Если ребенок умирает от тяжелой болезни

В конце мая 2020 года благотворительный фонд помощи хосписам «Вера» выпускает книгу «Основы паллиативной помощи» под редакцией Роберта Твайкросса и Эндрю Уилкока (переводчики — Вера Ерохина и Гульнара Юнусова, медицинский редактор — Елена Полевиченко). Ее будут распространять в профильных медицинских организациях и на обучающих мероприятиях фонда, а электронная версия появится на портале «Про Паллиатив». По сути, это учебник для специалистов, однако там есть немало полезного и для людей, которые столкнулись с жизнеугрожающим заболеванием, и их близких. Мы решили опубликовать (с небольшими сокращениями) главу, посвященную помощи детям, переживающим утрату.

Как дети переживают горе

Горе — это нормальный физический, эмоциональный, поведенческий и когнитивный ответ на тяжелую утрату. Это здоровый, прогнозируемый и улучшающийся со временем процесс. Горевание может быть отложенным и наступить спустя недели или месяцы, обычно этот процесс занимает несколько месяцев или лет, в течение которых горевание то манифестируется, то проходит. Положительный исход для ребенка тесно связан с психическим здоровьем второго родителя, его способностью справиться с горем, а также степенью близости, доверительности отношений и дисциплины. Таким образом, важнейшее значение имеет оказание поддержки второму родителю или лицу, осуществляющему уход.

Другие факторы, влияющие на продолжительность и интенсивность переживания горя, включают в себя:

  • близость отношений с умершим родителем;
  • семейные обстоятельства (конфликт между родителями, раздельное проживание, развод — менее благоприятный исход);
  • обстоятельства смерти (самоубийство, скоропостижная смерть — менее благоприятный исход);
  • предшествующий опыт утраты;
  • особенности личности и способность преодолеть утрату (определяется, главным образом, привязанностями, сформированными в раннем возрасте);
  • доступность поддержки, оказываемой другими взрослыми и/или детскими службами помощи в случае утраты.

Выражение горя

Хотя проявления горя у взрослых и детей схожи, у последних они определяются тем, как дети понимают смерть. Понимание может быть различным в зависимости от возраста, пола, стадии эмоционального развития, вербальных и когнитивных способностей. По мере взросления понимание смерти и восприятие мира у детей меняется, и они могут вернуться к воспоминаниям о горе или проанализировать произошедшую смерть с другой точки зрения. Перемены или переход на новый жизненный этап (например, смена школы, посещение школьного выпускного вечера, выбор вуза, переезд из родительского дома) также могут вновь вызвать боль утраты.

Соматические проявления

У детей, переживающих горе, часто наблюдаются соматические жалобы:

  • нарушения сна, например трудности с засыпанием, повышенная сонливость, ночные кошмары;
  • боли, например боль в животе, головная боль;
  • трудности с питанием, потеря аппетита, компульсивное переедание;
  • регрессия: недержание мочи или кала, ночное недержание мочи, запор.

Могут наблюдаться проблемы со сном, если рядом с ребенком не находится близкий человек, к которому он испытывает привязанность.

Эмоциональные проявления

Помимо проявлений, наблюдаемых у взрослых, дети часто боятся:

  • смерти кого-то еще из близких или собственной смерти;
  • изменений образа жизни, например необходимости сменить место жительства, уменьшения дохода семьи;
  • покинутости.

Их может также тяготить чувство вины, ответственности за смерть родителя.

К нормальным навыкам совладания (копинг-навыкам) у детей относятся попытки отвлечься и переключить внимание, и это может создать впечатление, что ребенок не горюет или что он справился с утратой. Горевание у детей нередко проявляется эпизодически:

  • быстрая смена настроения: от очень грустного до воодушевленного и веселого в течение непродолжительного времени;
  • печаль сопровождается желанием побыстрее вернуться к обычным занятиям.

Родителям и лицам, осуществляющим уход, полезно знать, что такие проявления встречаются часто. Кроме того, некоторые дети, продолжая испытывать дистресс, пытаются защитить живого родителя и делают вид, что справились с утратой.

