Болезнь это часть здоровья человека и общества

Болезнь это часть здоровья человека и общества thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное здоровье –характеристика индивидуальных уровней здоровья членов общества, которая отражает вероятность достижения каждым максимального здоровья и творческого долголетия.

Критерии оценки «здоровья для всех» по ВОЗ:

— доля валового национального продукта, расходуемого на нужды здравоохранения;

— доступность первичной медико-санитарной помощи;

— охват населения безопасным (соответствующим санитарным нормам) водоснабжением;

— доступность квалифицированной медицинской помощи в период беременности и при родах;

— уровень детской смертности, состояние питания детей;

— средняя продолжительность жизни.

Главным критерием оценки состояния среды региона является здоровье проживающего на данной территории населения. На 50% уровень здоровья зависит от индивидуального образа жизни, на 25% — от влияния окружающей среды, на 15% — от наследственности и на 10% — от качества медицинского обслуживания.

Здоровье – состояние полного физического, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это определение просуществовало 50 лет, в 1994 году ВОЗ предложила новое определение: «Здоровье – это способность жизни сохранять и развивать себя и среду своего обитания».

Основные критерии здоровья:

— особенности онтогенеза (данные генеологического, биологического, социального анамнеза);

— физическое развитие;

— нервно-психическое развитие;

— уровень резистентности (совокупность неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекции), ребенок считается часто болеющим, если он перенес в течении года 4 и более острых заболеваний;

— уровень функционального состояния организма;

— наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

По состоянию здоровья дети распределяются на 5 групп, которые в процессе наблюдения могут меняться в зависимости от уровня развития и наличие изменений в состоянии здоровья ребенка.

1 группа – здоровые дети с нормальными физическим и нервно-психическим развитием,не имеющие хронической патологии и редко болеющие острыми заболеваниями.

2 группа (группа риска)- дети, не имеющие хронические заболевания, но имеющие функциональные отклонения , отклонения в росте и развитии, перенесшие инфекционные заболевания, часто болеющие (более 4-5 раз в год), родившиеся от матерей с отягощенным акушерским анамнезом, имеющие риск развития хронической патологии, т.е. дети, нуждающиеся в оздоровлении, лечении, профилактике. В 2 группе можно выделить группы 2А и 2Б.

2А группа – здоровые дети с отягощенным анамнезом (экстрагенитальная патология у матери, отягощенный акушерский анамнез).

2Б группа – здоровые дети с одновременной отягощенностью социального, генеалогического и биологического анамнеза, а также наличием ряда синдромов у плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на рост, развитие и формирование здоровья ребенка, а также с пограничными и функциональными отклонениями, обусловленными возрастом. К ним относятся недоношенные, незрелые, дети с внутриутробным инфицированием, перенесшие асфиксию, родовую травму, а также с рахитом 1 ст., дефицитом или избытком массы 1-2 степени, дефектами осанки, уплощенной стопой, функциональными изменениями органов.

3 группа – дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронической патологии в стадии компенсации, т.е.редкими нетяжелыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, редкими интеркуррентными заболеваниями (1-3 раза в год), функциональными отклонениями только одной патологически измененной системы или органа без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем.

4 группа — дети, с врожденными дефектами развития органов и систем или наличием хронического заболевания в стадии субкомпенсации определяющимися функциональными отклонениями не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушением общего состояния, самочувствия после обострения в периоде реконвалесценции.

5 группа – дети с тяжелыми врожденными пороками развития или тяжелой хронической патологией с длительным периодом декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

Здоровье представляет целостное многомерное динамическое состояние организма, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств – саморегуляции и адаптивности. Следовательно, степень развития у человека способностей к адаптации определяет уровень его стабильности, в конечном итоге здоровье.

Выделяют различные состояния здоровья:

— состояние оптимальных адаптационных возможностей (полное здоровье);

Читайте также:  Образец истории болезни по внутренним болезням

— состояние напряженности регуляторных и метаболических систем (донозологическая форма здоровья);

— состояние сниженных функциональных резервов (преморбидная форма нарушения здоровья);

— состояние срыва адаптации (клинически манифестирующая форма нарушения здоровья).

Болезнь –это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды; качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма и ограничению трудоспособности.

Учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней называется этиология.

Классификация причин болезни:

— механические (удар, сдавление, разрыв и др.)

— физические (звук, шум, ионизирующее излучение, электрический ток, температура, электромагнитные поля и др.);

— химические (алкоголь, никотин, тяжелые металлы, пестициды, кислоты и щелочи, ароматические растворители идр.);

— биологические (микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, гельминты, вирусы, грибки др.);

— социальные факторы.

Факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней, называются условиями возникновения болезни. В отличие от причины условия не являются обязательными для развития заболевания. Условия могут быть внутренние и внешние. К внутренним относят наследственное предрасположение к заболеванию, патологическую конституцию (диатез), ранний или старческий возраст. К внешним – нарушения питания, переутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни.

В развитии ряда болезней можно выделить:

1) Латентный период (для инфекционных заболеваний – инкубационный). Он начинается с момента воздействия причинного фактора и продолжается до первых признаков болезни.

