Жить избегая болезней и угрызения совести

Жить избегая болезней и угрызения совести thumbnail

Жить избегая болезней и угрызения совестиУгрызения совести – это уныние, переживаемое в настоящем вследствие былой провинности, подобие стремления пристыдить собственную персону. Они могут обладать большой интенсивностью проявлений и при этом не считаются добродетелью. Однако оно относится к нравственности, ибо являет собой оценочное суждение своих собственных деяний и слов (болезненное осознание своего дурного проступка). Мучиться угрызениями совести сродни ностальгии подобру. Когда к душевным стенаниям прибавляется воля к коррекции содеянного, то они трансформируются в раскаяние. Ранее считалось, что терзания совести являются продуктом функционирования определённой части мозга, локализированной в зоне лба. Оказалось, что былые учёные деятели были не совсем далеки от истины. Причины внутренних терзаний действительно скрыты в человеческом организме, но не столько в серых клеточках, сколько в генах. Также степень их выраженности обусловлена воспитанием и социальной средой.

Что это такое

Удивительным свойством человеческого сознания является совестливость. Её невозможно пощупать, нельзя купить, а также продать, невозможно принести в дар, но она существует. Её видят окружающие, она может спать спокойным сном либо мучить человека.

Некоторые считают совесть бесполезным атрибутом или атавизмом. Ведь такой «аксессуар» лишь препятствует нормальной жизнедеятельности, мешает «кайфовать» от бытия. Совестливость словно сгрызает душу человека изнутри, он не может отпустить собственный дурной проступок, его изводит чувство вины, что намного хуже, нежели упрёки окружающего социума. Слова чужих легко можно пропустить мимо, а глас совести заглушить невозможно.

Поэтому понимать выражение угрызения совести следует как некое средство самоконтроля, вроде внутреннего голоса, гасящего, что раз наворотил дел, то неплохо бы их исправить, иначе будет хуже.

Таким образом, муки совести являют собой душевный дискомфорт, который испытывает любой индивид после нанесения обиды, совершения дурного поступка, оскорбления кого-либо. Оценку собственному поступку либо думам сам страдающий даёт себе. Если поступки идут вразрез с собственным внутренним цензором, то следствием становится душевный дискомфорт.

Жить избегая болезней и угрызения совести

Все неприятные переживания, а также угрызения совести обычно спровоцированы либо несоответствием в собственных глазах существующих моральных установок произведённым действиям, либо предвкушением неприятных воспитательных «актов» со стороны порицания, осуждения. Ведь каждому хочется считать себя достойной личностью, каждому нравится думать о собственной персоне хорошо.

Душевные муки являются прямо пропорциональными достоинствам, добродетелям, которые привиты человеку и живы в нём, а не людским порокам.

Таким образом, человеческие субъекты могут чувствовать угрызение совести вследствие совершенного деяния, произнесённого слова либо даже мысли, но это присуще взрослой созревшей личности.

Причина появления

Многим знакомо чувство давления, ощущаемое в душе, поток бесконечных мыслей, сообщающий, что дело сделано и ситуация не подлежит уже исправлению. Если подобное положение вещей затягивается, и человек не совершает никаких поступков, дабы исправить содеянное, то за душевными терзаниями приходит чувство вины, сменяющееся депрессией. При этом абсолютно неважно действительно ли индивид так серьёзно виноват. Важно, как сам индивид оценивает собственный поступок.

Угрызения совести являют собой процесс, когда человек становится судьёй собственной личности. Однако такой суд, равно как и судовой процесс в реальной жизни, далеко не всегда бывает справедливым, но его существенным различием является его неподкупность.

Чувство вины нередко довольно опасно для индивида, ведь он, съедаемый этим чувством, уничтожает собственную личность. Продолжительное и не отпускающее ощущение вины приносит дискомфорт, причиняет вред, не только самому индивиду, но и его окружению. Вот в чём основная проблема угрызений совести.

Ниже приведены наиболее часто встречаемые причины, порождающие муки совести, а именно:

– обман;

– нанесение незаслуженной обиды близким;

– игнорирование просьб, предписаний, указаний, инструкций, связанных с трудовой деятельностью;

– необдуманные высказывания оскорбительного характера, брошенные в порыве гнева;

– разглашение доверенной тайны;

– недостойное поведение вследствие влияния алкогольного опьянения, например, на корпоративе;

– совершение поступков, противоречащих существующим у человека моральным принципам;

– тайны от партнёра по брачной связи или родителей;

– события, породившие трагические последствия (например, травмы, летальный исход).

