и функциональными отклонениями, обусловленными возрастом. К ним относятся недоношенные, незрелые, дети с внутриутробным инфицированием, перенесшие асфиксию, родовую травму, а также с рахитом 1 ст., дефицитом или избытком массы 1-2 степени, дефектами осанки, уплощенной стопой, функциональными изменениями органов.
3 группа – дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронической патологии в стадии компенсации, т.е.редкими нетяжелыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, редкими интеркуррентными заболеваниями (1-3 раза в год), функциональными отклонениями только одной патологически измененной системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.
4 группа — дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронического заболевания в стадии субкомпенсации определяющимися функциональными отклонениями не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушением общего состояния, самочувствия после обострения в периоде реконвалесценции.
5 группа – дети с тяжелыми врожденными пороками развития или тяжелой хронической патологией с длительным периодом декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.
Здоровье представляет целостное многомерное динамическое состояние организма, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств – саморегуляции и адаптивности. Следовательно, степень развития у человека способностей к адаптации определяет уровень его стабильности, в конечном итоге здоровье.
Выделяют различные состояния здоровья:
— состояние оптимальных адаптационных возможностей (полное здоровье);
— состояние напряженности регуляторных и метаболических систем (донозологическая форма здоровья);
— состояние сниженных функциональных резервов (преморбидная форма нарушения здоровья);
— состояние срыва адаптации (клинически манифестирующая форма нарушения здоровья).
Болезнь –это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма и ограничению трудоспособности.
Учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней называется этиология.
Классификация причин болезни:
— механические (удар, сдавление, разрыв и др.)
— физические (звук, шум, ионизирующее излучение, электрический ток, температура, электромагнитные поля и др.);
— химические (алкоголь, никотин, тяжелые металлы, пестициды, кислоты и щелочи, ароматические растворители идр.);
— биологические (микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, гельминты, вирусы, грибки др.);
— социальные факторы.
Факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней, называются условиями возникновения болезни. В отличие от причины условия не являются обязательными для развития заболевания. Условия могут быть внутренние и внешние. К внутренним относят наследственное предрасположение к заболеванию, патологическую конституцию (диатез), ранний или старческий возраст. К внешним – нарушения питания, переутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни.
В развитии ряда болезней можно выделить:
1) Латентный период (для инфекционных заболеваний – инкубационный). Он начинается с момента воздействия причинного фактора и продолжается до первых признаков болезни.
2) Продромальный период – от появления первых признаков заболевания до полного проявления симптомов болезни;
3) Период клинических проявлений – характеризуется развернутой клинической картиной заболевания;
4) Исход болезни. Возможны выздоровление (полное или неполное), переход болезни в хроническую форму или смерть.
Одним из важных условий, препятствующих развитию болезней, является непрерывно развивающийся процесс реализации потребностей человека.
Потребность –нужда организма в чем-то, что лежит вне его, но при этом является необходимым компонентом жизнедеятельности. По происхождению они составляют две группы – естественные (биологические) и социальные (культурные). По предмету – материальные и духовные.
Самый первый уровень потребностей, без удовлетворения которых ничто другое невозможно, составляют физиологические: в пище, воде, кислороде, сне, одежде, воспроизведении рода и др. Вторым уровнем человеческих потребностей является потребность в безопасности и защищенности от преступников, нищеты, болезней и др. Удовлетворение потребностей второго уровня создает возможность для развития потребностей третьего уровня: в привязанностях, хорошем отношении, желании быть принятым в обществе. Если все три уровня удовлетворены, возникают новые желания. Это потребность в уважении (признании, одобрении) – четвертый уровень.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6720; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
- I. Причины конфликта
- I. Причины оживления национального движения
- IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами)
- IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
- IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенностям, признаки (обозначены буквами).
- IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенностям, признаки (обозначены буквами).
- IV. Установите соотношение между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
- А. Причины отмены крепостного права
- А. Причины феодальной раздробленности
- А. Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон
- Аксиомы и основные понятия микроэкономического анализа потребительского поведения
- Анализ причины конфликтов и методы их разрешения.