Поведенческие проявления

Во время переживания утраты поведение детей обычно меняется. Поведенческие проявления у детей и молодых взрослых в связи с утратой:

  • Склонность к спорам
  • Стремление привлечь к себе внимание
  • Ночное недержание мочи
  • Эмоциональная зависимость
  • Мечтательность
  • Трудности в общении с новыми лицами, осуществляющими уход
  • Нарушение концентрации внимания
  • Перепады настроения
  • Ночные кошмары
  • Плохая успеваемость в школе
  • Отказ ходить в школу
  • Регрессия
  • Беспокойство
  • Вспышки гнева
  • Замкнутость

Часто наблюдается регрессивное поведение, обычно это свидетельствует о том, что ребенок ищет безопасности. Дети чаще, чем взрослые, проявляют свои чувства, которые могут находить выражение в немотивированном гневе или агрессии по отношению к другим детям. Иногда в таких случаях довольствуются простым объяснением: что ребенок «капризничает» или «плохо себя ведет». Понимание этого и принятие ребенка живым родителем и другими лицами, осуществляющими уход, поможет ребенку адаптироваться. Следует поддерживать соответствующие возрасту поведенческие границы.

Подготовка к смерти родителя

Уменьшить тревожность и обеспечить более успешную долгосрочную адаптацию к утрате возможно за счет адекватной подготовки ребенка, после того как родителю поставлен угрожающий жизни диагноз.

Дети видят, слышат, воспринимают и знают гораздо больше, чем зачастую представляется взрослым. Даже превербальные и невербальные дети могут по напряженному состоянию взрослых понять, что происходит что-то неприятное. Если взрослые избегают обсуждать то, что сильнее всего занимает мысли ребенка, он может испытывать замешательство и чувство одиночества или думать, что произошло что-то более страшное, чем на самом деле. Родителям в состоянии «упреждающего» горя (anticipatory grief) будет крайне сложно отвечать на вопросы ребенка и удовлетворять его эмоциональные потребности.

Большую ценность представляют советы о том, как разговаривать с ребенком о смерти в соответствии с его возрастом, какие лучше использовать слова и каким должен быть объем информации.

0–3 года

Понимание смерти

  • Осознанное понимание смерти отсутствует.
  • Могут реагировать на выражения дистресса у окружающих.

Возможные проявления

  • Реакции на утрату могут прогрессировать: протест и плач — отчаяние — отстраненность и безразличие.
  • Страх разлуки, повышенная зависимость — необходимость в присутствии других людей, которые утешают, и физическом контакте.
  • Ребенок продолжает искать умершего родителя.
  • Ребенку необходимо постоянно проговаривать, что умерший родитель не вернется.

3–5 лет

Понимание смерти

  • Воспринимают смерть как временное и обратимое явление.
  • Могут понимать болезнь главным образом как заражение.
  • Часто верят, что их действия способны повлиять на мир вокруг них и что они каким-то образом могли стать причиной смерти.

Возможные проявления

  • Вопросы, которые могут показаться жестокими или бестактными и которые на самом деле возникают вследствие конкретного и буквального видения мира. Например, дети могут попросить заменить умершего родителя.
  • Очевидные противоречия в осознании фактов: например, могут признавать, что знают о том, что их родитель умер, но позже спрашивают, когда он вернется.
  • Если у ребенка возникли заблуждения, их может потребоваться исправить. Например, заверьте ребенка в том, что смерть не связана ни с какими его словами и действиями.
Читайте также:  При первых симптомах болезни что пить

5–8 лет

Понимание смерти

Начинают понимать, что смерть:

  • необратима;
  • те, кто умер, не вернутся;
  • означает прекращение мыслительных процессов, чувств, слуха, зрения, речи, приема пищи, движения;
  • касается всех;
  • в итоге умирает каждый, в том числе сам ребенок.

Возможные проявления

  • Гнев по отношению к умершему родителю и/или тем, кто не смог предотвратить смерть.
  • Повышенная зависимость от живого родителя — сопротивление расставанию с ним даже на короткое время.
  • Когда ребенок понимает, что смерть означает прекращение мыслительных процессов, чувств и движения, он перестает беспокоиться о том, что умершему родителю холодно или одиноко.
  • Опасения, что другие люди, которых ребенок любит, могут умереть или не находятся в безопасности.

8–12 лет

Понимание смерти

  • Полное понимание природы смерти и ее причин.
  • Может возникнуть болезненное любопытство; часто интересуются физическими подробностями процесса умирания.