Приведённый перечень – это лишь наиболее встречаемые причины, но существует ещё огромное множество факторов, вызывающих душевные терзания. Ведь каждый человек обладает индивидуальным порогом совестливости.

Как говорить «нет» без угрызений совести

Наверное, каждый сталкивался с ситуациями, когда довольно сложно отказать, трудно произнести три такие простые буквы, составляющие слово «нет». Прежде всего, чтобы научиться произносить эти заветные буквы, когда нет желания либо возможности выполнить просьбу, необходимо осознать для себя, что никто ничем никому не обязан. Осознав это станет жить намного проще.

Также следует не давать чувству вины овладеть собою по причине отказа в удовлетворении чьей-то просьбы. Для этого важно понимать, что несогласие помочь, выполнить просьбу просящего не подразумевает отказ конкретному человеку, это всего лишь несогласие делать то, что не хочется. При этом говорить нет надобно уверенно, объясняя чётко и спокойно причину отказа.

Жить избегая болезней и угрызения совести

Нужно понимать, что при отказе места чувству вины нет. Прежде всего, это чувство является эмоцией, которая появляется, когда человек делает нечто плохое или неверное. То есть вполне нормально ощущать вину, сделав кому-либо больно, но «нет» не причиняет боли. Человеку просто придётся делать самому то, что он желал переложить или в чём он ожидал помощи. Ему может будет неприятно, но точно не больно. Поэтому банальный отказ влечь за собой душевные терзания не должен.

Самым простым способом отказа считается отклонение просьбы помочь с предложением так называемого «утешительного приза», например, сказать, что загруженность по работе не позволяет помочь с написанием диплома и предложить ссылку на подходящий источник. При этом предлагать альтернативу надо не исходя из чувства вины, а именно из-за искреннего желания помочь.

Также объективное объяснение причин внешними обстоятельствами, находящимися вне контроля человека, поможет не ощущать душевных мук при отказе.

Нередко безотказный человек делает только хуже просящим, поскольку они привыкают надеяться не на собственные силы, а на помощь извне. Это очень расслабляет и приводит к тому, что люди, злоупотребляющие просьбами, начинают считать, что им просто обязаны помогать. Следствие этому полнейшая несамостоятельность.

Как избавиться от угрызений совести

Как часто после совершения какого-либо деяния человек ощущает раскаяние, его тревожат муки совестливости, гложет чувство вины. Нередко такие терзания имеют причину, но также часто случается, что они одолевают человека беспричинно. При этом некоторые индивиды прекрасно научились с этим справляться, других же это может повергнуть в омут депрессии. Поэтому так важно научиться преодолевать чувство угрызения совести.

Справиться с этой напастью поможет выяснение причин, породивших её и изменение отношения к ситуации, вызвавшей душевные терзания.

Свершив нечто неблаговидное, не стоит немедленно себя причислять к категории «плохих» людей. Нужно помнить, что каждый человеческий субъект делает ошибки. Поэтому следует всецело принять случившееся, а не лишь его отдельный аспект, проанализировать причину, приведшую к этим неблаговидным действиям. Также немаловажно вспомнить время появления душевных терзаний и трезво обдумать, есть ли в действительности доля вины или нет. Если осознанный анализ приведёт к тому, что в основе переживаний лежит лишь иллюзия, то побороть станет значительно проще.

Если выводы привели к осознанию незначительности вины, то необходимо понять, что это уже произошло и поводов к самоистязанию нет. Нужно вынести опыт из произошедшего и определить дальнейшее поведение в подобных ситуациях, а мучить себя неконструктивно.

Помимо того из всякой якобы «безвыходной» ситуации существует минимум два выхода. Отсюда перед страдающими от «издевательств» совести предстаёт следующая перспектива: либо продолжать дальше страдать, либо предпринять хоть какие-нибудь действия, дабы исправить ситуацию.

Так как совестливость является умением людей определять собственные нравственные нормы, границы морали, правила поведения и способностью контролировать их соблюдение, то наилучшим выходом является искреннее раскаяние и как следствие принесение извинений пострадавшей стороне.

Как изменить мужу без угрызения совести

Издавна мужские адюльтеры считались нормой и списывались на их природные «инстинкты», которые благородно прощали, тогда, как дочерей Евы за подобное в лучшем случае активно порицали, а в худшем – даже серьёзно наказывали.

