Болезнь когда не можешь отличить реальности

Болезнь когда не можешь отличить реальности thumbnail

Во сне для нас нет ничего невозможного и мы можем буквально попасть в мир своей мечты: быть миллиардером, встречаться со звездой, жить в сказочном месте. Но еще в ночных грезах мы можем ограбить банк, разделаться с врагами или даже покончить собой… Как выяснилось, образы и сюжеты второго типа могут быть симптомами определенного психического расстройства.

AdMe.ru узнал самые распространенные сны, по которым можно определить нарушение психики. Разумеется, речь идет о сюжетах, которые человек видит не однократно, а со стабильным постоянством.

1. Сны, которые видят при шизофрении

Шизофрения — это тяжелое психическое заболевание. Исследование подтвердило: чем дольше человек болен данным расстройством, тем насыщеннее его сны. Цвета становятся ярче, а переживание эмоций — сильнее.

Например:

  • Несвязанные между собой пугающие образы.

  • Жесткое и насильственное содержание.

  • Сны, в которых человек видит себя со стороны: маленьким ребенком, мертвецом или в облике какого-то животного.

  • Объекты, например люди или автомобили, движутся задом наперед.

  • Переживание давно забытых эмоций и чувств.

  • Нереальные или параллельные миры; ад или рай.

  • Один и тот же повторяющийся сюжет. Доктора медицинских наук выявили факт повторяющихся в течение одной ночи сновидений при острой шизофрении.

  • Цветные сны, в которых отчетливо видно, в какой цвет окрашены все детали. Больным шизофренией цветные сны снятся в 20 раз чаще, чем здоровым людям.

  • Переживание абсолютной реальности того, что происходит во сне. Очнувшись после такого сна, больные еще долго не могут понять, было это во сне или наяву. Феномен впервые был описан Ф. М. Достоевским в романе «Братья Карамазовы»: Иван Карамазов не мог понять, в действительности ли он беседовал с чертом или это ему привиделось.

2. Сновидения при биполярном расстройстве

Биполярное расстройство — это маниакально-депрессивный психоз, характеризующийся нетипичной сменой настроения. Если, как правило, шизофреники в упоминании своих снов немногословны, то биполярники свои сны описывают очень подробно:

  • Переживание непередаваемого счастья. Такие сны называют маниакальными, так как чаще всего они наблюдаются в гипоманиакальных состояниях. Это очень яркие и красочные сновидения, которые остаются в памяти надолго. Например, вы можете быть божественным существом, которому все поклоняются, чувствовать власть и блаженство от происходящего. Нейропсихология объясняет такие сны как переход депрессии в маниакальное состояние.

  • Серийные сны, или сны, которые могут продолжаться на протяжении нескольких лет. Сюжеты в подобных снах — это некий сериал, где каждая новая «серия» начинается с того места, на котором сон прервался в последний раз.

3. Сны людей, страдающих депрессией

Признаки депрессии иногда сложно заметить сразу. Но вы намного ближе к ней, чем думаете, если каждую ночь вас преследуют устрашающие сновидения. А именно:

  • Некое мрачное место (к примеру кладбище) или даже собственные похороны. Во время такого сна и после пробуждения больной часто чувствует свою вину за подобный сюжет.

  • Умершие в образе живых. Интересно, что если в течение сна к человеку приходит понимание того, что этих людей нет в живых, то они принимают облик покойников.

  • Кошмары с ощущением неописуемого ужаса. Проснувшись, человек не сразу понимает, что это был всего лишь сон, а в момент осознания чувствует радостное облегчение: «Слава богу, мне это всего лишь приснилось». Подобные сны считаются эквивалентом панических атак.

  • Параллельные сны — несколько несвязанных между собой снов, каждый из которых в течение одной ночи сменяет другой.

  • Сон во сне — когда вам снится, что вы хотите спать, затем — что вы засыпаете и видите внутри сна еще один сон. То, что происходит в следующем сне, вы воспринимаете как реальность, отчетливо при этом осознавая, что перед этим видели сон. А когда вы действительно просыпаетесь, вам уже сложно понять, проснулись ли вы на самом деле или это очередной сон.
    К слову, впервые такие сновидения описал Н. В. Гоголь в своем рассказе «Портрет», где каждое пробуждение героя оказывалось лишь частью его кошмара.

  • Сны с переживанием редупликации самовосприятия. Расшифруем: например, в то время как вас хоронят, вы можете наблюдать со стороны за своими похоронами. В один момент вы ощущаете себя сразу мертвым и живым. Вы также можете увидеть во сне, как участвуете в чем-то, и в то же время осознать, что вам это только снится. Более того, вы можете одновременно видеть сон и анализировать его.

4. Детали сновидений, которые могут сигнализировать о психической анестезии

Психическая анестезия — неполная утрата способности переживать позитивные и негативные эмоции. Не только в период бодрствования, но и во время сна:

  • Потеря чувства собственного «я», своего тела или эмоций. Например, вы ощущаете во сне свою душу, но не чувствуете собственного тела. Или смотритесь в зеркало, но при этом не видите своего отражения.

  • Сны, в которых вы умираете несколько раз за ночь.

  • Ощущение «нереальности» того, что в них происходит. То есть вы отчетливо осознаете что, все вокруг лишь фантазия.

  • Отсутствие каких-либо чувств или, наоборот, переживание забытых эмоций, которых давно не было в реальной жизни. Вам может присниться, например, как на вас нападает собака и кусает вас, но при этом вы не будете испытывать страх.