2) Продромальный период – от появления первых признаков заболевания до полного проявления симптомов болезни;

3) Период клинических проявлений – характеризуется развернутой клинической картиной заболевания;

4) Исход болезни. Возможны выздоровление (полное или неполное), переход болезни в хроническую форму или смерть.

Одним из важных условий, препятствующих развитию болезней, является непрерывно развивающийся процесс реализации потребностей человека.

Потребность –нужда организма в чем-то, что лежит вне его, но при этом является необходимым компонентом жизнедеятельности. По происхождению они составляют две группы – естественные (биологические) и социальные (культурные). По предмету – материальные и духовные.

Самый первый уровень потребностей, без удовлетворения которых ничто другое невозможно, составляют физиологические: в пище, воде, кислороде, сне, одежде, воспроизведении рода и др. Вторым уровнем человеческих потребностей является потребность в безопасности и защищенности от преступников, нищеты, болезней и др. Удовлетворение потребностей второго уровня создает возможность для развития потребностей третьего уровня: в привязанностях, хорошем отношении, желании быть принятым в обществе. Если все три уровня удовлетворены, возникают новые желания. Это потребность в уважении (признании, одобрении) – четвертый уровень.

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6706; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. Причины конфликта
  2. I. Причины оживления национального движения
  3. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами)
  4. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  5. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенностям, признаки (обозначены буквами).
  6. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенностям, признаки (обозначены буквами).
  7. IV. Установите соотношение между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  8. А. Причины отмены крепостного права
  9. А. Причины феодальной раздробленности
  10. А. Причины церковной реформы. Филарет и патриарх Никон
  11. Аксиомы и основные понятия микроэкономического анализа потребительского поведения
  12. Анализ причины конфликтов и методы их разрешения.

Источник

Понятия «здоровье» и «болезнь» в социологии

Не будет преувеличением сказать, что самое дорогое для человека — это его здоровье. Отсутствие здоровья связано с потерей активной жизнедеятельности, интереса к окружающей действительности. Ни одна тема не обсуждается более часто в ежедневных беседах, чем здоровье и болезнь. Первое, что мы произносим при встрече: «Как здоровье?» либо иначе: «Здравствуйте», что означает: доброго Вам здоровья! И это не удивительно; жизнь каждого из нас зависит от состояния физического, психического здоровья и социального благополучия.

Читайте также:  История болезни хронический бруцеллез суставная форма

Понятия «здоровье» и «болезнь» для описания своего собственного состояния и состояния других люди часто применяют, не вникая в суть их значения. Не случайно, в отечественной социологии здравоохранения имеется не менее 50 определений этих понятий, что отражает некоторую запутанность и двусмысленность, лежащих в основе привычного словоупотребления. Одни авторы пишут, что болезнь есть отсутствие здоровья, и наоборот. Другие пытаются прояснить содержание этих понятий на конкретных примерах: болезнь — это наличие простуды, болей в суставах, ангина или тех симптомов, которые свидетельствуют об отклонении от нормального физического и психического состояния. Однако они дают лишь некоторое отражение понимания данного термина, тогда как для научного понимания следует дать более точное определение[1].

Представления и ценности людей относительно болезни и здоровья социально определены. При этом имеют значение возраст, пол, семейные отношения, этническая и социальная принадлежность. Приходится наблюдать различия в отношении к заболеванию при одинаковой ситуации: студенты- россияне менее заботливо относятся к своему здоровью по сравнению со студентами из других стран, обучающимися в российских вузах. Вторые более чувствительны и заботливы в отношении к своему здоровью. Подобные различия прослеживаются и по возрастным признакам. Например, люди постарше реже, чем молодые, сообщают об острых эпизодах болезни и более охотно говорят о своем здоровье как о хорошем. Такие взгляды и поведение связаны с убеждением, что симптомы, которые могут казаться тяжелыми и необычными у молодых людей, рассматриваются в пожилом возрасте как нормальные. Примечательно, что пациенты из рабочего класса прибегают к профилактическому медицинскому обслуживанию реже, чем представители среднего класса. По мнению экспертов, отношение к своему здоровью определяется уровнем культуры. В России наименее осознано ценностное значение собственного здоровья. Причин этому несколько, оно зависит от уровня образования, урбанизи- рованности места проживания населения, иждивенчества, гигиенической культуры и т.д.

Все это показывает, что значение понятия «болезнь», отклонения от «нормального», «стандартного» или «среднего» понятия нормы сильно варьируют между индивидами и социальными группами.

Далее следует остановиться на вопросе о том, какие в наше время бывают болезни. Выявленные в мире болезни сгруппированы в Международной классификации болезней. 10-я Международная классификация болезней была принята на 43 сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения в 1990 году. В России она вступила в силу с 1 января 1999 года. Болезни разделены на 21 группу, которые названы в соответствии с системой человеческого организма.

Классы Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ 10) (с кодами)[2]

I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни (А00-В99).

II. Новообразования (C00-D48).

III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (D50-D89).

IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (Е00-Е90).

V. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99).

VI. Болезни нервной системы (G00-G99).

VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата (Н00- Н59).