Однако современный социум стремительными темпами движется к гендерному равенству. Поэтому самые смелые и раскрепощённые барышни во всю стараются избавиться от предубеждений и освободить социум от предрассудков, отвечая мужчинам на их сторонние романы той же монеткой

Жить избегая болезней и угрызения совести

Но далеко не все прекрасные дамы готовы бесстрашно продвигаться по этой тернистой стезе. Многие, хотя и задумываются об измене партнёру, окончательно решиться на такой шаг страшатся. Они боятся, что их замучает голос совести. А так хотелось бы отдаться страсти с головой и при это не ощущать докучливых нотаций и нравоучений внутреннего «судьи».

Есть несколько рекомендаций для таких дам. Прежде всего, следует проанализировать ситуацию, чтобы отыскать причину, толкающую на неверность. Это либо поможет оправдать себя перед внутренним цензором в дальнейшем, либо поспособствует решению проблемы иным путём.

Если барышня все же таки совершила этот рискованный шаг, то лучшим будет избавиться обо всём напоминающим (например, избавиться от белья, в котором женщина находилась, изменяя мужу).

Также помогает ликвидировать угрызения совести или приглушить их исповедь близкому человеку, к примеру, самой надёжной подруге, которая сохранит тайну.

Можно постараться искупить собственную вину искренней заботой о супруге, любовью, лаской и теплотой.

Человек слаб, поэтому совершает ошибки, порой непоправимые, но чаще всего любые промахи можно исправить. От супружеских измен застраховаться невозможно. Даже высоко моральный индивид способен оступиться.

Не нужно изводить себя из-за содеянного, нужно делать выводы, дабы в дальнейшем не было причин для пробуждения «карающего меча самосуда».

Если барышня решилась на адюльтер по причине большой любви, то тем более винить себя нельзя, ведь это сподвигло её на избавление от уз Гименея, связывавших двух нелюбящих супругов. Вместо несчастных трёх человек, получилось два счастливых и один с шансом обрести свою истинную любовь.

Когда женщина заводит интрижку, любя супруга, необходимо не заниматься бесполезным самоедством, удовлетворяя этим собственное эго, прилагать усилия, чтобы сохранить семью и восстановить былую гармонию. Измена в подобной ситуации является для изменщицы жестоким уроком, своеобразным толчком к пробуждению, возможностью посмотреть на собственное бытие, проанализировать сложившиеся семейные отношения и расставить приоритеты.

Изменять либо не изменять личное дело человека, но всё-таки нужно понимать, что удовольствие от адюльтера может быть эфемерным, а боль, причинённая близкому – настоящей. Поэтому даже, если одолели семейные негоразды, тяжело дышать под грузом проблем, плохо от непонимания супруга, измена должна быть последним средством, исключительным шагом лишь после того, как иные способы исчерпаны.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

