Добро и зло от болезни к здоровью

Добро и зло от болезни к здоровью thumbnail

Австралийский биолог Джереми Гриффит в своих книгах задает такие вопросы:

  • Как нам понять и разрешить историческую битву так называемого «добра и зла» в мире?
  • Как мы должны понимать человеческое поведение, особенно темную сторону человеческой природы?
  • Сможем ли мы когда-нибудь объяснить состояние человека?
  • И, в частности, можем ли мы, люди, когда-нибудь стать по-настоящему нравственными существами?

Самое удивительное, что ответ на два последних ключевых вопроса о человеческом существовании – Да! Биология теперь, наконец, способна дать оправдывающее, снимающее «бремя вины» и тем самым психологически исцеляющее объяснение нашего «доброго и злого» – конфликтного человеческого состояния!

Младенцы обладают врожденной добротой

Аристотель утверждал, что мораль – это то, чему мы учимся. И что мы рождаемся как «аморальные» существа. Зигмунд Фрейд считал новорождённых чистым моральным листом.

До недавнего времени ученые также считали, что младенцы не имеют никакого морального статуса.

Исследования Йельского университета показывают, что младенцы рождаются с чувством морали. Хотя родители и общество помогают развивать систему убеждений, они не начинают с чистого листа.

Годовалые дети способны выносить моральные суждения.

Пол Блум, автор книги “Just Babies: The Origins of Good and Evil”, объясняет, что дети могут судить о хорошем и плохом — еще до того, как научатся ходить или говорить.

В рамках эксперимента дети наблюдали кукольное представление, в котором различные цветные фигуры действовали так, что их можно было легко распознать как морально правильные или неправильные. Красный круг был изображен пытающимся взобраться на холм, в то время как «злой» синий квадрат пытался столкнуть его обратно вниз. Между тем, «хороший» желтый треугольник пытался помочь красному кругу, толкая его вверх.

То, что произошло дальше, раскрывает сущность человеческой природы.

После просмотренной игры малышей попросили выбрать одну фигуру. Младенцы выбрали «помощника» – жёлтый треугольник. Они предпочитали добро злу.

Исследование выявило наш основной инстинкт – предпочесть дружелюбное поведение зловредному. Это не значит, что дети безупречны. Но родители и общество должны продолжать развивать врожденные моральные убеждения.

«Не сотрудничать со злом – такая же обязанность, как и сотрудничать с добром», —  Махатма Ганди.

Что же происходит с нашим моральным компасом, когда мы взрослеем?

Рассмотрим такую моральную дилемму: если вы находите кошелек с деньгами, вернёте ли вы деньги Dobro_i_zloвладельцу?

Группа ученых провела масштабный эксперимент. Они подбросили 17 000 потерянных кошельков людям в 40 странах.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Science, разрушили давнюю экономическую модель. Эксперты ожидали, что люди присвоят кошельки с деньгами. Но независимо от страны, большинство людей вернули кошельки. 72% людей вернули кошельки, содержащие крупную сумму денег.

Как объясняет автор исследования Ален Кон:

Мы ошибочно полагаем, что наши собратья – люди эгоистичны. На самом деле их представление о себе, как о честном человеке важнее для них, чем краткосрочная денежная выгода.

Эксперимент с кошельком подтверждает наш инстинкт творить добро. И что мы тоже заботимся о своем имидже. Основной мотивацией вернуть бумажник было отвращение к тому, чтобы его считали вором.

Каков наш первый, естественный инстинкт? Действовать эгоистично или сотрудничать? Чтобы ответить на этот вопрос, группа ученых провела серию из десяти исследований. Все они были основаны на экономических играх.

Эксперты изучили основы совместного принятия решений. Они применяли двойную структуру процесса – самоконтроль и интуицию.

Участники эксперимента принимали финансовые решения, чтобы максимизировать свою прибыль за счет группы. Или наоборот. Им приходилось выбирать между эгоизмом и сотрудничеством.

Ученые заставляли их либо принимать решения быстрее, либо брать дополнительное время. Те, кто был вынужден пользоваться интуицией, давали гораздо больше денег на общее благо, чем те, кто полагался на рефлексию.

Результаты были поразительны. Более быстрые, интуитивные решения создавали более высокие уровни сотрудничества. Медленные, обдуманные решения заставляли людей действовать более эгоистично.

Как писал Гилберт Кит Честертон, «зло приходит в свободное время, как болезнь. Добро приходит в спешке, как доктор».

Полученные результаты подтвердили, что наш первый импульс бескорыстен. Но мы живем в мире, где за сотрудничество платят.