Возможные проявления

  • Желание быть мертвым; ребенка нужно внимательно расспросить, но, как правило, это выражение желания быть с умершим родителем, а не совершить самоубийство.
  • Ребенка необходимо заверить в том, что он не может заразиться болезнью умершего родителя.
  • Ребенка утешают мысли о загробной жизни, в которой умерший родитель продолжает заниматься любимыми делами и/или продолжает заботиться о ребенке и ухаживать за ним.

Подростки

Понимание смерти

  • Имеют представление о смерти, свойственное взрослым.
  • Формируется способность мыслить абстрактно; часто интересуются экзистенциальными последствиями смерти.

Возможные проявления

  • Если подростку трудно разговаривать со вторым родителем, это нормально.
  • Отказ от участия во взрослых занятиях и семейных мероприятиях.
  • Пытаются решать проблемы самостоятельно либо ищут поддержки у ровесников, которым доверяют, или других взрослых, но не у второго родителя.
  • Считают, что никто их не понимает.
  • Вовлекаются в опасные занятия, чтобы бросить вызов собственной смертности.
  • Сильные эмоциональные реакции или трудности с определением и выражением чувств.
  • Принимают на себя новые роли и обязанности в семье в связи с ожиданиями (например, им говорят: «Будь сильным ради матери», «Теперь ты глава семьи»); это, скорее всего, будет тяжело для подростка.

<…>

Сложные разговоры

Повторяющиеся расспросы могут расстраивать родителей, но нормальны для детей младшего возраста. Дети старшего возраста часто задают прямые вопросы, например: «Ты умираешь?». Важно не обманывать ребенка и признать, что смерть возможна. Информация должна:

  • соответствовать возрасту ребенка;
  • по возможности сообщаться постепенно, небольшими объемами, предпочтительно по инициативе ребенка — в ответ на его вопросы;
  • при необходимости сообщаться повторно;
  • быть однозначной: используйте слова «умирает», «смерть», «умерший», не эвфемизмы, которые могут ввести в заблуждение (такие как «он уснул», «мы его потеряли»).

Родители должны понимать, что плакать в присутствии ребенка нормально. Ограждение детей от проявлений горя может привести к тому, что ребенок вместе cо своей печалью будет чувствовать себя изолированным. В такой ситуации ребенок может сделать вывод, что выражать эмоции недопустимо, и не получить утешения, в котором нуждается.

Другие вопросы

Прощание с умершим

Для детей прощание с усопшим может быть важным опытом, который позволяет удостовериться в том, что смерть наступила, и дает возможность попрощаться с покойным. Ребенка необходимо подготовить к прощанию, например рассказать ему, как выглядит гроб, комната прощания, тело, чего следует ожидать при прощании. Это позволяет ребенку сделать осознанный выбор — участвовать ли в церемонии прощания.

Перед прощанием спросите ребенка еще раз (или несколько раз), точно ли он хочет участвовать. У него должна быть возможность изменить свое решение. На церемонию ребенка сопровождает взрослый, которому он доверяет. У ребенка должно быть достаточно времени, а также возможность задать вопросы. Возможно, у ребенка возникнет желание положить в гроб что-то от себя.

Присутствие на похоронах

Решение о присутствии ребенка на похоронах принимается индивидуально, по возможности необходимо спросить мнение самого ребенка. Принятие ребенком осознанного решения о присутствии на похоронах можно поддержать, если у него есть четкие представления о том, что будет происходить в ходе церемонии (так, дети могут испытать потрясение при виде того, как плачут другие люди).

Если ребенка не берут на похороны, у него могут усилиться чувства вины, одиночества, покинутости. С другой стороны, если ребенок попадает в эмоционально насыщенную ситуацию без подготовки, это может оставить стойкие травматические воспоминания. Перед похоронами спросите ребенка еще раз (или несколько раз), точно ли он хочет идти. У него должна быть возможность изменить свое решение.

Чтобы родственники могли открыто выразить скорбь по усопшему, лучше, если на похоронах будет присутствовать человек, которого напрямую не затрагивает утрата и который мог бы поддержать ребенка.

Память об усопшем

Разговоры об умершем родителе могут помочь ребенку сохранить о нем хорошие воспоминания. Обсуждение памятных моментов, сохранение и рассматривание памятных вещей и фотографий помогают поддерживать у ребенка ощущение, что умерший родитель является важной частью его продолжающейся жизни.

