Жизнь после смерти последняя болезнь и после

Жизнь после смерти последняя болезнь и после thumbnail

08:00 07.07.2019 (обновлено: 08:02 07.07.2019)

МОСКВА, 7 июл — РИА Новости, Альфия Еникеева. Каждый десятый, находившийся на грани смерти, рассказывает о необычных ощущениях и уверяет, что побывал в потустороннем мире. Чаще всего вспоминают о замедленном течении времени, выходе из тела и ярком свете в конце тоннеля. Однако ученые не считают эти свидетельства доказательством жизни после смерти. Пережитый околосмертный опыт скорее говорит о том, что после остановки сердца мозг еще какое-то время продолжает работать.

Загробный опыт находит научное объяснение

В 2017 году специалисты из Льежского университета (Бельгия) изучали письменные свидетельства 154 пациентов, переживших клиническую смерть. Практически все описывали три одинаковых ощущения: чувство покоя, полет через длинный тоннель и яркий свет, появляющийся в конце этого путешествия. Некоторые выжившие утверждали, что выходили из тела и встречали ангелов и духов.

Однако порядок пережитых ощущений у большинства не совпадал. Только 20 процентов опрошенных говорили, что сначала покидали границы своего физического тела, а потом начинали двигаться по тоннелю, в конце которого видели яркий свет. По мнению авторов работы, это указывает на то, что предсмертный опыт у каждого человека свой. Возможно, ощущения и галлюцинации, с которыми сталкивается умирающий, зависят от его языка и культуры.

Эти данные совпадают с результатами американских исследователей. В течение почти четырех лет они собирали истории пациентов, переживших клиническую смерть в результате сердечного приступа. Ученые опрашивали врачей и медсестер, пытавшихся вернуть этих людей к жизни.

Наиболее удивительным было то, что большинство выживших почти дословно передавали разговоры медицинского персонала и довольно точно восстанавливали очередность их действий. Треть пациентов отмечали, что все происходило очень медленно, а время, казалось, приостановилось. Кроме того, американцы, находившиеся на грани жизни и смерти, как и бельгийцы, испытывали чувство умиротворенности, видели яркий свет и свое физическое тело со стороны.

Все эти данные могут говорить о том, что мозг после остановки сердца продолжает еще некоторое время работать, а сознание сохраняется.

Память держится до последнего

Канадские медики, заинтересовавшись воспоминаниями с того света, решили проверить гипотезу американских коллег. Они сумели снять энцефалограммы головного мозга у четырех безнадежных пациентов после того, как тех отключили от систем жизнеобеспечения. Несмотря на незначительные отличия в начале, все они становились очень похожими за полчаса до смерти и еще в течение пяти минут после нее. И это может служить объяснением, почему люди испытывают одинаковые ощущения во время клинической смерти.

Более того, мозг одного из отключенных пациентов продолжал функционировать в течение десяти минут после того, как его сердце перестало биться. Данные энцефалограммы были аналогичны тем, что фиксируются у людей, пребывающих в глубоком сне. При этом тело не подавало никаких признаков жизни — не было ни пульса, ни кровяного давления, ни реакции на свет.

Ученые из Университета Монреаля (Канада) смогли зафиксировать работу мозга даже после того, как энцефалограмма выдавала прямую линию — главное свидетельство гибели нервных клеток. Сначала они заметили мозговую активность над прямой линией энцефалограммы у пациента, находящегося в глубокой коме. Затем похожие колебания обнаружились и на энцефалограммах кошек, которых специально вводили в состояние обратимой комы. Неизвестные ранее колебания зарождались в гиппокампе — отделе мозга, отвечающем за память и когнитивные способности, — и передавались в кору головного мозга.

Читайте также:  Ройтберг струтынский внутренние болезни органов дыхания

Под действием гормонов

По мнению американских ученых, мозг не только не умирает вместе с сердцем, но, наоборот, начинает работать с удвоенной скоростью. Почти в 12 раз увеличивается выброс дофамина — гормона удовольствия, играющего важную роль в системе подкрепления и когнитивных процессах. Поэтому у людей может возникать чувство умиротворенности с одной стороны, а с другой — ощущение, что они очень быстро думают. Об этом, кстати, рассказывают 65 процентов тех, кто пережил клиническую смерть.

Кроме того, в момент агонии в 20 раз увеличивается уровень серотонина, из-за чего в мозгу активируется множество соответствующих рецепторов. Их, в свою очередь, связывают со зрительными галлюцинациями. Выход из тела, встреча ангелов и духов, яркий свет в конце тоннеля — все это может быть результатом выброса гормона счастья.

