Болезнь и здоровье с точки зрения античной культуры

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Актуальность работы определяется первостепенной ролью понятия «здоровье» как в Античные времена, так и в настоящее время. Первые попытки осмысления здоровья/болезни, впоследствии — медицинские практики, базировались на философской методологии. Выдающиеся мыслители античности здоровье человека обосновывали как своеобразный симбиоз изящной красоты, высокой нравственности, телесного совершенства и общественной полезности.

Проблема здоровья человека интересовала философов с древних времен. Размышляя о здоровье, философы античности заметили, что здоровье зависит от образа жизни и поведения человека. Изучение прошлого показывает, какое влияние на развитие представлений о здоровье и здоровом образе жизни оказывали различные философские направления. Исторически медицина, а вместе с ней первая систематизация представлений, обобщений о здоровье человека зародилась на основе философской рефлексии и в дальнейшем развивалась с ней параллельно

К примеру, древнегреческий целитель Алкмеон Кротонский VI-V вв. до н.э., используя столпы учения Анаксимена (VI в. до н.э.) о воздухе как первооснове всего сущего, организовал так называемую «пневматическую систему медицины». Помимо этого, Алкмеон стал новатором в истории медицины, описав организм как единство противоположностей.

Существует версия, что с исследовательской деятельностью отнюдь не Гиппократа, как это передаётся из поколения в поколение, а именно Алкмеона правомерно ассоциировать открытие в медицине крайне важного принципа «противоположное есть лекарство от противоположного», который стал идейным базисом практически всех более поздних медицинских школ.

В классической Греции развили учение о так называемых четырёх телесных соках: крови, слизи, светлой желчи и чёрной желчи. Здоровье идентифицировалось ими в качестве закономерного итога успешного синтеза таковых соков; напротив, неудачное смешивание данного рода веществ оценивалось как основная причина практически всех заболеваний.

Используя богатые традиции целителей древнего Востока (вавилонян, египтян и других народов),греки развили немаловажное учение о симптоматике заболеваний и грамотной диагностике таковых. Пожалуй, самым авторитетным из методов последней стало выслушивание, которым впоследствии практически в совершенстве овладел Гиппократ. Этот приём используется и до настоящего времени как признанно эффективная психологическая терапия.

Что касается «отца западной медицины», наиболее известного на сегодняшний день представителя древнегреческой медицины, Гиппократа (≈ 460 – ≈ 377-356 гг. до н.э.), то он отмечал активную природу здоровья в следующем афоризме: «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье – напротив того, устремление ума к чему-нибудь приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни»

Гиппократ считается основоположником такого направления, как клиническая медицина. Он оценивал состояние организма в качестве сложной системы органов, которая не должна терять своей естественной связи с внешней средой обитания. Помимо этого, древнегреческий медик определил то, что результат любого лечения предопределяется совокупностью естественных защитных сил организма (это отобразилось, в частности, в известном изречении «природа лечит, а врач наблюдает»)

Принципиальным является также то, что безмерно велика заслуга Гиппократа в освоении нравственных основ лечебных практик, фундаментальным примером чего является актуальная по сей день и на все времена «клятва Гиппократа»

Согласно воззрениям Демокрита, каждый человек сможет прожить счастливую жизнь, если будет жить соответственно своей природе, соблюдая при помощи мудрости чувство меры, стремясь к справедливости и принимая на себя ответственность за свои поступки. Некоторые высказывания его актуальны и для нашего современника: «Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда».

Кроме того, необходимо заявить достаточно интересную позицию крупного мыслителя Платона (427-347 гг. до н.э.) по этому поводу. В его произведениях можно обнаружить достаточно много прямолинейных позитивных оценок здоровья, силы, крепости, целостности физических ипостасей развития практически всего сущего. Это касается и внешнего, и внутреннего аспектов, в том числе в совершенствовании человека. Например, мыслитель занимается специфическим восхвалением силы рук и ног воинов.( Платон считал, что для соразмерности, красоты и здоровья требуется занятие всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой).