  • Сны с деперсонализацией: знакомые места и близкие люди воспринимаются как что-то чужое и незнакомое. Например, вам может сниться ваш собственный дом, но вам будет казаться, что вы видите его впервые.

  • Потеря ощущения сна, в котором вы можете полностью его контролировать и даже сами себя будить.

  • Восприятие происходящего чужими глазами, но при этом без потери ощущения собственного «я». Макс Фрай в романе «Жалобная книга» описывает этот феномен на примере людей с необычной способностью.

5. Сновидения при обсессивно-компульсивном расстройстве

Желание мыть руки по 10 раз в день или постоянно возвращаться домой, чтобы проверить, точно ли выключен утюг, — это обсессивно-компульсивный синдром. Навязчивое состояние не покидает пациентов даже во сне.

Вот его характеристики:

  • Борьба во сне с навязчивыми контрастными желаниями. Вам может присниться, как вы боретесь с неким страхом, но сдаетесь. Проснувшись, вы будете чувствовать вину за то, что опустили руки.

  • Эмоциональность, сильное чувство вины, стыд и гнев.

  • Осознание того, что вы обладаете какой-то волшебной силой и способны контролировать окружающих.

6. Образы при посттравматическом стрессе

Посттравматический стресс отличается от обычного тем, что возникает в результате психотравмирующей ситуации и, как правило, вызывает ночные кошмары:

  • У людей с таким синдромом могут повторяться сны с психотравмирующей ситуацией. Так, человеку, перенесшему войну, нередко снится, как в него стреляют, а у него в этот момент заканчиваются патроны.

  • Повторяющиеся время от времени одинаковые и чаще всего бессмысленные образы. Причем вы можете помнить их и даже знать, чем закончится сон, а также изменить его концовку.

  • Прерванные сны, которые всегда заканчиваются на одном и том же месте.

  • Восприятие отдельных частей образов сна. Например, вам может присниться человек по пояс или отдельно говорящий зловещим голосом рот.

  • Сны, окрашенные только в один цвет.

  • Вы в страхе убегаете от кого-то и по закону подлости чувствуете, что замедляетесь. Изображение как при замедленной съемке. Обычно вы не видите, кто за вами гонится, но чаще всего догадываетесь, кто это.

  • Перевоплощение в животного или даже в дерево. Обычно в таких снах нет слов и мыслей.

  • Сны, которые вы контролируете от начала до конца.

  • Ощущение себя другого пола. Женщина, например, может чувствовать себя мужчиной с усами.

  • Отождествление себя с преступником, даже если вы «украли» лишь шоколадку. Такие сны встречаются у 30 % осужденных за противозаконные действия.

Поделитесь своими самыми странными снами. Снился ли вам какой-нибудь из этих снов?

Иллюстратор Leonid Khan специально для AdMe.ru

  • 20 особенностей жизни неприлично богатых людей, которые оставили нас в легком шоке

  • Как выглядят люди, с которых ваяли всемирно известные скульптуры

  • 20 животных, которых хозяева засняли во время приступа легкого безумия

  • Я объехал все страны мира и нашел 14 блюд, которые взорвут ваши вкусовые рецепторы

  • 15 раз, когда создатели кино не утруждали себя пошивом новых костюмов, а нашли подходящие на складе

  • 17 раз, когда Райан Рейнольдс спасал чей-нибудь день в твиттере

  • Читатели AdMe.ru поделились историями, которые заставили их снова поверить в людей

  • 12 предметов гардероба, которые избегают обеспеченные люди, а остальные считают модными

  • 13 хитростей, которые помогут понять, какой хлеб точно не стоит покупать

  • Молодые художники создают картины, которые рассказывают голую правду об окружающем мире (Она может вам не понравиться)

  • 7 полезных и быстрых блюд на каждый день, с которыми справится даже школьник

  • Мы проверили 10 трюков, с которыми звезды приводят себя в порядок без лишних усилий

  • 10+ комедий, которые помогут расслабиться после рабочего дня

  • 13 слов, которые перекочевали в другие языки из русского. А мы и не знали

  • Блогеры рассказали о подробностях своей работы, которыми не спешат делиться их коллеги

  • 20+ клиентов, которые любого доведут до белого каления

Источник

Прозопагнозия — это специфическое заболевание, проявляющееся в невозможности запоминания лиц и распознавания людей. Больной видит отражение в зеркале, отличает лица на фотографиях, но не может запомнить информацию о них и связать её с видимой картинкой. Это является противоестественным, потому что именно по лицу мы узнаём тех, с кем знакомы. Лицо является визитной карточкой человека, оно обладает уникальностью и индивидуальностью, в отличие от фигуры, причёски, цвета волос и украшений. Но больные прозопагнозией лишены способности сопоставлять видимое лицо с информацией о нём. Все люди являются для них незнакомцами.

Отчего возникает проблема распознавания лиц?

Что такое прозопагнозия? Это отсутствие памяти на лица. Механизм патологии таков. Затылочная область головы соотносится с задними долями полушарий головного мозга. Они отвечают за переработку зрительной информации и восприятие пространства. Если производить раздражение поверхности головного мозга в этих местах, оно отзовётся световыми вспышками, разводами, бликами. При определённых обстоятельствах происходит нарушение в функционировании нижней задней доли правого полушария. К ним относятся:

инфаркт в правой нижне — затылочной области;

инсульт артерии, снабжающей область задней доли;

опухоль в правом полушарии;

травмы затылка и виска;

перенесённый энцефалит;

хроническая бессонница.