Школа и другие занятия

Школа — это среда, где ребенок чувствует себя защищенным, обеспечивающая ему определенный режим дня. Однако в некоторых случаях, находясь в школе, ребенок ощущает, что он не такой, как все, и испытывает одиночество. Беспокойство могут вызывать также уроки и экзамены. Для ребенка и его семьи могут быть полезны другие регулярные занятия, а также специально организованные мероприятия.

Насмешки и травля

Горюющим детям часто приходится переживать насмешки и травлю. Причиной может быть страх: другие дети, не желая признавать, что подобное может произойти с ними, пытаются дистанцироваться, считая, что горюющий ребенок «не такой, как все». Вместе с сотрудниками школы работайте над тем, чтобы содействовать нормализации отношений с одноклассниками и помочь им поддерживать ребенка.

Поддержка в переживании утраты

Очень важно позволить ребенку выразить скорбь тем способом, который соответствует его возрасту. Это может быть музыка, живопись, игры, фантазирование, различные занятия, спорт, длительные прогулки — наконец, даже молчание.

Обучение родителей

Родителям полезно ознакомиться с общей информацией о горевании у детей, чтобы понимать поведение своего ребенка. Также это возможность получить рекомендации о том, как общаться с ребенком в подобной ситуации.

Книги

Для детей всех возрастов, как правило, полезно чтение книг и другой соответствующей возрасту литературы:

  • герои детской литературы, которые справляются с утратой, могут стать примером для детей, потерявших близкого;
  • чтение вместе с ребенком позволяет взрослым понять, о чем он думает и что чувствует;
  • пересказ ребенку специально подобранных историй может помочь выявить его эмоции и опасения, связанные с утратой.
Читайте также:  Влияет ли болезнь свинка на бесплодие

Расширение круга поддержки семьи

Расширение круга поддержки семьи полезно как для детей, так и для родителей. Предложите родителям привлечь к поддержке ребенка, переживающего утрату, других родственников и взрослых, которым они доверяют. Это могут быть школьные учителя, школьные медсестры, социальные педагоги, сотрудники службы помощи семье, социальные работники.

Профессиональная помощь в переживании утраты

Не всем детям требуется терапия в период горевания. Службы, поддерживающие детей в период утраты, которые предоставляют услуги консультирования и организуют группы поддержки, — это преимущественно добровольческие организации, обладающие ограниченными ресурсами. Занятия включают в себя игры, рисование, музыку и семейную терапию. Если профессиональная помощь необходима, но доступ к ней затруднен, приоритетной задачей является поддержка живого родителя в период утраты.

Дети с трудностями в обучении

В период тяжелой утраты у детей с трудностями в обучении повышен риск худшего исхода, поэтому им необходимо обеспечить профессиональную помощь. Такие дети более зависимы от умершего родителя, и у них выше риск развития психических нарушений. Как и у других детей, реакция на утрату отражает их понимание смерти и утраты. Общий подход к оказанию помощи им и живому родителю примерно тот же, что и в случае здоровых детей.

Если ребенок не способен выражать свои чувства, скорбь может быть трудно распознать, особенно если реакция на утрату проявляется в виде соматических симптомов или изменений в поведении (например, раздражительность, сонливость, употребление неприличных выражений, гиперактивность, гнев, стремление привлечь к себе внимание). Важно объяснить лицам, осуществляющим уход, что такое поведение — нормальная реакция на утрату. Кроме того, следует избегать чрезмерного использования лекарственных средств и методов терапии, направленных на изменение поведения.

Важно, чтобы ребенок получал непротиворечивую информацию и постоянную поддержку везде: дома, в школе, в . Если в общении с ребенком есть трудности и это ограничивает возможности консультирования или лечения, используйте прикосновения, будьте честны с ребенком. Полезно также общение со знакомыми людьми и привычные повседневные ритуалы.

Источник

Психологические аспекты болезни и выздоровления.