Враг живет внутри нас

Наша природа изначально добра. Мы рождаемся со способностью отличать добро от зла. Но мы не свободны от того, чтобы действовать насильственно или эгоистично.

Вот в чем ошибаются циники, когда хотят описать нашу природу как зло. Они видят только одну сторону, используя войны и насильственные действия, чтобы отстаивать свою точку зрения.

Мы не должны путать поступок с нашей природой. То, что войны существуют, вовсе не означает, что люди предрасположены к насилию.

Хорошие и плохие дебаты бесконечны. Мы не хорошие и не плохие, мы – и то, и другое вместе. Добро и зло – это две стороны одной медали. Мы должны объединить и то, и другое.

– Жизнь – это не добро и не зло, а только место для добра и зла, —  Марк Аврелий.

Борьба между добром и злом вызывает еще большее насилие. Это создает чувство морального превосходства, которое разделяет людей. Это создает менталитет «мы» против «них».

История добра и зла продается, потому что ее легко понять, как писал Дэвид Лоу. Она питается обманом. Как только мы навешиваем на кого-то ярлык зла, мы не хотим его понимать. Мы видим в нём врага.Dobro_i_zlo

Когда мы навешиваем ярлыки на людей, мы теряем возможность разобраться в причинах их действий. Ненависть, фанатизм и отчаяние сеют еще больше насилия.

Ненависть индуцируется. Но то же самое относится к эмпатии и терпимости — ненасилию тоже можно научить.

Наш ум – это постоянная битва, даже если мы этого не замечаем. Как писал Александр Солженицын:

«Линия битвы между добром и злом проходит через сердце каждого человека».

Два волка борются внутри вашего ума: один – полон гнева, жадности, негодования и сомнений, другой волк – полон радости, сострадания, доброты и ясности.

Чтобы увидеть, кто возьмет верх, какой волк победит, подумайте, кого вы кормите больше всего.

Тёмный волк приносит человеку стрессы и ухудшение здоровья, а светлый – спокойствие и умиротворение, а значит хорошее самочувствие, отменное здоровье и долголетие.

Выбор за Вами!

Искренне желаем всем здоровья и долголетия!

Источник: Добро и зло

Источник

Лекции.Орг

В этике одним из самых сложных вопросов является вопрос о происхождении Добра и Зла.

Если говорить о проявлении Добра и Зла в медицинской практике, то следует заметить, что от врача требуется особое внимание, чуткость, деликатность к каждому больному, врач и больной должны принимать согласованные решения о стратегии и тактике лечения, доверять друг другу, объединяя усилия в преодолении болезни. А если это невозможно (при злокачественных опухолях или СПИДе), врач должен говорить горькую правду и принимать все меры, чтобы вместе с умирающим, но сохраняющим сознание больным нейтрализовать или же облегчить его физические боли и нравственные страдания.

Принципы биомедицинской этики:

1) принцип «не навреди». Этот принцип является старейшим в медицинской этике. Первый вопрос, возникающий в связи с этим принципом, — как определить, что именно понимается под «вредом» применительно к сфере биомедицины, главным образом — к деятельности врача, к его взаимоотношениям с пациентом. Можно различить такие формы «вреда»:

· вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи;

· вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом;

· вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями;

· вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

2) принцип «делай благо». Этот принцип является продолжением предыдущего. Это норма, которая требует позитивных действий. Его смысл передается с помощью таких слов, как: «благодеяние», «благотворительность», «милосердие». Принцип «делай благо» понимается не как моральное обязательство, а как моральный идеал.

3) принцип уважения автономии пациента. Этот принцип становится одним из основополагающих в биоэтике лишь в последние десятилетия, именно тогда, когда ставится под сомнение безусловная и исключительная компетентность врача в определении блага пациента. Выбор, делаемый пациентом, как бы он ни расходился с позицией врача, должен определять дальнейшие действия последнего. Принцип автономии утверждает право личности на невмешательство в ее планы и поступки и, соответственно, обязанность других не ограничивать автономные действия. Типичный пример такой ситуации – информирование безнадежно больного пациента о диагнозе его заболевания, но в такой форме, чтобы сообщение правдивой информации не наносило ему психологический и моральный вред.

Следует отметить, что действие принципа уважения автономии ограничивается в отношении тех, кто не в состоянии действовать автономно – детей, пациентов с некоторыми психическими заболеваниями (признанных судом недееспособными), тех, кто находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

4) принцип справедливости. Принцип справедливости, как он понимается в биоэтике, можно сформулировать так: каждый должен получать то, что ему причитается. Этот принцип имеет не абсолютную, а лишь относительную силу. Например, если в ситуации с пересадкой донорского органа окажется, что пациент, занимающий более далекое место на листе ожидания, находится в критической ситуации, то врач может поступиться обязательствами, вытекающими из принципа справедливости, и руководствоваться принципом «не навреди».