Иногда у человека вследствие переутомления наступает частичная прозопагнозия. Уснув глубоким сном, а затем резко проснувшись, например, от чьего-то голоса, человек резко просыпается и не понимает, кто перед ним. В таком состоянии он может находиться 1–5 минут, затем всё нормализуется. Установить точный диагноз сможет тест на наличие симптомов заболевания.

Левое полушарие отвечает за интерпретацию информации, построение логических схем. Помните, как деток учат показывать на кукле носик, глазки, ротик? Ребёнок тычет пальчиком в кукольный носик не потому, что знает, что так выглядит нос. Но у него сформировалась логическая схема: услышал слово «где носик» — ткнул туда — получил одобрение. Лишь после 2 лет дитя составит лицо из разрозненных картинок. А в полтора года малыш воссоздаёт логическую схему. Так, у него развивается левое полушарие. Некоторые дети и в 4 года запоминают папу, с которым мало видятся, не в лицо, а по стати. Они могут указывать на любого мужчину и называть его папой. Зато в 15 лет они запомнят его навсегда, лишь раз взглянув на фотографию. При прозопагнозии больной словно возвращается в детство: он смотрит на лицо и не помнит его. Главная проблема заболевания — невозможность интерпретировать информацию о лице с его образом в памяти.

Интересный факт: при рождении у младенца больше развито правое полушарие, отвечающее за эмоции, восприятие образов, впечатления. Следует помогать левому полушарию развиваться, ведь ни один ребёнок не рождается говорящим.

Речью малыш более-менее овладевает к 2 годам, когда левая половина догоняет по степени развития правое. Вместе с этим у ребёнка появляется логика: дотронешься к раскалённому утюгу — будет больно, развернёшь фантик — получишь конфету. Дети с повреждением головного мозга вследствие ДЦП, особенно нижнего левого полушария, не узнают родителей и близкое окружение. При этом они могут ходить, произносить слова, обращаться ко взрослым. Но для ребёнка они будут оставаться незнакомцами.

Прозопагнозия: что это?

При прозопагнозии наблюдаются повреждения веретенообразной извилины, расположенной в затылочно-височной области. Она отвечает за передачу нервных импульсов, поступающих от органов чувств в ЦНС, а от неё головному мозгу. Именно эта область головного мозга активизируется, когда человек смотрит на лица или картинки с изображением людей. При рассматривании неживых предметов активизации затылочно-височной области головного мозга не происходит. Это свидетельствует о том, что прозопагнозия напрямую связана с нарушением функционирования веретенообразной извилины.

При заболевании нарушается визуально-информационная модальность — способность осознавать происходящее и связывать информацию о человеке с его изображением. Причём это касается только лиц. Всё остальное, причёска, одежда, манера говорить, особенности произношения, больным прозопагнозией запоминается и интерпретируется легко. Проблема заключается в нарушении социализации. Человеку сложно находиться в обществе, ведь люди вокруг него всегда остаются для него чужими и незнакомыми.

Кто подвержен прозопагнозии?

Существует мнение, что прозопагнозией страдает 10% населения планеты, из них 8% имеет слабовыраженную форму. Такие люди имеют следующие проявления заболевания:

ошибочно принимают незнакомцев за знакомых людей;

с трудом узнают лица приятелей, изменивших причёску, цвет волос или отрастивших усы/бакенбарды/бороду;

во время просмотра сериала не могут запомнить героев;

видят вроде бы знакомые лица, но не могут сопоставить, где они виделись и при каких обстоятельствах;

с трудом узнают людей, с которыми встречаются в определённой ситуации (врачей, инструкторов по фитнесу, продавцов), если те переодеваются из униформы в другую одежду.

Считается, что лёгкая форма заболевания развивается с 25-летнего возраста. Усугубляет ситуацию обилие информации вокруг, необходимость запоминать тысячи лиц близких и не очень близких, а также совсем чужих людей. Заболевание касается исключительно человеческих лиц. Больные хорошо запоминают «лица» домашних животных, различают собак и котов.

Интересный факт: прозопагнозию чаще диагностируют у левшей, потому что у них лучше развито правое полушарие. Возрастные изменения головного мозга вызывают развитие этого заболевания, и левши гораздо чаще правшей не узнают своих родственников. При этом они не страдают болезнью Альцгеймера.

Прозопагнозия имеет врождённую форму и передаётся генетически. Именно она имеет неизлечимую форму.

Последствия заболевания

Больной прозопагнозией терапевтически абсолютно здоров. У него не нарушен интеллект, остальные зоны, помимо височно-правозатылочной извилины, интактны, т. е. не повреждены. У больного затронута только одна модальность — зрительно-информационная. Он видит лицо, но никакой информации о нём у него нет, потому что нарушены нейронные процессы в определённой зоне головного мозга. Другие модальности, слуховая, обонятельная, осязательная (тембр голоса, манера говорить, стиль одежды, пробор и причёска) развиты на 100% и абсолютно не страдают.

Проблема возникает в том случае, если человек не осознаёт свою проблему, считая, что забывать лица людей — это нормальное явление. Он просто не понимает, что проходит мимо коллег, знакомых, родственников, не здоровается с ними, тем самым обижая и выказывая неуважение. Наступает десоциализация — утрата социальных связей и дезориентация в социальной среде. Больной не помнит лица собственной жены (матери, дочери, сына, брата). На работе от него постепенно отворачиваются коллеги, вторая половинка подаёт на развод, потому что сложно общаться с человеком, для которого ты чужой. Родные не получают эмоциональной отдачи, а это главное в отношениях.