VIII. Болезни уха и сосцевидного отростка (Н60-Н95).

IX. Болезни системы кровообращения (100-199).

X. Болезни органов дыхания (J00-J99).

XI. Болезни органов пищеварения (К00-К93).

XII. Болезни кожи и подкожной клетчатки (L00-L99).

XIII. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (М00-М99).

XIV. Болезни мочеполовой системы (N00-N99).

XV. Беременность, роды и послеродовой период (000-099).

XVI. Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (Р00-Р96).

XVII. Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (Q00-Q99).

XVIII. Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99).

XIX. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (S00-T98).

XX. Внешние причины заболеваемости и смертности (V01-Y98).

XXI. Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения (Z00-Z99).

XXII. Коды для особых целей (U00-U89).

В приведенной классификации одним из пунктов отмечена эссенциальная гипертензия, которая сопровождается повышением кровяного давления. Но это необязательно связано с каким-либо специфическим органическим расстройством. При этом допустимая «норма» кровяного давления носит индивидуальный характер.

Читайте также:  История болезни инородное тело левого глаза

Требует социологического уточнения и понятие алкоголизма. То, что это болезнь, не вызывает споров даже в обыденном понимании. В прошлом алкоголизм объясняли моральной слабостью. Современная медицина имеет в своем распоряжении специфические приемы лечения и имеется множество конкурирующих физиологических социопсихологических теорий пристрастия к алкоголю. Если алкоголизм — болезнь, то необходимо отличать его от некоторых вредных форм пьянства. Дифференцированный диагноз основан на количестве алкоголя, выпитого индивидуально. Существует и другой критерий: вызывается ли пьянство психологическими факторами? Худший вариант алкоголизма — это пьянство с «выходом из-под контроля». Лечение таковых часто оказывается малоэффективным. При этом доктора склонны обвинять алкоголиков в моральном смысле, а сами алкоголики отрицают факт своей болезни. Возникновение организации «Анонимные алкоголики» в известной мере является прогрессом в поиске возможностей излечения тяжелого пьянства.

Источник

Любой человек — это часть общества, которое оказывает на нас постоянное влияние как позитивного, так и негативного характера. Установлено, что наиболее значимыми из социальных факторов для здоровья человека являются:

— образование,

— семейное положение,

— род занятий,

— социальное положение,

— востребованность.

На величину здоровья человека большое влияние оказывает его интеллектуальный потенциал. Этот феномен подтверждён многочисленными исследованиями в США, Великобритании, Австралии и других странах. Дело в том, что высокий уровень образования обеспечивает способность эффективно преодолевать сложные ситуации, вести более разумный образ жизни. Напротив, низкий образовательный уровень выступает влиятельным фактором риска, ухудшающим жизненный прогноз. В одном из современных исследований в ходе 10-летнего наблюдения, установлено, что среди людей с низким уровнем образования смертность была более чем в 2 раза выше по сравнению с имевшими высшее образование.

К ключевым социальным факторам в жизни человека относится наличие или отсутствие семьи. Семейное положение и характер внутрисемейных отношений во многом формируют состояние здоровья. Исследования показали, что мужчины, не состоящие в браке, имеют более высокий риск развития инфаркта миокарда по сравнению с женатыми. В семьях, имеющих детей, смертность среди супругов ниже, чем у бездетных. Доказано, что частые семейные ссоры и разногласия ведут к ухудшению здоровья. Дети из семей с частыми скандалами, став взрослыми, чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями и психическими расстройствами, у них в 1,5 раза выше смертность.

Большое значение в жизни человека имеет взаимодействие с окружающими его людьми. Родственники, соседи, коллеги занимают весьма значительное положение в жизни каждого из нас. При этом характер межличностных отношения во многом определяет наш взгляд на окружающий мир. Товарищеская взаимопомощь, социальная поддержка, сопереживание, доброжелательные межличностные связи, забота коллектива оказывают благоприятное влияние на здоровье, смягчая повреждающее действие многих стрессов.

Важная составляющая здорового образа жизни – участие человека в ответственном деле. Труд имеет не только материальное содержание, но и важное духовно-психологическое значение. Причастность человека к важному труду даёт ощущение социальной востребованности, значимости и нужности людям. Безработица является мощным болезнетворным фактором. У потерявшего работу человека утрачивается ощущение принадлежности к общему делу, формируется ощущение унижения, уменьшается способность принимать действенные решения. Даже при полной материальной компенсации безработные чувствуют себя ущербными и неполноценными, поскольку нуждаются ещё и в том, что не определяется деньгами.

К сожалению, современному человеку приходится жить в таких условиях, что образование, трудовая деятельность, семья, друзья, спорт, хобби, творчество чаще всего являются взаимоисключающими компонентами его жизни. Однако человек на то и является разумным существом, чтобы при осознании ценности здоровья и жизни в целом постараться найти оптимальное равновесие между всеми компонентами жизни.

Для того чтобы быть полноценным здоровым человеком, не достаточно быть здоровым физически и не иметь заболеваний, а необходимо стремиться к познанию, интеллектуально и творчески развиваться, иметь интересную работу с устойчивым доходом и непременно крепкую семью.

Источник