2.3. Здоровье и болезнь: акценты и приоритеты. Страдание и сострадание: вред или польза?

В многовековой истории медицины прослеживается единая линия ее развития — непрерывное поступательное движение от самых общих взглядов о природе болезней человека, основывающихся на наблюдениях врачей за их клиническим течением, ко все более глубокому пониманию сущности патологических процессов.

Болезнь — это предмет медицины, который обнаруживает связь человеческого знания и человеческого страдания. Главная задача научного поиска — это лечение болезней. В связи с этим можно объяснить возникновение «науки о здоровье» валеологии (впервые данное понятие было введено в 1997 г. по требованию ВОЗ).

В медицинской науке нет общепринятого определения «здоровье». В целом это означает отсутствие устойчивых факторов, обеспечивающих бесперебойную работу, которые приводили бы человека к здоровью. Однако исследования медиков свидетельствуют о зависимости здоровья и качества образа жизни человека. Поэтому здоровье — это системное единство духовного, душевного, телесного устроения. В свою очередь, болезнь — это сбой всех вышеупомянутых составляющих.

Личный опыт болезни — это уникальное доказательство значения милосердия и сострадания. Порой только тяжело болея, мы, в состоянии беспомощности и страдания, в полной мере начинаем ценить человеческое соучастие и заботу.

2.4. Моральная и юридическая свобода врача: право на риск и проблема ответственности. Сущность и виды риска в медицине

Среди множества профессий трудно найти такую, где бы, как в медицине, мастер столь часто терпел поражение. На руках у врача умирают чужие люди, волею судьбы ставшие для него близкими и дорогими. Он страдает и сострадает. Он тяжело переживает каждую свою неудачу в борьбе со смертью. Весьма тяжелы испытания для врача: видеть обращенные к нему с надеждой и страданием взоры умирающего и сознавать свое бессилие. Сколько надо сил и выдержки, чтобы не очерстветь душой среди этих мучительных хрипов и стонов! Врач и больной… Судьба соединила их незримой нитью. Врач — последняя надежда. От него ждут чуда. Однако врачи имеют свой предел. Предел выдержки и терпения, определяемый отношением к страданию и способностью к состраданию.

Страдание и сострадание — это конкретное проявление Добра и Зла в медицине.

Страдание — это эмоциональное состояние человека, вызванное трудностями, превышающими его физические, душевные и духовные возможности.

Не в состоянии преодолеть трудности самостоятельно, страдающий человек обращается к врачу, в котором он, прежде всего, видит человека, способного помочь освободиться от страдания. Врач должен помнить об этом и использовать свои знания, умения и навыки во благо больного. Основное предназначение врача — освобождать пациента от страдания. Поэтому каждый, кто встал на путь врачевания, не может смириться со страданиями и притерпеться к ним.

Сострадание — это умение страдать вместе с другим, сочувствовать, сопереживать, соболезновать. Можно утверждать, что для врача — это элемент его профессионализма.

Наиболее действенной, практической формой сострадания больному выступает милосердие врача. Милосердие — это проявление человеческого в человеке, сердолюбие, готовность делать добро, любовь на деле. Особенно велика роль милосердия в медицинской практике, где врачи, медсестры, фармацевты имеют дело с инвалидами, тяжелобольными, стариками.

Эмпатия — сопереживание, сочувствие, соучастие. Внимательно выслушивая больного, сочувствуя ему, врач дает ему возможность высказаться и тем самым облегчает его душевное состояние, берет боль пациента на себя. Однако следует помнить, если постоянно освобождать больного от преодоления трудностей, этим можно ввести его в роль страдальца – он не захочет из нее выходить.

2.5. Профессиональный долг врача: в чем его смысл?

Отношением к добру и злу определяется мера свободы в деятельности врача. Давая клятву нести людям Добро, врач практически уже сделал свободный выбор. Свобода врача обеспечена гуманистическими принципами, которым подчиняется его деятельность (рисунок 2).

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 1914 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Добро и Зло – эти обобщенные формы разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного – являются критериями любой поведенческой деятельности человека. Особое значение приобретают они в медицине, от которой во многом зависит не только сохранение, но и качество жизни людей. Врачи, медицинские сестры, фармацевтические работники уже в силу своей профессии нацелены на Добро. Не случайно во всех профессиональных кодексах и клятвах сформулированы основные нравственные принципы, определяющие идеалы, мотивы и действия врача: “Святость жизни”, “Благоговение перед жизнью”, “Не навреди”, “Не убий”, “Благодарность учителям”, “Взаимопомощь коллег”. Именно этими нормами добра должен, прежде всего, руководствоваться врач при определении стратегии и тактики лечения.