Терапия при прозопагнозии

Чтобы определить, нужно пройти тест на прозопагнозию. Если вы замечали за собой особенность забывать, кто перед вами, воспользуйтесь им, чтобы окончательно осознать проблему. Это будет первым шагом к нормализации жизни. Если диагноз подтвердится, следует записаться к психотерапевту. Больного научат, как запоминать людей по голосу, манере говорить, стилю одежды. Косвенные признаки помогут адаптироваться в социуме, однако, полностью победить болезнь невозможно.

Источник

Íåêîòîðûå ñ÷èòàþò, ÷òî ïñèõîëîãèÿ — ýòî «íàóêà î äóøå». Çâó÷èò, åñëè ïîäóìàòü, äîâîëüíî ñòðàííî, âåäü íàóêà íå èìååò äåëà ñ òðàíñöåíäåíòíûì, à èçó÷àåò òî, ÷òî ìîæíî çàôèêñèðîâàòü è èçìåðèòü. Êîíå÷íî, äðåâíåãðå÷åñêîå ñëîâî «ïñèõîñ» îçíà÷àåò «äóøà», íî ñóùíîñòü ÿâëåíèÿ íå îïðåäåëÿåòñÿ íàçâàíèåì.

Ïîä íàïðÿæåíèåì

 ñîâðåìåííîì ïîíèìàíèè ïñèõîëîãèÿ — ýòî íàóêà î ïñèõèêå è ïîâåäåíèè ÷åëîâåêà è æèâîòíûõ. Ïñèõèêà, â ñâîþ î÷åðåäü — ýòî ôîðìà îòðàæåíèÿ îáúåêòèâíîé ðåàëüíîñòè, ïðåäñòàâëÿþùàÿ ñîáîé ñîâîêóïíîñòü ïðîöåññîâ âíóòðåííåé æèçíè: îùóùåíèÿ, ìûñëè, ýìîöèè, ïàìÿòü.

Ïñèõèêà èìååò ìàòåðèàëüíóþ, áèîëîãè÷åñêóþ îñíîâó. Âñå ìíîãîîáðàçèå íàøåé ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè — ýòî ðåçóëüòàò ðàáîòû íåðâíîé ñèñòåìû (ñîñòàâíîé ÷àñòüþ êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ ãîëîâíîé ìîçã). Íåðâíàÿ ñèñòåìà îáðàçîâàíà ñïåöèàëüíûìè êëåòêàìè — íåéðîíàìè. Ìíîãèå äóìàþò, ÷òî íåéðîíû — ýòî òîëüêî êëåòêè ãîëîâíîãî ìîçãà; íåò, íåéðîíû — ýòî îñíîâà âñåé íåðâíîé òêàíè, êîòîðàÿ ïðîíèçûâàåò íàøå òåëî â âèäå íåðâíûõ âîëîêîí.

Ïðè ýòîì îêîëî ïîëîâèíû îáúåìà íåðâíîé ñèñòåìû ñîñòàâëÿåò òàê íàçûâàåìàÿ ãëèÿ («êëåé» ïî-äðåâíåãðå÷åñêè) — îñîáûå êëåòêè, âûïîëíÿþùèå çàùèòíûå è ìåòàáîëè÷åñêèå ôóíêöèè, íî ãëàâíîå — èçîëèðóþùèå íåéðîíû äðóã îò äðóãà. Ïî÷åìó èõ íóæíî èçîëèðîâàòü? Ïîòîìó ÷òî âñå äåñÿòêè ìèëëèàðäîâ íåéðîíîâ â ÷åëîâå÷åñêîì òåëå (òîëüêî â ãîëîâíîì ìîçãå èõ îêîëî 86 ìèëëèàðäîâ) — ýòî ñëîæíåéøàÿ ýëåêòðè÷åñêàÿ öåïü, ïî êîòîðîé ïîñòîÿííî èäåò òîê. È ÷òîáû ñèãíàë íå ïåðåñêàêèâàë òàì, ãäå íå íàäî, íåéðîíû, êàê ïðîâîäà, íóæäàþòñÿ â ýëåêòðîèçîëÿöèè.

Ýëåêòðè÷åñêèé òîê â õîäå õèìè÷åñêèõ ðåàêöèé âûðàáàòûâàþò ñàìè êëåòêè (íå òîëüêî íåðâíûå). Ýëåêòðè÷åñòâî â òåëå áîëüøèíñòâà æèâîòíûõ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïîòîê èîíîâ, à íå ýëåêòðîíîâ, íî ïî ñóòè ýòî òîò æå ôèçè÷åñêèé ïðîöåññ. Ïîêà ÷åëîâåê æèâ, åãî íåéðîííàÿ ñåòü íàõîäèòñÿ ïîä íàïðÿæåíèåì.  íåé ïðîèñõîäèò ïðèìåðíî òî æå ñàìîå, ÷òî ïðîèñõîäèò â êîìïüþòåðå: òîê èäåò ïî íåéðîíàì è íåñåò ñ ñîáîé èíôîðìàöèþ â âèäå äâîè÷íîãî êîäà. Êàæäûé îòäåëüíûé íåéðîí ìîæåò áûòü «âêëþ÷åí» (âîçáóæäåí, àêòèâåí) èëè «âûêëþ÷åí». Ó êàæäîãî íåéðîíà ñâîÿ ôóíêöèÿ, è îò òîãî, êàêàÿ êîìáèíàöèÿ àêòèâíûõ íåéðîíîâ ñëîæèëàñü â äàííûé ìîìåíò, çàâèñèò òî, ÷òî ìû âèäèì, ñëûøèì, ÷óâñòâóåì è äóìàåì. Êîíå÷íî æå, ýòî î÷åíü áûñòðûé ïðîöåññ: â òå÷åíèå ñåêóíäû íåéðîí ìîæåò «âêëþ÷àòüñÿ» è «âûêëþ÷àòüñÿ» ñîòíè ðàç. È äàæå òûñÿ÷è, íî ýòî óæå ïðèñòóï ýïèëåïñèè.

