Человек принимает желаемое за действительное болезнь

Человек принимает желаемое за действительное болезнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 февраля 2019;
проверки требуют 14 правок.

Пример принятия желаемого за действительное.
Иллюстрация из книги Мэри Додж, 1884 г.

Приня́тие жела́емого за действи́тельное — формирование убеждений и принятие решений в соответствии с тем, что является приятным человеку, вместо апелляции к имеющимся доказательствам, рациональности или реальности.

Общие сведения[править | править код]

Принятие желаемого за действительное является результатом решения конфликта между убеждениями и желаниями[1]. Исследования показали, что при прочих равных условиях, участники экспериментов предполагают положительные последствия событий как более вероятные, чем отрицательные (см. также эффект валентности). Однако, более поздние исследования также содержат свидетельства, что при определённых обстоятельствах, например, когда растёт угроза, возникает обратный эффект[2].

Некоторые психологи утверждают, что позитивное мышление может положительно влиять на поведение, а следовательно, позволять достичь лучших результатов. Это называется «эффект Пигмалиона».

Известные примеры[править | править код]

Среди самых известных примеров принятия желаемого за действительное есть такие:

  • Американский экономист Ирвинг Фишер сказал: «Цены на акции достигли значений перманентно высокого уровня», — всего за несколько недель до Биржевого краха 1929 г., по которым в США наступила Великая депрессия.
  • Администрация Д. Ф. Кеннеди утверждала, что в случае преимущества кубинских сил повстанцы, поддерживаемые ЦРУ, смогут «избежать уничтожения, растворившись в сельской местности» во время Операции в заливе Свиней[3].
  • Библия, в Послании к Евреям (Евр.)[4], определяет веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»[5][6]. Тем не менее, рассматривать веру как принятие желаемого за действительное в общем случае неверно: например, согласно Библии, Авраам в результате веры повиновался Богу принести в жертву своего сына Исаака (Евр. 11:17), не зная, что это повеление было испытанием его веры и что Бог оставит Исаака в живых. Таким образом, вера способна принимать за действительное совсем нежелаемое.

Как заблуждение[править | править код]

В дополнение к тому, что «принятие желаемого за действительное» является когнитивным предубеждением и не слишком хорошим образцом процесса принятия решений, этот эффект также является особым неформальным заблуждением в споре, когда предполагается, что, если очень хочется, чтобы что-то было правдой или неправдой, оно фактически является правдой или неправдой. Это заблуждение имеет форму утверждения: «Я желаю, чтобы P было правдой/неправдой, поэтому P является правдой/неправдой[7]». Принятие желаемого за действительное, если бы такое утверждение было верным, основывалось бы на обращении к эмоциям и было бы отвлекающим маневром.

Принятие желаемого за действительное также может вызвать т. н. слепоту к непредсказуемым последствиям.

Принятие желаемого за действительное (зрительное восприятие)[править | править код]

Принятие желаемого за действительное (обман зрения) — это феномен, когда внутреннее состояние человека влияет на его визуальное восприятие. Люди имеют тенденцию верить, что они воспринимают мир таким, какой он есть на самом деле, но исследование указывает на другое. На сегодня существует два основных типа принятия желаемого за действительное как зрительное восприятие, основанные на том, где такой обман зрения происходит — в категоризации или в воспроизведении среды[8].

История вопроса[править | править код]