Наши дети иногда болеют, в большинстве своем легко и не требуя особых условий. Однако, бывают ситуации, когда ребенку требуется длительное лечение в больнице в результате травмы или болезни, либо родители слышат очень тяжелый диагноз… С этого момента жизнь семьи меняется, происходит смена приоритетов и отношений к ребенку и к себе. Психологически, болезнь ребенка – это трудное испытание для самого ребенка, у которого жизнь резко изменилась, но это сложный этап и для всей его семьи. Но, чтобы эффективно помогать ребенку в трудной ситуации, родителям нужно знать некоторые особенности в «психологии болезни», чтобы помочь ребенку выздороветь или существенно поправить свое здоровье, пережить сложный период.

Ребенок и его болезнь.
Болеющий ребенок или ребенок-инвалид достаточно сильно отличаются от здоровых детей, и дело не во внешних проявлениях, хотя и они существенно влияют на течение процесса. Болезнь меняет настроение детей – они обычно подавлены, плаксивы, замкнуты, хотят уединения, либо беспокоятся, внутренне тревожны, раздражительны, очень редко болезнь вызывает протест и отрицание – дети проявляют беспечность и благодушие. Кроме эмоций изменяется и внутренняя мыслительная деятельность – дети зацикливаются на мыслях о тяжести или смертельности болезни (хотя это часто не соответствует действительности), они боятся неизлечимости или самого лечения, боятся боли, вследствие чего могут отказываться от лечения (особенно если оно болезненное и длительное) или реабилитации.

Часто при болезни нарушаются поведенческие реакции – дети перестают играть в привычные игры, перестают контактировать с окружающими, стараясь избегать общества из-за ограничений, которые накладывает на них болезнь. Часто проявляются своеобразные формы протеста против заболевания – дети не соблюдают режим дня, не хотят ложиться спать, есть или не слушаются взрослых, шалят, поступают неуместно обстоятельствам, кричат, раздражаются. Это защитная реакция, при длительной болезни дети постепенно привыкают существовать по новым правилам и учатся жить болеющими.

Важно еще и то, как ребенок воспринимает и оценивает свою болезнь. В формировании внутреннего образа заболевания используется весь жизненный опыт, который помнит ребенок, и особенно тот, когда малыш болел ранее, и как он это делал. Жизненный путь ребенка относительно недолог, ему сложнее, чем взрослым людям, сопоставлять то, что его тревожит, с ранее пережитым, он не может обобщать все сведения, которые он имеет, и использует только их для понимания случившегося. Однако по мере взросления это получается все более правильно, и потому то, что переживалось ребенком не так давно, может сказаться в реакции на заболевание. Так, болезни других с благоприятными исходами, без наличия явного страдания и опасения от своих мамы и папы, создадут более оптимистический фон, чем например, недавние поминки по члену семьи или кончине соседа.

Понимание детьми этапа умирания и самой смерти своеобразно, и поэтому родители должны быть очень аккуратны в таких вопросах с малышом. Для понимания психики больного ребенка и его внутренней картины болезни следует знать о представлениях ребенка о смерти. Это особенно необходимо, когда ребенок страдает неизлечимой болезнью. Для дошкольников собственная смерть невероятна, и они о ней не думают, но могут поверить в смерть других людей. Они понимают смерть не как естественный конец жизни, а как результат враждебности других или наказание за плохое поведение.

Школьники знают о смерти, думают и могут говорить о ней, связывая ее с мыслями о возмездии за плохое поведение. Еще до 7-9 лет ребенок не может постичь процесс умирания. Различие представлений о смерти зависит также от познавательного уровня, психосоциального развития и пережитого опыта. Так или иначе, к 10 годам понимание смерти формируется у всех детей. Поэтому, во всех вопросах ребенка об исходе болезни (например, «мама, я умру?») вопрос смерти необходимо обходить и сглаживать. Ребенок должен быть твердо уверен в благоприятности исхода – это дает ему силы выздоравливать и бороться!

Читайте также:  Восстановление после болезни в тренажерном зале

Сложности болезней детей заключаются и в других аспектах. Дети своеобразно воспринимают проводимое им лечение, из-за особенностей детских представлений о том, как влияют лекарственные вещества на их организм. Дошкольник может бояться переливаний крови, они могут думать, что с них может вытечь вся их кровь, а внутривенного вливания, из-за опасности утонуть.