Ñêîðîñòü ðàñïðîñòðàíåíèÿ ýëåêòðè÷åñêîãî ñèãíàëà â íåðâíîé ñèñòåìå îãðàíè÷åíà ðÿäîì ôèçèîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé è ñîñòàâëÿåò â ëó÷øåì ñëó÷àå îêîëî 120 ìåòðîâ â ñåêóíäó. Ìèçåð ïî ñðàâíåíèþ ñî ñêîðîñòüþ ñâåòà, ñ êîòîðîé òåîðåòè÷åñêè ìîæåò äâèãàòüñÿ ýëåêòðîòîê. Ñîâðåìåííûå ñàìîëåòû ëåòàþò áûñòðåå. Äà è ýòè 120 ìåòðîâ äîñòèãàþòñÿ äàëåêî íå âî âñåõ òèïàõ íåðâíûõ âîëîêîí. Ïîýòîìó â õîäå ýâîëþöèè íåéðîíû ñî ñõîæèìè ôóíêöèÿìè, ÷àñòî âñòóïàþùèå â êîìáèíàöèè, îáúåäèíèëèñü â ãðóïïû, ÷òîáû áûòü áëèæå äðóã ê äðóãó è îáåñïå÷èòü âûñîêóþ ñêîðîñòü îáìåíà ñèãíàëàìè. Ïîýòîìó, ñîáñòâåííî, íåðâíûå êëåòêè íå ðàñïðåäåëåíû ïî òåëó ðàâíîìåðíî è íå ñêðûòû ãäå-íèáóäü â ãëóáèíå îðãàíèçìà, à ñîñðåäîòî÷åíû ïðåèìóùåñòâåííî â îäíîì ìåñòå — â ãîëîâå, êàê ìîæíî áëèæå ê îðãàíàì ÷óâñòâ. Ýòî îñîáåííîñòü âñåõ æèâîòíûõ, êðîìå ñàìûõ ïðîñòåéøèõ.

Ïî òîé æå ïðè÷èíå â ìîçãå åñòü öåíòðû, â êîòîðûõ ëîêàëèçîâàíû îòäåëüíûå ôóíêöèè: çðåíèå, ñëóõ, ïîíèìàíèå ðå÷è, ïîíèìàíèå ïèñüìåííîñòè, óçíàâàíèå ëèö, äîëãîâðåìåííàÿ ïàìÿòü, êðàòêîâðåìåííàÿ ïàìÿòü, óïðàâëåíèå òåìè èëè èíûìè ñèñòåìàìè îðãàíèçìà… Ïðè èçó÷åíèè ìîçãà íåêîòîðûå èç ýòèõ öåíòðîâ ìîæíî ðàçëè÷èòü íåâîîðóæåííûì ãëàçîì: ñòðóêòóðà è äàæå öâåò íåðâíîé òêàíè â ðàçíûõ ìåñòàõ îòëè÷àþòñÿ.

Ñåãîäíÿ óæå íåïëîõî èçâåñòíî, êàêèå çîíû ìîçãà çà ÷òî îòâå÷àþò. Ðàçäðàæåíèå îïðåäåëåííûõ åãî ó÷àñòêîâ ïîçâîëÿåò âûçâàòü ïðîãíîçèðóåìóþ ðåàêöèþ. Ïîäàåì òîê â îäíî ìåñòî — ÷åëîâåê èñïûòûâàåò íåâûðàçèìóþ ðàäîñòü. Ñäâèãàåì ýëåêòðîä — ïîëó÷àåì óæàñ è ïàíèêó. Ñíîâà ïåðåêëþ÷àåì — ââîäèì ïàöèåíòà â ñîñòîÿíèå ñíà. È òàê äàëåå. Âåðíî è îáðàòíîå: òå èëè èíûå ýìîöèè âûçûâàþò àêòèâèçàöèþ îïðåäåëåííûõ ãðóïï íåéðîíîâ, ïîýòîìó ñêàíèðîâàíèå ýëåêòðè÷åñêîé àêòèâíîñòè ìîçãà ïîçâîëÿåò îïðåäåëèòü (ïîêà åùå î÷åíü ïðèáëèçèòåëüíî, íî âñå æå), ÷òî â äàííûé ìîìåíò ÷óâñòâóåò ïàöèåíò.