Читайте также:  Читы на скайрим излечение от болезней

Среди многочисленных философских школ Древней Греции и Рима можно выделить два основных подхода к проблеме здоровья человека – оптимистический и пессимистический. Первый связан с философами, которые утверждали, что как бы ни были сильны удары судьбы, человек все-таки может быть здоровым и счастливым, если будет пытаться жить в согласии с природой и использовать для этого здравое рассуждение.Опираясь на материализм Демокрита и диалектику Гераклита при анализе медицинских явлений, Гиппократ создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье. Основными причинами заболеваний Гиппократ считал времена года, температуру воздуха, климат, свойства почвы, эпидемии. Индивидуальными причинами – образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и наклонности.

Видный врач и мыслитель Средней Азии Авиценна (Абу Али Ибн-Сина) воспринял от греков учение о четырех соках. Здоровье персидский ученый Авиценна рассматривал как способность или состояние, благодаря которому функции организма оказываются безупречными. Он выделил причины здоровья и болезни: материальные – это заложенные в теле человека основы; действенные – это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным (воздух, еда, вода, напитки, телесные и душевные движения, покой, сон, переход из одного возраста в другой, бодрствование, различия по полу, привычка). Идеи Авиценны воплощены во многих разделах современной хирургии и терапии. Он вносит большой вклад в изучении таких заболеваний как туберкулез, оспа и чума, проказа и многих других. Рекомендует кипятить воду в профилактических целях. Произведение, прославившее Авиценну — «Канон врачебной науки», где имеются главы описывающие хирургические операции, методики лечения травм и ран.( Очень скоро ‘Канон’ становится медицинской энциклопедией во всех странах мира. После изобретения печатного станка ‘Канон’ печатают сразу вслед за Библией.) Авиценна создал несколько сотен новых видов лекарств, относящихся как к народной медицине, так и полученные с помощью химии. Немалое количество этих лекарств используется и по нынешний день.

В философских воззрениях на здоровье в Новое время впервые появилась идея о здоровье как ценности, причем не только в индивидуальном измерении, но и в социальном плане.(ввиду распространения идей гуманизма) . Также возрастает роль веры в излечении болезней.

Томас Мор считал, что прекрасное общественное здоровье является прямым следствием идеально организованного общества и замечательных условий жизни. Он рассматривал здоровье как великое удовольствие, основание и опору всего, что могут дать спокойные и желанные условия жизни.

Бэкон, продолжая и развивая тему здоровья как индивидуальной ценности, писал о том, что собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья. Один из рецептов долгой жизни – это пребывание в свободном и жизнерадостном настроении, избегании зависти, тревожных страхов, затаенного гнева, тонкого и путаного самоанализа, чрезмерных радостей и волнений. Он высказывал удивление по поводу того, что, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, мы пренебрегаем породой человеческой. Ф. Бэкон считал единственно обоснованным и наиболее эффективным лечение, воздействующее на причину болезни.( При этом причину болезни он понимал механистически, полагая, что проявления болезни адекватны изменениям в соответствующих органах)

Новое время являлось периодом великих научных открытий передовые врачи уже в начале 17 в. стремились использовать достижения физики в интересах медицины .Последователь Г. Галилея С. Санторио (1561—1636), которому вместе с его учителем принадлежит честь изобретения ртутного термометра, а также прибора для измерения пульса (сфигмометра), первый применил экспериментально-механические и математические методы в медицине

Другой формой использования достижений физики в медицине стало микроскопирование. Первый микроскоп был создан в Голландии в 1590 г. братьями Янсенами. В 1665 г. Р. Гук (1635—1703) сконструировал новый микроскоп, позволивший ему увидеть растительную клетку; он впервые ввел понятие клетки. А. Левенгук (1632—1723) с помощью самодельных линз впервые обнаружил и зарисовал сперматозоиды, различные простейшие, детали строения костной ткани.