Израильские исследователи объясняют околосмертные переживания некорректной работой мозга, который испытывает недостаток кислорода из-за остановки сердца и кровотока. Ощущение, что вся жизнь пронеслась перед глазами (об этом вспоминает почти половина выживших), — скорее всего, результат активации префронтальной, медиальной височной и теменной долей головного мозга. Эти области дольше других снабжаются кровью и кислородом и отключаются последними.

Источник

В субботу перед днем святого великомученика Димитрия Солунского в память русских воинов, погибших в Куликовской битве в 1380 году, Русской Православной Церковью был установлен день особого поминовения усопших. Этот обычай, имея глубокие корни, основан на вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно. Об этом свидетельствует и наука. Вопросы жизни и смерти в той или иной степени всегда интересовали человека. Так, в 1970-80 годах на Западе появилось много книг на эту тему. Их авторами в основном были врачи и психологи. Ярким представителем этих образованных и верующих людей был Виктор Евгеньевич Истомин, более известный как Петр Калиновский. Он является автором книги «Переход. Последняя болезнь, смерть и после», которая в этом году была переиздана Издательством Отчий дом и находится сегодня на нашей книжной полке. ***

Автор данной книги, Виктор Евгеньевич Истомин, родился 17 февраля 1906 года в Харькове, в глубоко верующей семье врачей. Его дед по отцу Константин Евстафьевич был инспектором Харьков­ской Духовной семинарии и редактором богословско-философского журнала «Вера и Разум», издававшего­ся при этой семинарии. Отец его, профессор Евгений Константинович основал кафедру госпиталь­ной хирургии в Екатеринославском медицинском ин­ституте. Мать, Анна Петровна, доцент медицинского институ­та, участница Великой Отечественной войны, была демобилизована в чине генерал-майора медицинской службы. Таким образом, Виктор с детства интересовался медициной и, окончив с отличием гимназию, поступил в Екатеринославский (ныне Днепропетровский) медицинский институт, по окончании которого был направлен на работу в Архангельск. Затем, вернувшись в родную alma mater, поступил в аспирантуру, совмещая учебу с работой на кафедре госпитальной хирургии. Позже стал доцентом этой кафедры.

В 1941 году с началом Великой Отечественной войны Виктор Евгеньевич был призван в армию и откомандирован на фронт, где возглавил медико-санитарный батальон, с которым попал в окружение. Продолжал работать вра­чом и на оккупированных территориях. В 1943 году, при отступлении немцев, доктор Истомин был отправлен в Германию, где работал в лагерях для военнопленных, сначала на территории Польши, а потом — в Гамбурге, вплоть до оконча­ния войны. А после — Виктор Евгеньевич вместе с женой оказался в лагере для перемещенных лиц. Им грозила принудительная репатриация в Советский Союз. Но начальник лагеря, английский майор, друживший с Истомиными, узнав об этом, рискуя своей карьерой, за одну ночь поменял им документы, и таким образом спас своим друзьям жизнь. Именно тогда супруги Истомины стали супругами Калиновскими. В 1948 году они вместе с другими русскими отплыли на пароходе в Австралию и там поступили в университет на медицинский факультет, надеясь по окончании его получить право работать в Австралии по специальности.

Читайте также:  Рисунок на тему чтоб сказать болезни нет повышай иммунитет

Им удалось поступить в университет сразу на третий курс. В 1953 году, по окончании университета, доктор Калиновский устроился заведующим госпиталем в не­большом городке Йорк Таун, где открыл хирургиче­ское отделение и сам оперировал больных. До этого всех нуждавшихся в операции отправляли в Аделаиду, что не всегда было удобно или возможно. Доктор Калиновский был очень требователен к себе и никогда не останавли­вался на достигнутом. Для повышения квалификации он уехал в Шотландию, где проработал в больнице несколь­ко лет. В Австралию он вернулся высококвалифициро­ванным специалистом. В пригороде Аделаиды купил дом, в котором оборудовал клинику, где и работал вместе с женой вплоть до выхода на пенсию. В 1981 году приступил к сбору материала для написания книги «Переход: последняя болезнь, смерть и после», которая была издана на русском языке в издательстве «Посев».