Êàê æå èìåííî «âêëþ÷àþòñÿ» è «âûêëþ÷àþòñÿ» íåéðîíû? ×òîáû îòâåòèòü íà ýòîò âîïðîñ, íóæíî ïîíÿòü, êàê îíè ìåæäó ñîáîé ñîåäèíåíû. Íå áóäåì ïîäðîáíî îñòàíàâëèâàòüñÿ íà ñòðîåíèè íåðâíîé êëåòêè, ñêàæåì òîëüêî, ÷òî ó íåå åñòü òåëî (ñîìà), îòðîñòêè (äåíäðèòû — ïîòîìó ÷òî âåòâÿòñÿ, êàê äåðåâî) è îñîáåííî äëèííûé îòðîñòîê (àêñîí). Äåíäðèòîâ ìîæåò áûòü íåñêîëüêî, àêñîí îáû÷íî òîëüêî îäèí, çàòî â äëèíó íåêîòîðûå àêñîíû ÷åëîâåêà äîñòèãàþò ìåòðà è áîëüøå — íàïðèìåð, òå, êîòîðûå ñâÿçûâàþò ñïèííîé ìîçã è ìûøöû ïàëüöåâ. Îäíàêî äàæå äëèííûé àêñîí íåâîçìîæíî óâèäåòü áåç ìèêðîñêîïà, òàê êàê äèàìåòð òàêîãî «ïðîâîäà» ñîñòàâëÿåò âñåãî íåñêîëüêî ìèêðîíîâ. Ïî äåíäðèòàì íåéðîí ïîëó÷àåò âõîäÿùèå ñèãíàëû, à ïî àêñîíó îòïðàâëÿåò «ñîîáùåíèå» äàëüøå. Òàêèì îáðàçîì, ñèãíàë èäåò â îäíîì íàïðàâëåíèè, îò äåíäðèòîâ ê àêñîíó.

Ñîåäèíåíèå ìåæäó äâóìÿ íåéðîíàìè íàçûâàåòñÿ ñèíàïñîì (óäàðåíèå íà ïåðâûé ñëîã). Ñèíàïñ îáû÷íî îáðàçóåòñÿ â ìåñòå ñîïðèêîñíîâåíèÿ àêñîíà è äåíäðèòà, õîòÿ áûâàþò è äðóãèå âàðèàíòû (àêñîí-àêñîí, àêñîí-ñîìà è òàê äàëåå). Îäèí íåéðîí ìîæåò èìåòü íåñêîëüêî òûñÿ÷ ñèíàïñîâ, òî åñòü îáðàáàòûâàòü òûñÿ÷è âõîäÿùèõ ñèãíàëîâ îäíîâðåìåííî. Îáùåå ÷èñëî ñèíàïñîâ â ãîëîâíîì ìîçãå ÷åëîâåêà ñîñòàâëÿåò ñîòíè òðèëëèîíîâ, à ÷èñëî èõ êîìáèíàöèé íå ïîääàåòñÿ èñ÷èñëåíèþ.

Èíòåðåñíî, ÷òî ó äåòåé ñèíàïñîâ áîëüøå, ÷åì ó âçðîñëûõ: â íà÷àëüíûé ïåðèîä æèçíè ìîçã àêòèâíî ðàçâèâàåòñÿ, íî ñî âðåìåíåì íåèñïîëüçóåìûå è ìàëîýôôåêòèâíûå ñèãíàëüíûå öåïî÷êè íà÷èíàþò îòìèðàòü. È íàîáîðîò, åñëè ìû èçó÷àåì ÷òî-òî, îáðåòàåì íàâûêè, òî ìåæäó íåéðîíàìè ôîðìèðóþòñÿ íîâûå ñèíàïñû, îáðàçóþòñÿ íîâûå ïóòè ïåðåäà÷è èíôîðìàöèè. Ýòî ïðîèñõîäèò áóêâàëüíî íà ôèçèîëîãè÷åñêîì óðîâíå, íà äåíäðèòàõ âûðàñòàþò íîâûå øèïèêè (êðîøå÷íûå îòðîñòêè, íà êîíöàõ êîòîðûõ ìîãóò îáðàçîâûâàòüñÿ ñèíàïñû).

Ïîýòîìó íèêàêîå îáó÷åíèå íå ìîæåò áûòü ìãíîâåííûì: èçìåíåíèÿ â ìîçãîâûõ ñòðóêòóðàõ òðåáóþò âðåìåíè. Ñïóñòÿ ìåñÿöû èëè ãîäû ïðàêòèêè ìû ìîæåì íàó÷èòüñÿ ïå÷àòàòü âñëåïóþ, èãðàòü íà ôîðòåïèàíî, ïèñàòü ðîìàíû è õîäèòü ïî êàíàòó. Çà âñåì ýòèì — ôîðìèðóþùèåñÿ íåéðîííûå, ñèíàïòè÷åñêèå öåïî÷êè, âñå áîëåå êîðîòêèå è ýôôåêòèâíûå. Ïåòëÿþùèå çàðîñøèå òðîïû, ïðåâðàùàþùèåñÿ â ïðÿìûå àñôàëüòèðîâàííûå ìàãèñòðàëè.

Ìèëëèîíû ëàìïî÷åê

Èòàê, ÷åðåç ñèíàïñû íåéðîí ïîëó÷àåò îò ñîñåäíèõ íåðâíûõ êëåòîê âõîäÿùèå ñèãíàëû: ýëåêòðè÷åñêèå èëè õèìè÷åñêèå èìïóëüñû. Ñ ýëåêòðè÷åñêèìè âñå ïîíÿòíî, ýòî ïåðåäà÷à òîêà, êàê ïî ïðîâîäàì (íà ñàìîì äåëå íåñêîëüêî ñëîæíåå, íî ñóòü òà æå). Ýëåêòðè÷åñêèé èìïóëüñ áûñòðåå, îäíàêî ïî ðÿäó ïðè÷èí â íåðâíîé ñèñòåìå õèìè÷åñêàÿ ïåðåäà÷à ñèãíàëà âñòðå÷àåòñÿ ãîðàçäî ÷àùå. Ó ìëåêîïèòàþùèõ (â òîì ÷èñëå ÷åëîâåêà) ýëåêòðè÷åñêèå ñèíàïñû ñîñòàâëÿþò âñåãî îäèí ïðîöåíò íåéðîííûõ êîíòàêòîâ.