Концепция принятия желаемого за действительное была впервые предложена подходом Нового Взгляда в психологии. Этот подход стал популярным в 1950-е с работами Джерома Бруннера и Сесили Гудман. В своем классическом исследовании 1947 года они попросили детей показать их восприятие размера монет путем изменения размера отверстия в деревянном ящике. Каждый ребёнок держал монету в левой руке на той же высоте и расстоянии от отверстия в ящике, а правой давил на кнопку для изменения размера отверстия. Дети были поделены на три группы — две экспериментальные и одну контрольную, по 10 детей в каждой. Контрольную группу попросили оценить размер картонных булыжников величиной с монету вместо самих монет. В среднем, дети в экспериментальных группах переоценили размер монет на 30 %. На втором этапе эксперимента, Бруннер и Гудман разделили детей на группы в зависимости от их экономического статуса. Вновь, и «бедную» и «богатую» группы попросили оценить размер настоящих монет путем изменения диаметра отверстия. Как и ожидалось, обе группы переоценили диаметр монет, но «бедная» группа переоценила диаметр почти на 50 %, что почти на 30 % больше оценки «богатой» группы. Из этих результатов Брунер и Гудман сделали вывод, что бедные дети имели больше желания к владения деньгами, и, следовательно, монеты им казались большими. Эта гипотеза заложила основу психологического подхода Новый Взгляд, который предполагает, что субъективный опыт с речью влияет на её визуальное восприятие[9]. Некоторые психодинамические психологи применили положения Нового Взгляда для объяснения того, как индивиды могут защищать себя от волнующих, неприятных визуальных стимулов. Однако психодинамический взгляд потерял поддержку, поскольку у него отсутствовала надлежащая модель, которая бы включала то, как подсознательное может влиять на восприятие[10].

Хотя некоторые дальнейшие исследования воспроизвели результаты Бруннера и Гудман, подход Нового Взгляда был в целом отвергнут в начале 1970-х, поскольку эксперименты содержали много методологических ошибок и не принимали во внимание такие факторы, как предубеждение отчитывающегося и контекст, что значительно искажало результат[11]. Новый Взгляд получил возрождение в недавних исследованиях, однако в него были внесены методологические улучшения для исправления прошлых нареканий[10].

Основные механизмы[править | править код]

Познание[править | править код]

Неизвестны конкретные когнитивные механизмы, которые являются основой принятия желаемого за действительное (как в мышлении, так и при зрительном восприятии). Поскольку эти концепции все ещё находятся в стадии развития, продолжается исследование механизмов, создающих этот феномен. Однако, некоторые механизмы уже предложены.
Принятие желаемого за действительное может быть отнесено к трем механизмам: систематическая ошибка внимания, систематическая ошибка интерпретации и систематическая ошибка реакции. Таким образом, принятие желаемого за действительное может возникнуть на трех разных стадиях когнитивной обработки[2][12]. Во-первых, на самой низкой стадии когнитивной обработки, люди избирательно реагируют на внешние подсказки. Человек может обращать внимание на доказательства, которые поддерживают его желание, и отвергать доказательства, которые им противоречат[2][12]. Во-вторых, принятие желаемого за действительное может возникнуть в результате выборочной интерпретации подсказок. В этом случае, человек меняет не своё внимание к подсказке, а свою интерпретацию этой подсказки[12]. И в-третьих, принятие желаемого за действительное может возникнуть на высшей стадии когнитивной обработки, когда формируется реакция на подсказку и в неё включается предубеждение[12].

При зрительном восприятии принятие желаемого за действительное формируется теми самыми механизмами, поскольку включает обработку ситуационных подсказок, включая визуальные. Однако, поскольку при зрительном восприятии происходит предсознательная обработка визуальных подсказок и их ассоциация с желанными последствиями, систематическая ошибка интерпретации и систематическая ошибка реакции не могут применяться, поскольку они происходят на стадии сознательной когнитивной обработки[13]. Следовательно, это явление может объяснить и четвёртый механизм под названием «набор восприятия»[2]. Этот механизм предполагает, что ментальные состояния или ассоциации, активированные до того, как объект попадает в поле зрения, скрыто направляют визуальную систему в течение обработки. И следовательно, подсказки хорошо узнаются, когда они связаны с таким ментальным состоянием или ассоциацией[2].

Некоторые учёные считают, что принятие желаемого за действительное при зрительном восприятии возникает вследствие когнитивной проницаемости, а именно благодаря тому, что когнитивные функции способны напрямую влиять на опыт восприятия вместо влияния на восприятие лишь на высших уровнях его обработки. Другие, которые выступают против когнитивной проницаемости, доказывают, что сенсорные системы работают по модульному принципу с когнитивными состояниями, создавая своё влияние только после того, как стимул был воспринят[9].