Источник
Что такое здоровье и от чего оно зависит? Когда появляются первые симптомы болезни? Предболезнь, как пограничное состояние, при котором вы еще можете остановить несущийся на вас локомотив под названием «болезнь».
«Болезнь — это драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тишине наших тканей при погашенных свечах, когда же появляется боль или другие неприятные явления, это почти всегда второй акт» — писал французский хирург Лериш.
Здоровье, болезнь, предболезнь в концепциях восточной и западной медицины
Современная западная медицина условно рассматривает человека как биосоциальную систему с пирамидальным принципом построения и выделяет в этой пирамиде два уровня:
- низший — это физическое тело,
- высший — психика или сознание человека.
Болезнь изначально поражает физическое тело, наличие недуга со временем приводит к угнетенному состоянию сознания, формируется соматоневроз. С другой стороны, в последнее время в западной медицине сформировалась концепция психогенных заболеваний, когда изначально травмирующая психику ситуация приводит к дистрессу (затяжному стрессу), следствием которого выступает нарушение иннервации и трофики определенных органов. В результате вторично формируются соматические заболевания. Примерами таких стрессогенных заболеваний могут служить язвенная болезнь желудка, инфаркт миокарда и некоторые другие.
Восточная медицина более глубоко представляет систему строения человека и выделяет в ней четыре уровня:
- физическое тело,
- меридиональную систему,
- эмоции,
- психику.
При этом каждый высший уровень оказывает влияние на низший. Болезнь, в представлении медиков Востока, чаще зарождается в недрах разума. Негативные мысли, несправедливые поступки нарушают гармонию эмоций. Расстроенные эмоции приводят к нарушению циркуляции энергии по каналам организма, лишая определенные органы жизненной силы. Болезнь, таким образом, реализуется на материальном уровне, трансформируясь в патологию физического тела. При заболевании физического тела обязательно существует нарушение на уровне психики и эмоций. Гармония высших уровней обусловливает гармонию низших уровней. В своих подходах восточная медицина учитывает целостность и взаимосвязь всех уровней организма.
Здоровье и болезнь — основные философские категории в медицине
Если категория «болезнь» более конкретна, то «здоровье» почти всегда абстрактно. В то же время абсолютной болезни и абсолютного здоровья в реальной жизни человека нет, между ними существует бесконечное множество форм, связей и взаимных переходов.
Чем выше уровень здоровья, тем меньше возможность развития болезни, и наоборот: развитие болезни возможно лишь тогда, когда недостаточны резервы здоровья.
Таким образом, между состояниями здоровья и болезни существует переходное третье состояние, которое характеризуется «неполным здоровьем» или «предболезнью».
Врачи западной медицинской школы лечат больных и мало чем могут помочь людям в состоянии предболезни. Врачи традиционной восточной медицинской школы считают основной своей задачей укреплять здоровье здоровых, увеличивать резервы здоровья людей в состоянии предболезни и, разумеется, лечить больных. Традиционная восточная медицина имеет выраженную профилактическую направленность: основными оздоравливающими и лечебными факторами в ней выступают не лекарства, как в западной медицине, а режим, диета, дозированные физические нагрузки, положительный эмоциональный настрой, добродетельные и возвышенные мысли.
В последнее время в связи с отчетливо наблюдаемой тенденцией к стиранию границ между Востоком и Западом представления традиционной восточной медицины о здоровье и «нездоровье» находят все большее понимание среди врачей западной ориентации. Появились первые попытки систематизировать и классифицировать накопленные знания о развитии заболевания как философской категории.
Понятие «здоровый человек» принимается условным, так как критерии здоровья отличаются у разных этнических и социальных групп и в различные периоды истории оцениваются по-разному. Скорее можно говорить о клинически здоровом человеке, чем об абсолютно здоровом. Здоровье не является фиксированным состоянием. В нем можно выделить несколько промежуточных состояний.
I. Абсолютное здоровье — теоретический критерий, который является риперной точкой при изучении процессов, происходящих в организме.
II. Клиническое здоровье подразделяется на две стадии:
- Компенсаторная стадия — когда за счет привлечения внутренних резервов организм поддерживает состояние гомеостаза. На этой стадии устанавливается динамическое равновесие, при котором происходит изменение физиологических показателей в границах нормы. При этом организм обладает высокой адаптивной способностью.