Ìåõàíèçì õèìè÷åñêîãî èìïóëüñà âûãëÿäèò ñëåäóþùèì îáðàçîì. Íà êîíöå àêñîíà åñòü ìèêðîïóçûðüêè, â êîòîðûõ ñîäåðæàòñÿ ìîëåêóëû îñîáûõ âåùåñò⠗ íåéðîìåäèàòîðîâ.  ðåçóëüòàòå âîçáóæäåíèÿ íåéðîíà ïóçûðüêè «ðàñêðûâàþòñÿ», âûñâîáîæäàÿ ìåäèàòîð, êîòîðûé íà÷èíàåò äâèãàòüñÿ ê ñîñåäíåìó íåéðîíó. Íà ìåìáðàíå (îáîëî÷êå) ýòîãî íåéðîíà åñòü ðåöåïòîðû, ðåàãèðóþùèå íà òîò èëè èíîé ìåäèàòîð. Ïðè óñïåøíîì êîíòàêòå îòêðûâàþòñÿ îñîáûå êàíàëû, ñêâîçü êîòîðûå âíóòðü íåéðîíà âõîäÿò èîíû íàòðèÿ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ìåíÿåòñÿ óðîâåíü ýëåêòðè÷åñêîãî çàðÿäà íà ìåìáðàíå, ÷òî, â ñâîþ î÷åðåäü, âëèÿåò íà òî, ïîéäåò òîê äàëüøå èëè íåò.

Ýòî ïðåäåëüíî óïðîùåííîå (è ïîòîìó íå âïîëíå òî÷íîå) îïèñàíèå ñèñòåìû, èçâåñòíîé êàê íàòðèé-êàëèåâûé íàñîñ (èíòåðåñóþùèõñÿ îòñûëàþ òàêæå ê ïîíÿòèþ «ïîòåíöèàë äåéñòâèÿ»). Ãëàâíîå ïîíÿòü ñóòü: «âêëþ÷åíèå» è «âûêëþ÷åíèå» íåéðîíà âûçûâàåòñÿ âçàèìîäåéñòâèåì ñ òåì èëè èíûì íåéðîìåäèàòîðîì (à òî÷íåå, èõ êîìáèíàöèåé, âåäü ïîòîê ìåäèàòîðîâ èäåò ñî âñåõ òûñÿ÷ ñèíàïñîâ). Íàçâàíèÿ ìíîãèõ íåéðîìåäèàòîðîâ õîðîøî èçâåñòíû: àäðåíàëèí, ñåðîòîíèí, äîôàìèí… Íåêîòîðûå èç íèõ îêàçûâàþò íà íåéðîíû âîçáóæäàþùåå äåéñòâèå, òî åñòü îáåñïå÷èâàþò ïðîõîæäåíèå èìïóëüñà äàëüøå (÷òî, íàïðèìåð, â ñëó÷àå àäðåíàëèíà ïðèâîäèò ê àêòèâàöèè íåéðîíîâ, «çàïóñêàþùèõ» ñåðäöå). Äðóãèå (ñêàæåì, ãëèöèí) âûçûâàþò ýôôåêò òîðìîæåíèÿ, çàòóõàíèÿ ýëåêòðè÷åñêîãî èìïóëüñà.

Íà ñâîéñòâå òîðìîçèòü íåéðîííóþ àêòèâíîñòü îñíîâàíî äåéñòâèå àíòèäåïðåññàíòîâ è óñïîêàèâàþùèõ ïðåïàðàòîâ, â òîì ÷èñëå ïðèðîäíîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Îáåçáîëèâàþùèå ëåêàðñòâà, ñðåäñòâà äëÿ íàðêîçà è ìíîãèå ÿäû ðàáîòàþò ïî òîìó æå ïðèíöèïó. Íàïðèìåð, òóáàðèí, ñîäåðæàùèéñÿ â ÿäå êóðàðå, â ìàëûõ äîçàõ îêàçûâàåò ðàññëàáëÿþùåå äåéñòâèå, íî â áîëüøèõ âûçûâàåò ïàðàëè÷ è îñòàíîâêó äûõàíèÿ. Áîòîêñ, êîòîðûé êîëþò â ëèöî äëÿ ðàçãëàæèâàíèÿ ìîðùèí, ðàáîòàåò òàêèì æå îáðàçîì: ïðåðûâàåò ïåðåäà÷ó íåðâíîãî èìïóëüñà, ÷òî ïðèâîäèò ê ïàðàëè÷ó ìèìè÷åñêèõ ìûøö.