XI

В самом счастливом состоянии духа возвращаясь из своего южного путешествия, Пьер исполнил свое давнишнее намерение — заехать к своему другу Болконскому, которого он не видал два года.
На последней станции, узнав, что князь Андрей не в Лысых Горах, а в своем новом отделенном имении, Пьер поехал к нему.
Богучарово лежало в некрасивой, плоской местности, покрытой полями и срубленными и несрубленными еловыми с березой лесами. Барский двор находился на конце прямой, по большой дороге расположенной деревни, за вновь вырытым, полно налитым прудом, с не обросшими еще травой берегами, в середине молодого леса, между которым стояло несколько больших сосен.
Барский двор состоял из гумна, надворных построек, конюшен, бани, флигеля и большого каменного дома с полукруглым фронтоном, который еще строился. Вокруг дома был рассажен молодой сад. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зеленою краской; дороги были прямые, мосты были крепкие, с перилами. На всем лежал отпечаток аккуратности и хозяйственности. Встретившиеся дворовые, на вопрос, где живет князь, указали на небольшой новый флигелек, стоящий у самого края пруда. Старый дядька князя Андрея, Антон, высадил Пьера из коляски, сказал, что князь дома, и проводил его в чистую маленькую прихожую.
Пьера поразила скромность маленького, хотя и чистенького домика после тех блестящих условий, в которых последний раз он видел своего друга в Петербурге. Он поспешно вошел в пахнущую еще сосной, неотштукатуренную маленькую залу и хотел идти дальше, но Антон на цыпочках пробежал вперед и постучался в дверь.
— Ну, что там? — послышался резкий, неприятный голос.
— Гость, — отвечал Антон.
— Проси подождать, — и послышался отодвинутый стул. Пьер быстрыми шагами подошел к двери и столкнулся лицом к лицу с выходившим к нему нахмуренным и постаревшим князем Андреем. Пьер обнял его и, подняв очки, целовал его в щеки и близко смотрел на него.
— Вот не ждал, очень рад, — сказал князь Андрей. Пьер ничего не говорил; он удивленно, не спуская глаз, смотрел на своего друга. Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска. Не то что похудел, побледнел, возмужал его друг; но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем-то одном, поражали и отчуждали Пьера, пока он не привык к ним.
При свидании после долгой разлуки, как это всегда бывает, разговор долго не мог установиться; они спрашивали и отвечали коротко о таких вещах, о которых они сами знали, что надо было говорить долго. Наконец разговор стал понемногу останавливаться на прежде отрывочно сказанном, на вопросах о прошедшей жизни, о планах на будущее, о путешествии Пьера, о его занятиях, о войне и т. д. Та сосредоточенность и убитость, которую заметил Пьер во взгляде князя Андрея, теперь выражалась еще сильнее в улыбке, с которою он слушал Пьера, в особенности тогда, когда Пьер говорил с одушевлением радости о прошедшем или будущем. Как будто князь Андрей и желал бы, но не мог принимать участия в том, что он говорил. Пьер начинал чувствовать, что перед князем Андреем восторженность, мечты, надежны на счастие и на добро неприличны. Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорее показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге.
— Я не могу вам сказать, как много я пережил за это время. Я сам бы не узнал себя.
— Да, много, много мы изменились с тех пор, — сказал князь Андрей.
— Ну, а вы? — спрашивал Пьер. — Какие ваши планы?
— Планы? — иронически повторил князь Андрей. — Мои планы? — повторил он, как бы удивляясь значению такого слова. — Да вот видишь, строюсь, хочу к будущему году переехать совсем…
Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо Андрея.
— Нет, я спрашиваю, — сказал Пьер, но князь Андрей перебил его:
— Да что про меня говорить… расскажи же, расскажи про свое путешествие, про все, что ты там наделал в своих именьях?
Пьер стал рассказывать о том, что он сделал в своих имениях, стараясь как можно более скрыть свое участие в улучшениях, сделанных им. Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто все то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер.
Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал.
— Ну вот что, моя душа, — сказал князь Андрей, которому, очевидно, было тоже тяжело и стеснительно с гостем, — я здесь на биваках, я приехал только посмотреть. И нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, — сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. — Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? — Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. — Впрочем, тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. — За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.
— Я очень удивился, когда услышал об этом, — сказал князь Андрей.
Пьер покраснел так же, как он краснел всегда при этом, и торопливо сказал:
— Я вам расскажу когда-нибудь, как это все случилось. Но вы знаете, что все это кончено, и навсегда.
— Навсегда? — сказал князь Андрей. — Навсегда ничего не бывает.
— Но вы знаете, как это все кончилось? Слышали про дуэль?
— Да, ты прошел и через это.
— Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, — сказал Пьер.
— Отчего же? — сказал князь Андрей. — Убить злую собаку даже очень хорошо.
— Нет, убить человека нехорошо, несправедливо…
— Отчего же несправедливо? — повторил князь Андрей. — То, что справедливо и несправедливо — не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
— Несправедливо то, что есть зло для другого человека, — сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать все то, что сделало его таким, каким он был теперь.
— А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? — спросил он.
— Зло? Зло? — сказал Пьер. — Мы все знаем, что такое зло для себя.
— Да, мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, — все более и более оживляясь, говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по-французски. — Je ne connais dans la vie que maux bien réels: c’est le remord et la maladie. Il n’est de bien que l’absence de ces maux 1. Жить для себя, избегая только этих двух зол, вот вся моя мудрость теперь.
— А любовь к ближнему, а самопожертвование? — заговорил Пьер. — Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться, этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял все счастие жизни. Нет, я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите. — Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
— Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, — сказал он. — Может быть, ты прав для себя, — продолжал он, помолчав немного, — но каждый живет по-своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя.
— Да как же жить для одного себя? — разгорячаясь, спросил Пьер. — А сын, сестра, отец?
— Да это все тот же я, это не другие, — сказал князь Андрей, — а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochain — это те твои киевские мужики, которым ты хочешь делать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
— Вы шутите, — все более и более оживляясь говорил Пьер. — Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое-что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди так же, как мы, вырастающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как образ и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дни и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?.. — говорил Пьер, торопясь и шепелявя. — И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое-что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал, хорошо, но и не разуверите, чтобы вы сами этого не думали. А главное, — продолжал Пьер, — я вот что знаю, и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
— Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, — сказал князь Андрей. — Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то и другое может служить препровождением времени. Но что справедливо, что добро — предоставь судить тому, кто все знает, а не нам. Ну, ты хочешь спорить, — прибавил он, — ну давай. — Они вышли из-за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.
— Ну, давай спорить, — сказал князь Андрей. — Ты говоришь школа, — продолжал он, загибая палец, — поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, — сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, — из его животного состояния и дать ему нравственные потребности. А мне кажется, что единственно возможное счастье — есть счастье животное, а ты его-то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему ни моего ума, ни моих чувств, ни моих средств. Другое — ты говоришь: облегчить его работу. А по-моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для тебя и для меня труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в третьем часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить, иначе он пойдет в кабак или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, — что бишь еще ты сказал?
Князь Андрей загнул третий палец.
— Ах, да. Больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустишь ему кровь, вылечишь, он калекой будет ходить десять лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал, — как я смотрю на него, а то ты из любви к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом, что за воображенье, что медицина кого-нибудь вылечивала… Убивать! — так! — сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера.
Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения.
— Ах, это ужасно, ужасно! — сказал Пьер. — Я не понимаю только, как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, все мне гадко, главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы…
— Отчего же не умываться, это не чисто, — сказал князь Андрей. — Напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
— Но что же вас побуждает жить? С такими мыслями будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая.
— Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители; я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополченье.
— Отчего вы не служите в армии?
— После Аустерлица! — мрачно сказал князь Андрей. — Нет, покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. И не буду. Ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии. Ну, так я тебе говорил, — успокоиваясь, продолжал князь Андрей, — теперь ополченье, отец главнокомандующим третьего округа, и единственное средство мне избавиться от службы — быть при нем.
— Стало быть, вы служите?
— Служу. — Он помолчал немного.
— Так зачем же вы служите?
— А вот зачем. Отец мой один из замечательнейших людей своего века. Но он становится стар, и он не то что жесток, но он слишком деятельного характера. Он страшен своею привычкой к неограниченной власти и теперь этой властью, данной государем главнокомандующим над ополчением. Ежели бы я два часа опоздал две недели тому назад, он был повесил протоколиста в Юхнове, — сказал князь Андрей с улыбкой. — Так я служу потому, что, кроме меня, никто не имеет влияния на отца и я кое-где спасу его от поступка, от которого бы он после мучился.
— А, ну так вот видите!
— Да, mais ce n’est pas comme vous l’entendez 2, — продолжал князь Андрей. — Я ни малейшего добра не желал и не желаю этому мерзавцу-протоколисту, который украл какие-то сапоги у ополченцев; я даже очень был бы доволен видеть его повешенным, но мне жалко отца, то есть опять себя же.
Князь Андрей все более и более оживлялся. Глаза его лихорадочно блестели в то время, как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему.
— Ну, вот ты хочешь освободить крестьян, — продолжал он. — Это очень хорошо; но не для тебя (ты, я думаю, никого не засекал и не посылал в Сибирь) и еще меньше для крестьян. Ежели их бьют, секут и посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он ту же свою скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив, как был прежде. А нужно это для тех людей, которые гибнут нравственно, наживают себе раскаяние, подавляют это раскаяние и грубеют оттого, что у них есть возможность казнить право и неправо. Вот кого мне жалко и для кого я бы желал освободить крестьян. Ты, может быть, не видал, а я видел, как хорошие люди, воспитанные в этих преданиях неограниченной власти, с годами, когда они делаются раздражительнее, делаются жестоки, грубы, знают это, не могут удержаться и все делаются несчастнее и несчастнее.
Князь Андрей говорил это с таким увлечением, что Пьер невольно подумал о том, что мысли эти наведены были Андрею его отцом. Он ничего не отвечал ему.
— Так вот кого и чего жалко — человеческого достоинства, спокойствия совести, чистоты, а не их спин и лбов, которые, сколько ни секи, сколько ни брей, все останутся такими же спинами и лбами.
— Нет, нет и тысячу раз нет! я никогда не соглашусь с вами, — сказал Пьер.

Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол.

но не так, как ты думаешь.

© Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Источник