Практически все дети не имеют представления, как бы они могли помогать ему пойти на поправку. Только небольшое число этих детей понимают, что если они будут находиться в постели – это будет одним из условий выздоровления. Около трети детишек воспринимают лечебный процесс как враждебность, опасность или наказание. У очень немногих детей лечебные воздействия в виде приема лекарственных препаратов в виде оральных форм, ограничения активности или операций воспринимаются адекватно. Детям необходимо специально объяснять необходимость принимать все прописанные лекарства и создавать положительное эмоциональное отношение к процессу лечению в целом.

Важно подружиться с врачом и сестрами, дать понять ребенку – что они друзья. Понимать роль медицинских работников, когда идет процесс лечения дети могут очень по-разному, и это зависит не только от психической зрелости самого малыша, влияет еще и предшествующий опыт раннего лечения, культура внутри семьи и психологическая атмосфера внутри нее. Дети очень часто просят ухаживающих на ними медсестер, которые были с ними ласковы и подбадривали, чтобы они были рядышком с малышами при всех врачебных манипуляциях или осмотрах, а после завершения острой фазы болезни с благодарностями вспоминают всех своих лечащих врачей и сестер. Понимать роль врачей с возрастом дети могут все более четко, и от этого взаимодействие с ними становится более простым.

Что помешает лечению?
Отрицательную роль в формировании правильной картины болезни могут сыграть наблюдаемые ребенком неоднократные обострения тяжелых хронических заболеваний у живущих совместно бабушек или дедушек, в особенности, если при этом встревоженные родители часто вызывают «скорую помощь». Это может создать у ребенка ощущение чрезмерной опасности своей болезни и страх («я умру, ведь ко мне ведь тоже приезжала скорая» — думает ребенок).

Собственные, даже множественные заболевания, которые были перенесены в период раннего детства, не оставляют такого осмысленного воспоминания и сильного эмоционального впечатления, как недавние. Особенно, если они восприняты как серьезная угроза здоровью, либо были очень болезненны, тяжело лечились или оставили увечья. Естественно, что опыт и менее болезненных заболеваний и процедур также участвует в создании внутренних картин его болезни. Дети спрашивают – «почему в прошлый раз мы пили только таблетки, а теперь нужно уколы?», «зачем мы в больнице, ведь раньше всегда были дома» и т.д.

Дети переживают тяжело не только факт болезни, но и ограничение активности, невозможность играть в любимые игры, бегать, прыгать, гулять. Те дети, кто постарше — сильно страдают от дефицита общения со сверстниками. В большой мере влияют формирование выраженных беспокойства и тревог, которые царят внутри семьи из-за возможных или развившихся у ребенка заболеваний.

Родители, семья и болезнь ребенка.
Болезнь ребенка, особенно если она тяжелая, либо если родители мало о ней знают, в большинстве семей воспринимается достаточно остро и тяжело. Это и понятно, современные семьи имеют небольшое число детей (обычно – один-два, реже больше), поэтому родители очень боятся потерять малышей, у них формируется глубокая привязанность к каждому ребенку, особенно если он родился поздно, были проблемы в здоровье или родители долго не могли иметь детей. Ребенок для родителей – продолжение самих себя, непрерывность рода, они возлагают на детей надежды, думая, что дети исполнят все их нереализованные мечты и воплотят в жизнь идеи, исправят ошибки.

На детей рассчитывают родители, думая о старости, они мечтают о том, что о них будут заботиться их повзрослевшие сын или дочь. Поэтому, при серьезном заболевании ребенка – это потенциальная угроза для всех, крушение планов и надежд, страх одиночества. Поэтому родители всеми силами пытаются создать для ребенка все условия, чтобы оградить их от опасностей, как реальных, так и в большинстве своем надуманных.

Кроме того, родители переживают еще и потому, что вами зачастую имеют проблемы в здоровье, опасаясь, что их собственные недуги стали причиной болезни ребенка, либо помешают им адекватно помогать в лечении малыша. Сейчас развиты средства массовой информации. Родители могут получать информацию о болезнях, порой очень недостоверную и противоречивую, которая пугает их, особенно если даются неблагоприятные прогнозы. Тогда наступает отрицание болезни, и родители начинают походы по врачам, в поисках такого специалиста, который бы сделал невозможное. Они пренебрегают рекомендациями, отказываются от лечения и реабилитации, прибегают к способам народной медицины и услугам сомнительных целителей, часто упуская драгоценное время, которое необходимо для лечения.

Во второй части статьи мы продолжим разговор об этой сложной проблеме.

Источник