Ïîäîáíûå ïðåïàðàòû (êàê òîðìîçÿùèå, òàê è âîçáóæäàþùèå) ýôôåêòèâíû, ïîòîìó ÷òî ñîäåðæàò âåùåñòâà, ìîëåêóëÿðíàÿ ñòðóêòóðà êîòîðûõ î÷åíü ïîõîæà íà ñòðóêòóðó åñòåñòâåííûõ íåéðîìåäèàòîðîâ, è íåéðîíû ïðèíèìàþò ýòè õèìè÷åñêèå ñîåäèíåíèÿ çà «ñâîèõ». Ãëàâíûé íåäîñòàòîê òàêèõ ëåêàðñòâ ñîñòîèò â íåèçáèðàòåëüíîì äåéñòâèè: íàïðèìåð, àíòèäåïðåññàíòû îêàçûâàþò ýôôåêò òîðìîæåíèÿ íå òîëüêî íà òå ãðóïïû íåéðîíîâ, êîòîðûå âûçûâàþò ñòðàõ è òîñêó, íî è íà òå, êîòîðûå íåîáõîäèìû äëÿ óìñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè. Ïîïðîñòó ãîâîðÿ, ÷åëîâåê òóïååò. Ïîýòîìó óïîòðåáëÿòü ïîäîáíûå ñðåäñòâà ñòîèò ñ îñòîðîæíîñòüþ.

Òàê, âêðàòöå, âûãëÿäèò ôèçèîëîãè÷åñêèé ôóíäàìåíò, íà êîòîðîì îñíîâàíà íàøà ïñèõèêà. Ýòî ïåðåïëåòåíèå öåïî÷åê èç ìèëëèàðäîâ íåðâíûõ êëåòîê, «âêëþ÷àþùèõ» è «âûêëþ÷àþùèõ» äðóã äðóãà ïîñðåäñòâîì òðèëëèîíîâ ñèíàïñîâ. Àðõèòåêòóðà íåêîòîðûõ íåéðîííûõ öåïî÷åê çàïðîãðàììèðîâàíà ãåíåòè÷åñêè: òàê ôîðìèðóþòñÿ âðîæäåííûå, èëè áåçóñëîâíûå ðåôëåêñû. Äðóãèå ðåôëåêñû, óñëîâíûå, ñîçäàþòñÿ è èñ÷åçàþò â òå÷åíèå æèçíè.  èçâåñòíîì ñìûñëå ìîæíî ñ÷èòàòü, ÷òî âñå íàøå ïîâåäåíèå — ýòî êîìáèíàöèÿ îãðîìíîãî ìíîæåñòâà âçàèìîñâÿçàííûõ ðåôëåêñîâ, íàä êîòîðûìè, îäíàêî, ãëàâåíñòâóåò ôåíîìåí ñîçíàíèÿ, îòëè÷àþùèé ÷åëîâåêà îò æèâîòíûõ.

Íàøè ïðèâû÷êè, âêóñû, æåëàíèÿ ïðèâîäÿò ê ôîðìèðîâàíèþ â íåðâíîé ñèñòåìå äîìèíàíò — ãðóïï íåéðîíîâ ñ õîðîøî ðàçâèòûìè ñèíàïòè÷åñêèìè ñâÿçÿìè; ïðè ýòîì, êîãäà îäíà äîìèíàíòà (íàïðèìåð, îòâåòñòâåííàÿ çà ïîëîâîå âëå÷åíèå) âîçáóæäåíà, ïðî÷èå çîíû ìîçãà (íàïðèìåð, îòâå÷àþùèå çà ÷óâñòâî ñòûäà) èñïûòûâàþò ýôôåêò òîðìîæåíèÿ. Èìåííî ïîýòîìó íåâîçìîæíî äåëàòü ìíîãî äåë îäíîâðåìåííî.

Âñå íàøå ìûøëåíèå è ÷óâñòâîâàíèå, ëþáîâü è íåíàâèñòü, ðàäîñòü è ïå÷àëü, âñå íàøè âîñïîìèíàíèÿ è ìå÷òû — ýòî ýëåêòðîõèìè÷åñêèé ïðîöåññ. Ìèëëèîíû ìèëëèîíîâ ãîðÿùèõ è ãàñíóùèõ ëàìïî÷åê. Íàøå âîñïðèÿòèå — äâîè÷íûé êîä, íåïðåðûâíî øèôðóþùèé èíôîðìàöèþ îò îðãàíîâ ÷óâñòâ è ðàñøèôðîâûâàþùèéñÿ â òåõ èëè èíûõ ÿäðàõ ìîçãà.

Óìåñòíî çàäàòüñÿ ôèëîñîôñêèì âîïðîñîì: íàñêîëüêî òî÷íûì ìîæåò áûòü îòðàæåíèå ìèðà, åñëè îíî óêëàäûâàåòñÿ â ïîñëåäîâàòåëüíîñòü íóëåé è åäèíèö? Êàê ôîòîãðàôèÿ íå ïåðåäàåò ðåàëüíîñòü âî âñåé ïîëíîòå, òàê è ìû íå ñïîñîáíû óâèäåòü âñå ãðàíè, âñå îòòåíêè áûòèÿ.

Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ÷åëîâå÷åñêèé ìîç㠗 íåâåðîÿòíî ñëîæíàÿ ñèñòåìà, ñïîñîáíàÿ ðåøàòü çàäà÷è, êîòîðûå íå ïîä ñèëó íè îäíîìó ñóïåðêîìïüþòåðó — è ïðè ýòîì íà íåñêîëüêî ïîðÿäêîâ áîëåå ýíåðãîýôôåêòèâíàÿ. Òå æå áèîëîãè÷åñêèå ìåõàíèçìû, êîòîðûå ñëóæàò îãðàíè÷åíèÿìè äëÿ ïñèõèêè, ÿâëÿþòñÿ è åå èñòî÷íèêîì. Îñíîâàíèåì òîãî, ÷òî ðàíüøå íàçûâàëè äóøîé, à òåïåðü — ñîçíàíèåì.

Àâòîð: Ìèõàèë Ïðûíêîâ, ïñèõîëîã

Источник