Категоризация и обработка[править | править код]

По наблюдениям, феномен принятия желаемого за действительное при зрительном восприятии возникает на ранних стадиях категоризации. Эта тенденция продемонстрирована исследованием с использованием неоднозначных изображений и бинокулярного соперничества[14]. На восприятие влияет обработка как по нисходящему принципу («сверху вниз»), так и по восходящим принципу («снизу вверх»). В визуальной обработке восходящий принцип является очень жестким по сравнению с гибким нисходящим принципом[15]. При восходящей обработке, стимулы распознаются с точками фокусирования, близостью и фокусными участками для построения объектов, а нисходящая обработка больше зависит от контекста. Этот эффект наблюдается при фиксировании установки и при различных эмоциональных состояниях[16]. Традиционные иерархические модели обработки информации описывают раннюю визуальную обработку как улицу с односторонним движением: ранняя визуальная обработка переходит в концептуальную систему, но концептуальная система не влияет на визуальные процессы[17]. На сегодня[когда?] исследования отвергают эту модель и предусматривают, что концептуальная информация может влиять на раннюю визуальную обработку, а не только искажать системы восприятия. Такое влияние получило название концептуального или когнитивного проникновения. Исследования когнитивного проникновения используют стимулы из пары «понятие-категория» и измеряют время реакции для определения, влияет ли категория на визуальную обработку[16]. Эффектом категории является разница между временем реакции например в таких парах, как Bb и Bp. При измерении концептуальной проницаемости использовались одновременные и последовательные суждения о парах. Время реакции росло при росте анахронии появления стимула, подтверждая, что категории влияют на визуальную репрезентацию и концептуальную проницаемость. Исследования с более значимыми стимулами (например, изображения кошек и собак) позволяют большую вариабельность восприятия и анализ типичности стимулов (приводились изображения кошек и собак в разных позах, более или менее характерных). Распознавание заняло больше времени для картинок одной категории (собакаa-собакаb) по сравнению с распознаванием между категориями (собака-кошка), что поддерживает теорию о влиянии знания на категоризацию. Итак, на визуальную обработку, измеренную суждениями о физическом разницу, влияет не-визуальная обработка, что поддерживает теорию концептуального проникновения[16].

Примечания[править | править код]