Читайте также:  Увольнение с военной службы по контракту по болезни

С развитием учения об электричестве в 18 в. связан новый аспект использования достижений физики в медицине. С этого момента началась новая эпоха в физиологии: возникли и получили развитие новые высокоэффективные методы диагностики (например, электрокардиография) и лечения

Подлинный исследовательский интерес к идее здоровья как социальной ценности и в проявился в XX в. в рамках гуманистической социологии. Так в работах Э. Дюркгейма большое значение придается социальному здоровью. Социальное здоровье, согласно мнению этого ученого, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь».

Такого же подхода придерживался и Макс Вебер. Он особо подчеркивал социальную значимость здорового образа жизни, утверждая, что «действия индивида, влияющие на сохранность здоровья, мы относим к социальным»

В последнее время медики стали отмечать у практически здоровых людей так называемые информационные неврозы. В данном случае врачи вынуждены говорить о явлении информационного стресса, когда способный и трудолюбивый человек без отдыха поглощает разного рода информацию, не переключается на другие виды деятельности (главным образом физической) и получает невроз, расстройства деятельности высшей нервной системы. Эти феномены, наносящие урон здоровью современного человека, вновь обратили внимание ученых на телесность человека как исток его здоровья и дали толчок развитию психотерапевтического направления в медицине

Основатель психотерапевтического направления Вильгельм Райх исходил из того, что источником и необходимым условием психического здоровья человека является его тело. Он первым указал на зависимость психики от состояния мускулатуры. Всякое наше переживание – гнев, печаль, радость, страх – находит свое выражение в характерных мышечных движениях, считал он. Отрицательные эмоции могут образовывать так называемый мышечный панцирь, цель которого – сдержать проявление отрицательного переживания и не дать ему распространиться. Снятие в процессе терапевтической работы всех мышечных панцирей восстанавливает у пациента способность к глубоким эмоциональным переживаниям. Таким образом его работы являются прекрасным доказательством известного положения, что «здоровое тело творит здоровый дух».

Подводя итог, говоря о Проблеме сохранения здоровья, необходимо сказать что В целях гармонического развития человеческой личности, сохранения здоровья необходимо чередование умственной и физической деятельности. К. Маркс писал: «Система труда, чередующаяся с школой, превращает каждое из этих двух занятий в отдохновение и освежение после другого, и, следовательно, она много пригоднее для ребенка, чем непрерывность одного из этих двух занятий»

Такой же концепции придерживался Выдающийся представитель русской материалистической философии Н. А. Добролюбов, рассматривавший человека как единство сторон его умственного и физического развития, которые между собой тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Он считал, что организм человека может быть здоровым и работоспособным лишь в том случае, если эти стороны получают полное развитие в тесной органической связи. Он писал: «…тот организм, в котором развитие мозговых отправлений поглощает собою все другие, развивается ненормально, болезненно. Точно так же ненормально и развитие того организма, в котором усиленной деятельностью мускулов ограничивается и заглушается развитие нервной системы и особенно мозга»

В заключение необходимо сказать, что именно базис натурфилософии, а в дальнейшем и опыт работ философов Нового времени в немалой мере эффективно способствовали решению вопроса об органической сущности человека, а через это помогал выработке грамотной тактики исцеления тела, более-менее полноценному удовлетворению целого ряда различных вопросов теории и практики медицины в дальнейшем.

Список литературы.

  1. Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.socionauki.ru/journal/articles/254791/

  2. Философские основы здоровья в новое время. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.proza.ru/2012/05/25/671

  3. Медицина эпохи нового времени. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kursak.net/medicina-epoxi-novogo-vremeni/

  4. Вклад Авиценны в развитие медицины. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/history/00367718_0.html#text

  5. Афоризмы и цитаты Гиппократа. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-gippokrata