- Дезадаптация — когда внутренних резервов организма недостаточно для поддержания гомеостаза. В результате продолжительного влияния неблагоприятных факторов на организм человека происходит нарушение адаптационных механизмов и саморегуляции организма.
На этой стадии возникают начальные проявления нарушений метаболизма, происходит накопление в организме токсичных продуктов обмена веществ, нарушаются нейрогуморальная регуляция, функциональная активность иммунной системы, кишечной микрофлоры и других защитных механизмов организма.
Одним из важнейших нарушений на данном этапе следует считать снижение антиоксидантной защиты организма, приводящей к нарушениям его функциональной активности на клеточном уровне. Подробнее читайте в статье Что такое антиоксиданты и чем они полезны?
III. Предболезнь — это состояние накопления дезадаптационных изменений в организме. Предболезнь является промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью. На этой стадии происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, срыв адаптационных и компенсаторных реакций, усугубление проявлений синдрома пероксидации на фоне стойкого снижения антиоксидантного статуса, развиваются иммунодефицитные состояния, а также могут развиться устойчивые нарушения метаболизма.
Вследствие указанных нарушений значительно снижается неспецифическая защита организма, что и проявляется в снижении общего жизненного тонуса, повышенной утомляемости, склонности к бактериальным и вирусным заболеваниям на фоне формирования иммунодефицитных состояний, во внутренних системах формируются патологические изменения.
IV. Болезнь. Состояние «предболезнь» является первой стадией болезни (Адо А. Д., 1973). Оно переходит в стадию собственно болезни, которая характеризуется наиболее выраженными общими и местными проявлениями, свойственными каждому конкретному заболеванию.
Какова тактика врача на этих этапах развития заболевания?
При компенсаторной стадии здоровья необходим периодический прием нутрицевтиков с профилактической целью.
Нутрицевтики — биологически активные добавки к пище, предназначенные для восполнения и коррекции содержания в организме человека таких незаменимых веществ, как витамины, минералы, аминокислоты, пищевые волокна, полиненасыщенные жирные кислоты.
Роль нутрицевтиков заключается в поддержании здоровья, первичной и вторичной профилактике.На организм человека нутрицевтики оказывают общеукрепляющее, иммуномодулирующее, регулирующее обмен веществ и выводящее токсины действие.
Нутрицевтики как необходимая составная часть пищи не требуют специальных показаний к назначению и не имеют противопоказаний, их могут применять и больные, и практически здоровые лица.
В стадии декомпенсации прием нутрицевтиков является обязательным.
В стадии предболезни назначаем нутрицевтики и парафармацевтики с акцентом на иммуностимуляцию и детоксикацию, обязателен прием антиоксидантов.
Парафармацевтики — биологически активные добавки к пище, состоящие из высокоактивных природных компонентов, имеющие направленное фармакологическое действие и применяющиеся по показаниям для профилактики, вспомогательной терапии и поддержки функциональной активности органов и систем человека. Из всех групп БАД парафармацевтики наиболее приближены к лекарственным средствам. Основными отличиями парафармацевтиков от лекарст являются: более длительный курс применения (8-12 недель), а также минимальное количество побочных эффектов или полное их отсутствие.
Здоровым лицам парафармацевтики, как правило, не назначаются.
В хронической стадии болезни больному надо проводить регулярное курсовое лечение парафармацевтиками, выбор которых определяется основным заболеванием, на фоне постоянного приема нутрицевтиков.
Наконец, в острой стадии заболевания необходимо с помощью сильнодействующих лекарственных средств как можно быстрее вывести больного из этого состояния, а затем поддерживать равновесие в организме с помощью биологически активных добавок.
Таким образом, мы видим, что истинные знания о здоровье, предболезни, болезни в восточной и западной медицинских школах не противоречат друг другу, взаимопроникают и взаимообогощаются и, в конечном счете, приводят к лучшему пониманию механизмов развития болезни, а значит – более успешному ее лечению и профилактике.
Источник: medicinform, Долгатова Эрике.
Вам понравилась статья? Ставьте лайк и сохраняйте себе стену, чтобы мы знали как сделать наш блог лучше для Вас 🙂
Источник