  1. Bastardi, A.; Uhlmann, E. L.; Ross, L. Wishful Thinking: Belief, Desire, and the Motivated Evaluation of Scientific Evidence (англ.) // Psychological Science : journal. — 2011. — 22 April (vol. 22, no. 6). — P. 731—732. — doi:10.1177/0956797611406447. — PMID 21515736.
  2. 1 2 3 4 5 Dunning, D.; Balcetis, E. Wishful Seeing: How Preferences Shape Visual Perception (англ.) // Current Directions in Psychological Science (англ.)русск. : journal. — 2013. — 22 January (vol. 22, no. 1). — P. 33—37. — doi:10.1177/0963721412463693.
  3. ↑ The CIA’s Internal Probe of the Bay of Pigs Affair — Central Intelligence Agency. cia.gov. Дата обращения 25 января 2014.
  4. ↑ Hebrews 11 KJV — Now faith is the substance of things — Bible Gateway. biblegateway.com. Дата обращения 3 апреля 2014.
  5. ↑ Faith, solid reason or wishful thinking??. squirrelsisland.com. Дата обращения 3 апреля 2014.
  6. ↑ Ми можемо визначати віру, як тверде переконання у чомусь, чому не має доказів.
  7. ↑ The Fallacy Files: Wishful Thinking
  8. Balcetis, Emily; David Dunning. Wishful Seeing: How preferences shape visual perception (англ.) // Current Directions in Psychological Science (англ.)русск. : journal. — 2013. — Vol. 22, no. 1. — P. 33—37. — doi:10.1177/0963721412463693.
  9. 1 2 Stokes, Dustin. Perceiving and desiring: a new look at the cognitive penetrability of experience (англ.) // Philosophical Studies (англ.)русск. : journal. — 2011. — 14 January (vol. 158, no. 3). — P. 477—492. — doi:10.1007/s11098-010-9688-8.
  10. 1 2 Riccio, Matthew; Cole, Shana; Balcetis, Emily; Emily. Seeing the Expected, the Desired, and the Feared: Influences on Perceptual Interpretation and Directed Attention (англ.) // Social and Personality Psychology Compass : journal. — 2013. — June (vol. 7, no. 6). — P. 401—414. — doi:10.1111/spc3.12028.
  11. Balcetis, E.; Dunning, D. Wishful Seeing: More Desired Objects Are Seen as Closer (англ.) // Psychological Science : journal. — 2009. — 17 December (vol. 21, no. 1). — P. 147—152. — doi:10.1177/0956797609356283. — PMID 20424036.
  12. 1 2 3 4 Krizan, Zlatan; Windschitl, Paul D. The influence of outcome desirability on optimism (англ.) // Psychological Bulletin (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 133, no. 1. — P. 95—121. — doi:10.1037/0033-2909.133.1.95. — PMID 17201572.
  13. ↑ Aue, T., Nusbaum, H.C., & Cacippo, J. (2012).
  14. Balceltis, Emily; Dunning, David. See what you want to see: The impact of motivational states on visual perception (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology : journal. — 2006. — Vol. 91, no. 4. — P. 612—625. — doi:10.1037/0022-3514.91.4.612. — PMID 17014288.
  15. Robinson-Riegler, Bridget Robinson-Riegler, Gregory. Cognitive psychology : applying the science of the mind (англ.). — 3rd. — Boston: Pearson Allyn & Bacon, 2011. — P. 46—50. — ISBN 9780205033645.
  16. 1 2 3 Lupyan, G.; Thompson-Schill, S. L.; Swingley, D.; D. Conceptual Penetration of Visual Processing (неопр.) // Psychological Science. — 2010. — 23 March (т. 21, № 5). — С. 682—691. — doi:10.1177/0956797610366099. — PMID 20483847.
  17. Kveraga, Kestutis; Boshyan, J. and Bar, M. Magnocellular Projections as the Trigger of Top-Down Facilitation in Recognition (англ.) // The Journal of Neuroscience (англ.)русск. : journal. — 2007. — 28 November (vol. 27, no. 48). — P. 13232—13240. — doi:10.1523/JNEUROSCI.3481-07.2007. — PMID 18045917.

Дополнительно[править | править код]

  • Harvey, Nigel. Wishful thinking impairs belief-desire reasoning: A case of decoupling failure in adults? (англ.) // Cognition : journal. — 1992. — Vol. 45, no. 2. — P. 141—162. — doi:10.1016/0010-0277(92)90027-F. — PMID 1451413.
  • Gordon, Ruthanna; Franklin, Nancy; Beck, Jennifer. Wishful thinking and source monitoring (англ.) // Memory & Cognition (англ.)русск. : journal. — 2005. — Vol. 33, no. 3. — P. 418—429. — doi:10.3758/BF03193060. (недоступная ссылка)
  • Sutherland, Stuart (1994) Irrationality: The Enemy Within Penguin. ISBN 0-14-016726-9 Chapter 9, «Drive and Emotion»

Ссылки[править | править код]

  • Articles Thedict.net О принятии желаемого за действительное (англ.)

Источник

Встречаются люди, одержимые стремлением предстать перед окружающими в более выгодном свете, выделиться любой ценой. Как правило, они склонны преувеличивать или искажать реальные события. А иногда настолько входят в роль, что сами с трудом отличают, что в их жизни — правда, а что вымысел. Каковы же мотивы этого, как считают психологи, расстройства личности? Мешает ли оно полнокровной жизни?

Человек принимает желаемое за действительное болезньМножество людей, живущих рядом с нами, научились получать желаемое и достигли реального успеха. Большинство из них не обязательно супербогаты и известны, но довольны достигнутым. Но есть и другие — этакие пассивные наблюдатели сладкой жизни в кино и по телевизору, которые только удивляются, почему обделены такими радостями, как достаток, успешная карьера, творческий рост, любовь, наслаждение.

Не зная, как реализовать свои желания, разочаровываясь и считая, что подобная жизнь доступна только избранным, они начинают выдавать желаемое за действительное, привлекать внимание других людей к значимости и важности собственной персоны. С оздавая иллюзию успешности и считая, что поднимают тем самым свой «рейтинг» у окружающих, они, в конечном счете, сами этому верят. А задуматься о разрушительных последствиях такого самообмана им просто не хочется. Политика страуса, прячущего голову в песок.