Читайте также:  Что говорит церковь о болезни рак

Источник

Г. В. Валеева   Кандидат философских наук, доцент,

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого, г. Тула, Россия

Первые представления о человеке и его здоровье возникли еще до философии: в мифах и сказаниях раскрывается сущность природы и предназначения бытия человека. Именно на такой базе возникают первые учения о человеке в Древнем Востоке. Древневосточная философия видит идеалом бытия человека обращенность активности индивида на собственный мир. Так, философия Древнего Китая акцентируется на естественном порядке (дао), следуя которому означает следовать истинному пути. Задача человека заключается в отказе от предметной деятельности в пользу возможности достижения гармонии с миром и с самим собой. Философия Древней Индии представлена в священных текстах Ведах, выражающих как религиозно-мифологическое, так и философское мировоззрение. В Аюрведе изложено наиболее полное понимание здоровья индивида: необходимо уметь уравновешивать сознание, что бы затем состояние равновесия перешло на тело. Сбалансированное сознание выступает иммунитетом, обеспечивающим уровень здоровья. На западе, в Древней Греции, так же развивается тема гармонии мира и человека. Здоровье как гармония тела и духа является результатом заботы человека о самом себе: необходимы физические нагрузки, мера в питании, формирование духовной культуры, образование и т.д. Древнегреческие врачи считали, что такие состояния как здоровье и болезнь человека зависят от того, как в человеческом теле «смешаны кровь, слизь и желчь». Гиппократ утверждал, что «эти части соблюдают соразмерность во взаимном смешении… Болеет же тело тогда, когда какой-либо из этих частей будет или меньше…» [2]. В трудах античных мыслителей так же встречается множество рассуждений о здоровье. Так, Пифагор отмечал: «для всех, всеми средствами, необходимо отсекать от тела – болезнь, от души – невежество, от желудка – излишество…» [4]. Основой пифагорейской медицины являлась диетика, которая определяла характер пищи и учила правильному чередованию работы и отдыха; гимнастика, поддерживающая бодрость тела; музыка, имеющая целительную силу. В последствии пифагореизм имел важное значение для синтеза теоретический мысли и эмпирического исследования, что несомненно обогатило как философию, так и медицину. Платон мыслил здоровье человека как «благо», способствующее духовному удовлетворению индивида, а так же отождествлял здоровье с гармонией: «как только в нас, живых существах, расстраивается гармония, так вместе с тем разлаживается природа и появляется страдание» [3]. Очевидно, что мыслитель рассматривал здоровье, основываясь на существовавшем в древнегреческом обществе культа нравственности и красоты, гармонии здорового тела. Врачеванию же, по мнению Платона надлежит сохранять здоровья человека, поэтому необходимо «угождать началу хорошему и здоровому – в чем и состоит врачебное искусство» [3]. Ученик Платона, Аристотель определял здоровье человека как гармонию, «превосходные телесные и душевные свойства». Мыслитель выделял здоровье как основную цель медицины: «медицина имеет беспредельную цель – абсолютное здоровье человека», а врачевание должно быть направлено на «содействие здоровью» и «доставление здоровья» [1].Мыслитель, ученый-энциклопедист Корнелий Цельс состояние здоровья человека связывал с определенным климатом, а так же первым предположил, что болезни предшествуют некоторые признаки. Римский мыслитель, ученый и врач  Клавдий Гален отмечал, что здоровье является результатом верного смешивания четырех элементов, а болезнь – противоположное состояние.

Несомненно, что в античности здоровье человека рассматривалось, как гармония тела и духа, как идеал нравственности и красоты. Так же, заслугой мыслителей и ученых античности является не только рассмотрение здоровья сквозь призму целостности организма, но так же в указании условий здоровья: условия существования (Гиппократ), образ жизни (Платон). Основанием определений здоровья человека являлось указание на верное соотношение «начал». Нарушение гармонии и пропорций являлось детерминантом болезни.

Библиографический список

  1. Аристотель. Политика. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_buks/polit/aristot/01.php. (дата обращения: 10.04.2017).
  2. О природе человека. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://simposium.ru/ru/node/12781  (дата обращения: 10.04.2017).
  3. Платон. Филеб. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.libok.net/writer/1617/kniga/49300/platon/fileb/read (Дата обращения:25.04.2015)
  4. Философия Пифагора. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:  https://ezop.su/pif_4. (дата обращения: 10.04.2017).

Источник