Безусловно, эти нормы сами по себе есть добро и нацелены на добро. Казалось бы, их соблюдение автоматически решает проблему Добра и Зла. Но в том-то и дело, что нравственные коллизии медицины здесь только начинаются. Действительно, “не навредить” – значит не сотворить зла. Но что есть Зло в каждом конкретном случае?

Хирургическое вмешательство, которое может спасти жизнь больному, но может и “навредить” (оказаться бессмысленным или неудачным, усугубить его страдания) – добро это или зло? И что тогда: ждать, пустить болезнь “на самотек”, опасаясь “навредить”, или, наоборот, спешить предпринять все необходимое, ибо “промедление смерти подобно”? Многое здесь зависит от темперамента, характера, решительности врача, его способности к риску, его моральных установок и мотиваций. Что, например, окажется сильнее: стремление помочь, облегчить страдания, “не навредить” именно этому больному, или здоровая любознательность исследователя, желание испробовать еще одну методику, чтобы спасти многих, даже попутно “навредив” одному? Обратите внимание, речь здесь идет о благородных мотивах, но даже они могут быть “добром” или “злом”. Что же говорить о таких низменных мотивах, как карьера, личное благополучие или спокойствие, которых часто добиваются, именно “навредив”.

Однако, как утверждал Сократ, никто сознательно зла не творит: его совершают по неведению. Но если навредил, сотворил зло, не желая того, не специально, по неведению, оправдывает ли это Зло? Смотря по тому, что это за неведение: неведение самой медицины (которая действительно сегодня еще многого не знает и не умеет), или собственное неведение врача?

Часто фразой “медицина здесь бессильна” некомпетентные, малопрофессиональные врачи прикрывают свое личное бессилие и творимое ими зло. Медицина уже знает, может, умеет, а он, врач, не слышал, не читал, не знает, по-прежнему остается на уровне устаревших учебников, да и их-то помнит довольно смутно.

А как сложно выполнение заповеди “Не навреди” в психиатрии! “Не навреди” кому? Больному? Окружающим? Но как часто, корректируя поведенческие реакции больного, приводя их “в норму”, медицина вторгается в область личностной автономии субъекта, творя что? Добро или Зло? Не случайно именно по этическим соображениям наложен мораторий на некоторые методики в области психиатрии.

А библейское, общечеловеческое “Не убий”? Что оно означает в медицине, когда, несмотря на действия врача или даже в их результате наступает смерть больного, – это “убийство”? И если да, то всегда ли это “убийство” – зло? А если это помощь больному в прекращении его страданий? Но имеет ли врач юридическое и моральное право на подобную “помощь”? Или другая традиционная медико-морально-христианская проблема: аборт – это убийство? Это нарушение заповеди “не убий”? И как решить здесь проблему добра и зла, особенно если речь идет о плоде с заранее известными аномалиями развития?…

Как видим, проблема Добра и Зла в медицинской этике не ограничивается простым постулированием: “что такое хорошо, и что такое плохо”. Она нацеливает на неоднозначные решения в конкретных ситуациях, которые будут рассмотрены далее. Решения эти облегчает или затрудняет то обстоятельство, что, как известно из общей этики, в реальной жизни нет абсолютного Добра и абсолютного Зла. Каждое явление и действие может в той или иной степени нести в себе и то, и другое. И задача врача — суметь выявить эту степень и минимизировать Зло, максимально творя Добро.

У К. Маркса есть интересное высказывание: “Человеческое тело от природы смертно. Болезни поэтому неизбежны. Почему, однако, человек обращается к врачу только тогда, когда заболевает, а не когда он здоров? Потому что не только болезнь, но и сам врач уже есть зло. Постоянная врачебная опека превратила бы жизнь в зло, а человеческое тело – в объект упражнений для медицинских коллегий. Разве не желательна смерть, нежели жизнь, состоящая только из мер предупреждений против смерти? Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь? Неотступный врач уже сам по себе был бы болезнью, при которой даже не было бы надежды умереть, а оставалось бы только жить. Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить. Разве дух не имеет больше прав, чем тело?” Обратите внимание на парадоксальность приведенных рассуждений: Маркс не только болезнь, но и врача склонен рассматривать как зло. Как это следует понимать? Только ли как то, что образ врача всегда ассоциируется со страданием, болезнью, болью? Или связь здесь гораздо сложнее? Подумайте над этим.

Источник