Читайте по теме: От навязчивых состояний страдают не только бухгалтеры

Если в детстве обман — это один из способов психологической защиты и вполне естественный механизм, когда за ложью ребенок начинает прятать свои страхи, секреты, проступки, проблемы и неблаговидные дела , то у взрослого человека, с уже большим простором для воображения, этот способ перестает соответствовать истинным потребностям. Скорее наоборот, создаются конфликтные ситуации, формируется несерьезное отношение к лжецу, даже более того — катастрофически тает доверие окружающих, а в своих глазах — собственное достоинство.

У взрослых ложь выполняет функцию сокрытия несовершенного внутреннего мира, маскировки состояния тревоги, дискомфорта и неудовлетворенности. По вине ряда причин — хроническая болезнь, маленький рост, физическая слабость, низкий уровень образования, реальные или мнимые неудачи, невнимание близких или излишняя их опека, отвержение любимыми… да и мало ли что еще — может появиться устойчивое чувство собственной неполноценности.

В результате невозможности или неумения преодолеть причину и решить душевную проблему она вытесняется в область бессознательного, образует так называемый комплекс, сохраняющийся длительное время и диктующий его хозяину компенсирующее поведение. Человек становится не интересным себе таким, какой он есть на самом деле. Поэтому, начиная кое-что приукрашивать в своей жизни — придумывая иное происхождение, наличие талантов, знаменитых друзей, которых у него нет и не было — он, скажем так, берет самооценку в долг.5/4/2/1542.jpeg

Детское фантазирование и обман почти всегда мотивированы, а люди с низкой самооценкой, зная, что врать плохо и понимая пагубность своей привычки, все равно идут на риск слукавить. А вот так называемые мифоманы (или, как еще их именуют психиатры, — псевдологи) испытывают патологическое желание сочинять о себе всякие небылицы, часто не имея при этом никакой конкретной цели и не преследуя определенной выгоды. Их вранье бескорыстно и не рассчитано на то, что ему поверят.

Мифоманов увлекает скорее не желание ввести других в заблуждение, а получение удовольствия от самого занятия мифотворчеством, как говорится, сам процесс изложения невероятных небылиц. Это обман «из чистой любви к искусству». Тем не менее, своим поведением такие врали сильно подрывают себе репутацию. Их очень часто разоблачают.

Обычно псевдологией страдают люди истероидного типа личности, т.е. те, кому нужно постоянно быть в центре внимания окружающих, вызывать их восхищение и поклонение. Если они не могут этого добиться своими достоинствами, то придумывают их, выдавая желаемое за действительное, прибегая ко лжи и хвастовству. Типичный пример — эксцентричный барон Мюнхгаузен.

Как понять кто перед вами — патологический псевдолог или «обычный», «не клинический» любитель приврать? Да очень просто: все хорошо, пока ложь не мешает жить самому обманщику или окружающим его людям. Если человек осознает, что его лживость — это проблема и сам хочет лечиться, ему вполне может помочь психолог или психотерапевт.

Локацкая Лилиана

Источник

У некоторых людей для реальности нет места. Они видят и слышат лишь то, что им хочется. Фантазеры могут убедить себя даже в своих чувствах и ощущениях. Так как эти люди выдают желаемое за действительное, они лишают себя возможности жить именно своей жизнью, обрести собственное счастье.

Почему человеку нравится пребывать в иллюзиях?

Потому что так легче принять свое несовершенство. Многие из нас в глубине души убеждены в том, что являются ничтожеством. Как правило, девушкам не нравится своя внешность, парням – власть, карьера, размер прибыли либо полового органа.

Зачем травмировать себя правдой, если можно уговорить свой ум принимать желаемое за действительное? Хорошо, если найдутся люди, которые поддержат в собственных иллюзиях. В итоге то, чем вы хотите обладать в реальной жизни, закрепляется в сознании.

Сначала есть сомнения, например, что вы гений, но со временем человек, выдающий желаемое за действительное, благодаря близким, которые его поддерживают, убеждается в своей значимости.