О чем же писал Петр Калиновский в конце 20 века? Чтобы узнать это, откроем первую главу данной книги, которая называется – «Смерти нет». Как отмечает автор, «за последние 15-20 лет ученые, изучающие процессы, связанные с умиранием и смертью, сделали много новых открытий, часто совершен­но неожиданных и идущих вразрез с нашими при­вычными взглядами на жизнь и смерть. В насто­ящее время медицинская наука пересматривает свои старые, традиционные понятия, так как но­вые данные показывают, что смерть — это не конец существования личности, а ее переход в но­вые условия бытия. Большинство людей 20 века очень мало знают о смерти, о том, как происходит умирание и что будет после него. О смерти не думают. Это может по казаться странным, так как смерть — самое важное событие во всей земной жизни человека и ничего более определенного и более окончательного ни с кем из нас случиться не может».

По мнению автора, «это ясно всем и все же во время нашей жизни почти все мы живем, что называется, день за днем и о смерти не думаем или, может быть, правильнее сказать, только стараемся не думать, потому что где-то в глубине всегда есть ощущение неизбежного и смутная тревога. Мысль о смерти трудная и неприятная, вот и ста­раемся не думать. Мы всегда заняты, день запол­нен; нужно подумать о будущем, чего-то добить­ся, в чем-то успеть, что-то закончить. И вдруг — смерть. Сразу приходит конец всем нашим планам и надеждам. Это иногда кажется странным, непо­нятным и даже нелогичным. Как же так? Я ведь еще не успел сделать то, что было нужно, и вдруг такое?» Как утверждает автор, «мы смерти не знаем и поэтому боимся ее, может быть, сильнее, чем она этого заслуживает. Многих больше всего страшит неизвестность: а что с нами будет? Вот и стараемся забыть, что смерть неизбежна».

Читайте также:  Лоевский 1250 домашних средств по излечению болезней

«Каждому из нас, продолжает автор, придется перейти че­рез этот рубеж. А мы о самом главном не думаем и к нему не готовимся. Могут спросить: «А о чем думать и к чему готовиться? От нас не зависит. Придет наше время — умрем и все. Думать не о чем». Многие так и делают. И все-таки каждому из нас иногда приходят в го­лову и другие беспокойные мысли: «А что если это не так? А что если смерть не конец, и после смер­ти тела я, неожиданно для самого себя, вдруг ока­жусь в совершенно новых условиях, сохранив спо­собность видеть, слышать и чувствовать? И самое главное — а что, если наше будущее за порогом в какой-то мере зависит от того, как мы прожили наше время и какими мы были, когда перешагнули смертный порог?» Да, — подытоживает автор, — «смерть совсем не такая, какой мы ее чаще всего себе представляем. Всем нам при умирании придется увидеть и пережить много такого, чего мы не ждем и о чем не думаем».

Но, «зная немного больше, мы будем иметь меньше страха и меньше страданий». По словам автора, взглянуть за пределы земной жизни и узнать немного больше, чем мы знали до сих пор, ему и другим людям конца 20 века, позволили труды современных врачей-реаниматоров. Первые главы книги рассказывают об этом. Христианство учит, что душа бессмертна и что по­сле смерти тела она переходит в другие условия ре­альности и продолжает сознательное существование. О том, что смерть следует ожидать и нужно встретить ее так чтобы умирание было достойным и не очень труд­ным, рассказывают главы о предсмертной болез­ни и умирании. О загробном мире и о жизни в нем в книге сказано немного. В наше время наука приподняла за­весу и над этой тайной, но автор касается только того, что кажется действительно достоверным.

Глава 9 — это попытка рассмотреть последние научные данные в свете христианского учения о потустороннем мире. Глава 14 — о последней болезни и о том, что может помочь больному в последние месяцы его жизни. В главах 18 и 19 — несколько советов родственни­кам больного о том, чем и как можно облегчить стра­дания ему и себе. Большинство из этих советов, по словам автора, — старые и верные, но теперь забытые. Есть и несколько новых, действенность которых проверена учеными, изучающими смерть.

*** Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной… В конце прошлого века на Западе появилось много книг на эту тему. Их авторами в основном были врачи и психологи. Эти книги неоднократно переиздавались. Господь наградил человека бессмертной душой, но не все верят в это. Заслуга доктора Петра Калиновского состоит в том, что он, суммируя и анализируя многочисленные факты, по­казывает, а медицинская наука подтверждает то, чему всегда учило христианство: жизнь души за гробом есть естествен­ное продолжение и последствие ее жизни на земле. До недавнего времени в России почти ничего не было из­вестно об авторе этой книги. В этом издании впервые публикуется биография Петра Калиновского.

Источник