почему человек выдает желаемое за действительное

Попадая в сети лести, которая является ловушкой для любителей выдавать придуманное за действительное, люди становятся жертвами недобросовестных граждан. Последние умело строят свою жизнь и карьеру на чьих-то слабостях. Хитрые личности специально ищут легковерных хвастунов и мастерски обманывают тех, кто хочет быть обманутым.

Среди людей, которые выдают желаемое за действительное, много вполне здравомыслящих, склонных к анализу. Почему же они часто превращаются в самых настоящих детей, придумывая для себя нелепые оправдания?

Человек устроен так, что ему обязательно нужно отыскать оправдание своим неудачам на работе, в личной жизни и проч. Таким образом устроены защитные механизмы психики. Если бы этого не было, то, вероятнее всего, мы бы попрощались с жизнью из-за собственного несовершенства.

Спасительная ложь утешает, не дает возможности впасть в депрессию. От этого мы даже в некоторых моментах ощущаем себя счастливыми. Но, к сожалению, туман рассеивается, и мы видим реалии.

Сладкая ложь, которая спасает

Многим кажется, что если они не перестанут выдавать желаемое за действительное, то жизнь превратится в скуку. Нас даже учат думать позитивно, то есть смотреть на все под другим углом, видеть лишь хорошее. Если строить иллюзии только в отношении себя, то беспокоиться не о чем — ваши выдумки никому не мешают, никого не смущают.

почему человек хочет принимать желаемое за действительное

Хуже обстоят дела тогда, когда под иллюзии попадают окружающие люди. А если выдает желаемое за действительное человек, наделенный властью, то его окружение просто вынуждено считаться с его иллюзиями, подстраиваться под них. Очень часто в подобные ситуации попадают целые народы, которыми командует тот, кто не может смотреть правде в глаза.

Все, кто находятся с человеком, который выдает желаемое за действительно, будут страдать. Если иллюзии строит глава семейства, то страдают супруга и дети. Согласитесь, что это палка о двух концах. Если смотреть на жизнь без розовых очков, она становится скучной, серой. Если брать во внимание спасительную ложь, то мир становится ярче. Правда, только в нашем воображении.

Какая на самом деле правда?

Что же делать? Как найти выход из ситуации?

Первое – поймите, что не бывает правда ни сладкой, ни горькой. Запомните это раз и навсегда! В ней в равном количестве содержится как сладость, так и горечь. Как это принять? Просто!

У всего на свете две стороны, как у монеты или купюры. Или больше, если мы, например, говорим о кубе. Поэтому старайтесь смотреть на мир со всех возможных ракурсов, причем одновременно. Тогда вы поймете, что несовершенство может быть достоинством. Придерживайтесь правила «Все к лучшему!».

выдавать желаемое за действительное

Вырастите морально и обретите уверенность в себе

Второе правило – прекратите быть ребенком, которому нужно придумывать сказки о жизни, чтобы защититься. Когда мы смотрим правде в глаза, мы взрослеем, принимаем мир таким, каков он есть, берем ответственность за жизнь, ошибки, которые мы совершили. В случае неудач вину за происходящее не на кого будет свалить.

Третье – избавьтесь от неуверенности в себе и страхов. То, что должно случиться, все равно случится. А страх очень коварен — он притягивает плохое, с нами начинает происходить именно то, чего мы так боимся. Так работает закон притяжения.

Страх, который появился в самом раннем детстве, — это неуверенность в себе. В тот период вы были слабы, нуждались в защите и заботе. Неуверенность в себе – это непринятие самого себя, боязнь ошибок и прочее. Тяжелее всего побороть именно детские страхи. Они и заставляют выдавать за действительное желаемое, деформируя жизнь. Очень важно признать страх, увидеть его в своих глазах и начать работу над собой.

человек выдающий желаемое за действительное

Заключение

Позвольте себе и жизни быть несовершенными. Смотрите на мир с широко открытыми глазами. Почувствуйте, что он прекрасен именно в своем несовершенстве. Вскоре вы поймете, что нет необходимости выдавать желаемое за действительное, нужно учиться принимать все, как есть.

Источник